Знаки опасности при перевозки опасных грузов

Правила перевозок опасных грузов

К опасным грузам относят материалы, соединения, вещества и всевозможные изделия из них, обладающие особыми характеристиками. Их отличительные особенности являются потенциальной причиной пожара, взрыва и загрязнения окружающей среды.

Имеется особая классификация опасных грузов, которая обязательно учитывается при осуществлении их доставки. Данный процесс является довольно сложным. Чтобы выполнить его в полном соответствии с правилами перевозки опасных грузов 2018 2019, нужно поручить организацию процесса квалифицированным логистам.

Основными нормативами, согласно которым выполняется доставка опасных грузов, выступают действующий Устав автомобильного транспорта, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом и Европейское соглашение ДОПОГ, а также Правила перевозки опасных грузов автотранспортом, для обозначения которых используется аббревиатура ПОГАТ.

По Правилам перевозки опасных грузов опасные вещества транспортируются в твердом либо жидком состоянии. Для каждой разновидности груза используется конкретный тип автотранспорта. Для каждого автомобиля заранее подготавливается соответствующий комплект документов.

По правилам перевозок опасных грузов водитель автотранспорта должен иметь свидетельство о прохождении специальных курсов, позволяющий заниматься данным видом деятельности.

Транспорт для транзита опасного груза следует подготовить заблаговременно. Согласно правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом необходимо внимательно проверить техническое состояние автотранспорта и квалификацию водителя.

На основании паспорта безопасности (MSDS) транспортируемого вещества нужно составить аварийные карточки и подготовить сопроводительные документы, перечень которых утвержден в Правилах перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

В случае транспортировки грузов повышенной опасности, согласно статьи 31 Ф3-257, необходимо разработать маршрут передвижения и согласовать его с разрешительными органами и получить спецразрешение. Согласование длится несколько рабочих дней.

Водитель не должен отклоняться от утвержденного маршрута. По правилам перевозки опасных грузов в обязанности водителя входить слежение за режимом скорости и состоянием автомобиля. Неукоснительное соблюдение всего свода правил является залогом безопасной грузоперевозки опасных веществ и поможет избежать большинства чрезвычайных ситуаций!

Знаки опасности для транспортировки опасных грузов на РЖД должны наноситься на тару, в которую они упакованы, и на транспортировочный вагон. Если в одном вагоне транспортируется несколько подобных товаров, то на его поверхность должны быть размещены все соответствующие знаки опасности на жд транспорте.

Если речь идет об автомобиле, то таблички или наклейки размещаются на каждой упаковке товара в отдельности, а также на передней и задней частях транспортного средства и прицепа (в случае с автопоездом).

При перевозке морем маркировка должна быть сделана на упаковочной таре и контейнерах с отдельными видами упаковок.

Повышенные требования к безопасности предоставляются к ТС, которые перемещают опасные грузы (ОГ). Необходимо соблюдение множественных правил, которые являются основанием, чтобы получить ДОПОГ на перевозку ОГ. Транспорт должен соответствовать правилам:

  1. Опасные грузы обязаны транспортироваться только на ТС, которые специально для этого оборудованы. На каждый вид ОГ распространяются разные требования ГОСТ к емкостям и автомобилям. Этот пункт должен сопровождаться технической документацией;
  2. ТС, которые постоянно задействованы в перевозке ОГ, должны оборудоваться выпускной трубой, вынесенной в сторону перед радиатором. Если переоборудование недоступно по техническим причинам, то можно устанавливать трубу справа, только вне зоны топливного соединения. Необходимо, чтобы бак не соприкасался с источниками тепла или электричества. Допустима простая изоляция бака;
  3. Автомобили окрашивают в специальные цвета, а по бокам, изображения, свидетельствующие об опасности. Легковоспламеняющиеся соединения окрашивают в оранжевый цвет, самовозгорающиеся элементы должны транспортироваться в ТС, которые сверху имеют белый цвет, а снизу красный. Вещества газового типа или те, которые превращаются в газы при контакте с водой, ТС должны иметь синий цвет;
  4. Особые требования к электрической сети автомобиля также имеет место:
    • Напряжение в пределах 24 Вт;
    • Оболочка проводов выполняется на основании бесшовной технологии и не подвергаться воздействию внешних факторов;
    • Требуется наличие исправных предохранителей;
    • Электропроводка прочно закрепляется, защищается от механических воздействий, нагрева;
    • Аккумулятор должен располагаться в вентилируемом отсеке. Дополнительно в электрическую цепь нужно добавить выключатель, который располагается возле аккумулятора, может иметь механический или дистанционный принцип работы;
    • Лампы внутри кузова защищаются решеткой, наружные провода должны отсутствовать. Запрещено использование ламп, где используются цоколи с резьбой.
    • Автомобили должны иметь заземление с помощью цепочки для поглощения статического напряжения;
    • ТС типа фургон обязано обладать прочным, полностью закрытым корпусом, обладать отдельной вентиляцией. В качестве материалов обивки не используются материалы подверженные легкому воспламенению. При транспортировке ОГ в открытых кузовах, необходимо использовать брезент из огнеупорных материалов;
    • Оборудование на цистернах важно защитить даже в случае опрокидывания. Все трубопроводы должны армироваться с помощью усилительных колец, колпаков или других элементов;
    • При перевозке ОГ в автомобиле должен присутствовать весь набор вспомогательных инструментов;
    • ТС оборудуются желтыми огнями, которые имеют автономный источник питания. Наносятся уведомления о перевозке ОГ по периметру ТС;
    • Запрещено использование более 1 прицепа или полуприцепа.
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом требует повышенного уровня безопасности, поэтому увеличиваются и требования, выдвигаемые к нему. Нормы регулируются благодаря европейскому соглашению и национальному стандарту.
Правила перевозок опасных грузов

Требования к оборудованию ТС, которое перевозит опасные грузы

Что это означает

Любой груз, его упаковка, транспорт, выполняющий транспортировку, должны иметь маркировку. Она говорит о виде внутреннего содержимого и классе опасности. Цель – информированность окружающих.

Система обозначений позволяет:

  • обратить внимание всех участников движения, включая пешеходов, к опасному транспортному средству (ТС). Это требуется для аккуратного и осторожного проезда, выполнения сложных маневров вблизи такого автомобиля, ограничение определенных действий (не курить, не жечь огонь);
  • оповещать контролирующие органы о проезде ОГ;
  • информировать МЧС о категории перевозимых веществ в случае ликвидации аварии.

Система оповещения состоит из таких элементов:

  1. Информационных карточек. Они дают возможность выполнять нужные действия в экстренных ситуациях службам экстренного реагирования.
  2. Информационные таблички. Ставятся спереди и сзади ТС.
  3. Аварийные карточки для спланированного порядка действий при аварии.
  4. Опознавательные надписи, краска для автомобилей, задействованных на доставке ОГ.

Табличка с обозначениями разрабатывается в соответствии с характеристикой каждого вида груза и мер предосторожности, которые требуются для него. Как правило – это визуальная цветная картинка, дополненная цифровыми и буквенными обозначениями.

Каждый из символов соответствует перечню определенных действий. Аббревиатура «КЭМ» означает Код Экстренных Мер, который и определяет вышеуказанные требования.

КЭМ необходим:

  • для правильного устранения последствий аварий;
  • определения причин аварии.

Примером возможных последствий является тушение водой калия либо натрия. Их взаимодействие может спровоцировать возгорание, как следствие, масштабный пожар. Причиной этого может послужить отсутствие нужной таблички.

Подобная ситуация возникает при поливе водой нефтепродуктов, так как молекулы Н2О при соприкосновении приводят к разбрызгиванию и поражению нефтепродуктами большой территории.

Маркировка

Транспортным предприятиям необходимо обозначать автомобили, которые выполняют перевозки ОГ. Для обозначения ТС используются особые окрасы, знаки и надписи.

Перевозка едких соединений производится в цистернах, имеющих желтый окрас. На обеих сторонах нужно рисовать продольные полосы черного цвета. Внутри должно находиться сообщение «Едкий материал». Отдельным случаем является перевозка аммиака, необходимость окраски кузова отсутствует, но нанесение надписи «Огнеопасно.

Размеры шрифта

Высота шрифта на автомобиле должна составлять 15 см, чтобы видимость сообщения была достаточной для видимости с различного расстояния и положения. Надпись должна сопровождаться знаками нового образца.

Огнеопасно
Они имеют вид квадрата, каждая сторона должна быть не менее 10 см в длину для транспортных пакетов, а перевозки контейнеров сопровождаются знаками не менее 25 см. Если возможность нанесения знака в необходимой форме отсутствует, доступно уменьшение размера до 5 см.

Перевозка ОГ должна сопровождаться изображениями, находящимися внутри знака:

  1. При транспортировке взрывоопасных веществ указывается изображение бомбы темного цвета;
  2. Газ не относящийся к типу легко воспламеняемых символически характеризуется белым или черным газовым баллоном;
  3. Легко воспламеняемые газообразные и жидкие вещества отображаются черным или белым пламенем;
  4. Ядовитые соединения – череп, а под ним находится 2 скрещенные кости.

Если ТС содержит пламя в круге черного цвета, это свидетельствует о перевозке ОГ, а именно окислителей и органических пероксидов. Вещества инфекционного типа обозначаются тремя серповидными символами.

Черный трилистник, который выполнен схематически, означает наличие радиоактивных веществ. Коррозионные и едкие вещества обозначаются в виде пробирки, из нее вытекают капли. В зависимости от типа вредности на знаке может вытекать жидкость на руку или лист металла.

Правила перевозок опасных грузов

Маркировка ТС, перевозящего опасный груз

Все указанные знаки наносятся на обеих продольных сторонах и сзади автомобиля. На цистерны наносятся отображения на торцы, если они имеют несколько отсеков, то каждый обозначается знаком.

Транспортные единицы при перевозке опасных грузов (кроме грузов классов 1 и 7) в упаковках маркируются двумя табличками оранжевого цвета. Одна табличка оранжевого цвета крепится спереди транспортной единицы, другая — сзади (см. п. 5.3.2.1.1 ДОПОГ). Идентификационный номер опасности и номер ООН на табличках не указываются.

Табличками оранжевого цвета не обозначаются транспортные единицы с опасными грузами, на перевозку которых распространяются освобождения, предусмотренные в подразделе 1.1.3 ДОПОГ.

Транспортное средство при перевозке опасных грузов класса 1 в упаковках маркируется двумя табличками оранжевого цвета. Одна табличка оранжевого цвета крепится спереди транспортной единицы, другая — сзади (см. п. 5.3.2.1.1 ДОПОГ). Идентификационный номер опасности и номер ООН на табличках не указываются.

Маркировка транспортных средств при перевозке опасных грузов в упаковках

Кроме того, транспортные средства, загруженные упаковками с опасными грузами класса 1, маркируются информационными табло, которые крепятся на боковых сторонах и сзади каждого транспортного средства (см. п. 5.3.1.5.1 ДОПОГ).

К транспортным средствам, перевозящим вещества и изделия разных подклассов класса 1, крепятся только информационные табло, соответствующие наиболее опасному подклассу, в следующем порядке: 1.1 — наиболее опасный; 1.5, 1.2, 1.3, 1.6, 1.4 — наименее опасный (см. п. 5.3.1.1.2 ДОПОГ).

Табличками оранжевого цвета и информационными табло не обозначаются транспортные единицы с взрывчатыми веществами и изделиями, на перевозку которых распространяются освобождения, предусмотренные в подразделе 1.1.3 ДОПОГ.

При перевозке в автоцистерне только одного опасного груза оптимальным является способ маркировки, при котором спереди и сзади транспортной единицы крепится по одной табличке оранжевого цвета (см. п. 5.3.2.1.1 ДОПОГ).

Для указания на виды опасности перевозимого  груза автоцистерны маркируются информационными табло, которые крепятся к боковым сторонам и сзади автоцистерны (см. п. 5.3.1.4.1 ДОПОГ).

Если вещество, перевозимое в автоцистерне, является опасным для окружающей среды, то рядом с информационным табло крепится маркировочный знак опасного для окружающей среды вещества (см. п. 5.3.6.1 ДОПОГ).

Автоцистерны для перевозки жидких нефтяных топлив класса 3 маркируются тремя информационными табло, которые соответствуют образцу знака опасности № 3. Информационные табло крепятся к боковым сторонам и сзади автоцистерны (см. п. 5.3.1.4.1 ДОПОГ).

Если в автоцистерне одновременно перевозится несколько жидких нефтяных топлив класса 3 (№ ООН 1202, 1203, 1223 или авиационное топливо с номером ООН 1268 или 1863) и не перевозится  никаких других веществ, то достаточно спереди и сзади транспортной единицы прикрепить таблички оранжевого цвета с указанными на них идентификационным номером опасности и номером ООН, которые предписаны для наиболее опасного из перевозимых веществ, в данном случае — для вещества с самой низкой температурой вспышки (см. п. 5.3.2.1.1 и п. 5.3.2.1.3 ДОПОГ).

Следует учитывать, что если в цистерне перевозится только один нефтепродукт или остатки только одного нефтепродукта, то на табличках, прикрепленных спереди и сзади транспортной единицы, должны указываться идентификационный номер опасности и номер ООН, предписанные для него в Перечне опасных грузов.

Транспортные единицы с одной или несколькими встроенными цистернами, в которых перевозятся опасные грузы, маркируются двумя табличками оранжевого цвета. Одна табличка крепится спереди транспортной единицы, другая — сзади (см. п. 5.3.2.1.1 ДОПОГ). Идентификационный номер опасности и номер ООН на табличках не указываются.

Кроме того, к боковым сторонам цистерны (отсека цистерны) крепятся хорошо видимые и размещенные параллельно продольной оси транспортного средства дополнительные таблички оранжевого цвета. На них указываются идентификационный номер опасности и номер ООН для каждого перевозимого в цистерне или отсеке цистерны опасного груза (см. п. 5.3.2.1.2 ДОПОГ).

Для указания на виды опасности перевозимого  груза автоцистерны маркируются информационными табло (см. п. 5.3.1.4.1 ДОПОГ). Информационные табло крепятся к боковым сторонам и сзади автоцистерны. Когда в автоцистерне с несколькими отсеками перевозится больше одного опасного груза, соответствующие информационные табло должны размещаться на боковых сторонах автоцистерны в местах расположения соответствующих отсеков.

Сзади автоцистерны размещаются информационные табло каждого образца, нанесенного на боковых сторонах. Однако в том случае, если для всех отсеков требуются одни и те же информационные табло, они должны быть размещены по одному на каждой боковой стороне и сзади транспортного средства.

Если в автоцистерне перевозится вещество, опасное для окружающей среды, рядом с соответствующим информационным табло крепится маркировочный знак опасного для окружающей среды вещества (см. п. 5.3.6.1 ДОПОГ).

Этот пункт соглашения ДОПОГ регламентирует порядок нанесения маркировки на тару или само изделие, которое относится к классу опасных и подвергается транспортировке.

Для того, чтобы знать какой знак наносить на изделие, производитель должен проверить себя в соответствии с перечнем веществ, указанных в ДОПОГ.

Ответственность за правильную маркировку груза полностью лежит на владельце

Номер классаКласс и степень опасности по ДОПОГВещества, которые можно отнести к данному классуЗнак маркировки ДОПОГ
1Взрывчатые вещества, способные вызывать взрыв как целлой массой, так и опасностью распространенияТЭН, нитроглицерин, тротил
2Газы. Вещества как в чистом виде, так и газы растворенные в жидкостях под давлениемПропан, бутан
3Легковоспламеняющиеся жидкостиС температурой, при которой возникает вспышка, менее 23 градусов по Цельсию
4Легковоспламеняемые материалы:
  • Подкласс легковоспламеняющихся твердых веществ.
  • Твердые химические соединения, способные к самовозгоранию.
  • Вещества, которые соединяясь с водой могут вызывать выделение легковоспламеняющихся газов.
Десенсибилизированные взрывчатые вещества, пирофорные соединения, химические соединения, способные само нагреваться
5Окисляющие химические соединения. Дополнительный подкласс органические пероксидыВещества, которые могут поддерживать длительное горение других предметов.
6Ядовитые химические соединения и инфекционные материалы:
  • Вещества токсического действия.
  • Инфекционные субстанции.
Вещества и инфекционные патогенные препараты, которые могут вызвать сильное отравление и нанести вред организму.
7Радиоактивные материалы и продукты распада:
  1. Категория. Белая.
  2. Категория. Желтая.
  3. Категория. Желтая.
  4. Делящийся материал 7 класса.
Это любой материал, который содержит радионуклиды в значении, которое превышает установленные нормы.
8Соединения, которые являются едкими и вызывающими коррозию.Химические соединения, которые могут вызвать коррозию метала или повредить эпителий кожи человека. Благодаря своим сильным коррозийным особенностям могут спровоцировать сильные разрушения.
9Прочие химические соединенияТакие соединения не относятся ни к одному из опасных классов, но могут представлять опасность для человека или окружающей среды.

Фон для такой таблички дополнительно окрашивают ярким цветом.

Когда и где применяется

КЭМ наносят не только на автотранспорт, авиа, морской или жд, на время перевозки ОГ, но и на период его хранения. Если дополнительная упаковка снимается, то обозначения должны быть перенесены на груз или другую его упаковку.

Таким образом, основными местами крепления обозначений являются:

  • тара;
  • контейнер, вагон, кузов автомобиля;
  • информационная табличка ТС;
  • аварийная карточка;
  • информационная карточка.
Контурная маркировка автотранспорта
Для контейнеров, тары используются маленькие таблички. Их размер может быть разным, что зависит от габаритов основы. Основное требование уделено видимости на дальние расстояния, включая ночное время.

Таблички должны производиться по определенным требованиям. Их несоблюдение может привести к аннуляции лицензии, штрафам.

Подобная ситуация и с аварийными карточками. На них указывается:

  • КЭМ;
  • название ОГ;
  • физические свойства: температура плавления, кипения, плотность, летучесть, способность к растворению;
  • степень пожаро- и взрывоопасности;
  • влияние на живые организмы: токсическое действие, повреждения для кожи;
  • необходимые действия на помощь пострадавшим;
  • способы ликвидации возгорания, других влияний;
  • перечень защитных средств, эффективных при чрезвычайных ситуациях (ЧС).

Перевозка опасного груза подготовка водителя, сопровождение

Как правило, разрешение на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом выдается ответственному за безопасность. Нечасто все ложится на плечи одному лишь водителю, необходимо сопровождение, особенно, если движется колонна автомобилей. Сопровождающий должен:

  • Провести инструктаж водителей;
  • Производит контроль за приемом и отгрузкой грузов, фиксирует все документально;
  • Организует должный уровень безопасности автомобилей и персонала;

Водитель также должен пройти специальный курс обучения, где рассматриваются правила перевозки опасных грузов. Помимо специальных программ обучения, опыт водителя должен быть весомым. Курс обучения включает в себя:

  • Характеристики опасных веществ;
  • Специальные обозначения, маркировка, знаки, которые наносятся на тару и ТС;
  • Первая медицинская помощь в случае ДТП и контакте с веществами;
  • Базовые правила поведения с ОГ в экстренных ситуациях;
  • Составление докладов и их передача об инцидентах в пути.

Получение ДОПОГ

Перед тем, как получить ДОПОГ, точнее поступить на обучение, у водителя должен быть стаж вождения более 3-х лет. Документ предоставляет возможность перевозить ОГ не только в пределах страны, но и в Европейский союз. Курсы ДОПОГ существенно отличаются в зависимости от веществ, которые будет перевозить водитель.

Перевозка опасных грузов

ДОПОГ — Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов

Водителю при транспортировке ОГ запрещается присутствие сторонних лиц. Также любые товары, предварительно не вписанные в накладную, запрещены. При возникновении сбоев в автомобиле нужно своевременно сообщить об этом в компанию и в ГИБДД с указанием места остановки.

При перевозке автотранспортом ОГ запрещено:

  • Не допускается выполнять обгон и опережение ТС имеющих скорость выше 30 км/ч;
  • Следуя соглашению, ДОПОГ запрещается производить дозаправку на обычных АЗС;
  • Резкий старт движения провоцирует нежелательные толчки для груза;
  • Курение в салоне или рядом с автомобилем запрещено;
  • ТС всегда должно находиться под наблюдением;
  • В процессе движения с горы нельзя выключать двигатель и сцепление.
В случае ДТП на водителя ложится ответственность за быстрый вызов скорой помощи и первичной ликвидации последствий.

Требования к таре при морской перевозке

Требования к знакам оповещения, прикрепляемым к автотранспорту, стандартны.

Необходимые условия для карточек:

  1. Характеристика бумаги: плотная.
  2. Размер: 130 * 60 мм.
  3. С лицевой стороны указывается информация о содержимом тары, расшифровка кодов, другая обязательная информация.
  4. С внутренней стороны пишется пояснение всех знаков в соответствии с ГОСТ 19433-88.

Важно! Использование нескольких вариантов документов, размещенных в разных местах, позволяет в аварийной ситуации быстрее определить необходимый порядок действий, не тратя время на нахождение одного.

Перевозка ОГ морем регулируется другим документом – МОПОГ, он также имеет разделение по классам опасности веществ, выдвигает требования к кораблям и персоналу. Классификация по опасности соответствует стандартам дорожной перевозки.

Требования к судам несколько отличаются, так для выполнения транспортировки необходимо иметь запись в классифицированном свидетельстве регистра. Запись содержит информацию о доступных к перевозке классах веществ.

Перевозка опасных грузов морским транспортом

Газовоз — тип морского судна, предназначенный для перевозки газа

Судовая администрация перед внесением записи в реестр должна произвести оценку готовности корабля к перевозке и обозначить классы веществ. Затем необходимо подготовить судно к транспортировке. Подготовительная стадия включает:

  • Необходимо зачистить, омыть и просушить грузовые помещения;
  • Проверить состояние всех составляющих. Проверяется наличие и исправность средств тушения пожара и сигнализации, газоанализаторов освещения, система вентилирования и осушения;
  • Проводится инструктаж всего экипажа об особенностях ОГ и его транспортировки, основных типах опасностей от груза, способах упаковки, обозначающих знаках. Также инструктаж включает в себя правила укладки, повышение предосторожности и первую помощь при отравлениях и других воздействиях вредных веществ. Дополнительно проводятся учения по локализации пожаров, аварийных деформаций грузов.
При всех проблемах перевозящих кораблей и целостности груза полную ответственность несет капитан.

Предотвращение получения тяжелых ожогов, отравлений и других последствий перевозки или ДТП главным образом зависит от прочности и герметичности тары. Каждый вид груза имеет свои требования к упаковке, которые описаны в МОПОГ.

В МОПОГ оговариваются такие типы закупорки тары:

  • Герметичное закупоривание – упаковка паронепроницаема, обычно используется при перевозке парообразных веществ;
  • Эффективное закрытие – укупорка способна сдерживать проникновение жидкости в обоих направлениях;
  • Надежное закупоривание – способна защитить от высыпания, рассыпания и других эффектов сухих веществ.

Каждое судно должно иметь на борту специальные грузовые планы. На них указывается место, где находится ОГ, разделенный по секторам, классификация груза, вид тары, количество занимаемых мест и масса ОГ.

Перевозка опасных грузов

Тара для перевозки опасных грузов

Содержимое судна должно плотно укладываться, чтобы усилить его устойчивость. Важным условием является наличие должного уровня вентиляции груза в общем или каждого отдельного элемента. Высота штабелирования определяется на основании прочности упаковки, она также заносится в грузовой план.

Маршрут перевозки

Предварительно следует получить разрешение на перевозку опасных грузов, а затем происходит согласование маршрута. Чаще всего транспортировка опасного груза требует передачу и сверку маршрута в ГИБДД. Получить ДОПОГ на перевозку опасных грузов необходимо, если:

  • Транспортировка происходит колонной из 3-х и более автомобилей;
  • Перевозка особо опасного груза;
  • Передвижение по участкам ухудшенной проходимости или плохих атмосферных явлениях.

Как получить разрешение на движение ТС с ОГ в ГИБДД? – Необходимо передать такие документы:

  1. Документ подтверждающий соблюдение требований к ТС;
  2. Предварительно сформированный маршрут. В инспекции могут внести правки;
  3. При перевозке особо опасных веществ необходимо дополнительное разрешение.

Составление маршрута необходимо при любых транспортировках ОГ, но уведомлять об этом в инспекцию не всегда есть необходимость. Важно придерживаться базовых правил формирования маршрута:

  • Движение не должно пролегать через места общественного отдыха, природные заказчики. Запрещается движение вплоть к объектам культурной ценности;
  • Запрещается ездить вблизи к крупным заводам, особенно тем, которые производят подобные опасные вещества;
  • Маршрут должен содержать информацию о местах остановки, заправки, стоянки и т.д.
Необходимо иметь 3 копии маршрута, которые находятся у водителя (или сопровождающего), у компании и в архиве ГИБДД. Также возможна корректировка плана движения в силу каких-то обстоятельств. Информация об изменениях должна заноситься во все документы.

Расшифровка

Основа КЭМ – набор цифр, букв. Расставляться они могут в любой последовательности. Более подробную информацию представим в виде табличной информации.

Таблица 1. Расшифровка цифр в коде экстренных мер.

 Цифра Пояснение по тушению возгорания
 1 Использовать сухие средства. Вода запрещена
 2 Применять струю воды
 3 Применять несколько струй воды с распылителей, одна недопустима
 4 Эффективны растворы с хладонами, пена
 5 Недопустимо попадание веществ в водоемы, стоки
 6 Запрещено использовать пену

Написание 2 цифр указывает на возможность применения только тех методов, которые их означают. В таком случае требуется особая осторожность.

Перевозка опасных грузов

Буквенная часть в надписях определяет степень защиты, которую следует соблюсти во время ликвидации пожара или других аварийных ситуаций.

Таблица 2. Буквенные обозначения КЭМ.

 Буква Пояснение
 «Д» Обязательно использовать дыхательный аппарат и защитные перчатки на руки
 «П» Перчатки и приспособления для защиты органов дыхания применять только при пожаре
 «К» Сотрудникам, устраняющим последствия аварии важно быть укомплектованными защитной спецформой, средствами для защиты органов дыхания
 «Э» В случае чрезвычайной ситуации выполнить эвакуацию людей
В качестве примера рассмотрим запись для транспортировки газового бензина «345 Д». Исходя из расшифровки, следует заключить, что при возгорании разрешено использование воды из распылителя, пены, охлаждающих веществ.

При этом нужно сделать все возможное для предотвращения попадания опасной среды в грунт, воду.

Необходимые документы для перевозки опасных грузов

Для международных дорожных перевозок разработаны базовые правила и перечень документов, которыми должен обладать экспедитор или сопровождающее лицо. Некоторые уже были рассмотрены ранее. В перечень необходимых документов входит:

  • Маршрутный лист, один экземпляр должен находиться у экспедитора. В углу документа находится номер, выделенный красным шрифтом, характеризующий опасное вещество по классификации ООН;
  • Лицензия ТС для перевозки ОГ;
  • Аварийная карточка;
  • Транспортно-товарная накладная на груз;
  • Документ, свидетельствующий, что водитель может управлять ТС с ОГ;
  • Информация для связи с компанией;
  • Адрес получателя.

При транспортировке ОГ используется обозначение ОКВЭД 49.20.1. Код ОКВЭД указывает на то, что транспорт перевозит грузы, которые опасны для окружающей среды или человека. Получение разрешения на транспортировку возможно на один рейс для автомобиля или для колонны.

Документы для перевозки опасных грузов

Документы для перевозки опасных грузов

Множество правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, безусловно, вносят путаницу, но все пункты имеют свое обоснование, так как вещества несут повышенную опасность для окружающей среды.

Четыре информационные таблицы опасного груза и три знака опасности вне закона

Оповещающие таблички об экстренных мерах (СИО) обязательны для всех транспортных средств, задействованных в перевозке ОГ. В 2019 году требования к ним соответствуют ДОПОГ 2017 года.

Так, в аварийной карточке системы информации об опасности указывается:

  • полная информация о грузе;
  • вариантах его названия и кодах;
  • помещается информация о физических свойствах;
  • отображаемые рисунки;
  • вред, который может быть причинен;
  • воспламеняемость.

В зависимости от количества ТС, которые едут одновременно, может оформляться:

  • индивидуальная карта в соответствии с видом груза;
  • групповая, если едет несколько грузов с веществами, схожими по свойствам.
Заполняется информационная карточка нового образца аналогично старой, организацией, производящей ОГ по стандартной форме и прилагается к путевому листу водителя.

С другой стороны листа описываются способы борьбы, меры предосторожности, которые следует выполнять в экстренных ситуациях.

Также обратная сторона информационной карточки должна содержать пиктограммы, изображенные в таблице.

Таблички выполняются квадратными. Информация на них пишется по ГОСТ 19433-88. Размеры около 190 на 190 мм. Классификация всех ОГ имеет разделение на 9 классов веществ по опасности.

Таблица 3. Классы опасности веществ.

 Номер класса Характеристика веществ
 1 Взрывчатые
 2 Газы, включая сжиженные, растворенные
 3 Жидкости, относящиеся к легко воспламеняются
 4 Твердые легковоспламеняемые
 5 Подверженные окислению
 6 Ядовитые или инфекционные
 7 Радиоактивные
 8 Подверженные коррозии (вещества и материалы)
 9 Прочие

У основных классов есть и подклассы.

Таблица 4. Пример на газах.

 Номер Категория веществ
 2.1 Не ядовитые и не легко возгораемые
 2.2 Ядовитые газы
 2.3 Горючие газы
 2.4 Ядовитые газы и легко возгораемые

Требования к табличкам по ДОПОГ:

  1. Сверху пишется номер ООН, снизу идентификационный номер ОГ.
  2. Буквы черного цвета высотой 10 см, шириной линии 1,5 см, фон оранжевый.
  3. Разделитель – черная сплошная линия шириной 1,5 см.
  4. Номера должны быть устойчивыми к истиранию, не гореть 15 минут.
  5. Место положения табличек должно быть неизменным относительно положения ТС.

Табличка должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Размер 40 * 30 см.
  2. Фон оранжевый, сверху защитный из светоотражающего материала.
  3. По периметру наносится полоса черного цвета шириной 1,5 см. Разделитель – полоса шириной 1,5 см. Высота столбцов около 10 см, ширина 1,5 см.

КЭМ наносится всегда вне зависимости от дальности пути следования, типа транспортного средства.

Надписи, наносимые на упаковку, имеют ориентировочный вид, изображенный на рисунке.

  • 1 – знак опасности;
  • 2 – манипуляционные знаки;
  • 3 – номер ООН;
  • 4 – шифр по классификации;
  • 5 – транспортное название.

В Правила дорожного движения постановлением Кабинета министров Украины от 14.09.2016 № 641 внесены изменения в части размещения табличек оранжевого цвета и информационных табло на транспортных средствах.

В соответствии с новыми положениями Правил дорожного движения размещение информационных таблиц опасного груза и знаков опасности определяется Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

Напомним основные способы маркировки транспортных средств с опасными грузами, предусмотренные ДОПОГ. Приведенные варианты маркировки не являются исчерпывающими.

ДОПОГ не предусмотрен фактически ни для одного из способов перевозки опасных грузов вариант маркировки транспортных средств четырьмя информационными таблицами опасного груза с указанными на них идентификационным номером опасности и номером ООН и тремя знаками опасности, который был предусмотрен  ранее Правилами дорожного движения.

Меры предосторожности

Перевозки в колонне требуют особенную осторожность, так следует соблюдать такие правила перевозок опасных грузов:

  • Дистанция между всеми ТС, состоящими в колонне, должна быть более 50 м;
  • Маршруты, которые содержат участки дороги с плохой проходимость, например горная местность, должны подвергаться особому контролю со стороны сопровождающего, а между ТС дистанция более 300 м;
  • В условиях ограниченной видимости (когда обзор составляет менее 300 м) движение может быть остановлено. Подробная инструкция содержится в сопроводительной документации и зависит от типа груза и его классификации;
  • В кабине должен находиться экспедитор;
  • В колонне выбирается старший, который несет ответственность за соблюдение нормативов;
  • Содержание особо опасных грузов накладывает ограничение на возможность останавливаться в пределах города;
  • При отправлении груза необходимо проверить, чтобы каждое ТС колонны обладало запасом топлива более, чем на 500 км маршрута;
  • В некоторых случаях необходимо сопровождение колонны со стороны ГИБДД, автомобиль движется спереди с включенными проблесковыми маячками.

Штраф за нарушения использования

Требования безопасности при перевозке личного состава имеют категорический характер и их несоблюдение несет ответственность. Так как грузы имеют опасный тип веществ, наносимый вред существенно превосходит уровень обычного рода ДТП, соответственно этому и уровень штрафов выше.

Несоблюдение описанных выше правил чревато штрафами:

  • С водителя взыскивается от 1000 – 1500 руб;
  • Ответственное лицо выплачивает 5000 – 10 000 руб;
  • Перевозчик 150 000 – 250 000 руб.

Данные штрафы накладываются при несоблюдении технических условий перевозки.

Перевозка опасных грузов без разрешения, выданного в соответствующем месте, носит более сильное наказание. Ответственность наступает, если:

  • Отсутствует свидетельство ДОПОГ на водителя;
  • Нет свидетельства ДОПОГ на автомобиль;
  • Отсутствие разрешения на передвижение с ОГ;
  • Аварийной информационной карты нет в наличии;
  • В машине нет необходимого аварийного инвентаря или он находится в неисправном состоянии;
  • Несоблюдение условий перевозки опасного груза.

За такие нарушения накладываются штрафы в размере:

  • Водитель от 2000 до 2500 руб;
  • Ответственный от 15000 до 20000 руб;
  • Юридическое лицо от 400 000 до 500 000 руб.
Штрафы существенно увеличены, так как несоответствие условий перевозки влечет за собой повышенный риск для окружающих людей и экологии.

Транспортирование опасных грузов довольно кропотливая задача и на это есть причины. Данный вопрос требует жесткий контроль и повышенные меры безопасности, что и регламентируется законом. Соблюдение норм безопасности помогает предотвратить ДТП и сохранить человеческие жизни и целостность экологии.

Несоблюдение требований Правил перевозки опасных грузов, а также условий по лицензии, является причиной аннулирования документа, что регламентирует ст.12.21.2 КоАП РФ.

В зависимости от вида нарушения и лиц, причастных к этому, предусмотрены следующие виды наказания:

  • штраф;
  • конфискация имущества, в том числе автомобиля, который был задействован в перевозке;
  • уголовная ответственность.

Таблица 5. Штрафы по нарушению перевозки опасных грузов автотранспортом в России.

НарушениеЦена, руб.
ВодительДолжностное лицоЮридическое лицо
до 2 500 или изъятие водительского удостоверения до 6 месяцев15 000 – 20 000400 000 – 500 000
Другие нарушения1 000 – 1 5005 000 – 10 000150 000 – 250 000
Таблица 6. Административные штрафы за нарушения перевозки ОГ железной дорогой, самолетами, водными вида транспорта.
Транспортное средствоЦена, руб.
ВодительДолжностное лицоЮридическое лицо
Железная дорога100 — 300300 — 5003 000 – 5 000
Воздушные ТС500 – 1 0001 000 – 2 00010 000 – 20 000
Водные ТС300 — 500500 – 1 0005 000 – 10 000

КЭМ является неотъемлемой частью общего процесса перевозки автомобильным транспортом, авиацией, морскими судами или железнодорожным транспортом. Следует понимать, чем больше таких знаков будет установлено и будет в наличии у водителя, тем эффективнее будут проведены мероприятия по ликвидации аварийных ситуаций.

Это же позволит сделать перевозки более безопасными, так как водители будут информированы об опасности.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть