Обязательства по перевозке пассажиров порядок заключения договора

Заключение договора перевозки пассажиров

Пассажиром является человек, находящийся в движущемся транспортном средстве и не относящийся к членам экипажа. В соответствии с законодательством РФ, в роли перевозчика, транспортирующего его к пункту назначения может выступать только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Обязательным документом, допускающим право заниматься данной деятельностью является наличие лицензии и осуществлении перевозки пассажиров только с заключённым договором.

Виды документа

Если рассматривать разновидности соглашения одним видом транспортного сообщения, то можно выделить всего лишь 2 разные категории:

  1. Договор перевозки пассажира и багажа, который согласно ГК РФ ст. 786 пункт 1, предусматривает транспортировку человека и его багажа из одной точки в другую. Последний, в свою очередь, обязуется уплатить определённую денежную сумму, установленную тарифом.
  2. Договор фрахтования (чартер), определяющийся ГК РФ ст. 787, по которому владелец или арендатор транспортного средства, называемый фрахтовщиком, предоставляет заказчику (фрахтователю) ТС полностью или его отдельную часть в зависимости от условий договора. Делается это с целью осуществления одного или нескольких рейсов для перевозки пассажиров и багажа.
В зависимости от вида транспорта могут применяться различные условия составления договора. Поэтому каждый из них склонен в небольшому дифференциалу в зависимости от специфических характеристик.

Например, если взять в пример железнодорожное сообщение, здесь разделения будет происходить по 2 признакам:

  1. Скорость движения:
    • скоростной;
    • скорый;
    • пассажирский.
  2. Расстояния пути:

Морской транспорт дифференцирует в ином порядке:

  1. Внутренний (каботажный), курсирующий между российскими портами.
  2. Международный, использующийся для заходов в порты иных государств.
  3. Местный и пригородный, предназначающийся для рейсов в инфраструктуре одного субъекта РФ.
Следует отметить, что каждый из них может различаться в зависимости от характеристики поездки.

Например, если вязать каботажный вид сообщения, здесь присутствует разделение на ряд следующих видов:

  1. Транспортный.
  2. Транспортно-скоростной.
  3. Обслуживаемый судами на подводных крыльях или воздушных подушках.
  4. Паромная переправа.
  5. Линия с комплексным обслуживанием пассажиров.

Аналогичную классификацию можно провести и в отношении других видов транспортного сообщения:

  1. Автомобильного.
  2. Воздушного.
  3. Железнодорожного.
  4. Речного.

На первый взгляд оба соглашения подразумевают перевозку пассажиров и багажа, однако при более пристальном рассмотрении каждого из них, становятся очевидными некоторые нюансы, не позволяющие ставить их в одно положение.

Первый документ может быть удостоверен билетом, а наличие багажа, сданного на борт подтверждается платёжной квитанцией. Их форма утверждается условиями уставов и кодексов отдельного вида сообщения.

Помимо этого, можно выделить ещё ряд отличительных характеристик:

  1. Соглашение имеет консенсуальную особенность, подразумевающую обязательство компании исполнителя предоставить транспортное средство в определённое место, в указанное в билете время.
  2. Каждый пассажир вправе получить отдельное место сразу после того, как приобретает билет. Единственным случаем, когда это условие может быть нарушено и потребитель окажется без отдельного места это приобретение билета непосредственно в автобусе в момент промежуточных остановок, предусмотренных маршрутом.
  3. Принцип договора фрахтования заключается в том, что заказчик покупает возможность использования ТС в своих целях, приобретение билета на него невозможно. Количество пассажиров определяется фрахтователем и утверждается отдельным списком, прилагаемым к договору, поэтому наличие посторонних лиц здесь не допускается (только при письменном подтверждении заказчика).
  4. Ещё одной особенностью, данного договора является невозможность его заключения с физическим лицом, то есть в роли фрахтователя может выступать только компания, учреждение или индивидуальный предприниматель.

Если в случае с перевозкой грузов, факт заключения договора подтверждается товарно-транспортной накладной или коносаментом, в случае с пассажирским сообщением ситуация выглядит совершенно по другому.

Гражданин, купивший билет на данное транспортное средство, автоматически становится лицом, заключившим договор перевозки.

Это условие уже упоминалось ранее, а на законодательном уровне приводится в тексте ГК ст. 786 п.2:

  1. Наличие билета подтверждает факт заключения договора на перевозку пассажира, который обязывает исполнителя доставить его в пункт назначения, указанный в документе. Исключением является ситуация, когда потребитель примет решение покинуть транспортное средство по собственному желанию.
  2. Багажная квитанция подтверждает получение с целью хранения и транспортировки в аналогичном направлении его багажа.

Ключевым существенным условием договора перевозки пассажиров является предмет договора, то есть факт доставки лица, купившего билет или входящего в состав утверждённой фрахтователем группы, в пункт назначения.

Исключением является вышеупомянутый случай, когда гражданин самолично решит прекратить поездку и покинет транспортное средство. В этом случае договор перевозки (но не договор фрахтования) считается расторгнутым.

К второстепенным существенным условиям относят следующее:

  1. Дату и время отправления и прибытия в пункт назначения.
  2. Места, определённые как пункты отправления и назначения.
  3. Размер провозной платы за пассажира и крупногабаритный багаж.
  4. Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром. Является необходимым критерием даже в случае фрахтования транспортного средства.
  5. Соблюдение обязанностей перевозчика и пассажира, предусмотренных законодательством страны (уставами, кодексами и законами).

Форма соглашения

Управление финансами

Очевидно, что соглашение является консенсуальным, по которому перевозчик обязуется доставить пассажира и его багаж в пункт назначения. Каждая из сторон здесь рассматривает свои отличительные условия, отображающиеся в тексте.

Однако, потребитель в большинстве случаев, даже не задумывается о них, так как если транспортировка осуществляется общественным транспортом, то документ становится публичным.

А на транспортную компанию возлагается обязательство максимально подробно довести до пассажиров информацию, касающуюся предоставляемых услуг.

Договор перевозки пассажиров – один из документов, который стал неотъемлемой частью гражданско-правовых отношений. Документы подписываются для того, чтобы каждая из сторон могла полностью защитить свои права в случае необходимости.

Свойства договора

Любому договору перевозок присущи следующие черты:

  • Публичность. Это значит, что одинаковые условия распространяются на всех клиентов компании. Отличительные признаки не могут привести к каким-либо изменениям в этих условиях.
  • Двусторонность. Права и обязанности строго определены для каждой стороны, участвующей в соглашении. Предусмотрена отдельная ответственность за несоблюдение условий.
  • Консенсуальность. Договор не требует дополнительных соглашений, поскольку с самого начала заключается в результате переговоров между участниками.
  • Возмездность. Одна сторона оказывает услугу, а вторая переводит оплату за неё.

Существует две основные разновидности документов: международные и внутренние.

Внутренние перевозки осуществляются компаниями, которые имеют официальную регистрацию на территории одного государства. Такие услуги регулируются только нашими законодательными актами.

Российские правила предусматривают свои особенности:

  1. Ограничения в зависимости от квалификации водителей.
  2. Ограничения в связи с техническим состоянием транспортного средства.
  3. Наличие заказных или частных маршрутов, либо регулярных. Регулярные перевозки производятся по расписанию, которое составляется властями, либо самой компанией. Для частного заказа необходимо заключить предварительное соглашение.
  4. Отдельные категории граждан всё же могут рассчитывать на определённые условия. Например, не требуют оплаты дети до двух лет.
  5. Один и тот же транспорт может использоваться как для пассажиров, так и для самих грузов.
  6. Деятельность любых транспортных компаний требует оформления официальной лицензии.

Пассажирские перевозки осуществляются транспортными компаниями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, имеющими лицензию на основании заключенного договора перевозки. При перевозке регулярными рейсами договором перевозки считается приобретенный билет и при необходимости квитанция на багаж.

Пассажирские перевозки регулируются:

  • Гражданским Кодексом РФ. Документ вводит понятие договора на перевозку людей и устанавливает основные аспекты соглашения, которые заключаются в необходимости перевозчика совершить рейс до указанного пункта назначения, а пассажира оплатить в полном объеме предоставленную услугу;
  • Федеральным законом №128 от 8 августа 2001 года о необходимости и порядке лицензирования деятельности, связанной с пассажирскими перевозками. Любое предприятие, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, являющееся таксистом перед началом трудовой деятельности обязано получить разрешение в виде лицензии;

Предоставление услуг по пассажирским перевозкам без лицензии наказывается штрафом в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

  • Уставом автомобильного транспорта, введенным в действие Федеральным Законом №259 от 08.11.2007 года. Документ вводит понятие различных перевозок, осуществляемых автотранспортом, а так же правила и нормы регулирования перемещения пассажиров;
  • Уставом железнодорожного транспорта, регламентированного ФЗ №18 от 10.01 2003. Последние изменения внесены в документ в ноябре 2011 года. Дополнительным документом для осуществления пассажиров железнодорожным транспортом является Федеральный Закон №17, окончательная редакция которого проводилась в 2007 году;

Нормативные документы регулируют взаимоотношения между железной дорогой и пассажирами, правила заключения и расторжения договора перевозки пассажира железнодорожным транспортом, определяют базу для перевозок пассажиров и багажа, а так же порядок и правила функционирования ОАО «Российские железные дороги».

  • Кодекс торгового мореплавания, принятый федеральным законом в 1999 году регулирует отношения между владельцами пассажирских судов и клиентами;
  • Воздушный Кодекс РФ (ФЗ №60 от 19.03.1997 года) регламентирует правила авиаперевозок, порядок заключения договоров на перевозку пассажиров, права и обязанности исполнителей и заказчиков. Данный документ действует как на внутрироссийские, так и на международные авиаперевозки.

Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть