Структурные элементы договора международной перевозки груза, Содержание договора международной перевозки груза

Чем выгодны международные авиационные грузоперевозки

По сравнению с другими форматами транспортировки грузов, их международная перевозка воздушным транспортом не является самой масштабной из-за высоких тарифов. Согласно статистике, на неё выпадает лишь 1% от всего веса перевозимых товаров и 10% от их стоимости.

  1. Авиаперевозки стали самым быстрым видом транспортировки грузов. По времени их передвижения по воздуху не может сравниться ни один из остальных традиционных вариантов, применяемых людьми. Только благодаря авиаперевозкам, например, на рынках многих стран практически отсутствовали бы многие виды продуктов питания, другой скоропортящейся продукции, живых цветов и т. д. Огромная скорость перевозки грузов позволяет очень оперативно перемещать из одного места в другое медицинские, фармацевтические препараты, в которых нередко остро нуждаются тяжелобольные.
  2. За счёт скорости авиаперевозок к минимуму сводятся риски транспортировки множества высокоценных, редких товаров – типа ювелирных изделий, произведений искусства и др.
  3. Размер страховых премий при авиаперевозках, как правило, в 2 раза меньше, нежели при морских перевозках. Для сравнения: они составляют, соответственно, 0,3% и 0,7% от стоимости перевозимого груза.
  4. Таможенную пошлину могут взимать с брутто веса груза, который при воздушных перевозках ниже, чем при транспортировке морем.
  5. При воздушной транспортировке почти всегда практикуются самые лёгкие, дешёвые упаковочные варианты.
  6. Такие перевозки почти всегда более выгодные, чем морские или железнодорожные, со складской точки зрения. Нередко при таком способе перевозки грузы вообще не нуждаются в складировании – их после разгрузки прямо из аэропорта отправляют по месту назначения, что позволяет избегать лишних расходов на оплату складского хранения товаров.

Эти и другие преимущества авиаперевозок дают возможность суммарно экономить на перевозке грузов значительные средства, существенно компенсируя более высокую стоимость такого вида транспортировки.

Ключевыми международными ориентирами авиаперевозок грузов являются безопасность полётов, надёжность и гарантированность доставки любого груза в требуемое место. В каждой из практикующих это дело авиационной стране действуют свои системные разработки, цель которых – состыковка с аналогичными нормами в других государствах.

Чтобы свести все эти многочисленные форматы, у которых нередко много серьёзных отличий друг от друга, к общему знаменателю, специалистам IATA – Международной системы воздушного транспорта – пришлось прибегнуть к созданию в 2003 году единой системы аудита безопасности авиационных структур.

Среди авиаперевозчиков известна она в качестве международного стандарта IOSA, требования которого обязан выполнять каждый, без исключения, член ассоциации. Этот стандарт выгодно отличается от аналогичных систем многих стран за счёт своей системности, минимизации рисков, зависящих от личностного фактора, чёткой системы обратной связи, сокращением затрат на страхование и лизинг, заметно уменьшенного количества всевозможных проверок, ревизий, жёстких требований к сотрудникам, их недюжинного мастерства и прочих аспектов.

Стадия I. Подготовка к составлению проекта договора

Как известно, договор должен соответствовать законодательству. На данной стадии осуществляются поиск, отбор и анализ положений нормативных правовых актов, регулирующих условия и порядок осуществления автомобильной перевозки грузов, на основе которых будет составляться договор

К таким нормативным правовым актам относятся:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК);
  • Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 N 140-З «Об основах транспортной деятельности»;
  • Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 N 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее — Закон об автомобильных перевозках);
  • Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970 (далее — Правила автомобильных перевозок грузов).

Основополагающим нормативным правовым актом для составления договора являются Правила автомобильных перевозок грузов

К такого рода актам, в частности, относятся:

  • Конвенция Организации Объединенных Наций «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)», заключенная в г. Женеве 19.05.1956 (далее — КДПГ);
  • Таможенная конвенция Организации Объединенных Наций «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.)», заключенная в г. Женеве 14.11.1975;
  • Правила автомобильных перевозок грузов (в части норм, регулирующих международную автомобильную перевозку грузов);
  • Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 N 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ N 178).

Основополагающими нормативными правовыми актами для составления договора являются КДПГ и Правила автомобильных перевозок грузов. Положения Правил автомобильных перевозок грузов, касающиеся международной автомобильной перевозки грузов, по сути, дублируют многие положения КДПГ.

При составлении договора, а также при его исполнении стороны обязаны руководствоваться также актами национального законодательства (прежде всего, в части, не урегулированной международными договорами)

  • при перевозке опасных грузов: Закон Республики Беларусь от 06.06.2001 N 32-З «О перевозке опасных грузов», Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 N 61;
  • при международной автомобильной перевозке скоропортящихся грузов и грузов, требующих соблюдения специального санитарного режима: Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), принятое в г. Женеве 01.09.1970

На данной стадии происходит разбивка найденных правовых норм по частям договора (пунктам, подпунктам), их переработка и редактирование с целью создания единообразного по стилю и содержащего все необходимые положения и сведения договора

В текст договора разового характера включаются все необходимые положения, касающиеся перевозки конкретного груза.

Если договор будет носить долгосрочный (многоразовый) характер, то составляется договор рамочного (общего) характера, в качестве приложения к которому утверждается примерная форма разового заказа (спецификация).

В этом случае в текст договора включаются положения, относящиеся ко всем перевозкам грузов по нему, а в текст разового заказа — только те, которые относятся к конкретной перевозке. В разовом заказе допускается изменение отдельных положений договора применительно к одной перевозке;

Примерная форма разового заказа установлена в приложении 3 к Правилам автомобильных перевозок грузов. В разовом заказе должны быть отражены все необходимые сведения о перевозке, грузе, грузоперевозчике, грузоотправителе, грузополучателе и др.

Договор не должен носить декларативный, формальный характер. Предлагаемая ниже структура договора позволяет отразить в тексте договора положения и сведения, необходимые для его нормального исполнения сторонами, исключающего необходимость частого обращения к нормативным правовым актам

Чем выгодны международные авиационные грузоперевозки

Мощный современный авиатранспорт международные воздушные грузоперевозки сделал вполне обыденным явлением, характерным для большинства действующих аэропортов, причём их масштабы и интенсивность растут с каждым годом.

Постоянно открываются все новые и новые транспортные авиамаршруты, совершенствуется практика перевозки грузов. Повсеместно разработаны чёткие алгоритмы такой перевозки, среди особенностей которых можно выделить следующие:

  • авиационный груз доставляют пассажирским самолётом вместе с багажом тех, кто летит на самолёте;
  • широко распространена также практика перемещения грузов с помощью комбинированных воздушных судов, оснащённых специальными грузовыми отделениями;
  • большой объём перевозок, особенно если транспортируются крупногабаритные грузы, осуществляют мощные грузовые воздушные суда, среди них немало настоящих гигантов (так, знаменитый Боинг-747 F способен взять на борт и взлететь с грузом весом в 100 тонн и больше);
  • при необходимости организовываются специальные грузовые авиарейсы, в том числе чартерные, групповые: такая методика широко распространена при необходимости оказать помощь пострадавшим от стихийного бедствия или эпидемии, при форс-мажорных ситуациях, военных операциях, в других неотложных случаях.

Стадия III. Согласование и подписание проекта договора

На данной стадии стороны должны разработать текст договора, который устраивал бы их, а также проверить юридическую возможность друг друга подписать и исполнить договор. Договор может подписываться только после устранения всех препятствий для его заключения.

Нарушение установленных законодательством требований может привести к признанию договора незаключенным или недействительным (ничтожным), заключенным неполномочным представителем от своего имени, а не от имени представляемой им организации, повлечь для виновных лиц применение мер административной или уголовной ответственности

Стороны обмениваются замечаниями к тексту, согласовывают внесенные в него исправления. При необходимости истребуется правовое обоснование внесенных коррективов (ссылка на норму акта законодательства).

Если заключение договора является обязательным, стороны вправе применить процедуру преддоговорного спора путем составления протокола разногласий к проекту договора в установленном законодательством порядке (ГК (ст.

415 «Заключение договора в обязательном порядке»), постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.12.1999 N 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров» (п. 10)).

Международные авиаперевозки грузов

Сторона, получившая подписанный другой стороной проект договора, подписывает его со своей стороны и одновременно составляет протокол разногласий к договору. Все эти документы она направляет другой стороне.

По требованию стороны другая сторона обязана представить правоустанавливающий документ (устав, учредительный договор, положение). По этому документу проверяется не только возможность стороны заключать и исполнять договоры перевозки грузов, но и необходимость осуществления внутренних организационных процедур в зависимости от цены сделки, ее вида и других условий (например, согласования сделки высшим органом управления организации, наблюдательным советом, советом директоров).

Если такая процедура установлена, то в зависимости от ее характера (предварительного или последующего) сторона истребует необходимый документ до заключения договора или сразу после его подписания. В этом случае момент вступления договора в силу можно увязать с датой представления такого документа.

Каждая сторона должна представить документ, содержащий сведения о полномочиях ее представителя по подписанию договора. Полномочия руководителя (директора) анализируются по уставу, полномочия иных лиц — по доверенности или приказу.

Перевозчик, заключающий договор международной автомобильной перевозки грузов, должен представить специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта, в которую должна быть включена такая услуга, как международная автомобильная перевозка грузов.

Необходимость получения такой лицензии предусмотрена Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 (глава 12 «Деятельность в области автомобильного транспорта»). Копия лицензии прилагается к договору.

Перевозчик обязан представить заказчику документы и сведения, свидетельствующие о соответствии его организации, водителя и транспортного средства установленным законодательством требованиям по исполнению обязательств по перевозке груза.

Нормативные требования общего характера предусмотрены Правилами автомобильных перевозок грузов (раздел VI «Требования к автомобильным перевозчикам, водителям и транспортным средствам при выполнении внутриреспубликанских и международных автомобильных перевозок грузов»).

Осуществляется учинение подписей уполномоченных представителей сторон на договоре.

Подпись руководителя организации заверяется печатью. Если договор подписывается представителем по доверенности, его подпись печатью не скрепляется.

Вопрос о визировании (подписании) каждой страницы договора представителями сторон решается сторонами самостоятельно.

При необходимости указывается дата подписания договора уполномоченным лицом (такая необходимость может возникнуть в случае, когда дата составления проекта договора, указанная в начале текста, не совпадает с датой его подписания, и такое несовпадение имеет принципиальный характер для подписывающей стороны). Строка о дате подписания обычно размещается под подписью представителя стороны

Сопровождающие документы

Для перемещения грузов с помощью авиатранспорта и их приёма в каждом конкретном случае необходим набор специальных документов, касающихся этих грузов и сопровождающих их. Без такой документации они не будут приняты ни в одном аэропорту. Такая группа основных целевых документов оформляется в виде:

  1. Инвойсов. Так называют счёт-фактуру с указанием стоимости товара. Нередко инвойс выступает также в роли накладной. Чаще всего его выписывает покупателю продавец товара. Различают также проформу-инвойс, содержащую данные о цене товара, однако, такой формат не представляет собой, как в первом случае, платёжного документа.
  2. Упаковочных листов. Здесь указывают каждую позицию груза, схему его расположения на транспортных местах, вес каждого из таких мест, габариты, другую информацию.
  3. Грузовых накладных. Прерогатива их выписки принадлежит отправителю груза, подтверждающему свой договор с тем, кто выступает в роли перевозчика груза. О важной юридической роли грузовой накладной говорит тот факт, что при возникновении разногласий, споров по поводу ответственности отправителя груза и перевозчика именно она является базовой, на её основании начисляются штрафные санкции.
  4. Грузовых манифестов. Предназначение этого документа – оптимизировать разгрузочный процесс в транзитных аэропортах. Здесь приводятся данные о перевозящемся каждым конкретным рейсом грузе, полученных из накладных для каждой грузовой партии. Причём в каждом пункте разгрузки требуется наличие отдельного грузового манифеста.
  5. Паспортов безопасности, которые оформляются при перевозке опасных грузов (химических, сыпучих веществ, жидкостей и т. п.).
  6. В постсоветских странах при отправке грузов за их пределы оформляют также экспортные накладные.
В каждом конкретном случае действующий в современном авиационном пространстве договор международной воздушной перевозки регламентирует ответственность перевозчика. Содержание такого договора оговаривает принципиальные моменты осуществления перевозки в реальных условиях, с учётом специфики разных стран.

Нюансы процесса

Несмотря на отработанную практику, где зачастую предусмотрены все важные нюансы, авиатранспортировка грузов иногда сопровождается нештатными ситуациями, выход их которых приходится искать в рабочем режиме.

Тогда многое зависит от профессионализма тех специалистов, которые осуществляют эти перевозки, начиная от лётного состава грузового борта и заканчивая диспетчерским, инженерным, иным персоналом, дистанционно помогающим ему проводить полёт.

Правовое регулирование и правила

Фундаментальными нормативными документами, определяющими правовое поле международных авиаперевозок грузов, являются положения Варшавской и Монреальской (1999 года) конвенций. Эти документы создают базу для унификации основных норм международных перевозок авиатранспортом.

На их основе созданы и действуют также многие другие нормативные документы международного характера. Они регламентируют основную массу типичных случаев транспортировки грузов, меру и диапазон ответственности их перевозчиков и заказчиков и т. д.

В частности, перевозчика освобождают от ответственности за утрату или порчу груза, если ему удастся доказать, что это случилось по вине того лица, которое требует возмещения убытков от грузоперевозки.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть