УТС по КАСКО – утрата товарной стоимости автомобиля по КАСКО

Что представляет собой УТС?

Утрата товарной стоимости автомобиля подразумевает причинение ущерба узлам и компонентам ТС.

Имеется в виду причинение вреда деталям при замене узловых соединений, поверхностей, а также другим элементам, допущенному во время ремонта ТС либо после ДТП.

Итогом ущерба в рассматриваемой ситуации является потеря товарной стоимости, внешнего вида.

Если выразиться проще, то УТС представляет собой ухудшение качества автоматизированного ТС, потерю его визуальных характеристик. При уменьшении цены машины по итогам ДТП или при отсутствии виновника аварии судом предусмотрены определенные действия.

Согласно п.2 ст. 15, а также п.2 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО владельцев ТС» УТС машины представляет собой действительный ущерб, требующий финансового возмещения. Согласно отечественному законодательству, страховщики обязаны произвести возмещение ущерба в случаях УТС, и этот пункт должен иметь место в договоре с клиентом.

Ежегодно рассматриваются тысячи дел, связанных с судебными исками между сторонами страхового процесса. Верховным Судом регулярно проводятся разъяснения относительно трактовки закона в отношении страхователя и компании, выдавшей полис.

В последнем обзоре содержатся следующие нормы, установленные в процессе первичных судебных исков и повторных рассмотрений дел в вышестоящих инстанциях:

  1. Нельзя оспорить стоимость застрахованной собственности, установленной по договору, если только компания не проводила независимую оценку рисков и приняла со стороны клиента ложные сведения о реальном значении.
  2. Подписанты договора вправе самостоятельно определять ситуации, которые могут быть отнесены в страховым случаям и их исключениям, если со стороны закона нет препятствующих этому норм.
  3. Допускается исключение из договора положений об обязательности учета УТС при расчете компенсации.
  4. При создании спорной ситуации и появлении сомнений в правильности толкования правил страхового договора, обстоятельства должны трактоваться с позиции наиболее благоприятной для страхователя.
  5. Подлежит страховому возмещению ситуация, произошедшая в момент действия договора, даже если заявление от автовладельца поступило после завершения страховой защиты.
  6. Обоснование отказа в выплате тем, что гражданин не обжаловал постановление об отказе в разбирательстве по переданному в правоохранительные органы заявлению, считается неправомочным и не освобождает от обязательств по договору.
  7. Изменение полной суммы страховой выплаты возможно, если в подписанном сторонами соглашении установлена возможность корректировки размера возмещения и учета данной возможности при определении стоимости полиса КАСКО. При полной выплате страхователь передает право на транспортное средство в пользу автостраховщика и принимает выплату, определенную к моменту страхового случая.
  8. Если компания не может организовать надлежащий ремонт с восстановительными работами, учитывающими специфику транспортного средства на СТО, сотрудничающем с СК, держатель полиса КАСКО вправе взыскивать сумму, которая покроет расходы на качественный ремонт. Но не более той суммы, которая определена как полная страховая выплата.
  9. В ситуации, когда в процессе восстановительного ремонта обнаружились излишне выплаченные и не потребовавшиеся суммы, их надлежит вернуть в пользу СК. В противном случае, ситуация рассматривается как неосновательное обогащение.
  10. По добровольному страхованию применимы случаи цессионной передачи прав требования выгодоприобретателя, переоформив их на другого гражданина. Это становится возможным после принятия страхователем мер, установленных п. 2 ст. 956 ГК.
  11. В обязанности страхователя входит предоставление достаточной доказательной базы, подтверждающей наличие заключенного договора КАСКО и наступивших обстоятельств, определяемых как страховой случай. Компания-ответчик должна представить доказательства наличия права, освобождающего ее от исполнения условий договора, связанных с возмещением. Например, обоснованно указать на иной источник возникновения убытков страхователя.
  12. Если выдвигаются претензии в части нарушения прав потребителей, сторона истца должна доказать, что транспортное средство, покрытое страховой защитой, не использовалось в коммерческих целях.
  13. Факт того, что страхователю были перечислены деньги в требуемом размере, не является причиной отказа в удовлетворении иска в отношении рассматриваемой суммы. Однако она может использоваться для зачета по возникшим финансовым обязательствам при исполнении судебного решения.
  14. После частичного перечисления от СК и уточнения выгодоприобретателем требований по иску, этот факт не является обоснованным поводом освобождения от выплаты штрафных сумм, рассчитанных в заявлении, которые первоначально были заявлены при обращении в суд.
  15. Если компания добровольно произвела часть выплаты, данный факт служит основанием считать страховой случай доказанным, предполагая в дальнейшем доплату по компенсации. При удовлетворении требований по иску, ответчик не освобожден от взыскания штрафных санкций и возмещения морального ущерба.
  16. Требование о выплате неустойки возникает на основании ст. 28 ФЗ №2300-1. В связи с отказом СК произвести страховую выплату, размер неустойки исчисляется соразмерно сумме страховой премии.
  17. Максимальный размер выплаты, взыскиваемой за просрочку исполнения договора, определен ст. 5 ФЗ №2300-1, т. е. исходя из общих норм защиты потребителей, не более суммы, уплаченной в качестве страховой премии.
  18. Обязать ответчика выплатить штраф можно не только через личное присутствие выгодоприобретателя на суде, но и через лицо, представляющее его интересы в суде на законных основаниях.
  19. Если ремонт выполнен некачественно, в рамках общего законодательства это расценивается как недобросовестное исполнение условий заключенного договора одной из сторон. В рамках п. 1 ст. 29 ФЗ о правах потребителя, при возмещении страховки в натуральном выражении клиент вправе настаивать на выплате, соответствующей расходам на устранение выявленных недочетов.
  20. Права наследников страхователя сохраняются в отношении добровольного автострахования, с применением норм защиты прав потребителей, если цель услуг страховщика не имеет коммерческой основы и не направлена на извлечение дохода от предпринимательства.

Когда имеет место необходимость взыскания

Судебная практика УТС по каско достаточно обширна, но в то же время неоднозначна. Причины на то самые разнообразные. Причем очень часто возникают ситуации, когда страхования отказывает в выплате по страховому полису на вполне законном основании.

Существует список ситуаций, когда конкретный клиент просто не имеет права претендовать на выплаты. Стандартный перечень данных ситуаций таков:

  1. Были нарушены обязательства, предусмотренные договором страхования.
  2. УТС возник из-за недосмотра самого автовладельца – ТС было оставлено без сигнализации, открытым и без присмотра.
  3. Водитель пропустил срок подачи документации либо документы были представлены в недостаточном количестве.
  4. Страховая премия за предоставление страховых услуг была оплачена не полностью.
  5. Водитель нарушил правила хранения транспортного средства, предусмотренные конкретным страховым договором.
  6. Водитель инициировал УТС своего автомобиля самостоятельно.
  7. Договор страхования и страховой полис были утрачены.
  8. У водителя отсутствовала диагностическая карта.
  9. Сведения о происшествии были искажены, даже в том случае, если это произошло ненамеренно, случайно.
  10. Автовладелец предоставил неточные или ошибочные данные о противоугонном оборудовании, которое было установлено.
  11. Идентификационные данные конкретного застрахованного транспортного средства были изменены.
Указанные обстоятельства являются основанием для отказа, однако данный список не исчерпывающий. Важно принимать во внимание, что судебное разбирательство – затратная процедура с точки зрения траты времени и средств.

Актуальные обстоятельства для взыскания

Часто потерпевшим не удается рассчитывать на возмещение ущерба со стороны страховщика в случае УТС машины.

Учитывайте обстоятельства, когда полис страхования предусматривает расчет УТС и получение взыскания страхователем:

  • ТС пострадало в результате ДТП;
  • Машина пострадала от пожара, упавшего дерева, погодных катаклизмов или других форс-мажорных ситуаций;
  • Авто производства российских компаний не старше 3 лет;
  • Транспорт производства иностранных машин с продолжительностью эксплуатации не дольше 5 лет;
  • Авто не нуждается в ремонте первой степени сложности;
  • Износ машины составляет не более 35% для авто отечественного производства, и 40% — для зарубежных авто;
  • Пробег иномарки не более 100 тысяч километров, отечественной – не более 50 тысяч километров;
  • Автотранспорт понес повреждение во время наступления страхового случая;
  • Автомобилю причинен ущерб в процессе ремонта, неправильного нанесения краски на кузов и нарушения сборки.

Рассчитывать на осуществление выплаты по результатам ремонтных работ удается в ряде обстоятельств:

  • при замене составляющих конструкции ТС;
  • любых ремонтных работах, при которых нужен демонтаж салона с нарушением производственной сборки;
  • удалении дефекта перекоса кузова;
  • покраске отдельных деталей кузова.
Без решения суда страховщик, скорее всего, станет ссылаться на правила процедуры страхования, вследствие чего откажется компенсировать клиенту стоимость ущерба.

Правила, которые стоит соблюдать

Именно поэтому необходимо соблюдать определенные простые правила, чтобы предотвратить возникновение проблем с взысканием УТС по каско, если произойдет его хищение:

  1. Следует заключать страховые договора только с теми организациями, которые имеют высокий страховой рейтинг и положительную репутацию.
  2. Перед подписанием договора КАСКО следует внимательно читать его и свои обязанности. Достаточно часто страховщик отказывает в выплате УТС по каско из-за того, что клиент просто не понял своих обязанностей.
  3. Важно осуществлять оформление происшествия, придерживаясь стандартного набора инструкций.

Оформляя страховой случай, нужно придерживаться основных правил, а именно:

  1. Необходимо дожидаться всех должностных лиц, которые будут принимать участие в оформлении ДТП.
  2. Необходимо указывать исключительно точную и достоверную информацию, касающуюся наступившего страхового случая.
  3. Важно обращать внимание на содержащиеся в протоколе, составленном сотрудниками полиции, формулировки. Если присутствуют неточности, надо просто поставить подпись возле пометки с несогласием.

В случае когда в выплате все же отказали, нужно внимательно изучить правила страхования и сам отказ. В совокупности все это позволит водителю несколько упростить судебное разбирательство.

Как рассчитывается УТС?

Расчет утраты товарной стоимости машины может производиться несколькими способами, основными из которых являются методы Минюста и Хальбгевакса. Заметим, что методика Минюста используется судами. Начнем с основного способа.

Метод Минюста

УТС = X × Y Z × W, где:

  • Х – средний показатель (в процентах) износа на 1 км;
  • Y – суммарный пробег транспортного средства;
  • Z – средний показатель старения машины за 1 год (указывается в процентах);
  • W – характеристика, указывающая на старение с момента производства автомобиля.

Метод Хальбгевакса

УТС = (X / 100) × (Y Z), где:

  • X – коэффициент, выбранный соответственно таблице Хальбгевакса;
  • Y – цена автотранспорта на рынке;
  • Z – суммарная стоимость произведенных ремонтных работ.

Помощь юриста

Как правило, без помощи юриста, т. е. самостоятельно, получить компенсацию по полису через суд крайне проблематично. Для этого требуется определенный опыт и знания. Стоимость юридических услуг в каждом случае рассчитывается индивидуально.

В настоящее время УТС по каско – один из наиболее надежных способов избежать вероятного ущерба. Поэтому, если есть возможность, то такой полис стоит оформить. Однако перед подписанием договора нужно внимательно изучить все тонкости и нюансы правил страхования.

Разъяснения ВС относительно применения положений страхового законодательства

При подготовке к разбирательству, необходимо учитывать ценную информацию об отношении судебных органов к интересующим автовладельца спорам по КАСКО со страховой компанией:

  1. Поводом для компенсации служит установленный факт признания случая страховым.
  2. При повреждении авто в момент управления водителем, не указанным в договоре с СК, выплата должна быть произведена, а данное нарушение не является основанием для отказа в компенсации.
  3. Когда застрахованный автомобиль полностью уничтожен и случай рассматривается как страховой, вместо компенсации на восстановление ТС выплачивают полную сумму страхового покрытия.
  4. Компания, предоставившая страховые услуги, отвечает за надлежащее качество работ, производимых автосервисом с целью восстановления машины согласно выданному направлению.
  5. Определяя величину страховой выплаты, необходимо рассматривать условия заключенного соглашения, исходя из выбранного страхователем способа возмещения. Сумму убытков определяют с учетом степени износа машины или без него. Если в страховой ситуации произошла полная гибель транспортного средства, без возможности проведения восстановительных работ, согласно п. 5 ст. 10 ФЗ № 4015-1 от 1992 года, компенсация определяется по сумме страхового покрытия в полном объеме.
  6. Основным законодательным актом по вопросам регулирования прав и требований автовладельцев, добровольно застраховавших личное имущество, не используемое для извлечения дохода, служит закон «О защите прав потребителей» без применения специальных законодательных норм.

При отказе СК выплатить компенсацию по заключенному договору КАСКО, свою позицию истец может сформулировать на основе информации о сложившейся практике признания ряда причин недостаточными основаниями для отклонения претензий страхователя:

  • экземпляр подписанного договора утерян или утрачен страховщиком либо подписан сотрудником, не обладающим подобной компетенцией;
  • стоимость полиса не полностью выплачена;
  • автовладелец не передал письменного заявления в офис СК либо обращение было произведено позже установленных компанией сроков;
  • автомобилем управлял водитель, не вписанный в страховку или не имеющий права управления машиной;
  • на заявление от собственника авто в полиции получен отказ в возбуждении дела;
  • в машине отсутствовал документ, подтверждающий проведение планового техосмотра;
  • отсутствие полного комплекта документов на автомобиль (нет ПТС или регистрационного свидетельства), отсутствие полного комплекта ключей;
  • информация об оснащении авто средствами сигнализации на автомобиле оказалась недостоверной;
  • не предоставлено постановление из Госавтоинспекции, подтверждающего окончание делопроизводства об административном нарушении;
  • не выяснена причастность конкретных граждан к нанесенным повреждениям, нет четкой картины об обстоятельствах, в которых пострадало авто;
  • отказ в оплате услуг эвакуатора;
  • характер повреждений машины не соответствует механизму столкновения;
  • отказ признавать гидроудар ситуацией, допускающей компенсацию по КАСКО;
  • отклонение требований возместить стоимость колес при их хищении из застрахованного транспортного средства;
  • утверждение СК о признании договора не вступившим в силу;
  • изменился номер, по которому идентифицировалась машина.

В силу распространенности претензий между СК и страхователем, полностью перечислить спорные ситуации не представляется возможным.

Однако, следует помнить, что помимо положений заключенного по КАСКО договора, истец должен отталкиваться от общих норм гражданского законодательства, применимых к рассматриваемым обстоятельствам.

В случае с ОСАГО судебная практика достаточно распространена, при этом большая часть принимаемых судами решений удовлетворяет интересы владельцев автотранспорта, то есть истцов.

Решающим аргументом в пользу истца при рассматриваемых обстоятельствах служит слово судьи о принадлежности УТС авто к списку реальных ущербов. Вот почему многие страховые компании безоговорочно принимают сторону суда и выплачивают компенсацию истцу при УТС.

Составление иска для взыскания средств осуществляется с помощью установленной шаблонной формы, которая содержит следующие блоки:

  • Описание транспортного средства;
  • Описание страховой ситуации;
  • Личную информацию об истце и ответчике;
  • Данные относительно полиса;
  • Претензию о невыплате компенсации;
  • Общую компенсацию.

Благодаря решению Верховного Суда РФ, каждый водитель, купивший КАСКО, имеет право на выплату по итогам разбирательств в суде. Наиболее часто решения принимаются в пользу страхователей, подающих иск в суд.

При отсутствии решения Верховного Суда РФ страховщики не выплачивали бы собственникам автотранспорта компенсацию по УТС автотранспорта, мотивируя отказ от возмещения отсутствием соответствующего пункта в страховом договоре с клиентом.

Дополнительные документы

Не стоит бездействовать, когда ваш автомобиль внешне и по состоянию внутреннего устройства не соответствует требованиям взысканий по УТС. Не нужно выжидать или думать, что вам на блюде подадут начисления на страховую выплату.

Необходимо быть решительными в отношениях со своим страховщиком, а для этого изучите следующие шаги, которые вам необходимо будет сделать:

  1. Напишите заявление на возмещение УТС вашего транспортного средства в свою страховую компанию, что выдавала вам полис КАСКО – сделать заявление следует в письменной форме, 2-х экземплярах и проследить, чтобы их официально зарегистрировали.
  2. Нужно обязательно обратиться к экспертному оценщику, чтобы была установлена причина и величина УТС вашей машины. Конечно же, специалисты рекомендуют проводить экспертизу обязательно у независимо экспертного оценщика, но если у вас установились доверительные отношения со своим страховщиком, можете воспользоваться их экспертизой.
  3. Обязательно написать исковое заявление в суд, где прописываете претензию на то, что ваша страховая компания не хочет следовать требованиям законодательства. Заявление, которое, по сути, будет выглядеть больше как претензия, должно упоминать в тексте сокращенные ссылки на Закон – п.2 ст.15, п.2 ст.12 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств», а также ст.1082 ГК РФ.
  4. Страховой полис КАСКО.
  5. Водительские права или доверенность от лица, которому доверили автомобиль и чья фамилия вписана в полис.
  6. Наряд-заказ и акт с перечнем проведенных ремонтных работ вашего транспортного средства, указанием всех необходимых деталей для ремонта – в перечне необязательно указывать стоимость ремонта.
  7. Справку формы № 154, которую выдает ваш страховщик после того, как вы в своей страховой компании подали заявление на УТС.
  8. Если ваша машина ремонтировалась после аварии, тогда необходимо в оценочную компанию снова подать все копии документов из ГИБДД. Можно даже отсканировать все документы, чтобы легче было их множить.
Обратите внимание на очень важный факт – все повреждения, которые были нанесены вашему автомобилю, не должны быть умышленными. В противном случае они не будут рассматриваться как страховой случай.

Процесс получения компенсации в случае УТС по каско обладает определенными тонкостями. Существует довольно длинный список ситуаций и обстоятельств, на основании которых в выплате может быть отказано.

В связи с этим правила страхования следует изучать еще перед подписанием страхового соглашения. Это позволит избежать разнообразных сложностей, связанных с получением выплаты, в дальнейшем.

Один из наиболее важных этапов – подготовка пакета обязательной документации. Законодательно перечь бумаг не установлен, если сравнивать с ОСАГО, у каждого страховщика он может быть отличным.

Но обязательный документ, вне зависимости от того, какая страховая организация выбрана, – заявление на выплату. Данный документ также не имеет унифицированной формы.

Чтобы получить денежную компенсацию по каско, обязательно придется разобраться со всевозможными тонкостями.

Для начала – ознакомиться с перечнем необходимых бумаг. В зависимости от страховщика, разновидности страхового случая, целого ряда других разнообразных факторов, он может отличаться.

Однако установлен пакет документации, наличие которой будет обязательным. Такими документами являются:

  1. Заявление, имеющее соответствующий формат. Форма документа унифицирована внутри компании. Представить эту бумагу следует не позднее 7 суток с момента наступления страхового случая.
  2. Оригинал полиса каско. Возмещение будет осуществляться на основании именно него.
  3. Водительское удостоверение того водителя, который являлся собственником авто на момент наступления страхового случая.
  4. Свидетельство, подтверждающее государственную регистрацию ТС. Важно, что представить необходимо не копию, а оригинал документа.
  5. Постановление о том, что возбуждено уголовное дело, как подтверждение означенного факта.
  6. Справка, выданная дорожной полицией. В ней установлен сам факт наступления страхового случая (в частности, утраты товарной стоимости).
  7. Диагностическая карта.
  8. ПТС. Он требуется, как правило, если имеет место право на суброгацию.

Предоставить документы страховщику можно различными способами. Нередко возникают ситуации, при которых собственник ТС, на которого был заключен договор, просто не имеет возможности самостоятельно обратиться в страховую организацию.

Не стоит рассчитывать на возврат финансовых средств со стороны страховщика в случае УТС автомобиля. Если вы будете сидеть на месте, не предпринимая никаких действий, задача сама по себе не решится.

На этот случай предусмотрены следующие шаги:

  1. Вначале понадобится составить заявление на возмещение УТС и обратиться с ним к компетентному специалисту страховой организации, с которой у вас оформлен договор. Обращайтесь в письменной форме, оформляя заявление в двух экземплярах. Представитель организации должен зарегистрировать ваше заявление в официальном порядке;
  2. Понадобится обратиться к эксперту-оценщику в целях установления причины и величины УТС вашего автомобиля (возможна УТС по причине полной гибели автомобиля). Обращаем внимание на то, что экспертизу рекомендуется проводить у независимого оценщика! Так вы можете рассчитывать на объективные данные от стороннего специалиста;
  3. Нужно обратиться в суд с иском, в котором обязательно указать претензию в отношении страховой компании. Внесите пояснение, что страховая организация не выполняет требования отечественного законодательства. Не будет лишним указание сокращенной ссылки на Закон – п.2 ст. 15, п.2 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО владельце ТС»;
  4. Потребуется полис страхования, удостоверение/доверенность от лица, которому был доверен транспорт. Также потребуются акт с перечнем ремонтных работ, производимых с вашим автомобилем, а также наряд-заказ. В документах обязательно указываются все детали, стоимость работ;
  5. После подачи заявления в страховую компанию представитель должен выдать вам справку по форме №154;
  6. Потребуется подать в компанию по оценке копии документов, выданных представителем ГИБДД, если автотранспорт ремонтировался после аварии.

Прежде чем подавать в страховую организацию на возмещение УТС по полису КАСКО, следует выяснить в каких ситуациях это возможно. Как правило, данная категория выплат может быть возмещена, если:

  • повреждение автомобиля произошло в аварии, а также при других обстоятельствах, связанных с природными ЧП, упавшими деревьями, случайными пожарами, которые нанесли вред транспортному средству;
  • машина импортного производства находится в постоянном пользовании меньше пяти лет;
  • авто отечественного производства эксплуатируется менее 3-х лет;
  • общий износ транспорта составляет меньше 35% для российских машин и не больше 40% для импортных;
  • пробег ТС не должен превышать 50 тыс. км и 100 тыс. км (для отечественной и импортной машины соответственно);
  • транспортному средству не требуется проводить ремонт высокой сложности;
  • полученные повреждения не относятся к страховым случаям;
  • ущерб или потеря первоначального внешнего вида машины произошла в процессе ремонта.
ВАЖНО! Главным фактором, влияющим на решение страховой организации при рассмотрении заявления и принятии решения о выплате УТС по КАСКО, считается постановление суда.

При судебном разбирательстве адвокат пострадавшей стороны, как правило, опирается на ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ст. 12 п. 2 и ст. 15 п.2), и ст.

Пример из судебной практики

На сегодняшний день в судебной практике есть много примеров, когда подобные дела судебными органами решались в пользу истца. Перед подачей заявления рекомендуется ознакомиться с подобными делами. Один из примеров приведен ниже.

Гражданин М., выступающий истцом, обратился в судебные органы с иском в адрес страховой организации «Сургутнефтегаз». Причина подачи иска – получение отказа от страховщика в возмещении компенсации несмотря на то, что со стороны водителя нарушения отсутствовали.

В случае отказа первичного судебного органа гражданин имеет право обжаловать решение в вышестоящих инстанциях, вплоть до Верховного суда. УТС по Каско (компенсация), согласно новому законодательству, предусмотрено правилами страхования. А значит, суд встанет на сторону потерпевшего.

Сегодня оформить заявление на возмещение УТС по каско можно посредством интернета. Документы при удаленном оформлении используются те же самые, что и в стандартной ситуации.

В последние годы ситуация с правомерностью взыскания УТС прояснилась, а мнение судей в данном вопросе едино. В случае, если факт утраты товарной стоимости очевиден, а автомобиль соответствует предъявляемым требованиям, судебные разбирательства заканчиваются в пользу истца.

Как правило, страховая компания будет чинить препятствия и замалчивать вопрос выплаты по УТС ввиду невыгодности для себя. Тем не менее вопрос легко разрешается через суд, всегда принимающий сторону застрахованного автовладельца.

Потраченные на проведение экспертизы и уплату государственной пошлины денежные средства вернутся владельцу поврежденного автомобиля, с дополнительным назначением компенсации по УТС и возможной компенсации морального ущерба. А значит, риск по данному судебному разбирательству минимален.

«20 сентября 2010 г. состоялось ДТП. Участниками аварии стали машина «Х» (собственник – А. Е, ФИО.) и автомобиль «Y», находящийся под управлением «ФИО другого участника». В процессе расследования выяснилось, что причиной ДТП стало нарушение пункта 13.4 действующих ПДД России. Оба ТС понесли повреждения после происшествия.

Заявитель ранее купил КАСКО в организации «Австро-Волга». Страховщик выплатил истцу в виде компенсации 25 639 рублей. Истец не согласен с решением страховщика и требует пересмотра размера возмещения, так как сумма не способна покрыть расходы на устранение причиненного ущерба.

А.Е. подал в суд прошение о взыскании суммы, эквивалентной разнице суммы ремонта и суммы, которая предоставлена страховщиком. Размер разницы составляет 27 714 рублей.

Отчет об УТС2 тыс. руб.
Доверенность700 руб.
Оплата представителя4 тыс. руб.
Составление отчета3 тыс. руб.
УТС16 486 руб.

, штрафа по причине несоблюдения законных требований страхователя в размере половины стоимости, принятой в пользу истца.

По итогам судебного расследования иск будет частично удовлетворен.
Оплата представителя и доверенность4 тыс. руб. и 700 руб.
Ремонт ТС27 714 руб.
УТС16 486 руб.
Отчет2 тыс. руб.
Данные о ремонте3 тыс. руб.

. По итогам решения суда организация должна оплатить пошлину в 1 676 рублей.

Обязательные пункты

Но можно выделить ряд пунктов, которые в нем должны присутствовать в обязательном порядке. К перечню таковых относятся:

  1. Дата, когда документ был составлен.
  2. Точное юридическое название организации, занимающейся оформлением документа.
  3. Ф. И. О. руководителя страховой компании, номер подразделения.
  4. Ф. И. О. страхователя, место его постоянного проживания регистрации на территории страны.
  5. Основные обстоятельства случившегося происшествия, по которому предстоит назначить выплату.
  6. Основные повреждения автомобиля.
  7. Обстоятельства, при которых возник страховой случай.
  8. Полный список лиц, участвовавших в ДТП.
  9. Подпись конкретного заявителя и ее расшифровка, перечень прилагаемых документов.

Верное оформление заявления и отражение в нем всех необходимых данных является залогом отсутствия вероятных проблем с получением компенсации УТС по каско. Образец соответствующего соглашения многие страховщики размещают на своих официальных порталах.

В каких случаях положено возмещение утраты товарной стоимости автомобиля?

Утерей товарной стоимости (УТС) называется вред, причиненный элементам и узлам транспорта, а также поверхностям во время проведения ремонта, техосмотра или при дорожно-транспортном происшествии, в результате которого у автомобиля снижается продажная цена и портиться внешний вид.

Другими словами, УТС – уменьшение качества и порча внешнего авто.

ВАЖНО! При снижении рыночной стоимости ТС, а также в случае аварии или при отсутствии ее виновника, страховщикам в суде предлагается включить расчеты потери товарной стоимости в компенсацию по страховке КАСКО.

Утеря товарной стоимости, потеря товарного вида становится очевидной по итогам неправильно проведенного ремонта. По окончании устранения неисправностей транспорта, ранее застрахованного по КАСКО, водитель может рассчитывать на возвращение рабочей способности автомобиля.

Прежняя стоимость не возвращается с выплатой ущерба. Вследствие этого необходимо вносить в заявление требование о выплате УТС.

Потеря стоимости может последовать при следующих видах ремонта:

  • Восстановлении формы кузова после перекоса;
  • Ремонте составляющих компонентов кузова;
  • Демонтажных работах, в результате которых образовались повреждения заводской сборки;
  • Замене кузовных деталей (несъемных);
  • Покраске наружных элементов машины.

Упомянутые выше ремонтные услуги иногда снижают товарную стоимость автотранспорта, в связи с чем страхователь получает право требовать от страховщика возмещения ущерба. Это решение может быть удовлетворено независимо от того, вследствие ДТП был поврежден транспорт или нет.

Возмещение УТС возможно в том случае, если у вас есть полис КАСКО, в котором УТС считается одной из составляющих риска «Ущерб».

Если этого пункта в договоре нет, то пострадавший автовладелец вполне может обратиться к виновнику ДТП с гражданским иском и потребовать возмещения ущерба в частном порядке согласно ст. 1064 ГК РФ.

Статья 1064 ГК РФ. Общие основания ответственности за причинение вреда

  1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

    Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

  2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
  3. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

Возмещение возможно, если:

  • риск предусмотрен полисом или вы намерены судиться с СК;
  • виновником аварии было другое лицо;
  • затраты на ремонт не менее 5% стоимости машины;
  • автомобиль новый и отвечает параметрам для подсчета УТС.
Впрочем, уже были прецеденты, когда страхователи добивались возмещения УТС от страховой компании даже, если компенсация УТС вообще не была предусмотрена договором. Но делается это только в судебном порядке, поскольку страховщик не признавал УТС страховым случаем по КАСКО.

По риску утраты стоимости не могут страховаться старые автомобили (иномарки старше пяти-семи лет, а отечественные – старше трех лет) либо те, которые очень активно используются (например, в качестве такси или для перевоза грузов).

Вряд ли компания согласиться взять на страхование по этому риску и машину с уже имеющимися серьезными повреждениями (коррозией, деформированными элементами и пр.). УТС не рассчитывается при совсем незначительных ремонтных работах, так называемый ремонт первой категории сложности. Не будет оцениваться УТС, если машина уже перекрашивалась в том месте, которое требует замены.

Во всех остальных случаях УТС может быть рассчитана в денежном эквиваленте. Для оценки УТС приглашается независимый эксперт, который готовит свое заключение и определяет величину выплаты.

Начиная с 2015 г. страхователь имеет полное право подать обращение на полное восстановление по полису автогражданки. Страховые компании идут навстречу таким заявкам, но взыскание УТС по КАСКО мало практикуется у представителей СК, в результате чего потерпевшие обращаются в суды.

Утрата товарной стоимости по КАСКО в свете закона предусматривает компенсацию для восстановления рыночной цены авто. Суд РФ часто руководствуется «Законом об ОСАГО» п.2 ст. 15 и п. 2 ст. 12, где прослеживается аналогия со страхованием наземных транспортных средств.

Когда аргументов недостаточно, тогда вступает в защиту судебная статья 929 Гражданского кодекса РФ. Согласно данной статье, утрата товарной стоимости (невзирая на вид страхования) – это понижение качественных характеристик автомобиля и его внешнего вида, которое должно рассчитываться и покрываться страховой выплатой.

Полезные советы

Если застрахованный по КАСКО автотранспорт соответствует ряду условий для компенсации УТС, клиент компании получает право требовать возмещение суммы ущерба, даже при условии, что страховщик выплатил компенсацию, которая покрывает другие риски по полису. Чаще всего сотрудники организаций не удовлетворяют требования заявителя при УТС по КАСКО.

В целях увеличения вероятности на выплату вам следует учесть несколько условий во время заключения договора со страховщиком:

  • Выплата УТС должна оговариваться в рамках договора. Есть организации, заключающие договор с предусмотренным пунктом о покрытии УТС. Заметим, что такие предложения оказываются несколько дороже;
  • Договором устанавливается предельный размер выплаты при УТС автомобиля в процентах (указывается в виде соотношения от премии по страхованию или цены автотранспорта);
  • В исключениях понадобится удалить пункт относительно УТС.

Данные условия помогают водителю получить деньги в качестве компенсации за понижение цены автомобиля. В том случае если компания отказывает заявителю в выплате, страхователь получит возможность для подачи иска в суд для дальнейшего разбирательства и взыскания необходимых средств.

Передача полномочий доверенному лицу

Оптимальным решением в подобном случае будет передача всех полномочий доверенному лицу, но стоит учитывать, что пакет документации тогда нужно будет дополнить:

  1. Документом, удостоверяющим личность доверенного лица.
  2. Заверенной у нотариуса доверенностью.

Перечень документации, описанный выше, является стандартным, его требуют в большинстве страховых организаций. Но нередки ситуации, когда страховщик запрашивает и дополнительные бумаги.

По возможности следует предоставлять все, что требуется. Такой подход максимально увеличивает шанс получения компенсации в случае угона автомобиля.

Замалчивания срока выплат

При подсчете суммы возмещения показатель износа автомобиля, деталей может играть очень существенное значение. Исключения составляют полисы КАСКО, где изначально оговаривается, что выплаты производятся без учета износа.

Показатели износа в каждой компании разные, но у лидеров рынка это обычно 20% за первый год, 12% за второй и последующие годы. От размера износа зависит и подсчет УТС: если машина сильно изношена, то этот показатель вообще не рассчитывается.

Возмещение УТС может осуществляться двумя путями:

  1. ремонтом на СТО;
  2. в виде денежной компенсации.
Но следует помнить, что сроки возмещения ущерба по КАСКО в разных страховых организациях различаются. К тому же не существует нормативных документов регулирующих точный период выплат.

Вся информация, чаще всего, указывается в договоре или правилах компании. Отсчет начинается со дня подачи документов. В среднем сроки возмещения УТС по КАСКО варьируются от двух недель до месяца.

Если точные сроки в страховом договоре не прописаны, то по истечении 30 дней можно подавать досудебную претензию о компенсации в течение недели.

Если после этого дело не сдвинулось, можно смело подавать в суд заявление-иск, документы и дополнительное требование на уплату неустойки.

Стандартной уже стала и другая ситуация: страховщик попросту замалчивает срок выплаты и в правилах его не обозначает. Подобные случаи – нарушение прав клиента, их ущемление.

Разрешить проблему подобного характера можно будет только посредством обращения в судебные органы. Как показывает судебная практика, взыскание УТС по каско в настоящее время являются наиболее частыми исками.

Особенности данного процесса

Перед тем, как обратиться в суд с иском к страховой компании, застрахованному лицу следует отправить компании письменную претензию, в котором следует изложить всю суть возникшей ситуации. Это называется досудебное урегулирование конфликта.

Важно правильно и грамотно подготовить исковое заявление в суд.

Оно должно включать в себя следующие пункты:

  • сведения о застрахованном лице и страховой компании;
  • сведения о страховом договоре и всех дополнительных соглашений;
  • основания для судебного разбирательства;
  • все факты и ситуации, связанные со страховой компанией и страховым случаем;
  • какие нарушения допустила страховая компания;
  • какие были нарушены законы и нормы со стороны страховщика;
  • ссылки на конкретные законы и судебную практику в подобных делах;
  • требования, а также подробный список расходов и суммы запрашиваемой компенсации.
Для того, чтобы суд принял решение в пользу обратившегося застрахованного лица, необходимо тщательно подготовится к делу. Суду необходимо предоставить все сведения и информацию, а также результаты экспертизы, копии претензий и ответов на них от страховой компании.

Обращение в суд преимущественно, поскольку:

  • решение суда независимо от сторон и выносится на основании установленных законов;
  • вынос обязательного решения с взысканием всех понесенных расходов;
  • гарантированность исполнения решения суда.

В большинстве случаев решения суда на стороне застрахованного лица. Особенно это относится к спорам, связанным с занижением страховой компании суммы выплаты компенсации. На основании решения суда страхования компания обязана будет возместить все расходы, связанные с восстановлением после причиненного материального ущерба, например, при ремонте транспортного средства после ДТП.

КАСКО – это возможность защитить свое имущество и автомобиль от возможных материальных ущербов. Большое количество компаний на рынке предлагают свои услуги по страхованию, но не все они готовы соблюдать установленные правила и выполнять свои обязательства.

Претензия в страховую по КАСКО составляется в строго определенной форме, утвержденной законодательством.

На решение суда по КАСКО влияет множество факторов, детально — в этой статье.

Изменятся ли тарифы КАСКО в 2019 году, разъясняют эксперты в статье по ссылке.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Только крупные российские страховщики включают УТС в перечень рисков по ущербу автомобиля. Большинство не торопятся возмещать утрату стоимости, и если страхователь не инициирует дело в суде, то выплаты обычно не происходит.

Если же компания признает утрату страховым событием, то нужно будет соблюсти процедуру информирования компании о страховом случае и подать все требующиеся документы для подтверждения ущерба.

  1. Составление заявления о страховом событии и подача документов в страховую компанию.
  2. Получение от страховщика направления на ремонт.
  3. Оценка УТС у независимого оценщика (срок подготовки заключения или отчета может составить 1-2 недели).
  4. Подача заявления в СК с просьбой возместить УТС с приложением отчета оценщика.
  5. В течение месяца получает ответ от страховой компании о выплате или об отказе в возмещении убытков.
Обращаем внимание: соблюдаются все сроки привычной процедуры получения выплаты по риску «Ущерб», но уже после восстановительного ремонта страхователь подает дополнительное заявление и просит компенсировать ему УТС в добровольном порядке.

Только человек, который знаком с нюансами общения со страховщиками, может требовать соблюдения своих прав и получит деньги, положенные ему по закону.

В процессе работы над взысканием суммы по УТС, желательно представлять, какие машины могут быть причиной для получения возмещения УТС, когда таких средств не предоставляется, и каким образом следует требовать выполнения обязательств.

Разобраться нужно и в том, как именно производится расчет УТС, в какой срок рассматривается заявление и является ли эта ситуация ущербом в понимании закона.

В законе и судебной практике уже давно четко определили, какие автомобили могут получить УТС, и в каких случаях эту сумму могут возместить.

В страховом договоре действительно часто не прописан вопрос с возмещением УТС, но следует все же проштудировать закон и понять, что в судебном порядке возмещение таких сумм будет более быстрым.

Получивших поврежденияВ результате дорожно-транспортного происшествия
ЭксплуатируемыеНе более 2-х лет грузовики, не более 3-х лет отечественные автомобили и не более 5-ти лет иномарки
Имеющих износНе больше 35% в случае с отечественными моделями авто и не больше, чем 40% в ситуации с иностранными машинами
У которых пробег не превышает 50000 километровЕсли речь идет об отечественных продуктах и 100 тысяч километров, когда УТС требуется иномарке
После ремонта автомобильПолучил ущерб или потерял изначальный внешний вид

Даже если машина соответствует этим требованиям, страховщики могут отказаться платить, и для таких компаний действеннее всего будет судебный иск, поскольку постановление суда нельзя не выполнить.

Можно ли попробовать решить со страховщиками проблему мирно? На это тратится не один год.

Учитывая вышесказанное, компенсация по УТС не платится тем автомобилистам, которые имеют большой износ, достаточно старые машины или у них большой пробег.

Из законов страховой сферы также следует, что если владелец авто стал виновником ДТП, то ему УТС не выплачивают, и в этом солидарны как страховые компании, так и судебные инстанции.

Учитывая практику, страховые компании, которые все же готовы предоставить своим клиентам выплату по УТС, часто не дают адекватной суммы, поэтому выплата не будет превышать 20% от убытков.

Чтобы получить выплату по УТС, обязательно нужно помнить о главном правиле общения со страховщиками — настаивать на своей правоте и опираться на законодательство.

Хотя СК и должны предоставлять выплату самостоятельно, часто они этого не делают, надеясь на неознакомленность владельца ТС.

Нужно сразу принести два заявления, одно из которых пойдет в документооборот компании, а на втором поставят отметку о принятии, что будет доказательством требования.

Чтобы требования были подкреплены, желательно обратиться к независимому эксперту, который оценит уровень ущерба, а также установит конкретную сумму УТС.

Но при хорошей репутации страховой компании можно не тратить деньги на услуги оценщика и доверить СК самой проводить исследование.

Теперь можно ждать ответа компании, и если она ответит отказом, либо же назначит слишком маленькую сумму, то можно подавать судебный иск.

В нем указывается претензия или несколько к компании со ссылкой на законодательство, а также предоставляются доказательства отказа страховщика в выплате денежных средств.

К иску нужно приложить все те же документы, что и в СК, то есть документы о праве собственности на авто, страховой полис, заключение эксперта, но следует добавить и официальный отказ.

Следует предоставить документы из ГИБДД, если ремонт уже был произведен, очень полезно будет сохранить чеки и квитанции об оплате ремонта, чтобы разговор шел о конкретных суммах.

Много вопросов существует вокруг того, облагается ли НДФЛ эта сумма. И законодательство не предусматривает необходимости начисления НДФЛ на УТС по КАСКО.

Как рассчитать

Величину расчета УТС принято считать условной. При расчете и возмещении утраты товарной стоимости учитывают следующие нюансы:

  • добровольно страховщик не будет возмещать величину, на которую снижен товарный вид автомобиля, поэтому следует им дать правомочность на такие действия путем решения суда;
  • объем расчета УТС всегда будет зависеть от количества испорченных деталей и участков, элементов поверхности для окрашивания;
  • фундаментом для начислений УТС на страховку всегда будет являться рыночная стоимость самого авто – другими словами, чем дороже будет ваш автомобиль, тем больше будет объем начислений УТС (специалисты подтверждают, что в их практике были такие случаи, когда стоимость ремонта была около 250 тысяч рублей, тогда УТС начислялась 200 тысяч рублей. Согласитесь, такие деньги на дороге не валяются);
  • в случае если уже ваш автомобиль отремонтирован по направлению вашего страховщика на СТОА, вы все равно можете получить возмещение УТС;
  • утрату товарной стоимости рассчитывают при помощи нескольких методик, однако, право выбора способа расчета величины принадлежит специалисту вашей страховой компании.

Расчеты утраты оценочной стоимости обычно проводят оценочные фирмы или компании, где специалисты занимаются проведение экспертиз и оценок состояния транспортных средств. Максимально объективный результат оценки можно считать у независимых экспертов.

 методика Минюста РФ ее принято считать «официальной» поэтому судебные эксперты обращаются так часто на нее внимание
 методика РД или руководящего документа применяется иногда
  методика Хальбгевакса считается самым простым методом расчета, которым может пользоваться любой водитель, обладающий базовыми знаниями школьной алгебры

Простота последней методики позволяет производить расчеты самостоятельно. Используя при этом формулу и специальную таблицу.

 К коэффициент наибольшей (макс.) величины утраты товарной стоимости автомобиля, который берется из таблицы Хальбгевакс
 ЦР рыночная стоимость автомобильного транспорта, учитывается с износом;
 СО общая стоимость ремонтных работ.

Для примера можно вкратце описать еще один из способов расчета УТС для авто без ДТП или после ДТП – методику Руководящего Документа, чтобы иметь представление о сложности таких расчетов.

 Уэл. цена ремонта съемных элементов кузова
 Укар. цена ремонта несъемных элементов кузова или каркаса кузова
 Уокр. цена окрашивания кузова
 Укуз. цена ремонтных работ кузова, которые могут нарушить его геометрию, или его полной замены
 К1 коэффициент, который показывает, что размер УТС менялся по мере изменений ремонтных работ
 К2 коэффициент, показывающий степень износа деталей
 Цi стоимость детали в розницу в рублях, которая подверглась ремонтным работам
 m количество съемных элементов, что требуют ремонта
Благодаря тому, что Верховный Суд позаботился о клиентах страховых компаний, у каждого водителя, на руках которого имеется страховой полис КАСКО, теперь может в судебном порядке получить возмещение утраты товарной стоимости своего транспортного средства.

Если бы не вмешательство законодательных органов в этот нюанс, то до сих пор страховики спокойно могли бы ничего не доплачивать потерпевшим. Ведь они же действуют строго в рамках договора страхования, который они заключают со своими клиентами.

УТС рассчитывается по разным методикам с учетом целого ряда коэффициентов и значений. Размер коэффициентов зависит от объема восстановительных работ и стоимости машины. Наиболее популярные формулы для расчета предлагает Минюст.

Методика Минюста

Эта методика применяется в основном для ОСАГО, а не КАСКО. Называется документ: Методические рекомендации «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки».

В нем есть целая таблица коэффициентов, которые используются для определения УТС. Показатели, предусмотренные государством, не превышают 0,1–0,5%. Они складываются, а УТС определяется как суммарный коэффициент, умноженный на стоимость ТС.

Стоимость

УТС= С × Σ К утс / 100% (руб.)

, где:

  • С – стоимость машины на момент повреждения, руб.
  • К утс – коэффициент УТС по элементу, ремонтному воздействию, %.

Величина УТС зависит от вида, характера и объема повреждений (ремонтных воздействий).

Значение коэффициента по позиции «Перекос кузова» не должно превышать 50% установленного значения, если при осмотре машины в поврежденной части кузова были обнаружены следы устранения перекоса (документально установлен факт устранения перекоса), не относящегося к данному происшествию.

Формула методики Минюста довольно сложная и ее используют в основном судебные эксперты.

Онлайн калькулятора подсчета УТС по этой методике пока не предусмотрено.

Это несложная формула, с которой справится любой автовладелец. Для того, чтобы ей воспользоваться нужно знать стоимость ремонта, деталей, всего автомобиля на момент ДТП.

Без проблем можно рассчитать показатель УТС в онлайн калькуляторе, которые есть на сайтах профессиональных оценщиков.

УТС=(К:100) х (ЦР=СО)

, где:

  • СО – это стоимость ремонта.
  • ЦР – рыночная цена.
  • К – коэффициент УТС.

Ответственность страховщика по утрате товарной стоимости автомобиля определяется одной из трёх существующих методик:

  • Министерства Юстиции (официальная и сложная, применяемая в судебной экспертной практике);
  • руководящего документа (необходимы глубокие знания материальной части и математики);
  • таблица Хальбгевакса (наиболее простой способ предварительной оценки).
Состоятельность последней методики определения размера выплаты УТС при страховании многими экспертами подвергается справедливой критике. Она учитывает лишь общие финансовые показатели, поэтому точность конечной суммы вызывает определённые сомнения. Суды к такой оценке относятся сдержано.

При решении вопроса как мирным, так и судебным путём, предпочтительнее обратиться к официальным независимым экспертным организациям. Они должны иметь опыт проведения товарно-транспортных исследований и работать на рынке услуг значительное время.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть