Обгон, опережение, встречный разъезд — Энциклопедия журнала "За рулем"

Определение

обгона и опережения. Встречный разъезд. Способы

выполнения разворота вне перекрестков. Остановка

на проезжей части дороги и за ее пределами.

Действия водителей транспортных средств при

Обгон и опережение в обновленных правилах дорожного движения

вынужденной остановке в местах, где остановка

запрещена.

• Обгон-опережение одного или нескольких

транспортных средств, связанное с выездом из

занимаемой полосы. Маневр этот сложный и опасный,

требующий от водителя правильной оценки дорожной

обстановки, предвидения ее развития и правильного

расчета действий. При наличии на дороге двух и более

полос движения в одном направлении обгон

выполняется без выезда на встречную полосу. На

дорогах с одной полосой в каждом направлении обгон

осуществляется с выездом на встречную полосу и

является более опасным.

• Безопасность обгона зависит от того, насколько правильно водитель

оценит дорожную ситуацию перед выполнением этого маневра.

Необходимо убедиться, что на данном участке дороги обгон не

запрещен (отсутствуют дорожные знаки, запрещающие обгон и

сплошные линии дорожной разметки, учитывая п.11.5 ПДД).

При выполнении обгона необходимо учитывать скорость движения

транспортных средств, интенсивность потока, условия видимости,

состояние дороги, техническое состояние автомобиля.

• "Обгон" – опережение одного или

нескольких транспортных средств,

связанное с выездом на полосу (сторону

проезжей части), предназначенную для

Знак 3.20 Обгон запрещен

встречного движения, и последующим

возвращением на ранее занимаемую

полосу (сторону проезжей части).

• 1. Обгон - это частный случай опережения. Т.е.

любой обгон является опережением (понятие

опережения приведено ниже в тексте этой статьи),

но не любое опережение является обгоном.

• 2. Обгон обязательно связан с выездом на полосу

встречного движения.

• 3. Обгон обязательно связан с возвращением на

ранее занимаемую полосу.

• Чтобы лучше понять суть этого понятия, приведу

несколько примеров обгона и несколько примеров

маневра, который не является обгоном.

• 1. Двухполосная дорога. Автомобиль выполняет

опережение, выезжая при этом на левую половину

дороги.

• 2. Трехполосная дорога. Автомобиль выполняет

опережение, выезжая при этом на среднюю полосу

дороги.

• 3. Четырех и более полосная дорога. Автомобиль

выполняет опережение, выезжая при этом либо на

левую половину дороги, если нет разметки, либо на

встречную полосу, если разметка есть. Такой обгон

наказывается лишением прав как при наличии

разметки, так и при ее отсутствии.

• "Опережение" – движение транспортного средства со

скоростью, большей скорости попутного транспортного

средства.

Примеры маневра, не являющегося обгоном

• 1. Опережение в пределах одной полосы, т.е. опережение

автомобиля без пересечения горизонтальной разметки,

если такая разметка на дороге присутствует.

• 2. Опережение в пределах правой половины дороги, т.е.

опережение автомобиля без выезда на полосу встречного

движения (как на дорогах с разметкой, так и без разметки).

• 3. Опережение транспортного средства с выездом на полосу

встречного движения, но без возвращения на сторону

попутного движения.

"Обгон" – опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.

"Обгон" – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

1. Обгон - это частный случай опережения. Т.е. любой обгон является опережением (понятие опережения приведено ниже в тексте этой статьи), но не любое опережение является обгоном.

2. Обгон обязательно связан с выездом на полосу встречного движения.

3. Обгон обязательно связан с возвращением на ранее занимаемую полосу.

Чтобы лучше понять суть этого понятия, приведу несколько примеров обгона и несколько примеров маневра, который не является обгоном.

1. Двухполосная дорога. Автомобиль выполняет опережение, выезжая при этом на левую половину дороги.

2. Трехполосная дорога. Автомобиль выполняет опережение, выезжая при этом на среднюю полосу дороги.

3. Четырех и более полосная дорога. Автомобиль выполняет опережение, выезжая при этом либо на левую половину дороги, если нет разметки, либо на встречную полосу, если разметка есть. Такой обгон наказывается лишением прав как при наличии разметки, так и при ее отсутствии.

"Опережение" – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Как я уже писал выше, обгон является частным случаем опережения. Тем не менее, не все опережения являются обгонами.

Примеры маневра, не являющегося обгоном

1. Опережение в пределах одной полосы, т.е. опережение автомобиля без пересечения горизонтальной разметки, если такая разметка на дороге присутствует.

2. Опережение в пределах правой половины дороги, т.е. опережение автомобиля без выезда на полосу встречного движения (как на дорогах с разметкой, так и без разметки).

3. Опережение транспортного средства с выездом на полосу встречного движения, но без возвращения на сторону попутного движения.

  • Опережение разрешено и с левой, и с правой стороны.
  • Разрешено опережать несколько транспортных средств.
  • Опережение разрешено на перекрестках (не создавая опасности и помех другим участникам движения)
  • Опережение разрешено в конце подъема (не создавая опасности и помех другим участникам движения)

автомобиль, то водители других автомобилей могут опережать его лишь после того, как

Типичный случай. Регулируемый пешеходный переход. Мама с ребенком не успели перейти дорогу на разрешающий сигал светофора, и заканчивают переход уже на "красный", в полном соответствии с ПДД. Два автомобиля ожидают, пока она закончит переход.

Автомобиль в крайней левой полосе видит зеленый сигнал светофора и решает опередить стоящие автомобили. Пешеход ему не виден.Согласно ПДД, черный автомобиль должен остановиться. Но водитель решает проскочить. В результате дело закончилось трагедией.

Основные понятия, которые принимаются во внимание в ПДД, рассмотрены в статье 1.1. документом разделяются такие термины, как «обгон» и «опережение».

Опережение – это маневр, производимый водителем автомототранспортного средства, а именно движение ТС со скоростью больше, чем та с которой движутся иные авто в попутном направлении.

Обгон – это разновидность опережения, при которой авто, двигающее с большей скоростью, производит опережение иных транспортных средств с намеренным выездом на полосу, предназначающуюся для движения встречного потока и последующим возвращением в ранее занимаемое положение.
Знак 3.22 Обгон грузовым автомобилям запрещен

Основное отличие между понятиями заключается в том, что при опережении автомототранспортное средство не выезжает на полосу встречного направления, а при обгоне данный маневр совершается в обязательном порядке.

Кроме этого совершается обгон с правой стороны и только, а опережение может производиться, как с правой, так и с левой стороны.

Понятия обгона и опережения

Если полагаться на ПДД, обгон — это опережение как одного, так и нескольких ТС, совершаемое с помощью выезда на полосу, предназначенную для движения встречных автомобилей, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.

Опережение

Опережение — это не что иное, как движение ТС с такой скоростью, которая больше скорости движения ТС, движущегося в одном с нами направлении.

Не смотря на всю похожесть названных терминов и даже на то, что обгон отчасти включает в себя опережение, эти понятия имеют одно существенное отличие – выезд (либо его отсутствие) на «встречку». При совершении обгона ТС всегда выезжает на полосу встречного движения, при опережении — автомобиль не покидает полосы попутного направления.

Правила совершения манёвров

Правила выполнения обгона регулируются главой 11 Правил движения автомобильного транспорта.

Прежде чем приступать к выполнению рассматриваемого маневра водитель обязан убедиться в его безопасности, а именно предварительно определить (статья 11.1):

  • свободна ли полоса, на которую потребуется совершить выезд при маневрировании;
  • не будет ли создано помех иных участникам движения, причем как в попутном, так и во встречном направлении;
  • если ли возможность по завершении обгона вернуться в свою полосу для продолжения дальнейшего движения.

В связи с данными аспектами водитель не может приступать к выполнению маневра «Обгон», если (статья 11.2):

  • автомобиль или иной вид транспорта, движущийся впереди, подает сигнал поворота перед выполнением аналогичного маневра;
  • автотранспорт, так же движущийся впереди, уже приступил к обгону иных авто или объезду препятствия, возникшему на пути следования;
  • транспорт, который приближается сзади, выполняет обгон.
Пунктом 11.4 документа так же установлены специальные зоны, в которых выполнением маневра запрещается.

Кроме указанных зон выполнять обгон нельзя в зоне действия следующих дорожных знаков:

  • обгон запрещен (3.20). Данным дорожным знаком запрещается обгон всего транспорта за исключением гужевых повозок, двухколесных мотоциклов, не оборудованных боковым прицепом, мопедов и тихоходных ТС, оснащенных специальным предупреждающим знаком;
  • обгон запрещен только грузовым автомобилем (3.22). В зоне действия данного дорожного знака запрещается выполнение маневра «Обгон» всем автомобилям, масса которых превышает 3,5 т. Исключения в данной ситуации отсутствуют.

Зона действия рассматриваемых дорожных знаков начинается непосредственно за знаком и заканчивается:

  • на ближайшем перекрестке;
  • в конце населенного пункта, если в жилой зоне отсутствуют перекрестки;
  • после знаков, отменяющих введенный запрет на обгон. Такими знаками являются 3.21 и 3.23;
  • после знака, отменяющего запрет на любые ограничения, введенные ранее (3.31);
  • по истечении промежутка проезжей части, если совместно с запрещающим знаком установлена дополнительная информация табличка.

Как правило, все дорожные знаки дублируются линиями дорожной разметки.

Выполнять обгон запрещено, если на проезжей части нанесена разметка следующих видов:

  • сплошная линия;
  • двойная сплошная линия.

Далее разберемся более подробно, в каких ситуациях и как совершается обгон.

На перекрестке

Можно ли обгонять на перекрестке? При ответе на данный вопрос предварительно следует выяснить, какой перекресток находится перед водителем.

Все перекрестки, согласно ПДД подразделяются на два вида:

  • регулируемые. На таких перекрестках приоритетность движения определяется сигналами светофора или жестами регулировщика;
  • нерегулируемыми. На перекрестках отсутствуют светофоры и регулировщики, а очередность проезда автотранспорта определяется водителями самостоятельно в соответствии с установленными перед перекрестком дорожными знаками (неравнозначные нерегулируемые перекрестки, на которых одна дорога является главной, а другая – второстепенной) или правилом «помеха справа» (равнозначные нерегулируемые перекрестки).
Движение по полосе встречного направления связано с весьма большими рисками, поэтому перед совершением столь опасного манёвра водителю необходимо удостовериться в том, что полоса встреченного движения свободна на расстоянии, позволяющем совершить обгон.

При этом не должно быть создано опасности для движения и каких-либо помех иным автомобилистам и пешеходам. Важным условием совершения манёвра является своевременная подача сигналов указателями поворота:

  • если производит объезд или обгон автомобиль, движущийся впереди;
  • если ТС, движущимся впереди, подан сигнал поворота налево, при условии, что указанный автомобиль находится на одной с нами полосе;
  • если уже выполняет обгон ТС, движущееся за нами;
  • если при завершении манёвра у водителя не будет возможности, не создавая помех, совершить перестроение в полосу, которую он ранее занимал.

Однако, даже если вы никогда никого не обгоняли и обгонять в принципе не собираетесь, ПДД, регламентирующие совершение обгона, касаются и вас в том числе. Сюда можно отнести, например, ситуацию, описанную в п. 11.

Обгон и опережение
Также, в случае если вне населённого пункта вы будете управлять тихоходным ТС, ТС, перевозящим крупногабаритный груз, либо ТС, скорость движения которого не превышает 30 км/ч, и обгон или опережение вашего автомобиля будет затруднено, вы обязаны принять как можно ближе к правому краю, а если возникнет такая необходимость — полностью остановиться, чтобы не создавать помех ТС, следующим за вашим автомобилем.

Опережение

Если сравнивать рассматриваемые термины, опережение двигающегося перед нами транспортного средства совершать гораздо легче и безопаснее, а связано это с ключевым отличием в выполнении манёвров — опережение не сопряжено с выездом на «встречку».

Перед началом выполнения перестроения водителю необходимо убедиться, что его действия не создадут помех для других ТС, а именно — автомобилям, следующим по полосе, на которую вы собираетесь перестроиться, не придётся сбрасывать скорость для предотвращения столкновения.

После же совершения перестроения и опережения за счёт увеличения скорости двигающегося теперь уже в соседней полосе автомобиля, вы можете продолжить движение как в полосе, на которую перестроились, так и вернувшись в полосу, из которой начинали манёвр. Как и при обгоне — нельзя забывать о своевременной подаче сигналов указателями поворота.

Необходимо знать, что, согласно ПДД, при движении по проезжей части, которая находится вне населённого пункта, а также в населённом пункте по дороге, обозначенной знаком 5.1 и 5.3, либо если на данном отрезке дороги установлен скоростной режим 80 км/ч и более, ТС необходимо вести наиболее близко к правому краю дороги, т.е.

левые полосы движения можно занимать только при условии того, что все правые заняты. Следовательно, при выполнении опережения на вышеописанных участках дорог, необходимо по возможности вернуться в полосу, из которой был начат манёвр.

И ещё одно исключение, регламентируемое ПДД, —  при интенсивном трафике на дороге в населённом пункте полосу менять можно лишь для того, чтобы впоследствии повернуть налево или направо, выполнить разворот, остановиться или объехать препятствие, поскольку перестроение с целью опережения лишь усугубит и так непростую ситуацию на дороге.

Изучая данную тему, важно остановиться ещё на таком моменте, как встречный разъезд. Необходимость прибегнуть к названному манёвру возникает, когда встречные автомобили не могут одновременно проехать по одному участку дороги, не создав друг для друга помех.

Правила проезда при подобных обстоятельствах предельно просты: когда затруднён встречный разъезд, дорогу уступает тот водитель, на стороне которого находится препятствие, если же разъезд происходит на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14., уступает дорогу водитель, движущийся на спуск.

Чуть выше я привел 3 признака, которыми обязательно должен обладать любой обгон. Один из этих признаков - выезд на полосу встречного движения. Поскольку движение в России правостороннее (пункт 1.4 пдд) очевидно, что по новым правилам выполнить обгон справа не представляется возможным.

Хочу отметить, что после 20 ноября 2010 года у водителей появится возможность выполнять опережение справа, причем на этот маневр не накладывается никаких дополнительных ограничений.

Понятия обгона и опережения

запрещена.

• 1.Необходимо убедиться, что полоса движения, по которой будет

совершен обгон, свободна на достаточном расстоянии от

транспортных средств, движущихся по ней в попутном и встречном

направлениях. Создавать помехи для движения этим транспортным

средствам запрещается.

2.Убедиться в том, что ни один из следующих за нам водителей,

которому может быть создана помеха, не начал перестраиваться на

соседнюю полосу движения для обгона.

3.Убедиться, что водитель впереди движущегося транспортного

средства не подал сигнал об обгоне, повороте или перестроении.

Обгонять такие транспортные средства крайне опасно из-за

ограниченности обзора проезжей части.

4.По завершении обгона нельзя создавать помехи обгоняющему

транспортному средству. При этом водителю обгоняемого

транспортного средства в целях безопасности запрещается

препятствовать обгону повышением скорости или иными

действиями.

дороги.

дороги.

средства.

Дорожные знаки, запрещающие обгон

Обгон запрещен также в перечисленных в табличке случаях. Для освежения памяти лучше проштудировать ещё раз более полную табличку Это запрещено Правилами


Пешеходный переход

На переходе

Ж/д переезд

На переезде

100 м перед переездом

Тоннель
В тоннеле

На мосту
На мосту

Под мостом
Под мостом

В конце подъема и других участках дорог с ограниченной видимостью

При ограниченной видимости

Перекресток
На перекрестке
Смотри примечание ниже

На нерегулируемых перекрестках при движении по главной дороге обгон разрешен. Это единственное исключение, когда на перекрестке разрешен обгон. Во всех остальных случаях обгон на перекрестке запрещен.

С тем, что понимается под обгоном и опережением, мы разобрались, чем отличаются указанные понятия — уяснили и даже выяснили, как же правильно, а самое главное — безопасно, выполнять манёвры, однако, на этом ещё не всё. Существуют ситуации, когда обгон запрещён. Данные случаи и разберём ниже.

Согласно ПДД, нельзя выполнять обгон всех ТС, кроме тех, которые являются тихоходными транспортными средствами, а также гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа, если предполагаемый манёвр будет совершаться в зоне действия знака 3.

20 «Обгон запрещён». Под зоной действия знака понимается зона, начинающаяся от места установки знака, до ближайшего по ходу движения за ним перекрёстка, а в случае, если мы находимся в населённом пункте и перекрёстки отсутствуют — до конца этого населённого пункта.

Необходимо учитывать, что выезды с территорий, прилегающих к дороге, и места пересечения с второстепенными дорогами не прерывают действие знака, при условии, что перед указанными пересечениями проезжих частей не установлены соответствующие знаки.

Также к названному манёвру приступать нельзя:

  • на перекрёстках, относящихся к регулируемым и на нерегулируемых перекрёстках, если двигаться не по главной дороге;
  • на пешеходном переходе;
  • ближе чем за 100 метров и непосредственно на железнодорожных переездах;
  • на путепроводах, мостах, эстакадах и под ними, как и в тоннелях;
  • на участках дорог с ограниченной видимостью.

• 1. На регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного

движения. При выезде на полосу встречного движения существует

опасность столкновения с встречными транспортными средствами,

которые двигаются одновременно с нами на разрешающий зеленый

сигнал светофора или разрешающие положения регулировщика.

Поэтому обгон разрешен, если на дороге имеются минимум две

полосы движения в одном направлении.

2. На нерегулируемых перекрестках на дороге не являющейся

главной. При обгоне по второстепенной дороге водитель может

своевременно не заметить транспортное средство, движущиеся по

главной дороге без изменения скорости. При обгонах на

равнозначных дорогах водитель может не заметить помеху,

приближающуюся справа. Это может привести к ДТП.

• 3. На пешеходных переходах при наличии на них

пешеходов При обгоне на пешеходном переходе

обгоняемое транспортное средство закрывает видимость

этого участка дороги. Водитель может несвоевременно

заметить пешеходов, переходящих проезжую часть и

произвести на них наезд.

• 4. На железнодорожных переездах и ближе, чем 100

метров перед ними. Ширина проезжей части на

железнодорожных переездах, как правило, узкая,

обзорность ограничена, скорость движения минимальная.

Обгон перед переездом может создать дезорганизацию

движения на нём. Это может привести к созданию

заторов, аварийных ситуаций, а так же создаст помехи для

движения поездов.

• 5. Транспортного средства производящего обгон или

объезд. Водитель, выполняющий двойной обгон, создаёт

помехи для движущихся справа транспортных средств.

Выполняется такой манёвр при минимальных боковых

интервалах. Это может привести к созданию аварийных

ситуаций и Д.Т.П.

• 6. В конце подъёма и на других участках дорог с

ограниченной видимостью с выездом на полосу

встречного движения На узких участках дорог с

ограниченной видимостью выезд на полосу встречного

движения сопряжён с большой опасностью. Столкновение

со встречными транспортными средствами приводят к

тяжёлым последствиям.

• "Вынужденная остановка" - прекращение движения

транспортного средства из-за его технической

неисправности или опасности, создаваемой

перевозимым грузом, состоянием водителя

(пассажира) или появлением препятствия на дороге.

Итак, вынужденной остановкой являются следующие

• из-за технической неисправности;

• из-за опасности, создаваемой перевозимым грузом;

• из-за опасности, создаваемой состоянием водителя;

• из-за опасности, создаваемой состоянием пассажира;

• из-за опасности, создаваемой появлением препятствия

на дороге.

• Рассмотрим примеры, соответствующие каждому

• 1. У автомобиля прокололось колесо или из-под капота

начал валить дым.

• 2. Груз сместился в кузове и может вывалиться

на дорогу через борт.

• Другой вариант. В салоне легкового автомобиля

перевозилась картошка и она рассыпалась. Если

картошка попадет под ноги водителю, он не сможет

управлять машиной. Т.е. имеет место опасность.

• 3. У водителя неожиданно закружилась голова и он

не может продолжать движение.

• 4. Пассажир такси ведет себя неадекватно и угрожает

водителю, пытается вмешаться в управление

автомобилем.

• 5. На дорогу во время сильного ветра упала ветка

дерева и водитель не может ее объехать.

• Штрафы за невыполнения требований

• 12.19 часть 4 КоАП Нарушение правил остановки или

стоянки транспортных средств на проезжей части,

повлекшее создание препятствий для движения других

транспортных средств, а равно остановка или стоянка

транспортного средства в тоннеле, за исключением случая,

предусмотренного частью 6 настоящей статьи—

административный штраф в размере 2000 рублей Меры

обеспечения: задержание ТС с помещением на

специализированную стоянку

• 12.19 часть 5 КоАП Нарушение, предусмотренное частью 1

настоящей статьи, совершенное в городе федерального

значения Москве или Санкт-Петербурге—

административный штраф в размере 2500 рублей

3.20 "Обгон запрещен". Запрещается обгон всех транспортных средств.

3.20 "Обгон запрещен". Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.

После введения изменений в правила появятся несколько послаблений по части обгонов. Если говорить конкретнее, то у водителей будет существовать возможность обгонять тихоходные транспортные средства (обозначены специальным знаком), гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски, не дожидаясь знака, который разрешит им обгон.

Отмечу, что знак 3.20 не запрещает выполнять опережение, т.е. в зоне действия знака 3.20 можно опережать любые транспортные средства без выезда на полосу встречного движения.

Знак 3.22 не разрешает обгонять никого (даже тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски), но также как и знак 3.20 позволяет выполнить их опережение.

В конце этой статьи хочу отметить, что все описанные правила Вы сможете применить на дороге только после 20 ноября 2010 года. Применение некоторых правил до этой даты может повлечь нарушение и наложение соответствующего штрафа (например, выполнение обгона без выезда на полосу встречного движения в зоне действия знака 3.20).

Удачи на дорогах!

С какой стороны обгонять транспортное средство?

на дороге.

начал валить дым.

автомобилем.

Прежде чем задаваться таким вопросом, давайте ещё раз обратимся к  ПДД, а именно к термину «Обгон».  Согласно указанному пункту, обгон — это опережение одного либо нескольких ТС, сопровождающееся выездом на «встречку», следовательно, исходя из ПДД, обгон может быть совершён только с выездом на встречную полосу, а поскольку в нашей стране организовано правостороннее движение — транспортное средство обгонять можно только лишь слева.

Как мы уже выяснили, обгон — это  манёвр, в обязательном порядке связанный с выездом на полосу встречного движения, следовательно, так называемый «обгон справа» вовсе не подпадает под понятие обгона. Что же тогда подразумевает под собой указанное словосочетание?

Обгон справа — это ничто иное, как опережение с правой стороны ТС, движущегося в попутном с нами направлении, совершаемое по обочине, тротуару и т.д. Указанные действия прямо запрещены ПДД (п. 9.9. Правил), следовательно, обгон справа совершать нельзя.

Штрафы за нарушения ПДД при обгоне и опережении

Какое же наказание предусмотрено за несоблюдение правил выполнения обгона? В соответствии с действующей редакцией Административного Кодекса (КоАП) в качестве наказания может выступать административный штраф или лишение водительских прав на определенный срок.

Описание правонарушенияСтатья КоАПНаказание
Размер штрафа, руб.Срок лишения прав, месяцев
Нарушение требования о необходимости подачи светового сигнала перед совершением перестроения при выполнении обгона12.14 часть 1500
Обгон по обочине12.15 часть 11 500
Препятствие передвижению организованной колонны или занятие в ней места после обгона одного или нескольких ТС12.15 часть 11 500
Выезд на полосу, которая предназначается для движения во встречном направлении или трамвайные пути для выполнения обгона с нарушением правил12.15 часть 45 0004 – 6
Повторное нарушение правил по статье 12.15 часть 412.15 часть 55 000 (назначается только при фиксации правонарушения камерами слежения)12
Несоблюдение требований, которые устанавливаются дорожными знаками и/или разметкой12. 16 часть 1500
Не предоставление преимущества авто с включенными специальными сигналами12.17 часть 25001 – 3
Невыполнение требований о пропуске водителем транспорта, который относится к категории тихоходных12.15 часть 1.11 000 – 1 500
Все нарушения могут быть зафиксированы как сотрудниками Госавтоинспекции, так и установленными камерами.

В последнем случае после обработки нарушения в специализированном центре водитель – нарушитель получить письмо, в котором указывается дата и место нарушения, описание нарушения и сумма наложенного штрафа. Данные письма водители между собой называют «письмами счастья».

Итак, обгон является наиболее рискованным маневром, который совершается не только на своей, но и на встречной полосе движения. Именно по этой причине к данному маневру применяются довольно строгие правила.

Несоблюдение действующего законодательства может привести не только к административному наказанию, в том числе и в виде лишения водительских прав, но и порче движимого имущества, а так же причинении вреда жизни и здоровью водителей, пассажиров, а в некоторых случаях и пешеходам.

Правила, регулирующие дорожное движение, призваны обеспечить безопасность всех его участников. Однако далеко не всегда и не всеми участниками эти правила соблюдаются. За нарушения ПДД при обгоне и опережении КоАП РФ в 2019 году предусмотрены следующие виды наказаний:

  • невыполнение требований ПДД в части заблаговременной подачи сигналов указателями поворота до начала обгона либо перестроения при опережении, а также при возвращении в ранее занимаемую полосу — влечёт штраф пятьсот рублей, однако может быть выписано лишь предупреждение;
  • движение по обочинам и иное нарушение правил расположения ТС на проезжей части — влечёт штраф в размере одной тысячи пятисот рублей;
  • невыполнение водителем ТС, являющегося тихоходным транспортным средством, двигающегося со скоростью не более 30 км/ч, либо перевозящего крупногабаритный груз, требований ПДД, обязывающих его пропустить для обгона или опережения ТС, следующие за ним — карается штрафом от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • движение по дорожкам, предназначенным для пешеходов или велосипедистов — влечёт для нарушителя штраф в две тысячи рублей;
  • выезд в нарушение ПДД с целью объезда препятствия на «встречку» либо на трамвайные пути, встречного направления — карается штрафом от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • выезд в нарушение ПДД на трамвайные пути либо полосу встречного направления, за исключением случаев, указанных в пункте выше — влечёт штраф пять тысяч рублей или лишение права управлять ТС на срок от четырёх до шести месяцев. Если названное нарушение зафиксировано повторно, права управления ТС можно лишиться на один год.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, хочется ещё раз напомнить, что автомобиль — это источник повышенной опасности и подходить к его управлению необходимо очень серьёзно. Садясь за руль, мы должны понимать, что несём ответственность не только за свою жизнь и здоровье, но и за жизнь и здоровье иных участников дорожного движения, поэтому приступать к совершению обгона, опережения или любого другого манёвра можно только тогда, когда нет совершенно никаких сомнений в безопасности наших действий.

Галина Еремеева

В 2015 году закончила Северный Арктический Федеральный Университет по направлению "юриспруденция". В настоящее время работаю старшим юристом, имею водительское удостоверение категории "В", знаю всё о ПДД и делюсь своим профессиональным мнением в статьях на этом сайте.

• - На перекрестках с круговым движением На таких

перекрёстках водители транспортных средств, движущиеся

по круговому движению, уступают дорогу въезжающим

водителям и не создают помех при обгоне.

- Двухколёсных транспортных средств без бокового

прицепа. Обгоняя двухколёсные транспортные средства,

водителю нет необходимости выезжать на полосу

встречного движения. В этих случаях хорошо

просматриваются и помехи справа.

- С правой стороны, если водитель обгоняемого

транспортного средства подал сигнал о повороте налево и

приступил к совершению маневра. При обгонах справа у

водителя имеется хороший обзор дороги при отсутствующих

встречных транспортных средствах.

13. Встречный разъезд.

В общем случае если встречный разъезд затруднен, то уступает тот, на чьей стороне дороги препятствие.

  • Если встречный разъезд затруднен, то уступает дорогу тот водитель, на стороне которого есть препятствие.

Если имеются Знаки приоритета или Предупреждающие знаки "Уклон дороги", то водитель должен руководствоваться ими.

Знаки "Преимущество встречного движения" и "Преимущество перед встречным движением" регламентируют проезд узкого участка дороги. Круглый знак "Преимущество встречного движения" обязывает водителя уступить дорогу встречному ТС.

Схожим действием обладают знаки "крутой спуск" и "крутой подъем", которые в узких местах дороги обязывают водителю, движущемуся на спуск, уступить дорогу автомобилю, который движется на подъем.

Материалы изложены на основе программы, разработанной преподавателями автошколы МГУ

необходимость встречного разъезда возникает на дороге в том случае, если дорога

по тем или иным причинам не позволяет одновременно проехать по дороге в

разных (встречных) направлениях.

Хочу напомнить, что в комментариях к правилам дорожного движения ситуация, в

которой необходим встречный разъезд, обычно иллюстрируется как двухполосная

дорога, на одной полосе которой возвышается земляная куча неизвестного

происхождения. Однако подобная куча на практике встречается гораздо реже, чем

реальная необходимость встречного разъезда.

Проведение дорожных работ на половине дороги.

ДТП, при котором перекрыта половина дороги.

Припаркованные у краев проезжей части автомобили (в том числе в несколько

рядов) и др.

Естественно, в зимнее время вероятность попасть на узкую дорогу значительно

больше, чем в летнее, т.к. вовремя не вывезенный с улиц снег занимает

значительную часть проезжей части. Если добавить к этим сугробам припаркованные

с двух сторон автомобили, то дорога очень быстро превратится в 1 полосную.

Правила встречного разъездаПравила встречного разъезда рассматриваются в

разделе 11 ПДД "Обгон, опережение, встречный разъезд".

14. Действия водителей транспортных средств при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещен

на дороге.

начал валить дым.

автомобилем.

Действия водителя

при вынужденной остановке

• при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;

• 7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной

сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак

• при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где

с учетом условий видимости транспортное средство не может быть

своевременно замечено другими водителями.

• 12.6. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена,

водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного

средства из этих мест.

• Включить аварийную сигнализацию (аварийку).

• Выставить знак аварийной остановки (красно-оранжевый треугольник).

• Принять меры для отвода транспортного средства, т.е. нужно оттолкать или

отбуксировать машину туда, где остановка разрешена.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть