Штраф за обгон под знак обгон запрещен в 2019 году

Зона действия знака «Обгон запрещен»

Для начала следует сказать, что изменения в правилах обгона существенно изменили ситуацию на дорогах России. Определённая категория водителей, которые за рулём уже много лет (а их большинство) твёрдо усвоила принцип, согласно которому обгон справа запрещён.

И поэтому автомобиль в их зеркале заднего вида, который приближается к ним справа, вызывает инстинктивное желание уступить ему дорогу и вывернуть руль в эту же сторону. Часто столкновение в подобной ситуации просто неизбежно.

Дорожный знак Обгон запрещен

Так выглядит стационарный знак, запрещающий обгон

Знак «Обгон запрещён» входит в число запрещающих знаков. Он имеет персональный номер в ПДД России — 3.20. Этот знак при установке должен категорически запрещать обгон практически всех транспортных средств.

Исключением станут только мопеды и двухколёсные мотоциклы без коляски, гужевой транспорт, велосипеды и тихоходные транспортные средства. Знак «Обгон запрещён» устанавливается на тех участках дороги, которые могут стать аварийно-опасными в случае обгона: на поворотах, подъёмах, участках с плохим дорожным покрытием, местах сужения и т. д.

Участок дороги, на который распространяется действие знака, начинается от того места, где он установлен, и до первого перекрёстка по ходу движения. В населённых пунктах знак действует (при отсутствии перекрёстков) до конца населённого пункта.

Действие знака не может быть прервано выездами с прилегающих территорий и в тех местах, где главная дорога пересекается просёлочными, лесными и другими дорогами, которые можно считать примыкающими и второстепенными.

Водителям следует помнить, что выезды из дворов не являются перекрёстками и, соответственно, не отменяют действия знака «Обгон запрещён».

Зона действия ограничивается также дополнительным указанием расстояния его актуальности, которое даётся непосредственно под установленным знаком. Зона ограничивается также знаками, обозначающими отмену действия данного знака («Конец зоны запрещения обгона» – № 3.21) и знаком «Конец зоны всех ограничений» (№ 3.31в ПДД).

Кстати, название этого знака отдаёт пафосностью: он отменяет только девять запрещающих знаков и никоим образом не может отменить все реальные ограничения, с которыми может столкнуться отечественный водитель, особенно если речь идёт о российской глубинке.

Знак 3.31 в ПДД

Так выглядит знак «Конец зоны всех ограничений»

Штраф за нарушение знака «Обгон запрещен»
Особо следует сказать об игнорировании знака «Обгон запрещён» (в том числе) в южных регионах России. Статистика говорит о том, что именно Южный федеральный округ отличается системным игнорированием дорожных знаков и разметки.

На некоторых дорогах (например, в Башкирии) часто отсутствует дорожная разметка, которая не наносилась десятки лет. В больших городах водители стараются всё же соблюдать требования дорожных знаков, но, скорее, из чувства самосохранения ввиду большого трафика на дорогах.

Если водитель увидел дорожный знак «Обгон запрещён» на жёлтом фоне, то такой знак является временным.

Временный дорожный знак Обгон запрещен

Если знак «Обгон запрещён» на жёлтом фоне, то он установлен временно и имеет приоритет перед постоянными знаками

Он устанавливается для обеспечения безопасного движения на тех отрезках дороги, которые строятся или ремонтируются. Знаки, которые водители видят на жёлтом фоне, могут быть запрещающими или предупреждающими.

О тихоходных транспортных средствах сказано выше. Таковыми, к примеру, могут быть бульдозеры, тракторы, комбайны и так далее. Если на них сзади установлены соответствующие значки, то их можно обогнать безболезненно.

Конечно, повозка крестьянина, запряжённая лошадьми (гужевой транспорт), вряд ли будет оснащена соответствующим знаком. Но вот её обгонять тоже можно. Равно как и велосипедистов, мотоциклистов (мотоциклы двухколёсные и без колясок), а также мопедистов.

При их обгоне опытных водителей иногда бросает в холодный пот, поскольку они считают (и иногда обоснованно), что страшнее велосипедиста на трассе человека нет. От него можно ждать всё что угодно. Его может шатнуть порывом ветра, велосипед может подскочить на ухабе и резко изменить траекторию движения, в конце концов, велосипедист может быть в стельку пьян.

Велосипед, лежащий на трассе

При обгоне велосипедистов следует быть особо осторожным

Ненамного более прогнозируемые действия мопедистов, байкеров и «водителей» гужевого транспорта. Именно поэтому при обгоне подобных участников дорожного движения следует соблюдать особую осторожность, притормаживать и стараться не приближаться к ним слишком близко, оставляя себе возможность сманеврировать или затормозить в случае критической ситуации.

Немаловажно также напомнить некоторым водителям, успевшим основательно подзабыть ПДД (а то и вообще никогда не державших книжечку с подобным названием в своих руках), что знак «Обгон запрещён» является не единственным случаем запрещения подобного манёвра на дороге.

Категорически запрещён обгон на пешеходном переходе, неважно, идут по нему люди или нет. Также нельзя обгонять в тоннелях, на путепроводах и мостах. Нарушением станет обгон на перекрёстке, вне зависимости от того, регулируемый он или нет, а также в пределах стометровой зоны от железнодорожного переезда. Обгон на подъёмах или спусках, где видимость для обгона недостаточна, тоже запрещён.

Дорога в тоннеле

В тоннеллях обганять нельзя категорически

При совершении же обгона следует очень внимательно следить за попутным и встречным транспортом, соблюдать безопасную дистанцию и не создавать помех другим водителям.

Водителю же обгоняемого транспортного средства запрещается увеличивать скорость, поскольку это может привести к препятствию совершения обгона и создать аварийную ситуацию на дороге.

Нарушение правил обгона очень часто приводит к трагичным последствиям. Поэтому, в первую очередь, оно угрожает жизни водителя, его пассажиров, «экипажа» встречного автомобиля и порой совершенно непричастных участников дорожного движения, которые очутились не вовремя и в неудачном месте.

Именно ввиду вышеперечисленного штрафные санкции к нарушителям довольно жёсткие. На протяжении последних лет мы можем наблюдать значительный рост размеров штрафов. То, что ещё десять лет назад можно было нарушить относительно безболезненно для кошелька, сегодня чревато серьёзными финансовыми потерями.

Как и ранее, штрафные санкции за нарушение правил обгона определяет Статья 12.15 КоАП.

Итак, минимальное административное наказание грозит нарушителю в виде штрафа в размере 1000 рублей и максимальное — лишение водительской лицензии на срок от четырёх до шести месяцев. Промежуточными штрафами станут 1500 и 5000 руб.

Первый — за выезд на полосу встречного движения или трамвайные рельсы при объезде препятствия (если его можно было объехать справа) и второй — за игнорирование требований знака, запрещающего обгон и выезд на «встречку».

Особо злостные нарушители правил обгона могут расстаться с водительским удостоверением на год, если они повторно успели нарушить действие правил обгона в течение года. Важно помнить о том, что возвращение водительских прав становится возможным только при пересдаче теории ПДД и поэтому может вылиться в очень долгосрочный проект, поскольку к моменту лишения прав всё, чему учили в автошколе, было уже основательно забыто.

Минимально можно надеяться на штраф в 500 рублей, который будет выписан за нарушение требований разметки на дороге и запрещающего знака. Хотя, по правде сказать, подобные случаи являются скорее исключением, чем правилом.

Обычно водителя стараются наказать максимально. Поэтому единственным плюсом в данной ситуации станет чувство глубокого удовлетворения водителя от того, что он пополнил бюджет родной страны на немалую сумму.

Если нарушение правил обгона было зафиксировано с помощью технических средств (фото- или видеорегистраторами), автоматически регистрирующих нарушение без участия инспектора ГИБДД, то водителя могут оштрафовать максимум на пять тысяч рублей, даже если само нарушение тянет на лишение прав.

Выписанный штраф можно уменьшить вдвое, если успеть оплатить его в течение 20 дней после составления протокола или «письма счастья». Но при этом льгота не распространяется на все штрафы. В 2019 году нельзя уменьшить размер штрафа в следующих ситуациях:

  • при совершении нарушения правил дорожного движения водителем, который управлял транспортным средством в нетрезвом виде;
  • при повторном зафиксированном превышении в течение года максимальной скорости движения более, чем на 40 км;
  • при повторном (в течение года) игнорировании запрещающего сигнала светофора;
  • при повторном нарушении за год требований знака «Обгон запрещён»;
  • в случае создания аварийной ситуации;
  • при признании виновником в результате дорожно-транспортного происшествия, где есть пострадавшие;
  • при управлении автомобилем, не прошедшим регистрации согласно нормам российского законодательства.
  • От чего зависит размер штрафа?
  • Гужевых повозок (прицеп, запряженный животным);
  • Мопедов;
  • Мотоциклов (только если он без коляски);
  • Других транспортных средств, на которых установлен знак, означающий тихоходный порядок управления транспортным средством;
Знак 3.20

Когда назначается штраф за обгон на пешеходном переходе в 2019 году?

Обгонять автомобиль на пешеходном переходе категорически запрещено, даже если поблизости нет ни одного пешехода. За данное нарушение предусмотрен административный штраф или изъятие у водителя прав до шести месяцев.

В 2019 году установлен полный запрет на обгон на пешеходном переходе. Норма закреплена в пункте 11.4 ПДД РФ. Никаких исключений из правила не предусмотрено.

Коррективы в действующее законодательство внесли совсем недавно. До 2016 года обгон был допустим, если на переходе отсутствовали пешеходы. Закон предписывал удостовериться в том, что рядом с зеброй и на ней нет людей, желающих пересечь проезжую часть. После этого допускался обгон движущегося впереди транспортного средства.

В 2016 году в действующее законодательство были внесены поправки. В результате был наложен запрет на обгон и объезд автомобиля на пешеходных переходах. В 2019 году правило нужно соблюдать, даже если за несколько метров до зебры отсутствуют люди, и водитель был уверен, что никто не собирается переходить дорогу.

Запрет на обгон на пешеходном переходе с назначением штрафа накладывает пункт 11.4 ПДД РФ. Наказание в отношении водителя в 2019 году применят в следующих случаях:

  1. Обгон начат на пешеходном переходе, а завершен вне зебры.
  2. Водитель решил объехать движущийся впереди автомобиль и вернулся на свою полосу менее, чем за 5 м до перехода.
  3. Человек начал обгон до зебры и закончил на ней.

Выехав на встречную полосу для объезда движущегося впереди автомобиля, водитель может осознать, что не успеет завершить маневр до пешеходного перехода. Чтобы исправить ситуацию, автолюбители прекращают обгон, притормаживая и возвращаясь на прежнюю траекторию движения.

Если водитель оказался на своей полосе менее, чем за 5 м до пешеходного перехода, считается, что было допущено нарушение. Помимо вышеописанных ситуаций, штраф за обгон на пешеходном переходе в 2019 году по статье 12.15 КоАП РФ накладывают в следующих ситуациях:

  • пешеходный переход находится за пределами населенного пункта;
  • был выполнен обгон тихоходного транспортного средства;
  • разметка на дороге плохо видна;
  • нарушитель очень спешит;
  • на переходе отсутствуют люди;
  • на дороге нет сплошной разметки;
  • пешеходный переход регулируется светофором.
Если допущено нарушение, гражданина ожидает наказание по статье 12.15 КоАП РФ. Когда обгон на пешеходном переходе выполнен в городе, человека оштрафуют на 5000 руб. или лишат водительских прав на срок 4-6 месяцев.

Учитываются и сопутствующие факторы. Так, если лицо не уступило дорогу пешеходам, на водителя наложат штраф ГИБДД в размере 1500 — 2000 руб. Норма отражена в статье 12.18 КоАП РФ. Вменяемые денежные взыскания суммируются.

Процедура наложения штрафа и лишения прав за обгон на пешеходном переходе в 2019 году выполняют по следующей схеме:

  1. На месте административного правонарушения составляют протокол. Готовую бумагу предъявляют нарушителю для ознакомления. Гражданин имеет право отказаться от подписания протокола, если не согласен с данными, отраженными в документе. В последующем дело передадут в суд, расположенный по месту совершения правонарушения. Если гражданин хочет, чтобы дело рассматривали по месту проживания, необходимо потребовать внести в протокол соответствующую информацию и составить ходатайство.
  2. Лицу предоставляют копию готового документа. Ее необходимо взять, чтобы иметь возможность предотвратить внесение изменений в бланк или его переоформление.
  3. В течение 3 дней дело передают в мировой суд.
  4. Нарушителя известят о дате и месте проведения заседания. Для этого по указанному в протоколе адресу будет выслано письменное уведомление. Гражданин может привлечь к разбирательству адвоката для представления интересов в суде.
  5. Дело рассматривается. Водитель имеет право отстаивать свою точку зрения, предъявлять доказательства и оспаривать доводы противоположной стороны разбирательства.
  6. Итогом процедуры становится вынесение постановления о лишении водительских прав с назначением штрафа за обгон на пешеходном переходе или завершение делопроизводства.
  7. Вердикт можно обжаловать в течение 10 дней. Затем водитель обязан сдать права в ГИБДД.

Если нарушитель не явится на заседание суд, прав могут лишить заочно. Отобрать водительское удостоверение могут лишь в случае, если нарушение выявил и оформил инспектор ГИБДД. Когда произошедшее зафиксировано при помощи камеры, накладывают лишь штраф.

Пешеходные переходы располагаются и вне населенных пунктов. На такие зебры тоже распространяются нормы, отраженные в пункте 11.4 ПДД РФ. Если обгон на пешеходном переходе в 2019 году произошел за городом, лицо привлекут к точно такому же наказанию, как и за аналогичное нарушение в пределах города.

Интереснее обстоит ситуация с обгоном по встречной полосе. Он разрешен, если запреты на его осуществление отсутствуют. Обгон на пешеходном переходе с выездом на встречку карается по ст. 12.15 КоАП РФ.

  • движение выполняется по четырехполосной дороге;
  • присутствует запрещающая дорожная разметка;
  • присутствует знак «Обгон запрещен»;
  • произошел выезд на левую полосу трехполосной дороги.

За нарушение предусмотрено наказание в виде штрафа 5000 руб или лишения водительских прав на срок 4-6 месяцев.

Если административное правонарушение, карающееся по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, совершено повторно, прав лишат на один год. Такая норма отражена в ч. 5 вышеуказанного нормативно-правового акта.

Снизить размер штрафа за обгон на пешеходном переходе можно, если денежные средства были предоставлены в течение 20 суток со дня вынесения постановления о правонарушении.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам:

7 (499) 938-50-82

Москва;

7 (812) 425-68-16

Санкт-Петербург;

7 (800) 350-14-96

Бесплатный звонок для всей России.

  • часть 1.1 статьи 12.1;
  • статья 12.8;
  • часть 6 и 7 статьи 12.9;
  • часть 3 статьи 12.12;
  • часть 5 статьи 12.15;
  • часть 3.1 статьи 12.16;
  • статья 12.24;
  • статья 12.26;
  • часть 3 статьи 12.27.

Наказание за обгон на пешеходном переходе регулирует часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Нормативно-правовой акт в вышеуказанном списке отсутствует. Это позволяет водителю получить скидку на штраф в размере 50%, если обязательства были выполнены в течение 20 суток.

Смягчение и льготы при оплате штрафов

Правила выполнения обгона регулируются главой 11 Правил движения автомобильного транспорта.

Прежде чем приступать к выполнению рассматриваемого маневра водитель обязан убедиться в его безопасности, а именно предварительно определить (статья 11.1):

  • свободна ли полоса, на которую потребуется совершить выезд при маневрировании;
  • не будет ли создано помех иных участникам движения, причем как в попутном, так и во встречном направлении;
  • если ли возможность по завершении обгона вернуться в свою полосу для продолжения дальнейшего движения.

В связи с данными аспектами водитель не может приступать к выполнению маневра «Обгон», если (статья 11.2):

  • автомобиль или иной вид транспорта, движущийся впереди, подает сигнал поворота перед выполнением аналогичного маневра;
  • автотранспорт, так же движущийся впереди, уже приступил к обгону иных авто или объезду препятствия, возникшему на пути следования;
  • транспорт, который приближается сзади, выполняет обгон.
Пунктом 11.4 документа так же установлены специальные зоны, в которых выполнением маневра запрещается.

Кроме указанных зон выполнять обгон нельзя в зоне действия следующих дорожных знаков:

  • обгон запрещен (3.20). Данным дорожным знаком запрещается обгон всего транспорта за исключением гужевых повозок, двухколесных мотоциклов, не оборудованных боковым прицепом, мопедов и тихоходных ТС, оснащенных специальным предупреждающим знаком;
  • обгон запрещен только грузовым автомобилем (3.22). В зоне действия данного дорожного знака запрещается выполнение маневра «Обгон» всем автомобилям, масса которых превышает 3,5 т. Исключения в данной ситуации отсутствуют.

Зона действия рассматриваемых дорожных знаков начинается непосредственно за знаком и заканчивается:

  • на ближайшем перекрестке;
  • в конце населенного пункта, если в жилой зоне отсутствуют перекрестки;
  • после знаков, отменяющих введенный запрет на обгон. Такими знаками являются 3.21 и 3.23;
  • после знака, отменяющего запрет на любые ограничения, введенные ранее (3.31);
  • по истечении промежутка проезжей части, если совместно с запрещающим знаком установлена дополнительная информация табличка.
Как правило, все дорожные знаки дублируются линиями дорожной разметки.

Выполнять обгон запрещено, если на проезжей части нанесена разметка следующих видов:

  • сплошная линия;
  • двойная сплошная линия.

Далее разберемся более подробно, в каких ситуациях и как совершается обгон.

На перекрестке

Можно ли обгонять на перекрестке? При ответе на данный вопрос предварительно следует выяснить, какой перекресток находится перед водителем.

Все перекрестки, согласно ПДД подразделяются на два вида:

  • регулируемые. На таких перекрестках приоритетность движения определяется сигналами светофора или жестами регулировщика;
  • нерегулируемыми. На перекрестках отсутствуют светофоры и регулировщики, а очередность проезда автотранспорта определяется водителями самостоятельно в соответствии с установленными перед перекрестком дорожными знаками (неравнозначные нерегулируемые перекрестки, на которых одна дорога является главной, а другая – второстепенной) или правилом «помеха справа» (равнозначные нерегулируемые перекрестки).
Какое же наказание предусмотрено за несоблюдение правил выполнения обгона? В соответствии с действующей редакцией Административного Кодекса (КоАП) в качестве наказания может выступать административный штраф или лишение водительских прав на определенный срок.
Описание правонарушенияСтатья КоАПНаказание
Размер штрафа, руб.Срок лишения прав, месяцев
Нарушение требования о необходимости подачи светового сигнала перед совершением перестроения при выполнении обгона12.14 часть 1500
Обгон по обочине12.15 часть 11 500
Препятствие передвижению организованной колонны или занятие в ней места после обгона одного или нескольких ТС12.15 часть 11 500
Выезд на полосу, которая предназначается для движения во встречном направлении или трамвайные пути для выполнения обгона с нарушением правил12.15 часть 45 0004 – 6
Повторное нарушение правил по статье 12.15 часть 412.15 часть 55 000 (назначается только при фиксации правонарушения камерами слежения)12
Несоблюдение требований, которые устанавливаются дорожными знаками и/или разметкой12. 16 часть 1500
Не предоставление преимущества авто с включенными специальными сигналами12.17 часть 25001 – 3
Невыполнение требований о пропуске водителем транспорта, который относится к категории тихоходных12.15 часть 1.11 000 – 1 500

Все нарушения могут быть зафиксированы как сотрудниками Госавтоинспекции, так и установленными камерами.

В последнем случае после обработки нарушения в специализированном центре водитель – нарушитель получить письмо, в котором указывается дата и место нарушения, описание нарушения и сумма наложенного штрафа. Данные письма водители между собой называют «письмами счастья».

Итак, обгон является наиболее рискованным маневром, который совершается не только на своей, но и на встречной полосе движения. Именно по этой причине к данному маневру применяются довольно строгие правила.

Несоблюдение действующего законодательства может привести не только к административному наказанию, в том числе и в виде лишения водительских прав, но и порче движимого имущества, а так же причинении вреда жизни и здоровью водителей, пассажиров, а в некоторых случаях и пешеходам.

  1. Гражданин получает постановление, внимательно изучает его, принимая во внимание все доводы представителя уполномоченного органа.
  2. Происходит составление жалобы. Документ рекомендуют дополнить доказательствами, если они присутствуют.
  3. Происходит обращение в уполномоченный орган. Жалобу может рассмотреть начальник подразделения ГИБДД или районный суд. Обращаться нужно в орган, расположенный по месту совершения правонарушения. Документ может быть подан во время личного визита, выслан по почте или отправлен в режиме онлайн. В последнем случае нужно воспользоваться официальным сайтом Госавтоинспекции.
  4. Заявитель дожидается рассмотрения жалобы за назначение штрафа за обгон на пешеходном переходе. Срок предоставления ответа зависит от инстанции, в которую направлен документ. Если жалоба подана начальнику подразделения ГИБДД, процесс рассмотрения займет 10 дней. Срок начинает исчисляться с момента получения документа представителем уполномоченного органа (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ). Суды рассматривают дело в течение 2 месяцев (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Статистика показывает, что вероятность успешного рассмотрения обращения повышается, если сразу направить жалобу в районный суд. На практике при подаче документа может быть допущена ошибка. Если лицо обратилось не в тот орган, бумагу в течение 3 дней перенаправят по верному адресу, руководствуясь частью 4 статьи 30.2 КоАП РФ.

Для начала следует определиться с самим понятием обгона. Ещё недавно в ПДД это означало, что движущееся транспортное средство совершает опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств и при этом покидает полосу своего движения.

В нынешней редакции Правил обгон трактуется несколько иначе. Он означает, что транспортное средство опережает в процессе своего движения один или несколько автомобилей. При этом обгон происходит только в том случае, когда данное транспортное средство выезжает на полосу встречного движения, а далее возвращается на ту полосу, которую оно занимало ранее.

Штраф за нарушение знака «Обгон запрещен»

Новая редакция ПДД существенно сузила понятие обгона. Водителям, которые получили водительскую лицензию давно и в последний раз открывали книжку с ПДД много-много лет назад, следует особо обратить внимание на данное нововведение.

Нарушением требований знака «Обгон запрещён» является обгон одного или нескольких транспортных средств в пределах его действия. Это может быть вызвано, в первую очередь, игнорированием водителем данного знака.

Иногда особо «продвинутые» водители считают установку знака «Обгон запрещён» на определённом участке дороги необоснованным и, соответственно, его игнорируют. Понятно, что инспектору ГИБДД они не смогут доказать свою невиновность или абсурдность установки в определённом месте.

Ситуация первая

Водитель движущегося автомобиля начал манёвр обгона ещё до начала действия знака, запрещающего обгон, а закончил его уже непосредственно в зоне действия. Причиной этого могло стать, к примеру, то, что транспортное средство, которое двигалось впереди, закрыло собой знак, а едущий сзади водитель просто не увидел его.

В подобном случае следует внимательно присматриваться к разметке на дороге. Перед участком дороги, где запрещается обгон, штрихи, составляющие прерывистую линию, удлиняются и постепенно переходят в сплошную линию.

Вторая

Водитель движущегося автомобиля видит транспортное средство, которое движется с малой скоростью, например, менее 30 км в час. Соответственно, для продолжения движения ему потребуется выехать на встречную полосу движения в пределах действия запрета на обгон.

Вопрос в том, является ли ТС, которое обогнал водитель, тихоходным. Следует знать, что тихоходные транспортные средства должны обозначаться особыми значками в виде красных треугольников, имеющих жёлтую окантовку.

Тихоходное ТС

Так выглядит и располагается знак тихоходного транспортного средства

Третья

  • Именно здесь игнорирование запрещающего знака приводит к смертельным ДТП;
  • Именно здесь за необдуманный обгон проще всего лишиться водительского удостоверения;
  • Именно здесь чаще всего устраиваются дорожные ловушки «на обгон».
Знак 3.20

Спорные ситуации

Если водитель нарушает их, то его не только автоматически признают виновником в случившемся ДТП, где оказался участником, либо провокатором, но также же лишат его прав и оштрафуют на приличную сумму.

По общим правилам все водители обязаны убедиться в следующем:

  1. На встречной полосе нет движения.
  2. При обгоне не будет создана помеха другим участникам.
  3. Найти свободное место для возврата в строй после маневра.

В Правилах об обгонах говорится в главе № 11. Такое действие имеет свои особенности. Это связано, прежде всего, с разными деталями ситуации, сложившейся на проезжей части, а также разной схемой проезда, конструкцией дорожной инфраструктуры.

Например, есть крутые повороты, буквой «Y», разные стороны – вправо или влево. Водитель должен знать, как себя вести при наличии начерченной разметки и когда требуется заехать в сложный, опасный поворот.

При повороте налево

Номер
пункта ПДД
Запрет или
разрешение
Нормы для обгона
11.2ЗапрещаетсяВодитель впереди едущей машины включил поворот налево, если оба ТС движутся по одной и той же полосе.
13.12Только после уступки дорогиСначала нужно уступить дорогу встречному транспорту, которое едет по встречной полосе, только после этого разрешается совершать обгон с поворотом налево, если не наблюдается иных помех.
8.1РазрешеноПри отсутствии потенциальных помех другим машинам, включения предупреждающих огней или показать рукой направление в лево перед совершением маневра.
11.1РазрешеноЕсли водитель:

1. Убедился, что полоса встречного потока свободна.
2. Расстояние для обгона достаточное.
3. Расстояние между впереди едущими машинами достаточное, для того, чтобы вернуться в свой поток, если ТС едут колонной.
4. Нет создания опасности движению для других участников.

При поворотах налево можно совершать обгон на перекрестке в том случае, если этот участок не регулируется и движение осуществлялось по главной дороге, о чем речь пойдет ниже.

Важно отлеживать пересечение траекторий на других участках, где нет перекрестков, но разрешается сворачивать налево.

Обгон допустим при наличии разрывной линии разметки, разрешительного знака, либо отсутствия любых запрещающих проезд указателей. Заезжать на сплошную, начинающуюся на повороте, нельзя.

Направо

В связи с тем, что в России преимущественно принято правостороннее движение, то обгоны разрешаются только с левой стороны.

Это объясняется тем, что если действие осуществлять справа, то тогда машина неизбежно попадет на тротуар, обочину, за пределы дорожного полотна. Это когда речь идет о прямоезжем пути.

В данном случае встречное движение не затрагивается вообще в случае, если водитель не перемещается на машине по средней полосе.

В случае с 3-полосным движением, обгон справа допускается только при наличии прерывистой полосы. Но сделать это следует грамотно. Когда по пути следования стоит знак, запрещающий проезд, то обгонять для поворота направо нельзя.

Здесь требуется предельная внимательность не только с ориентировкой по знакам, но также и по ситуации на дороге.

В противном случае можно спровоцировать аварию и столкнуться с выезжающим ТС. Многое зависит от того, как оборудован перекресток или иная часть дороги, где есть возможность свернуть вправо.

Если есть синий знак, на котором нарисована белая стрелка вправо – то обгон совершать можно, но только для заезда вправо.

Обгонять можно с выездом направо, только если впереди едущий автомобиль не включил поворот в ту же сторону. Когда же обе машины намереваются свернуть вправо, то уже обогнавшему с правой стороны водителю можно совершать обгон.

А опережение в рамках одной полосы можно делать тогда, когда есть разрешающие знаки и достаточно для этого маневра расстояние.

На крутом

Крутые повороты часто признаются опасными участками, которые могут иметь ограниченную видимость. Обгон на таких участках дорог часто влечет к серьезным авариям.

При совершении данного маневра водители часто увеличивают скорость движения, чтобы перегнать впереди едущий транспорт. Это приводит к заносам, столкновениям или выбросу машины в кювет.

По этой причине в Российской Федерации запрещено перегонять машины в зоне действия знака «Крутой поворот».

Через сплошную

Пунктом ПДД № 9.1 ч. 1 оговорено, что там, где имеется разметка в виде сплошной линии, пересекать её и выезжать на полосу с встречным потоком направления запрещается под любым предлогом.

В этом случае просто не рассматривается нарушение – «выезд на встречную полосу», так как автомобилист совершает перестройку в рамках своей полосы. Это назвать обгоном сложно, ведь похоже больше на опережение.

1.1одинарная
1.3двойная
1.1-1.11, 1.1-1.6комбинированная
Последний вариант говорит о том, что разметка 1.1 может комбинироваться с такими вариантами разметок, как: 1.11 или 1.6.

Первая запрещается пересечение с её стороны, а вторая – дает разрешение на обгон. Даже если машина при совершении подобного действия на короткое время заедет через сплошную на встречную полосу.

На опасном

Перекрестки считаются опасными участками, где повороты требуется совершать с предельным вниманием к знакам и Правилам. Опасность предупреждается знаками: «1.14», «1.11» и «1.11.2». Они указывают сложный заворот дороги или подъём.

Так, маневр не разрешен в следующих случаях:

  1. Если проезжать регулируемый перекрёсток.
  2. Если проезжать нерегулируемый перекресток, но не по главной дороге.
  3. Место, где затрагивается пешеходный переход.
  4. На ж/д переездах – ближе 100 метров.
  5. В особенных местах – эстакады мосты, набережные, тоннели, подземные проезды, путепроводы и др. Также и под такими сооружениями, как эстакады, путепроводы или мосты.
  6. Менее чем за 300 метров до конца подъема, до опасного поворота – там, где видимость ограничивается конструкцией дороги или иными объектами.

Получается, что разрешено на данном участке совершать обгон при следующих обстоятельствах:

  1. Когда ехать по главной дороге через перекрёсток, который не регулируется.
  2. За 10-15 метров от пешеходного перехода.
  3. За 100 метров от ж/д проезда.
  4. Более чем за 300 метров от конца подъема, или начала опасного поворота в местах, где видимость считается ограниченной.

Когда перед перекрестком стоят знаки «2.1», «2.3.1-2.3.7» и при этом не должно быть никаких дополнительных табличек, которые могут изменить (отменить на определенном диапазоне) действие разрешительного знака.

Главная дорога не должна менять направление именно на перекрёстке. Если это не так, и главный путь уходит влево или вправо, то участок считается очень опасным и обгон здесь делать нельзя.

Также, там, где главная состоит из 4-х полос, обгон не разрешен с выездом на встречный участок дороги.

Четвёртая

Иногда едущий водитель может с удивлением заметить, что разметка на дороге входит в явное противоречие с требованиями установленных знаков. К примеру, участок дороги, на котором за знаком «Обгон запрещён» продолжается прерывистая разметка, явно разрешающая подобный манёвр, может ввести законопослушного водителя в ступор. Что делать ?

По логике вещей, наличие прерывистой линии говорит о том, что зона ограниченной видимости закончилась и, соответственно, запрещение обгона уже не является актуальным. Но дело в том, что «бдительный» инспектор не зря много часов ждал, когда возникнет подобная ситуация.

Он смело останавливает «нарушителя» и составляет протокол. Так вот, протокол не следует подписывать и в этом случае. Следует ещё раз открыть книжечку, в которой подробно расписаны ПДД, и убедиться в том, что дорожная разметка имеет приоритет.

Исключением станут лишь временные знаки, требующие ограничения определённых действий водителей (к примеру, тот же знак на жёлтом фоне). При этом сами инспекторы должны принять меры к исправлению этой неоднозначной ситуации на дороге.

Водителю, хорошо знающему ПДД, следует вести себя уверенно и напомнить сотрудникам дорожной полиции об их непосредственных обязанностях в таком случае. Скорее всего, они это и сами знают, поэтому разговор может закончиться невнятным: «Больше не нарушайте» и пожеланиями счастливого пути.

Завершение обгона

После выполнения опережения впереди идущего автомобиля при выполнении обгона водитель обязан вернуться в свою полосу движения. Именно этот маневр и считается завершением обгона.

Следует помнить, что при выполнении любого перестроения требуется подавать соответствующие сигналы поворота, чтобы предупредить водителей о собственных намерениях и исключить возможность создания аварийной ситуации.

При совершении обгона необходимо как можно быстрее завершить его. Поэтому сильнее надавите на газ с целью увеличить скорость между вашим авто и обгоняемым. Когда вы увидите обгоняющий автомобиль в зеркале заднего вида, следует включить правый поворотник и спокойно вернуться на свою полосу.

Очень часто бывает, когда водитель начал обгон на прерывистой линии, а закончил уже на сплошной, что расценивается инспекторами, как выезд на сплошную и запрещается ПДД. Именно поэтому при обгоне следует объективно расценивать дорожные условия и возможности автомобиля.

В чем опасность обгона?

Даже разрешенный обгон – один из самых сложных элементов вождения автомобиля. Водитель транспортного средства, задумавший такой маневр, должен мгновенно соотнести десятки факторов, учесть скорости и возможное ускорение нескольких автомобилей, принять во внимание погодные и климатические условия, проанализировать возможные действия других участников дорожного движения, заложить расчет на задержки в работе АКПП, два раза включить сигнал поворота и многое другое.

Именно неудачный обгон на трассе лежит в основе большинства смертельных ДТП в России. Совокупная скорость встречных участников таких аварий сводит на нет применение автопроизводителями наиболее продвинутых систем безопасности.

Когда можно избежать штрафа за обгон?

Штраф за нарушение знака «Обгон запрещен»

Вопрос о том, как избежать административной ответственности, возникает у водителя в первый же момент после остановки инспектором дорожной полиции. Но не стоит сразу посыпать голову пеплом и каяться во всех грехах.

Необходимо сразу понять, что между административным штрафом в 5000 руб. и лишением водительских прав в законе стоит слово «либо». Решение о мере наказания должен принимать руководитель соответствующего подразделения дорожной полиции на основании длительности пребывания нарушителя на встречной полосе, траектории его движения и многих других факторов.

Обстоятельства могут как смягчать, так и отягчать ответственность нарушителя. Поэтому изначально следует учитывать все обстоятельства правонарушения. Если, к примеру, нарушивший водитель без причины двигался по встречной полосе на протяжении километра, создав при этом несколько аварийных ситуаций, то надеяться на минимальный штраф ему вряд ли стоит.

Окончательное решение о наказании принимает суд. Поэтому стоит хорошо подготовиться к процессу. Если есть возможность, то желательно поручить защиту своих интересов профильному адвокату, который имеет богатый положительный опыт в решении дел, связанных с нарушениями правил дорожного движения.

Надо понять, что далеко не всегда суд (при выявлении нарушения на дороге непосредственно сотрудниками дорожной полиции) ограничивается штрафом в пять тысяч. Лишение прав приводит к гораздо большим проблемам, поэтому стоит всё же перестраховаться и обратиться за помощью к автоадвокату.

Молоток судьи и статуя Фемиды

Окончательное решение по наказанию за нарушение ПДД принимает суд

Самостоятельно оспорить решение инспектора дорожной полиции можно попробовать, доказав, что отсутствовала реальная возможность объехать препятствие справа. Это не позволяло сделать состояние дорожного покрытия на данном участке дороги, размеры автомобиля или возможность создания опасной ситуации для других участников движения, пешеходов, строений, дорожных конструкций и т. д.

Безусловно, судья не станет выезжать на место, где было совершено нарушение, поэтому в этом случае огромным подспорьем станет запись видеорегистратора, на которой должны быть отображены все упомянутые нюансы.

Вторым способом оспорить решение о наказании станет доказательство того, что знак не соответствует требованиям закона и установлен с нарушением ГОСТа (ГОСТ Р 52289–2004). Те знаки, которые устанавливались без соблюдения соответствующих требований, входят в противоречие с правилами дорожного движения.

Дорожная служба может принести извинения водителю, но суд не примет во внимание техническое несоответствие. Как правило, суды настолько завалены текущей работой, что нарушители ПДД являются для них чем-то, похожим на назойливое насекомое, которое мешает работать над более приоритетными задачами.

Поэтому рассмотрение соответствующих дел часто происходит бегло, при этом судья совершенно не вникает в суть дела. Часто дотошный нарушитель может доказать свою невиновность только в апелляционном суде.

Кстати, как показывает практика, именно апелляционный суд чаще выносит более справедливые решения по нарушениям ПДД, чем суд первой инстанции. Но следует учесть, что подача апелляции — дело непростое, особенно для людей, которые никогда или практически никогда не сталкивались с подобными задачами.

Поэтому участие адвоката станет очень желательным. И, соответственно, может значительно поднять стоимость самой процедуры восстановления справедливости. Именно поэтому большинство водителей, которым был присуждён штраф, смиряются с подобным судебным решением.

До Апелляционного суда доходят немногие и то, как правило, те, кому присуждено лишение водительских прав. Этот фактор становится иногда определяющим в относительно небрежном и поверхностном рассмотрении дел о нарушениях правил дорожного движения.

Кстати, иногда можно даже превратиться в пострадавшего. Это может случиться, к примеру, в том случае, когда инспектор ГИБДД составил протокол при несоответствии требований знака и дорожной разметки, хотя должен был немедленно доложить вышестоящему руководству о выявленной проблеме, а не искать возможность оштрафовать незадачливого и не знающего досконально ПДД водителя.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть