Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Куда обращаться, чтобы оформить выплату при ДТП

В случае ситуации на дороге, где оба автовладельца признаны виновными в ДТП, обоим водителям независимо от того, считают ли они себя инициаторами происшествия, необходимо действовать по правилам.

Следовательно, даже в случае обоюдной виновности, автокатастрофу нужно оформлять по стандарту, за одним маленьким исключением. То есть, во время составления протоколов и постановлений ГИБДД, надо настаивать на невиновности, даже если это не так.

Вообще, чтобы выплата ОСАГО при обоюдной вине полагалась каждому из водителей в равной доле, надо:

  • Остановиться и не убирать машину до момента прибытия сотрудников дорожной полиции, выставив аварийные знаки и включив сигналы по правилам;
  • Для подтверждения невиновности в суде, зафиксируйте повреждения самостоятельно. Обязательно сохраните запись видеорегистратора, а без него сфотографируйте место происшествия и поврежденные автомобили на телефон;
  • Вызывая сотрудников Госавтоинспекции, не забудьте оповестить о ДТП и страховую компанию;
  • В случае выписки сотрудником ГАИ штрафов ГИБДД только вам, нельзя соглашаться с этим. Подобные действия сотрудников дорожной полиции автоматически лишают вас права на получение выплаты по ОСАГО.

Основной камень преткновения в урегулировании факта автокатастрофы – нежелание второй стороны признавать причастность к происшествию. Часто сами сотрудник дорожной полиции не в состоянии определить степень вреда водителя.

Но в судебной практике даже предварительное решение ГАИ не играет роли, поскольку учитывается множество иных нюансов способных перевернуть все дело с ног на голову и потерпевший окажется таким же виновником.

В судебной практике тоже встречаются сложные ситуации, когда судья не способен точно определить степень причастности к катастрофе водителей. В подобных ситуациях виновность делится поровну, т.е. 50 на 50.

  • Неверное, неточное указание марки автомобиля. Порой это бывает спровоцировано самой страховой компанией, которая предлагает выбрать на сайте сходную модель. Но при оформлении документов на выплату, это может стать проблемой.
  • Подлог или фальшивые документы о ТО.
  • Отказ от включения в страховку дополнительных водителей, прицепа. Это дает существенную экономию при оформлении ОСАГО, но при наступлении страхового случая может стать основанием для отказа.

Если в оформлении документов имеются ошибки, будет крайне сложно отстоять свое право на выплату в суде. Компания признает договор юридически ничтожным, не имеющим силы.

В случае совершения обоюдного ДТП участникам нужно предпринять следующие меры:

  1. Затормозить и не менять местоположение машин до приезда инспекторов ГАИ или представителей страховщика.
  2. Действовать согласно ПДД: включить аварийные огни и выставить указатель аварийной остановки.
  3. Сообщить об аварии страховщику и вызвать сотрудников ДПС.
  4. Начать сбор доказательств виновности другого водителя. Подойдут фотографии места происшествия, записи видеорегистратора, показания очевидцев.

Проследить, чтобы инспектор составил подробный протокол. Рекомендуется не брать всю ответственность на себя, а акцентировать внимание полицейского на деталях, подтверждающих вину другой стороны.

Если водители согласны с равной виной в ДТП, а их ТС не получили серьезных повреждений, нужно оповестить страховщика и оформить аварию по Европротоколу. Это позволит получить выплату без судебного разбирательства.

Инспектор ГАИ должен выдать следующие документы:

  • Схему места аварии;
  • Протокол и постановление об административном правонарушении (каждому из водителей);
  • Справку о ДТП.
При составлении схемы происшествия инспектор ДПС измеряет проезжую часть и максимально точно предает места расположения машин. Водителю следует указывать полицейскому на упущенные моменты и полученные повреждения ТС.

В случае несогласия со схемой необходимо настаивать на составлении нового документа. Если инспектор отказал, следует изложить в схеме свои замечания и только после этого подписывать ее.

К сожалению, все чаще и чаще случаются ситуации, когда при оформлении дорожного происшествия полис ОСАГО виновного участника оказывается недействительным, или его ответственность не застрахована в принципе.

Административный штраф за такую оплошность невелик (800 руб., согласно ст.12.37 КоАП РФ), но в таком случае у невиновного водителя возникает большая проблема, как возместить причиненный ему ущерб. ФЗ-40 «Об ОСАГО» не регламентирует такую ситуацию, т.е. здесь следует руководствоваться ГК РФ и обращаться напрямую к виновнику, а после — в суд.

Если в случае аварии был причинен вред здоровью потерпевшему, а причинитель вреда не имеет полиса ОСАГО, или скрылся и не был найден, то в этой ситуации закон на стороне пострадавших. Компенсационную выплату они могут получить в РСА, подав соответствующий комплект документов.

Для начала – немного общих данных. Наличие страхового полиса предоставляет финансовую защиту его носителю – это прямой ответ на вопрос что дает ОСАГО. При происшествии на дороге компания-страхователь покрывает затраты:

  • материального ущерба, связанного с повреждениями транспортного средства;
  • лечения пострадавших во время аварии.
Точные суммы выплат в данной ситуации ограничиваются ставками Центробанка.

Первым этапом в процедуре оформления выплаты ОСАГО при ДТП идет уведомление страхового агента о произошедшем. Сделать это нужно в определенные сроки, в свою очередь, представители компании имеют право на проведение экспертизы и детальное изучение обстоятельств – на это тоже потребуется время.

Все споры и вероятные конфликты при этом между заявителем и страховщиком улаживаются в досудебном порядке:

  • по факту  возникших к действиям компании претензий сначала нужно пообщаться с ее руководством, подать заявление в письменном виде. Это касается вероятного занижения сумм выплат, недовольства скоростью оформления и тому подобного.

Обязательным залогом неотложного и гарантированного оформления выплаты по ДТП ОСАГО является предоставление страховому агенту полного пакета документов. К ним относятся:

  • удостоверение личности пострадавшего;
  • справка об аварии из ГИБДД (если инспектор приглашался для оформления);
  • протокол ДТП европейского образца (если без инспектора);
  • документы на автомобиль;
  • реквизиты для перевода возмещения и извещение.

Это основной перечень. Что еще может понадобиться, лучше уточнять в каждом конкретном случае.

За исключением легковых автомобилей, пострадавший может выбирать между получением страховой выплаты и восстановительным ремонтом пострадавшего в ДТП транспортного средства.

Еще один злободневный вопрос – нужно ли приглашать сотрудника патрульной службы. Консультанты выделяют несколько ситуаций, когда без ГИБДД не обойтись:

  • пострадали люди (есть погибшие);
  • транспортные средства серьезно повреждены;
  • водители не могут сами урегулировать конфликт;
  • существует необходимость оформления протокола действий виновного;
  • затруднения с составлением схемы столкновения;
  • один из участников скрылся с места аварии без веских причин;
  • крупное происшествие (2 и более автомобилей);
  • нарушено расположение ТС после ДТП;
  • у одного из участников (всех) отсутствуют полисы страхования.

Кажется, что все просто: разумеется, в страховую компанию. Но не все так однозначно. Собирается пакет документов (подразумевается, что все проблемы и споры с участниками столкновения решены). Теперь подача заявления допускается  посредством своего юрисконсульта – не обязательно лично.

Страховые выплаты по ОСАГО при ДТП
Другой серьезный момент – кто обращается за выплатой ОСАГО при ДТП, виновник или пострадавший. Логичным будет заключить, что, в первую очередь, инициирует процесс тот, кто рассчитывает на компенсацию.

В этом случае нужно знать, выплачивается ли страховка виновнику ДТП. В отдельных ситуациях, когда пострадавший не имеет возможности самостоятельно подать документы (находится на лечении или погиб), от его имени имеют право обращаться родственники и юридические лица по доверенности.

Дополнительный акцент делается на конкретные детали случившегося. Если в столкновении было не более 2 автомобилей, у всех есть оформленные страховки, пострадали только транспортные средства, то пострадавший без проблем обращается к представителю своей страховой компании.

Зачастую выплаты виновной стороне не производятся. Однако, есть ситуации, когда выплата будет произведена, но позднее она будет востребована регрессивным иском. Возможные ситуации:

  • страховщик на момент ДТП был пьян;
  • виновник нанес умышленный вред чужому имуществу;
  • виновник на момент аварии не имел права управлять транспортом;
  • уехал с места ДПТ;
  • страхование не действовало в момент аварии.

Поскольку наше законодательство никак не регулирует вопросы, связанные с обоюдной виной в ДТП, страховые компании решают проблему с выплатами по ОСАГО в подобных случаях очень просто:

  • Компенсируют каждому потерпевшему-виновнику по 50% ущерба, поскольку сложившаяся на данный момент судебная практика диктует именно такое развитие ситуации. Суды при этом основываются на закрепленной в ГК РФ норме (ст. 1083), что в случае невозможности установления степени вины, она автоматически признается равной. В то время, как доказать обратное, т.е. «неравность» оказывается порой очень сложно.
  • Отказывают в выплате всем заявителям, объясняя это невозможностью установить степень вины каждого участника ДТП. Зачастую при этом страховщики прекрасно осознают неправомерность своих действий и просто надеются, что клиенты не пойдут доказывать свою правоту в суд.

Между тем, справедливость и п. 2 ст. 1083 ГК РФ требуют, чтобы выплаты каждой стороне производились пропорционально степени вины. Теоретически никто с этим не спорит. Только вот установить меру истинной виновности и убедить в этом суд весьма непросто. Суды, как правило, идут по пути наименьшего сопротивления – присуждают участникам аварии выплаты в равных долях. Впрочем, изредка случается, что при участии «виртуозных» адвокатов страховые компании обязывают произвести выплату в ином, чем 50 на 50 процентном соотношении, например, 90% на 10%, 80% на 20% и т.д. Но в реальности, даже если очевидно, что виновность одной из сторон гораздо меньше, чем другой, и есть шанс добиться большей выплаты, редкие автовладельцы готовы бороться до победного конца. Особенно из-за небольших сумм.

В случаях обоюдной вины большинство водителей с легкостью соглашаются на предложение страховой компании о половинчатой компенсации: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Одним словом, «обоюдка» выгодна страховой компании, поскольку правовая неразбериха оставляет ей немалое пространство для маневра. Что же касается порядка выплаты 50/50, поясним на примере. Водитель А получил ущерб на 50 000 рублей, а водитель В – на 100 000 рублей. В случае признания обоюдной вины, они, соответственно, получат 25 000 и 50 000 рублей.

  • Обоюдной вины не было, а выплаты лишился наполовину. Если есть хоть малейшие признаки «обоюдки», нужно быть особенно критичным и уделить пристальное внимание тому, чтобы сотрудники ГИБДД зафиксировали все детали происшествия. Нередко случается так, что один из водителей в надежде на ОСАГО поначалу полностью признает свою вину. Но в дальнейшем выясняется, что размер ущерба превышает лимит выплаты по ОСАГО, и все расходы «сверх ОСАГО» ему придется компенсировать из собственных средств. Самое время пойти на хитрость, обратившись в страховую компанию с заявлением о том, что виновником является не только он. Коль скоро появился шанс совсем не платить или возместить лишь половину от заявленного ущерба, страховая компания с радостью приостановит выплату потерпевшей стороне до решения суда. Дальше – дело за автоюристами. И если удастся доказать обоюдную вину, один автовладелец неожиданно потеряет деньги, а тот, который изначально признал свою вину, останется в выигрыше вместо того, чтобы серьезно потерять в деньгах.
  • «Обоюдная вина» может быть кажущейся. Особое внимание нужно обратить на такой вариант «обоюдки», когда установлено, что у обоих водителей на момент ДТП было выявлено нарушение правил дорожного движения, но нарушение одной стороны не находилось в причинно-следственной связи с произошедшей аварией. В такой ситуации страховая компания обязана выплатить потерпевшему полную компенсацию, несмотря на то, что на него был оформлен протокол. Например, произошло столкновение на перекрестке. При этом один водитель проехал на «красный» свет, а другой двигался на разрешенный «зеленый», но со скоростью превышающей дозволенные 60 км/ч. Или, предположим, участник аварии забыл дома документы на машину, что также, несомненно, является нарушением ПДД.
  • Стоит привести еще один весьма показательный пример, когда очень важно доказать отсутствие причинно-следственной связи, чтобы восторжествовала справедливость. В мирно стоящий на красном светофоре автомобиль врезается машина. Но поскольку водитель стоящего авто оказался пьян, обе стороны признаются нарушителями ПДД, и вина в аварии считается обоюдной. Однако гражданская ответственность не зависит от возникновения ответственности административной. И адекватный суд примет решение, что пьяный водитель был виновен только лишь в своем состоянии. За это он заплатит штраф и лишится прав. А вот ремонт его автомобиля полностью компенсирует страховка ОСАГО. Всё потому, что авария произошла не из-за опьянения водителя стоящего авто, а по причине несоблюдения дистанции или скоростного режима вторым участником дорожного движения. Именно он и является реальным виновником этого ДТП.

Сложности и несуразности, возникающие по теме «обоюдная вина» можно перечислять до бесконечности. И юридических тонкостей при этом возникает множество. Вплоть до утверждения, что поскольку Закон об ОСАГО не предусматривает уменьшение страховой выплаты в зависимости от степени вины водителя при обоюдной вине, возмещение обеим сторонам должно быть произведено в полной мере. В судебной практике имеются и такие прецеденты.

Особенности возмещения ущерба при обоюдной вине

Особенности распределения вины различных участников дорожно-транспортного происшествия следуют из ст. 12 Федерального закона № 40-ФЗ. С учетом изложенных выше обстоятельств конфликта, у страховых компаний возникают разные основания для осуществления выплат заявителям:

  • если в дорожно-транспортном происшествии установлена одна из возможных форм виновности каждого лица – выплата будет осуществляться исходя из установленного судом пропорционального соотношения вины каждого из них;
  • если транспортному средству гражданина причинен ущерб сразу от нескольких субъектов ДТП, каждый из которых виновен в аварии – выплаты подлежат пропорциональному распределению между страховыми компаниями таких лиц;
  • если при расследовании дорожно-транспортного происшествия не была установлена вина ни одного из водителей – выплата осуществляется в равных пропорциях каждой страховой компанией данных лиц.
Чтобы получить деньги со страховой компании после ДТП по ОСАГО в 2019 году, водителю не следует впадать в панику, а необходимо руководствоваться специальной инструкцией.

Алгоритм действий водителя после аварии для получения страховки должен быть следующим:

  1. Включить аварийку;
  2. Оказать помощь пострадавшим;
  3. Не передвигать машину и не трогать возможные обломки на месте происшествия, выставить знак аварийной остановки;
  4. Вызвать сотрудников ГИБДД;
  5. Желательно сфотографировать территорию ДТП или снять на камеру;
  6. Получить у виновного лица контактные данные его страховщика;
  7. Потребовать у сотрудника ГИБДД направить виновного водителя на медосвидетельствование;
  8. Позвонить страховщику и рассказать о ДТП;
  9. Написать заявление на возмещении ущерба и передать страховому агенту;
  10. Сотрудник фирмы выполнит осмотр ТС в присутствии владельца и виновного лица. Иногда приглашается эксперт для вынесения профессионального заключения;
  11. Предоставить страховщику все необходимые документы;
  12. Дождаться положенной выплаты.

Выплата пострадавшим при ДТП производится во всех случаях, которые не противоречат российскому законодательству. К примеру, если пострадавший был в состоянии алкогольного опьянения — из разряда получателей страховки он быстро перейдет в группу виновных лиц.

Очень часто граждане спрашивают у страхового агента, как выплачивается страховка, если я виновник, но ОСАГО имеется. Вопрос вполне актуален, если учитывать тот момент, что водитель виновного в ДТП автомобиля тоже получил ущерб.

По общему правилу, если гражданин виноват в аварии, то его страховщик выплачивает компенсацию пострадавшему автовладельцу. Иными словами, на материальную помощь виновное лицо рассчитывать не вправе.

Особый интерес вызывает вопрос, оплатит ли страховая ущерб, если виновник ДТП был пьян. Здесь ответ категоричный — таким гражданам компенсация не положена. Иногда ситуация бывает спорной и нельзя определить, кто является виновным лицом.

Банкротство компании-страховщика не освобождает организацию и её руководителя от возмещения ущерба клиентам. Согласно положениям ФЗ-127 о банкротстве, требования кредиторов должны быть удовлетворены в первоочередном порядке.

Если страховая банкрот, то по закону, клиент вправе расторгнуть соглашение по обслуживанию и написать заявление о возмещении средств за неиспользованный период. В свою очередь, конкурсный управляющий обязан распределить вырученные от продажи имущества банкрота, средства между кредиторами пропорционально размеру долга.

Помощь в получении выплаты по ОСАГО после ДТП в такой ситуации может оказать профессиональный юрист, представляющий интересы гражданина в суде или РСА (Российский Союз Автостраховщиков), который гарантирует покрытие ущерба гражданам, чья страховая компания была признана несостоятельной.

Как мы говорили выше при обоюдной вине каждый из участников ДТП признается виновным в той или иной степени, то есть каждый нарушил ПДД и в той или иной мере несет ответственность. Но скажу вам что не все так просто, ведь если каждый водитель нарушил ПДД, это еще не значит, что нарушение имело отношение к возникновению ДТП.

К примеру один воитель не предоставил преимущество второму авто и выехал со второстепенной дороги не предоставив преимущество, а водитель ехавший по главной дороге был лишен водительского удостоверения. В итоге оба нарушили ПДД, но виноват все равно водитель не уступивший дорогу, не смотря на то, что второй водитель был без прав, а первый нарушил ПДД и нарушение имеет прямое отношение к возникшему ДТП и здесь вина не будет обоюдно, просто водителя без прав оштрафуют за его нарушение.

Но бывает, что скажем один из водителей поворачивал на лево через двойную сплошную, а второй обгонял его через вторую сплошную и произошло столкновение и в такой ситуации уже реально говорить об обоюдной вине в ДТП.

Как получить выплаты по Европротоколу?

Все же в законе об ОСАГО кое что сказано об обоюдной вине в пункте 22 статьи 12 и там говорится следующее, что если в дорожно-транспортном происшествии виновными признаны все участники, то страховщик все же должен осуществить (страховые выплаты) возмещение ущерба причиненного в результате такого ДТП, но при этом возмещение ущерба осуществляется пропорционально степени вины каждого из участников, а степень вины должна быть установлена в судебном порядке.

При чем здесь гражданская ответственность каждого из участников должна быть застрахована, если чья либо ответственность не застрахована, то ущерб возмещается водителем без страховки из своего кармана в соответствии со степенью его вины в ДТП.

А если у всех участников есть ОСАГО, то возмещение ущерба осуществляется за счет страховой. В случае когда участников ДТП более двух, потерпевшие могут предъявить требование о возмещении ущерба в любую из страховых компаний оставшихся участников ДТП причинивших вред.

И в этой же статье сказано, что в случае когда суд не смог установить степень вины участников, степень вины устанавливается в равных долях, то есть 50 на 50%.

Вот примерно так происходят выплаты по ОСАГО при обоюдной вине. Как мы разобрались, вину устанавливает только суд, в ГИБДД степень вины не устанавливается. Есть ситуации когда к примеру в ДТП обвиняют одного водителя и выдана соответствующая справка, н водитель которого обвинили не согласен со своей виной и в течении 10 дней обжалуют вынесенное постановление ГИБДД в суд и доказывают, что вина в ДТП была обоюдной или вообще их вины в ДТП нет, просто инспекторы ГИБДД на основании неверных показаний вынесли решение не в его пользу.

Здесь самое главное обзавестись доказательствами отсутствия своей вины в ДТП или доказательствами, что нарушение было и у второго участника ДТП, но как мы с вами выяснили, нарушение второго участника должно иметь прямое отношение к возникшему ДТП как и нарушение первого водителя.

Если у вас остались вопросы относительно выплаты по ОСАГО при обоюдке, то задайте их нашему юристу, который с удовольствием вас проконсультирует и подскажет, как вам поступить в той или иной ситуации.

Говоря о страховой выплате виновнику ДТП, можно выделить 3 варианта развития событий:

  • виновному водителю не выплачивают ничего (по полису ОСАГО);
  • участнику-виновнику ДТП присуждается частичная компенсация (по полису ОСАГО, чаще всего после решения суда);
  • инициатору аварии выплачивается полная стоимость ущерба (при наличии полиса КАСКО и соблюдении ряда условий).
Закон об ОСАГО уведомляет, что в случае ДТП денежная выплата положена тому участнику, который невиновен в произошедшем. То есть, если оба участника имеют только стандартные полиса ОСАГО, то виновное в аварии лицо не получит никакого материального возмещения.

По этой причине некоторые водители предпочитают не оформлять мелкие аварии официально, даже с использованием «европротокола», а стараются решить вопрос на месте. Для молодых водителей с маленьким стажем виновность в ДТП может повысить стоимость следующего полиса ОСАГО в 1,5 раза.

В самом общем случае страховая компания не платит виновному водителю в ДТП возмещение по ОСАГО, т.к. это не предусмотрено Законом об ОСАГО ФЗ №40. Принцип этого закона состоит в том, что денежную компенсацию или направление на бесплатный ремонт получает лишь тот, кто невиновен в аварийном происшествии.

Случаются такие дорожно-транспортные происшествия, при которых не повреждаются другие машины, но портятся или уничтожаются разные элементы дороги, например:

  • дорожный знак,
  • светофор,
  • столб,
  • отбойник и т.д.

В этой ситуации виновнику, даже если у него есть действующий полис ОСАГО, страховые выплаты также не назначаются. Но есть и свои плюсы — в пределах страховой суммы ( 400 тыс.руб.) возмещение будет выплачено владельцу имущества, обычно городскому хозяйству, страховой компанией.

Сразу оговоримся, что в административном праве (Гражданском кодексе, законе об ОСАГО) такого понятия, как «обоюдная вина» не существует. Под так называемой «обоюдкой» страховщики и сотрудники ГИБДД подразумевают ситуации, когда все участники ДТП в той или иной степени оказались нарушителями правил дорожного движения. Итак, при дорожно-транспортном происшествии могут возникнуть три ситуации:

  1. ДТП однозначно произошло по вине одного из участников дорожного движения. Все последствия этого очевидны, следовательно, выплату по ОСАГО получает потерпевший.
  2. Автоинспекторы выносят официальное постановление о прекращении производства по делу «в связи с невозможностью установить картину ДТП из-за противоречивых показаний его участников». В случае несогласия заинтересованных сторон с таким решением, дальнейшее выяснение обстоятельств происшествия будет происходить в суде.
  3. Нарушителями ПДД в группе разбора признаются оба участника аварии. Каждому выписываются протокол и постановление по делу об административном правонарушении.

С точки зрения юристов говорить об обоюдной вине можно только в третьем случае.

Выплачивает ли страховая компания виновнику ДТП

Именно в указанном законе обозначено, в течение какого срока необходимо обратиться в страховую компанию после ДТП в 2019 году, чтобы гарантированно получить денежные средства. В последние годы вопросы страхования были существенно пересмотрены, и многие клиенты СК не имеют представления о точном сроке подачи заявления и документов в страховую компанию после аварии по ОСАГО. Нередко именно пропуск срока становится причиной отказа в выплате положенной компенсации.

По закону, пострадавший гражданин обязан подать заявление на возмещение ущерба при ДТП в течение пяти суток, а не 15 как это было раньше. Помимо письменного обращения потребуется подготовить еще некоторые бумаги.

Виновник должен со своей стороны как можно скорее сообщить о ДТП страховщику и представить протокол, можно обратиться в страховую фирму сразу после ДТП по телефону, а предоставить документы в течение 5 дней.

При составлении европротокола, где присутствует лишь два участника и нет пострадавших граждан, со вступлением в силу новых поправок, теперь размер выплаты составляет 100 тыс. рублей, хотя ранее был равен 50 тыс. рублей.

Руководствуясь данными лимитами, страховщики принимают решение о выплате средств пострадавшим клиентам. Но что делать, если страховая компания не выплачивает деньги после ДТП или оплатила меньшую сумму.

При таких обстоятельствах потребуется заказать независимую экспертизу и обратиться в судебную инстанцию с полученным заключением. Исходя из данных судебной практики, судьи часто принимают сторону пострадавших граждан, для которых сумма страховки была занижена.

По общему порядку страховых выплат по ОСАГО в 2019 году на подачу заявления дается еще пять суток, как мы ранее уже упоминали. Иными словами, в течение 25 суток с момента аварии фирма-страховщик обязана представить письменный отказ в выплате страховой суммы или перечислить (выплатить наличными) деньги по указанному счету.

За задержку компании грозит штраф из расчета 1% от ставки за каждый день пропуска срока, но не более размера страховой премии по основному соглашению. Клиентам при посещении конторы СК разъясняется, как узнать о выплате страховки. Можно воспользоваться имеющимся у компании телефоном или лично посетить офис страховщика.

Ранее, по закону, на всех пострадавших водителей выделялась сумма в 400 тыс. рублей и распределялась с учетом полученных повреждений и нанесенного ущерба пропорционально. Сегодня данная сумма полагается каждому из участников ДТП, но не пассажирам.

Многих интересует, как оплачивает страховая компания при ДТП деньги именно лицам, находящимся на пассажирских местах. Здесь все зависит от исхода аварии и наличия необходимых документов:

  • медстраховки, оформляемой в поликлинике по месту регистрации;
  • страховки жизни и здоровья гражданина от несчастного случая.

Нередко ситуация складывается таким образом, что выплата по страховке не покрывает ущерб, причиненный владельцу машины. Это связано с тем, что по закону сумма к выплате не может быть свыше установленного законом объема.

  1. Согласиться на компенсацию и доплатить оставшуюся сумму из своего кармана.
  2. Заказать независимую экспертизу и предъявить итоговый размер компенсации СК через суд.
  3. Подать в суд исковое заявление на выплату оставшегося ущерба виновным лицом.
Выплаты по ОСАГО виновнику ДТП

В двух последних вариантах необходимо будет представить доказательную базу, обосновывающую требования гражданина. Важно отметить, что в случае взыскания денег с виновного лица, размер ежемесячной выплаты не должен быть больше половины месячного дохода гражданина.

Да выплаты получить можно и обычно это так и происходит, потому как ущерб был, но вину определить не возможно, так как каждый из водителей дает показания которые противоречат друг другу и единой картины ДТП не складывается, сотрудники ГИБДД не могут определить кто прав и кто виноват, так как каждый водитель нарушил ПДД и выдается документ, что вину определит не возможно.

В итоге суд должен решить, какая степень вины в ДТП у каждого водителя, так как такие дела обычно решаются в суде. Бывает, что степень вины распределяется в пропорции 40 на 60%, бывает 50 на 50%, здесь все будет зависеть от того, на сколько каждый нарушил ДТП и как отработал каждый из адвокатов сторон, были случаи где вина распределялась 10 на 90%.

Но обычно происходит все следующим образом, вину бывает установить не просто даже в суде, так как бывает очень мало доказательств, экспертиза может не дать однозначного ответа на вопрос о степени вины и получается, что вина распределяется 50 на 50% и после долгих споров и длительных разбирательств все уже готовы согласиться с таким положением дел, ведь лучше получить что то, чем ничего или совсем мало, 50 на 50 обычно всех устраивает.

Если вы пойдете в страховую с документами из ГИБДД в которых указано, что вину установить не удалось, то говорю вам честно, вы получите отказ, хотя отказ при наличии ущерба не правомерен, но увы обоюдная вина в нашем законодательстве не урегулирован и все решается в суде.

Действуйте следующим образом, у вас спорная ситуация, идите в суд и доказывайте, что ваша степень вины меньше или вы вовсе не нарушали ПДД.

В статье 1083 ГК РФ, есть пункт 2 который говорит о том, что возмещение ущерба должно производиться пропорционально степени вины. Но как я говорил обычно вина устанавливается судом в пропорциях 50 на 50%, хотя вина половина на половину бывает крайне редко и равной степени вины практически не бывает, но здесь если вы хотите уменьшить свою степень вины, нужно идти до конца и я вам советую нанять хорошего юриста.

Что делать если у виновника поддельный полис ОСАГО?

Что касается сроков начисления компенсации, то они определены п.21 ст.12 ФЗ-40 от 25.04.2002 года: 20 календарных дней (исключая праздники и выходные). В этот же ограниченный срок укладывается рассмотрение поданного заявления на выплату возмещения. Компания обязана уведомить о принятом решении по истечении указанного периода времени.

Современное законодательство жестко обязывает компанию соблюдать данные требования: за каждый день просрочки – 1 % пени от общей суммы выплаты. Конкретные объемы компенсации и их сроки регламентируются Законом «Об ОСАГО».

Связано это с тем, что стоимость восстановления, зачастую, будет значительно дороже суммы выплаты, если только владелец автомобиля не готовился к подобному заранее и не собрал комплект запчастей.

Целесообразно говорить об обоюдке когда:

  • Обстоятельства аварии делают невозможным определение ответственного лица. Зачастую это мелкие ДТП (например, машины задевают друг друга на парковке);
  • Очевидно, что определенные маневры каждого водителя поспособствовали случившемуся.
  • Согласно статье 12 п. 22 ФЗ-№40 обоюдная вина при ДТП и степень ответственности каждого водителя назначается судом. Не исключены ситуации, при которых:
  • По представленным доказательствам судья не может определить, кто и в какой степени поспособствовал случившемуся, а стороны процесса также не смогли решить этот вопрос;
  • Водители решили, что сумма ущерба по ОСАГО окажется невелика, и не стали инициировать разбирательство.
В описанных ситуациях возможность получить страховое возмещение минимальна.

Согласно ст. 12 п. 22 ФЗ-№40, компенсация страхователю должна быть произведена пропорционально степени вины автомобилиста. Например, суд определил соотношение виновности в ДТП 30%/70%. Таким образом, водитель, чья ответственность составила 30%, получит 70% от положенной компенсации. И напротив, водителю, виновному в ДТП на 70%, положено оплатить 30% от стоимости ремонтных работ.

По статистике большинство споров заканчиваются определением равной вины. Судьи руководствуются п. 2 ст. 1083 ГК РФ, в котором говорится, что если определить степень вины каждого участника не представляется возможным, она должна быть поделена поровну.

Согласно ФЗ-№40 ст. 12 п. 15.1-15.3, страховые компании обязаны производить компенсацию убытков в натуральной форме. При обоюдке СК оплачивает часть ремонтных работ в автосервисе, с которым у страховщика заключен договор, согласно судебному решению относительно степени виновности. Оставшуюся часть стоимости восстановительных работ водитель должен компенсировать за свой счет.

В законе сказано, что ремонтная мастерская должна находиться в радиусе 50 км от места аварии или дома страхователя. Если партнерский пункт технического обслуживания находится дальше указанного расстояния, то страховщик должен заменить натуральную форму возмещения денежной компенсацией.

Если водители согласны с распределением компенсации в соотношении 50/50, то они могут обращаться в свою СК, минуя судебный орган.

Если автомобилист не согласен с равномерным распределением вины, то ему необходимо инициировать судебное разбирательство с целью установления степени ответственности для каждой стороны происшествия. В таком случае необходимо следовать следующему алгоритму действий:

  • Сообщить об аварии страховщика.
  • Подать заявление в суд, дождаться окончания процесса.
  • Получить выплату в установленном судом размере.

Рассмотрение дела в суде продолжается на протяжении нескольких месяцев. Рекомендуется затевать разбирательство только в случаях:

  • Невозможности сотрудниками ДПС определить виновное лицо;
  • Получения автомобилем серьезных повреждений и необходимости получить максимально возможную компенсацию;
  • Если очевидно, что вина одного из водителей намного больше другого.

В остальных случаях целесообразно согласиться на возмещение в равных долях и как можно скорее получить компенсацию.

СК может отказать в проведении компенсационных выплат. Самые распространенные причины отказа:

  • Один из водителей подал в суд на обжалование решения;
  • Участник скрылся с места ДТП;
  • Виновное лицо не вписано в полис ОСАГО;
  • Водитель в момент совершения ДТП был пьян (алкогольное или наркотическое опьянение).

Если СК называет любую из указанных причин, страхователю нужно добиваться получения полагающейся ему выплаты.

  1. Медзаключение с указанием всех полученных травм, выданное медицинским учреждением, в котором проходили лечение пострадавшие, оформленное соответствующим образом.
  2. Листок временной нетрудоспособности. Получают его только застрахованные лица, выдается на период, когда пострадавший в ДТП лечился и не мог работать, отображает данную информацию и заверяется лечащим врачом и членами специальной комиссии.
  3. Заключение МСЭ, если человек получил инвалидность. Если человек после ДПТ получил инвалидности, соответствующая комиссия подтвердит данный факт своим решением.
  4. Выписка из истории болезни, отображают данные, которые касаются только полученных в ДПТ травм и лечением их.
  5. Чеки и платежные документы для подтверждения факта покупки медпрепаратов, бинтов и т.д. – все что подтверждает ваши затраты на лечение, которые должны будут компенсироваться страховщиком.
  • состояние наркотического или алкогольного опьянения;
  • управление ТС без наличия водительских прав или соответствующей категории;
  • управление ТС без согласия владельца (угон);
  • умышленное причинение вреда (наезд, столкновение);
  • побег с места ДТП.

Как доказать обоюдную вину в суде?

Оба водителя признаются одинаково виновными в возникновении ДТП, если они в равной степени нарушили правила дорожного движения. Также это возможно, если ситуация не позволяет установить виновное лицо. Например, если отсутствуют весомые доказательства и свидетели, либо положение транспортных средств было изменено до приезда представителей дорожной полиции и т.д.

Факт дорожно-транспортного происшествия устанавливается исключительно органами ГИБДД. Согласно закону, на место аварии их должны вызвать водители. Чаще всего вина одного или обоих автовладельцев устанавливается непосредственно на месте происшествия.

Если свидетельств и улик недостаточно, чтобы предъявить вину, сотрудники ГИБДД имеют право отметить в протоколе, что она не была установлена по причине противоречивости показаний. В этом случае ее должен установить суд.

При возникновении ДТП оба водителя должны сохранять спокойствие и без необходимости не перемещать транспортные средства до приезда сотрудников постовой службы.

Важно помнить, что уехать можно лишь в нескольких случаях:

  • водители на месте составили европротокол и мирно разошлись, не вызывая сотрудников ГИБДД;
  • возникла необходимость освободить дорогу, так как авария спровоцировала возникновение затора;
  • необходимо было отвезти пострадавших в больницу.
Место ДТП фиксируется аварийными знаками в соответствии с ПДД. До прибытия полиции водителям следует внимательно осмотреть характер повреждений автомобилей. Также стоит вспомнить все характерные особенности происшествия.

Если поблизости находятся прохожие, нужно попросить нескольких из них засвидетельствовать ситуацию и дождаться сотрудников ДПС.

Как правило, автовладельцы могут самостоятельно признать обоюдность вины, если представители ГИБДД не смогли выявить конкретного нарушителя.

Обратите внимание!

Автомобилисты должны подать заявление в суд по месту жительства с просьбой выявить виновного и обязать страховую компанию возместить ущерб лицу, которое будет признано потерпевшим.

При определении вины судебный орган будет ориентироваться по причинно-следственной связи между деяниями каждого из водителей. Судебная практика уже имеет примеры неоднозначных дорожно-транспортных происшествий, каждое из которых с высокой долей вероятности предусматривает вину той или иной стороны.

В любой неоднозначной ситуации суд должен дать ответ на вопрос: «Действительно ли действия обоих водителей привели к возникновению ДТП»? Помимо особенностей поведения и состояния автовладельцев может учитываться действие стихийных сил, наличие неблагоприятных дорожных обстоятельств, из-за которых оказались повреждены оба транспортных средства.

Если вина все же признана обоюдной, наступает важный этап взыскания полагающейся компенсации.

Действующее законодательство предусматривает различные формы вины в совершении действия или бездействия: с умыслом или по неосторожности. Случайное причинение ущерба, которое сопровождалось неосторожностью, также порождает отрицательные правовые последствия для виновника.

Если при совершении дорожно-транспортного происшествия будет установлена любая форма вины в действиях только одного водителя, то условия оформления страхового случая и возмещение ущерба не будет составлять особой сложности (кроме случаев возникновения спора относительно суммы такого ущерба).

Если же материалами о ДТП будет установлена вина обоих водителей, то, формально, рассчитывать на получение страхового возмещения не получит права ни один из участников аварии, даже при условии действующего полиса ОСАГО.

Однако возможность добиться получения страхового возмещения в этом случае регламентирована ст. 12 Федерального закона № 40-ФЗ. При определении такого права существенное значение приобретает степень вины каждого из участников ДТП. Существует две возможных степени вины:

  • равная для обоих участников конфликта;
  • большая или меньшая степень вины для каждого из водителей.

Определить конкретную степень виновности страховая компания не в состоянии, такая процедура законодательством не детализирована. Поэтому единственным возможным вариантом действий является обращение в судебные органы.

Далеко не всегда ДТП происходит по обоюдной вине, даже если оба водителя формально нарушили Правила дорожного движения. В этом случае суд обязан будет применять принципы разумности и объективности при рассмотрении дела, поэтому будет оценивать вину каждого из участников конфликта исходя из совокупности представленных доказательств.

Для оформления ДТП, в котором присутствует вина обоих водителей, используется стандартная схема с составлением протокола, схемой места происшествия и выдачей справки о дорожно-транспортном происшествии сотрудником ГИБДД.

  • в происшествии отсутствует вина обоих водителей;
  • каждый из участников аварии признается виновным.

С указанным распределением степени виновности могут не согласиться как стороны происшествия, так и страховые компании, обязанные возместить ущерб. В этом случае рассмотрение возникшего спора осуществляется в ходе судебного разбирательства, инициированного по заявлению указанных лиц.

При рассмотрении представленных материалов на страховое возмещение по условиям ОСАГО у страховой компании есть право вынести мотивированный отказ в выплате, который также может быть оспорен путем подачи искового заявления.

В ходе судебного заседания суд установит пропорциональную степень вины каждого из водителей, которая будет являться основанием для страховых компаний по возмещению суммы ущерба исходя из установленного соотношения.

К примеру, в результате дорожно-транспортного происшествия с участием двух водителей, автомобилю УАЗ причинен ущерб на сумму 20 000 рублей, а автомобилю КИА – 100 000 рублей. Материалами расследования установлено, что в действиях обоих субъектов присутствуют признаки вины.

При рассмотрении спора суд установил, что степень вины водителя машины УАЗ составила 80%, тогда как аналогичное значения для водителя КИА составило 20%. В результате такого пропорционального соотношения степени виновности, водитель УАЗ будет обязан возместить ущерб второй стороне ДТП на сумму 80 000 рублей, а водитель КИА – 4 000 рублей.

Ремонт машин после ДТП в случае вины обеих сторон, осуществляется в равной степени, а также соразмерно степени участия в катастрофе. Следовательно, ОСАГО выплачиваться по обоюдке будет лишь в случае доказанности факта равной причастности к происшествию.

Доказать невиновность разрешено с помощью справок и протокола составленных и заверенных на месте происшествия сотрудниками ГАИ. Еще решая вопрос об установлении степени причастности водителя к происшествию на дороге в судебном порядке, пригодятся зафиксированные фото и видеосъемка последствий автокатастрофы.

В законе однозначно указано: возмещение распределяется соответственно степеням ответственности всех участников ДТП. Вина может быть признана одинаковой или различной.

Равная

Вина определяется в соотношении 50/50 когда оба водителя одинаково способствовали возникновению аварийной ситуации и устанавливается если:

  • Несоблюдение требований ПДД совершено каждым автомобилистом;
  • Совершенные нарушения имеют непосредственное отношение к аварии;
  • Правонарушения, спровоцировавшие ДТП, имеют примерно равную степень тяжести.
При оценке степени вины суды принимают во внимание не только оценку тяжести нарушений, но и их общее количество и сумма штрафов за них. В процессе заседания судья изучает все доказательства и экспертное заключение.

Если по результатам представленных материалов определить вину каждого водителя затруднительно, то во внимание берутся совершенные нарушения и наказания за них. Если количество нарушений и размеры штрафов совпадают – вина признается равной.

Также вина считается равной при оформлении ДТП по Европротоколу или добровольном соглашении сторон.

Различная

Если у одной из сторон есть возражения, касающиеся своей вины, ему необходимо обратиться в суд с просьбой определить степень ответственности каждого участника ДТП. Нередко в таких ситуациях судья руководствуется изложенным выше принципом, ведь даже самый опытный эксперт не всегда в состоянии определить, в какой мере поступок каждого из фигурантов повлиял на совершение ДТП.

Иномарка

В качестве яркого примера аварии с различной степенью вины можно рассмотреть случай из судебной практики: из-за поломки автомобилист затормозил прямо на дороге, но проигнорировал требования ПДД и не воспользовался сигналом аварийной остановки и соответствующим указателем. Другой участник двигался на скорости, значительно превышающей максимально допустимую.

Он поздно заметил запаркованный автомобиль и не смог избежать столкновения. В описанной ситуации виноваты обе стороны, но вина второго выше. Если бы он двигался на разрешенной скорости, то вовремя заметил бы стоящую машину (даже без аварийных опознавателей) и успел бы затормозить, тем самым предотвратив аварию.

Самые частые ошибки оформления страховки, которые приводят к отказу в выплате

К сожалению, несмотря на обещания и рекламу, при наступлении страховых случаев, а страховые случаи при ДТП по ОСАГО индивидуальны для каждой компании, агенты не спешат с выплатой компенсации. В большинстве ситуаций успех предприятия зависит от настойчивости застрахованного.

При отказе компании платить (уменьшении суммы) следует начать с оформления претензии. Как это правильно сделать, подскажут в юридической консультации, в том числе и онлайн на популярных ресурсах по страхованию.

  1. Не совпадают данные на транспортное средство, фигурирующее в страховом договоре и пострадавшее в аварии.
  2. Заявитель требует возмещения упущенной выгоды или морального ущерба.
  3. Автомобиль пострадал в результате проведения испытаний, в учебном заезде или на соревнованиях (на специальном полигоне).
  4. Нанесен вред окружающей среде.
  5. Ущерб автомобилю, прицепу, установленным агрегатам причинен самим водителем.

Во всех остальных случаях, не подпадающих под оговоренные законодательством, участники аварии имеют право на получение компенсации. И еще остается Союз автостраховщиков, как последняя надежда на справедливость.

Итак, теперь понятен порядок оформления документов по страховке, выяснены основные нюансы и преимущества страхования, получен ответ на вопрос о выплате виновнику ДТП по ОСАГО. Если остались сомнения, обратитесь к профессиональным юристам, задайте вопрос онлайн консультантам. И помните: любую ситуацию проще предотвратить, чем потом бороться с ее последствиями.
  • При подаче заявления и отсутствии полного пакета документов. Напомним, что по новым правилам к заявлению и документации к автомобилю и страховым документам, требуется прилагать копию полицейского протоколы об административном правонарушении и полную информацию о ДТП с госномерами всех участников, ВИН кодом, ФИО и номерами полисов ОСАГО.
  • Если водитель не предоставил автомобиль для осмотра экспертами страховой компании в положенный пятидневный срок. Независимая экспертиза до судебных рассмотрений не требуется. Первоначальный осмотр повреждений выполняют именно эксперты страховой.
  • При проблемах и неправильном оформлении страховки ОСАГО. Например, если предоставлены подложные документы – фальшивый диагностический лист ТС, неверно указанная модель автомобиля, ошибки пользователя при онлайн оформлении.
  • В ряде случаев ДТП признается не страховым случаем. Выплат можно не дождаться, если пострадавший водитель был пьян. Но новым нормам, количество промилле в крови выше 0.
  • Проблемы с выплатами могут возникнуть и не по вине водителя. Проблемы с полисом виновника ДТП, отзыв страховой лицензии компании может сказаться на сроках выплат.

Выплаты задерживаются при невозможности определения виновного в ДТП до установки виновного судебным решением. При наличии раненых или погибших, работа страховой может быть приостановлена до выяснения.

Страховая компания обязана обосновать любой отказ в выплате и сделать это должна достаточно оперативно. При задержке выплат по страховке и обоснованного отказа, начисляются пени в размере 0.5% за каждый день просрочки. Срок начала выплат или обоснования отказа для страховой компании ограничен 20 рабочими днями.

Отказ от выплат – это документ, который может быть опротестован в судебном порядке. Нельзя просто устно или по телефону сообщить водителю, что в выплате отказано.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть