Авиаперевозки пассажиров в 2019 году

Статистика по России и в мире

Мировой рынок авиаперевозок показывает, что в данной отрасли наблюдается рост. Согласно данным IATA в 2016 году показатель увеличился на 5,9% в сравнении с результатами 2015 года.

Азиатско-Тихоокеанский регион 8,9%
Ближний Восток 5,7%
Европейский 3,8%
Северная Америка 3,2%

Пассажирские авиаперевозки являются основным доходом в данной отрасли. Так в США из 701 млрд. долл. США 72% – доход от перевозки пассажиров. Несмотря на мировую тенденцию, в 2016 году показатели российских авиаперевозок пассажиров упали на 4,1%.

Из общего объема перевоза пассажиров более 88% пришлось на российские авиакомпании. По расчетам аналитиков рост количества пассажирских перевозок в России ожидается на 2019 год.

Это позволяет создать потоки из туристов, для которых часть затрат на перелет оплачиваются из государственного бюджета. Самое большое количество субсидированных билетов приходится на маршруты из Дальнего Востока и Калининграда.

Так в 2017 году из Калининградской области вылетело более 160 000 граждан. В том же году для реализации программы из государственного бюджета было выделено более 8,5 млрд. рублей.

Ключевые события, которые повлияли на авиарынок

В 2013 году правительство обратило внимание на проблему нехватки средств у региональных авиаперевозчиков. Спрос на их услуги был небольшим, и денег не хватало.

В 2012 году, по данным Минтранса, российские авиакомпании перевезли 74 млн пассажиров. Из них на внутренних линиях — 33,4 млн человек, а на межрегиональных маршрутах количество не превысило 4,76 млн человек.

Кроме того, у большинства не было стратегии развития и программ по модернизации флота, а продолжать работу им помогали государственные субсидии.

В 2012 году компании получили в качестве субсидий 1,2 млрд рублей (перевозчики приобрели на эти средства 26 самолётов). В 2013 году субсидии достигли 2,1 млрд рублей, но это не помогало — билеты местных авиалиний стоили в 45 раз дороже, чем аналогичные билеты в США.

Чтобы решить проблему, правительство утвердило дорожную карту развития региональных авиаперевозок, а также дорожную карту по развитию конкуренции.

Согласно документам, до 2030 будут построены и отремонтированы аэропорты и обновлён авиапарк. Кроме того, аэропорты должны заключать договоры на обслуживание самолётов с несколькими поставщиками услуг.

В 2014 году российский рынок авиаперевозок вырос — авиакомпании перевезли более 93 млн пассажиров, что на 10% больше, чем в 2013 году.

В октябре 2015 года из-за финансовых трудностей прекратила работу компания «Трансаэро». Проблемы у компании начались ещё в 2009 году, когда размер её чистого долга оказался в пять раз больше доналоговой прибыли.

Переломный момент настал в 2015 году, когда из-за падения чартерных рейсов часть самолётов «Трансаэро» простаивала, и компания понесла большие убытки. После того, как её долг достиг 260 млрд рублей, Росавиация аннулировала сертификат, дающий право на пассажирские перевозки.

Инфографика РБК

В 2015 году «Трансаэро» занимала второе место в России после «Аэрофлота» по пассажиропотоку — с января по сентябрь 2015 года компания перевезла более 10 млн человек. Пассажирские самолёты компании летали по 156 маршрутам.

Авиапарк «Трансаэро» насчитывал более 60 пассажирских самолётов («Аэрофлот» получил 34 из них). После ухода компании «Аэрофлот» стала доминирующим игроком — сегодня она занимает более 50% рынка.

Из-за банкротства «Трансаэро» на некоторое время возник дефицит самолётов, а перевозить её пассажиров пришлось другим компаниям — 95% (1,9 млн человек) перевезла «Аэрофлот».

После этого перевозчик потребовал от «Трансаэро» возместить 5,6 млрд убытков — на перевозку компания потратила около 17 млрд рублей.

Кроме того без зарплаты остались более 7 тысяч бывших сотрудников «Трансаэро» — компания до сих пор не выплатила людям более 600 млн рублей.

В 2014 году на границе России и Украины сбили самолёт Boeing 777, который направлялся по рейсу «Амстердам–Куала-Лумпур». На борту самолёта находились 283 пассажира и 15 членов экипажа — все они погибли. После катастрофы Украина перекрыла воздушное пространство на востоке страны.

В 2014 году обанкротились три российские авиакомпании: «Московия», «Былина» и «Ак Барс Аэро», а «Донавиа» показала убыток в 53 млн рублей. Двоих туроператоров также признали банкротами: «Интаэр» и «Лабиринт».

Свою роль в этом сыграла девальвация рубля и, как следствие, повышение стоимости авиабилетов за рубеж, спад экономической активности. Кроме того, политическая ситуация привела к заметному спаду въездного туризма в России.

В 2015 году произошли две авиакатастрофы с российскими самолётами: 31 октября в Египте в результате террористического акта разбился самолёт компании «Когалымавиа», а меньше чем через месяц турецкие военные сбили российский бомбардировщик Су-24.

Россия прекратила авиасообщение с обеими странами, что негативно сказалось рынке авиаперевозчиков и туризме.

К концу 2015 года авиаперевозчики и туристические агенства потеряли уже три направления: Украину, Египет и Турцию. Впервые за шесть лет упали авиаперевозки. Госдума пыталась компенсировать потери, снизив НДС на внутренние авиаперевозки с 18% до 10%.

Кроме того, в 2015 году на 9% выросли цены на керосин, из-за чего на 10% подорожали авиабилеты. Россияне стали реже летать за границу, и российские авиакомпании отказались от десятков непопулярных международных рейсов из регионов, чтобы сократить издержки.

Некоторые зарубежные компании отменили рейсы в Россию. Например, Icelandair, Swiss и Air One прекратили прямые перелёты из Рейкьявика, Женевы, Палермо, Катании и Пизы в петербургский аэропорт «Пулково».

В июне 2016 года российские пассажирские самолёты снова полетели в Турцию. Рынок авиаперевозок вновь ожил — «Аэрофлот» объявил о снижении тарифов на перелёты за рубеж.

Помощь получил и внутренний туризм — Татарстан выделил субсидию в 214 млн рублей на авиаперевозки по шести маршрутам, а программу субсидирования авиаперевозок в Калининград увеличили на 10%. Ростуризм оценил поддержку авиаперевозок в 500 млн рублей.

У авиакомпаний накапливались долги: долг «ВИМ-авиа» перед «Сбербанком» достиг $3 млн, а банк ВТБ подал иск в суд о банкротстве «ВИМ-авиа».

В сентябре 2017 года «ВИМ-авиа» прекратила перевозку пассажиров. Из-за проблем с вылетом пострадали около 10 тысяч человек.

Чтобы подобные ситуации не повторялись, в ноябре правительство подготовило план регулирования авиаотрасли и предложило передать Росавиации полный контроль над авиакомплексом.

Увеличились выплаты пассажирам за задержку рейсов — до 400 тысяч рублей вместо 1950 рублей за час ожидания.

Чемпионат мира принёс отечественной авиаотрасли 2,6 млрд рублей несмотря на контроль роста цен Росавиацией. Кроме того, расширилось количество льготных направлений из Калининграда. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга в список вошли Екатеринбург, Архангельск, Сочи, Мурманск, Калуга.

После проблем с рейсами из-за банкротства «ВИМ-авиа» задержки чартерных рейсов сократились в десять раз, а в Египет впервые за два с половиной года вылетел пассажирский самолёт.

Однако в 2018 году снова подорожал керосин, что вызвало рост цен на билеты. Кроме того, правительство выделило 9,8 млрд рублей авиакомпаниям на покупку Superjet.

Категории предоставления услуг

Анатолий Голомолзин, заместитель главы ФАС, 10 января в интервью «Интерфаксу»

Каждый пассажир при покупке авиабилета имеет возможность выбрать тот класс обслуживания, который ему необходим.

Всего различают три класса:

  1. Эконом. Все напитки предоставляются за отдельную плату, кроме самых основных. Количество условий будет напрямую зависеть от стоимости билета.
  2. Бизнес. Пассажирам предоставляется высокий уровень обслуживания, включающий в себя меню и напитки. Но набор услуг и ассортимент меньше, чем в первом классе.
  3. Первый. Пассажиру предоставляются все возможности для комфортного перелета. Действует безлимитный бар с напитками, где представлен широкий выбор ассортимента. При посадке на самолет владельцы билета первого класса регистрируются через отдельную стойку. Также возможны дополнительные бонусы, которые зависят от политики отдельно взятой компании.
Сокращенное обозначение классаПолное обозначение классаПолное название класса обслуживания
 А First class Первый
 F, P First class discounted Льготный первый
 J Business class Бизнес
 C, D Business class discounted Льготный бизнес
 Y Coach economy Эконом
 Остальные Coach economy discounted Льготный эконом

Чего ждать в будущем

По словам заместителя исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в 2019 году темпы роста пассажиропотока снижаются, а расходы авиакомпаний растут.

Только за первые девять месяцев 2018 года наши авиакомпании получили операционный убыток в размере 19 млрд рублей, а в целом по году он составил примерно 39 млрд рублей.

Борис Шокуров

заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ)

Одна из причин падения рынка — дорогой керосин. Из-за него в 2019 году растут цены на авиабилеты. C мая по июнь 2018 года цена на топливо выросла на 2,76% — с 49 506 рублей до 50 872 рублей за тонну.

Больше всего за керосин заплатили на Камчатке — 102 099 рублей за тонну, а самым дешёвым керосин оказался в Новосибирске — 33 300 рублей за тонну.

Цена билета на 26% зависит от топлива РБК

Авиакомпании предоставлены сами себе — правительство не поддержало идею компенсировать рост цен на керосин.

В марте 2019 года Министерство транспорта предложило обнулить НДС на все авиаперевозки по стране, чтобы помочь авиакомпаниям сократить расходы.

Другой важной причиной стала девальвация рубля — в 2018 году она достигла 20%.

Если в 2017 году пассажиропоток у нас вырос почти на 20%, то по итогам 2018 года прирост составил 10–11%. Наши авиакомпании перевезли в 2018 году в общей сложности около 115 млн пассажиров, в прошлом году 105 млн. И это несмотря на летний всплеск перевозок болельщиков на матчи Чемпионата мира по футболу.

Борис Шокуров

заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ)

Внутренние направления пострадали больше всего — убытки увеличились в семь раз и превысили 34 млрд рублей.

В настоящее время российский рынок авиаперевозок обновляется и трансформируется. Геополитические события последних лет, такие как конфликт с Украиной, Турцией или США негативно сказались на экономике страны и привели к изменениям в развитии авиатранспортной отрасли.

Несмотря на это в России проводят региональные программы по развитию авиаотрасли, обновляют парк самолётов и выделяют средства на развитие внутренних и межрегиональных авиаперевозок.

В России запущен процесс обновления авиафлота и большая ставка делается на расширение производства отечественных самолётов Sukhoi Superjet 100. В ближайшие годы российские авиакомпании получат 1170 новых пассажирских самолётов на общую сумму $135 млрд.

В общей сложности российский парк пассажирских самолётов насчитывает 981 единицу, а средний возраст авиапарка 16,8 лет, что выше среднего мирового показателя на 11,4 лет.

Правила для беременных на самолете

Согласно последним обновлениям действующих правил, пассажир имеет право взять груз весом не более 30 кг. Каждый пассажир имеет право на перевозку багажа и ручной клади. При этом максимальный вес может изменяться в зависимости от класса приобретенного билета.

 Категории Вес
 Личный До 10 кг
 Ручная кладь От 10 до 30 кг
 Багаж Более 30 кг
Если же багаж оформляется на ребенка от двух лет, то его вес не должен превышать 10-ти килограмм. Регулирование авиаперевозок пассажиров в России по спискам разрешенных и запрещенных вещей не имеет общего регламента.

Таким образом, в Дубай нельзя попасть, если в багаже присутствуют предметы религиозной направленности, кроме ислама. Сверхнормативным багажом принято считать тот, который превышает максимальное допустимое значение для билета определенного класса.

Каждая компания определяет цену индивидуально. Несмотря на отсутствие единых тарифов, цена будет увеличиваться за каждый дополнительный килограмм.

В некоторых случаях показатель веса заменяется габаритами в сумме трех измерений. Примеры таких вещей:

  • крупный спортивный инвентарь;
  • музыкальные инструменты;
  • бытовая техника;
  • мебель.

Чтобы перевезти подобные вещи пассажирским самолетом потребуется:

  • предварительно связаться с авиакомпанией. В некоторых случаях принятие крупногабаритных грузов невозможно;
  • ри полученном разрешении стоит учитывать, что такой багаж будет проходить регистрацию на порядок дольше;
  • если компания имеет большое количество рейсов в туристические зоны, то есть высокая вероятность бесплатной перевозки досок для серфинга или лыж для горнолыжного спуска.

Из-за большого количества багажа, нередко сотрудники небрежно обращаются с вещами, что может стать причиной повреждения предметов:

  • стеклянную посуду;
  • электронику;
  • предметы декора и так далее.

В таких случаях компании позволяют сделать пометку «хрупкий». Для этого достаточно предоставить информацию при регистрации багажа, тогда сумка отправится в багажное отделение вместе с грузчиком.

Несмотря на то, что можно оставить отметку о хрупкости багажа, это не дает гарантии сохранности вещей.

Таким образом, можно выделать дополнительные типы багажа:

  • крупногабаритные;
  • сверхнормативный;
  • хрупкий.

Есть компании, которые позволяют своим клиентам приобретать безбагажные билеты. Они являются хорошим способом экономии, но имеют один большой недостаток – невозможность возврата.

Также пассажиры могут объединить свой багаж, но при этом максимальный вес все также будет рассчитываться по обычному требованию. При этом животные не являются багажом. Для них устраиваются особенные условия и правила перевоза.

Перевозка беременных на воздушном судне – это опасная затея, поэтому условия договора авиаперевозки пассажиров определяются каждой компанией индивидуально.

На это существует несколько причин:

  • роды могут начаться прямо в самолете;
  • женщина плохо перенесет перелет;
  • может понадобиться медицинская помощь.

Но пока не создан единый список правил относительно перевоза беременных на самолете, поэтому каждая компания разрабатывает собственные требования.

 Компания Условия
 ПАО «Аэрофлот»Лояльно относятся к беременным, для пропуска на борт самолета достаточно показать разрешение от врача в письменном виде.
 S7 AirlinesДля посадки на борт самолета при любых условиях потребуется справка об отсутствии медицинских противопоказаний к перелету, дополнительно заполняется декларация самочувствия перед самим вылетом из аэропорта.
 UTairУсловия аналогичные S7, но декларация заменяется на расписку.
 TransaeroНеобходимо разрешение от лечащего врача и обязательство, согласно которому авиакомпания не несет никакой ответственности за этого гражданина.
 Sky ExpressУсловия к перевозке не предъявляются, если до родов осталось более двенадцати недель.
 Уральские авиалинииПосадка допускается при отсутствии опасений возможных преждевременных родов, чему должна свидетельствовать справка от врача.

Требования для международных воздушных рейсов

Воздушные рейсы делятся на два типа:

  • регулярные, которые отправляются по определенному расписанию, но при необходимости дополняются;
  • чартерные – составляются в соответствии с договором фрахтования, осуществляются по предварительному заказу.

Законодательство определяет обязанности, которые необходимо соблюдать не только перевозчикам, но и пассажирам. Также сами перевозчики могут определять дополнительные правила, главное условие – не перечить установленному законодательству.

Обязанности авиаперевозчика:

  • перевозить людей в соответствии с требованиями законодательства и компании;
  • завершить перевозку;
  • обеспечить комфортную дорогу;
  • обеспечить безопасность полета;
  • обеспечить сохранность багажа.

Обязанности пассажира:

  • оплатить билет;
  • оплатить перевозку груза;
  • соблюдать установленные правила безопасности;
  • обеспечить требования контроля со стороны различных инстанций;
  • если пассажиру менее 12 лет, то он обязан иметь сопровождающего взрослого человека.

Тарифы

Тарифы на авиаперевозки не зависят от модели самолета, скорости передвижения и типа груза.

Для расчета стоимости используют иные показатели:

  1. Вес.
  2. Дальность.
  3. Класс груза.

Каждая 1000 км уменьшает общую тарифную ставку.

В авиаперевозках различают два вида тарифных поясов:

  1. Обеспеченный железной дорогой.
  2. Удаленный от железной дороги. Тарифы в такие места превышают обычные показатели в 1,7 раз.

Кроме этого некоторые компании начинают вводить повышенные тарифы для полных людей. Так уже поступили компании из Индии. Причиной этому является большой вес и объем, который занимают подобные пассажиры.

МаршрутЦена (в рублях)Цена за км (в рублях)Особенность
Москва – Сочи3533 2,56Популярный маршрут
Москва – Санкт-Петербург2538 4Короткий путь
Москва – Владивосток182722,85Далекий маршрут

Стоимость для перевоза животных определяется индивидуально. Стоимость билетов для полных людей устанавливается в зависимости от веса пассажира.

Система штрафов

Законодательство устанавливает штраф в размере 25% от стоимости билета в том случае, если он был возвращен покупателем менее чем за сутки до вылета. Если же возврат был совершен более чем за сутки до вылета, то стоимость билета отдается покупателю в полном размере.

Причина взысканияСтатья законаРазмер штрафа в рублях
Нарушение допуска самолета к полету, результат – причинение легкого вреда здоровьюГражданам№11.5 КоАП РФ пункт 1От 1500 до 2000
Должностным лицамОт 3000 до 4000
Юридическим лицам От 50000 до 80000От 50000 до 80000
Нарушение допуска самолета к полету, результат – причинение легкого вреда здоровьюГражданам№11.5 КоАП РФ пункт 2От 2000 до 2500
Должностным лицамОт 10000 до 20000
Юридическим лицамОт 80000 до 100000
Судно не прошло государственную регистрацию, не была получена лицензия на авиаперевозки пассажировГражданам№11.5 КоАП РФ пункт 8От 3000 до 5000
Должностным лицамОт 10000 до 15000
На борту отсутствуют средства и устройства спасенияГражданам№11.5 КоАП РФ пункт 9От 1500 до 2000
Должностным лицамОт 3000 до 4000
Юридическим лицамОт 30000 до 40000
Нарушения в области безопасности№11.3.1 КоАП РФДо 50000
Транспорт используется людьми без такого права№11.4 КоАП РФ (ч.2)До 50000

Государственная программа для Дальнего Востока

Государственная программа авиаперевозок действует с 28 марта по 30 ноября 2019 года.
 Направление Тариф в рублях в одну сторону
 Москва – Анадырь 9000
 Калининград – Москва 3800
 Нарьян Мар – Москва 4000

Для пассажиров с детьми до двух лет, ребенку предоставляется место. Дети от двух до 12 лет получают билеты со скидкой в 25% от действующего тарифа.

Оформление перевозки пассажира по льготному тарифу возможно только при предоставлении паспорта. Авиакомпания вправе дать отказ на продажу билета по тарифу, если гражданин не подходит по требованиям, либо если льготных мест не осталось.

Авиаперевозки – это процесс, который включает в себя множество нюансов. Обо всех них должны знать те, кто собирается отправляться в поездку при помощи такого вида транспорта. Стоимость, возможные штрафы для каждой из сторон, тарифы, возможные льготы.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть