Установка тахографа на грузовой автомобиль в 2019 году

Отсрочка и сроки монтажа

При приобретении транспорта категории N2/N3 и М2/М3, тахографы уже должны быть установлены. Но если гражданином или организацией был приобретен грузовик, в котором отсутствует прибор, то эксплуатация такого транспортного средства возможна только после установки устройства.

При выпуске ТС без системы отслеживания, на лицо будут выписаны несколько штрафов, так как появления подобных грузовиков для работы запрещено законодательством Российской Федерации.

Законодательство определяло более мягкие наказания для тех, кто пользуется тахографами устаревшего образца, установленными до апреля 2014 года.

Но с начала 2019 года все устаревшие тахографы должны быть заменены на современные устройства с криптозащитой:

  1. Если автомобиль будет использоваться только на территории России, то требуется СКЗИ.
  2. Если автомобиль будет использоваться на международных рейсах, то требуется ЕСТР.
СКЗИ – средство криптографической защиты информации. Производство и лицензирование таких модулей контролируется федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Он необходим для предотвращения редактирования имеющейся информации. Блок выглядит как корпусной элемент с техническими выходами и разъемами.

Нормативная база

2018 год в сфере законодательного урегулирования требований к установке самописцев на технику ознаменовался двумя важными изменениями. Установка приборов, которые регистрируют скорость движения, пробег и режим работы водителя стала обязательной для:

  • Кранов-манипуляторов.
  • Пассажирских автобусов и микроавтобусов, которые задействованы в пригородных перевозках.

В нынешнем году также вступили в силу изменения в федеральном законе, касающемся безопасности дорожного движения. Согласно этим изменениям, начиная с 21.12.2018 года, сотрудники ДПС ГИБДД и других контролирующих органов получат право проверять наличие таких устройств на автомобилях, и при отсутствии, неисправности или неправильном оформлении документов – накладывать штрафные санкции согласно ст. 11.23 КоАП РФ.

Кроме этих изменений, которые уже действуют, в 2019 году запланировано еще одно важное изменение. Так, с 1 июля на всех транспортных средствах, выполняющих пассажирские перевозки, должны быть установлены тахографы утвержденного образца.

Под действие этого нововведения попадают автобусы и микроавтобусы, у которых 8 и более мест для перевозки пассажиров. При этом характер выполняемых рейсов не играет роли: самописцы ставятся на технику, которая ездит на городских, пригородных и междугородных маршрутах. При этом:

  • Основной целью изменений в законодательстве является повышение безопасности перевозок и улучшение уровня сервиса.
  • В качестве дополнительного эффекта законодатели рассчитывают на частичное обновление автопарка (часть устаревших автобусов будет просто нерентабельно переоснащать).
  • Требования будет касаться как техники на регулярных рейсах, так и автобусов, выполняющих нерегулярные (заказные) перевозки.
Несоблюдение требований об установке регистрирующих приборов на автобусы и маршрутки почти гарантированно приведет к потере предприятием лицензии на осуществление пассажирских перевозок. Как и в случае с пригородными перевозками, отсутствие самописца, нарушение правил его эксплуатации или нарушение режима работы по тахографу будет наказываться штрафными санкциями, вплоть до приостановки деятельности компании на срок до 3 месяцев.

Узнать все новое о тахографах в 2019 году можно было и раньше — нововведения были запланированы достаточно давно и анонсированы еще в 2017 году. При этом рассчитывать на то, что внедрение новшеств будет перенесено (как это несколько раз происходило ранее) теперь не было.

Основной документ, которым будут руководствоваться контролирующие органы – это приказ № 227 Министерства Транспорта РФ (от 27.07.17).

В приказе содержатся изменение к действующим ранее приказам МинТранса №273 от 21.08.13 и № 36 от 13.02.13, содержащим требования к бортовым самописцам и регламентирующим процесс оснащения коммерческого транспорта тахографами.

Положения документа вступают в действие постепенно: в 2018 году стали актуальными требования о переоснащении пригородных автобусов, а в 2019 — надо будет устанавливать регистрирующие устройства и на весь пассажирский транспорт категорий М2 и М3.

Правила установки

Процесс установки возможен только в технических центрах, которые имеют разрешительную документацию от ФСБ.

Нелегальная установка тахографа является запрещенной, подобное устройство не будет являться действительным, соответственно, записанные им данные не будут иметь юридической силы.

Алгоритм установки контрольного прибора:

  1. Анализ имеющегося контрольно-измерительного оборудования, установленного на транспортном средстве. Если автомобиль имеет аналоговый спидометр, то он подлежит обязательной замене. В некоторых случаях приходится устанавливать дополнительный датчик скорости, который сможет корректно работать с тахографом.
  2. Далее подбирается подходящее контрольное устройство, которое можно установить на приборную панель. От прибора прокладываются провода для соединения с системой зажигания.
  3. Настройка и адаптация установленной системы, которая заключается в калибровке устройства и его активации. После этих действий оборудование должно корректно работать со всеми системами грузовика.
  4. Сдача транспортного средства в эксплуатацию. Вместе с автомобилем клиенту передается документация, подтверждающая законную установку тахографа.
    Калибровка – это корректировка коэффициентов измерения, чтобы он соответствовали тем, которые имеет автомобиль. Эталонной является ситуация, когда прибор откалибровал до допустимой погрешности.

Документы

После установки оборудования в мастерской, обязательно должны быть выданы документы для подтверждения законности проведенной процедуры перед сотрудниками ГИБДД и других органов.

Выданный договор должен содержать в себе информацию, что работы были завершены выдачей документации в полном объеме, состоящей из:

  • паспорт контрольного прибора;
  • инструкция к оборудованию;
  • табличка, которая устанавливается в салон транспортного средства и позволяет подтвердить наличие тахографа;
  • сертификат, подтверждающий корректность проведенной калибровки устройства.

Самый главный из этих документов – сертификат, содержит в себе следующую информацию:

  • данные автомобиля, на который был установлен тахограф;
  • параметры для идентификации устройства;
  • реквизиты сервиса, которым устанавливалось и проверялось оборудование;
  • данные специалиста, проводившего монтаж тахографа;
  • данные оборудования, которое использовалось для проверки контроллера;
  • результаты проверки с указанием погрешностей времени, скорости, пробега;
  • основные характеристики, которые были установлены на этапе калибровки;
  • дата проведенной проверки и подпись специалиста.

В дополнение владелец транспортного средства имеет полное право на запрос для получения еще двух копий сертификатов:

  1. Копия сертификата соответствия устройства и условий его установки.
  2. Копия сертификата совместимости электромагнитных компонентов системы, что требуется для моделей СКЗИ.

Еще одним дополнительным документом, который рекомендуется получить в мастерской – комплект бумаг на тахограф, подтверждающих факт проведенного инструктажа водителей.

 Для кого Необходимые документы
Водителя ЕСТР
  • заполненный бланк;
  • паспорт водителя;
  • водительское удостоверение;
  • СНИЛС;
  • фотография 3,5*4,5.
Предприятия ЕСТР
  • заполненный бланк;
  • паспорт ответственного лица;
  • ОГРН;
  • приказ о назначении ответственного лица.
Водителя СКЗИ
  • заполненный бланк;
  • паспорт водителя;
  • водительское удостоверение;
  • СНИЛС;
  • согласие на обработку персональных данных по установленной форме.
Предприятия СКЗИ
  • заполненный бланк;
  • паспорт ответственного лица;
  • СНИЛС ответственного лица;
  • приказ о назначении ответственного лица;
  • согласие на обработку персональных данных по установленной форме;
  • ОГРН;
  • ИНН организации.

Стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль

При выборе мастерской, где на автомобиль будет устанавливаться прибор, нужно обращать внимание на наличие разрешения от МВД.

Если же компания не может предоставить подобного документа, то стоит обратиться в другой сервис, который имеет лицензию на установку и калибровку устройства.

За что платитьСтоимость
ОборудованиеНовое от 25 000 рублей
На вторичном рынке от 10 000 рублей
УстановкаОт 8 000 до 10 000 рублей

Тахографы для автомобилей в ЕС – требования 2019 года

Еще один важный (на этот раз международный) документ — это регламент Европейского Союза (ЕСТР) 2016/799. Он был принят 26.03.2016 (вступление в силу — 15 июня) и содержал требования об оснащении регистрируемых в ЕС машин устройствами второго поколения – так называемыми «смарт-тахографами».

Важной особенностью регламента 2016/799 было то, что его ключевые положения вступали в действие спустя 3 года после принятия. Таким образом, к 15.06.2019 любое ТС, впервые зарегистрированное в странах Европейского Союза, должно оснащаться смарт-тахографом.

При этом:

  • Если ТС регистрируется в Европейском Союзе впервые, то на него в обязательном порядке монтируется контрольный прибор, соответствующий стандартам регламента 2016/799.
  • Транспортные средства, которые эксплуатируются в ЕС в данный момент, должны быть оборудованы приборами, конструкция которых соответствует требованиям постановления 3821/85 (Приложения 1 и 1В).
  • Срок обязательного переоснащения всех ТС с установкой смарт-тахографов нового образца составляет не более 15 лет с момента введения текущего регламента (т.е. с июня 2016 года).

Кроме того, регламент требует, чтобы ключи и сертификаты для самописцев нового поколения были доступны не позднее 15.06.2018, карты мастерских — не позднее 15.03.2019. Выдача всех видов индивидуальных карт для приборов нового образца будет начата с 15.05.2019 во всех странах-членах ЕС.

Вопрос интеграции смарт-тахографов в соглашение ЕСТР пока находится в стадии обсуждения. На текущий момент представители РФ высказались против этой инициативы, отнеся ее к компетенции ЕЭК ООН.

 Используемые в 2019 г тахографы должны соответствовать таким требованиям:

  • К выполнению рейсов на территории РФ допускаются машины, на которых установлены цифровые регистрирующие устройства с модулем криптографической защиты информации (НКМ/СКЗИ).
  • Для выполнения международных рейсов (в том числе на территории ЕС) нужно, чтобы автомобиль был оснащён тахографом ЕСТР.

В любом случае бортовое приспособление, регистрирующее параметры движения, должно быть подключено к спидометру и другим датчикам машины, опломбировано, откалибровано и поверено. Сведения о калибровке/поверке обязательно отражаются в документации к прибору.

Смарт-тахографы, которые планируются к введению в ЕС, тоже обязаны соответствовать определённым стандартам:

  • Подключение прибора к системе спутниковой навигации.
  • Возможность передачи данных для контроля непосредственно во время рейса.
  • Возможность подключения стандартного интерфейса, позволяющего выводить данные с тахографа на внешнее устройство в режиме реального времени или с минимальной задержкой.

Таким образом, смарт-прибор перестает выполнять функцию простого регистратора параметров движения ТС, а становится одним из компонентов глобальной системы удаленного мониторинга.

Штраф за отсутствие

Каждый водитель грузовика, подходящего под требования наличия тахографа, должен иметь при себе полный комплект документов. Если же сотрудник ГИБДД остановит гражданина и попросит документы на устройство, которых не будет, то такое деяние равняется отсутствию тахометра.
 Кто платит Размер штрафа согласно статье 11.23 КоАП РФ
 Водитель До 3 000 рублей
 Транспортная компания От 5 000 до 10 000 рублей

Полученные на руки документы установки и корректировки тахометра являются необходимостью. Они смогут подтвердить легитимность прибора, что указано в регламенте Таможенного союза 018/2011.

Документы необходимо предъявить не только при требовании сотрудника ГИБДД, пакет может быть запрошен:

  • сотрудниками технического надзора;
  • истцами в ходе судебного разбирательства, если рассматривается ДТП с участием этого автомобиля;
  • страховщиками для подтверждения отсутствия нарушений со стороны водителя;
  • контрольными органами, проверяющими трудовые условия в компании.

Также на запрос документации имеют и другие лица, в зависимости от ситуации. Но если гражданин является частником, то штрафа за отсутствие тахографа не будет. Так как согласно законодательству оснащение подобными приборами требуется для транспорта, используемого коммерческими организациями.

Согласно закону оштрафованы будут не только водители коммерческого транспорта, но и те работники предприятий, которые используют собственные автомобили, что указано в статье 14.1 КоАП, но по причине осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в государственных органах.
Сроки установок тахографов

Штраф в такой ситуации составит от 500 до 2 000 рублей. Наличие или отсутствие тахографа на этот пункт не влияет.

Тахограф – это устройство, которое в обязательном порядке должно быть установлено на грузовые автомобили, используемые для работ. Установка может быть произведена только сервисами, имеющими соответствующую лицензию от соответствующих служб.

Вывод

Тенденции в сфере регулировки оснащения транспорта тахографами, заложенные в 2016-2017 годах и в странах ЕС, и в РФ продолжают набирать силу. Принятые ранее документы постепенно вступают в действие — часть из них уже обязательна к исполнению, а часть станет актуальной в 2019 году.

В любом случае тахографы в 2019 г надо будет ставить на разную технику – и на пригородные автобусы и краны-манипуляторы (если вы этого не сделали ранее), и на автобусы с маршрутками, выполняющие пассажирские рейсы.

Спрос и на саму технику, и на услуги по ее установке и обслуживанию в будущем будет только расти – потому в целях экономии времени и средств стоит заранее выбрать компанию и запланировать переоснащение ТС в соответствии с требованиями действующих нормативов.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть