Установка блока СКЗИ на тахограф в 2019 году

Нужно ли менять ЕСТР

Устройства, предназначенные для использования только на российских дорогах должны быть оборудованы средством криптозащиты и применяются только с картами СКЗИ. Международные тахографы, предназначенные для зарубежных грузоперевозок эксплуатируются непосредственно с картами ЕСТР.

Помимо своего функционала они отличаются и внешне, поэтому знать, как выглядит каждая из них обязан любой водитель грузового автомобиля.

Ознакомиться с некоторыми нюансами можно на изображениях, представленных ниже:

  1. Фото карты СКЗИ с отличительными характеристиками.
  2. Сравнительное фото карты ЕСТР.

Помимо внешних отличий есть ещё ряд отличительных моментов:

  1. Российская карта имеет дополнительные защитные элементы. Перед началом эксплуатации необходимо ввести PIN-код, идентифицирующий пользователя.
  2. Цена карты, предназначенной для международных перевозок дороже необходимого разрешительного пакета для отечественной.
  3. При оформлении российской потребуется предоставление ИНН водителя и письменного ходатайства от работодателя.
При этом, сроки действия у них идентичны, составляют 3 года, по истечении которых карту необходимо поменять.

Многие транспортные средства, сходящие с заводского конвейера изначально оборудовались тахографами ЕСТР, соответствующими европейским стандартам. Сегодня они используются для выполнения международных перевозок при наличии соответствующей лицензии.

Другие ТС, которые работают в грузоперевозках по территории РФ, в соответствии с Приказом №36 от 13 февраля и №273 от 21 августа 2013 г., должны установить блок СКЗИ до 1 января 2019 года. Таким образом, система электронной криптозащиты должна присутствовать на всех автомобилях, осуществляющих коммерческие рейсы.

Карта водителя

Важно! Использование российского тахографа, находящегося в ведомстве ФСБ, за пределами страны запрещено. Это может привести к уголовной ответственности, ведь на модули с криптозащитой распространяется Закон о государственной тайне.

Требования по замене самой важной части самописца – блока СКЗИ является не очень приятным моментом для автовладельцев коммерческого транспорта. Выполняется процедура каждые 3 года в соответствии с Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36 Глава V п. 90. Цена вопроса минимум 20 тысяч рублей.

В случае смены номерного знака ТС, изменения цвета, элементов конструкции, влияющих на замену свидетельства о госрегистрации, требуется выполнять повторную калибровку, активацию СКЗИ или даже полную замену.

Важным моментом является не только соблюдение сроков, но и выполнение других обязательных условий:

  1. Год нужно сохранять старый блок на территории транспортного предприятия.
  2. В ФБУ «Росавтотранс» сообщается о завершении срока эксплуатации.
  3. Информация с носителя должна быть перенесена (скопирована) в базу данных предприятия, включая сведения о приборе. Она также храниться год.
  4. Все работы должны соответствовать Положению ПКЗ-2005 приказа ФСБ от 9 февраля 2005 г. № 66.
  5. По истечению годового срока хранения выполняется стирание данных программным способом и физическая утилизация. В этот же день о произведенном факте сообщается в ФБУ «Росавтотранс». Такая же информация должна зафиксировать мастерская, обслуживающая тахограф, и владелец ТС.

Важно! Утилизация выполняется комиссией не менее, чем из 2 сотрудников предприятия или мастерской. В акте следует указать предмет утилизации, их количество.

Оснащение транспортных средств приборами

Фиксаторы скорости, времени водителя в пути и его местонахождения, называемые «тахограф», в обязательном порядке должны использовать все автовладельцы, занимающиеся коммерческой деятельностью.

Это относится и к юридическим лицам, которые осуществляют коммерческие рейсы (Приказ № 36 от 13.02.2013 г.). Бортовой самописец представляет собой некий «черный ящик» с зашифрованной информацией. Его главная цель – сохранение, учет данных.

Это позволяет:

  • получить нужные сведения о транспорте при ДТП;
  • проанализировать эффективность работы водителя;
  • снизить количество аварийных ситуаций на дороге.

Дополнительное оснащение автомобили получают в соответствии статьи 20 Закона 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 26.07.2017) согласно которым обязательна непрерывная, неизменяемая фиксация данных о маршруте и скорости движения транспорта юридических лиц и предпринимателей.

Как узнать пин-код

Данное условие может произойти при нескольких обстоятельствах. Чаще всего объясняется с неверным (ошибочным) вводом кода. В этом случае система блокирует карту и возвращает её лишь после набора другого пароля, PUK-кода, напечатанного на конверте в который она была помещена в момент получения.

В этом случае, устройство в автоматическом режиме создаст новый и выведет его на экран.

При этом необходимо предоставить документ, подтверждающий личность заявителя (паспорт) и карту.

Такое развитие сюжета возможно при условии соответствия следующим характеристикам:

  1. Получение механических повреждений с которыми её дальнейшее использование невозможно.
  2. Закончился срок действия.
  3. PIN-код был удалён.

Процесс восстановления заключается в блокировке сданной карты и оформлении новой. Следует подчеркнуть, что оформить заявку на повторный выпуск неисправной водительской карточки можно используя электронную почту.

Инструкция пошагово

Стандартные действия, связанные с работой над водительскими картами, достаточно просты, а так как выполнять их необходимо в начале каждой смены, процесс запоминается очень быстро. Если рассматривать другие манипуляции, касающиеся редактирования профиля, печати чека для проверяющих органов и других действий, знать их необязательно.

Однако, для того чтобы не получить штраф за неумение пользоваться устройством, рекомендуется всегда иметь в кабине полную инструкцию по эксплуатации измерительного прибора с пошаговым описанием всех действий.

Аналогичные условия касаются и расшифровки знаков, с помощью которых обозначается информация. Ознакомиться с техникой использования водительской карты можно на примере тахографа «Штрих ТахоRUS», приведённой далее.

Стоимость замены блока СКЗИ тахографа

Установка личной водительской карты должна происходить непосредственно перед началом рабочей смены, перед запуском двигателя автомобиля:

  1. Она вставляется стороной противоположной той, на которой размещена фотография и личная информация водителя, вверх чипом.
  2. Необходимо учитывать, что она помещается в крайний левый слот.
  3. В большинстве моделей отечественного производства требуется слегка надавливать на неё, до характерного щелчка.
  4. В тахографы марки VDO карту нужно вводить аккуратно, так как в определённый момент, устройство начинает забирать её автоматически.
  5. Далее происходит процесс идентификации и настроек режима работы.

Вынуть карту следует в конце рабочей смены, после того как введены сведения о месте в котором происходит данное действие. Изъятие осуществляется путём нажатия соответствующей кнопки, расположенной на лицевой стороне устройства, как это показано на фотографии выше.

Следует подчеркнуть, что карта водителя № 2 вытаскивается другой кнопкой, находящейся под вторым слотом.

Стоимость замены тахографа для владельцев ТС разная. Это зависит от особенностей автомобиля, стоимости в разных регионах России. Просто заменить деталь не удастся, так как для этого нужно обратиться в мастерскую для выполнения комплекса услуг.

Таблица 1. Стоимость выполнения работ.

Работа выполняемая специалистомЦена
Деактивация (отзыв активации)1000 руб.
Замена устройстваСтоимость обычно входит в активацию, деактивацию
Активация нового блока1000 руб.
Калибровка3000 — 4000 руб.
Новый модуль СКЗИ стоит 20 тысяч рублей, но есть модели и значительно дороже. Таким образом, итоговая сумма, к которой нужно быть готовым – минимум 24 тысячи рублей. Напомним, что процедура замены обязательна на каждые 3 года.

Использовать европейский аналог для транспортировки по территории России разрешено.

Таблица 2. Стоимость получения ЕСТР.

Этапы процедуры Цена
Получение разрешения на 1 – 5 летМеждународная лицензия стоит 5 тыс. руб. (сбор).
Оплата и прохождение обучения20 тыс. руб.
Покупка тахографаОколо 23 тыс.руб.
Калибровка3000 — 4000 руб.
Такой вариант для многих предприятий может стать альтернативой, ведь не нужна защита, которую нужно переустанавливать каждые 3 года и платить внушительные суммы за услуги и деталь.

Российский стандарт основных фондов ОК 013-94 тахографы относит к коду № 143314310, как измерительные устройства данных по движению (четвертая амортизационная группа). Таким образом, обращать внимание следует на эти документы.

Как активировать

Рассматривая вопрос для чего нужна карта водителя, следует понимать принцип работы тахографа. Он заключается в получении информации с датчиков, установленных в некоторых механизмах автомобиля и передающих сведения с них на устройство.

Таким образом, выполненный мониторинг, в любое время можно проверить с помощью распечатки чека, выводом на дисплей или удалённым методом (для некоторых моделей). Такие опции доступны только в том случае, если перед началом рабочей смены карта водителя введена в устройство и выполнен процесс активации.

Осуществляется он следующим образом:

  1. После того как карта вставлена, с помощью соответствующих кнопок выбрать значения пин-кода.
  2. Нужная цифра выбирается нажатием кнопки «Ок».
  3. Такое изображение, соответствующее имени и фамилии владельца карты, появится на дисплее после того, как будет введена последняя цифра пароля. На секунду может отобразиться дата и время последнего извлечения.
  4. На запрос устройства нужно ответить «Да», выбрав нужное значение нажатием управляющих кнопок на панели.
  5. Второй запрос отмечается аналогично: «Да».
  6. Сохранение записей.
  7. Завершающее активацию окно, подтверждающее что устройство готово к использованию.

При управлении ТС двумя водителями слоты меняются в зависимости от того, кто управляет автомобилем. Всегда карта человека, находящегося за рулём, должна быть установленной в левый картоприёмник.

Можно ли дооснастить устройство

Устройство тахографа предполагает установку в нем элемента СКЗИ. Для этого следует:

  1. Демонтировать прибор, обратиться к производителю для дооснащения.
  2. Направить в мастерскую для установки, калибровки, активации.
Оплата всех действий, дооснащение, в некоторых случаях обходится дороже установки нового прибора со встроенным модулем. Другой вопрос – гарантия. В случае поломки его можно поменять по гарантии.

Рассмотрим для примера тахограф Меркурий ТА-001, что первоначально продавался без криптозащиты, ведь некоторые люди пользуются им и сейчас.

Таблица 3. Сравнительная характеристика стоимости установки нового тахографа Меркурий ТА-001 и его дооснащения.

 Название устройства, услуги Цена, руб.
 Укомплектованное устройство 38 000
 Тахограф без СКЗИ 20 000
 Блок СКЗИ с активацией, заменой 22 000
 Калибровка 3 000

Из таблицы видно, что стоимость частей по отдельности, оплата услуг обходятся дороже, чем вариант «под ключ». В старых моделях Меркурия нужна замена старой платы, что также стоит денег.

По этой причине даже производители рекомендуют приобретать новое укомплектованное оборудование. Приведем перечень тех устройств, которые могут использоваться с целью фиксации информации на территории РФ и за ее пределами.

Таблица 4. Тахографы, разрешенные для установки и использования.

Зона использования Название
Российская Федерация ШТРИХ-ТахоRUS
 КАСБИ DT-20M
 Меркурий ТА-001
 DTCO 3283
 ТЦА-02НК
 Drive 5
 EFAS V2 RUS
Страны, допущенные к международным перевозкам SE5000
 EFAS-4
 Continental VDO DTCO 1381

Печать

Распечатка сведений с карты может понадобиться в момент проверки инспектором ГИБДД.

В данном случае, водитель выполняет следующие манипуляции:

  1. Зайдя в меню устройства, выбрать интересующую позицию: «Печать», нажатием кнопок управления.
  2. Подтвердив последнее действие нажать «Ок».
  3. Поставить на печать нужную категорию и выставить запрашиваемое время (чаще всего запрашиваются сведения за сутки).
  4. Для более точного определения временного диапазона в устройстве есть функция, ручного ввода значений.
  5. «Печать» или «Экран»? Операционная система ещё раз запрашивает как именно нужно вывести сведения. Двойной вариант используется в случае отсутствия ленты в аппарате. Это позволяет избежать получения из-за этого штрафа, как часто случалось ранее.
  6. После подтверждения печати, на дисплее на некоторое время появится такое изображение. При этом из кассового слота выйдет участок ленты с запрашиваемой распечаткой.
  7. После того как печать будет завершена резким движением оторвать чек.
  8. Нажав на панели прибора кнопку «Отмена», вернуться в главное меню.

В случае выбора второго варианта, сведения в аналогичном порядке выводятся на экран, просмотр осуществляется нажатием соответствующих клавиш управления.

В полномочия проверяющего сотрудника ГИБДД входят функции наложения административного штрафа по ст. 11.23 КоАП РФ «Управление или выпуск на линию автомобиля, не соответствующего требованиям оборудования тахографами. Нарушения режима труда и отдыха».

Помимо этого, проверка скоростных режимов ТС может выявить несоблюдение и в этом пункте, что станет ещё одним протоколом по ст. 12.9 КоАП РФ «Превышение установленной скорости».

В случае утери карты

1)  Заполнить новое заявление на замену карты в АРМ, указав номер ранее выданной карты

2)  При необходимости узнать номер ранее выданной карты у менеджеров отдела карт

Получатели и отправители

В случае потери или кражи карты водителя, процесс идентичный ранее описанному. Разница заключается лишь в том, что необходимо обратиться в соответствующие органы, занимающиеся контролем за соблюдением режима труда и отдыха на определённой территории, на которой заявитель находится на текущий момент.

Это могут быть следующие инстанции:

  1. Отделение полиции при передвижении по территории РФ.
  2. Другие органы или официальное представительство РФ в ином государстве, при передвижении по его территориям.

После того как обращение будет зарегистрировано, водитель получит справку, подтверждающую утрату или кражу карты, которую в дальнейшем предоставляет в случае проверки до момента прибытия в обозначенный пункт отправления.

Карта водителя, своеобразный документ, имеющий электронный чип с определённым резервом памяти, который идентифицирует, считывает и записывает сведения, касающиеся деятельности водителя (режим труда и отдыха при управлении автомобилем).

В соответствии с Приказом Минтранса № 36 от 13.02.2013г. «Об утверждении требований к измерительным устройствам, устанавливаемым на ТС», с 01.01. 2019г. все автомобили и автобусы, относящиеся к категории M2, M3, N2 и N3 в соответствии с ГОСТом 52051-2003 «Механические ТС и прицепы. Классификация и определения», должны быть оборудованы тахографами.

Разрешается ли самостоятельное устанавливание

Выполнять самостоятельную установку тахографа или любых элементов, входящих в его состав запрещено. При выявлении такого факта предмет считается неисправным, а значит, приравнивается к его отсутствию с последующим административным наказанием.

Разрешен монтаж, настройка и другие возможные манипуляции только тем центрам обслуживания, которые получили лицензию в соответствии с Правилами использования тахографов, установленных на транспортных средствах (Приказ Минтранса 13.02.2013 г. № 36, (Глава V п.81, 82).

Такое требование отражено в Приказе Минтранса №273 от 21.08.13 г. «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами». В заключение статьи советуем в каждом конкретном случае подходить к вопросу, оценивая свою ситуацию.

Так или иначе, но тахограф должен установить любой частник. Перед тем как выбрать нужный вариант, следует просчитать затраты, узнать об устройствах с максимально стабильными характеристиками.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть