В каких случаях использовать и устанавливать тахограф без блока СКЗИ

Характеристики устройства

Как сказано ранее, основным назначением использования блоков СКЗИ в цифровых тахографах является шифрование сведений и сверка цифровой подписки, применимой при снятии информации.

Своей работой криптографический модуль обеспечивает следующие функции:

  1. Сохранность сведений прибора.
  2. Активацию и проверку цифровых подписок.
  3. Привязанность данных к определённому времени и географическим координатам.

Отдельно следует подчеркнуть, что длительность цифровой подписи действует на протяжении 3 лет.

По истечении этого периода, блок подвергается замене или калибровке в специализированных мастерских, перечень которых можно узнать на официальном сайте Министерства транспорта: rosavtotransport.

На какие автомобили нужен тахограф?

Тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств:

  • Автобусы (транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
  • Грузовики тяжелее 3,5 тонн.
Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.

Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы:

  • Троллейбусы;
  • Автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами "Европейского образца";
  • Военные транспортные средства;
  • Автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (полиции, ФСБ, ФСИН и т.д);
  • Автомобили, зарегистрированные в гостехнадзоре (трактора и самоходные машины);
  • Автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);
  • Учебные автомобили, не используемые для коммерческих перевозок;
  • Автомобили, проходящие дорожные испытания.

Обратите внимание, ранее в этом списке также присутствовали автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако с 20 ноября 2017 года эти транспортные средства не входят в список исключений.

Самосвал с тахографом

Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):

  • Автобетононасосы;
  • Автобенотосмесители;
  • Автогудронаторы;
  • Автокраны;
  • Автомобили скорой помощи;
  • Эвакуаторы;
  • Пожарные автомобили;
  • Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;
  • Автомобили для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
  • Автомобили инкассации (для перевозки денег и ценных грузов);
  • Транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
  • Медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
  • Автолавки;
  • Автобусы для ритуальных услуг;
  • Автомобили-дома;
  • Бронированные транспортные средства;
  • Специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений);
  • Грузовики категории С, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов);
  • Специальные транспортные средства;
  • Передвижные лаборатории и мастерские;
  • Передвижные телевизионные студии.

В данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

С какого года нужно заменить

ТС, относящиеся к категории N2, N3, M2 и M3 на основании Приказа Минтранса № 36 от 13.02.2013г. «Утверждение требования к тахографам. Правила пользования, обслуживания и работы прибора», делающего ссылку на приказ № 273 от 21.08.2013г.

С 1 января 2019г. на всех перечисленных автомобилях устанавливаются устройства контроля, оснащённые следующими компонентами:

  1. Карточка.
  2. Датчик движения.
  3. Антенна, принимающая сигналы GPS и Глонасс.
  4. Программное шифровальное средство (блок СКЗИ).
Данное требование прописано в действующем приказе, в гл. I «Общие положения», п.3. Следует добавить, что вводилось оно постепенно и изначально, на момент принятия в силу, действовало только на ТС, применяющиеся для перевозки опасных грузов.

Процедура замены блока СКЗИ и цена. 21.000 руб «под ключ»

Процесс установки устройств на автомобили регулируется вышеназванным Приказом № 273 гл. 1 п. 3, со списком ТС, на которые в обязательном порядке должны устанавливаться данные приборы.

Сведения в ней представлены на основании классификации, предусмотренной законодательством РФ в соответствии с ГОСТом Р 52051-2003 «Классификация механических ТС и прицепов».

Порядок установки устройств регулируется вышеупомянутыми ФЗ № 99 от 04.05.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением № 313, а сам процесс выполнения работ и сопутствующая документация прописаны в виде инструкции в Приказе № 36.

После того как на автомобиль будет установлен соответствующий прибор, мастер обязан выдать заказчику-собственнику ТС следующий пакет документации:

  1. Паспорт тахографа.
  2. Копию документа, удостоверяющего соответствие контроллера условиям установки в соответствии с Техрегламентом Таможенного Союза 018/2011 с корректировками, внесёнными 11.07.2016г.
  3. Копия сертификата, о совместимости электромагнитного клапана системы, подтверждённого ГОСТом Р 41.10-99 «Единообразные предписания, затрагивающие утверждения к ТС…», являющемся идентичным «Правилам ЕЭК ООН № 10».
  4. Сертификат соответствия с указанием следующих сведений:реквизиты мастерской, устанавливающей устройство:
    • информацию об оборудовании, применяющемся для калибровки (тарировки);
    • сведения, касающиеся выполненных работ: возможные отклонения, погрешности в показаниях, скоростные отличия, несоответствие пробега;
    • совместимость оптимальных характеристик, обнаруженных в процессе работ.
Говорить о большом разбеге в стоимости устройств не приходится, объясняется это тем, что деятельность находится под контролем ФСБ России. Потому, по стране практически не наблюдается больших отклонений.

В дополнение следует подчеркнуть, что некоторые модели собственник ТС приобрести не сможет, так как для этого требуется лицензия ФСБ на осуществление данной деятельности.

Из таких модификаций, наиболее распространённых на территории РФ, можно отметить следующие:

  1. «Штрих Тахо RUS».
  2. «DTCO» 3283.
  3. «EFAS V2 RUS».
  4. «КАСБИ DT-20М».
  5. «ТЦА-02НК».
  6. «Меркурий ТА-001».
  7. «Drive 5».

Средняя стоимость приведена в таблице ниже. Отдельно следует добавить, что все модели новые, так как реализация устройств с блоком СКЗИ б/у не допускается.

Модуль устанавливается для определённого ТС и демонтируется вместе с ним, в соответствии с приказом № 36 гл. V, в которой говорится, что в случае смены собственника или утилизации автомобиля, устройство должно быть демонтировано в специализированных мастерских.

Таблица 1. Стоимость тахографов с установкой.

 Модель Страна производстваИнтрефейсЦена, руб.
 Штрих Тахо RUS Россия СКЗИ 38 000
 VDO DTCO» 3283 Германия СКЗИ 48 000
 EFAS V2 RUS Россия СКЗИ 35 000
 КАСБИ DT-20М Россия СКЗИ 36 000
 ТЦА-02НК Россия СКЗИ 34 000
 Меркурий Т-001 Россия СКЗИ 35 500
 Атол Драйв 5 Россия СКЗИ 38 000
 SE 5000США ЕСТР 52 000
 EFAS-4 Россия ЕСТР 37 500
 Continental VDO DTCO 1381 Германия ЕСТР 40 500

В качестве примерного ознакомления, в таблице представлены сведения о стоимости устройств, предназначенных, как для использования на российских дорогах, так и для европейских (ЕСТР).

Для того чтобы узнать более точные сведения, необходимо обращаться непосредственно в мастерские конкретного региона, перечень которых размещён на официальном сайте Министерства Транспорта: tachograph-control.
Транспортные средстваСрок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских1 июня 2014
Пригородные автобусы1 июня 2018
Городские автобусы1 июня 2019
Грузовики для перевозки опасных грузов1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ1 января 2018

— демонтаж тахографа

— деактивация старого блока

— демонтаж старого блока

— монтаж нового блока СКЗИ/НКМ

— активация нового блока СКЗИ/НКМ

— монтаж тахографа с новым блоком СКЗИ/НКМ

— калибровка (тарировка) тахографа

Внимание! Некоторые мастерские указывают на сайтах только стоимость блока СКЗИ, без учета стоимости всех регламентирующих услуг.

Уже в процессе работы клиент узнает про множество необходимых «дополнительных услуг» и в итоге часто вынужден платить вдвое больше изначально объявленной цены.

У нас все честно — без «сюрпризов», скрытых доплат и лишних расходов. Конечную цену гарантируем!

  • деактивация прежнего или неисправного блока
  • демонтаж прежнего блока и передача на хранение владельцу в течение года
  • установка нового блока СКЗИ
  • активация нового блока СКЗИ
  • калибровка тахографа
  • выдача документов
Цена блока СКЗИ для тахографа 16 500 руб. В комплексе с работами по замене, активации и калибровке (настройке тахографа) всего 21.000 руб, включая сам прибор.

Для активации блока СКЗИ при замене информация отправляется в ФБУ Росавтотранс для получения необходимого электронного сертификата, и передаче информации о выводе прежнего блока из эксплуатации. Все манипуляции происходят с помощью карты мастерской и специализированного АРМ и ПО.

Для упрощенного понимания можно сказать что это одно и то же.

СКЗИ — «Средство криптографической защиты информации». Информация записываемая СКЗИ особым образом шифруется и не поддается корректировке.

Памятью системы является модуль — НКМ («Навигационно-Криптографический Модуль»). Это запоминающее устройство и как уже говорилось стереть или модифицировать, каким либо образом, записанную на нем информацию невозможно.

В памяти «зашита» информация о ТС (марка, модель, VIN, гос.номер) и данные его владельца (название организации, адрес, ИНН, ОГРН). После активации СКЗИ эту информацию также невозможно изменить – сделано это для того чтобы тахограф использовался только на занесенном в память при активации автомобиле и не мог беспорядочно переставляться с одного авто на другой, без замены НКМ.

Замена блока СКЗИ тахографа

В автомобилях используемых для международных перевозок установлен другой стандарт хранения данных (ЕСТР). Используются устройства европейского образца и блок криптозащиты в них отсутствует

Нужен ли тахограф на самосвал?

Самый популярный тип грузовиков, задействованный в строительных работах, - это самосвал. Рассмотрим, нужен ли тахограф на самосвал Камаз.

С одной стороны, если самосвал используется строительной компанией, возводящей жилые дома, то тахограф ему однозначно нужен.

С другой стороны, если Камаз используется для коммунального хозяйства, то у его владельца возникают обоснованные вопросы. Можно ли не не устанавливать тахограф в этом случае?

Обратите внимание, сотрудники ГИБДД во многих регионах трактуют приведенный выше список исключений следующим образом. К автомобилям для коммунального хозяйства и содержания дорог относятся только транспортные средства, имеющие специализированное предназначение. То же самое касается автомобилей для обслуживания газовых и нефтяных скважин.

В соответствии с этой трактовкой ГИБДД не требует устанавливать тахографы, например, на автомобили, оборудованные щетками для очистки дорог. Однако на самосвалы, используемые в коммунальном хозяйстве, ГИБДД требует ставить тахографы и накладывает штрафы за их отсутствие.

Как оформить карту СКЗИ к тахографу

Любой водитель ТС, относящихся к действию Приказа Минтранса № 273 от 21.08.2013г. «Утверждение порядка установки тахографов на ТС», должен знать, как пользоваться устройством и именной картой, оформленной на его имя.

В данном случае, следует учитывать, что предназначенная для устройств ЕСТР не подойдёт к моделям, работающим с криптозащищёнными блоками, и наоборот. Аналогичная ситуация касается и карт, предназначенных для предприятия (тахокарт).

С их помощью можно оперативно ответить на большинство интересующих собственника ТС вопросов:

  1. Соблюдения водителем РТО.
  2. Техники вождения в соответствии со скоростными режимами.
  3. Определить местонахождение авто в любое время суток и выявить возможное отклонение от заданного маршрута.
  4. Уточнить количество вынужденных остановок с целью ремонта обнаруженных неисправностей машины.

Вопрос, затрагивающий тему: где её получить, можно решить посетив, сайт компании, имеющей лицензию Минтранса на осуществление данного вида деятельности tahokard.

Здесь появляется возможность оформления любой категории карточек, предназначенных для работ с современными моделями тахографов, ознакомиться с которыми можно далее:

  1. Карта водителя (СКЗИ – 2 500 руб., ЕСТР – 3 100 руб.).
  2. Карта предприятия (СКЗИ – 2 100 руб., ЕСТР – 4 200 руб.).
  3. Карта мастерской (СКЗИ – 2 100 руб., ЕСТР – 4 200 руб.).
Наличие той или иной карты необходимо для определённых групп лиц, сталкивающихся с обслуживанием тахографов.

С их помощью можно своевременно и быстро ответить на часто задаваемые вопросы, касающиеся эксплуатации устройств о которых говорилось ранее и ряда других:

  1. Как узнать регистрационные данные.
  2. Определить срок действия выполненной калибровки.

Необходимо добавить, что при возникновении вопроса, касающегося того, как разблокировать карту, решение заключается во вводе пук-кода, указанного в конверте, в котором она была помещена на момент первичного получения. Если он утерян, следует обратиться в компанию, выдававшую её.

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября 2019 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Таким образом, с 1 ноября 2019 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Существует ряд причин для проведения замены.

По сроку — срок службы модуля НКМ («памяти») три года (36 месяцев) с момента активации — период действия «электронного ключа».  За это время память блока подходит к концу и места для записи новой информации уже не хватает, записанная ранее не стирается.

блок СКЗИ/НКМ меняют при смене собственника ТС или номера автомобиля.физическое повреждение контрольного устройства.

По истечении срока действия система заблокирует работу тахографа, и как следствие дальнейшее использование тахографа будет считаться как работа с неисправным или отсутствующим прибором. Далее опять штрафы.

Поверка, калибровка или тарировка устройств должны осуществляться за счёт собственников ТС, в специализированных мастерских, имеющих лицензию ФСБ на осуществление данной деятельности.

Такая информация указана в основном документе, регламентирующем эксплуатацию и обслуживание приборов: в Приказе Минтранса № 36.

Если быть более точным, то все необходимые сведения можно найти в пр. 4 «Условия обслуживания приборов, устанавливающихся на ТС», в п. 6 есть запись о том, что калибровка должна осуществляться 1 раз в 3 года или чаще.

Осуществляется в случае возникновения следующих ситуаций:

  1. Диаметр ведущих колёс был изменён в любую сторону.
  2. Осуществлялся ремонт или доработка прибора учёта.
  3. Был заменён криптографический блок.
  4. Нарушена целостность пломб или корпуса.

Таким образом можно определить, что тарировка может осуществляться в виде 3 различных категорий:

  1. Первичная.
  2. Плановая.
  3. Внеплановая.

Любое нарушение, связанное с несоблюдением сроков осуществления поверки наказывается штрафом в соответствии со ст. 11.23 КоАП РФ «Управление транспортным средством или выпуск его на линию для транспортировки грузов или перевозки пассажиров без средства технического контроля» п. 1 «…тарировка просрочена или не выполнялась».

Величина финансового наказания будет зависеть от того в отношении кого она применяется:

  1. Для физлиц от 1 до 3 тысяч руб.
  2. Для должностных от 5 до 10 тысяч.
Необходимо подчеркнуть, что выезд ТС, оборудованных тахографами НКМ за пределы РФ не допускается.

В этом случае требуется наличие устройства, отвечающего требованиям европейского соглашения собственников ТС, занятых в международных перевозках. Поэтому, эксплуатация приборов с СКЗИ допускается только для внутренних рейсов.

Почему обязательно менять блок СКЗИ?

Начиная со 2 марта 2018 года использование аналоговых тахографов не допускается. Их нужно заменить на цифровые, имеющие в своем составе блок СКЗИ.

В этом случае блок СКЗИ заблокирует работу тахографа, что сделает невозможной коммерческую эксплуатацию транспортного средства. За работу без тахографа действующее законодательство предусматривает крупные штрафы как для водителей, так и для должностных лиц.

Срок работы СКЗИ составляет три года с момента его активации (предусмотрено производителем). Таким образом, собственник транспортного средства, ровно через три года после установки тахографа на автомобиль, согласно действующему законодательству, при плановой калибровке тахографа обязан произвести замену блока СКЗИ.

По истечении срока работы СКЗИ сигнальная информация об этом выводится на жидкокристаллическое табло тахографа (предусмотрено производителем). В случае, если ваше транспортное средство остановит сотрудник ДПС или проверит транспортная инспекция (так как сформирована единая база активизированных тахографов), есть большая вероятность, что данный тахограф будет признан недействительным и вас обяжут установить новый или, в лучшем случае, произвести замену блока СКЗИ.

Если тахограф вообще не установлен на транспортном средстве, тогда на должностное лицо компании-перевозчика наложат штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей, на водителя — от 1 000 до 3 000 рублей, а с юридического лица взыщется от 15 000 до 30 000 рублей.

В состав замены СКЗИ входят следующие услуги.1. Демонтаж тахографа. Питание устройства отключают, его изымают и передают в кабинет, оборудованный для активизации НКМ.2. Деактивация СКЗИ. Процесс передачи данных о прекращении работы НКМ и его замены на сервер ФБУ «Росавтотранс».3.

Замена блока СКЗИ.4. Активизация (активация) блока СКЗИ. Процесс проверки, внесения и передачи данных о транспортном средстве на сервер ФБУ «Росавтотранс».5. Монтаж тахографа, пломбировка соединений.6. Калибровка цифрового тахографа. Включает в себя несколько этапов: настройку, юстировку и поверку.

Стоит обратить внимание на то, что при замене СКЗИ мастерская должна выдать вам паспорт на блок НКМ (блок СКЗИ) с отметкой о прохождении первичной поверки и заполнить формуляр соответствующей формы. Замену СКЗИ может производить исключительно мастерская по тахографам имеющая на данный вид деятельности лицензию ФСБ России.

Блок СКЗИ в тахографе, его назначение, нормативное регулирование

Несмотря на и без того почти стопроцентную невозможность незаметно вмешаться в работу прибора, российские законодатели решили пойти еще дальше и издали новую норму (Приказ Минтранса №36 от 13 февраля 2013 года), согласно которой транспортные средства, выполняющие рейсы на территории Российской Федерации, должны быть дополнительно оборудованы блоком СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Другое название — НКМ (навигационный криптографический модуль).

Блок СКЗИ (НКМ) тахографа — это небольшой корпусный элемент (прямоугольная коробочка) с интерфейсным выходом и разъёмом для подключения антенны, для работы с сигналами глобального позиционирования ГЛОНАСС, который монтируется в верхнюю часть тахографа.

Встает закономерный вопрос, для чего нужен блок СКЗИ в тахографе? Основное назначение этого модуля — шифрование данных и идентификация цифровой подписи.

Защита данных в этом случае максимальная, что позволяет использовать их в качестве доказательств в различных спорных ситуациях: при разборе ДТП, в суде и пр.

Отдельно его приобрести и установить невозможно, придется покупать новый тахограф с уже предустановленным модулем СКЗИ.

С 1 января 2018 г. вопрос, какой тахограф ставить — с СКЗИ или без, уже не стоит: все автомобили, участвующие в коммерческих перевозках на территории России, должны иметь на борту прибор с СКЗИ. Исключение составляют только автобусы и грузовые автомобили, занятые в международных перевозках: они должны быть оснащены тахографами европейского типа.

Штрафы за отсутствие СКЗИ

Штрафы за отсутствие тахографа подробно рассмотрены в отдельной статье. Их размеры:

  • 3 000 - 5 000 рублей - для водителя.
  • 7 000 - 10 000 рублей - для должностного лица.
  • 15 000 - 25 000 - для индивидуального предпринимателя.
  • 20 000 - 50 000 - для юридического лица.

Согласно п.11.23 КоАП РФ, управление транспортным средством, оснащенным тахографом без блока НКМ, приравнивается к управлению ТС с неисправным или отсутствующим контрольным устройством:

  • Штраф для водителя – от 1 до 3 тыс. руб.,
  • Штраф для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. руб.

Если Вы не хотите регулярно подвергаться подобным штрафным санкциям со стороны сотрудников ГИБДД, важно своевременно заменить тахограф или дооснастить имеющееся контрольное устройство блоком СКЗИ.

Гарантийная сервисная мастерская «Тахограф Мастер» предлагает установку и обслуживание тахографов полностью соответствующих требованиям действующего законодательства, услуги по монтажу, поверке, калибровке и ремонту тахографов.

Наши преимущества – наличие разрешительных документов, короткие сроки исполнения обязательств по договору, большой опыт установок контрольных устройств на различные виды транспортных средств, и демократичные цены.

С 1.01.2018 г. эксплуатация автомобиля с тахографом без СКЗИ приравнивается к вождению без прибора. Если вы осуществляете перевозки по территории РФ, то у вас должен стоять тахограф с СКЗИ.

Штраф за отсутствие блока СКЗИ тахографа такой же, как и в случае управления автомобилем с неисправным прибором, или без карты и т. п. и составляет от 1 до 3 тысяч рублей.

По оценкам некоторых аналитиков, владение автомобилем с тахографом с СКЗИ настолько экономически невыгодно, что может привести к банкротству предприятия. Отсюда возникает естественная потребность найти какой-то выход из ситуации.

Каждый раз платить штрафы — тоже накладно. Единственный законный выход: оформить международную лицензию на перевозки, установить тахограф ЕСТР, забыть про страшное СКЗИ и ездить по территории РФ, не нарушая закон.

Удачных поездок!

Введена ли отмена тахографов до 2019 года?

Среди водителей часто можно услышать мнение, что тахографы отменили до 2019 или 2020 года. Судя по всему, это связано с непроверенными публикациями в средствах массовой информации. В настоящее время установка тахографов является обязательной, а все исключения перечислены в рамках данной статьи.

Если у Вас остались вопросы по поводу установки тахографа на транспортные средства, напишите их в комментариях.

Удачи на дорогах!


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть