Разрешен ли обгон на перекрестке по ПДД{q}

В каких случаях маневр допустим

Чтобы безопасно проехать перекресток и произвести на нем обгон необходимо соблюдать следующие правила:

  • перед подъездом к пересечению дорог водитель должен, ориентируясь на дорожные знаки, сигналы светофора или регулировщика, определить очередность движения и возможность совершения обгона;
  • если дорожная ситуация и действующие на перекрестке правила позволяют выполнить маневр, то необходимо включить левый указатель поворота, помогающий предупредить иных участников дорожного движения о совершении маневра;
  • следующий этап – опережение автотранспорта;
  • далее водитель обязан включить правый указатель поворота для обозначения маневра возврата в «свою» полосу движения и осуществить перестроение, не создавая помех для других транспортных средств.

Процесс обгона обязательно должен сопровождаться определенными действиями. Причем все таковые обозначены в законодательстве, в Правилах дорожного движения – которые утверждены.

Основные и наиболее существенные моменты которые нужно выделить особо:

  • п. 8.1 ПДД – перед началом осуществления процесса движения необходимо будет водителю подать соответствующие световые сигналы поворотниками либо рукой через окно – если светосигнальные устройства на авто по какой-то причине не работают;
  • при осуществлении маневра не должны создаваться аварийные ситуации, а также помехи остальным участникам дорожного движения;
  • п. 11.2 ПДД достаточно точно и подробно описывает перечень ситуаций когда процесс обгона попросту не может быть осуществлен:
    • если транспортное средство которое движется впереди уже начало объезд либо обгон, процесс перестроения либо другой маневр;
    • движущееся впереди транспортное средство осуществляет поворот по ходу движения обгоняющего;
    • следующее за водителем транспортное средство уже начало осуществлять процесс обгона.

Сам водитель по завершению обгона при перестроении на «свою» полосу не должен создавать помех. Важно помнить о необходимости осуществлять процесс обгона в соответствии с обозначенными выше правилам. В противном случае вероятно ДТП.

Очень важно следить за разметкой, а также сигналами светофора. Зачастую причиной ДТП становится не злой умысел и попытка намеренно нарушить правила дорожного движения.

А банальная невнимательность самого водителя. Не стоит садиться за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо при наличии проблем со здоровьем.

Важно отметить, что сам по себе обгон на перекрестке либо через сплошную и некоторые иные виды разметок подразумевает лишение прав.

Как следствие – лишение водительского удостоверения на более длительный срок. Аналогичным образом дела будут обстоять с употреблением наркотиков.

Правила дорожного движения предусматривают лишь 2 ситуации, когда обгон допускается — если ваш автомобиль передвигается по главной дороге или светофор на пересечении отсутствует.

При этом важно учитывать, что подобные зоны для проезда находятся вне городской черты.

Перед тем, как обгонять другой автомобиль, водитель обязан тщательно осведомиться в отсутствии других транспортных средств на сопутствующей движению полосе.

ВНИМАНИЕ! Для многих зеленый свет означает движение по главной дороге, однако это не так. Если пересечение регулируется, на нем нет главной и второстепенной дорог.

Горячая линия с автоюристом.
Совершать действие объезда тихоходного или медленно едущего автотранспорта нормами ПДД не разрешается, если перекрёсток регулируемый, и возникает риск заезда на встречную полосу.

Поэтому рассмотрим порядок обгона на тех, перекрёстках, которые называются – нерегулируемые, и для тех автомобилистов, которые перемещаются по главной дороге.

Обгонять следует по следующим рекомендациям:

  1. Водитель обязан немного сбавить скорость перед развилкой.
  2. Им определяется приоритет для того потока движения, которому он дается Правилами.
  3. После этого необходимо включить поворотник с той стороны, куда будет поворачивать машина для обгона (чаще всего это левая сторона) – предупредить других автомобилистов сигнальными огнями, что вы собираетесь совершить обгон.
  4. Совершается непосредственно сам маневр, выключается поворотный сигнал.
  5. Начинать съезжать со встречной полосы в свой ряд следует только тогда, когда обгоняемый автомобиль будет отражаться в зеркале заднего просмотра.
  6. Возврат в свой ряд на свободное место, которое образовалось впереди машины, которую обгоняли.
Нужно отметить, что перекрёстки могут быть разными еще и по приоритетности движения на той или иной дороге, что сходятся в перекрестии.

И, наоборот, следует удостовериться, что нет помехи слева, если требуется делать обгон с левой стороны.

Прежде чем приступать к вопросу о правилах обгона на нерегулируемом перекрестке следует разобраться с основными терминами.

Нерегулируемым считается перекресток, на котором отсутствует светофор или регулировщик или светофор работает в режиме мигания желтого сигнала.

Перекресток, на котором отсутствует регулирование движения, может быть:

  • равнозначным, то есть водители, движущиеся в разных направлениях, имеют одинаковые преимущества относительно друг друга. Проезд таких перекрестков производится по правилу «право руки», то есть приоритет имеет тот водитель, который находится справа;
  • неравнозначным. Такие перекрестки оборудуются знаками «Главная дорога» и «Уступи дорогу». Проезд осуществляется в соответствии с установленными знаками.

Обгоном признается опережение одного или нескольких автотранспортных средств с выездом на встречную полосу и последующим возвратом в свою полосу.

Можно ли совершать обгон на перекрёстке

Обгон выполняется в соответствии с пунктами 11.1 – 11.4 правил движения, которыми регулируются:

  • необходимость убедиться в отсутствии опасности при выполнении маневра;
  • ситуации, при которых обгон запрещается;
  • перечень мест, на которых запрещено выполнять обгон.
    Несоблюдение правил движения, в том числе и правил выполнения обгона на нерегулируемых перекрестках может привести к ДТП, и как следствие:
  • получению повреждений движимого имущества;
  • причинению вреда жизни или здоровью пассажиров и пешеходов.

Основными причинами возникновения дорожных аварий при обгоне на нерегулируемом перекрестке являются:

  • не использование световой сигнализации при совершении каких-либо маневров. Как правило, к аварийной ситуации приводит не включение сигнала поворота на обгоняемом автомобильном транспорте. В такой ситуации, водителю невозможно предугадать действия иного водителя, а резкое перестроение для поворота приводит к столкновению;
  • неправильное восприятие расстояния между автомобилем, совершающим обгон и автомобилем, движущимся навстречу. При совершении обгона следует учитывать не только расстояние, но и скорость движения обоих автотранспортных средств, так как именно от скорости зависит промежуток времени, который можно использовать для безопасного совершения маневра;
  • совершение двойного обгона, то есть автомашину, которая уже совершает обгон, пытается обогнать другое транспортное средство;
  • несоблюдение дистанции между автотранспортом, движущимся в одном направлении. Резкое торможение, например, для перестроения, может привести к столкновению с автомобилем, движущимся в попутном направлении.

Какие бывают развязки

Перекресток – это место пересечения автомобильных дорог.

Все перекрестки в населенном пункте или вне его пределов подразделяются на две большие группы:

  1. Регулируемые перекрестки – это пересечения (ответвления или примыкания) дорог, движение на которых регулируется с помощью светофора или регулировщика;
  2. Нерегулируемые перекрестки – это пересечения (примыкания и ответвления соответственно) дорог, на которых очередность проезда определяется водителями самостоятельно (светофоры или регулировщики отсутствуют).

Нерегулируемые перекрестки в свою очередь так же подразделяются на два вида. Именно от этого вида и зависят правила их проезда:

  • неравнозначный (перекресток, на котором одна дорога является главной, а вторая – второстепенной). Приоритетность проезда на таком перекрестке определяется на основании установленных дорожных знаков. Преимущественное право движения в этой ситуации имеют автомототранспортные средства, движущиеся по главной дороге, которая оборудована следующим знаком:
  • пропустить автомашины должен водитель, движущийся по второстепенной дороге, то есть тот, у которого при подъезде к перекрестку стоит знак «Уступи дорогу»:
  • указанные знаки могут быть заменены на иные знаки, на которых главная дорога обозначается черной линией, имеющей большую ширину.
  • равнозначными, то есть все дороги, которые сходятся на пересечении являются одинаковыми по значению, а не разделяются на главную и второстепенную.
Выезд на встречную

Проезд на таких перекрестках определяется на основании правила «правой руки», то есть приоритет движения принадлежит автомобильному транспорту, который располагается с правой стороны от другого транспортного средства.

Перекресток так же можно считать нерегулируемым, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • установленный светофор не работает по каким-либо причинам;
  • светофор работает в режиме моргающего желтого света;
  • имеется регулировщик, но он не подает никаких сигналов водителям.

Разрешен ли обгон на т-образном перекрестке

Если рассматривать основное правило ПДД об обгоне на перекрестках пункта 11.4, то маневр запрещен:

  • на нерегулируемых перекрестках;
  • на регулируемом перекрестке, но на равнозначных дорогах – в данном случае имеется в виду установленные светофоры;
  • на регулируемом перекрестке при движении автомобиля на второстепенной дороге.
Дорога подразделяется на второстепенную и главную. У главной дороги несомненное преимущество. Поэтому и обгон, что следует из правил дорожного движения также разрешен – штрафа в данном случае не последует, потому как водитель прав.

Главная дорога обозначается соответствующим дорожным знаком, который водители могут рассмотреть на перекрестке по характерной форме – перевернутому треугольнику.

Из всех вышеописанных ситуаций напрашивается вывод – обгон разрешён только на главной дороге при отсутствии пешеходных переходов, переездов через пути железных магистралей или запрещающего знака. Правило не распространяется на машины, которые выезжают на главную дорогу со второстепенной.

Обгон запрещен при движении по второстепенной дороге
Приоритет в любом случае за магистралью. Стремясь выехать из-за поворота и обогнать сразу идущий по шоссе транспорт, горе-водители создают аварийные ситуации – в спешке они могут не заметить авто, начавшее обгон или приближается к развилке с противоположного направления.

Разрешается обгон и на круговом перекрёстке. Установка светофоров здесь не предусмотрена, а значит, он относится к разряду нерегулируемых. Круг здесь – главная дорога, а съезды с него – второстепенные.

Повышенный приоритет с правом обгона закреплён за автомобилями экстренных служб. Водители обязаны уступить дорогу транспортному средству с активированными проблесковыми маячками. Исключение – железнодорожные переезды, если поезд уже показался в зоне видимости транспортных средств.

Для начала необходимо определиться с тем, чем обгон отличается от опережения. Некоторые водители путают эти два понятия и зачастую не могут разобраться в том, какой именно маневр они совершают.

Обгон – это опережение транспортного средства, которое движется перед автомобилем. Но обгон всегда сопряжен с выездом на встречную полосу и последующим возвратом в свою полосу.

Перед началом обгона необходимо убедиться:

  • что разметка на дороге позволяет провести данный маневр;
  • что на полосе встречного движения нет автомобиля, который помешает проведению маневра;
  • что скоростной режим на этом участке дороги позволяет осуществить обгон.
После того как автомобиль, следующий с меньшей скоростью, остался позади, водитель обязан вернуться в свою полосу. В Правилах Дорожного движения вопрос обгона регламентирован в ст. 11

Также если водитель начал маневр обгона и увидел:

  • запрещающий знак «Обгон запрещен»;
  • удлиняющиеся полосы прерывистой разметки;
  • встречный автомобиль.

В любом из этих случаев водитель обязан сбросить скорость и вернуться в свой ряд не завершив маневр.

Проанализировав описанные ситуации, любой водитель понимает, что обгон более опасный маневр и требует человека за рулем неукоснительного соблюдения правил.

Если мы говорим именно об опережении транспортного средства, без выезда на встречку, то подобный маневр разрешен на любом перекрестке.

Если говорить именно об обгоне, то на регулируемом перекрестке такой маневр запрещен.

Законодатель оказался весьма скуп на слова, регламентируя вопрос обгона на перекрестке. В п. 4 ст. 11 ПДД сказано что обгон запрещен на нерегулируемых перекрестках при движении по второстепенной дороге и на регулируемых перекрестках.

Но если дорога состоит из двух полос в каждом направлении и автомобиль в левом ряду обгоняет машину двигающуюся по правому, то этот маневр считается опережением. А значит он разрешен на регулируемом перекрестке.

Обгон на перекрестке по главной дороге через сплошную прямо запрещается правилами дорожного движения. Стоит предварительно ознакомиться со всеми разделами ПДД прежде, чем свершать выезд на дорогу.

Не менее осторожным необходимо быть при движении на трассе. Так как почти всегда процесс движения по таковой сопровождается большой скоростью.

Соответственно, ДТП во многих случаях просто смертельно. Особенно если имеет место обгон. Самые страшные ДТП имеют место как раз в случае, когда присутствует обгон и столкновение осуществляется лоб в лоб.

Именно поэтому необходимо предварительно ознакомиться со всеми нюансами, тонкостями такового маневра, как обгон.

Отдельно стоит отметить, что наказание за подобное нарушение достаточно сурово. В ряде случаев подразумевается даже лишение водительского удостоверения. Но стоит заметить, что сам процесс обгона часто путают с обычным опережением.

Сам процесс обгона характеризуется следующими действиями:

  • включение поворотника – сигнализирующего о начале осуществления маневра;
  • перестроение на полосу встречного движения;
  • после осуществления опережения автомобиль возвращается на основную свою полосу.

Причем наличие всех обозначенных выше признаков для классификации обгона строго обязательно.

Важные моменты касательно осуществления обгона изучить водителю которые нужно будет заранее:

  • в населенном пункте;
  • вне населенного пункта;
  • на регулируемом перекрестке;
  • на нерегулируемом перекрестке.

В населенном пункте

На дорожном полотне населенного пункта каких-либо особых правил не существует. Действуют стандартные – которые допускают либо наоборот, запрещают осуществлять процесс обгона в каких-либо конкретных местах.

Важно хорошо знать правила дорожного движения. Это позволит не допустить многих проблем. В первую очередь штрафов, а также ДТП – которые влекут за собой серьезные финансовые последствия.

К основным правилам безопасного обгона можно отнести:

  • необходимо оценить скорость автомобиля, который движется впереди;
  • также важно проверить, насколько далеко находиться автомобиль на встречной полосе движения;
  • само дорожное покрытие также должно быть внимательно оценено водителем – так как на влажном, скользком велика вероятность потери управления;
  • важно адекватно оценивать динамическое возможности собственного автомобиля.
При этом в населенных пунктах, в городе нужно быть особенно внимательным при обгоне. Так как вероятность появления пешехода на дороге выше чем вне пределов населенного пункта.

Обгон вне пределов населенного пункта с выездом на встречную полосу движения осуществляется также стандартным образом. Необходимо действовать стандартным образом.

Также важно отметить, что сам процесс обгона не должен осуществляться на перекрестках либо в других местах, в которых это не допускается.

Причем за определенные нарушения предполагается не только штраф, но и полное лишение водительского удостоверения.

На регулируемых перекрестках обгон запрещен в первую очередь. За подобное нарушение полагается штраф, а также лишение водительского удостоверения на длительный период времени.

Имеются некоторые тонкости, особенности – непосредственно связанные с разметкой – которая имеет место в конкретном месте.

На нерегулируемом

Не допускается осуществление обгона на нерегулируемом перекрестке при движении по главной и второстепенной дороге. Полный перечень ситуаций когда обгон вообще запрещен, обозначается в п. 11.4 ПДД.

Соответственно, обгон будет запрещен и при движении по второстепенной дороге. Стоит заметить, что штраф, налагаемый ГИБДД, достаточно велик. Но при это гораздо серьезнее последствия в случае ДТП если таковое будет иметь место.

Достаточно часто случается, что при обгоне имеет место столкновение с движущейся по встречной полосе машиной. В таком случае процесс столкновения приведет к неминуемым жертвам. Особенно на скорости более 60 км/ч.

Итак, можно ли совершать обгон на нерегулируемом перекрестке. Правилами движения установлено, что:

  1. Обгон запрещается в следующих ситуациях:
    • автотранспорт, движущийся впереди, уже выполняет или намеревается (включил сигнал поворота) совершить обгон, то есть двойной обгон запрещен;
    • автомобиль, движущийся сзади, уже приступил к выполнению маневра;
    • автомобиль, совершающий обгон, не имеет возможности беспрепятственно (не создавая помех иным автотранспортным средства) вернуться на свою полосу движения.
  2. Обгон запрещен в следующих местах:
    • на перекрестках, являющихся регулируемыми;
    • на нерегулируемых перекрестках при движении автомототранспорта по второстепенной дороге;
    • на переездах с железнодорожными путями;
    • за 100 м до железнодорожного переезда;
    • на мостах;
    • на путепроводах;
    • на эстакадах (и под эстакадами);
    • в тоннелях;
    • в любых местах при недостаточной видимости;
    • в конце подъема на мост, эстакаду, путепровод и так далее;
    • на участках с опасными поворотами дороги.

Таким образом, обгон на нерегулируемом перекрестке запрещается правилами только в одном случае – при движении автотранспортного средства по дороге, не являющейся главной. Остальные ситуации рассмотрим более подробно.

В каких случаях разрешен, в каких нет

Прежде чем разбираться с правилами обгона на перекрестках, необходимо определить, что именно называется обгоном.

В соответствии с правилами движения обгон – это опережение движущегося впереди автомототранспортного средства с выездом на встречную полосу и обратным возвращением в занимаемую ранее полосу.

Правилами движения регулируются правила проезда перекрестком и правила совершения обгона.

В соответствии с пунктом 11.4 ПДД обгон на перекрестке можно совершить только в одной ситуации – при пересечении нерегулируемого перекрестка, если автомобильный транспорт движется по главной дороге.

В населенном пункте

Процесс обгона и вообще использование транспортного средства достаточно подробно освещается в специальных законодательных нормах.

Именно поэтому прежде, чем осуществлять эксплуатацию автомобиля, следует не просто обучиться вождению. Но внимательно ознакомиться со всеми правилами. Только после этого стоит использовать ТС.

Основные вопросы касательно использования автомобиля при обгоне обозначаются в следующих нормативно-правовых документах:

  • Постановление Правительства №1090 от 23.10.93 г. «О правилах дорожного движения»;
  • КоАП РФ в редакции от 31.12.17 г.

Также существует дополнительный перечень ситуаций, непосредственно связанный с процессом обгона.

Важно заранее проработать все таковые моменты. Только так можно избежать многих проблемных, сложных моментов – все стандартные дорожные ситуации, которые как правило ведут к ДТП, опять же лучше всего предварительно разобрать.

В данном случае водитель черного авто осуществляет обгон синего автомобиля на перекрестке. Движение в данном случае осуществляется одновременно по четырем полосам.

В рассматриваемом случае лишение водительского удостоверения подразумевается для обоих водителей представленных на картинке автомобилей.

Любой перекресток является опасным, поскольку там есть и пешеходы, и автомобилисты, а последние еще и выполняют разные маневры.

И при создании аварийной ситуации или совершении ДТП пострадавших и даже жертв может быть достаточно много. Именно поэтому следует разобраться, можно ли предпринимать обгон на перекрестках.

В некоторых случаях такое поведение водителя действительно допустимо, но только если он движется в определенном направлении и в допустимой ситуации.

Значимую роль в том, можно ли обгонять другие автомобили на перекрестке, играет его тип, а также то, по какой дороге водитель едет.

Кроме того, каждый автомобилист должен понимать, в чем заключается различие между обгоном и опережением, поскольку четкое понимание этого может сохранить ему не только права, но и жизнь.

Следует понимать, что существуют не только перекрестки, но и препятствия на них, в зоне которых совершать обгон попросту запрещено, к примеру, это пешеходные переходы.

Основные понятия

Чтобы разобраться в процедуре обгона на перекрестке и его правомерности, для начала следует ознакомиться с базовыми понятиями.

Они помогут не только понимать, в каких случаях обгонять запрещено, но и возражать полицейскому, который может остановить без имеющихся на то оснований.
ТерминЗначение
ПерекрестокМесто пересечения разных дорог, выполненное на одном уровне. Также, кроме пересечения, дороги могут разветвляться или примыкать друг к другу, при этом ограничен перекресток воображаемыми линиями. Перекрестки бывают регулируемыми и нерегулируемыми, а также имеющими круговое движение или примыкающую дорогу
ОбгонПроцесс опережения транспортного средства, при котором автомобиль делает это с выездом на полосу встречного движения. Предпринимается в несколько этапов и только тогда, когда на встречке нет препятствий
ОпережениеОбгон другого автомобиля без выезда на встречную полосу, который проводится в рамках попутного движения с большей, чем у другого автомобиля скоростью. Расследование ДТП? Такой маневр более безопасен, чем стандартный обгон, поскольку не несет опасности лобового столкновения

Какие виды бывают

В целом присутствует разделение на два типа — регулируемые, которые обслуживаются при помощи регулировщика или светофора, а также нерегулируемые, проезд по которым осуществляется по общим правилам.

По форме и соединению дорог можно выделить:

  • четырехсторонние (встречаются на пересечении двух дорог);
  • Т-образные;
  • Х-образные;
  • в виде буквы У;
  • многосторонние перекрестки (чаще всего круговые).

В большинстве типов перекрестков, кроме кольцевых, разграничения на полосы нет, как не присутствует и разметки.

Поэтому водители самостоятельно выбирают траекторию движения, чтобы попасть в ту полосу, из которой они выехали.

Конкретная информация по поводу проезда перекрестков находится в главе 13, которая состоит из общих правил движения, а также разделяется по регулируемым и нерегулируемым типам.

В частности, сказано о том, что водитель при повороте должен уступать дорогу транспортным средствам, которые пересекают проезжую часть дороги.

Также в ПДД запрещается выезжать на территорию перекрестка, если водитель не уверен в завершении маневра до наступления красного сигнала, то есть, впереди образовалась пробка.

Если водитель все же нарушит правила проезда перекрестков, то для него наступит ответственность по Кодексу об административных правонарушениях.

В его статье 12.13 говорится о том, что будет, если он выедет на перекресток, где образовался затор, а также если не уступил дорогу другим автомобилям.

Обгон же оговорен в статье 12.15, где устанавливается несколько видов наказания, которые используются инспекторами ГИБДД.

Возможность безопасного обгона регулируется пунктами 11.1 – 11.4 Правил движения. А именно:

  • пункт 11.1 устанавливается возможность совершения маневра, если на встречной полосе отсутствую иные участники движения и при выполнении обгона водителем не будет создана помеха впереди идущему автомототранспорту;
  • пунктом 11.2 запрещается «двойной» обгон и обгон в случае создания помех;
  • пункт 11.3 запрещает обгон с применением повышения скоростного режима более установленных для данного участка дороги пределов. Ограничением скоростного режима могут выступать установленные знаки, правила максимальной скорости в населенном пункте (не более 60 км/ч) и за пределами населенных пунктов (не более 90 км/ч). Исключением является движением по автомагистрали (не более 110 км/ч), но автомагистралях, как правило, отсутствуют нерегулируемые перекрестки;
  • пунктом 11.4 приводится подробный перечень мест, в которых запрещено совершать обгон (железнодорожные переезды, мосты, пешеходные переходы и так далее).

В городе автора есть ещё один сложный перекресток. Центральную дорогу пересекает небольшая улица. Перед съездом на главную дорогу с этой улицы по направлению к выезду из города находится железнодорожный переезд с дежурным. С другой же стороны по направлению в центр находится автозаправочная станция.

Согласно действующей редакции правил, приоритет имеют автомобили, которые выезжают на центральную магистраль с небольшой улицы по направлению из города, а также встречный поток транспорта, которые едут дальнейшим маршрутом вдоль железнодорожной ветки или в центр города.

Обгон здесь запрещён из-за наличия железнодорожного переезда и риска возникновения слепой зоны. Также на параллельной путям улице четко обозначен пешеходный переход, который является дополнительным препятствием для совершения обгона.

Обгон на перекрестках в населенном пункте

Именно в форме буквы «Т» перекрестки обустраиваются в том случае, когда для оптимального разъезда машин или для выхода на главную дорогу со стороны какой-то улицы, возможно сделать только одну примыкающую дорогу.

Иногда можно встречается сплошная линия, не дающая выезжающему из-за поворота попадать на главную через встречный поток.

Иногда она может быть пунктирной, и пунктир этот будет располагаться как раз напротив выезда из поворота.

На бесконтрольных перекрестках дорога может быть дополнительной и приоритетной. Основная трасса меняет свое направление. На подконтрольных пересечениях приоритета нет.

Опережать автомобили нельзя при передвижении по второстепенной трассе. В час пик, когда на двухполосной дороге практически все едут в одну сторону и машины движутся в несколько рядов, о главном правиле все забывают.

Обгонять недопустимо по дополнительному дорожному полотну. Ситуация, когда во время утренних пробок, по двухсторонней трассе все ТС передвигаются в одном направлении в 2 ряда.

Выполнять обгон недопустимо при передвижении через пересечение равнозначных дорог. Очень часто в населенных пунктах нет знаков приоритета (ГОСТом это не допустимо), при движении по приоритетному дорожному полотну встречается множество перекрестков с второстепенными дорогами. Но, это не правильно, все перекрестки – равнозначны между собой и обгон невозможен.

Возникающие нюансы

Казалось бы о чем можно поспорить в восьми словах Правил? Рассмотрим три ситуации.

При плотном движении бывает, что ширины дороги достаточно для движения в 3 ряда или просто стерлась разметка на трехполосной дороге. В этом случае движение по логичному среднему ряду осуществляется с выездом на встречную полосу (подробнее в статье «Встречная полоса. Когда можно, когда нельзя«) и при опережении осуществляется обгон на регулируемом перекрестке.

Обгон на перекрестках вне населенного пункта

Вроде бы движение осуществляется по главной дороге и на перекрестке транспортное средство будет также находится на главной дороге, почему же нельзя выполнить обгон в этом случае?

Исходя из этого пункта Правил при изменении направления главной дороги направо, руководствуясь правилами проезда перекрестков равнозначных дорог преимущество имеет транспортное средство, приближающееся справа и относительно этого транспортного средства дорога не является главной и обгон на таком перекрестке запрещен.

Обратная ситуация, главная дорога меняет направление налево и в этом случае в любом случае движение сохраняется приоритет. Тем не менее, как и в предыдущем случае, водители, движущиеся по главной дороге руководствуются правилами проезда перекрестка равнозначных дорог, а на перекрестках равнозначных дорог обгон запрещен. Более того такой маневр является небезопасным.

В заключение можно сделать очень простой вывод: Обгон на перекрестке разрешен только при движении по главной дороге, которая не изменяет направление и при отсутствии иных запретов.

В законодательстве и в практике существует масса нюансов, относящихся к обгону на нерегулируемом перекрестке. О них в этой статье пойдет речь ниже.

Чтобы выполнить обгон правильно, необходимо, прежде всего, произвести его с осторожностью. Перед началом маневра следует быть полностью уверенным, что он будет безопасным. В противном случае рекомендуется от него воздержаться.

Если разрыв не так велик, обгон займет больше времени и пространства и окажется связан с повышенным риском.
Дорога с железнодорожным переездом

После перестроения на встречную полосу следует снизить передачу и как можно сильнее ускориться, чтобы быстрее пройти обгоняемое ТС.

Если обнаружилось, что машина, идущая с противоположного направления по встречной полосе, находится ближе, чем представлялось обгоняющему, рекомендация для него будет неоднозначной.

Когда же он уже заметно продвинулся в опережении, имеет смысл ускориться по максимуму и все-таки проскочить опережаемое ТС, а не тормозить.

Особенно нерационально будет замедляться при обгоне длинной фуры, пытаясь проскочить назад. Водители таких ТС на практике нередко сами тормозят, чтобы дать себя обогнать до столкновения.

Когда обгоняющее ТС находится на встречке впереди обгоняемого, ему можно начинать перестроение в свой прежний ряд.

Перед выполнением маневра включается уже правый поворотник. Необходимо перейти на полосу на своей стороне так, чтобы не создать помех ничьему движению.

Перекрёсток с пешеходными переходами

Допустимость обгона на нерегулируемом перекрестке определяется тем, о каком его варианте идет речь. Также важно, откуда выезжают обгоняющее и обгоняемое транспортные средства.

Спорные ситуации в связи с выполнением маневра «Обгон» чаще всего возникают на нерегулируемом равнозначном перекрестке.

Пересечение таких перекрестков производится в соответствии с правилом «уступи дорогу транспорту, движущемуся с правой стороны» (правило «правой руки»).

Разберем несколько ситуаций:

  1. К равнозначному нерегулируемому перекрестку приближаются два автомобиля, причем каждый из них планирует осуществить поворот налево. Приоритет в движении имеет водитель, у которого второе транспортное средство находится с левой стороны.
  2. Если равнозначный перекресток состоит не только из автодорог, но и трамвайных путей, то в первую очередь приоритет имеют трамваи, и только после этого проезд осуществляется по правилу «помеха справа».
  3. Преимущество в движении так же имеют транспортные средства, принадлежащие службам экстренной помощи (скорая помощь, пожарные автомобили и так далее), если на транспорте работает проблесковый маячок и включен соответствующий звуковой сигнал.

До тех пор пока на перекресте работает исправный светофор он считается регулируемым.

Но в случае поломки светофора и до момента, пока его не починили или на перекресток не вышел регулировщик, данные перекресток будет считаться нерегулируемым. Значит к нему применяются уже другие нормы закона.

Несмотря на то, что по правилам можно обгонять на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге, не стоит забывать о том, что перед перекресток в большинстве случаев нанесена сплошная линия разметки. А по правилам пересекать ее запрещено.

Также светофор может мигать желтым сигналом в случае неисправности. В любом из этих случаев перекресток становится нерегулируемым.

А значит, при отсутствии запрещающих знаков и сплошной линии разметки обгон разрешен, при условии что автомобиль двигается по главной дороге в соответствии со знаками приоритета. Если знаков нет, то дороги считаются равнозначными и обгон запрещен.
Штраф за обгон

Зачастую недобросовестные сотрудники ГИБДД пытаются убедить неопытных водителей в том, что если перекресток оснащен светофором, то он регулируемый.

И вот тут важно стоять на своем, поскольку п. 3 ст. 13 ПДД четко определяет в каком случае перекресток считается регулируемым.

Еще одно заблуждение касается регулируемых перекрестков. Некоторые водители убеждены, что включенный зеленый сигнал светофора приравнен к главной дороге. На деле это не так.

Также если водитель двигается через перекресток где нет знаков приоритета, то данный перекресток считается равнозначным и обгонять на нем запрещено.

Говоря о обгоне на нерегулируемом перекрестке, стоит помнить о том, что обгонять можно только двигаясь по главной дороге. Но зачастую есть перекрестки, где главная дорога идет не прямо, а поворачивает вправо или влево. Как же быть в таком случае, если нет запрещающих знаков и разметки?

Правило здесь действует довольно простое. Если главная дорога поворачивает, то оба участка главной дороги считаются равнозначными. То же правило касается второстепенных дорог.

В этом случае риск ДТП возрастает в раза, поскольку второй водитель, уверенный, что едет по главной, не ожидает обгона.

Узкая дорога

С обгоном на перекрестке по главной дороге возникают спорные моменты между водителями и сотрудниками ГИБДД. Разбирательству подлежат 3 самые распространенные ситуации:

  • первая ситуация заключается с возможностью движения на перекрестке не в 2 ряда, а в 3 – подробно показано на картинке;

Подобные ситуации возникают только при условии, что ширина дороги позволяет сформировать третий ряд, хотя предварительно о нем ничего не говорилось. Также встречаются такие дороги, у которых просто уже затерлась разметка, поэтому водители перестраиваются в средний ряд и осуществляют необходимые им маневры.

Если изначально там подразумевалась сплошная – до светофора – с сотрудниками ДПС придется немало спорить, доказывая свою неосведомленность о типе разделителя. В основном водителю выписывается штраф.

  • вторая ситуация – поворот главной дороги налево;

Представленная картинка указывает на тот факт, что водитель красного автомобиля двигался по главной и по разрешенным правилам совершает обгон.

Но согласно пункту 13.10 ПДД такой перекресток должен расцениваться как пересечение равнозначных дорог, поэтому осуществлять обгон запрещено.
  • третья ситуация – главная дорога меняет траекторию с поворотом вправо.

Здесь также руководствуются выше приведенным правилом ПДД. Водитель красного автомобиля нарушает правило, поскольку перекресток расценивается как равнозначный именно для рассматриваемого маневра.

Трехполосная дорога

Во-первых, в двух последних ситуациях водитель начинает обгон, выезжая с главной дороги. В то же время запрета на тот же маневр на неравнозначных дорогах в правилах нет.

Во-вторых, рассматривая первую ситуацию – с движением в три полосы – водитель также может доказывать свою правоту по результатам отсутствия познания местности и сплошной полосы. Здесь же водитель может привести множество аргументов – не его проблема отсутствие разметки, поэтому можно сделать «скидку».

Несмотря на оба уточнения сотрудник ГИБДД все равно составит протокол с наличием факта нарушения, аргументируя определенными правилами.

Когда запрещен выезд на встречную полосу?

Пункт 11 Правил «Обгон, опережение, встречный разъезд», начиная с части 11.1-11.2 (и далее) отражает все детали запретных зон и участков дорог, где совершать обгоны ни в коем случае нельзя.

СитуацияУчасток дороги
1. Занятая полоса встречного движения, либо своего потока.
2. Большая вероятность создания помех другим участникам.
3. Когда впереди движущаяся машина подала сигнал огнями, что собирается поворачивать влево.
4. Передний автотранспорт делает объезд препятствия или тоже совершает обгон.
5. Следующее за обгоняемой машиной авто начало совершать маневр.
• регулируемый перекрёсток;
• нерегулируемый перекрёсток при движении по второстепенной трассе;
• пешеходный переход;
• ближе чем 100 метров от ж/д переезда;
• мосты, эстакады, путепроводы, а также под ними, тоннели, некоторые набережные (трасса на дамбе реки) и др.;
• крутые подъемы – ближе, чем за 300-600 м (зависит от мощности транспорта и градуса уклона) от конца подъема;
• опасные повороты;
• иные зоны, где очевидно сильное ограничение видимости для водителей.

Обгон запрещается:

  • при любых условиях на регулируемом перекрестке;
  • при любых условиях на нерегулируемом перекрестке, если автомашина движется по второстепенной дороге.

Следует учитывать, что из всех правил есть свои исключения. Так обгон на перекрестке, который не является регулируемым при условии движения по главной дороге, нельзя осуществлять, если:

  • перед перекрестком установлен знак «Обгон запрещен» и действие этого знака распространяется на пересечение дорог (например, с дополнительной табличкой, на которой указывается зона действия дорожного знака);
  • на проезжей части перекрестка нанесена сплошная линия разметки, которая так же запрещает выезд на полосу встречного движения.
Четырехполосная дорога
Дополнительно пунктом 11.2 правил движения устанавливаются следующие ситуации, ограничивающие возможность обгона.

Маневр запрещается выполнять при соблюдении всех иных условий (соответствующая разметка, нерегулируемый перекресток, движение по главной дороге и так далее), если:

  • автомобиль или иной транспортное средство, движущееся впереди, подает сигнал левого поворота или приступил к выполнению обгона иного автотранспортного средства;
  • автомобиль, движущийся сзади, приступил к обгону;
  • на перекрестке недостаточная видимость для совершения маневра «обгон»;
  • в ходе выполнения обгона будут созданы помехи иным автомототранспортным средствам;
  • после обгона нет возможности вернуться в ранее занимаемую транспортом полосу движения (например, при плотном потоке движения автомобильного транспорта).

Указанные правила распространяются исключительно на совершение маневра «Обгон» и не действуют на маневр «Опережение».

Рассмотрим основные ситуации, в которых выезд на полосу встречного движения запрещен.

В этом случае все просто. Независимо от того, есть на дороге разметка и знаки или их нет, выезжать на сторону встречного движения на дороге, имеющей 4 полосы или более, запрещается.

Т.е. на четырехполосных дорогах на встречную полосу разрешено выезжать только в перпендикулярном направлении, если водитель выполняет поворот налево или разворот, не запрещенные дополнительными знаками или разметкой. Выполнение обгона или объезда по встречной запрещены в любом случае.

Дорога имеет разметку, запрещающую выезд на полосу встречного движения. В этом случае независимо от количества полос на дороге (дорога может быть и двухполосной, и трехполосной) выезжать на встречную полосу запрещается.

В этом случае также независимо от количества полос и разметки запрещается выезжать на полосу встречного движения.

Особенность этой ситуации состоит в том, что если дорога двухполосная, то на ней можно выполнить поворот налево или разворот. Что касается обгона, то он запрещен и наказание за выезд на встречную полосу в данном случае очень даже существенное, но об этом речь пойдет ниже.

В данном случае очевидно, что выезд на левую полосу 3-х полосной дороги выполнять запрещается.

На перекрестке недопустим подобный маневр в следующих случаях:

  • при движении машины не по главной;
  • на регулируемых и при выезде с второстепенной дороги на нерегулируемых перекрестках;
  • когда переезд осуществляется через равнозначные полосы.

Подробнее об обгоне можно ознакомиться в разделе №11 техники ПДД.

ОСТОРОЖНО! Если перед перекрестком присутствует сплошная линия, в этой ситуации категорически запрещено ее пересекать с целью опережения другого транспортного средства.

Штраф за выезд на "встречку" в 2019 году

За несоблюдение требований, установленных правилами, водитель подвергается административной ответственности в соответствии с главой 12 Административного Кодекса (КоАП).

За нарушения правила предоставления преимущественного движения при пересечении перекрестка (статья 12.13 часть 2)штраф в размере 1 000 рублей
За взъезд на полосу, предназначенную для встречного автотранспорта или трамвайные пути, если обгон запрещен знаками, разметкой или иными способами (статья 12.15 часть 4). Альтернативным наказанием может являться лишение водительского удостоверения (права управления автомототранспортными средствами) на период от 4 до 6 месяцевштраф в размере 5 000 рублей
За несоблюдение требований, которые устанавливаются знаками или дорожной разметкой (статья 12.16 часть 1)штраф в размере 500 рублей
За не предоставление преимущества при движении автомашин с проблесковыми маячками и включенным звуковым сигналом (статья 12.17 часть 2). Альтернативой административному штрафу может являться наказание в виде лишения прав на срок 1 – 3 месяца.штраф в 500 рублей

Назначить наказание в виде лишения права на управление автомобильным (мото) транспортом может только суд после рассмотрения дела об административном правонарушении.

В 2019 году за выезд на встречную полосу движения предусмотрены 2 вида наказаний:

  • Административный штраф.
  • Лишение водительского удостоверения.

Штрафы за нарушение правил дорожного движения прописаны в КоАП. В отношении обгона на перекрестке руководствуются пунктом 4 статьи 12.15 КоАП.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обгон разрешен на главной дороге, но при отсутствии ее поворота на перекрестке. Также запрещается совершать маневр при наличии препятствий – в случае возникновения ДТП водитель может быть признан виновником.

Сплошная разметка

При опережении другого транспорта на пересечениях часто фиксируются нарушения и на водителя налагается штраф. Размер такового зависит от серьезности проступка водителя.

Различают следующие виды нарушений:

  • отсутствие включенного поворотного сигнала при перестройке (положение прописано в КоАП №12.14 ч.1) — 500 рублей, либо предупреждение (на усмотрение сотрудника ГИБДД);
  • игнорирование правила дорожного движения, которое предусматривает освобождение дороги автомобилю, находящемуся в преимущественной позиции — 5000 рублей;
  • маневр по встречной полосе — штраф 5000 рублей или лишение водительских прав.

Наказание за нарушение правил

Нарушение законодательства грозит определенными штрафами. Размер их обуславливается различными факторам.
Штраф в размереот 1 тыс. рублей до 1.5 тыс. рублей
Штраф либо лишение водительского удостоверенияв размере 5 тыс. рублей или на срок от 4 до 6 месяцев (в случае рецидива наказание будет более серьезным)
Если лишение права управлять ТСна срок в 1 год
Если имеет место фиксация камерамиштраф в размере 5 тыс. рублей

Ежегодно законодательство реформируется, изменяется. Причем в сторону увеличения штрафов и вообще меры наказания за серьезные проступки.

В случае реформирования все новые законопроекты обязательно публикуются соответствующим образом.

Непосредственно обгон на перекрестке представляет собой нарушение, которые регулируется ч. 4 и ч. 5 ст. №12.5 КоАП РФ.

Разметка 1.1

Наказание за таковое нарушение составляет:

  • 5 тыс. рублей;
  • лишение водительского удостоверения – от 4 до 6 месяцев.
Стоит отметить что рецидив (повторное нарушение) подразумевает лишение водительского удостоверения уже на 1 год.

Также возможна фиксация нарушения специальной автоматизированной камерой – в таком случае наказанием будет только штраф. Размер его составлял 5 тыс. рублей.

Нарушение подобного рода является достаточно серьезным проступком и оспорить составленный работниками ГИБДД в таком случае протокол будет крайне сложно, проблематично.

Именно поэтому нужно заранее ознакомиться тонкостями ПДД – это позволит избежать многих сложных, проблемных моментов.

За нарушение правил обгона водитель может быть подвергнут административной ответственности в соответствии со статьей 12.15 КоАП.

При повторном нарушении правил обгона на перекрестке срок лишения прав может быть увеличен до 12 месяцев.

Следует учитывать, что фиксация правонарушений сотрудниками ГИБДД может производиться:

  • лично (патрульный экипаж находится на месте нарушения);
  • с использованием камер фото или видео фиксации правонарушений.

Если фиксация нарушения производится камерами, работающими в автоматическом режиме, то при повторном нарушении правил обгона автомобильного транспорта на перекрестках наказание в виде лишения прав может быть заменено на штраф в размере 5 000 рублей.

В первую очередь важно понимать, что Правила дорожного движения, как и все правила техники безопасности, написаны кровью.

За каждым запретом стоят десятки человеческих жизней. И для того, чтобы уберечь других людей эти запреты закреплены законом и обеспечиваются серьезными мерами наказания.

Обгон – это маневр который изначально сопряжен с опасностью. Именно поэтому наказание за обгон довольно жесткое.

Отметим, что меры ответственности за правонарушения в области дорожного движения устанавливаются Кодексом об административных правонарушениях.

Важно отметить, что статьи которая наказывает именно за совершение обгона с нарушением правил нет. В данном случае действует норма установленная ст. 12.15 п. 4 КоАП РФ.

Поскольку обгон на регулируемом перекрестке запрещен правилами дорожного движения, то нарушителю грозит суровая ответственность.

штраф5000 р.
лишение правна 4-6 мес.
при фиксации автоматическими техническими средствами5000 р.
при остановке сотрудником ГИБДДлишение на год

Многие водители опасаются что нарушение зафиксированное камерой тоже может послужить основанием для лишения прав. Но суды на сегодня не лишают прав за нарушения, которые фиксируются в автоматическом режиме. В этом случае нарушителю грозят только штрафы.

Важно понимать, что проезд перекрестов — это маневр, который сам по себе довольно опасен. Именно поэтому стоит быть особенно внимательным к соблюдению правил при обгоне на перекрестке. Но при этом не стоит путать обгон с простым опережением.

Возможно ли лишение прав за грубые нарушения

Разметка 1.3

За грубые нарушения правил обгона, в том числе и на нерегулируемых перекрестках водитель может быть лишен права управления.

12.15 часть 4выезд на полосу встречного движения или трамвайные пути для совершения обгона, запрещенного знаками, разметкой или правилами
15.15 часть 5повторное совершение правонарушения, указанного в пункте 4 статьи 12.15). В данной ситуации лишить прав могут на срок до 12 месяцев
12.17 часть 2за игнорирование права преимущественного движения, имеющего автомобили со специальными сигналами

Таким образом, несоблюдение правил обгона на нерегулируемых перекрестках помимо административного наказания (штрафа и лишения прав) может привести к возникновению аварийных ситуаций, сопровождающихся не только порчей автомобиля, но и нанесением вреда жизни и здоровью людей (пассажиров, пешеходов).

Соблюдение правил, установленных Постановлением Правительства №1090, является залогом достижения максимальной безопасности при эксплуатации автомототранспортных средств.

Советы водителю по предотвращению ДТП

Любое нарушение правил обгона, в том числе и перекрестках может привести к автомобильной аварии, ущерб в которой может быть нанесен не только транспортным средствам, но и людям (пассажирам, пешеходам, водителям).

Чтобы избежать негативных последствий при маневрировании на перекрестке следует руководствоваться следующими правилами:

  • перед эксплуатацией автомобиля необходимо проверить работоспособность всех систем, в том числе и указателей сигналов поворота, габаритных огней, фонарей заднего вида. Полностью исправный автомобиль реже попадает в аварии, так как риск отказа какой-либо системы сводится к минимальному уровню;
  • строго соблюдаете все правила движения. Если знаками или разметкой запрещается выполнение маневра «обгон», то целесообразнее дождаться участка дороги, на котором заперт снимается;
  • будьте внимательны при управлении автомобильным транспортом. Большой опыт вождения не является залогом безаварийной езды, если водителем неправильно оценивается дорожная ситуация перед выполнением маневрирования;
  • перед перестроением на другую полосу для обгона рекомендуется убедиться в отсутствии автомобильного транспорта. Следует учитывать, что не всю пространство проезжей части можно увидеть в зеркала заднего вида, так как существуют «слепые зоны» (зоны, не доступные для просмотра);
  • особое внимание уделяйте ситуациям, когда автомобили движутся по соседней полосе. Из-за слепых зон не всегда можно узнать о намерениях водителя и планируемом перестроении;
  • перед выездом на перекресток убедитесь в возможности совершения маневра и его безопасности. Для этого предварительно необходимо определить очередность проезда, руководствуясь установленными знаками, светофорами или сигналами регулировщика;
  • не забывайте включать указатели поворота при перестроении для совершения обгона и возвращения на «свою» полосу движения. Маневрирование без указателей поворота опасно, так как иным водителям невозможно предугадать дальнейшее направление движения автомобиля;
  • не пытайтесь совершить обгон, если слышно сирены автомобилей экстренных служб. Такой транспорт имеет приоритет в движении, а остальные водители обязаны уступить ему проезжую часть. Излишнее маневрирование может привести к столкновению;
  • не отвлекайтесь во время управления автомашиной. Использование телефона без дополнительной гарнитуры запрещено правилами движения, а использование планшетов и телевизоров может быть чрезмерно опасным;
  • не препятствуйте выполнению обгона, который совершается иными водителями. Повышение скоростного режима так же может привести к ДТП;
  • будьте взаимовежливы на дороге.

Выполнение простых правил и соблюдение ПДД позволит избежать критических ситуаций при выполнении обгона на перекрестке, а так же сохранить здоровью водителя и движимое имущество.

Обгон на перекрестке с выездом на полосу встречного движения, расценивается сотрудниками Госавтоинспекции, не просто как неправильный маневр, а в качестве злостного правонарушения ПДД. Согласно КоАП за подобное деяние водителю грозит штраф – 5 тыс.

Повторное деяние, предусматривает лишение ВУ – 12 месяцев, при записи маневра на регулируемом перекрестке видеокамерами –штраф в размере 5 тыс. рублей.

Сотрудники Госавтоинспекции очень часто к наказанию за обгон в населенном пункте добавляют штрафы за другие правонарушения. Автолюбителю могут предъявить, что он не держал необходимую дистанцию во время движения (1,5 тыс.

Дорожная разметка может запрещать или разрешать определенные маневры. При движении необходимо внимательно следить за предупреждающими знаками, чтобы избежать штрафов или лишения ВУ.

Маневр разрешен тем автолюбителям, которые идут по основной дороге, в отсутствии светофоров, указателей и сплошной линии. Все участники дорожного движения, передвигающиеся по второстепенной трассе, обязаны пропускать авто с основной дороги.

Совершать обгон на Т-образном перекрестке не рекомендуется. Иначе возможны не только штрафы, но и неприятности, которые могут повлечь расходы. Соблюдая правила обгона, водитель сможет предотвратить серьезное ДТП.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть