Чем различаются обгон и опережение на дороге

Основные правила опережения и обгона

Чуть выше я привел 3 признака, которыми обязательно должен обладать любой обгон. Один из этих признаков - выезд на полосу встречного движения. Поскольку движение в России правостороннее (пункт 1.4 пдд) очевидно, что по новым правилам выполнить обгон справа не представляется возможным.

Хочу отметить, что после 20 ноября 2010 года у водителей появится возможность выполнять опережение справа, причем на этот маневр не накладывается никаких дополнительных ограничений.

Правила выполнения обгона регулируются главой 11 Правил движения автомобильного транспорта.

Прежде чем приступать к выполнению рассматриваемого маневра водитель обязан убедиться в его безопасности, а именно предварительно определить (статья 11.1):

  • свободна ли полоса, на которую потребуется совершить выезд при маневрировании;
  • не будет ли создано помех иных участникам движения, причем как в попутном, так и во встречном направлении;
  • если ли возможность по завершении обгона вернуться в свою полосу для продолжения дальнейшего движения.

В связи с данными аспектами водитель не может приступать к выполнению маневра «Обгон», если (статья 11.2):

  • автомобиль или иной вид транспорта, движущийся впереди, подает сигнал поворота перед выполнением аналогичного маневра;
  • автотранспорт, так же движущийся впереди, уже приступил к обгону иных авто или объезду препятствия, возникшему на пути следования;
  • транспорт, который приближается сзади, выполняет обгон.
Пунктом 11.4 документа так же установлены специальные зоны, в которых выполнением маневра запрещается.

Кроме указанных зон выполнять обгон нельзя в зоне действия следующих дорожных знаков:

  • обгон запрещен (3.20). Данным дорожным знаком запрещается обгон всего транспорта за исключением гужевых повозок, двухколесных мотоциклов, не оборудованных боковым прицепом, мопедов и тихоходных ТС, оснащенных специальным предупреждающим знаком;
  • обгон запрещен только грузовым автомобилем (3.22). В зоне действия данного дорожного знака запрещается выполнение маневра «Обгон» всем автомобилям, масса которых превышает 3,5 т. Исключения в данной ситуации отсутствуют.

Зона действия рассматриваемых дорожных знаков начинается непосредственно за знаком и заканчивается:

  • на ближайшем перекрестке;
  • в конце населенного пункта, если в жилой зоне отсутствуют перекрестки;
  • после знаков, отменяющих введенный запрет на обгон. Такими знаками являются 3.21 и 3.23;
  • после знака, отменяющего запрет на любые ограничения, введенные ранее (3.31);
  • по истечении промежутка проезжей части, если совместно с запрещающим знаком установлена дополнительная информация табличка.

Как правило, все дорожные знаки дублируются линиями дорожной разметки.

Выполнять обгон запрещено, если на проезжей части нанесена разметка следующих видов:

  • сплошная линия;
  • двойная сплошная линия.

Далее разберемся более подробно, в каких ситуациях и как совершается обгон.

На перекрестке

Можно ли обгонять на перекрестке? При ответе на данный вопрос предварительно следует выяснить, какой перекресток находится перед водителем.

Все перекрестки, согласно ПДД подразделяются на два вида:

  • регулируемые. На таких перекрестках приоритетность движения определяется сигналами светофора или жестами регулировщика;
  • нерегулируемыми. На перекрестках отсутствуют светофоры и регулировщики, а очередность проезда автотранспорта определяется водителями самостоятельно в соответствии с установленными перед перекрестком дорожными знаками (неравнозначные нерегулируемые перекрестки, на которых одна дорога является главной, а другая – второстепенной) или правилом «помеха справа» (равнозначные нерегулируемые перекрестки).

При совершении обоих маневров необходима максимальная внимательность!

Перед совершением обгона автомобилист обязан убедиться в следующем:

  1. Полоса свободна от транспорта, а своими действиями автомобилист не создает помех для прочих участников дорожного движения.
  2. Транспорт, передвигающийся впереди, не выполняет действия, препятствующие обгону (например, разворот).
  3. Нередко чтобы препятствовать обгону, водители изменяют направление своего движения – выполняют «качок» влево. Стоит сказать, что препятствование обгону – элемент опасного вождения.
  4. Автомобиль, передвигающийся сзади, не приступил к совершению обгона.

Правила дорожного движения, предъявляемые к автомобилисту, помимо перечисленных требований предусматривают запреты относительно действий владельца обгоняемого автомобиля. Так, запрещено любыми путями препятствовать совершению обгона.

К примеру, запрещено повышать скорость. Подобное обстоятельство встречается наиболее часто. Обиден тот факт, что владелец обгоняемого транспорта при повышении скорости не понимает, что ситуация опасна, так как при лобовом столкновении разбитый автомобиль может быть выброшен на него.

Говоря о нюансах такого маневра, как опережение, стоит упомянуть, что нередко возникают проблемные ситуации. Например, если по дороге со встречными полосами и одной обочиной едет легковой автомобиль и трактор, который движется медленнее.

Если владелец трактора решил пропустить легковую машину и включил поворотники, максимально приближаясь к дорожной обочине, значит, он совершает опережение. В подобной ситуации работник ДПС вправе остановить автомобиль по причине нарушения водителем ПДД и переезда на другую полосу.

Конечно, оценить ситуацию объективно трудно с большого расстояния. Однако пререкаться с инспектором не стоит.

Чем различаются обгон и опережение на дороге

В подобной ситуации инспектор имеет право выписать протокол нарушителю. Желательно зафиксировать номер транспорта, который был обогнан, а по возможности и записать контакты его владельца для дальнейшего приглашения его в суд как свидетеля.

Подобная ситуация часто происходит как в условиях большого города, так и на обочине трассы. Например, по встречной полосе едут два автомобиля, а машина, едущая с левой стороны, опережает вторую, но не переезжает на встречную полосу. В такой ситуации оформление правонарушения происходит по аналогичной схеме.

Из сказанного следующий вывод: при спорных ситуациях не надо вступать в перепалку с инспектором. Лучше записать контактные данные владельца автомобиля, который был обогнан.

Что касается пешеходного перехода, то если в зону совершения маневра входит знак о наличии перехода для пешеходов, то обгон запрещается. Уже наличие пешеходной разметки запрещает выполнение обгона. В этом случае неважно, ходят ли по переходу пешеходы. А также стоит учитывать следующие нюансы:

  • Когда на пути движения автомобиля имеется железнодорожный переезд, значит, на дороге есть дополнительная опасность. Этот участок необходимо проходить осторожно. Так что в этом случае речь об обгоне не идет.
  • Кроме того, в подобных правилах уточняется, что запрещен обгон транспортных средств как на железнодорожном полотне, так и на переезде.
  • Что касается опасного поворота, то обгонять транспорт в подобной ситуации небезопасно, даже когда владелец машины уверен в стопроцентной безопасности.

Нередко на опасных участках устанавливаются знаки, предупреждающие о подъеме под углом или о резком повороте. Однако даже если такие знаки отсутствуют, нельзя дать гарантии, что в процессе обгона видимость не будет ограничиваться туманом, солнцем, деревом или другими посторонними предметами.

Итак, на опасных поворотах надо быть аккуратным, даже если нет запрещающих знаков. Это поможет предотвратить аварию.
  • Лучше не совершать маневр на опасных участках!


    Вопрос: Разрешено ли опережение автомобиля с правой стороны?

Ответ: В новых правилах говорится, что разрежается опережение транспорта с правой стороны.

  • Вопрос: С какой стороны разрешен обгон безрельсового транспорта?

Ответ специалиста: После недавних перемен в правилах установлено, что обгон безрельсового транспорта разрешен только с левой стороны.

  • Вопрос: Разрешается ли обгон транспорта справа?
Ответ: В новых правилах движения говорится, что при совершении обгона автомобилист опережает попутный транспорт, а опережение автомобиля справа разрешается.

Отдельно стоит сказать о важных нюансах этого пункта правил. Так, запрещен обгон транспорта справа, если подобный маневр является препятствием попутному автомобилю для совершения обгона. А вот обгон справа с целью перемещения на левую встречную полосу разрешен.

  • Вопрос: Что говорит закон об обгоне транспорта на эстакаде?

Ответ эксперта: Подобный маневр запрещен.

  • Вопрос: Когда начали действовать правила, регулирующие обгон транспорта?

Ответ: Прошлым летом начали действовать недавно принятые правила, касающиеся обгона транспорта. Например, если на дороге двухстороннее движение, автомобилистам запрещается продолжать езду, когда две встречных полосы разделяются разметками или разделительными полосами.

В действительности это выглядит следующим образом. Когда один автомобиль обгоняет другой и переезжает на встречную полосу, но в подобной ситуации ему не хватает времени, чтобы вернуться, водитель считается виноватым, и у автовладельца могут конфисковать водительское удостоверение.

Итак, знать разницу между подобными маневрами необходимо как опытным автовладельцам, так и новичкам. Особенно когда автомобилист не привык двигаться по многополосной дороге. Ведь из-за неправильного понимания или путаницы понятий возможны аварии, вызванные попыткой совершения обгона.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl Enter, чтобы сообщить нам.

При опережении автомобилист выполняет передвижение на транспортном средстве в пределах своей полосы, без выезда на встречную полосу. Для опережения характерна повышенная скорость движения, превышающая среднюю скорость потока.

  • многие люди интересуются — опережение справа запрещено или нет? В данном случае оно осуществимо с любой из сторон, кроме осуществления действия справа на пешеходных переходах, переездах железнодорожного транспорта, эстакадах, тоннелях и перекрестках дорог;
  • с какой стороны разрешен обгон ТС? , в такой ситуации обгонять справа запрещено, а слева разрешено;
  • законодательных норм, регулирующих ограничения в процессе передвижения не установлено, а к обгону применяется определенная нормативно-правовая база с указанием случаев, когда это делать можно, а когда нельзя;
  • опережение предполагается в любой ситуации при движении, кроме плотного движения и небольшого расстояния между машинами, что отличается от обгона. Он невозможен, если по краям дороги установлены специальные знаки, запрещающие этот маневр; автомобиль, идущий впереди, сигнализирует с помощью поворотников о том, что он намеревается свернуть; транспорт перед водителем или после уже начал совершать обгон;
  • одним из пунктов, составляющих разницу между этими понятиями, является то, что при опережении средство не выезжает на встречную полосу, а в случае обгона – это одно из главных признаков данного термина.
  • Перед маневром убедиться в отсутствии другого автомобиля на встречной полосе рядом со своим транспортным средством, а также удостовериться, что участники дорожного движения, движущиеся сзади, не собираются совершить аналогичное действие;
  • Удостовериться, что на встречной полосе нет автомобилей, либо они присутствуют, но водитель, совершающий обгон, не создаст им помех своим движением и успеет вернуться в полосу вовремя;
  • Убедиться, что маневр будет окончен до начала непрерывной линии разметки и запрещающего знака;
  • Удостоверится, что на участке, где планируется обгон, есть прерывистая линия – только ее можно пересекать, не боясь штрафов.
  1. «Опережение справа запрещено или нет?». Согласно новым правилам ПДД опережение справа разрешено.
  2. «С какой стороны разрешен обгон ТС?» — Ответ: Согласно ПДД: обгон безрельсового ТС разрешен только с левой стороны;
  3. «Разрешен ли обгон справа или запрещен?» — Ответ: Согласно ПДД и определение обгона и опережения автотранспорта, при совершении так называемого обгона, вы совершаете на самом деле опережение ТС, а опережение справа разрешено. Частные случаи данного вопроса:
  • Обгон справа, как обгон по обочине — запрещено ПДД.
  • Обгон справа, как препятствование совершения обгона (пример: ТС №1 которого обгоняет по встречной полосе ТС №2 должно завершить обгон, а ТС №» не препятствовать совершению маневра) — запрещено ПДД.
  • Обгон справа, как перестроение на правую полосу, где она является участком дороги, по которой движутся ТС в вашем направлении и совершении опережения автомобиля — разрешено.

Что такое обгон и опережение пдд 2019

Обгон запрещается на всех регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, если Ваш автомобиль движется по дороге, не являющейся главной.

1. Перекресток должен быть нерегулируемым;

Т.е. главная дорога не должна менять направления на перекрестке. При этом следует иметь в виду, что обгону на перекрестке могут препятствовать и другие условия, например, главная дорога может иметь 4 полосы или более. В этом случае правила запрещают выполнять обгон (выезжать на встречную полосу).

Замечу, что теоретически можно попытаться выполнить обгон на главной дороге и в том случае, если дорога на перекрестке меняет направление. Однако при этом следует помнить, что на участках с ограниченной видимостью обгон запрещен.

На всех остальных перекрестках обгон запрещен вне зависимости от количества полос.

Обгон на пешеходном переходе запрещается во всех случаях (начиная с 29 ноября 2014 года).

Обгон на мосту

Обгон на мосту, эстакаде или путепроводе в 2019 году запрещен правилами дорожного движения. То же самое касается и пространства под этими сооружениями, а также тоннелей.

Имейте в виду, что небольшие мосты могут быть построены таким образом, что заметить их издали совершенно невозможно. При этом если мост располагается в пределах населенного пункта, его границы не должны обозначаться специальными знаками, т.е.

Это еще раз подчеркивает тот факт, что выполнять обгон нужно предельно внимательно, учитывая все особенности сложившейся дорожной ситуации.

Обгон запрещен в конце подъема, на опасном повороте, а также на других участках с ограниченной видимостью.

При этом важно учитывать, что обгон запрещен в конце любого подъема (т.е. подъем может не быть крутым), а также на любом участке дороги с ограниченной видимостью.

Очевидно, что самостоятельный поиск участков с ограниченной видимостью на дороге является задачей весьма непростой, т.к. это определение весьма расплывчато. Поэтому если у Вас есть хоть малейшее подозрение в том, что видимость на дороге ограниченная, рекомендую отказаться от маневра.

Слово обгон встречается в главе 12 кодекса об административных правонарушениях только один раз - в заголовке статьи 12.15. Т.е. наказания непосредственно за неправильный обгон КоАП не предусматривает.

1. Действие части 4 статьи 12.15 распространяется на выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу встречного движения. Т.е. лишением прав должен наказываться только выезд на встречную полосу там, где обгон запрещен.

Например, начало обгона на мосту, через сплошную линию разметки или на опасном повороте повлечет наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП.

То же самое относится и к ситуации, когда автомобиль находится на встречной полосе слева от сплошной линии разметки.

Еще раз подчеркну, что начало обгона с нарушением любого пункта правил дорожного движения наказывается лишением прав.

Например, если водитель не убедился в том, что он не создаст помех другим транспортным средствам (пункт 11.1 правил), то он будет наказан лишением водительского удостоверения.

2. Часть 4 статьи 12.15 предусматривает наказание в виде штрафа (5 000 рублей). Довольно часто мне задают вопрос по поводу того, можно ли заменить лишение прав на денежный штраф.

Обгон и опережение в обновленных правилах дорожного движения

В данном случае выбор наказания целиком зависит от судьи, который рассматривает дело по статье 12.15. Если есть смягчающие обстоятельства, а отягчающих обстоятельств нет, то наложение штрафа вместо лишения вполне возможно.

Кроме того, в случае автоматической фиксации нарушения лишение прав наложено быть не может. В данном случае речь идет о ситуации, когда нарушение фиксируется камерой наблюдения без непосредственного участия человека. В этом случае информацию о штрафе водитель получает по почте.

Не стоит путать этот случай с ситуацией, когда сотрудник ГИБДД фиксирует нарушение на камеру. При подобном развитии событий видеозапись используется в качестве дополнительного доказательства в суде при рассмотрении дела.

В некоторых случаях опытные водители не в состоянии четко понять, обгон и опережение в чем разница, что значат данные понятия. Нередко отсутствие подобных знаний ведет к неожиданной встрече с инспекторами и к аварийным столкновениям.

Транспортное средство, как показывает практика, является источником повышенной опасности, потому водитель в процессе осуществления им соответствующего маневра должен четко понимать, что он делает — обгон или опережение.

Водитель обгоняемого автомобиля, заметив сигнал об обгоне, не должен увеличивать скорость и «теснить» обгоняющего, продолжая движение по середине проезжей части. От того, насколько быстро вас обгонят, зависит и ваша безопасность.

Так выглядит знак «Запрет обгона»

Самый важный дорожный знак – «запрет обгона». За нарушение этого запрета водителя ждут административные санкции, а именно его могут оштрафовать на пять тысяч рублей и лишить водительских прав на шесть месяцев.

Подобный знак предъявляет следующие предписания – он запрещает обгон другого транспорта. Стоит сказать, что им запрещается обгон, а не объезд или опережение попутного транспорта.

Из этого правила есть исключения. Так, водителю разрешено игнорировать указания знака при обгоне медленно движущегося транспорта. Цель подобного исключения – предотвращение толчеи во время движения автомобиля.

А также предписания этого знака не действуют при обгоне гужевых повозок. В подобной ситуации у законодателя аналогичная мотивация – нужно предотвратить скопление транспорта на дороге.

Вот еще одно исключение из этого правила – обгон плоского мотоцикла, скутера или велосипеда разрешен там, где действует дорожный знак. Аргумент в пользу этого исключения – тот факт, что в случае обгона подобного транспорта автолюбителю придется немного выехать на полосу встречного движения. Для обгона же потребуется меньше времени.

Обгон на мосту
Поэтому следует учитывать, что существуют запрещающие знаки. Однако из этих правил существуют исключения.

3.20 "Обгон запрещен". Запрещается обгон всех транспортных средств.

3.20 "Обгон запрещен". Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.

Отмечу, что знак 3.20 не запрещает выполнять опережение, т.е. в зоне действия знака 3.20 можно опережать любые транспортные средства без выезда на полосу встречного движения.

Знак 3.22 не разрешает обгонять никого (даже тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски), но также как и знак 3.20 позволяет выполнить их опережение.

Разрешён ли двойной обгон и обгон паровозиком

  • если автомашина, которую вы намерены обогнать, начала подавать световые или иные сигналы, свидетельствующие о намерениях выполнить разворот, обгон, поворот налево или объезд препятствия;
  • если едущее позади автотранспортное средство приступило к выполнению обгона;
  • если возврат на свою полосу после завершения обгонного манёвра затруднителен или небезопасен.

Все описанные случаи являются абсолютно обоснованными, а несоблюдение правил обгона чревато возникновением аварийных ситуаций.

Отдельно следует упомянуть те разделы ПДД, в которых описывается запрет на выполнение обгона на конкретных участках дороги:

  • запрещён обгон при проезде мостовых сооружений, эстакад, путепроводов, а также под указанными дорожными инфраструктурными объектами;
  • не допускается обгон в зоне пешеходных переходов;
  • в тоннелях;
  • на регулируемых/нерегулируемых перекрёстках;
  • на поворотах, если их радиус ограничивает полную видимость встречной полосы на завершающем участке;
  • на завершающих участках подъёмов с большим градиентом (из-за невозможности оценить дорожную обстановку);
  • на любых участках, характеризующихся недостаточной/ограниченной видимостью;
  • на железнодорожных переездах и в пределах ста метров перед ними.
Есть в ПДД и пункты, касающиеся правил поведения обгоняемых автомашин. В частности, им запрещено увеличивать скорость, если обгонный манёвр начат, а также препятствовать его осуществлению любым иным способом.

Если по автотрассе движется тихоходное ТС, откровенно мешающее другим участникам ДД, оно, согласно правилам, обязано не просто не препятствовать обгону, но и содействовать его успешному выполнению. Например, перестроиться на крайнюю правую полосу, или вовсе прекратить движение (на обочине дороги).

Начинающие водители, как правило, с большой осторожностью идут на обгон, поскольку, во-первых, боятся нарушить один из пунктов правил, а во-вторых, ещё не умеют правильно рассчитывать безопасную дистанцию.

Их с полным правом можно причислить к потенциально опасной категории лиц, управляющих транспортными средствами общего пользования. С другой стороны, многие автовладельцы, обладающие достаточным опытом и знаниями, часто переоценивают силы и возможности своего четырехколёсного друга, рассчитывая на то, что в случае непредвиденных ситуаций успеют безопасно завершить или отказаться от выполнения обгона.

Поговорим теперь о пунктах ПДД, регламентирующих обгон с учётом дорожной разметки. Разрешается выполнять этот манёвр в следующих случаях:

  • на двухполосных участках автодорог, если осевая разделительная полоса обозначена прерывистой линией;
  • на трёхполосных участках дорог с аналогичными прерывистыми разделительными линиями;
  • на автотрассах с комбинированной разметкой.
Но если учесть, что обгонных манёвров без выезда на встречку не бывает, то все перечисленные случаи можно отнести к разряду опережающих.

В последнее время участились случаи наезда транспортных средств на людей, находящихся на пешеходном переходе. Это грубейшее нарушение, влекущее за собой угрозу здоровью и жизни большого количества пешеходов.

  • движение задним ходом;
  • встречный обгон (что это такое, мы расскажем ниже);
  • разворот.

Причём все вышеперечисленные запреты касаются и ситуаций, когда люди на пешеходном переходе отсутствуют. Бывает и так, что сама разметка, обозначающая пешеходный переход, изрядно вытерта, или скрыта под слоем грязи, снега или луж.

Это не освобождает водителей от ответственности, поскольку все подобные места дублируются соответствующими дорожными знаками. Водителям, планирующим осуществить поездку за границу на собственном транспорте, мы рекомендуем ознакомиться с местной разметкой и дорожными знаками – вполне вероятно, что они будут отличаться от привычных.

Ещё один нюанс касается обгона на мосту, в тоннеле, на эстакадах. Вернее, его запрета – несмотря на присутствие этого пункта в ПДД, перед каждым таким объектом устанавливают знак 3.20, дублирующий запрет и напоминающий водителям о том, что это участок дороги, характеризующийся повышенной опасностью.

При движении по участку дороги, обозначенному знаком 1.14, следует также учитывать, что, независимо от градиента подъёма (цифры, указываемые непосредственно на знаке, указывающие на крутизну в градусах), обгон запрещён на конечном участке, поскольку обзор встречной полосы ограничен.

Но если трасса с двумя и более полосами движения в попутном направлении, то обгонять впереди едущий автомобиль без выезда на встречную полосу можно. Собственно говоря, такой манёвр уже будет считаться обгонным, и это ещё одна ситуация, объясняющая, чем отличается обгон от опережения.

Мы обещали, что поговорим о двойном обгоне. Любой водитель знает, что это такое, и что двойной обгон запрещён вне зависимости от текущих дорожных обстоятельств и наличия запрещающих/разрешающих знаков.

Но, как ни странно, в ПДД отсутствует определение этого термина, то есть оно употребляется как бы неофициально. Зато в пункте 11.02 чётко прописано, что если едущий впереди водитель приступил к обгонному манёвру, вам его обгонять уже нельзя.

И в этой связи нужно чётко представлять себе, в чём заключается разница между опережением и обгоном. Многие водители, в силу привычки ориентируются именно на старую трактовку правил, где обгоном назывался манёвр, совершаемый и в рамках правой стороны дороги (при наличии двух и более полос для движения в одну сторону).

Нынешние правовые нормы – более либеральные, но и шансы встретиться с инспектором ГИБДД, который попытается «подвести» вас под нарушение, которого вы не нарушали, тоже ненулевые. Так что выполнение манёвра, именуемого в народе «паровозиком», когда впереди вас с небольшой скоростью движутся две габаритные фуры, в соответствии с новыми правилами не является двойным обгоном, но этот факт нужно будет ещё доказать.

Так что от этого лучше воздержаться. Эта ситуация во многом схожа с обгоном организованной колонны. Под этим термином понимают движение каравана автомобилей в количестве не менее трёх, который сопровождается автомобилем со специальными сигналами (синие/красные проблесковые маячки, сирена). Обгон таких колонн запрещён, даже при отсутствии запрещающих знаков и разметки.

Наконец, нельзя не упомянуть термин «встречный разъезд», также часто используемый невпопад. Он характерен именно для российских дорог: у нас сужение дорожного полотна, вызванное непреодолимыми обстоятельствами (авария, падение дерева, ремонтные работы и пр.

), встречается не так уж редко. Если это дорога с тремя и более полосами – проблем обычно не возникает, но на двухполосных автотрассах приходится каким-то образом выходить из сложившейся ситуации – в противном случае за считанные минуты может образоваться многокилометровый затор, в зависимости от интенсивности автотрафика.

Часть водителей предпочтёт объезд препятствия по обочине, но это – злостное нарушение, касающееся солидным штрафом. Так что выезд на встречную полосу – вынужденная мера. Именно такой манёвр и называется встречным разъездом, когда через узкий участок дороги попеременно движутся автомобили то в одну, то в другую стороны.

Если такой разъезд не регулируется, действует простое правило: водитель, намеревающийся двигаться по встречной полосе, должен это делать только при отсутствии встречного транспорта, дожидаясь свободного окошка в потоке движущихся машин. Разумеется, этот манёвр к опережению причислить нельзя.

  • движущееся впереди автомототранспортное средство уже приступило или только начинает (работает указатель поворота) к выполнению аналогичного маневра;
  • движущийся сзади автотранспорт приступил к обгону;
  • невозможно выполнить возврат на свою полосу движения, не создавая помех иным транспортным средствам.

Опережение запрещено выполнять только в случае приближения к пешеходному переходу, при условии, что опережаемое транспортное средство снизило скорость или остановилось для пропуска пешеходов (статья 14.2 ПДД).

Правилами дополнительно установлены места, в которых запрещено совершать обгон (пункт 11.4). К ним относятся:

  • железнодорожные переезды и расстояние в 100 м до переезда. Ж/д переезды являются зоной повышенной опасности, так как автомобильная трасса пересекается с жд путями, по которым происходит движение поездов. Этот фактор и приводит к ограничению такого маневра, как опережение с выездом на встречную полосу, то есть обгона;
  • регулируемые перекрестки (регулирование на отдельных перекрестках может совершаться светофорами или регулировщиком). Запрет на выполнение маневра обгон связан с плотностью движения и одновременным движением автомототранспорта в попутном и встречном направлениях;
  • нерегулируемые перекрестки, при условии движения по второстепенной дороге. Перекрестки, не оборудованные светофорами (регулировщиками), так же являются опасными зонами. При пересечении такого перекрестка требуется руководствоваться дорожными знаками, а при их отсутствии (равнозначные перекрестки) правилом «правой руки» (пропусти автомобиль, движущийся справа);
  • пешеходные переходы. Ранее обгон на переходах разрешался при отсутствии на нем пешеходов, но последними поправками в законодательство такое правило отменено;
  • тоннели, мосты, эстакады, путепроводы и так далее, а так же при подъеме на соответствующее сооружение. Данный запрет обуславливается недостаточной видимостью;
  • опасные участки дороги, обозначенные соответствующими дорожными знаками (опасные повороты, выброс гравия, скользкая дорога и так далее);
  • участок в повышенной аварийностью может быть обозначен и соответствующей табличкой, на которой, как правило, дополнительно указывается и протяженность данного участка;
  • участки проезжей части, на которых установлен знак, запрещающий выполнение данного маневра;
  • на определенных участках дороги при наличии запрещающей разметки, которой является сплошная линия.
  • движение транспортного средства, которое имеет скорость более высокую, нежели попутный автотранспорт;
  • это будет тот случай, если маневр совершается в пределах одной полосы, то есть, не происходит пересечение прерывистой линии;
  • также, опережением будет считаться тот случай, когда автомобиль выехал на встречную полосу движения, но на прежнюю обратно не возвратился.

Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть