Причины отказа страховых выплат по договорам страхования КАСКО

Направление и срок его действия

Каждый автовладелец, имеющий на руках полис КАСКО, имеет полное право воспользоваться им при наступлении того страхового случая, который указан в договоре страхования.

К таким способам относятся:

  1. Выплата страховщиком денежной суммы, которая должна покрывать всю стоимость ремонтных работ вместе с покупкой запчастей и материалов.
  2. Выдача клиенту направления на ремонт у официального дилера станции техобслуживания автомобилей.
  3. Выдача направления на ремонт битой машины в автомастерской страховщика, либо СТОА по усмотрению компании.
  4. Выдача направления на ремонт повреждений авто в автомастерской по усмотрению держателя полиса.

Очень часто сложности возникают именно в случаях, когда направление выдано автовладельцу на постановку для ремонта его машины в автосервисе от имени страховщика либо его официального дилера.

В каком порядке получают направление на ремонт машины? Для беспрепятственного получения возмещения по КАСКО в виде ремонта, либо иным способом, нужно знать правила, по которым следует действовать застрахованному лицу.

Обычно такие правила прописываются либо в договоре страхования, либо же выдаются клиенту компании вместе с полисом.

Поэтому, как только наступит страховой случай, владелец машины и полиса должен проделать следующее:

  1. Постараться все сфотографировать, либо снять на видеокамеру.
  2. Собрать все необходимые документы на авто, приложить их, доказательные видео или фотоматериалы и полис к заявлению при подаче в страховую фирму.
  3. Страховщик рассмотрит все документы и при положительном исходе проверки бумаг, направит своего экспертного оценщика для осмотра повреждений машины и их оценки (если это был не угон).
  4. После проведения экспертизы делается калькуляция и отчет с результатами, где отражена стоимость ремонтных работ с деталировкой.
  5. Страховщик выписывается направление на ремонт автомобиля в той сервисной компании, с которой имеет партнерские отношения.
  6. После того, как машина была доставлена в сервис, механики еще раз изучат все повреждения и пересчитают стоимость ремонтных работ. Именно этот пересчет будет ближе к реальности.
  7. Вся документация с результатами пересчета поступает в страховую компанию.
  8. И теперь уже страховщик либо может не согласиться с присланной из автомастерской калькуляцией, либо принять ее и оплатить безналичным перечислением на счет СТОА.
  9. Сроки расчетов стоимости ремонта регламентированы внутренним распорядком страховой компании, поэтому их следует уточнять.

В документе «Направление на ремонт автомобиля по договору КАСКО» должны обязательно содержаться следующие пункты и разделы:

  1. Наименование страховщика и его контактные данные.
  2. Ф.И.О. собственника авто и данные по машине.
  3. Сведения о повреждениях авто.
  4. Номер и дата акта о наступлении страхового случая.
  5. Сумма ремонта, посчитанная экспертным оценщиком.
  6. Список приложений – калькуляция, отчет экспертизы и прочее.
  7. Подпись и печать компании.
Этап перерасчетов стоимости ремонта может занимать разный промежуток времени. Здесь все будет зависеть от слаженности системы сотрудничества страховой компании с автосервисной службой, либо от самой страховой компании.

На практике это может занять как 2 дня, так и 2 месяца, обычно дольше 2-х с половиной месяцев не затягивают процедуру расчетов. Отдельного закона какого-то определенного для регулирования данного этапа пока не существует.

Все сроки расчетов сразу следует уточнять у страховщика, чтобы понять, когда же уже техники приступят непосредственно к ремонту автомобиля.

Распространенные причины отказа в выплатах по КАСКО

По большому счету, грамотный юрист может найти варианты отказа в выплате по страховому договору КАСКО. Но существует ряд ситуаций, при которых отказ в выплате по КАСКО судом будет признан неправомерным.

  1. Отсутствие талона техосмотра. В соответствии со статьей 963 и 964 ГК РФ отсутствие техосмотра или каких-либо регистрационных документов не является законным основанием для отказа в выплате по страховому договору КАСКО.
  2. Утрата договора Страхования. Все данные хранятся в единой системе информации страховой компании, поэтому восстановить договор КАСКО, сделать его дубликат не представляет сложностей.
  3. В момент наступления страхового случая за рулем транспортного средства находился человек, не включенный в страховку. Это касается тех случаев, когда в договор КАСКО (полис) владельцем автотранспорта вписываются все члены его семьи, знакомые и друзья, но он сам в этом списке не значится.
  4. Обращение в страховую компанию по компенсации ущерба не последовало в установленные сроки. Если это произошло по уважительной причине со стороны владельца транспортного средства (например, он находился в лечебном учреждении или был в отъезде), то отказ в выплате по КАСКО будет незаконным.
  5. Страховая компания не имеет возможности выдвинуть регрессное обвинение виновнику происшествия. Например, в ночное время кто-то поцарапал транспортное средство, которое имеет страховой полис КАСКО. Естественно, владелец автомобиля обращается в полицию, но тут же отказывается от возбуждения уголовного дела, а страховая компания просто не имеет возможности предъявить претензии виновнику происшествия (его ведь никто не ищет, он остается неизвестным лицом).
  6. Искажение сведений неумышленного характера. Например, если в объяснительном документе владелец транспортного средства заявляет об угоне, а не о хищении автомобиля, либо имеются нарушения в описании процесса столкновения во время дорожно-транспортного происшествия.
  7. Сведения об установленном противоугонном оборудовании в страховую компанию либо вообще не поступали от владельца транспортного средства, либо подавалась с искажениями. Например, не было сообщено в компанию о том, что противоугонное устройство не установлено вообще, либо было заменено.
  8. Владелец транспортного средства предоставил в страховую компанию не полный комплект документов автомобиля. Это касается не только случаев угона транспортного средства, в котором находились документы, но и всех других случаев.
  9. До осмотра экспертом из страховой компании владелец сделал ремонт пострадавшего транспортного средства.
  10. Был изменен идентификационный номер автомобиля.

Кроме этого, в судебном порядке будут признаны неправомерными неполный объем выплат по страховому договору и отказ возмещения расходов владельца транспортного средства на эвакуатор (если этот момент был оговорен в страховом полисе).

Самыми распространенными причинами отказа страховщиков в выплатах компенсаций являются правонарушения в области страхования и ситуации, когда определенные страховые случаи были исключены из договора КАСКО.

Также распространены отказы по следующим причинам:

  • страховая компания, предоставившая полис КАСКО, была признана банкротом;
  • во время страхового происшествия водитель находился за рулем автомобиля в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • страхователь создал искусственное ДТП с целью получения страховой выплаты;
  • личность водителя, попавшего в ДТП, не совпадает с личностью страхователя, указанного в договоре;
  • водитель совершил серьезное нарушение ПДД (превысил скорость, двигался на красный свет и т. д.);
  • при сокрытии важных моментов страхового случая в момент дачи показаний сотруднику правоохранительных органов.

При этом, какой бы ни была причина отказа, главное, что сотрудники страховой компании должны предъявить весомые основания для столь кардинального решения. В противном случае страхователь имеет право подать на страховщиков исковое заявление и, как показывает судовая практика, выиграть суд.

Причинами в случае отказа автомастерской, принимать к ремонту авто, являются следующие существенные факторы:

  1. Страховая компания ничего еще не оплатила ремонтной мастерской и не отвечает на контакт с ее стороны.
  2. Страховщик оплатил не всю сумму, а только часть.
  3. В рабочий цех поступает подменный автомобиль на время ремонта по КАСКО, чьи внешние и конструктивные данные не соответствуют документации, предоставленной автовладельцем.
  4. Просроченный договор КАСКО.
  5. Отсутствие нужных деталей для проведения ремонта именно у этого СТОА.
  6. Отсутствие того мастера, который мог бы справиться с восстановлением конкретных повреждений ТС.
  7. Нет согласования со страховщиком по объему нужных восстановительных работ.

Конечно же, наилучшим вариантом по недопущению отказов со стороны автомастерской является все-таки четкое обозначение в договоре страхования сроков ремонта и постановки на восстановление авто.

Если очень важно обратить внимание на то, имеется ли у страховщика задолженность перед СТО, прежде чем брать направление на ремонт.

Но есть и отказы от самого страховщика, которые можно перечислить следующим списком, отраженным в специальной таблице.

Отказ страховой компанииПричина отказа
В связи с отсутствием полиса КАСКО.Когда страховой полис просрочен, в нем есть какие-то ошибки или несоответствия с документами, тогда он будет расцениваться как недействительный, отсутствующий.
Несоответствие застрахованного лица с тем, кто управлял авто при наступлении страхового случая.Если за рулем был не тот водитель, на чье имя выписан полис, тогда страховщик имеет полное право отказаться выплачивать страховку, либо давать направление на ремонт авто.
Нарушение условий договора.Водитель за рулем был в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, медикаментозного).
Умышленное повреждение авто.Когда следователь или эксперт обнаружит, что повреждения машины или угон были подстроены, тогда и речи не может быть ни о каком возмещении ущерба.
Нарушение правил ПДД.Если по застрахованному лицу проходит административное или уголовное дело по случаю, входящим в перечень исключений, случаев, не могущим быть страховым.
Случай происходил за пределами территории зоны влияния страхового полиса.Например, полис купили в России, а случай произошел в другом государстве. Или же если например столкновение машин произошло на территориях, не включенных в страховую зону по условиям договора – вне дороги, двора, парковки и так далее.
Не все моменты страхования по КАСКО явно отражены в российском законодательстве, когда клиенту требуется получить от компании причитающееся возмещение в виде ремонта, либо выплаты деньгами.

При этом у клиента есть на руках даже направление от страховой компании, но техникам может показаться, что поломки сделаны умышленно.

Сначала стороны пробуют все уладить между собой и только в последнюю очередь обращаются за разрешением конфликта в суд.

Направление и срок его действия

В любом случае автовладельцу некогда ждать, пока автомастерская восстановит автомобиль с затягиванием сроков ремонта.

Для ОСАГО установлен отдельный закон, а для КАСКО – еще нет, и, судя по всему, пока законодатели не собираются этого делать.

Если затягивают ремонт по КАСКО, обычно таким клиентам рекомендуется попросту обращаться к ст. 430 ГК РФ, где речь идет об ответственности и выполнении обязательств по договорным отношениям.

В этом законодательном акте описывается выполнение обязательств обеих сторон договора, которые они должны выполнить по условиям соглашения в отношении 3-й стороны.

Еще статья 430 российского Гражданского Кодекса говорит о том, что 3-я сторона имеет полное право проконтролировать или быть уведомлена обеими сторонами договора о надлежащем исполнении обязательств в пользу 3-й стороны.

На практике это выглядит следующим образом – страхователь КАСКО имеет право уточнять сроки расчетов, сроки постановки на ремонт и проведения работ по восстановлению машины.

Еще одной проблемой, которую часто можно встретить в судебной практике по вопросам урегулирования возмещения ущербов по КАСКО, является, конечно же, просрочка восстановительных работ.

Автомобиль поступил в ремонт, но простаивает уже несколько недель и даже месяцев!

Причинами такого бездействия и задержек со стороны автомастерской могут быть следующие явления:

  1. Страховая компания ничего не заплатила автомастерской.
  2. Страховщик не платит, либо недоплачивает и отказывается общаться с автомастерской, чтобы утрясти этот вопрос.
  3. Нет нужной детали, или достать ее сложно, чтобы произвести качественный ремонт авто.
  4. На станции техобслуживания машин большая очередь.
  5. Работа автомастерской плохо организована, нет нужного мастера и другие варианты причин.

В среднем же, ориентируясь на Правила страховых компаний и на условия, которые они обычно прописываются в договорах касательно сроков, в среднем клиенту нужно подождать всего лишь 7 или 14 дней.

Ведь договор заключался с ней, а не с автомастерской. В случае с отказом в удовлетворении претензии, клиент идет уже в суд, либо подает жалобы в РСА, Банк России, Общество по защите потребительских прав.

Тогда страховщику могут назначить штрафные санкции, которые он обязан будет оплатить страхователю.

По решению суда1-1,5% от суммы ремонта за каждый просроченный день
По решению Общества Защиты прав потребителя50% от страховой суммы
По решению Банка Россииотзыв лицензии на какое-то время, что отнимает право страховщика страховать в дальнейшем по рискам КАСКО
По решению РСАстраховщику придется «потягаться» с судебными инстанциями, что отнимает у него время и деньги

Выплата неустойки оказывается для большинства страховых компаний затратным делом. Поэтому большинство из них стараются максимально точно удовлетворять просьбы и претензии клиентов еще на досудебном этапе.

Заплатить за ремонт поврежденного автомобиля (только он должен происходить на СТО). Деньги будут перечислены на счет СТО.

Осуществить выплату денежных средств застрахованному лицу.

Важно, чтобы вы понимали, что сроки выплат по КАСКО, каждая компания варьирует. Закона, который отвечает за сроки компенсации и правила выплат по страховке КАСКО, не существует. Обычно они указываются в договоре.

Какие причины могут послужить для затягивания сроков выплат по КАСКО:

  • Долгое согласование цены ремонта транспортного средства. Вы можете самостоятельно ускорить этот процесс, съездив на СТО и попросить, чтобы вам дали счет. А потом передать его в страховую службу.
  • Длинная очередь. Это стандартная и частая ситуация. Много людей ждут своих выплат, поэтому к этому нужно отнестись по человечески. Если дело в очереди, тогда компания должна уведомить вас о задержке выплаты ущерба и указать причину.
Порядок выплат по КАСКО может быть в каждой компании разным, а сроки могут колебаться от двух недель до одного месяца, в среднем. Но есть компании, которые затягивают с выплатами и до нескольких месяцев. Обычно, это мелкие компании, которые пока не заработали хорошей репутации на рынке страхования.

Минимизируем риск отказа в выплате по КАСКО

Дать какой-то конкретный совет, как избежать отказа в выплате по КАСКО, не сможет ни один специалист. Можно лишь внимательно изучить рекомендации и строго следовать им.

Во-первых, прежде чем составлять договор обязательно изучите всю информацию о страховой компании. Можете изучить ее рейтинг, узнать количество отказов в выплате по КАСКО – это будет некой «профилактический мерой».

Во-вторых, при составлении страхового договора обязательно читайте все пункты и подпункты документа. Если какие-то моменты непонятны, то задавайте уточняющие вопросы страховому агенту – добросовестно работающая и честная компания не будет иметь секретов от своих клиентов.

В-третьих, еще до подписания договора выясняйте перечень страховых случаев, при которых будут делать выплаты по КАСКО. Дело в том, что часто компании указывают лишь общий перечень страховых случаев, не расшифровывая их, а это может привести к отказу в выплате на вполне законных основаниях.

Обратите внимание: каждый пункт страхового случая должен быть полностью расшифрован! Интересуйтесь этим у страхового агента, а лучше – потребуйте список страховых случаев в письменном виде (документ можно будет предоставить в суде).

Обязательно внимательно изучите пункт в страховом договоре КАСКО  по поводу хищения или угона транспортного средства. Эти понятия часто путают, ими апеллируют, не вникая в тонкости, а страховая компания может отказать в выплате по этой причине.

Например, если потерпевший находился за рулем транспортного средства и преступники его оттуда выдворили, то это будет считаться хищением. Требуйте, чтобы в страховом договоре был прописан случай «завладение транспортным средством третьим лицом» и тогда будет совершенно без разницы, что укажет в своем заявлении потерпевший (хищение или  угон автомобиля).

Чтобы не возникло проблем с выплатами по страховому договору КАСКО, при наступлении страхового случая нужно повести себя грамотно:

  1. Дождаться прибытия компетентных лиц (сотрудники ГИБДД) и составления протокола дорожно-транспортного происшествия.
  2. При составлении договора нужно указывать только достоверную и максимально полную информации о происшествии.
  3. Внимательно проверяйте протокол – в нем должны быть указаны абсолютно все повреждения, даже незначительные.
  4. Проверяйте, как сформулирован текст в протоколе и заявлении.

Важно!У прибывшего страхового агента обязательно нужно уточнить, каким образом осуществляется подсчет суммы страховой выплаты – на официальной станции технического обслуживания автомобиля, либо на любой другой, с учетом износа транспортного средства или без.

Где лучше сделать

Обслуживаться при восстановлении авто по полису КАСКО можно как у официального дилера, так и у той автомастерской, которую выберет страхователь – клиент компании.

По разным причинам считается, что проводить ремонт по КАСКО у официального дилера не совсем выгодно.

Тому есть ряд причин:

  1. Недостающие детали, которые очень долго приобретаются, что вообще воспринимается как «нонсенс», как неподготовленность и неорганизованность узкопрофильных автомастерских.
  2. Договор между официальным дилером прекратил свое действие в процессе ремонтных работ.
  3. Спорные моменты с ремонтом, его стоимостью, которые страховщик и дилер никак ин могут решить и другие моменты.

Но у неофициального дилера тоже ремонтироваться сомнительно – ведь в этом случае труднее будет на него пожаловаться.

Поэтому лучше все-таки, по мнению экспертов и многих страхователей – ремонт делать через официальные источники, которые дорожат своими лицензиями.

Что входит в страховой случай

В течение 1 месяца со дня подачи заявления владельцем транспортного средства о выплате по страховому договору компания должна принять решение о сумме компенсации. Некоторые страховые компании этот срок удлиняют – все должно быть прописано в договоре, поэтому просто нужно заглянуть в него, чтобы знать дату принятия решения.

Страховая компания – это коммерческая организация, которая работает с выгодой, прежде всего, для себя. Нередко выплаты по КАСКО занижают, и в таком случае владелец транспортного средства может самостоятельно организовать/заказать независимую экспертизу.

Обратите внимание: при занижении суммы выплаты по договору КАСКО не стоит сразу же обращаться в суд. Необходимо провести независимую экспертизу и с готовым документом обратиться к юристам страховой компании – как правило, вопрос о полном возмещении ущерба при наступлении страхового случая решается в досудебном порядке.

Если вы желаете получить 100% выплат от КАСКО, тогда стоит соблюдать необходимые правила при оформлении происшествия как страховой случай.

Что стоит предпринять на месте происшествия:

  • В первую очередь стоит оперативно вызвать соответствующие органы;
  • Ни в коем случае не трогать авто и не переезжать с места на место;
  • Не нужно стараться договариваться со второй стороной аварии, так как это могут расценить как способ обмана страховщика;
  • После заполнения протокола сотрудниками ГИБДД, прочитайте, все ли было учтено и только тогда ставьте свою подпись.
Если авария была зафиксирована на камеру (видеорегистратор, либо камеры наблюдения расположенные на зданиях), стоит указать эти сведения в протоколе вместе с названием видеорегистратора, его заводским номером или номер дома на котором установлена камера.

Действия после происшествия:

  • Обратиться в страховую компанию и сообщить, что наступил страховой случай;
  • Представьте страховому агенту все документы, в число которых входят заявление в полицию и справка, в которой зафиксировано наступление страхового случая;
  • Не забывайте, что нужно хранить все копии у себя и на них должна быть указана дата приема;
  • Дайте возможность эксперту оценить ваше транспортное средство. Спросите, кто будет заниматься экспертизой и можно ли будет получить свою копию документа о ее проведении;
  • После того, как у страховщика на руках будут все документы, запишите себе номер дела и дату, когда оно было зарегистрировано. Переспросите на протяжении какого периода будет рассмотрено дело;
  • Постоянно напоминайте о своем существовании. Не нужно ждать, когда закончиться срок рассмотрения.

Если вы имеете замечания:

  • Вы можете оспаривать решение экспертизы, если на руках у вас есть документ с указанным размера ущерба;
  • Если выплата страховки не происходит в указанные сроки, пишите претензию в страховую компанию. При отсутствии реакции на жалобу обращайтесь в судебные органы, либо в органы курирующие сферу страхования (см. статью «Куда жаловаться на страховщика»);
  • Если вы считаете, что указанная сумма выплаты ниже, чем она должна быть, обратитесь к независимому эксперту и проведите экспертизу повторно. Если ваши догадки оправданы, идите в суд. В суде Вы взыщите не только невыплаченные суммы по ущербу, но и расходы на повторную экспертизу и судебные издержки.

Страховой рынок представлен большим количеством страховых компаний. Чтобы не потеряться при выборе «той самой» компании, нужно уделить внимание изучению информации о ней.

Для начала просто зайдите в интернет и почитайте отзывы других застрахованных лиц. Можно еще посетить специальные сайты с рейтингами страховых компаний. Такие рейтинги составляют специализирующиеся независимые агентства.

Чем выше рейтинг компании, тем больше вероятность того, что это надежная фирма, которая дорожит собственной репутацией.

Важно, чтобы страховщик выполнял обязанности перед клиентом. На это обратите большое внимание. Если вы слышали, что компания, к которой вы хотели обратиться не выполняет свои обязательства, лучше пройти ее стороной.

Для того, чтобы не оказаться у разбитого корыта при наступлении страхового случая, лучше уделите больше времени изучению конкретной организации. Тогда вам не придется беспокоиться и тратить лишние нервные клетки.

Автостраховка КАСКО бывает двух видов:

  • полная, которая защищает от максимального количества страховых рисков;
  • частичная, в которой набор рисков ограничивается страховым договором.

Полный полис КАСКО защищает от:

  1. Угона или хищения застрахованного движимого имущества.
  2. Ущерба, который может быть получен в результате:
    • дорожной аварии;
    • любых стихийных бедствий (потоп, ураган, шторм и так далее);
    • противоправных действий третьих лиц (например, повреждение лакокрасочного покрытия, разбитые стекла, фары, зеркала и так далее);
    • столкновения с животными, столбами, заборами и иными неподвижными предметами;
    • провала грунта;
    • падения камней;
    • аварий на промышленных трубопроводах;
    • техногенных аварий;
    • возгорания, взрыва, пожара;
    • транспортировки автотранспорта.

В частичном полисе, как правило, указываются такие риски, как угон и повреждения, полученные в дорожном происшествии.

Дополнительно полис добровольного страхования автотранспорта может защищать:

  • в случае нанесения вреда здоровью водителя или пассажирам;
  • оборудование, установленное на автомобиле дополнительно;
  • от утраты товарной стоимости поврежденного движимого имущества;
  • от непредвиденных расходов (например, эвакуация, хранение на стоянке и так далее);
  • от нанесения ущерба иным лицам (расширение ответственности по полису обязательного автострахования ОСАГО).

Перечень страховых рисков определяется на стадии разработки индивидуальных условий и утверждается страховым договором, который заключается между автовладельцем и страховой компанией перед выдачей страхового полиса.

Особенности

Покрывать ущерб незначительного характера через страховщика можно сегодня даже без предоставления справок из ГИБДД.

Но это должно быть указано в договоре страхования и соответствовать следующем примерному перечню случаев:

  • легкие царапины корпуса;
  • битые фары;
  • открученные зеркала;
  • машиной задето ограждение, бордюр;
  • колесо попало в канализационный люк или яму;
  • камешками, отлетающими от дороги, повреждено лобовое стекло;
  • вмятины на дверях и прочее.
Назначение на ремонтные работы с оформлением по справкам из ГИБДД всегда обязательно при случае происшествий, когда сталкиваются оба автомобиля.

Есть кроме этого еще и особые моменты при реализации полиса КАСКО с франшизой, либо в случаях, когда авто новое, недавно купленное и еще находится на гарантии.

При франшизе

Принцип действия франшизы таков, что часть суммы (например, 30-40 или 50%) стоимости полиса страхователь сразу не оплачивает, а затрачивает их потом, когда наступит происшествие.

Что делать, если страховая отказывает в выплатах КАСКО?

Преимущества полиса с франшизой уже многим автовладельцам знакомы. Это и экономия времени при оформлении бумаг по страховому случаю, и существенное снижение стоимости полиса при его покупке по риску «Ущерб», и мотивация управлять авто аккуратнее, так как придется при наступлении стразового случая самому что-то доплачивать.

Но есть один существенный минус в отношении происшествий, связанный с ущербом имущества страхователя.

Особые моменты при страховании с франшизой следует перечислять в соответствии с ее видами, поэтому имеет смысл рассмотреть особенности ремонта по КАСКО с франшизой в специальной таблице.

Вид франшизы по полису КАСКООсобые моменты, касающиеся ремонта и его стоимости
УсловнаяСумма, которую страхователь платит сам при наступлении рисков, фиксирована. Это значит, что клиент будет что-то доплачивать за ремонтные работы. Но, если ущерб составляет больше установленного по договору лимита, тогда страховщик оплачивает ремонт полностью, страхователю не нужно будет ничего доплачивать.
БезусловнаяКаким бы по величине не был ущерба автомобиля, клиент компании все равно будет доплачивать за ремонт.
Динамическая (или еще называют – франшизой по второму случаю)При первом обращении за страховым возмещение страховая компания сама все погашает, когда ставить авто на ремонт. Но второй случай и последующие разы обращения в компанию за возмещением ущерба – клиент частично оплачивает ремонт автомобиля сам.
ЛьготнаяОплатить придется страхователю часть ремонта только тогда, когда он сам оказался виновником ДТП. В иных случаях страховщик сам оплатит весь ремонт.
ВременнаяСтраховая компания возместит полностью ущерб в виде ремонта лишь в определенный промежуток времени, указанный в договоре страхования. В тех случаях, когда происшествие возникло вне установленных временных рамок, клиент компании будет погашать стоимость ремонта самостоятельно – частично, либо целиком, все зависит от условий договора.

В случае с безусловной франшизой нужно также отметить, что есть два варианта ее реализации – устанавливается либо процент от стоимости машины, либо в договоре указывается фиксированная часть стоимости полиса, которую берет на себя страхователь в случае наступления происшествия.

Обратите внимание! Если безусловная франшиза предполагает свой размер в виде процента, что берется от стоимости автомобиля, то тогда страховая компания обязана учесть износ авто, когда будет определять величину стоимости ремонта после происшествия. Поэтому она рассчитывается всегда индивидуально, по каждому случаю отдельно.

Случаи отказов в выдаче направления на ремонт авто для автомобилей, которые находятся после покупки еще на гарантийном сроке, не редки.

Случается это по той причине, что страховщику слишком затратно ремонтировать новый автомобиль, находящийся на гарантии, чем автомобиль, снятый уже давно с гарантийного обязательства.

В таких случаях клиент всегда должен ориентироваться на условия договора – если в них прописано, что страховщик обязан отправить поврежденный автомобиль на восстановление, то он должен это сделать.

Как не дать повод страховщику отказать Вам в выплате по КАСКО!
То же самое касается случаев, когда направление выдается компанией на ремонт поврежденной машины у неофициального сомнительного дилера.

Правомерный отказ в выплате по КАСКО

Есть ряд ситуаций, при которых отказ в выплате по КАСКО будет признан законным даже в суде. К таковым относятся:

  1. В момент наступления страхового случая договор КАСКО не был действительным (либо его срок истек, либо еще не вступил в действие).
  2. Водитель, находившийся за рулем транспортного средства на момент наступления страхового случая, был в состоянии алкогольного опьянения (наркотического), не имел прав на управление автомобилем, либо был лишен их.
  3. Повреждения транспортного средства были нанесены непосредственно владельцем, либо по его указаниям.
  4. Повреждение автомобиля произошло по причине радиации, военных действий, ядерного взрыва.
  5. Транспортное средство было изъято государственными органами исполнительной власти.
  6. Автомобиль был передан владельцем в аренду, при этом страховая компания уведомления об этом не получала.
  7. Страховая компания не может установить причину повреждения, ей неизвестно, относится ли ситуация к страховому случаю.
  8. На автомобиле были установлены дополнительные детали, не указанные в договоре. Например, если в страховом договоре описана летняя резина, то даже в случае установки на автомобиль зимней резины юристы страховой компании могут пытаться этим обосновать отказ в выплате по КАСКО.

Отказ в выплате по КАСКО – это не повод изыскивать средства для самостоятельного восстановления транспортного средства. Нужно действовать в рамках закона и добиваться справедливости – по статистике в большинстве случаев страховые компании решают эти спорные вопросы в досудебном порядке, достаточно лишь проявить себя как юридически подкованного человека.

Правила и условия страховой компании, которым необходимо следовать чтобы получить компенсацию ущерба.

Перед тем как принять отремонтированную машину нужно еще и правильно ее сдать в ремонт. Поэтому в обязанность представителя страховой компании по техническим вопросам ремонтов входит подготовить и предоставить в автомастерскую все необходимые документы.

А в обязанность владельца авто входит присутствовать при сдаче в ремонт машины. Осмотр должен проводиться при отличном освещении в помещении. Среди всех повреждений также отмечаться должны и царапины с вмятинами, а не только битые фары, или поломки агрегатных систем.

В акте приема машины обязательно должны присутствовать следующие ключевые моменты:

  1. Перечень повреждений от страховщика, отремонтировать которые поручено автомеханикам мастерской.
  2. Перечень нужных деталей на замену вместо поврежденных экземпляров.
  3. Дефекты, либо неисправности, не входящие в задачу устранения именно автосервисом по договору страхования.
  4. Скрытые повреждения.
  5. Описание полной комплектации машины.
  6. Отметки по замечаниям собственникам автомобиля по тем или иным неисправностям, а также его пожеланиям касательно ремонтных работ.
Когда делают описание комплектации автотранспортного средства, то все лишние элементы или дополнительное оборудование оставляются в гараже, у владельца.
Что стоит предпринять на месте происшествия

Все запасные детали, которые должны быть применены в восстановлении машины, обязательно должны быть отражены в договоре, заключенном между владельцем машины и автомастерской.

Испорченные детали могут быть утилизированы, оставлены в автомастерской для дальнейшего использования, а могут быть возвращены владельцу – здесь может решать их судьбу сам владелец машины.

Документы при приемке авто после ремонта, которые должны выдаваться на руки автовладельцу:

  • акт приема-передачи;
  • акт работ, которые реально были проделаны;
  • оригинал заказа-наряда;
  • квитанция, подтверждающая частичную оплату ремонта клиентом;
  • платежный документ, подтверждающий оплату ремонта страховой компанией;
  • платежный документ, подтверждающий оплату автомастерской при покупке нужных деталей, материалов;
  • талон гарантии с указанием срока для проверки и тестирования ремонтных работ, сделанных автомастерской.

При приеме машины из ремонта не стоит сразу бросаться подписывать акт приемки или иные документы, которые подсовывают техники СТОА. Сначала нужно все проверить, протестировать авто, а уже потом подписывать документы.

Если были обнаружены работы, проведение которых было сделано по машине без согласия ее собственника, и он не удовлетворен этим, тогда он вправе писать на имя руководителя автомастерской требование с условием переделки, либо требовать компенсацию или подавать жалобу в суд.

Поэтому принять машину у другого техника, не у того, кто ее принял на обслуживание – является нормой для автовладельцев.
Отказ от КАСКО

Для получения выплат вместо ремонта необходимо сразу подать заявление о наступлении страхового случая, где следует указать, что вы желаете получить сумму страховки, а не направление на восстановление после повреждений техники.

Но даже, когда вы уже имеете на руках направление, то все равно можете обращаться в компанию с заявлением о переводе возмещения ущерба с ремонта на денежную выплату.

Хотя такие действия должны иметь полномочия, закрепленные общими Правилами страхования КАСКО, изданным внутри компании.

Кроме сроков ремонта или постановки на восстановительные работы застрахованного автомобиля есть еще и сроки для назначения и перечисления страховщиком выплат по КАСКО, которые идут вместо ремонта.

Так как отдельных законодательных регламентов нет насчет четких сроков по выплатам в виде отдельного закона по данному направлению автозащиты, то можно выделить сроки, действующие на практике, отмеченные экспертами аналитических служб.

15 рабочих днейусредненные сроки для всех страховщиков, за которые фирма успевает принять решение, пересчитать сумму, если нужно и сделать перечисления на счет страхователя
2-3 недели1,5 месяца – выплаты при повреждениях после ДТП или действий хулиганов
2-3 неделивыплаты после наступления несчастного случая, стихийного бедствия
2-3 неделивыплаты после мелких повреждений – наезд на канализационный люк, например
2 месяцавыплата при угоне (для сравнения со сроками при ремонте)
2-4 неделивыплата в случае полной гибели авто
1 месяцв компании ВКС, Ингосстрах, Экогарантия, МАКС, Либерти и Интач
20 рабочих днейРосгосстрах, Согласие, Альфастрахование, Абсолют Страхование, Югория, Цюрих, Эрго-Русь
15 рабочих днейZetta, Альянс, БИН Страхование, ВТБ 24 Страхование, Ренессанс Страхование, Тинькофф, Проминстрах

Страховщики не имеют право отказывать своим клиентам в выплате денежных средств вместо ремонта, если их клиент выполняет все условия договора, не нарушал их, и не нарушал также Правила ПДД.

Чтобы получить беспрепятственно выплаты вместо направления на ремонт в СТОА, страхователь должен знать, как правильно отказаться от услуги ремонта по КАСКО.

Пошаговое руководство по получению выплат вместо ремонта по полису КАСКО при наступлении страхового случая, условиях в договоре обязательного ремонта и наличия акта о происшествии, являющегося признанием компании данного факта:

  1. В страховую компанию следует привезти авто на экспертизу.
  2. По согласованию со страховщиком экспертизу можно проводить на месте, воспользовавшись услугами независимого оценщика.
  3. Отправляете после экспертизы авто на ремонт в любу. Автомастерскую на ваше усмотрение.
  4. Делаете ремонт за свой счет.
  5. Снова предъявляете на осмотр эксперту страховой компании автомобиль, но уже с приложенной документацией из автосервиса.
  6. Получаете акт осмотра авто от оценщика и все дополнительные документы, что он даст.
  7. Несете все бумаги – от экспертного оценщика и автомастерской в страховую компанию и прилагает их к заявлению.

Но кроме этого варианта есть еще один – более простой и легкий. Даже, если в КАСКО прописан ремонт, а не выплата, по закону клиент все равно имеет право выбирать.

Ведь по ст. 929 ГК РФ страховщики не обязываются выдавать направлений на ремонты имущества, по которому проходит ущерб. Это значит, что страховые возмещения, вообще-то, компания обязана выплачивать деньгами.

Вот почему у страхователя есть такое право сразу подавать заявление с пометкой о денежных выплатах, а не постановке битой машины на ремонт.

Обратите внимание! Акт о наступлении страхового случая является важным документом, на основании которого наступают обязательства страховщика, что ему следует выполнять по условиям договора.

В случае спорных моментов именно этот акт будет служить, в свою очередь, основанием для принятия судебного решения, принудительно заставить страховщика платить или направлять на ремонт машину в сроки и к официальному дилеру.

Клиенты могут запрашивать именно установку на авто оригинальных деталей, а не поддельных, сроки могут страховыми компаниями или СТО затягиваться намеренно, постоянные споры между клиентами и страховщиками по вопросам замены деталей с легкими повреждениями и так далее.

На практике все вопросы хоть и длительно, но все-таки решаются, если сразу не бежать в судебную инстанцию, а требовать своих прав сразу у страховщика или автомастерской.

После погашения долга перед кредитором следует незамедлительно заключить со страховщиком дополнительное соглашение о смене выгодоприобретателя. В противном случае при наступлении страхового события выплату всё равно получит банк.

Чтобы избежать неприятных последствий, нужно изменить условия страхования в день погашения долга по кредиту. Смена выгодоприобретателя не влияет на степень страхового риска, а значит страховщик не вправе увеличивать размер страховой премии.

Обычно оформление дополнительного соглашения не занимает много времени, так как менеджерам не нужно согласовывать изменение графы «выгодоприобретатель» с руководством. Однако всё же лучше заранее предупредить сотрудников страховой компании о желании изменить условия страхования.

Ответственность

За сроки проведения ремонтных мероприятий отвечать всегда должна страховая фирма, а за качество ремонта – автосервис. Поэтому договора следует заключать и с той и с другой организацией.
Новые правила ПДД с 2019 года

Ответственность за ненадлежащий ремонт автомастерская несет, прежде всего, перед автовладельцем и страховой компанией, с которой у нее заключен свой договор о партнерстве.

Подать в суд на СТОА может как страховщик, так и клиент – страхователь. Решением суда могут быть определены штрафные санкции и компенсации, которые полностью покроют некачественный ремонт, либо компенсируют ущерб, нанесенный плохим ремонтом.

Еще решением суда автомастерскую обяжут переделать, если то, что они «наваяли» еще подлежит переделке.

Но обычно практика показывает, что все подобные вопросы решаются при помощи влияния страховой компании на автомастерские, сотрудничающие с ней.

Что делать, если отказали

Кроме проблем со сроками, недоплатой ремонтным мастерским со стороны стразовой компании либо отказов клиенту в выдаче направления на ремонт, есть еще одна проблема – это проведение техниками ремонта низкого качества.

Мало того, что страховщики зачастую исключают УТС (Утрату товарной стоимости), не учитывают тот факт, что битая машина после ремонта уже не будет стоить дорого, так еще ремонт некачественный, что еще больше снижает стоимость авто.

Но если речь идет о рихтовке, покраске, замене конструктивных деталей, агрегатов и прочего, что влияет на безопасность техники в дальнейшем при ее эксплуатации, а также на внешний вид, то здесь ремонт должен быть идеальным.

В случае некачественного ремонта у клиента есть несколько путей решения вопроса:

  1. Обратиться к техникам автомастерской с тем, чтобы они сделали все, как полагается и машина была на ходу и имела нормальный внешний вид.
  2. Обратиться к страховщику, если в автомастерской отказали в переделывании восстановительных работ.
  3. Если отказали в обоих случаях, тогда следует идти в суд.

Для обращения в суд недостатки ремонтных работ и некоторые условия должны быть существенными, например, такими как:

  • некачественные детали, которые не дают машине нормально трогаться с места, тормозить, ездить и другое;
  • поверхность кузова, фар, бампера и прочих элементов заметно имеет царапины, вмятины;
  • плохо восстановлен салон;
  • детали или восстановительные работы находятся на гарантийном сроке, который служит одновременно и сроком давности для обращения с иском в судебную инстанцию;
  • сроки давности для деталей или ремонтно-восстановительных работ без гарантийного срока – в течение 10 лет.

Обращаться в автомастерскую или к страховщику с просьбой о переделке следует в письменном виде.

И лишь потом только можно подавать иск в суд, когда будет отказано в переделывании ремонта. В судебную инстанцию обращаются уже как к последней инстанции, когда отношения со страховщиком испорчены.

Кроме обращения в суд, можно еще подавать жалобы в такие учреждения, как: РСА, Банк России или Общество по Защите потребительских прав, которые имеют значимое влияние на страховую компанию и автомастерские.

Если вашу машину не хотят принимать в автомастерской, тогда следует сразу же возвращаться в страховую компанию с просьбой, чтобы вас направили к другому автосервису.

Или с просьбой, чтобы страховщик устранил все возможные препятствия к постановке на ремонт автомобиля.

И только после того, как стразовая станет отказываться, чтобы что-то поменять и предложить альтернативный вариант решения вопроса, уже можно подавать заявление с требованием выплатить страховку в денежном эквиваленте.

И писать жалобы в Общество по защите прав потребителей, РСА (Российский Союз Автостраховщиков) и даже в Банк России, который имеет право отзывать лицензии у страховщиков, нарушающих законы и права клиентов.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть