Правовые основы регулирования перевозок пассажиров морским транспортом., Перевозки пассажиров и багажа морским транспортом., Обязанности сторон при организации морских круизов.

Статистика

По общей статистике, не учитывающей расстояний, услугами внутреннего водного транспорта пользуются 0.11 процентов населения, что ничтожно мало в сравнении с другими видами (общественный транспорт — 90.52%, железнодорожный – 8.54%).

Вид транспортировки20152016
млн.чел.% млн.чел.%
 Железная дорога 1 024,608,29 1 040,008,54
 Автобус 11 221,00 90,78 11 027,40 90,52
 Внутренний водный 13,2 0,11 13,1 0,11
 Морем 9,6 0,08 13 0,11
 Авиа (транспортная авиация) 92,1 0,75 88,6 0,73
 Всего 12 360,50 100,00 12 182,10 100,00

Если учесть дальность перевозок и вместительность, то статистика не сильно изменится: те же 0.11 процентов, в сравнении с железнодорожным (27%) и общественным (25%) транспортом.

Вид транспортировки20152016
млн. пассажирокм.%млн. пассажирокм.%
 Железная дорога 120 644,20 25,88 124 619,60 27,23
 Автобус 118 061,50 25,33 116 885,20 25,54
 Внутренний водный 492,3 0,11 525,1 0,11
 Морем 61,7 0,01 88,1 0,02
 Авиа (транспортная авиация) 226 849,20 48,67 215 593,90 47,10
 Всего 466 108,90 100,00 457 711,90 100,00

В целом, можно сделать вывод, что пассажирские речные перевозки имеют очень малую долю среди популярных видов транспорта, превосходя разве что морской. Есть тенденция увеличения количества пассажиров, использующих этот вид транспорта, но она не является значительной.

В перевозке полезных ресурсов в отдалённые приречные районы, этот вид транспорта играет более важную роль.

Внутренний водный транспорт балансирует на грани нерентабельности уже много лет: огромную роль в этом сыграли многолетние проблемы с финансированием отрасли.

Большая часть используемых сейчас кораблей являются устаревшими, ещё советскими. На текущий момент, только четверть гидросооружений имеет нормальное состояние, позволяющее обеспечить безопасность перевозок.

Преимущества и недостатки

Несмотря на вышеописанную печальную статистику, речной транспорт имеет достаточно преимуществ и остаётся актуальным и в наши дни.

В качестве плюсов этого вида передвижения можно отметить следующее:

  1. Используются пути естественного происхождения: они не требуют таких затрат, как для обустройства дорог или прокладывания рельс.
  2. Стоимость перевозок дешевле, чем при использовании поездов.
  3. Затраты энергии меньше, чем у сухопутного транспорта.
  4. Высокая провозная способность.

Но, речные перевозки имеют и отрицательные стороны. Среди них можно выделить:

  1. Малую скорость передвижения.
  2. Сезонный характер: неактуальны при замерзании или обмелении рек (в зависимости от климата региона). В северных районах используются 120-150 дней в году, в южных – 200-240, в районах со смешанным климатом – нечто среднее.
  3. Использование ограничено форматом рек: извилистость, направление, длина.
  4. Сильно зависят от погодных условий.
  5. Загрязнения рек.
  6. Ступенчатость глубины; приводит к дополнительным перевалам при использовании крупных судов.

Правила безопасной доставки детей по реке

В любых случаях, при путешествиях по воде с детьми не стоит забывать о правилах безопасности и официальных инструкциях, отражающие правила поведения при путешествиях на воде:

  1. Во-первых, основные правила будут одинаковыми и для взрослых, и для детей.
  2. Необходимо убедиться в наличии на судне инструкций по эвакуации, плана выхода, определить местонахождение спасательных жилеток и шлюпок. В случае их отсутствия, не рекомендуется пользоваться этим водным транспортом.
  3. Попав на борт корабля, вы переходите на территорию, подконтрольную команде судна, включая его капитана. Необходимо соблюдать их указания и дисциплинарные обязанности. Ваша безопасность и плавание будут полностью зависеть от команды, работающей на борту.
  4. После расположения в каюте, ещё раз внимательно изучите инструкции, посвящённые безопасности пассажиров и судна.
  5. Убедитесь в наличии плавательного жилета и его пригодности к использованию. Прочтите инструкцию по использованию заранее, чтобы чрезвычайные ситуации не застали вас врасплох.
  6. Стоит убедиться, что судно полностью готово к работе и с документальной стороны, и имеет все необходимые лицензии. Стоит узнать, заключался ли договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и договор страхования перевозки пассажиров.

Не забудьте, что покупая билет, вы заключаете договор перевозки пассажиров с компанией, владеющей судном.

Если взять правила, касающиеся конкретно пассажиров с детьми, можно выделить следующие пункты (согласно Приказа Минтранса РФ от 05.05.2012 № 140 и Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации):

  1. Дети до 5 лет имеют право на бесплатный проезд (один ребёнок), а дети от 5 до 10 лет – на льготный проезд (Кодекс внутреннего водного транспорта ст. 100 КВВТ).
  2. Несовершеннолетние до 14 лет не имеют права на переезд без сопровождения дееспособного пассажира. (гл.1 п.8 Приказ Минтранса РФ от 05.05.2012 № 140).
  3. На судне должны быть детские индивидуальные спасательные жилеты, по одному на каждого ребёнка на борту. (гл.1 п.12 Приказ Минтранса РФ от 05.05.2012 N 140).

Отдельно можно вынести требования из Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 № 72.

Согласно этому Постановлению сопровождающий с ребёнком до 7 лет может пользоваться услугами комнаты матери и ребёнка:

  • спальные места и постельное бельё для ребёнка и взрослого;
  • приём внеочередных заказов на все виды оказываемых услуг;
  • использование ванной, душа, полотенец других купальных принадлежностей;
  • медицинская помощь;
  • предоставление детских игр.
 Размер взыскания Для кого
 3000 рублей водитель
 25000 рублей должностные лица
 100 000 рублей юридические лица

Пассажирские речные перевозки по Волге

Пассажирские перевозки речным транспортом являются востребованными на крупных реках, в чьё число входит и Волга.

В основном, они используются для:

  1. Речных круизов: прогулки на катерах и скоростных судах.
  2. Пассажирских перевозок: в некоторых населённых пунктах этот способ является единственной возможностью приехать.

Крупными портами и перевалочными пунктами в таких маршрутах будут являться:

  • Москва;
  • Ярославль;
  • Кострома;
  • Калуга;
  • Коломна;
  • Серпухов;
  • Рыбинск;
  • Самара.

В Волго-Камском речном бассейне сконцентрированы основные пассажирские потоки. Речные вокзалы городов в этой области предлагают множество вариантов внутригородских, транзитных, местных и пригородных направлений поездок по Волге на транспорте, как простом, так и туристическом.

Самым крупным речным вокзалом является столичный.

В Волго-Вятском бассейне крупнейшие речные вокзалы располагаются в таких городах:

  • Нижний Новгород;
  • Волгоград;
  • Москва;
  • Пермь;
  • Астрахань;
  • Казань;
  • Ярославль.

Основные порты в Волжском бассейне:

  • Калининский;
  • Череповецкий;
  • Рыбинский;
  • Ярославский;
  • Горьковский;
  • Казанский;
  • Ульяновский;
  • Куйбышевский;
  • Саратовский;
  • Волгоградский;
  • Астраханский;
  • Пермский.

Стоимость

Простой проезд обойдётся в пределах от 60 до нескольких сотен рублей, с туристическими и развлекательными рейсами ситуация более интересна. В зависимости от формата и наполнения поездки, цены варьируются от 5 до десятков тысяч рублей.

К примеру, стоимость проезда по маршруту Красноярск – Дудинка составит от 7 до 30 тысяч рублей (в зависимости от категории места и веса багажа).

Как выбрать наилучшее соотношение цены качества? Учтите следующие пункты:

  1. Решите, что для вас важнее – комфорт или цена проезда, ведь в зависимости от уровня каюты оплата может различаться в 4 раза.
  2. Сезонные скидки, особенно при заранее оформленной брони. Чем раньше вы купите билет – тем дешевле вам это обойдётся, и легче будет выбрать наиболее комфортный вариант.
  3. Стоит изучить доступные предложения от компаний, осуществляющий переправу, и выбрать наиболее оптимальный вариант.
  4. Выбор корабля, на котором вам предстоит совершить плавание. На сегодняшний день, в России представлены корабли на 2-4 палубы, от количества которых зависит вместимость судна. Для одних большой размер будет плюсом, но так как это приводит к увеличению количества людей на борту, такой вариант подойдёт не всем.
  5. Изучите фотографии судна, интерьер, почитайте отзывы на разных сайтах, чтобы убедиться в достаточной комфортабельности на территории.
  6. Пик туризма и переправ обычно приходится на июнь-июль, что вызывает скачок в расценках на круизы. Попробуйте присмотреться к тарифам в мае или августе – спрос будет меньше, как и цена вопроса. Можно, конечно, попробовать подобрать билет на октябрь и апрель – но погода вряд ли поспособствует комфортному перемещению.
  7. Большую роль также играет выбор направление и длина поездки:
    • Как бы это ни было удивительно, но дорога Москва – Санкт-Петербург, Москва — Архангельск и, например, Нарьян-Мар –Салехард будут значительно отличаться в цене.
    • Главное в этом пункте – определиться с городом отбытия, потому что именно от него зависят расценки на маршрут.
    • Кроме того, в связи с тем, что крупные водные артерии в нашей стране текут либо с севера на юг, либо с юга на север, не всегда получится найти прямой речной путь даже с близлежащими городами, например Хабаровск и Биробиджан.

Возмещение убытков

Перевозки пассажиров данным способом регулируются “«Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации” 2001 года.

Согласно этому документу:

  1. Перевозчик несёт полную ответственность за пассажиров и принятый багаж, с момента посадки на борт, до момента выхода в пункте назначения.
  2. Потери, повреждения или не полная сдача вещей, совершённые по вине экипажа, должны быть компенсированы пассажиру, как и оплата за провоз груза в полном размере, в случае если перевозчик не докажет, что потеря была следствием независящих от него обстоятельств.
  3. Багаж будет считаться утерянным в случае его неприбытия на место назначения в течение 30 суток после назначенного срока.
  4. Также, перевозчик несёт ответственность за жизнь пассажиров и безопасность судна.

Транспортные компании

Предприятия, предоставляющие услуги пассажирских перевозок по России, присутствуют в достаточных количествах во всех приречных и приозёрных городах.

 Название Описание Контакты
 «Ортодокс» Речные круизы cruise ru
 «ВолгаWolga» Речные круизы на теплоходах volgawolga ru
 «Водоходь» Круизная компания vodohod com
 «Мостурфлот» Компания-перевозчик mosturflot ru
 «Волжские путешествия » Компания-перевозчик volga-travel ru

Они, как и множество других крупных и маленьких компаний, обеспечивают речные перевозки на разнообразных маршрутах. Цены на такие поездки обходятся от пары сотен до десятков тысяч рублей, в зависимости от длины, насыщенности ( в случае её наличия) развлекательной программы и типа маршрута.

Несмотря на все трудности в развитии и застой в целом, этот тип транспорта остаётся актуальным и занимает свою личную нишу на протяжении многих лет, оставаясь важным звеном в экономической и транспортной системе РФ.

Пассажирские речные перевозки по Волге

Перевозки пассажиров и багажа морским транспортом регули-руются документами международного и национального законода-тельства. При международных перевозках действуют международные договоры и конвенции,среди которых можно выделить Афин-скую «Конвенцию о перевозке морем пассажиров и багажа», при-нятую в 1974 г.

СССР присоединился к этой Конвенции в 1983 г. Российская Федерация как правопреемница Советского Союза является участником этого соглашения. Конвенция распространя-ется на все суда (кроме судов на воздушной подушке) и применя-ется к любой международной перевозке, если судно плавает под флагом государства, которое является стороной Конвенции или зарегистрировано в таком государстве;

если договор перевозки заключен в этом государстве или если оно является местом от-правления или назначения судна. В то же время Конвенция не применяется в том случае, если пассажир является гражданином России и следует на судне по договору с российским перевозчи-ком.

В Афинской Конвенции предусмотрена ответственность пере-возчика за ущерб, причиненный в результате смерти пассажира или нанесения ему телесного повреждения, а также в результате утраты или повреждения багажа.

В соответствии с данным доку-ментом имущественная ответственность перевозчика составляет 700 000 швейцарских франков за пред, причиненный здоровью пас-сажира; 12 500 швейцарских франков за ручную кладь;

Одной из международных организаций, занимающихся вопро-сами морского судоходства, является международная морская орга-низация ТМО (International Maritime Organization), созданная в 1958 г. Она разрабатывает международные акты в области морских перевозок,в том числе, связанные с безопасностью мореплавания и с защитой морской среды от загрязнения.

В результате деятель-ности этой организации был подписан ряд конвенций, регулиру-ющих международные морские перевозки: «Международная Кон-венция об охране человеческой жизни на море» (1974); «Между-народная Конвенция об унификации некоторых правил перевоз-ки морем багажа и пассажиров» (1967);

«Международная Конвен-ция об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем» (1981); «Международная Конвенция о поиске и спасении на море» (1979); «Конвенция о предотвращении за-грязнения моря сбросом отходов и других материалов» (1972) и др.

При морских перевозках в территориальных водах Российской Федерации, в водах открытого моря и при заходе российских су-дов в иностранные морские порты действует правовой документ национального законодательства«Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (КТМ), вступивший в силу с 1 мая 1999 г.

Судовладелец обязан соблюдать установленное расписание движения судна обо всех возникающих изменениях и отклонениях в расписании движения судна в случае задержки прихода судна в порт и сокращения времени стоянки администрация судна обязана оповестить об этом работников туристского круиза и туристов, принять меры к выполнению программы обслуживания туристов.

В случае изменения установленного расписания движения судна, вызвавшего нарушение программы обслуживания туристов, виновная сторона оплачивает другой стороне ее фактические убытки.

Если судовладелец по каким-либо причинам не может предоставить судно, предусмотренное договором, то он предоставляет туристской организации другое однотипное судно. В случае непредставления судна в срок, предусмотренных договорам, либо невозможности выполнения круизной программы в полном объеме - время задержки судна, продления или сокращения круиза более, чем на 12 часов, исключается из периода оплаты аренды или, по согласованию сторон, круиз продлевается на время задержки или сокращения.

В случае вины одной из сторон виновная сторона оплачивает другой стороне ее фактические убытки, связанные с этой задержкой, продлением иди сокращением рейса.

В случае, если судно оказывает в период проведения круиза помощь судну или людям, терпящим бедствие на море, судовладелец ответственности за задержку рейса перед турфирмой не несет. Рейс с согласия сторон продлевается на то время, которое затрачено на оказание помощи.

В дни посадки и высадки туристов арендная плата за период действия договора исчисляется обычно из расчета часовой стоимости аренды судна в сутки.

Туристская организация несет ответственность перед пароходствам за просрочку платежей за аренду судна, срок выплаты которых установлен договором (обычно этот штраф составляет 0,05% за каждый день просрочки от общей суммы платежей по договору).

Стороны вправе аннулировать договор не позднее, чем за три месяца до начала рейса. В случае аннуляции договора позднее, чем за 3 месяца до начала рейса, сторона, аннулировавшая договор, возмещает другой стороне ущерб, сумма которого не должна превышать 50% стоимости арендной платы за рейс. Общий размер ущерба определяется сторонами.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть