Требования к ЖД переездам в 2019 году

Какие бывают виды

Итак, железнодорожный переезд – это место, в котором в одном уровне пересекаются ж/д пути и автомобильная, пешеходная или велосипедная дорога.
  1. Регулируемые. Такие переезды оснащаются средствами автоматической, полуавтоматической или ручной регулировки движения, а именно, шлагбаумами, светофорами, заградительной сигнализацией, дежурным и так далее.
  2. Нерегулируемые. Такие разновидности переездов не обустраиваются средствами сигнализации приближения поезда, и возможность/невозможность пересечения путей ж/д транспорта решается водителем автомобиля самостоятельно.
  • видимость водителя автотранспорта приближения железнодорожного состава должна составлять не менее 50 м с каждой стороны;
  • видимость машиниста при приближении к переезду должна быть не менее 1000 м;
  • пересечение дорог должно быть произведено под прямым углом (в некоторых ситуациях допускается уменьшение угла до 60º);
  • при приближении к переезду должны быть установлены специальные дорожные знаки, на проезжую часть нанесена соответствующая разметка;
  • машинист железнодорожного состава так же предупреждается о приближении к автомобильной дороге специальными знаками.
Каждому водителю, велосипедисту или пешеходу при пересечении ж/д путями требуется быть предельно внимательным.

Зоны на жд переезде

НомерОписаниеОбозначение в населенном пунктеОбозначение вне населенного пункта
1Железнодорожный переездшлагбаум или один из знаков 1.3.1 и 1.3.2
Знак 1.3.1 Однопутная железная дорогаЗнак 1.3.2 Многопутная железная дорога
250 метров до железнодорожного переездаЗнак 1.1 Железнодорожный переезд со шлагбаумомЗнак 1.2 Однопутная железная дорогаЗнак 1.1 Железнодорожный переезд со шлагбаумомЗнак 1.2 Однопутная железная дорогаЗнак 1.4.3 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.6 Приближение к железнодорожному переезду
3100 метров до железнодорожного переездаЗнак 1.1 Железнодорожный переезд со шлагбаумомЗнак 1.2 Однопутная железная дорогаЗнак 1.4.2 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.5 Приближение к железнодорожному переезду
4Больше 100 метров до железнодорожного движения-В пределах зоны могут попасться следующие знаки:
Знак 1.1 Железнодорожный переезд со шлагбаумомЗнак 1.2 Однопутная железная дорогаЗнак 1.4.1 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.4 Приближение к железнодорожному переезду

В четвертой зоне действуют обычные правила дорожного движения, поэтому в статьях не будем заострять на ней внимание. Что касается зон 1-3, то о каждой из них речь пойдет более подробно.

Статистика столкновений на ЖД переезде

В 2017 году на территории РФ находится более 11 000 ж/д переездов.
Параметр2016 год1 полугодие 2017 года
Общее число аварий211134
Число аварий с участием ж/д составов5667
Пострадало108 человек86 человек
Погибло31 человек25 человек
Наибольшие показатели аварийности зафиксированы на Северо-Кавказской и Октябрьской железных дорогах.
  • несоблюдение ПДД водителями транспортных средств (проезд на запрещающий сигнал светофора или при закрытом шлагбауме);
  • использование неисправного автотранспорта, который по различным причинам может остановиться на переезде;
  • плохое обустройство или покрытие на переезде.
  • переезды оснащаются средствами автоматической сигнализации о приближении поезда, в том числе и звуковыми сигналами, которые за достаточно длительное время предупреждают участников дорожного движения о приближении железнодорожного состава;
  • производится ремонт путей и автомобильных дорог при приближении к переезду. Обустройство самого переезда должно быть выполнено в соответствии с нормативными требованиями и технической документаций; Около железнодорожных путей дорога должна быть в идеальном состоянии и оборудована всеми предупредительными знаками и элементами.
  • сотрудниками ГИБДД ведется профилактическая работа с водителями.

Штрафы за нарушение правил

В целях безопасности каждый водитель обязан четко соблюдать все правила переезда железнодорожных путей. Как правильно проезжать жд переезд?
  • пересечение путей можно производить исключительно в оборудованных местах, то есть на ж/д переездах;
  • при приближении к переезду необходимо сбавить скорость, чтобы успеть среагировать на сигналы светофора или жесты дежурного, выступающего в роли регулировщика;
  • запрещается выезжать на пути, если горит запрещающий сигнал светофора, закрыт шлагбаум или дежурный показывает соответствующие жесты (руки дежурного подняты вверх или вытянуты в разные стороны);
  • запрещается ПДД обгон на жд переезде;
  • не допускается самостоятельное открытие шлагбаума, даже если состав уже прошел;
  • на путях нельзя останавливаться, двигаться задним ходом и производить иные маневры;
  • нельзя начинать движение без разрешения дежурного по переезду, если он не оборудован светофором и/или шлагбаумом;
  • запрещается перевозить через пути сельхозтехнику, строительную или дорожную технику, если она не закреплена соответствующим образом или транспортируется с нарушением правил.
Описание нарушенияСтатьяПредусмотренное наказание
Пересечение жд путей вне обустроенного переезда Выезд на пути при запрещающих сигналах (светофора, регулировщика, шлагбаума и так далее) Остановка и стоянка на путях12.10 часть 1- штраф 1 000 рублей или - лишение прав на 3 – 6 месяцев
Нарушение правил переезда путей за исключением случаев в предыдущем пункте12.10 часть 2Штраф 1 000 рублей
Повторное нарушение правил пересечения жд путей12.10 часть 3Лишение прав на 1 год
Несоблюдение требований, установленных дорожными знаками или нанесенной на проезжую часть разметкой12.16Штраф 500 рублей
Нарушение правил, установленных для перевозки тяжеловесных или крупногабаритных грузов12.21.1Штрафы: - для водителя – 1 000 – 1 500 рублей; - для должностного лица, который отвечает за транспортировку – 5 000 – 10 000 рублей; - для юридических лиц – 50 000 – 100 000 рублей
Нарушение правил, в результате которого потерпевший получил легкий вред здоровью12.24 часть 1- штраф в размере 2,5 – 5 тыс. рублей или - лишение прав на 1 – 1,5 года
Нарушение правил с причинением вреда здоровью пострадавшего средней тяжести12.24 часть 2- штраф 10 000 – 25 000 рублей или - лишение прав на 1,5 – 2 года
Повреждение ж/д путей или обустроенных переездов12.33Штрафы для: - граждан – 5 000 – 10 000 рублей; - должностных лиц – 25 000 рублей; - юридических лиц – 300 000 рублей

Т.е. остановка запрещена только на самом железнодорожном переезде (зона 1 на картинке).

В принципе эти пункты правил во многом напоминают пункты раздела 13, относящиеся к проезду перекрестков и запрещающие продолжать движение в случае затора.

Однако в отличие от автомобиля на перекрестке, поезд не сможет остановиться перед железнодорожным переездом даже при огромном желании машиниста и всех пассажиров, т.к. его тормозной путь даже при минимальной скорости составляет сотни метров.

Никогда не рискуйте собственной жизнью и жизнями Ваших пассажиров. Ни при каких обстоятельствах не останавливайтесь на железнодорожном переезде. Ну а чуть ниже речь пойдет о том, что нужно сделать при вынужденной остановке на железнодорожном переезде.

Обратите внимание, стоянка запрещена с любой стороны от переезда, т.е. не только перед переездом, но и после него (в пределах зоны 2).

Еще раз подчеркну, что водитель должен приложить все усилия, чтобы избежать остановки на железнодорожном переезде. Однако если машина все таки стоит на путях, то действовать нужно быстро и решительно.

Итак, если автомобиль застрял на железнодорожном переезде, необходимо сражу же высадить пассажиров. Это очень важно, т.к. во-первых, вне автомобиля людям будет безопаснее, во-вторых, два пассажира помогут водителю остановить приближающийся поезд, в-третьих, остальные пассажиры помогут подтолкнуть автомобиль и убрать его с жд переезда.

1. Попросите всех пассажиров покинуть салон транспортного средства как можно быстрее.

2. Пошлите двух самых быстрых пассажиров бежать по железнодорожным путям в разных направлениях как можно дальше. При этом, если пассажир увидит приближающийся поезд, он должен подать ему сигнал остановки круговым движением руки.

Что такое круговое движение руки, правила дорожного движения не расшифровывают. Однако я рекомендую выполнять его следующим образом: встаньте боком к приближающемуся поезду и вращайте прямую руку в плечевом суставе. Если действовать таким образом, то машинист заметит сигнал достаточно быстро.

Напоминаю, что тормозной путь поезда достаточно велик, поэтому бежать по железнодорожному полотну следует как можно дальше.

3. Что касается водителя, то согласно требованиям правил он должен подавать специальный звуковой сигнал, предназначенный для остановки поезда. Однако при наличии пассажиров рекомендую сначала попробовать отвести транспортное средство с переезда, чтобы избежать возможного столкновения с поездом.

Внимание! Настоятельно не рекомендую пытаться отбуксировать другим автомобилем застрявшее на переезде транспортное средство. В случае появления поезда и столкновения с застрявшей машиной, буксирующий автомобиль притянет тросом под колеса поезда и он будет уничтожен.

Часть 1 статьи 12.10 КоАП распространятся только на сам железнодорожный переезд. Т.е. за остановку или стоянку в границах зоны 1 водитель заплатит 1 000 рублей или будет лишен прав на срок от 3 до 6 месяцев.

За стоянку в зоне 2 предусмотрено минимальное наказание - 500 рублей. Однако не стоит оставлять там автомобиль, т.к. он может помешать другому транспортному средству покинуть железнодорожный переезд.

Примечание. Автомобиль не может быть эвакуирован на штрафстоянку за остановку на железнодорожном переезде.

Удачи на дорогах!

Прежде всего нужно понимать, что для железнодорожных переездов необходимо внимание и осторожность, поскольку даже регулируемые зоны могут быть опасны.

Если дежурного и вспомогательного оборудования нет, и у переезда есть только знаки, то необходимо применять собственное зрение, чтобы совершить переезд без проблем.

Делать это следует только после осмотра всех направлений, в которых может двигаться поезд, только тогда можно быстро пересечь пути.

Однозначно, водители с любым опытом должны знать, как правильно пересечь переезды разных степеней оборудованности, а следовательно и безопасности.

Обязательно следует разобрать, какие действия нужно предпринимать на переезде регулируемого и нерегулируемого типов, где останавливаться на перекрестке без шлагбаума, и какие меры безопасности следует предпринимать при наличии только знака Стоп.

Как работает

  • если переезд оборудован автоматической сигнализацией приближения поезда, то на расстоянии 800 – 1000 м от переезда устанавливается реле, которое при замыкании передает сигнал на светофор и шлагбаум. Первым включается запрещающий сигнал светофора, а через 10 – 12 секунд начинает закрываться шлагбаум. После прохода поезда реле размыкается и открывается проезд для движения автотранспорта; При пересечении переездов, оборудованных автоматикой, следует быть предельно осторожным, так как дежурный не всегда успевает во время отреагировать и исправить сложную дорожную ситуацию.
  • если переезд оборудован ручными средствами сигнализации, приводящимся в действие дежурным, то при приближении поезда передается сигнал на пульт дежурного, который включает светофор и/или закрывает шлагбаум. Перед выполнением работы сотрудник железной дороги должен убедиться в отсутствии на переезде транспортных средств и безопасности выполняемых действий;
  • при приближении к нерегулируемому переезду машинист поезда на определенных расстояниях от переезда (в местах установки специального знака «С») подает звуковой сигнал, чем и извещает водителей о приближении железнодорожного состава.

Какое должно быть оборудование

  • Правилами эксплуатации ж/д дорог на территории РФ;
  • Инструкцией по эксплуатации, утвержденной Министерством путей сообщения;
  • ПДД;
  • ГОСТ 23457-86 (требования об организации движения);
  • СНиП 2.05.02-85 (автомобильные дороги).
  • переезд со шлагбаумом (устанавливается на регулируемом переезде);
  •  переезд без шлагбаума (устанавливается на нерегулируемом переезде).
первый знакустанавливается на расстоянии 300 м от переезда
второй знакустанавливается вместе со светофором или на расстоянии 50 м от переезда
  • на расстоянии 300 м;
  • на расстоянии 150 м;
  • на расстоянии 50 м.
  • многопутная ж/д дорога;9
  • ж/д дорога с одним путем.

Освещение

для 1 категории5 лк
для 2 категории3 лк
для 3 категории2 лк
для 4 категории1 лк
  • в случае работы дежурного по переезду в обязательном порядке устанавливаются прожектора, которые могут включаться только при приближении поезда или в сложных ситуациях или гореть постоянно (в зависимости от категории переезда);
  • на переездах ж/д путей со скоростными магистралями или в жилых зонах устанавливаются дополнительные светильники.
В настоящее время ведется работа по оснащению всех категорий переездов освещением, мощность которого не менее 5 лк.

Семафор

  1. С двумя горизонтальными сигналами.
  2. С тремя сигналами: двумя красными, расположенными рядом друг с другом и бело-лунного, расположенного выше и посередине между красными огнями.
  • движение запрещено при мигающих красных;
  • движение разрешено при отсутствии сигналов.
  • движение запрещено при включении красных сигналов и выключении бело-лунного;
  • движение разрешено при работе бело-лунного сигнала и выключенных красных.
  • автоматическими;
  • полуавтоматическими;
  • механическими.
Автоматические и полуавтоматические шлагбаумы закрываются после срабатывания реле от приближающегося поезда. Механические шлагбаумы закрываются дежурными самостоятельно после получения сигнала о приближении железнодорожного состава.
  • шлагбаум в зависимости от ширины проезжей части может иметь длину 6, 8 или 10 м;
  • шлагбаумы располагаются на высоте 1 – 1,25 м от уровня проезжей части;
  • заградительные элементы должны перекрывать не менее ½ проезжей части;
  • на шлагбаумах должны быть установлены сигнальные огни: со стороны дороги красного цвета, со стороны ж/д путей – белого цвета; Огни должны работать в темное время суток или в условиях плохой видимости (дождь, туман и так далее) при закрытом шлагбауме. Если заградительное сооружение открыто, то огни могут быть включены только со стороны железнодорожных путей.
  • заградительные элементы устанавливаются на расстоянии 8,5 – 14 м от ближайшей рельсы. Такое правило утверждено для увеличения безопасности на переездах.

Камеры

В настоящее время установка камер не регламентируется действующим законодательством, но в ближайшем будущем планируется оснастить современной техникой максимальное количество переездов. Камеры позволяют не только фиксировать нарушения, совершенные водителями, но и получать дополнительную информацию о переезде в целях его переоборудования. Для снижения аварийности из-за нарушений водителями правил пересечения ж/д путей на переездах устанавливаются противотаранные устройства, которые, как правило, работают в автоматическом режиме (совместно со светофорами и шлагбаумами). После подачи сигнала о приближении поезда металлическое ограждение поднимается, тем самым, препятствуя проезду автомобильного транспорта.

Другое

Дополнительно переезды могут оснащаться звуковой сигнализацией. При приближении поезда, помимо включения запрещающего сигнала светофора и опускания шлагбаума подается звуковой сигнал.
  • через пути проходит пешеходная дорожка;
  • через пути оборудовано прохождение скота;
  • переезд не оборудован светофором или заградительными приспособлениями.

Ответственность за несоблюдение

Далее коротко ответить на наиболее распространенные вопросы, касающиеся проезда перекрестков с ж/д путями. Работа автоматического переезда через железнодорожные пути организована таким образом, что перед опусканием шлагбаума загорается красный сигнал светофора, причем между этими двумя действиями проходит как минимум 10 – 15 секунд. Этого времени вполне хватает, что водитель смог затормозить. Таким образом, вина в повреждении автомобиля при ударе шлагбаума полностью лежит на водителе, который проигнорировал запрещающий сигнал светофора.
  • ремонт поврежденного автотранспорта будет производиться исключительно за счет собственных средств автовладельца;
  • водителю будет выписан штраф за проезд ЖД переезда на красный свет.
Интервал закрытия шлагбаума регламентируется техническими требованиями для каждого ж/д перекреста. В среднем между включением красного сигнала светофора и закрытием шлагбаума проходит не менее 10 – 15 секунд. Кроме этого в целях обеспечения безопасности на ЖД переезде все автоматические и полуавтоматические шлагбаумы дополнительно должны быть оснащены ручным управлением, которое располагается непосредственно на заградительном устройстве. В последнее время большое количество перекрестков с ж/д путями оснащаются камерами фото или видеофиксации.
  • для увеличения безопасности на особо опасной территории. За каждой камерой следит дежурный и в случае образования непредвиденной ситуации (остановка автомобиля, образование затора и так далее) можно передать информацию машинисту, который остановит поезд и предотвратит аварийную ситуацию;
  • для получения дополнительной информации о месте в целях увеличения уровня безопасности (например, для определения количества проезжающих автомобилей в то или иное время или необходимости принятия дополнительных мер по сокращению аварийных ситуаций);
  • для фиксации нарушений со стороны водителя. Например, за игнорирование сигналов светофора, обгон на переезде или иные правонарушения, предусмотренные КоАП, водитель получит «письмо счастья», в котором указана дата совершения нарушения и сумма штрафных санкций.
В соответствии с пунктом 8.11 правил движения разворот на железнодорожном переезде запрещен.
  • стоп – линиями, обозначенными на дорожном полотне с обеих сторон от ж/д путей;
  • шлагбаумами;
  • знаками «Стоп»;
  • светофорами.
Еще одним условием возможности разворота является видимость, которая в соответствии с правилами движения (пункт 8.11) должна быть не менее 100 м в каждом направлении.
  • сплошная линия запрещает выполнение данного маневра;
  • прерывистая линия разворот разрешает.
Разворот и обгон после жд переезда разрешены, если ограничение на данные маневры не предусмотрены дополнительными знаками.
  • однопутная или многопутная железная дорога в соответствии с количеством путей;
  • переезд, оборудованный или необорудованный шлагбаумом;
  • приближение к ж/д переезду.
Указанные знаки устанавливаются на расстоянии 50 м от переезда.
  • с двумя красными огнями, расположенными горизонтально относительно друг друга;
  • с тремя огнями, два красных огня из которых расположены горизонтально и один белый выше и посередине между ними.
Если на втором виде светофоров моргают красные огни, то это запрещающий движения сигнал, а если горит белый свет, то движение разрешено. Остановка и стоянка перед ЖД переездом регламентируются пунктом 15.4 правил дорожного движения.
  • у стоп – линии, если такая линия предусмотрена разметкой, нанесенной на проезжую часть;
  • у знака «Движение без остановки запрещено»;
  • перед светофором, если переезд оборудован этим сигналом;
  • не ближе 5 м от установленного на переезде шлагбаума;
  • на расстоянии не менее 10 м от ближайшего железнодорожного пути, если остановка осуществляется на нерегулируемом переезде, не оснащенным светофорами, заградительными приспособлениями или специальными знаками.
Какие действия необходимо предпринять водителю и пассажирам автобуса, если транспортное средство остановилось на железнодорожном переезде и по каким-либо причинам не может продолжать движение?
  • в первую очередь из автобуса необходимо немедленно высадить всех пассажиров, чтобы люди могли покинуть зону повышенной опасности самостоятельно;
  • далее водитель обязан предпринять все действия для освобождения переезда, чтобы не создавать помех поезду.
  • подача сигнала общей тревоги при помощи звуковой сигнализации автотранспортного средства;
  • подача предупреждающего сигнала машинисту приближающегося поезда.
Для подачи сигнала об опасности машинисту железнодорожного состава необходимо отправить двух пассажиров по ж/д путям в разных направлениях. Каждый пассажир должен подавать сигнал вращением руки по кругу. При этом в светлое время суток в руках должен быть красный лоскут или любое иное яркое устройство, чтобы машинист могут его увидеть на значительном расстоянии. Указанные действия помогут привлечь внимание окружающих и машиниста поезда для предотвращения трагедии.
  • оказать первую помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь;
  • по телефону экстренных служб сообщить о дорожном происшествии в автоинспекцию, которые в кратчайшее время обязаны связать с обслуживанием железной дороги в данной местности.

При невыполнениях предписания, предназначенного для пересечения переезда по действующим стандартам, нормативам и правилам, для обеспечения безопасности на железнодорожном переезде подразумевается:

  • ответственность, которая налагается на руководителей предприятия, организации или иных лиц в виде штрафа 2-3 минимального размера оплаты труда;
  • ответственность, которая налагается на руководителей предприятия, организации или иных лиц в виде штрафа 2-5 минимального размера оплаты труда при повторном невыполнении действующих правил и предписаний;
  • ответственность, которая налагается на руководителей предприятия, организации или иных лиц в виде штрафа 3 минимального размера оплаты труда и лишении лицензии при вторичном невыполнении сводов и предписаний в течение одного года.

Это то, что касается водителей и контролирующей их автомобильной инспекцией.

Кто несёт

Ответственность несут лица, в чьи обязанности входит обеспечение нормального состояния железнодорожного переезда.

В частности, они ответственны:

  • за ремонт или содержание дорожного полотна, железнодорожных переездов и других дорожных устройств, предназначенных для обеспечения безопасности при передвижении по переезду;
  • за непринятие мер для своевременного устранения препятствия, возникшего на пересечении автомобильного и железнодорожного полотна, которое запрещает или ограничивает движение на отдельном участке дороги;
  • за угрозу безопасности для передвижения.

Какое наказание

Вышеперечисленные нарушения, которые несут угрозу безопасности для передвижения как на автомобильном, так и на железнодорожном транспорте через переезд, влекут за собой штраф в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплат труда.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что действующие нормативно-правовые акты предусматривают определенные требования к устройству железнодорожных переездов, которые должны быт соблюдены.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть