Патент на пассажирские перевозки в 2019 году

Какие виды маршрутного такси есть в России

Возможно, вы слышали о том, что существуют различные виды маршрутных такси. Которые, например, могут не иметь строгой привязки к маршруту, а пассажиры в них могут указывать водителю новые направления.

Так вот, считайте, что таких видов “маршруток без маршрута” или “маршруток-такси” в России нет. По крайней мере, юридического понятия “маршрутное такси” не существует. С 2013 года маршрутки приравнены законом к общественному транспорту, то есть автобусам, трамваям и троллейбусам.

Это значит, что перевозка пассажиров и багажа в микроавтобусах производятся в регулярном режиме и по регулярному маршруту. Осуществляются такие перевозки на основании публичного договора и определяются законом как “перевозки транспортом общего пользования”. Фактически это означает, что в России сегодня существует два вида маршруток, которые:

  • осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

  • осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок.

Кроме того, согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, существует 4 вида маршрутов пассажирского транспорта:

  1. Перевозки в городском сообщении. Они осуществляются в границах населенных пунктов.

  2. Перевозки в пригородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.

  3. Перевозки в междугородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.

  4. Перевозки в международном сообщении. Осуществляются за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением ее границы, в том числе транзитом через территорию страны.

Если же говорить о перевозке пассажиров и багажа в целом, то законодательно в России закреплены три вида перевозок: это регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси. И, как вы уже поняли, деятельность маршруток попадает под первую категорию.

Так что более правильным названием для этого вида транспорта будет не “маршрутное такси”, а “микроавтобус” или “автобус малой вместимости”. Кроме того, под маршруткой обычно подразумевается не муниципальный транспорт, а именно частный, работающий только за счет выручки от продажи билетов.

Законодательная база

Законодательная база в отношении перевозок имеет свои положения, а также аспекты. Следует рассмотреть те положения, которые являются основными:

  1. Один из самых важных и главных законов, который говорит о лицензировании пассажирских перевозок – это Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ. Если внимательно изучить документ, то особое значение стоит отдать 12 статье первому пункту и подпункту 24. Именно здесь говорится о пассажирских перевозках.
  2. Второй документ, который стоит изучить — это Постановление №280 от 2 апреля 2012 года. Здесь чётко прописано, что касается лицензирования того транспорта, который способен перевозить восемь и более человек.
  3. 29 апреля 2013 года вышел Приказ №144, который опубликовался Министерством транспорта Российской Федерации. Здесь прописан регламент, согласно которому предоставляются услуги государственного характера, касающиеся лицензирования транспорта, вмещающего 8 и более пассажиров.

Если владелец транспортного средства заранее ознакомится с законодательной базой, то он сможет узнать некоторые нюансы получения лицензии. Также владелец узнает о пунктах, которые нужно соблюдать. Государственная служба, контролирующая и совершающая надзор за транспортом, тщательно следит, были ли соблюдены все пункты, которые утверждены законом.

Что нужно для открытия своего маршрутного такси

В России работа маршруток, как и весь другой общественный транспорт, регулируется Федеральным законом № 220-ФЗ “Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом...” от 13.07.2015 и Уставом автомобильного транспорта и городского наземного транспорта.

Так, сегодняшние нормы законодательства предписывают всем перевозчикам использовать для стоянки транспорта специальную парковку, а для осуществления перевозки пассажиров в количестве более 8 человек необходимо обязательно иметь лицензию, карту маршрута либо свидетельство на право перевозки пассажиров, выданное уполномоченным органом муниципальной, областной или краевой властей.

Одним из основных государственных документов для осуществления пассажирских автоперевозок считается лицензия. Наличие этого документа говорит о том, что перевозчик может обеспечить полную безопасность пассажиров, что его услуги соответствуют установленным нормам и стандартам, а водители имеют необходимый стаж. Получить лицензию можно при наличии собственного транспорта или взятого в аренду.

Для получения лицензии на пассажирские перевозки необходимо собрать внушительный пакет документов и предоставить их в территориальный орган Ространснадзора. Следует иметь в виду, что отдельные лицензии выдаются на каждый из четырех видов перевозок (городские, междугородные, пригородные и международные).

В перечень документов, необходимых для получения лицензии на перевозку пассажиров, входит:

  • свидетельство о регистрации юридического лица;

  • заявление на получении лицензии, заполняемое по определенной форме, где обязательно указывается тип перевозок;

  • документы, подтверждающие постановку лица на налоговый учет;

  • копии документов, регламентированных “Положением о лицензировании”;

  • копии учредительных документов предприятия, заверенных в нотариальном порядке.

И это только, скажем так, основные документы. Также понадобятся документы от водителей, которые подтверждают их трудовой стаж (трудовая книжка) и способность управлять транспортом (медицинское заключение для разрешения управления транспортными средствами), сведения о помещениях, в которых проводится техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, а именно:

  • копии документов о наличии в собственности специально оборудованного помещения (выписка из ЕГРП или договор);

  • декларация о наличии собственной стоянки;

  • документы на техническое оборудование в помещении;

  • сертификаты или прочие документы, подтверждающие соответствие помещения общепринятым нормам.

В качестве дополнительных документов понадобится договор на осуществление медицинского предрейсового осмотра водителей, документы о наличии необходимого транспорта, техпаспорт транспортного средства, диагностическая карта или талон о проведении техосмотра и заключения специалиста транспортной комиссии.

Выдача лицензии осуществляется в течение 30-45 дней после подачи заявления. До подачи документов необходимо уплатить госпошлину в размере 7500 рублей. Если до 2011 года лицензии выдавались на 5 лет, то теперь они выдаются бессрочно.

Перед сбором документов обязательно уточните перечень на официальном портале Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, так как требования могут измениться. Получить лицензию на перевозку пассажиров могут как индивидуальные предприниматели, так и организации.

Какие требования предъявляются к обслуживанию маршруток

Все автотранспортные средства должны обслуживаться на станции технического обслуживания и проверяться механиком перед каждым выездом на работу на предмет неисправностей. Также перед рейсом водители должны проходить осмотр у врача и получать допуск на выполнение своих обязанностей.

Маршрутки должны иметь лицензионные карточки транспортного средства. Не обойтись и без оснащения приборами спутникового мониторинга ГЛОНАСС и тахографов. Автомобили должны быть технически исправны, а тип средства должен соответствовать виду перевозок.

Предпринимателю также следует позаботиться о том, где оставлять машины в нерабочее время и каким образом будет осуществляться техническое обслуживание автомобилей: собственными силами или сторонней организацией.

Чтобы быть на связи со своими водителями оборудуется офис и прилегающая к нему территория автопарка. Арендная плата может стать серьезной расходной статьей, поэтому желательно найти место на окраине города.

Что подразумевают под собой пассажирские перевозки. Есть чёткое определение, которое даёт ответ на данный вопрос. Итак, пассажирская перевозка – это перевозка пассажиров и багажа в организованном порядке с помощью транспортных средств, которые специально подготовлены.

Перевозка осуществляется на определённое расстояние. Что может выступать в качестве транспортного средства для пассажирской перевозки? Это может быть автобус, такси, поезд, самолёт, микроавтобус, теплоход, трамвай.

А пассажиром выступает любой человек, который дал гласное или негласное согласие на перевозку в каком-либо пассажирском транспорте. При этом этот человек не должен являться членом экипажа. Пассажирские перевозки подразумевают под собой несколько вариантов перевозок:

  • автомобильные;
  • железнодорожные;
  • морские или речные;
  • авиаперевозки.

Пожалуй, самым распространённым видом перевозок является автомобильная перевозка. Пассажиров ежедневно перевозят на самые различные расстояния на автобусах, автомобилях, микроавтобусах. Миллионы людей каждый день используют и не могут обойтись без использования автомобильного транспорта. Доступность транспорта, его удобство и относительная дешевизна привлекает массу людей.

Какие требования предъявляются к обслуживанию маршруток

Прежде всего, необходимо уточнить все нюансы в транспортной инспекции в плане наличия необходимой документации и выполнения условий. От будущего предпринимателя потребуется, чтобы его автомобиль соответствовал техническим требованиям, предъявляемым для пассажирского транспорта, и мог перевозить не менее 8 человек.

После оплаты государственной пошлины за рассмотрение заявления и выдачу основного документа российским Министерством транспорта выдается лицензия, которая действует 5 лет. Размер пошлины зависит от региона.

Подготовка к выдаче лицензии длится до 1 месяца. За ведением бизнеса без лицензии последует административное наказание – крупный денежный штраф.

Маршрутное такси может быть организовано, как индивидуальное предпринимательство или общество с ограниченной ответственностью.

Надзор за БДД

Маршрут не обязательно разрабатывать самому, достаточно обратиться в местные органы власти и получить готовый. Прежде всего, придётся поучаствовать в конкурсе на перевозки по конкретному маршруту, которые периодически организовывает городская администрация.

В этом есть свои плюсы, ведь «накатанный» маршрут гарантирует наличие пассажиров, а значит, и получение дохода. Чтобы выиграть в конкурсе, нужно предложить оптимальные тарифы, комфортные условия для людей, доказать, что ваш автотранспорт самый надёжный и безопасный.

При разработке собственного маршрута нужны точные расчёты рентабельности, детальный анализ относительно реального количества пассажиров. Если всё хорошо продумать, провести рекламную кампанию, можно рассчитывать на высокий доход ввиду отсутствия конкурентов.

Единственный минус – придётся подождать, ведь некоторое время пассажиров будет не слишком много, и возможно, доходы не перекроют расходы. Однако так будет только первое время, если расчёты сделаны правильно, и в данном населённом пункте достаточно жителей, нуждающихся в городском транспорте.

Качественный уровень кадрового состава предприятия – важнейшее условие для успешного развития бизнеса и гарантия комфорта и безопасности для людей

Минимальный состав маршрутного транспортного агентства включает не менее четырёх сотрудников:

  • Водители, имеющие категорию В лучшем случае, чтобы их опыт был не менее 5 лет. Их количество соразмерно с количеством транспортных единиц и насыщенностью маршрута (для посменной или подменной работы понадобится дополнительная единица).
  • Диспетчер.
  • Бухгалтер, он же кассир.
  • Медработник.
Владельцу бизнеса желательно самому контролировать поведение сотрудников, состояние автотранспорта.

Оплата труда водителей обычно устанавливается на уровне минимальной, к ней прилагается доплата за классность, переработку по времени и прочие стимулирующие доплаты. Такой подход имеет смысл, ведь сотрудник будет заинтересован получить больше и будет стараться выполнить предложенные ему условия.

Одним из камней преткновения в бизнесе на пассажирских перевозках является выбор и согласование маршрута. Дело в том, что развозить пассажиров там, где хочется, начинающему предпринимателю никто просто так не разрешит.

В крупных городах вклиниться в существующие маршруты практически невозможно, рынок там уже давно поделен. Свободные ниши остались лишь в небольших населенных пунктах, и встречаются они довольно редко.

Ситуация там бывает разная. Войти на рынок, например, можно если местный автобусный парк сильно устарел и нуждается в замене, а предприниматель готов вывести на маршрут новые автобусы. Чтобы узнать, есть ли возможность в том или ином городе получить маршрут, нужно обратиться в местный департамент транспорта или транспортные предприятия, обслуживающие маршруты, и заключить с ними договор для выхода на эти маршруты.

Довольно проблематично открыть и новые маршруты. Разрабатываются они Министерством транспорта региона вместе с органами местного самоуправления, а на их утверждение собирается целая кипа бумаг, включая расчеты экономической обоснованности, организационный раздел, технологический расчет и так далее.

Чтобы узнать все особенности получения разрешения на маршрут и входа данный бизнес вообще, предпринимателю лучше всего заблаговременно ознакомиться с его составляющими изнутри: а именно, пообщаться с владельцами и водителями автобусов и другими осведомленными людьми.

Вполне вероятна ситуация, при которой легальных путей получения маршрута может и не быть. И тогда от новичка могут потребовать внушительную сумму размером до нескольких сотен тысяч рублей. Причем, надежда на то, что “единоразовый взнос” решит все дела, возможно, также разрушится.

И перевозчики, и пассажиры сходятся во мнении о том, что традиционная “Газель” в качестве маршрутного такси уже себя морально изжила. Эти автомобили не пользуются народной любовью из-за своих некомфортных размеров и слишком низких потолков.

Вместимость обычной маршрутной “Газели” составляет 8 пассажирских мест, что не очень радует перевозчиков, заинтересованных в наибольшей финансовой отдаче своих рабочих лошадок. С другой стороны, “Газель” остается самым бюджетным вариантом для начала своего дела.

Подержанный автомобиль до 2010 года можно приобрести в пределах 40-170 тыс. рублей, автомобиль 2011-2013 гг. обойдется в 210-350 тыс. рублей, а более новые “Газели” можно приобрести за 400-890 тыс. руб. Новая же “Газель” обойдется в районе 1 млн. рублей.

Более вместительные, удлиненные “Газели” на 12 мест, будут стоить уже в районе 1-1,3 млн. рублей. Но при таких деньгах у предпринимателя возникает гораздо больший выбор. Например, можно, приобрести хороший подержанный микроавтобус одной из зарубежных марок, либо прибавить пару сотен тысяч и приобрести новую “Газель Next” вместимостью 18 человек.

18 сидячих пассажирских мест (в различных модификациях до 20-22 мест) - это самая распространенная вместимость маршруток сегодня. В этом классе можно найти около десятка вариантов, наиболее популярными из которых являются микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter Classic, Ford Transit, Volkswagen Crafter, Iveco Daily, Citroen Jumper, Peugeot Boxer, ГАЗ Next и Hyundai County.

Расценки на самые популярные микроавтобусы для маршрутного такси на 18-22 мест*

МАРКА АВТОМОБИЛЯ

СТОИМОСТЬ, ТЫС. РУБ.

до 2010

2011-2013

2014-2017

Новые (2018)

ГАЗ Next

-

-

920

1 440-1 750

Mercedes-Benz Sprinter Classic

450-700

750-1 200

870-1 750

1 950-2 455

Ford Transit

230-750

345-990

895-1 670

1 940-2 547

Volkswagen Crafter

700-1 300

820-1 720

1 955-2 100

2 240-2 895

Iveco Daily

350-740

490-1 350

1 199-1 400

1 989-2 280

Citroen Jumper

370-750

500-850

600-950

1 799-2 074

Peugeot Boxer

400-850

490-1 050

1 300-1 900

1 983-2 284

Hyundai County

295-700

750-900

-

-

Штат перевозчика может комплектоваться только квалифицированными водителями с удостоверениями категории “D”. При этом стаж вождения по этой категории не должен быть меньше 3 лет. Также необходимо наличие медицинской справки о допуске к управлению транспортом.

Количество подходящих кандидатов ограничено, поэтому, частники зачастую грешат и нанимают на работу непрофессиональных водителей либо сотрудников, уволенных за провинности из муниципальных транспортных компаний.

Водитель микроавтобуса обязан выполнять указания диспетчерского персонала, соблюдать график движения по маршруту, знать места остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, ориентироваться в расположении медицинских учреждений, заправочных станций и пунктов техобслуживания.

Что касается зарплат водителям микроавтобусов, то окладная система на практике предпринимателями не используется. Фактически, водители работают по установленной норме, которая может различаться по будням и выходным дням, а оклад если и есть, то минимален.

В таком случае выручка водителя включает сумму сверх положенной нормы. Минус такой схемы в том, что в погоне за выручкой, следование по маршруту превращается в битву за пассажиров с другими маршрутчиками, с подрезаниями, взаимными оскорблениями, простаиваниями на остановке и езду наперегонки с превышением скорости до следующей остановки.

В итоге складывается во многом порочная система: водители думают о пассажирах в последнюю очередь, массово перерабатывают, проводя в кабине по 14-16 часов, а в случае невыплаты “плана” их могут лишить премии или потребовать доплаты из личных средств. Это не говоря уже о нарушении ПДД, авариях и прочем.

Регистрация компании по пассажирским перевозкам

Существуют основные критерии при выборе транспорта для открытия маршрутного агентства, но они подлежат корректировке в соответствии с финансовыми возможностями будущего бизнесмена.

Стоит учесть, что даже при самом ограниченном стартовом капитале приобретать подержанные автомобили нерационально. Об этом предупреждают владельцы подобного бизнеса, имеющие многолетний опыт.

Необходимо сделать расчёты и сравнить расходы на покупку нового автомобиля и подержанного, но учесть вероятность частых поломок. Каждый ремонт будет требовать затрат на запчасти и услуги автослесаря, что может оказаться крайне невыгодно.

В маршрутном бизнесе понадобятся автомобили, способные справиться с колоссальными нагрузками, одолевать огромные расстояния, причём делать это целый день или даже круглосуточно.

Не все даже новые автомобили могут справиться с такими расстояниями и длительностью их эксплуатации. Самыми распространёнными и адекватными по цене пока остаются Газели. За ними идут Ford Transit (18 мест) и Mercedes-Benz Sprinter (19 мест).

Первые остаются лидерами продаж из-за более доступной цены, однако они не являются идеальными в плане вместимости и наличия комфортных условий для пассажиров и не очень «покладисты» в эксплуатации.

Если водитель желает работать легально и принимает для этого все меры, то в первую очередь стоит получить разрешение на перевозку пассажиров или лицензию. Кто в основном и для каких целей получает лицензии:

  • маршрутки или маршрутные такси, которые курсируют по городу или в его окрестностях. Микроавтобусы и маршрутки обязаны получать документ, который позволяет перевозить пассажиров в количестве более 8 человек;
  • маршруты между городами – водитель на тех же основаниях, что и в первом случае, обязан получить лицензию. Но в данном случае есть оговорка: перевозка пассажиров должна осуществляться регулярно;
  • такси – популярный вид перевозок людей. Руководители организаций или же водители должны обязательно получить лицензию.

В каждом субъекте Российской Федерации могут осуществляться и устанавливаться какие-то свои правки и порядки. Поэтому в каждом отдельном случае о каких-то нюансах нужно узнавать на месте.

Для того чтобы получить необходимый документ, нужно знать в какие организации необходимо обращаться. Как правило, выдачей таких документов занимается Ространснадзор, а точнее его территориальные пункты, которые расположены в разных городах страны.

Штрафы при перевозке детей в автобусе
Но есть такие случаи, когда выдачей занимаются муниципальные органы, которые получили право выдавать лицензии. Все решения, которые принимают уполномоченные органы, выносятся на основании законодательной базы Российской Федерации.

Получение лицензии – процедура обязательная. Для заявителя она имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Для государства это, пожалуй, положительная процедура.

В первую очередь наличие лицензии помогает государству определить перевозчиков, которые нелегально занимаются такой деятельностью. Для пассажиров же наличие лицензии говорит о том, что перевозка будет осуществляться максимально безопасно.

Но в тоже время никто и никогда не может гарантировать, что все нормы безопасности будут соблюдаться. Если просмотреть статистику ДТП, то можно увидеть, что человеческий фактор играет всё же большую роль.

Водитель может иметь недостаточно опыта, предприятие экономит на водителях, увеличивая нагрузку, при этом происходит несоответствие отдыха и труда, что влечёт за собой дорожно-транспортные происшествия.

Для любого бизнесмена получение лицензии влечёт за собой некоторые расходы. Но при этом повышать стоимость проезда им не выгодно, это может повлечь за собой потерю клиентской базы. В любом случае, не имея лицензии, можно получить штраф, который обойдётся намного дороже, нежели получение лицензии.

Неважно, кто получает лицензию на перевозку пассажиров — юридическое лицо, индивидуальные предприниматели или частые лица. В любом случае, перед тем как выдать документ, управление Федеральной службы обязано проверить полностью организацию на соответствие всем требованиям. Если лицензия получена, то получатель должен обязательно:

  1. Предоставлять документы, подтверждающие право заниматься перевозками. Управление может 1 раз в два года произвести плановую проверку такой организации. Если выявляют какие-либо нарушения и несоответствия, то в дальнейшем можно ждать внеплановые проверки.
  2. Перевозчик должен соблюдать установленные правила перевозок. Это вправе контролировать как Госавтоинспекция, так органы таможни, если перевозка имеет международный уровень.

Но как действовать, если лицензии нет, а перевозками организация занимается? Какие штрафы ожидают? В первую очередь нужно знать, кто же понесёт ответственность за отсутствие лицензии? Понятно, что если такой деятельностью занимается обычное частное лицо, то оно и понесёт наказание в виде штрафа.

Если дело касается более крупной компании, на кого возлагается штраф? Штраф выписывается на тех лиц, которые дали своё согласие и допустили осуществление пассажирских перевозок, или же на саму организацию.

В случае обнаружения контролирующей организацией отсутствия лицензии водитель имеет право:

  • дать своё согласие на то, что перевозка действительно осуществлялась с правонарушением, в итоге подписывает протокол и получает штраф;
  • попробовать отстоять свою правоту путём доказательства того, что пассажиров перевозит вне рамок законодательства, то есть, например, перевозит друзей, не взимая с них оплату за проезд.
Но итогом может стать то, что придётся явиться в суд, где и нужно будет отстаивать свои права. При этом нужно будет доказать свою правоту, предъявив доказательства в виде показаний тех пассажиров, которых перевозили, документов на заказ услуг туристического характера, путевого листа, который выписывает компания для водителя, где указывается цель поездки.

Кодекс об административных нарушениях гласит, что будет возложен штраф на осуществление пассажирских перевозок без лицензии. Каким может быть размер штрафа?

  1. Частное лицо, нарушившее закон, облагается штрафом в размере 50000 рублей. То же самое касается и должностных лиц.
  2. Для индивидуальных предпринимателей сумма составляет 100000 рублей.
  3. Самый большой штраф ожидает организации, которые являются юридическими лицами. Здесь сумма составляет 400000 рублей.

Если нарушение не было устранено, то при повторном выявлении несоответствия:

  1. Могут конфисковать транспортное средство, при помощи которого осуществлялась перевозка.
  2. На 90 суток компанию-перевозчика отстраняют или приостанавливают осуществление деятельности.

Какой бы ни была пассажирская перевозка, штрафы для всех видов одинаковы.

Кроме этого, могут применяться дополнительные штрафы, касающиеся перевозки пассажиров легковым транспортом (такси). Например, в такси нет табличек с правилами работы и тарифами. Такси не оборудовало систему, которая будет выдавать чеки на оказание услуг.

Прямого обязательства получать патент на пассажирские перевозки российское законодательство не предусматривает. Ст. 346.43 НК РФ приводит сведения, касающиеся того, что патентная система налогообложения может быть использована индивидуальными предпринимателями.

Интересующий нас сведения приведены в п. 2 п.п. 11 «Оказание автотранспортных услуг по транспортировке пассажиров».

Таким образом, воспользоваться системой может любой ИП, занимающийся перевозками людей без ограничения количества, то есть, как 1 или 2 так и более 8 человек:

  1. Таксист.
  2. Владелец или арендатор микроавтобуса.
  3. Собственник небольшой транспортной компании, подходящей под условия приведённые далее.

Для того, чтобы купить патент на оказание автотранспортных услуг в сфере пассажирских перевозок достаточно выполнить ряд действий, перечисленных в ст. 346.45 Налогового Кодекса РФ.

Основное достоинство заключается в том, что предприниматель освобождается от визитов в налоговую и получает ряд дополнительных преимуществ:

  1. Отсутствие иных налоговых платежей, обязательных в других системах исчисления:
    • НДФЛ;
    • НДС;
    • ФСС;
    • имущественный налог.
  2. Нет необходимости предоставления налоговой декларации.
  3. Возможность выбора налогового периода.
  4. Снижение налоговых взносов за задействованных сотрудников.
  5. Временное освобождение от использования контрольно-кассового аппарата.

Порядок получения патента на пассажирские перевозки можно раскрыть выполнением ряда следующих действий:

  1. Заполнения заявления.
  2. Его подачи в соответствующий конкретной ситуации территориальный налоговый орган.
  3. Ожидания результата, который не может быть более 5 дней. В течение этого периода специалисты рассматривают и принимают решение о выдаче патента или отказе.

Любое решение выдаётся индивидуальному предпринимателю под роспись, а причиной невыдачи может стать следующее:

  1. Неверное применение вида деятельности из перечня приведённого в п. 2 ст. 346.43 НК РФ.
  2. Запрос патента на срок, несоответствующий условиям его выдачи, прописанных в п. 5 ст. 346.45 НК РФ.
  3. Нарушения, связанные с условиями перехода на патентную систему налогообложения, которые приведены в п. 8 ст. 346.45 НК РФ.
  4. Обнаружение за индивидуальным предпринимателем недоимки (задолженности) по иному налогу, применявшемуся до перехода на ПСН.
  5. Оставленные незаполненными сроки в тексте заявления.

«Привязка» индивидуального предпринимателя к определённому налоговому органу определяется текстом ст. 346.45 НК РФ п. 2. Согласно ему, заявитель обращается в ФНС по тому району, где он постоянно зарегистрирован (прописан).

Однако, здесь приводится возможно исключение, предусмотренное ситуацией, когда его сфера деятельности будет осуществляться в другом субъекте РФ.

Этапы оформления

Условия выдачи лицензии

Старая категория рискаНовая категория рискаУсловия присвоения
ЛюбаяЧрезвычайно высокого риска - в течение 2-х последних лет водитель организации привлечен к ответственности по статье 264 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью или смерти);
- в течение 2-х последних лет водитель организации привлечен к ответственности по статье 12.24 КоАП РФ (причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью);
- в течение 2-х последних лет сотрудник организации привлечен к ответственности по статье 238 УК РФ (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности);
- в течение 2-х последних лет сотрудник организации привлечен к ответственности по статье 266 УК РФ (недоброкачественный ремонт ТС или выпуск в эксплуатацию неисправного ТС, если это повлекло тяжкий вред здоровью или смерть).
Значительного, среднего, умеренного, низкого рискаВысокого риска - в течение 2-х последних лет сотрудники организации привлечены к ответственности 2 или более раз по статье 12.32 или части 28 статьи 19.5 КоАП (допуск к управлению водителя в состоянии опьянения или не имеющего права управления, повторное в течение года невыполнение законного предписания об устранении нарушений);
Среднего, умеренного, низкого рискаЗначительного риска - в течение 3-х последних лет сотрудники организации привлечены к ответственности 30 или более раз по части 1 статьи 11.23, части 3 статьи 12.2, статье 12.4, части 2 статьи 12.21.2, статье 12.31, статье 12.31.1, статье 12.37, части 1 статьи 19.22, части 27 статьи 19.5 КоАП;
Умеренного, низкого рискаСреднего риска - в течение 3-х последних лет сотрудники организации привлечены к ответственности от 20 до 29 раз по части 1 статьи 11.23, части 3 статьи 12.2, статье 12.4, части 2 статьи 12.21.2, статье 12.31, статье 12.31.1, статье 12.37, части 1 статьи 19.22, части 27 статьи 19.5 КоАП;
Высокого, значительного рискаЗначительного, среднего риска - отсутствие в течение 3-х последних лет нарушений сотрудниками организации по статье 264 УК РФ, статье 12.24 КоАП, статье 238 УК РФ, статье 266 УК РФ, части 1 статьи 11.23, части 3 статьи 12.2, статье 12.4, части 2 статьи 12.21.2, статье 12.31, статье 12.31.1, статье 12.32, статье 12.37, части 1 статьи 19.22, части 27 статьи 19.5 КоАП, части 28 статьи 19.5 КоАП.

Организация занимается только перевозками пассажиров на легковых такси. Категория по умолчанию - среднего риска. Однако один из водителей привлечен по статье 12.24 КоАП за причинение легкого вреда здоровью при ДТП.

Организация занимается перевозками пассажиров на автобусах. Категория по умолчанию - значительного риска. При этом водители и сотрудники организации не привлекались к ответственности в течение последних 3-х лет.

Что касается самих проверок, то они могут быть плановыми или внеплановыми, документарными или выездными.

Документарная проверка заключается в том, что сотрудники МВД требуют предоставить документы, которые необходимы им для того, чтобы убедиться, что юридическое лицо или ИП соблюдает требования законодательства.

В ходе выездной проверки сотрудники МВД выезжают на место нахождения юридического лица.

В данной статье рассмотрены условия, соблюдение которых поможет юридическим лицам и предпринимателям попасть в более низкую категорию риска, т.е. увеличить время между плановыми проверками. Если все документы и транспортные средства в порядке, то проверка в любом случае не должна вызывать проблем.

Тем не менее, на неё придется потратить время, поэтому имеет смысл позаботиться о том, чтобы организация попала в категорию с как можно меньшим риском. А для этого нужно добиться того, чтобы сотрудники не нарушали требования законодательства.

Удачи на дорогах!

Прежде всего следует отметить ряд особенностей, которые должны присутствовать для осуществления перехода на патентную систему налогообложения:

  1. Количество задействованного персонала транспортной компании не должно превышать 25 человек.
  2. Доход за отчётный период, равный 1 году должен быть не менее 60 млн. руб.

Для осуществления легальной деятельности в сфере перевозок пассажиров, частный предприниматель обязан выполнить ряд действий, допускающих его к осуществлению данной деятельности:

  1. Во-первых, быть зарегистрированным в Налоговом органе согласно условиям ст. 346.46 НК РФ.
  2. Во-вторых, написать заявление по форме № 26.5-1, установленной ст. 346.45 НК РФ, приложив к нему ряд дополнительных бумаг:
    • сведения о месте осуществления предпринимательской деятельности. Если информация не умещается на 1 бланке, следует заполнять необходимое количество листов;
    • сведения о транспортных средствах, задействованных для осуществления предпринимательской деятельности, упоминание о которых приведено в п.п.10, 11, 32 и 33 п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Аналогично ранее заполненному, предоставляется количество бланков, которое понадобится для перечисления всех ТС исходя из того, что на одну единицу приходится 1 лист.
Для получения такого важного документа необходимо соблюдать ряд условий. Какие пункты обязательно должны соблюдаться перевозчиками?
  1. Водитель обязательно перед тем как отправиться в рейс должен пройти освидетельствование у медицинского работника. Причём работник должен иметь медицинское образование, а также получить дополнительное обучение согласно дополнительной программе. Найти такого работника достаточно легко. Если компания большая, то обычно в свой штат она включает медработника. Если же такой возможности нет, то в медицинском учреждении соискатель заключает договор, согласно которому водитель перед рейсом проходит медосвидетельствование.
  2. Автомобили должны обслуживаться технически. Для этого в помещениях, которые подготовлены, на специальном оборудовании машины готовятся и проверяются. Если организация не способна обеспечить себя таким помещением, то можно связаться со специальной фирмой и заключить договор на обслуживание.
  3. Организация, занимающаяся перевозками, должна в своём штате иметь водителей с опытом работы более 5 лет. Водители должны иметь права с категорией Д. Обязательно должна иметься медицинская справка, которая будет говорить о том, что водитель не имеет никаких отклонений для осуществления перевозки пассажиров.
  4. Должно иметься транспортное средство, на котором будет осуществляться перевозка. Этот транспорт может  быть собственностью перевозчика. Не исключается возможность взятия транспорта в аренду или лизинг. Транспорт должен иметь паспорт, а также должен быть подготовлен для перевозки людей.
  5. ГЛОНАСС – такой системой нужно оборудовать транспортное средство.
  6. Транспортное средство обязательно должно отвечать тому типу перевозок, который осуществляется.

Предоставить необходимую документацию, которая будет подтверждать, что соискатель соответствует всем требованиям, которые к нему предъявляют. Если говорить о такси, то к данному способу перевозок нужно отнестись внимательно.

  • каждые 6 месяцев водитель или организация должна проходить технический осмотр;
  • перевозка пассажиров должна осуществляться только на автомобилях с шашечкой.

В любом случае необходимо собрать пакет документов, который требуется предъявить для получения лицензии:

  1. Необходимо написать заявление, а точнее заполнить имеющуюся форму. Сделать это можно как заранее, так непосредственно перед тем, как подаются документы. В заявлении указывают все контакты, включая номер телефона, адрес электронной почты и фактический адрес, реквизиты компании.
  2. Копию договора учредителей, устава или решения, которые должны быть заверены у нотариуса заранее.
  3. Предоставить нужно свидетельство ИНН, ОГРН и документ, свидетельствующий о внесении изменений.
  4. Документы, подтверждающие, что руководитель назначен на данную должность. Также руководитель должен предоставить свой паспорт, можно копию паспорта.
  5. Из реестра юридических лиц нужно сделать выписку, копию заверить и предъявить вместе со всеми документами.
  6. При наличии медицинского работника в штате, нужно предъявить его диплом. Если же был заключен договор со сторонней организацией, то нужно сделать копию данного договора. Напоминаем, что медработник необходим для проведения медицинского освидетельствование перед выходом в каждый рейс.
  7. Должна быть гарантирована безопасность осуществляемых перевозок, что подтверждается документами.
  8. От всех водителей, которые есть в штате, нужно потребовать медицинские справки, разрешающие заниматься перевозками, заключённые контракты на осуществление работ и документы, которые будут подтверждать наличие стажа.
  9. Все используемые автомобили должны находиться в технически исправном состоянии. Этот факт тоже необходимо подтвердить документально. Документ об успешном прохождении технического осмотра потребуется в любом случае. Если же лицензию получает служба такси, то нужны отличительные знаки: шашка, таксометр. Часто каждый регион определяет ещё и цвет машин такси.
  10. В федеральной налоговой службе нужно получить справку, в которой будет говориться о том, что нет задолженностей по налоговым сборам.
  11. Водительское удостоверение каждого водителя. Стаж водителя должен быть не менее пяти лет. Если же водитель работал таксистом, то достаточно наличия стажа в три года.
  12. Документы на каждое транспортное средство: паспорт, договор.
  13. Если технический осмотр производится в какой-либо сторонней организации, то нужно подтвердить документально.
  14. Полис ОСАГО нужно отксерокопировать.
  15. За оформление лицензии взимается государственная пошлина. Необходимо заранее её оплатить и предъявить квитанцию об оплате.
  16. Если лицензию оформляет индивидуальный предприниматель, то нужно предоставить свидетельство о государственной регистрации (копию) и выписку из ЕГРИП (копию).

Штрафы за нарушение требований по перевозке детей из ПДД

Часть 3 предусматривает штрафы:

  • для водителя - 3 000 рублей,
  • для должностных лиц - 25 000 рублей,
  • для юридических лиц - 100 000 рублей.

Отмечу, что в рамках статьи 12.23 КоАП индивидуальные предприниматели рассматриваются как юридические лица. Это также относится ко всем штрафам, рассмотренным ниже.

Итак, штрафы для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей относятся к организованной перевозке детей. При этом могут быть допущены следующие нарушения ПДД:

  • Перевозка детей в кузовке грузовика с бортовой платформой;
  • Число детей превышает количество мест для сидения;
  • Автобус не обозначен знаками "Перевозка детей";

Указанные в данном пункте штрафы могут быть наложены за следующие нарушения:

  • Автобус не оснащен тахографом или аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
  • С года выпуска автобуса прошло более 10 лет (требование применяется с 1 июля 2020 года);
  • Автобус не оборудован проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета;
  • Автобус не оборудован ремнями безопасности (требование применяется с 1 октября 2019 года);
  • Стаж работы водителем категории D составляет менее 12 из 13 последних месяцев;
  • Водитель в течение последнего года имеет нарушения правил, за которые предусмотрено наказание в виде лишения прав или административного ареста;
  • Водитель не прошел предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей;
  • Водитель не прошел предрейсовый медицинский осмотр;
  • Отсутствует договор фрахтования или его копия;
  • Отсутствует маршрут перевозки (с указанием всех пунктов остановок);
  • Отсутствует список детей (ФИО, возраст, телефон родителей);
  • Отсутствует список сопровождающих (ФИО, телефон).

Обратите внимание, за указанные нарушения ответственность несет не только водитель. В 2019 году предусмотрены следующие штрафы:

  • 3 000 рублей - для водителя;
  • 25 000 рублей - для должностного лица, ответственного за превозку;
  • 100 000 рублей - для юридического лица или ИП, занимающегося перевозкой.
В данном случае должностное лицо организации должно перед поездкой провести проверку автобуса, водителя и имеющихся документов.

При этом особый интерес вызывает требование о том, что водитель не должен иметь нарушений, предусматривающих в качестве наказания административный арест или лишение прав в течение последнего года. Данная информация фиксируется в базе данных ГИБДД, однако никак не отображается в документах водителя.

Другой вариант, который выбирают более добросовестные перевозчики, заключается в отстранении водителя автобуса от всех прочих обязанностей, кроме вождения на предоставленных фирмой автобусах. В таком случае расходы на бензин, ТО, мойку и ремонт остаются за компанией.

С решением же вопроса прозрачности расчетов в общественном транспорте в нашей стране пока не спешат. Проблему могло бы решить введение безналичной системы оплаты с установкой валидаторов, но такая мера эффективна только в том случае, если она несет реальную выгоду для пассажиров и действует на всех видах городского транспорта.

Так или иначе, но знать дневной план выручки предпринимателю все равно необходимо, какую бы систему оплаты он не ввел. Лучшим вариантом будет лично проехаться с водителем по маршруту в роли кондуктора и посчитать доходы в разные дни недели.

Возвращаясь к требованиям к водителям, не стоит забывать и об их человеческих качествах. Водители не только не должны лихачить, они должны уметь ладить с людьми. Не секрет, что работа в маршрутке - дело довольно нервное и изматывающее.

Открывая бизнес на маршрутках, также нельзя игнорировать основные тенденции в этой области. В последние годы в России растет понимание того, что маршрутка - это такой вид транспорта, который губительно влияет на ситуацию с общественным транспортом в целом.

Одна из главных проблем маршруток - это малая вместимость. Если маршрутка может уместить 15-20 пассажиров, то трамвай и автобус вмещает 120 человек. Для городов, страдающих от пробок, явно эффективнее заменить 6-8 маршруток на один автобус или трамвай.

Более того, с точки зрения финансов маршрутки - это настоящая удавка для муниципального общественного транспорта. Во-первых, микроавтобусы не требуют дорогой инфраструктуры. Во-вторых, владельцы маршруток экономят буквально на всем, начиная от ремонта состава до уплаты налогов.

Они могут без последствий покинуть маршрут в позднее время суток, если посчитают его нерентабельным. У муниципального транспорта, разумеется таких возможностей нет. Изначально неравные условия ставят маршрутчиков в выигрышную ситуацию.

В крупных городах страны власти уже давно осознали эту проблему, но до конца избавиться от “маршруточной удавки” еще не могут. Дело в том, что практически в каждом муниципалитете страны есть свое маршруточное лобби, которое препятствует проведению ограничительных реформ.

Маршрутки - это бизнес с нерегулируемыми потоками наличности, что очень удобно для отмывания черного нала. Поэтому маршрутчики в российских городах имеют солидную “крышу”, а попытка запретить маршрутки или наотрез отказать их владельцам в поднятии тарифов может сыграть с властями злую шутку.

Такой шаг оборачивается тем, что на следующее утро маршрутки (а это большая часть общественного транспорта города) просто… не выходит на линии. Заменить же маршрутки силами истощенного муниципального транспорта город не может.

И получается замкнутый круг, главными пострадавшими в котором остаются обычные жители города. От маршруток уже осознанно отказались Москва и Казань, озвучивают подобные планы и другие города-миллионники.

Все материалы по тегу: маршрутное такси

16 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 177025 раз.

Стоимость получения и сроки

Организация пассажирских перевозок: о пользе маршруток

Исчисление налога происходит в соответствии с процентной долей налогооблагаемой базы согласно количеству месяцев за отчётный период, предусмотренных при его приобретении.

Конкретная стоимость выдачи патента законодательством не предусмотрена, так как процедура оформления и получения осуществляется бесплатно.

Однако, в процессе его применения следует учитывать условия, представленные в ст. 346.45:

  1. Патент, выданный менее чем на 6 месяцев оплачивается в полном размере, не позже его окончания.
  2. Платёж за выданный на меньший срок может вноситься одним из представленных далее способов:
    • не позже истечения 90 дней с даты выдачи в размере на меньше третьей части от общей суммы;
    • не позже окончания срока его действия в размере оставшейся суммы, составляющей ориентировочно 2/3 части.

Обычно на рассмотрение и выдачу готового лицензионного удостоверения требуется 45 дней. Если документы были поданы через сайт Госуслуг, то 30 дней в каждой государственной инстанции будут рассматривать документы.

Если лицензию нужно получить более быстро, то можно самостоятельно посетить некоторые органы. Например для крупной компании это будет выгоднее. Оформление займёт меньше времени. Также на сайте Госуслуг можно отследить, готова лицензия или же нет.

Если есть возможность, то можно привлечь человека со стороны, который займётся оформлением. Но и стоимость получения может возрасти в зависимости от того, сколько денег возьмёт человек за свои услуги.

Что касается стандартной процедуры, то размер государственной пошлины составляет около 7500 рублей. Зачастую требуется не только первоначально получить лицензию, а просто переоформить её. Так вот если лицензию нужно просто переоформить, то размер пошлины составит 3500 рублей.

Требования Федеральной службы по надзору в сфере транспорта таковы, что лицензию можно получить на срок в пять лет. Когда этот срок истекает, лицензию продлевают. Если же какая-то организация перевозит пассажиров для своих нужд, то в данном случае получать лицензию и вовсе не нужно.

Иногда организациям и частным лицам приходится переоформлять лицензию. В каких случаях это происходит?

  1. Произошли изменения относительно типа транспортной деятельности.
  2. Если у организации произошли изменения в названии или поменялся юридический адрес.
  3. Организационная форма поменялась.

Как правильно открыть пассажирские перевозки

Этапы оформления

  • подобрать техническую и ремонтную базу;
  • зарегистрироваться в качестве ИП или ООО;
  • оформить необходимые лицензии;
  • заключить соглашение с Комитетом по транспорту на право работы по выбранному маршруту;
  • купить транспорт;
  • найти людей для работы;
  • разрекламировать новый бизнес;
  • начать транспортировку людей.

Для транспорта необходимо арендовать гаражи, в которых он будет отстаиваться и ремонтироваться. Количество боксов напрямую зависит от числа купленной техники.

В среднем для бизнеса по перевозки пассажиров достаточно 8-10 машин. Соответственно, и количество гаражей должно быть таким же. При желании можно купить гаражи и обустроить их по своему желанию, но на начальном этапе будет достаточно аренды.

Средние затраты в таком случае составят от 50 тысяч рублей в месяц.

Оформление бизнеса

Как мы упоминали, оформление бизнеса пассажирских перевозок может выполняться в двух направлениях – как ИП или ООО. Сразу хотелось бы отметить, что получение лицензии на такой вид бизнеса является обязательным (ранее этого можно было не делать в случае перевозок до 8 человек).

Чтобы получить лицензию, необходимо пройти десятидневные курсы в специальной школе для директоров транспортных компаний.

Здесь будущие специалисты получают знания по поводу специфики данного бизнеса, основных требований к работе пассажирского транспорта и так далее. В дальнейшем лицензия выдается в срок до одного месяца.

Но получение лицензии – это только первый этап.

После этого специальная комиссия совершает выезд на объект и проверяет выполнение основных требований – наличие стоянки (гаражей), технической базы для ремонта, факт прохождения водителями медицинского обслуживания и так далее.

Если вы планируете открыть бизнес на пассажирских перевозках с небольшим количеством автомобилей (до 2-3), то оформляться и обучаться на курсах для получения лицензии нет смысла.

Но есть вариант – можно заключить договор с крупным автопарком. Со временем можно раскрутиться, докупить автомобили, оформить ИП и получить лицензию.

Что касается налогообложения, то если в автопарке до 20 автомобилей, то можно оформить ЕНВД, который не предусматривает необходимость ведения книги учета расходов и доходов предприятия.

Читайте: Примерный, типовой бизнес-план грузоперевозки

Регистрация

1. Оформить ООО. В этом случае организационные мероприятия будут следующими:

  • оплачивается регистрационная государственная пошлина размером 130-150 долларов;
  • вносится уставной капитал. Как правило, 350-360 долларов;
  • заполняется протокол Учредительного собрания;
  • составляется договор о создании нового Общества;
  • подается заявление для регистрации ООО;
  • оформляется Устав, который можно делать самостоятельно или же заполнять вместе с профессиональными юристами.

Как только все документы на руках, можно смело отправляться к налоговикам и регистрировать новый бизнес. После этого требуется создать свою печать и открыть счет в одном из финансовых учреждений. Здесь также есть затраты, но они незначительны.

Общие расходы на оформление ООО – от 550 долларов (от 30 тысяч рублей).

2. Оформить ИП. Если вы решили открыться, как индивидуальный предприниматель, то здесь все проще:

  • выплачивается государственная пошлина (ее размер – около 30 долларов США);
  • оформляется заявление (должно быть заверено нотариусом);
  • предоставляются копии личных документов (также должно быть нотариальное заверение).
После сбора всех необходимых документов отправляйтесь в налоговую инспекцию для получения желаемого статуса. При этом в печати нет необходимости.

Положительные и отрицательные стороны лицензирования пассажирских перевозок

Организациям и индивидуальным предпринимателям, планирующим осуществлять перевозки пассажиров автобусами, следует иметь в виду, что, помимо регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, для легального осуществления пассажирских перевозок в большинстве случаев следует получить специальный документ – лицензию по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Сколько зарабатывают маршрутные такси

Размер дохода, помимо текущих затрат сильно зависит от конкретного маршрута, сезонного поведения пассажиров и их еженедельного распорядка. Разумеется, самым прибыльным является бизнес, который зарабатывает по будням, то есть по маршруту “работа-дом”.

Повысить прибыль можно с помощью размещения рекламы внутри или снаружи микроавтобусов. В салоне чаще всего используется печатная продукция: листовки, баннеры, буклеты, которые помещаются в местах на виду у пассажиров, например, на спинках сидений.

Заключение

Лицензия – документ, который необходим для того, чтобы осуществлять пассажирские перевозки. И без него достаточно сложно легально перевозить людей. Если организация или частное лицо, занимающееся перевозками попадает в ситуацию, когда лицензии нет, то в данном случае сложно оправдаться и не получить штраф как минимум.

Получение лицензии – процедура не из лёгких. Но стоит уделить этому особое внимание. Конечно, сложно одномоментно сделать так, чтобы все требования были соблюдены. К этому вопросу нужно подходить очень ответственно. Выполнив все необходимые требования, можно получить столь долгожданную лицензию.

Та как современный человек постоянно пользуется транспортом, то в некоторой степени он на какое-то время доверяет своё здоровье и свою жизнь перевозчику. При этом сам перевозчик, имея лицензию, негласно подтверждает, что готов осуществлять свою деятельность на законных основаниях и на хорошо оборудованном и технически исправном транспортном средстве.

Если же при подаче документов выяснилось, что какая-то информация недостоверна, то, скорее всего, сам перевозчик в этом виноват. Скрывать какие-то факты или предоставлять ложную информацию не стоит. В итоге можно остаться без лицензии.

Бывает так, что некоторые организации и лица, получив лицензию, начинают нарушать какие-либо рамки. Например, не проходят необходимый техосмотр, осуществляют перевозки на плохо оборудованном транспортном средстве.

Если этот факт обнаружится контролирующими органами, то действие лицензии может быть приостановлено. В этом случае необходимо как можно быстрее восстановить документ. Контролирующий орган на исправление даёт ровно полгода.
Алёна Антонова

С того момента, когда я получила права категории В, изучение автомобильной тематики стало для меня нечто большим, чем просто хобби. Каждый день я стараюсь быть на гребне волны в этой сфере и не упустить ни одного новшества в законодательной базе, касающегося автомобилей.

Штрафы за другие нарушения правил организованной перевозки

За прочие нарушения правил организованной перевозки детей предусмотрены следующие штрафы:

  • 25 000 рублей - для должностного лица;
  • 100 000 рублей - для юридического лица или ИП.

Например, штраф может быть наложен за отсутствие списка набора пищевых продуктов или за отсутствие документа со сведениями о водителе (водителях).

В заключение хочу отметить, что штрафы за нарушение правил организованной перевозки детей достаточно серьезные. Будем надеяться, они заставят перевозчиков соблюдать правила, а это, в свою очередь, повысит безопасность перевозки детей.

Удачи на дорогах!


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть