Организация парковки в 2019 году

Что такое гостевая стоянка

В чем разница между стоянкой и парковкой на придомовой территории многоквартирного дома с точки зрения законодательства? Оказывается, эти понятия регламентируются разными правовыми актами. Гражданский кодекс РФ гласит, что стоянка является местом хранения машин.

На практике она представляет собой огражденную территорию, на которой за определенную плату владелец размещает свое транспортное средство на срок, обозначенный в договоре. В данном случае работники стоянки являются лицами, ответственными за безопасность машины.

Интересно почитать: материалы по теме

Придомовые парковки закон рассматривает как место временной остановки автомобиля, ответственность за который возлагается только на его владельца. Поэтому, если речь идет о территории возле здания, применение термина «парковка» является наиболее корректным.

Что такое гостевая парковка определено нормами законодательства. Паркингом для гостей называется открытая площадка, которая предназначена для автомашин посетителей жилого дома. Их организация допускается п.п. 2.3 и 2.10 СанПин 2.1.2.2645-10:

  • земельный участок, который отводится под строительство многоэтажного жилого здания, должен предусматривать возможность обустройства придомовой зоны, включая гостевую автостоянку;
  • на дворовой территории запрещается организовывать любые торговые предприятия и пункты общественного питания, а также автопарковки, кроме гостевых.
То есть, обустроенный гостевой паркинг по дворе при нарушении его использования может привести к несоблюдению прав граждан на благоприятные жизненные условия и защиту от негативного воздействия окружающей среды (согласно Федеральным законам № 52 и № 7).

Если собственники желают организовать возле дома постоянную парковку для своих транспортных средств, то с согласования управляющей компании, они должны провести общее собрание жильцов и утвердить план создания нового инфраструктурного объекта, а также источники финансирования работ.

При этом размещение постоянной стоянки должно быть одобрено администрацией населенного пункта и ГИБДД, а также отвечать требованиям СанПин. Это неотъемлемые условия обустройства объекта.

Также есть ряд ограничений, которые должны соблюдаться автомобилистами при паркинге во дворах. В таких местах запрещается:

  • стоянка грузовых автомашин массой более 3,5 т (исключение составляют специально отведенные места);
  • стоянка автомобилей во дворах с включенным двигателем. Но это действие не является нарушением, если оно совершается с целью посадки/высадки пассажиров или погрузки/загрузки вещей;
  • паркинг на тротуарах. Исключением из этого правила являются зоны, специально обозначенные дорзнаками;
  • заграждение проезда, не позволяющее машинам перемещаться по территории.

По закону каждому владельцу квартиры в таком доме принадлежит некоторая доля придомовой территории, которая располагается непосредственно рядом со строением.

Поэтому, чтобы узаконить создание парковочных мест, требуется выполнить этапы:

  • владельцы жилья должны прийти на общее собрание, где путем голосования принимается решение относительно того, что будет создана частная парковка;
  • на такое собрание должны быть приглашены не только владельцы жилых квартир, но и собственники нежилых помещений, располагающихся на первом этаже дома;
  • если принимается положительное решение, то составляется специальный протокол, в котором расписываются все люди, которые принимали участие в данном собрании;
  • этот документ отправляется в местную администрацию, причем дополнительно следует составить специальное заявление, в котором указывается на необходимость проведения процесса узаконивания парковочных мест;
  • данное заявление можно делать в свободной форме, причем оно должно содержать информацию о фактах, на основании которых требуется сделать частную парковку на территории рядом с домом;
  • далее надо обращаться в отделение Росреестра, где требуется запросить справку, в которой описываются все характеристики имеющейся придомовой территории, для чего требуется составить специальную заявку;
  • к ней надо приложить св-во о собственности на квартиру, которая располагается в доме;
  • уплачивается госпошлина, а квитанция прикладывается к другим документам;
  • в течение недели будет выдана соответствующая справка;
  • собираются нужные документы для узаконивания парковочных мест, которые далее передаются в проектную организацию, выбранную для формирования плана, на котором будет показано, как именно на выделенном участке территории будут располагаться парковочные места;
  • сделанный проект подлежит согласованию в местной администрации.

После данных действий требуется подготовить документацию для обращения к органам власти.

Чтобы осуществить данный процесс грамотно и оперативно, рекомендуется сразу подготовить нужные документы для этих целей, которые далее передаются в местную администрацию.

Все вопросы, имеющие какое-либо отношение к общедомовой территории, должны решаться только на специальном собрании, на котором должно присутствовать не меньше половины граждан, являющихся собственниками квартир в доме.

Как организовать детскую площадку на придомовой территории? Нормы и особенности смотрите здесь.

Рассматривая два понятия «стоянка» и «парковка на придомовой территории», необходимо понимать, что они относятся к разным сферам законодательства. Термин «стоянка» относится к Гражданскому кодексу (сохранность автомобиля), тогда как парковка – это терминология ПДД, то есть временная остановка автомобиля.

В реальной жизни под стоянкой понимают территорию с ограждениями для длительного нахождения автотранспорта, которое осуществляется согласно составленному договору. Поэтому для многоквартирного дома правильнее использовать слова «парковка».

Существует ещё один важный вопрос, в каких случаях парковка считается незаконной? Прежде всего, если наблюдается явное нарушение санитарных норм или ПДД. Если количество автовладельцев в доме немного, то об оборудовании парковочных мест проблема не поднимается, и владельцы самостоятельно устраивают стихийные стоянки.

Самостоятельно проявлять инициативу жителям не рекомендуется. Следует зафиксировать на видео или фотографии место парковки и написать заявление в прокуратуру и ГИБДД. Стиль изложения должен быть предельно деловым с описанием основных элементов ограждений, указанием гос.номера автомобиля. На фотофикструющих документах его должно быть хорошо видно.

В некоторых случаях, когда жильцы дома отказываются финансировать строительство парковочной площадки, можно попытаться объединиться всем автовладельцам и обратиться к участковому и в Администрацию района для получения разрешительных документов на парковку.

Правоохранительные органы могут дать разрешение при условии, что все жильцы подпишут документ, в котором они не возражают против стоянки машин. В противном случае каждому владельцу авто придётся срочно решать вопросы с арендой машино-места.

Парковка машин считается всегда бесплатной. Это зависит от того, как решат жители домов на общем собрании. Но если земельный участок находится в личном пользовании и стоянка автомобилей платная, с неё владелец будет получать прибыль, то это совершенно другой тип владения.

Права жильцов

Организация парковочных мест должна полностью удовлетворять требованиям Положения Санитарно-эпидемиологической службы 2.2.1/2.1.1.1200-03, где прописаны правила расположения стоянки автомобилей по отношению к жилому дому.

Как правило, самостоятельно жильцы не оборудуют парковку, а приглашают для этого представителей специальных проектных институтов, с которыми заключается договор. Проект парковочной площадки должен отражать:

  • план расположения стоянок;
  • план благоустройства земельного участка;
  • схему дорожного движения.

Проект должен быть согласован:

  • в органах ГИБДД;
  • в районной Администрации;
  • в Комитете по градостроительству.

Согласованный проект вместе с заявлением подаётся в Департамент по землеустройству. Дополнительно к нему прилагаются:

  • правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • протокол общего собрания;
  • кадастровый паспорт на дом и придомовую территорию.

После решения всех организационных вопросов и согласовании проекта нужно выбрать подрядчика, имеющего соответствующий допуск СРО, заключить с ним договор.

Итак, согласно нормативно-правовым актам основные права и обязанности владельцев помещений в отношении придомовых парковок выглядят следующим образом.

  • Вся площадь вокруг дома является собственностью его жильцов, которые должны строго соблюдать правила дорожного движения и санитарные нормы.
  • Автовладельцы могут обустроить стоянку на территории около дома, если на это согласились 2/3 жильцов МКД.

Чтобы начать процедуру организации придомовой парковки, необходимы такие документы:

  • справка о размерах и составе территории около дома, полученная в Управлении инвентаризации и оценки объектов недвижимости или другом государственном ведомстве, который уполномочен предоставлять подобную информацию;
  • протокол общего собрания собственников по поводу организации парковки, оформленный и подписанный в соответствии с требованиями закона. Данный документ должен быть завизирован всеми жильцами, которые высказались за идею обустройства придомовой парковки.

Если общее собрание жильцов проводится в заочной форме, в его протоколе отражаются следующие сведения:

  • вопросы повестки дня;
  • способ проведения мероприятия;
  • принятое решение об обращении в муниципалитет с заявлением о формировании участка;
  • паспортные данные и информация о лице, ответственном за сбор документов;
  • точное число собственников квартир, которые приняли участие в голосовании по тому или иному вопросу.
Если те или иные данные не были указаны в протоколе, он может быть возвращен на доработку заявителям, что сделает процедуру организации придомовой парковки более длительной.

Парковочные места во дворах многоквартирных домов считаются общей собственностью. Поэтому нельзя заниматься организацией мест для парковки небольшой инициативной группой, полностью проигнорировав мнение соседей.

Помните, что какой бы подробный проект будущей стоянки для машин вы не подготовили, не обязательно он понравится всем жильцам.

Застройщик обычно не оставляет выбора своим клиентам и оставляет им готовое ТСЖ.

Тем проще для вас. Повесьте объявление об общем собрании жильцов, не обязательно делать это в помещении. Невозможно собрать на такой встрече всех собственников дома.

Туда придут самые инициативные жильцы, исходя из их мнения, решайте, стоит ли реализовывать ваш проект или нет.

Чтобы ваш план одобрили, желательно довести до блеска мельчайшие его детали.

Укажите все входы и выходы, подробно и красиво нарисованную общую схему парковки.

Обозначьте на вашем плане тип дорожного покрытия. Не забудьте сказать жильцам о бюджете и будущей ответственности за деньги с парковки. Желательно, чтобы парковочные места сдавались в ежемесячную аренду.

вариант стоянки

На плане желательно изобразить пожарные заграждения и запасные выходы через помещения (если есть). Обязательно изобразите расположение кнопки пожарной тревоги.

Но согласование с вашими соседями – это еще не все. Чтобы план можно было исполнить, его нужно направить на согласование в местный департамент по благоустройству и ГИБДД.

Департамент будет рассматривать соответствие вашего плана техническим нормативам. ГИБДД отследит, чтобы ваш план организации движения в месте парковки был приемлем с точки зрения ПДД.

Как было указано выше, придомовая общая территория является совместной собственностью всех ее жильцов (собственников жилых помещений) многоквартирного этажного дома, поэтому организация парковки должна происходить только по их согласию.

Любая организация собственников жилых помещений (ТСЖ, ОСМД) предусматривает коллективное принятие решений всеми собственниками жилых или нежилых помещений. Поэтому перед организацией парковки, нужно спросить разрешения жильцов.

Делается это следующим образом. Необходимо создать инициативную группу (в случае с ОСМД это члены правления) и пригласить всех собственников жилья в многоквартирных домах на общее собрание. На нем поставить вопрос о голосовании по созданию парковки возле многоквартирного дома.

Естественно, что не все собственники квартир могут с этим согласиться. Согласно действующему законодательств, решение о создании парковки может быть принято в том случае, если за него проголосует более 50 % всех собственников дома. Если меньше, тогда парковку делать нельзя.

Бывают ситуации, когда на собрание вышло малое количество жителей. В таком случае закон допускает создание опросных листов. Они должны быть подписаны каждым жителем отдельно (он ставит дату, номер квартиры, а также свою подпись с фамилией и инициалами).

Открытие собственного паркинга – трудоемкий процесс, требующий обширных знаний по теме.  Прежде чем регистрировать фирму и приступать к обустройству, стоит разобраться со всеми требованиями, которые предъявляются к стоянкам.

Будущий владелец парковки должен знать:

  1. Сколько квадратных метров потребуется для одного парковочного места.
  2. Какие требования предъявляются к водоснабжению и электрификации парковки.
  3. Как обустроить паркинг в соответствии с нормами пожарной и экологической безопасности.
  4. Какие претензии могут возникнуть у представителей надзорных органов к используемому оборудованию.

Почерпнуть информацию по вопросу можно из следующих источников:

  1. Постановление Правительства №795 от 17.11.2001 «Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок», где описываются порядок оказания услуг, информация, которую владелец стоянки должен донести до клиента, а также его ответственность за вверенную ему машину.
  2. Для Москвы: приложение №6 Постановления Правительства Москвы №442 от 24.05.1994, в котором перечислены рекомендуемые правила пользования платными автостоянками в Москве.
  3. Для Москвы: московские городские строительные нормы для автостоянок 5.01-01 (МГСН), разработанные с учетом СНиПов. Для других городов также существуют местные ГСН, утвержденные территориальными органами власти.

Кроме того, каждый субъект Федерации может иметь свои законодательные акты, регулирующие деятельность коммерческих парковок.

Парковка машин на придомовой территории многоквартирного дома

В соответствии с нормами закона № 131-ФЗ граждане имеют право решать вопросы относительно их общей собственности на принципах негосударственного самоуправления.

Жилищный кодекс РФ (п. 1.4 ст. 36) говорит о том, что место для парковки автомобилей на придомовой территории во дворах МКД, которое является объектом частной собственности владельцев квартир, может быть благоустроено в соответствии с решениями общего собрания жильцов.

Как обстоят дела с теми гражданами, которые проживают в МКД на основании договора социального найма и не являются хозяевами помещений? Чтобы организовать придомовую парковку, им придется приватизировать жилплощадь и размежевать землю около нее.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Вопрос обустройства придомовой территории для парковки машин решается намного проще, если жильцы дома объединились в ТСЖ. Как правило, в действующих товариществах уже решены все проблемы относительно права собственности на придомовую территорию.

Участок, который располагается под домом, должен состоять на кадастровом учете и его границы подлежат документальному фиксированию. Однако на сегодняшний день в отношении значительной части многоквартирных домов это правило не соблюдается, что лишает их жильцов права использовать придомовую территорию для парковки машин по своему усмотрению.

В первую очередь владельцам квартир следует позаботиться о размежевании участка около их здания и обратиться в администрацию муниципального образования для оформления права собственности на него. А вот действия по обособлению территории путем ее отделения и установки шлагбаума могут быть квалифицированы как самозахват земли.

Решение о том, каким образом использовать участок около здания, принимает общее собрание собственников МКД. Для организации придомовой парковки по закону необходимо согласие 2/3 жильцов, поэтому, если пешеходов в доме больше, чем автомобилистов, достичь кворума может быть крайне сложно.

Вполне естественно, что владельцы квартир, не располагающие транспортом, хотели бы видеть перед домом не стоянку машин, а зеленый сквер. Участникам инициативной группы, распределяя территорию, следует выработать решение, которое устроит и автомобилистов, и пешеходов, проживающих в здании.

Тщательно продуманная система въезда и выезда с придомовой парковки не только обеспечит безопасность пребывания во дворе, но и поможет освободить участок, детские площадки и тротуары от машин жильцов.

Общее собрание может быть проведено и в заочной форме, но для этого членам инициативной группы придется обойти все квартиры для сбора подписей. При решении такого важного вопроса, как организация придомовой парковки, каждый голос может стать решающим, поэтому ни один жилец не должен быть оставлен без внимания в ходе опроса.

Чтобы планируемая стоянка соответствовала санитарным и строительным нормам, следующим шагом собственников квартир должно стать изучение правил придомовой парковки.

Правила парковки на придомовой территории многоквартирного дома прописаны в государственных стандартах.
  1. Стандарт пожарной безопасности, в соответствии с которым такую стоянку необходимо оборудовать перегородками против огня первого типа – из бетона и кирпича.

Полный перечень требований пожаробезопасности изложен в № 123-ФЗ, вот лишь некоторые из них. Сооружения для хранения машин должны быть одно- либо двухместными, специальные помещения могут быть оборудованы для обслуживающего персонала.

  1. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 регламентирует санитарно-технические правила устройства придомовой парковки. Организация открытой стоянки, рассчитанной более чем на 50 автомобилей, запрещена законом. Парковки на 100 и более машин должны быть обеспечены дорожным выходом к общегородской сети транспорта.

Расстояние, допустимое между стоянкой автомобилей и жилым домом, определяется ее размером. Каким образом?

  • В 10 метрах от жилых зданий и в 25 метрах от объектов социальной инфраструктуры (школ, детских садов, поликлиник) может располагаться придомовая парковка на 10 и менее автомобилей.
  • На 50 метров от жилых домов и на такое же расстояние от объектов социальной инфраструктуры должна быть удалена стоянка на 300 и более машин.
  • Запрещено размещать рядом с жилой зоной парковки более чем на 500 автомобилей.

Полезные материалы по теме

Весомым преимуществом обладает подземный гараж – его можно расположить на любом расстоянии от жилого объекта.

  1. Согласно СП 59.13330.2016 10 % мест на стоянке должны быть отведены для парковки инвалидов на придомовой территории. Необходим ли водителям-инвалидам отдельный метраж – информации об этом в нормативном документе нет. Однако на придомовой парковке для лиц с ограниченными возможностями должны быть предусмотрены подъемы и спуски на тротуар для колясочников, а также специальная разметка.

В отношении размеров придомовых парковок действуют следующие нормативы:

  • минимальная ширина – 2,3 м;
  • минимальная длина – 5 м;
  • для людей, передвигающихся на инвалидном кресле, минимальная ширина должна составлять 3,5 м.
Очень важно правильно выбрать место для обустройства придомовой парковки. Она не должна мешать людям, которые проживают на первых этажах МКД, и препятствовать передвижению автотранспортных средств и пешеходов.

Итак, правила размещения придомовой парковки гласят:

  • со стоянок около многоквартирных домов, высота которых превышает 28 м, необходимо предусмотреть по меньшей мере два выезда;
  • существуют особые требования к покрытию парковок вместительностью 101–300 автомобилей. Кроме того, для таких автостоянок должна быть разработана проектная документация.

В проекте придомовой парковки отражаются следующие данные:

  • схематическое изображение и план стоянки с обозначением ограничителей для движения;
  • местонахождение кнопки вызова пожарной команды;
  • схема движения автотранспортных средств;
  • расположение дорожных знаков и разметки;
  • тип покрытия.

Итак, протокол общего собрания составлен, и территория около многоквартирного дома выделена в общее долевое владение. После этого руководителю инициативной группы следует обратиться с заявлением, к которому прилагается копия протокола общего собрания жильцов, в районное ведомство по земельным ресурсам и землеустройству.

В заявлении указывают такие данные:

  • название и адрес контролирующего органа, Ф. И. О. и контактные данные лица, которое уполномочено жильцами вести дела;
  • текст заявления содержит адрес объекта, а также просьбу выделить земельный участок около МКД для организации стоянки.

В соответствии с регламентом срок рассмотрения подобных документов составляет 3 суток, однако на практике это правило соблюдается далеко не всегда. Задержки случаются из-за ошибок в протоколе общего собрания, которые квалифицируются как нарушения.

Рассмотрение заявления может быть продлено по той причине, что на территории, где планируется размещение придомовой парковки, расположены отдельные элементы благоустройства, такие как скамейки и клумбы.

Обращаться в комитет по земельным ресурсам и землеустройству не нужно лишь в том случае, если в период введения дома в эксплуатацию участок прошел регистрацию на владельцев квартир и получил кадастровый номер.

Вопрос организации стоянки около МКД следует заблаговременно согласовать с ГИБДД и местным государственным органом по вопросам архитектуры и градостроительства. Данное условие не является обязательным, однако при наличии разрешений этих организаций все конфликтные ситуации относительно придомовой парковки разрешаются значительно проще.

После того как формирование пакета документов завершено, встает вопрос о найме проектной фирмы и строителей. На данном этапе участникам инициативной группы следует организовать сбор денег с тех владельцев квартир, которые заинтересованы в создании придомовой парковки.

Стоимость работ по проектированию и строительству определяется множеством факторов, среди которых:

  • площадь территории, выделенной для обустройства стоянки;
  • место расположения участка;
  • уровень престижности компаний, задействованных в проектировании и строительстве;
  • вид покрытия (асфальт, гравий, плитка, экосетка).

Составление проектной документации обойдется в пределах 50–200 рублей за 1 кв.м. площади.

В соответствии с законодательными требованиями, описанными выше, придомовую парковку можно признать незаконной, если она:

  • противоречит ПДД;
  • нарушает санитарные нормы;
  • была образована путем стихийного захвата парковочных мест.

Нередки случаи, когда владельцы квартир в МКД решения об организации придомовой стоянки не принимали, и третьими лицами были натянуты веревки и установлены шлагбаумы, ограничивающие доступ жильцов к территории хранения автомобилей.

Часто в таких случаях обитатели дома пытаются через управляющую компанию либо своими силами повлиять на нарушителей. Однако самостоятельные меры борьбы не всегда оказываются эффективными, поэтому целесообразнее обратиться с заявлением в органы прокуратуры либо ГИБДД. Как данный документ должен быть оформлен?

В шапке заявления, которая размещается в верхнем правом углу листа, указываются следующие сведения:

  • наименование органа ГИБДД, в который подается обращение;
  • Ф. И. О. и контактные данные заявителя.

Текст обращения, описывающий ситуацию в таких подробностях:

  • местонахождение незаконной придомовой парковки;
  • государственные номера автомобилей, замеченных на стихийной стоянке;
  • наличие блокирующих объектов, перекрытий, ограждений и пр.;
  • контактные данные свидетелей, который могут подтвердить факт существования незаконной парковки.
Срок рассмотрения обращения, установленный законодательством, составляет 30 дней. В большинстве случаев за это время нарушители получают предписание о необходимости ликвидации придомовой парковки, организованной незаконно.

Бесплатная консультация

Размещение автостоянки на придомовой территории должно отвечать определенным требованиям:

  • соответствовать нормам пожарной безопасности (наличие ограждений из огнеупорных материалов, аварийных путей эвакуации и т. д.);
  • наличие дорожного проезда к автотранспортной развязке (только для парковок, рассчитанных на более чем 100 мест);
  • соответствовать санитарным нормам (расстояние от парковки до жилого дома не менее 10 метров и 25 метров от социально значимых объектов).

Парковка, рассчитанная на более чем 50 автомобилей, должна находиться от жилого дома и социальной инфраструктуры на расстоянии не менее 50 метров. При этом согласно санитарным требованиям такая стоянка должна быть закрытого типа.

На территории столицы существует система платных городских парковок.

Постановлением Правительства Москвы об организации платных парковок № 289-ПП от 17.05.2013 были обозначены территориальные зоны организации платных парковок Москвы, где стоянка транспортных средств осуществляется на коммерческой основе.

Цена пользования парковочным местом регламентируется Постановлением московского Правительства под номером 798-ПП, изданным 03.12.2013. Согласно нормативному акту она составляет:

  • 60 руб. за час для парковок в пределах ТТК;
  • 160 руб. за час для центра: внутри Садового кольца.

Помимо почасовой оплаты также:

  • есть возможность приобрести абонемент на месяц или год;
  • для инвалидов, героев ВОВ и других льготных категорий предусмотрены бесплатные парковочные места;
  • для резидентов – льготные условия по оплате и возможность бесплатно оставлять машину у дома на ночь, предварительно оформив резидентное разрешение.
Данная программа осуществляется Правительством Москвы совместно с Московским департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

Главным партнером властей при реализации проекта стала компания «Моспаркинг», которая оборудовала парковочные зоны под ключ для:

  • ряда столичных бизнес-центров;
  • автосалонов;
  • крупных предприятий;
  • Комитета физической культуры и спорта Москвы;
  • Федеральной миграционной службы России;
  • других учреждений.

Но не все московские платные парковки принадлежат городу.

Поскольку мэрия оказывают поддержку в вопросах обустройства зон платного паркинга и регуляции стоянок на территории города в целом, представители власти охотно идут навстречу тем, кто решает открыть парковку самостоятельно: арендовав землю, на собственном участке, либо во дворе многоквартирного дома (МКД).

Поскольку паркинг является местом повышенной опасности, к нему предъявляется ряд требований, соответствие которым гарантирует сохранность транспортных средств и безопасность людей:

  • парковка должна быть хорошо освещена в темное время суток;
  • на всей площади паркинга должна быть обеспечена безопасность для клиентов и их автомобилей: охрана и система видеонаблюдения, а также надежные ограждения решат эту проблему;
  • въезд на парковку и выезд с нее не должны находиться в одном месте;
  • машиноместа и проезды между ними должны быть достаточных размеров, чтобы машины могли беспрепятственно осуществлять движение по парковке, не создавая угрозу ДТП.

Кроме того, для подземных парковок существуют дополнительные требования:

  • наличие надежной системы вентиляции, датчиков контроля загазованности, системы кондиционирования и гидроизоляции, а также необходимого оборудования для тушения пожаров;
  • на территории паркинга должен осуществляться постоянный контроль микроклимата, который обеспечит оптимальные условия для машин;
  • внутри паркинга должен быть достаточно широкий угол обзора, чтобы водители машин видели друг друга.
Для беспрепятственного открытия паркинга необходимо, чтобы земля, на которой он будет находиться, имела задокументированные границы и состояла на кадастровом учете.

Если жильцы дома ранее не озаботились этим вопросом, то, прежде чем направляться в Управу за разрешением на парковку во дворе жилого дома, нужно подать заявление в Департамент по земельным ресурсам и землеустройству с просьбой о формировании земельного участка.

Чтобы организовать парковочную зону, необходимо учитывать существующие правила.

Важно учесть следующее:

  • территория, прилегающая к жилому дому, находится в долевом владении между всеми жильцами. Это согласуется с Жилищным Кодексом (статья 36);
  • на собственной территории жильцы многоквартирного дома вправе самостоятельно решать, организовывать парковку, или нет;
  • начать создание парковочной зоны может ответственное лицо, назначенное на общем собрании жильцов. (ЖК РФ, ст. 44, п. 1, ст. 44, п. 3.1);
  • решить, что придомовой участок будет занимать именно организованная парковка, а не зона отдыха или парк, также должно быть решено совместно;
  • для этого составляется протокол, и все согласные ставят там свои подписи.

Без согласия большинства несколько желающих не имеют права ставить какие-то ограждения, шлагбаумы или выделять «собственные» парковочные места. Во дворе жилого дома общая территория, и все имеют на нее равные права.

С кем необходимо заключать договор на создание парковочной территории? Еще до того, как за дело примется подрядчик, непосредственно выполняющий такие работы, должен быть составлен проект.

Составлением проекта занимаются специальные организации, имеющие инженерные и строительные навыки и умеющие учитывать существующие государственные требования.

В проекте должно содержаться:

  • схематическое изображение всей парковочной территории;
  • разметка на площадке;
  • количество ТС, которое вместит парковка;
  • тип дорожного покрытия на паркинге;
  • направление движения транспортных средств;
  • зона для инвалидов;
  • расположение дорожных знаков.

Проект должен быть грамотным и соответствовать всем действующим законодательным актам. В противном случае он не будет одобрен контролирующими органами.

Если планируется устанавливать какое-то ограждающее оборудование, например, шлагбаумы или ограду, это также должно быть четко отражено в проекте.

После того, как готовый проект получен на руки, он должен быть заверен следующими органами власти:

  • ГИБДД;
  • райадминистрация;
  • Комитет градостроительства и архитектуры.

Помощь в прохождении этих служб могут оказывать разные частные фирмы. Пользоваться их услугами (которые платные), или нет, каждый решает сам. Вот только своими силами проходить эти инстанции бывает намного дольше и дороже.

После получения одобрения во всех инстанциях, можно обратиться в комитет по земельным ресурсам, а затем заключить договор с фирмой-подрядчиком.

Требования

Парковочные места необходимы везде: и возле дома, и для сотрудников на своей территории около предприятия, и в аэропорту. Существуют ли какие-то нормы, регламентирующие, каких размеров должна быть парковка?

Требования для парковки прописаны в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Таблица 1. Нормы для организации парковки.

Размер парковки, число автоПравила
1-15До ближайшего здания 10 метров
15-50От жилого комплекса 15 метров
50-10020 метров до здания
100-300До дома не менее 50 метров, парковка должна иметь 2 выезда

Все эти требования необходимы, чтобы защитить имущество граждан на случай возгорания. Если эти нормативы нарушаются, специальная техника не сможет при необходимости подъехать и оказать экстренную помощь.

Для инвалидов на придомовой территории в обязательном порядке должно быть выделено не менее 10% от общего числа парковочных мест, вне зависимости от того, проживают в этом доме лица с ограниченными возможностями, или нет.

Данное требование выражено в законе о защите прав инвалидов, статья 15. Она гласит, что возле каждого социально важного места (в том числе жилые дома, больницы, социальные и торговые центры, магазины) для парковки лиц с ограниченными возможностями должно быть выделено не менее 10% мест.

Другие водители, не относящиеся к этой категории граждан и не перевозящие их, не имеют права занимать такие участки.

За несоблюдение положения о предоставлении таких специальных мест в законе предусмотрено взыскание:

  • для владельцев территории, которые зарегистрированы как физические лица, предусмотрен штраф в размере от 3 000 – 5 000 рублей;
  • для юридических лиц и организация возможно взыскание от 30 000 – 50 000 рублей.

Отвечает лицо, по закону владеющее земельным участком (статья 5.43 КоАП). Помимо предоставления отдельной площади, владельцы должны отметить эти места специальным знаком и нанесением дорожной разметки «Инвалид».

В согласии с Постановлением правительства об организации платных парковок (от 17 мая 2013 г. N 289-ПП) теперь просто так оставить автомобиль вдоль дороги невозможно.

Так как большинство офисов сосредоточено в центре города, где благоразумные руководители решают этот вопрос иным способом.

Есть четыре варианта решения вопроса:

  • арендовать часть парковки для личных автомобилей сотрудников;
  • в индивидуальном порядке возмещать стоимость парковочного места сотрудникам;
  • арендовать парковочные места для нужд организации;
  • отвод земли и организация собственной парковки.

В случае заключения договора аренды на использование парковочных мест возникают определенные трудности:

  • при таком порядке оформления бумаг нет смысла добиваться снижения налога на прибыль или налоговой скидки;
  • при расчете НДС придется начислить процент и на эту услугу;
  • возникнут конфликты при проверке налоговой инспекцией;
  • не положен вычет по НДС, так как производится оплата не собственных нужд, а нужд сотрудников.
Оформляя непосредственные выплаты сотруднику на расходы за пользование автомобилем придется учитывать и износ автомобиля (если работник пользуется личным авто для служебных интересов) и непосредственно стоимость парковки.

Такой порядок расчета не повлияет на налог на прибыль. Однако чтобы снизить зарплатный налог, потребуется полноценное документальное оформление таких отношений с работником. На НДС это не влияет никаким образом.

Возможны следующие варианты:

  1. Арендовать парковочные места как для нужд организации. В таком случае не придется доплачивать по основным налоговым статьям, НДС подлежит вычету, а зарплатный налог не увеличивается. В документации не будет отражаться, для каких целей арендуется парковка.
  2. Если на балансе предприятия автомобилей нет, основанием для договора аренды может стать потребность в парковочных местах для клиентов.
  3. Если есть возможность и права собственности хотя бы на часть имущества, можно попробовать пойти по схеме классической организации парковки, как возле жилого дома и организовать собственную стоянку. По такому принципу формируется парковочная территория в садоводстве возле товарищества.
  1. Рассмотренный ранее нами документ СанПин №2.2.1/2.1.1.1200-03 запрещает устраивать стихийную или организованную парковку на расстоянии менее, чем 10 метров от жилого дома.
  2. Нельзя парковать грузовой автомобиль в радиусе 50 метров от жилого дома.
  3. Запрещено стоять с включенным в автомобиле двигателем возле жилого дома более пяти минут.
  4. Ни в коем случае нельзя заезжать на благоустроенную придомовую территорию. Заезд машиной на детскую площадку или газон является правонарушением и наказывается штрафом около 2-3 тысяч рублей(зависит от региона).
  5. Также нельзя ставить автомобиль поперек проездов или возле мусорных баков.

Перечень документов

Выдача разрешений на оформление парковочных мест в собственность находится в ведении местной администрации. Инициировать подобное обращение вправе отдельные граждане, организованные группы собственников жилья, а также застройщик многоквартирного дома.

Для оформления приватизации на парковочное место подготовьте следующие документы:

  • разрешительные документы на возведение строения (если необходимо узаконить территорию, расположенную рядом с вновь построенным домом);
  • проект автостоянки, одобренный местной администрацией;
  • документы по кадастровому учету земельного участка придомовой территории;
  • документы, подтверждающие право собственности на жилье в многоквартирном доме;
  • разрешение органа местного самоуправления на приватизацию места для парковки.

Вышеперечисленные документы вместе с официальным обращением подавайте в службу Росреестра. При соответствии всех представленных документов требованиям законодательства орган регистрации проведет оформление парковочных мест и внесет соответствующие сведения в единый реестр.

Придомовая территория может быть оформлена в собственность только после ввода в эксплуатацию построенного дома и разграничения прилегающей территории.

Для узаконивания прав собственников на придомовую территорию, органами власти принимается во внимании информация, содержащаяся в кадастровом учете о наличии смежных территорий, а также сведения, полученные из градостроительных нормативов.

Для положительного решения вопроса по узакониванию размещения парковки необходимо, чтобы градостроительная документация содержала информацию о соответствующем целевом использовании придомовой территории.

Если же целевое назначение, указанное в документах по землеустройству, противоречит созданию парковки на прилегающей к дому территории, придется провести работу по изменению вида использования придомового участка.

Для получения разрешения на открытие парковки, необходимо направить заявление в местную Управу.

Заявление должны сопровождать следующие документы:

  • свидетельство о постановке на учет в качестве предпринимателя или об организации юридического лица;
  • протокол собрания собственников ТСЖ, если это парковка на территории МКД;
  • договор с арендодателем, если участок берется в аренду;
  • документы, подтверждающие право собственности на землю, если планируется открыть парковку на своем участке;
  • проект обустройства автостоянки с ситуационным планом, где будет указано расположение автомобилей, ограждений, шлагбаумов и другого оборудования;
  • выписку из кадастрового реестра.

Также для законной деятельности парковки потребуется:

  • заключить договор о вывозе твердых бытовых отходов;
  • заключить контракт на обслуживание ККМ;
  • подписать договор об оказании услуг дератизации;
  • утвердить программу контролирования производства.

Кроме того, стоянке потребуется пройти проверку пожарной службы и Санэпиднадзора. Для этого стоит учесть все требования СанПин еще на этапе обустройства парковки, а также закупить все необходимое противопожарное оборудование.

Информацию о требованиях можно почерпнуть из Приказа МЧС РФ от 21.11.2012 N 693 «Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (п. 6.4.).

Порядок оформления парковки

После того, как выбран участок, на котором будет находиться парковка, план действий будет состоять из следующих этапов:

  1. Постановка на учет в налоговой инспекции в качестве ИП или юр.лица. При открытии стоянок и паркингов используют код ОКВЭД 63.21.24 (эксплуатирование гаражей, стоянок для ТC, мотоциклетов, велосипедов и т. п. ).
  2. Заключение договора аренды земли/покупка земельного участка/процедура формирования земельного участка под стоянку.
  3. Получение разрешение на использование земли для организации парковки в администрации района.
  4. Согласование плана автостоянки с проверяющей инстанцией (для Москвы – Москомархитектуры).
  5. Получение разрешительных документов от пожарного надзора, Роспотребнадзора, комитета по охране окружающей среды (для Москвы – Москомприроды), ГИБДД, службы водоканала.
  6. Постановка Управлений автотранспорта и связи в известность об открытии автостоянки.

Когда все бумаги оформлены, собственник парковки получает Ордер на платную парковку, в котором содержится информация о типе парковки, количестве машиномест, режиме работы, а также ситуационный план территории.

Теперь рассмотрим порядок оформления парковки, он будет происходить по следующему алгоритму:

  • принятие решения жильцами дома об организации парковки и оформление это протоколом общего собрания;
  • оформление земельного участка как придомовой территории (касается случаев, если он не закреплен за домом);
  • создание проектной документации с учетом требований ДПС и пожарной инспекции;
  • строительство парковки, и оформление ее плана в кадастровой службе.
Оформление парковки — это непростой процесс, требующий согласия жильцов многоэтажного дома, оформления земельного участка (придомовой территории), а также изготовления проектной документации.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl Enter, чтобы сообщить нам.

Стоимость оборудования

Для обеспечения качественной работы парковки потребуется:

  • выполнить качественное асфальтовое покрытие с пропиткой, препятствующей впитыванию топливных отходов;
  • закупить ограждающие конструкции и ограничители;
  • установить шлагбаумы;
  • информационные стенды;
  • осветительные приборы.

Кроме того, сейчас все большей популярностью пользуются автоматические парковки, оснащенные специальной стойкой, подъехав к которой водитель получает жетон, и шлагбаум открывается, пропуская его на территорию.

Такое оборудование позволяет сэкономить на персонале и повысить уровень сервиса, но требует дополнительных расходов. В таблице ниже приведены основные статьи затрат при открытии парковки, а также примерная стоимость приобретаемого оборудования.

Таблица 3. Перечень оборудования, необходимого для открытия автоматизированной парковки.

 Наименование Стоимость, руб.
 Въездная стойка От 175 тыс.
 Выездная стойка От 175 тыс.
Автоматический шлагбаум От 40 тыс.
 Паркомат От 260 тыс.
 Идентификаторы От 15
 Программное обеспечение для парковки От 10 тыс.

На то, как будет производиться оплата, влияет степень автоматизации паркинга. При частично автоматической оплате деньги принимают сотрудники, а при полностью автоматизированной – специальное оборудование.

Подводя итоги, можно сказать, что открытие парковки – это перспективный бизнес для любого более или менее крупного города. При грамотном подходе окупаемость гарантирована уже через полтора-два года.

Также создание собственного паркинга на придомовой территории может стать отличным решением для собственников МКД: парковка не только упорядочит расположение машин во дворе, но и принесет дополнительные средства на благоустройство территории и другие нужды дома.

Для того, чтобы арендовать участок под парковку, достаточно обратиться в местную администрацию: там порекомендуют хорошее место и предложат на выбор один из имеющихся вариантов. Поскольку обустройство парковки – это выгодное для властей мероприятие, можно рассчитывать на хорошую скидку при аренде земли у муниципалитета.

Безопасность детей на придомовой парковке

Мы часто слышим о необходимости соблюдать ПДД и заботиться о безопасности детей на проезжей части и нередко забываем об этом во дворе собственного дома. Да, существуют преимущественные права для пешеходов и специальные нормы поведения для водителей во дворах.

Статистика свидетельствует о том, что до 80 % детей-пешеходов, которые получили травмы или погибли в ходе дорожно-транспортного происшествия, пострадали недалеко от своего дома (в радиусе до одного километра).

Где это могло произойти? В большинстве случаев там, где автомобили передвигаются медленно, – во дворе, по пути в школу или магазин, на придомовой парковке. Детям всё вокруг кажется знакомым и безобидным, они не осознают опасность и страдают нередко из-за собственного любопытства.

Как бы это ни прозвучало ужасно, но часто водителем, виновным в ДТП, оказывается кто-либо из ближайших родственников ребенка или его хороших знакомых. Выезжая задним ходом с территории придомовой парковки или из гаража, они могут не заметить малыша и даже не предвидеть, что он находится за автомобилем.

Хоть если машина двигается на минимальной скорости, водитель часто не успевает нажать на тормоза, и, к сожалению, исход происшествия может быть смертельным.

Большинство автомобилистов прекрасно знает, что за машиной, особенно если она движется задним ходом, есть мертвая зона с нулевой видимостью. Если ребенок находится вблизи или позади транспорта, его, скорее всего, не заметит ни сидящий за рулем, ни видеокамеры, ни парктроники (специальные датчики).

Территория около многоквартирного здания уже давно перестала быть безопасным местом. Здесь много деревьев и кустов, гаражей и припаркованных машин, из-за которых возникают зоны с ограниченной видимостью.

А ведь между всеми этими дворовыми «нагромождениями» часто играют дети! Даже родители, которые гуляют вместе с малышом и внимательно следят за его безопасностью, порой не успевают отреагировать в том случае, если ребенок бросается под машину, играя в догонялки или пытаясь поймать мячик.

В качестве примера рассмотрим ситуацию в Хабаровске за первые 4 месяца с начала года. Там зафиксированы 39 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети. Травмы получили 42 ребенка, из них 26 человек были пешеходами, остальные – пассажирами.

Анализ подобных ДТП говорит о том, что в более чем 70 % случаев виноваты водители, и только в 25 % – сами ребята, выбежавшие в неположенном месте на проезжую часть. Будь автомобилисты осмотрительнее, а родители внимательнее к своим детям, многих аварий удалось бы избежать.

К сожалению, ребята не всегда прилежно слушают наставления о том, как следует себя вести в той или иной опасной ситуации. Однако важно втолковать малышу, что нельзя прятаться за автомобили, играть около них, выбегать без оглядки из подъезда, из-за гаража.

В соответствии с рекомендациями психологов объяснять ребенку эти правила лучше на примере конкретной придомовой парковки и реальной истории из жизни. Заведите привычку знакомить малыша с потенциально опасными местами и правилами поведения на проезжей части во время прогулки.

Законодательная база

Согласно закону № 131-ФЗ, граждане вольны на основах негосударственного самоуправления решать вопросы, касающиеся их общей собственности.

Парковочные места во дворах многоквартирных домов, имеющиеся в частной собственности жильцов, принадлежат им и могут быть благоустроены в соответствии с общим собранием жильцов. Об этом можно узнать и в пункте 1.4 36 статьи ЖК РФ.

Жильцы домов, на которые не оформлена частная собственность, занимают жилплощадь по договору социального найма.

Поэтому, в отличие от собственников, они не имеют права принимать участие в общем управлении придомовым участком.

Чтобы обустроить свою парковку, им необходимо провести приватизацию дома и провести межевание участка рядом с ним.

Статья 44 ЖК РФ гласит, что только общее собрание собственников многоэтажного дома может решить вопрос с организацией парковки. Статья 46 ЖК уточняет, что для утверждения проекта автостоянки нужно собрать не менее 2/3 голосов жильцов.

Собрание формирует делегата, который будет заниматься организацией строительных работ и общением с государственным органами.

СПРАВКА. В полномочия собрания также входят: поддержка автостоянки в рабочем состоянии, наем рабочих, сдача стоянки в аренду. По решению собрания жильцов можно расширять автостоянку и вводить за нее плату.

Организованная жильцами стоянка на придомовой территории многоквартирного дома обязана отвечать сразу нескольким государственным стандартам.

Например, стандарту пожарной безопасности. Парковка во дворе многоквартирного дома, должна быть оборудована перегородками против огня первого типа (сделанные из кирпича и бетона).

Если парковка примыкает к другому зданию, обязательно должны быть предусмотрены аварийные выходы через окна этого здания. В помещениях для хранения автомобилей должно быть не больше двух мест.

Допускается создание специальных зданий для обслуживающего персонала. Полный список требований пожарных указан в №123-ФЗ.

Имеются также санитарно-технические правила парковки во дворе многоквартирного дома, которые должны учитываться при возведении автостоянки.

Они оговорены в СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03. Согласно 4.4.1 таблице этого документа, размер стоянки прямым образом влияет на расстояние, допустимое для ее организации рядом с жилым домом.

Например, автостоянка на 10 и менее машин может располагаться в 10 метрах от жилого дома, и в 25 метрах от объектов социального значения(школ, поликлиник, детских площадок). Парковка, рассчитанная более чем на 300 машин, должна находиться в 50 метрах от обоих объектов.

СПРАВКА. Нигде не указано, какого размера стоянку должны организовать жильцы. В СанПин сказано, что она должна быть соразмерна дому.

Согласно санитарным нормам, нельзя организовывать открытую автостоянку более, чем на 50 машин. Если стоянка рассчитана больше, чем на 500 машин, ее нельзя располагать рядом с жилой зоной.

Подземный гараж обладает в этом плане преимуществом и может быть расположен на любом расстоянии от жилого дома. Все парковки, рассчитанные более чем на 100 машин, должны иметь дорожный выход к общегородской транспортной сети.

СП 59.13330.2012 регулирует нормы доступа инвалидов к парковкам рядом с многоэтажными домами. Согласно ему, 10% мест на парковке должны быть обустроены специально для инвалидов.

На них должна наноситься специальная разметка при строительстве парковки.

При этом в СП не указано, нужен ли водителям-инвалидам отдельный метраж.

Это значит, что его можно оставить таким же, как и для остальных парковочных мест. На стоянке должны быть оборудованы специальные спуски и подъемы на тротуар для колясочников.

Организаторы парковок никакой ответственности за порчу автомобиля не несут

Действующее законодательство разрешает организовывать стоянки или парковки возле многоэтажных жилых домов. Некоторые считают, что стоянка или парковка это одно и то же понятие, но это не так.

Согласно Гражданскому кодексу под стоянкой подразумевается отдельный участок местности (территория), которая должна быть ограждена и служить для временного хранения автомобиля. При этом на владельцев стоянки возлагается материальная ответственность за сохранность стоящей машины.

Под парковкой подразумевается участок местности, который служит для временной стоянки транспортного средства без его хранения. Поэтому организаторы парковок никакой ответственности за его порчу не несут.

Исходя из этого, нормативные акты, регулирующие организацию парковок, следующие:

  • Гражданский кодекс, регулирующий понятие парковки;
  • Жилищный кодекс, который говорит о том, что территория многоквартирного этажного дома на праве совместной собственности принадлежит владельцам жилых помещений, и все сооружения должны с ними согласовываться;
  • Земельный кодекс, который говорит о том, что все земельные участки в обязательном порядке должны быть оформлены надлежащим образом;
  • СаНПиН, это правила, устанавливающие требования к любым застройкам, которые располагаются на земельных участках;
  • Правила пожарной безопасности, а также Дорожного движения, регулирующие порядок пожарной безопасности и удобство выезда из парковки.

Нужно запомнить, что за нарушение организации парковки могут быть наложены различные штрафы на ее организаторов, а также она может быть снесена по решению суда.

Отдельных правовых актов о парковках и стоянках около многоквартирных домов не разработано. Все вопросы в той или иной степени рассматриваются Жилищным кодексом РФ. Согласно ст. 16 ЖК РФ следует, что участок, на котором построен дом и прилегающая к нему территория являются собственностью жильцов, и вопросы его использования решаются коллективно собственниками квартир. Этот пункт регламентируется ст. 44 ЖК. Под жилым помещением понимается:

  • сам дом или его часть, в том числе комната или часть квартиры;
  • вспомогательные части строений, которые служат для удовлетворения бытовых нужд и проживания.

Решение об оборудовании парковки на придомовой территории многоквартирного дома должно приниматься коллегиально, причём при согласии 2/3 от количества проживающих жильцов. То есть вопрос рассматривается на общем собрании, и 2/3 жителей должны дать письменное согласие на оборудование автостоянки.

Машиноместа на придомовой парковке – общедолевое имущество или частная собственность

По сей день не утихают споры о том, является ли машиноместо объектом общедолевого имущества, либо следует считать его обособленной территорией, у которой есть лишь один владелец.

Весомым аргументом является отсутствие у машиноместа каких-либо индивидуализирующих признаков либо физических границ (стен, ограждающих конструкций, перегородок), которые бы отделяли его от других на территории стоянки.

Зарубежные законодатели придерживаются аналогичной точки зрения в этом вопросе. Так как маркировка со временем стирается, покраска контуров машиноместа на придомовой парковке не считается основанием для того, чтобы считать его индивидуально-определенным.

Вместе с тем маркировка с помощью ограждений из бетона, дерева или камня является долгосрочной хорошо различимой, благодаря чему, к примеру, в Германии она считается основанием для обособления парковочной площадки.

Выходит, чтобы машиноместо превратилось в недвижимость, достаточно поставить ограждение либо перегородку? На практике не всё так просто.

Свод правил, утвержденный приказом МЧС России от 21.02.2013 № 117 (п. 5.2.6), гласит, что разделение перегородками машиномест на отдельные боксы в подземных автостоянках запрещено. Для обособления парковочных мест допустимо применение сетчатого ограждения из негорючих материалов в помещениях хранения легковых автомобилей, которые являются собственностью граждан.

Однако в столице и некоторых других городах России долгое время практиковался подход, в основе которого лежит принцип «всё, что не запрещено, то разрешено». Парковочные площадки очерчивали краской и в качестве объекта недвижимости ставили на учет в кадастре.

Подобная практика органов регистрации и судов подарила жизнь такому виду недвижимого имущества, как «маркированное машиноместо». Однако поскольку недвижимость не может так просто перемещаться в гражданском обороте и выбывать из него, всё чаще стали звучать вопросы о том, как уничтожить «стертое» или «перерисованное» парковочное место.

Статистические данные свидетельствуют о том, что Росреестр только за 2015 год зарегистрировал права на 4800 подозрительных объектов под общим обозначением «нежилое помещение», не определенных как машиноместа.

Вместе с тем сегодня суды все чаще принимают решения исходя из того, что парковочное место не соответствует признакам недвижимого имущества.

Закон о государственном кадастре недвижимости (п. 6 ст. 41) гласит, что местоположение помещения определяется методом графического отображения на плане этажа (или его части) здания либо сооружения границы геометрической фигуры, которую образуют внутренние стороны его наружных стен.

Если строение имеет один этаж, для отображения используется его план (либо соответствующая часть). Однако, как показывает практика, у машиномест часто нет наружных стен, а их границы обозначаются с помощью номеров и условных линий на полу.

Что касается парковочных площадок, которые являются объектом общей долевой собственности, владение, пользование и распоряжение ими осуществляется по соглашению всех участников (ст. 246-247 ГК РФ). Это значит, что для осуществления любого действия с машиноместом (продажи, дарения) необходимо заручиться согласием других долевых владельцев.

На практике суды в большинстве случаев признают машиноместо, которое находится на территории придомовой парковки, частью недвижимого объекта (долей в праве общей долевой собственности на здание или помещение).

Примеры из судебной практики.

  1. Признание ничтожным договора инвестирования строительства в части передачи в собственность помещений подземной автостоянки по причине того, что данным помещениям по закону присвоен статус общедомового имущества многоквартирного дома (Постановление Президиума Верховного Суда РФ «Обзор практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» от 04.12.2013, п. 38).
  2. Определение подземного гаража с машиноместами, расположенного в подвальном помещении МКД, как объекта общедомового имущества (постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 6037/13).

Мнение эксперта

Машиноместо может рассматриваться как недвижимое имущество

С. А. Киракосян,

 кандидат юридических наук, доцент филиала КубГУ в г. Новороссийске, независимый эксперт при Министерстве юстиции по антикоррупционной экспертизе НПА, партнер фирмы «Эсток-Консалтинг»

На сегодняшний день существуют два подхода в определении понятия «машиноместо»:

  • в качестве самостоятельного объекта недвижимости при надлежащей обособленности и индивидуализации;
  • как не объекта недвижимого имущества, а доли в праве общей долевой собственности на здание или помещение.

В качестве вывода можно сказать, что парковочное место, которое располагается в здании или сооружении, не считается самостоятельным объектом недвижимости и не подлежит кадастровому учету. В настоящее время на обсуждении находится проект федерального закона о правовом режиме машиноместа, который был разработан Минэкономразвития РФ. Документ содержит предложение именовать место для парковки с границами, обозначенными только разметкой, площадкой.

С 2017 года законодатели предлагают отнести такие площадки к категории недвижимых вещей, которые можно считать отдельными объектами гражданского права. Если изменения будут утверждены, подобные парковки можно будет ставить на кадастровый учет. 

С. А. Киракосян,

 кандидат юридических наук, доцент филиала КубГУ в г. Новороссийске, независимый эксперт при Министерстве юстиции по антикоррупционной экспертизе НПА, партнер фирмы «Эсток-Консалтинг»

На сегодняшний день существуют два подхода в определении понятия «машиноместо»:

  • в качестве самостоятельного объекта недвижимости при надлежащей обособленности и индивидуализации;
  • как не объекта недвижимого имущества, а доли в праве общей долевой собственности на здание или помещение.

В качестве вывода можно сказать, что парковочное место, которое располагается в здании или сооружении, не считается самостоятельным объектом недвижимости и не подлежит кадастровому учету. В настоящее время на обсуждении находится проект федерального закона о правовом режиме машиноместа, который был разработан Минэкономразвития РФ.

С 2017 года законодатели предлагают отнести такие площадки к категории недвижимых вещей, которые можно считать отдельными объектами гражданского права. Если изменения будут утверждены, подобные парковки можно будет ставить на кадастровый учет.

Новые предложения депутатов по поводу придомовой парковки

Закон, регулирующий вопросы организации и функционирования придомовых парковок, был предложен партией «Справедливая Россия». В настоящее время проект находится на стадии доработки, так как неясным является механизм его действия в отношении МКД, построенных ранее и не имевших большой территории вокруг.

В чем суть предложения «Справедливой России»? Рассмотрим основные аспекты.
  1. То, как будут распределяться места на придомовой парковке, должно зависеть от площади квартиры каждого конкретного собственника. Владелец стандартной однушки (33 кв. м.) получит одно машиноместо. А те жильцы, площадь квартиры которых больше 50 квадратных метров, должны стать обладателями двух мест на придомовой парковке.
  2. При составлении проекта стоянки для дома, рассчитанного на 1000 человек, следует предусмотреть 40 машиномест для гостей. Если предположительное число обитателей будет равно 2000, то таких площадок должно быть 80.

Специалисты уже сейчас указывают на несовершенства данного закона, которые могут спровоцировать конфликты между жильцами многоквартирных домов. Ведь в нашей стране нередки случаи, когда в однокомнатной квартире ютится большая семья, имеющая несколько машин.

Согласно новым нормам им не останется ничего иного, кроме как парковать свои автомобили на другой стоянке. Одновременно с этим могут пустовать некоторые машиноместа, которые закреплены за жильцами крупногабаритных квартир.

Новые правила, разработанные депутатами дополнительно, в ближайшее время будут введены для жильцов близлежащих домов в отношении платных парковок. Ночью, к примеру, пользование ими будет свободным и доступными для всех желающих, в том числе жильцов домов, расположенных вблизи.

Предположительно функция контроля за исполнением закона будет возложена на региональные власти. Поможет им создание специального реестра для учета всех стояночных мест в городе, в том числе и тех, которые расположены на придомовых парковках.

Список документов, необходимых для выделения парковочного места может отличаться, в зависимости от района области или населенного пункта. Поскольку отдельные требования к порядку использования придомовой территории закреплены в нормативных актах местного значения.

В связи с этим, при инициировании процесса оформления земельных участков, расположенных рядом с многоквартирным домом, уточняйте все требования в местной администрации.

При положительном рассмотрении вопроса, орган местного самоуправления или совет депутатов направит в ваш адрес соответствующий ответ. Срок рассмотрения заявок на выделение участков придомовой территории составляет 30 дней.

Основания для отказа предоставления в собственность парковочных мест:

  • наличие ошибочных сведений в проектной документации (нарушены правила беспрепятственного въезда на придомовую территорию, границы участка затрагивают территорию соседнего многоквартирного дома и т д.);
  • несоответствие проектной документации градостроительным нормам.
В отдельных ситуациях проект размещения парковки должен быть согласован с управлением Роспотребнадзора и службой МЧС. Необходимость данных действий вам подскажут в администрации муниципального образования или в совете депутатов.

После получения официального разрешения на размещение парковочных мест, проводите работу по организации строительства автостоянки. Выбор подрядчика обсудите на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

Как согласовать место для стоянки с другими жильцам и создать проект парковки

С. А. Киракосян,

Оформление индивидуального парковочного места неразрывно связано с процессом приватизации земли. Наличие места для парковки, согласно нормам законодательства, предполагает оставление своего автомобиля на специально предназначенной для этого территории. Собственником парковочного места гражданин становится после его приватизации.

Согласно требованиям жилищного законодательства (статья 36 ЖК РФ), решение по оформлению в частную собственность мест для парковки автомобилей принимается на общем собрании жильцов дома. Совместно принимается также решение о необходимости благоустройства парковочных мест.

Подобные действия могут совершать только собственники жилья, расположенного в многоквартирном доме. Граждане, занимающие жилплощадь на условиях социального найма, не вправе претендовать на получение парковочного места.

С целью обособления своих парковочных мест, жильцам, имеющим приватизированные квартиры, необходимо провести межевание придомового участка и подготовить проектный план по размещению парковки.

В соответствии с нормами статьи 46 ЖК РФ для принятия решения о размещении частных парковочных мест необходимо собрать более 2/3 голосов собственников жилья. На собрании избирается представитель от жильцов, который будет заниматься согласованием проекта размещения парковочных мест с государственными органами, а также проведением строительных работ по благоустройству автостоянки.

В рамках общего собрания решите вопросы, касающиеся обслуживания парковочных мест, возможности сдачи их в аренду, а также размер платы за охрану парковки. Принятые на общем собрании решения зафиксируйте в соответствующем протоколе и соберите подписи жильцов, проголосовавших за размещение автостоянки.

Согласно нормам действующего законодательства, владельцам жилья принадлежит и часть территории, расположенной рядом с многоквартирным домом.

При организации общего собрания собственников жилья, необходимо также пригласить владельцев нежилых помещений, предназначенных для размещения аптек, магазинов, кафе, салонов красоты и т. д. Решение об организации частной парковки должно быть принято при участии всех собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме.

При положительном исходе вопроса о размещении автостоянки, оформленном в протокольном решении, предоставьте данный документ в орган местного самоуправления. Решение общего собрания сопроводите официальным заявлением о необходимости проведения процедуры узаконивания парковочных мест.

Важно! Пока нет четкого закона относительно того, как и где оставлять машины во дворе, поэтому нередко жильцы одного дома постоянно ругаются друг с другом, так как не имеется возможности для оптимального расположения автомобилей на территории.

Каждый собственник квартиры в доме имеет равные права в отношении придомовой территории, поэтому решение относительно создания парковки принимается на общем собрании.

Приватизировать участок земли, находящийся во дворе многоэтажного строения допускается, если у этой территории имеется кадастровый номер.

Структура и порядок создания ТСЖ? Читайте по ссылке.

Если отсутствует техническая документация на объект, то первоначально нужно поставить землю на кадастровый учет, а после начинается процесс приватизации.

Допускается оформить землю рядом с домом в частное владение, но собственник вынужден будет уплачивать земельный налог с этой недвижимости, а также тратить собственные средства для облагораживания участка.

Любой житель дома может стать собственником части территории, для чего проводится общее собрание собственников и утверждается лицо, которое будет ответственно за процесс приватизации.

Сама процедура занимает обычно несколько месяцев.

Важно! Перед непосредственным выделением парковочного места рекомендуется изучить нормативы, в которых прописывается, как грамотно выполнить этот процесс.

Определяется, где именно на территории будет находиться стоянка для авто. Важно сделать ее в таком месте, где не будет создаваться каких-либо препятствий или сложностей для передвижения пешеходам или проезда машин.

Порядок определения придомовой территории многоквартирного дома. Пошаговая инструкция тут.

Не должно иметься какого-либо дискомфорта для людей, проживающих на первых этажах дома.

Особенности обращения в местную администрацию

Собранные документы передаются в данную организацию, после чего надо подождать решения. Оно будет высылаться в письменном виде по почте на адрес заявителя.

Обычно решение принимается в течение месяца, но если работникам администрации потребуется выяснить разные необычные факты и нюансы, то проверка может занять большее количество времени.

Обычно они связаны с тем, что имеются ошибки в проекте, не было предоставлено нужных документов или территория не состоит на кадастровом учете, поэтому первоначально надо будет поставить ее на учет.

Заключение

Таким образом, если жители определенного дома придут к решению, что требуется создать во дворе парковку, то они могут реализовать его, для чего необходимо получить на это разрешение от администрации.

После этого процесса владельцы мест будут самостоятельно уплачивать за эту территорию налоги, а также заниматься благоустройством территории.

Непременно для машин делается качественное специализированное покрытие, что так же требует дополнительных трат от автовладельцев.

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:
| Оставить отзыв

Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть