Категории водительских прав — расшифровка водительского удостоверения нового образца 2019 года с категориями транспортных средств

Расшифровка водительского удостоверения нового образца 2019 года

Для законного управления автотранспортным средством необходимо иметь удостоверяющий документ, в котором содержится полная информация о владельце (именно благодаря этому пластиковую карту часто используют в качестве удостоверения личности), а также данные непосредственно касающиеся вождения.

Удостоверение имеет форму прямоугольника с закругленными углами, изготовленного из плотного пластика. Линейные размеры — 55 мм в высоту и 85 мм в ширину. Цветовая гамма — бледно-розовая. Текст нанесен черным красителем. Для защиты от подделки, фабрикой Гознак на документ были нанесены:

  • сложный рисунок из тонких изогнутых линий;
  • микротекст, который практически незаметен с первого взгляда;
  • надписи, выполненные люминесцентным способом;
  • скрытые изображения;
  • индивидуальный штрих-код, расположенный на обороте (считывается специальным устройством).

В документе указываются:

  • ФИО, дата и место рождения, город проживания, подпись и фотография водителя;
  • присвоенная водительская категория;
  • выходные данные самого документа: серия, номер, срок действия, а также орган, выдавший документ.
Все, что написано в документе, изложено кириллицей и латиницей.

С двух сторон водительской карты содержатся разные блоки информации, которые можно условно назвать данными о водителе и данными о автотранспортных средствах, которые могут использоваться.

  • Слева от заголовка прав указывается территориальная принадлежность документа.
  • Ниже помещается фотоснимок водителя (размеры 30 на 40 мм), а также личная подпись того, кто владеет удостоверением.
  • В правой части указывается фамилия, имя и отчества владельца прав, его дата и место рождения.
  • Ниже размещены данные государственного регистратора: название органа, выдавшего документ, дата выдачи и конечный срок использования прав (период, установленный законом, составляет 10 лет), номер и серия карточки.

Далее указываются домашний регион и группа категорий транспортных средств, которыми может управлять водитель.

  • В левой области помещен уникальный штрих-код, с помощью которого можно считать всю изложенную в документе информацию.
  • Основную часть документа занимает таблица с разрешенными для вождения категориями транспорта. В первой колонке напечатана пиктограмма автотранспортного средства и соответствующий буквенный код. Во второй — дата открытия категории. В третьей — срок окончания действия права на вождения определенного типа средств передвижения. Завершает таблицу колонка с информацией об ограничениях прав на доступ к категории.
  • Водительский стаж будет указан под таблицей, где также размещены данные о возможном предыдущем водительском удостоверении. Сюда же вписываются и другие данные о водителе.
  • В правом нижнем углу указаны четырехзначная и шестизначная группы цифр, соответствующие серии и номеру документа.

Водительские права нового вида содержат полные сведения об их владельце. Удостоверение нередко используется в качестве документа, которым можно подтвердить личность водителя. На нем размещается следующая информация:

  • Инициалы водителя.
  • Место и дата рождения.
  • Срок действия удостоверения.
  • Дата получения прав.
  • Наименование организации, выдавшей удостоверение.
  • Подпись владельца документа.
  • Номер прав.
  • Фотография владельца.
  • Список категорий.
  • Дополнительные сведения – медицинские показания, группа крови и прочее.

На водительском удостоверении вся информация указывается кириллицей. Если используются буквы другого алфавита, то надпись повторяется латинским письмом.

Для получения новых водительских прав шофер должен обратиться в отделение ГИБДД, предоставив сотрудникам следующие документы:

  1. Медицинскую справку.
  2. Паспорт гражданина Российской Федерации.
  3. Старое водительское удостоверение.
  4. Квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины. В прошлом году сумма составляла 2000 рублей.
  5. Фотографии 3х4.

В новые права переносится вся информация. В них также отмечается, какие категории водительского удостоверения были открыты в старом документе. Также в свежий экземпляр вносятся новые разряды. Если у водителя имеется хотя бы одна категория, у него автоматически открывается класс М.

Новые права можно забрать в тот же день, в который были поданы документы. Помимо этого, заявку на замену удостоверения можно оставить на сайте государственных услуг. Повторно проходить экзамен для получения нового документа не нужно.

Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям.

Также категория B дает право управления мотоколясками и автомобилями с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг.

1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.

2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.

Например, пусть разрешенная максимальная масса автомобиля составляет 1 900 кг, а масса без нагрузки 1 400 кг (эти величины указываются в пунктах 14 и 15 паспорта транспортного средства).

Имея удостоверение категории B можно к указанному автомобилю присоединить прицеп, разрешенная максимальная масса которого 1400 кг. В этом случае разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу автомобиля без нагрузки. Кроме того, разрешенная максимальная масса состава транспортных средств составляет 1 900  1 400 = 3 300 кг. Она не превышает 3 500 килограммов.

Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, независимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Имея водительское удостоверение категории D водитель может управлять как небольшими автобусами, используемыми в качестве маршрутных такси, так и огромными туристическими автобусами.

Единственная разновидность автобусов, для которой не подходит категории D, - это сочлененные автобусы или "автобусы с гармошкой".

Для буксировки прицепов, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, а также управления сочлененными автобусами требуется водительское удостоверение категории DE.

ВУ образца 2019 года дают возможность гражданину РФ въезжать на территорию большинства стран на своем автомобиле, а также брать машину в аренду. При этом желательно изучить особенности ПДД тех стран, на территорию которых гражданин собирается отправиться.

Лицевая сторона документа содержит следующие сведения, которые в обязательном порядке имеют нумерацию:

  1. Фамилия (берется из паспорта).
  2. Имя и отчество.
  3. Дата рождения и наиболее крупная территориальная единица, ближайшая к месту рождения владельца документа (крупный город или название области).
  4. Дата получения документа, срок его истечения и наименование выдавшего его органа (данный пункт разделен на подпункты 4a, 4b, 4c).
  5. Номер документа (также дублируется на обратной стороне).
  6. Фото.
  7. Подпись (обязательно черными или фиолетовыми чернилами, должна полностью соответствовать подписи в паспорте).
  8. Место прописки либо регистрации (либо данные о месте постоянного проживания, если регистрация отсутствует).
  9. Особые отметки, а также категории и подкатегории ТС, к управлению которыми владелец документа получил доступ.

Удостоверение с обеих сторон покрыто ламинированной защитой. Чтобы избежать подделки, задний фон представляет собой сложное сочетание узоров с элементами защиты. В случае их отсутствия, документ будет считаться недействительным.

Отличие водительских прав старого и нового образца

Таким образом весь автотранспорт, на управление которым требуются водительские права, разделён на 5 основных категорий,  4 дополнительные подкатегории и специальные категории для управления ТС с прицепом.
  1. категория А – можно управлять мотоциклами с коляской и без коляски;
    •подкатегоря А1 – лёгкие мотоциклы с объёмом мотора от 50 до 125 кубических сантиметров(см3);
  2. категория В – легковые машины и грузовики грузоподъёмностью до 3,5 т. или вместимостью до 8 пассажиров;•BE — легковые автомобили с прицепом
    •В1 – квадрициклы и трициклы;
  3. категория С – грузовые авто с грузоподъёмностью более 3,5 т;
    •СE — грузовые автомобили с прицепом
    •С1 – грузовики с разрешённой нагрузкой на ось 3,5 – 7,5 т;
    •С1E — средние грузовики с прицепом;
  4. категория D – автобусы, перевозящие свыше 8 пассажиров;
    •DE — автобусы с прицепом
    •D1 – микроавтобусы, вместимостью от 8 до 16 пассажиров;
    •D1E — небольшие автобусы с прицепом;
  5. категория M – мопеды и квадрициклы с объёмом двигателя не более 50 см3
  6. категория Tm — трамваи
  7. категория Tb — троллейбусы
Категории водительских прав

Принятые подкатегории выделяют из машин одного типа автомобили в облегчённом варианте с меньшей грузоподъёмностью и мощностью двигателя, управление которыми требует меньшей подготовки и опыта. Кроме более детальной градации транспорта по массе, вместимости и мощности новый закон ввёл изменения к требованиям по стажу и возрасту водителей, получающих допуск к управлению этих категорий транспорта.

Открытая основная категория дает право на управление транспортом, который относится к младшей подкатегории. Поэтому, если вы выучились на категорию «В», то автоматически откроют подкатегорию «В1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, на что указывает отметка AS в водительском удостоверение).

Если на «С» то автоматически откроют С и С1, категория А открывает подкатегорию А1 и B1 (с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа). Так же автоматически открываются категории и при замене прав, нужно лишь следить, чтобы категории были указаны в медицинской справке.

Людям свойственна склонность к упорядочиванию и группированию различных перечней, обладающих общими и индивидуальными признаками. В современной действительности появилось столько видов транспортных средств, что потребовалось внести ясность в этот вопрос.

Различий очень много: внешний вид, общее количество колёс, мощность двигателя, проходимость, грузоподъёмность, назначение, вместимость пассажиров и иные отличия, которые отделяют один вид транспортного средства от другого.

Причём каждый вид требует специфических навыков управления, которые различаются между собой разными степенями сложности. Для одних людей, перевозящих грузы на огромных фурах — это повседневная профессиональная работа, для других, садящихся за руль семейного легкового автомобиля — любительское занятие.

Современные российские права разрабатывались с учётом международных требований. В них заложено множество степеней защиты, которые надёжно защищают его от подделок. Все надписи на свидетельстве сохраняются в неизменном виде до истечения срока годности.

В новых правах информация содержится на обеих поверхностях. На главной стороне с фото обладателя печатаются данные о водителе, на другой плоскости нанесена сетка со всеми категориями и подкатегориями. Там же вписаны разрешения на те виды колёсного транспорта, которым водителю можно управлять.

Материал изготовления — специальный пластик, дизайн которого выдержан в неярком светло-розовом тоне. На этом фоне нанесён хорошо читаемый текст. Внимательный наблюдатель заметит сетку из тончайших плавно изгибающихся линий, которые играют роль щита на поверхностях пластика, оберегающего их от злостных намерений по подделыванию важного документа.

И также есть микротекст и скрытые от глаз изображения. Перевернув свидетельство, на другой плоскости можно увидеть индивидуальный штрих-код, который считывается специальным устройством автоматизированного учёта.

Прежнее водительское удостоверение было сделано из плотной бумаги покрывалось с обеих сторон специальной плёнкой (ламинирование). Все надписи печатались на компьютере, с использованием русского языка, кроме фамилии, а также имени, которые дублировались латинскими буквами.

В тех правах не было штрих-кода, поэтому они не подвергались электронному учёту. Категорий было меньше — всего 5, в водительском удостоверении нового образца — 16. В старых правах на специальную бумагу наносилась защитная сетка розового цвета, водяные знаки в виде RUS, вкрапливались красные волокна, которые светились в ультрафиолетовом цвете. На обеих сторонах имелся особый вензель.

В новых правах степень защищённости намного выше — специальная сетка из волнистых линий, не видимые глазу изображения, микротекст, разные цвета, плавно переходящие друг в друга, с применением специальных технологий.

Бумажное водительское удостоверение

Документ имеет форму прямоугольника размером 74х105 мм, необходимая информация напечатана на листе специальной бумаги розоватого цвета, который при изготовлении складывается пополам и ламинируется

  1. Ламинированные бумажные права размером 74х105 мм — самые старшие по возрасту, их выпуск прекращён в 2011 году.
    Комбинированное водительское удостоверение

    Этот тип удостоверения размером 85х55 мм, изготавливается из тонкого синтетического материала с нанесённой защитной сеткой розового цвета; сверху покрывается специальной плёнкой, выполняющей роль защиты от подделок

  2. Комбинированные из двойной бумажной основы между которыми вклеивалась тонкая пластиковая пластинка размером 85х55 мм. Снаружи права были ламинированные. Выдавались до 2011 года.
    Пластиковые водительские права с 9 категориями

    Права, размер которых был 85,6х54 мм, с таким оформлением обратной стороны выдавались с 2011 по 2014 год

  3. Пластиковые свидетельства в виде карточки, размером 85,6х54 мм с первоначальной редакцией. На обратной стороне была сетка из 9 категорий и подкатегорий. Выдавались удостоверения с 2011 по 2014 год.
    Водительские права нового образца

    Удостоверение изготавливается на пластиковой основе, размеры составляют 85,6х54 мм (с закругленными углами), степень защищенности от подделок бланка удостоверения — «Б». Цвета — голубой и розовый. На лицевой стороне помещено изображение отличительного знака «RUS»

  4. С 2014 года выдаются права новой формы, на обратной стороне которых нанесена сетка с 16 категориями и подкатегориями.
Пиктограммы для водительских прав, разработанных на Венской Конвенции

В таблице категорий на правах нового образца пиктограммы нарисованы в первой колонке рядом с буквенным обозначением

Современные российские права полностью отвечают требованиям Венской Конвенции 1968 года, потому что на удостоверениях рядом с категориями нанесены пиктограммы, в виде транспортных средств. Они наглядно дополняют буквенные обозначения и выглядят так, как их утвердили на Конвенции.

С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон "О безопасности дорожного движения", которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.

Довольно часто у водителей возникает вопрос: "Как добавить в права дополнительную категорию?". На самом деле, все довольно просто. Нужно пройти обучение в автошколе и сдать экзамен на соответствующую категорию.

Ну а в завершение хочу еще раз напомнить, что управление транспортным средством без соответствующей категории прав влечет штраф в размере 5 000 - 15 000 рублей. Кроме того, водитель отстраняется от управления транспортным средством, а автомобиль отправляется на штрафстоянку.

Удачи на дорогах!

Все водительские удостоверения международного образца выглядят примерно одинаково. Основное различие заключается в цветовых решениях и указании региона. Для российского ВУ это отметка «RUS» в левом верхнем углу. Права, выдаваемые в странах Евросоюза, имеют прямоугольник в виде флага ЕС.

Как видно, троллейбус и трамвай теперь выделены в отдельные категории. Слева от таблицы расположен штрих-код, в котором имеется информация о водителе. Как и в правах предыдущего поколения, в правом нижнем углу дублируется номер документа, который также указывается на лицевой стороне.

Нововведения касательно прав нового образца активно обсуждалось на форумах, и большинству автомобилистов пришлось по вкусу то, как выглядит водительское удостоверение нового образца. Недоверие и настороженность вызывают только выделение подкатегорий, которые, в свою очередь, окажут влияние на порядок обучения будущих водителей.

Категории А, А1, В1 и М выдаются только после сдачи теоретического испытания, которое во многом напоминает сдачу на категорию В. А также после прохождения практического экзамена, достижения шестнадцатилетнего возраста для категорий А1 и М и восемнадцатилетнего – для А.

Обучение на права категорий В1 и С1 проводится только для тех, кто старше 18 лет. На автобусы, трамваи и троллейбусы получить удостоверение значительно сложнее. Оно выдается только по достижении 21 года.

Водительские категории ВЕ, СЕ и DE требуют наличия стажа управления транспортом - как минимум одного года. Подкатегории С1Е и D1E выдаются только в том случае, если у водителя имеются открытые предшествующие разряды – C, D, C1, D1.

Как выглядят водительские права?

По новому законодательству правом получения водительского удостоверения по категориям обладают все люди, достигшие определённого возраста:

  • на «А» — управление мотоциклами – с 18 лет;
  • на «А1» по управлению мотоциклами с малым объёмом до 125 см3 и мощностью до 11 кВт – с 16 лет;
  • на «М» по вождению мопедов – с 16 лет;
  • на «В» и «С» по управлению легковыми и грузовыми автомобилями – с 18 лет;
  • на «D», «Tb» и «Tm» по управлению автобусами, троллейбусами и трамваями – с 21 года;
  • на «ВЕ», «СЕ» и «DE» по управлению автотранспортом с прицепами – люди, имеющие права и опыт вождения на категории «В», «С» или «D» со стажем вождения не менее 12 месяцев.

Для того, чтобы получить водительские права на право управления транспортом по любой категории, обязательно требуется прохождение обучения в автошколе со сдачей экзаменов на знание правил дорожного движения и наличие навыков практического вождения.

Пойти учиться в автошколу, закончить её и сдать экзамены в ГИБДД можно и раньше определенного возраста. Например, на категорию «А» или «В» можно можно пойти учиться в автошколу и в 17 лет, и экзамены в ГИБДД можно сдать в 17 лет, правда, для этого потребуется согласие родителей.

Все категории прав водительских удостоверений 2019 года делятся на два основных вида: любительские и профессиональные. К первому виду относят:

  • М – мопеды, скутера и питбайки;
  • А1 – легкие мотоциклы;
  • А – тяжелая мото-техника (в том числе с коляской);
  • В1 – рикши, квадроциклы и трициклы;
  • В – легковые автомобили;
  • ВЕ – машины с прицепом.

Для обучения управлению транспортным средством с мотоциклетной посадкой, гражданин может пойти в автошколу по достижению 14 лет. Но корочку в таком случае ему выдадут не ранее, чем через два года. Ведь по закону РФ, выезжать на самоходной технике на дороги общего пользования водителю разрешено строго с 16 лет.

А вот если речь идет о легковом автомобиле, то для него это период вырастает еще на 2 года. Хотя обучаться на права категории В можно также по достижению 14-летия. Для профессиональных же типов авто предусматриваются более серьезные ограничения. И применяются они к следующим видам транспорта:

  • С – седельные тягачи и самосвалы;
  • С1 – легкие грузовики;
  • СЕ – грузовое ТС с прицепом;
  • С1Е – автопоезд;
  • D – пассажирские автобусы;
  • D1 – небольшие микроавтобусы и маршрутные такси;
  • DE – автобус с прицепом;
  • D1E – малогабаритные пассажирские ТС с прицепом;
  • Tm – трамваи;
  • Tb — троллейбусы.

На первые 4 категории (с «С» по С1Е») гражданам разрешено обучаться с 18 лет, при наличии у них водительского удостоверения на легковое авто. А вот на типы ТС, связанные с перевозкой пассажиров обучение проходит строго с 21 года.

Информация на удостоверении размещается с двух сторон. Личные сведения о водителе располагаются на лицевой части документа. На обратной – расшифровываются категории прав нового образца. Здесь, как правило, указываются те типы транспорта, право на управление которых имеет водитель.

Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.

Кроме того, оно дает право на управление мотоколясками, которые в 2019 году на дорогах встретить чрезвычайно сложно.

Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Кроме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.

Водительские права категории С позволяют управлять только средними (от 3500 кг до 7500 кг) и тяжелыми (более 7500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Обратите внимание, категория C не дает права управления небольшими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.

Для управления автомобилем категории С с тяжелым (более 750 кг) прицепом или полуприцепом водителю потребуется дополнительная категория CE.

Лицевая сторона

Наименование полученного документа и территория субъекта, организация которого выдала документ, отмечаются в верхней его части. Слева размещается фотография водителя. Он должен быть запечатлен на ней без головных уборов и очков.

Размер фото стандартный – 3х4. Если у владельца имеются проблемы со зрением, то он может делать снимок в очках, но только с одним условием: их линзы не должны быть тонированными. Для людей определенных религиозных убеждений разрешаются фотографии в головных уборах.

Водитель при получении удостоверения расписывается под фотографией. Оставленный автограф должен полностью совпадать с имеющимся в паспорте. С правой стороны прав указываются инициалы водителя и дата его рождения.

Все данные, написанные на русском языке, обязательно дублируются на латинице. Также с правой стороны размещается информация о том, кто выдал документ, его серия и номер, область проживания водителя. Снизу находится информация о присвоенной категории.

В левой части прав размещается штрих-код, содержащий все данные о водителе. На остальной поверхности располагается таблица, содержащая информацию обо всех категориях. Специальной отметкой помечаются те из них, которые доступны шоферу.

Подкатегория А1

Позволяет водить мотоциклы, оснащенные двигателями небольшого объема и мощности. Для водителей - обладателей категории А - доступна езда на транспорте, относящимся к категории А1.

Водительское удостоверение категории В1 позволяет ездить на квадрициклах и трициклах. Подробную информацию о транспорте, относящемся к данному классу, отыскать сложно. Стоит отметить, что квадрицикл и квадроцикл – разные транспортные средства. Поэтому ездить на первом, имея только права на второй, запрещено.

Водительское удостоверение категории С1 позволяет управлять транспортом грузового типа. Его максимальная масса варьируется от 3500 до 7500 килограмм. К таким автомобилям может быть прикреплен легкий прицеп, который весит не больше 750 кг.

Отдельно стоит упомянуть такие разряды водительского удостоверения, как С1Е. Подобные права дают водителю возможность ездить за рулем автомобилей категории С1, оснащенных прицепами. При этом их предельная масса не должна превышать 750 килограмм.

Вес грузового транспорта и его прицепа не должна быть более 12 тысяч кг. При наличии старшей категории водительского удостоверения СЕ, человек может ездить за рулем транспорта, относящегося к категории С1Е.

Ездить за рулем небольших пассажирских автобусов с количеством мест от 9 до 16 можно при наличии категории водительского удостоверения D1. К нему также относятся легкие прицепы. Их максимальный вес не превышает 750 килограмм. Для управления автобусами с более тяжелыми прицепами требуется категория D1E.

Стоит сразу обратить внимание на то, что прицеп должен быть только грузовым, а не пассажирским. Их общая масса не должна быть более 12 тонн. Те водители, которые получили права категории D, могут управлять автобусами, относящимися к подкатегории D1. А те, кто имеют разряд DE, могут управлять машинами класса D1E.

Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигателя и небольшой максимальной мощностью.

Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.

Важное отличие подкатегории А1 состоит в том, что ее можно открыть в 16-летнем возрасте.

В 2019 году подробная информация по транспортным средствам категории B1 отсутствует.

Обратите внимание, "квадрИцикл" и "квадрОцикл" это не одно и то же. Поэтому обычные водительские права на квадроцикл не подойдут.

К подкатегории С1 относятся средние грузовики, разрешенная максимальная масса которых находится в интервале от 3,5 до 7,5 тонн.

Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).

Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.

Также существует и дополнительная подкатегория C1E, которая позволяет управлять автомобилями подкатегории С1 с тяжелыми (более 750 кг) прицепами. При этом суммарная разрешенная максимальная масса грузовика и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами подкатегории C1E.

Подкатегория D1 позволяет водителю управлять небольшими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.

К данной категории относятся небольшие микроавтобусы, например РАФ-2203 или ГАЗель-3221, которые ранее широко использовались в качестве маршрутных такси. В настоящее время широкое распространение получили микроавтобусы иностранных марок, которые имеют более 16 сидячих мест, и для управления которыми подкатегории D1 недостаточно.

Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.

Категория ТСВид транспортного средства
АТяжелые мотоциклы (в том числе и с коляской), с объемом двигателя более 125 кубов
А1Техника с мотоциклетным рулем и посадкой, объем ДВС которой не превышает 125 кубических сантиметров
ВЛегковой автомобиль, со снаряженной массой до 3500 кг и вместительностью до 8 человек
В1Квадроциклы, рикши и трициклы, с объемом двигателя более 50 кубов
СГрузовые ТС, весом более 7,5 тонн
С1Легкие грузовики, снаряженная масса которых не превышает 7500 кг
DАвтобусы, с количеством пассажирских мест более 16
D1Микроавтобусы и кольцевые такси с вместительностью от 8 до 16 человек
BEЛегковой автомобиль с прицепом, не превышающим 750 кг
CEГрузовое транспортное средство с прицепным устройством, массой до 750 килограмм
C1EЛегкий грузовик с прицепом, не превышающим 750 кг
DEПассажирский автобус с прицепным устройством массой до 750 килограмм
D1EМикроавтобусы и маршрутные такси с прицепом, чей вес не превышает 750 кг
MДвухколесные мопеды и скутера с объемом мотора до 50 кубов
TmТрамвай
TbТроллейбус
Из таблицы выше стает понятно, что обозначает категория М в водительских правах нового образца и как расшифровываются остальные добавленные пометки. Но не все типы ТС в таблице имеют четкое объяснение. А вот с какими из них возникают проблемы, мы узнаем далее.

Водительское удостоверение нового образца. Какая информация содержится в правах?

В ноябре 2013 года в закон «О безопасности дорожного движения» были внесены дополнения. Согласно введенным поправкам, изменился список категорий водительского удостоверения. Он дополнился новыми подклассами. Расшифровка категорий водительского удостоверения представлена ниже.

Пройти экзамен на получение любого из вышеописанных разрядов может любой гражданин Российской Федерации, соответствующий предъявляемым требованиям. Прохождение теоретического и практического курсов осуществляется на базе автошкол.

Многие отделения ГИБДД требуют от водителей свидетельство об окончании подобного учебного заведения. Отсутствие такого документа не допускает потенциального шофера к сдаче экзамена на получение водительского удостоверения.

При замене старой корочки на водительское удостоверение нового формата, имеющиеся у автомобилиста категории ТС перенесутся автоматически. Причем, если ранее у него были доступны группы В, С и Е, то в полученном бланке они расширятся дополнительными подгруппами В1, ВЕ, С1, СЕ и С1Е.

А вот для того, чтоб открыть старший тип транспортного средства (D – пассажирские автобусы), ему нужно будет пройти дополнительное обучение в автошколе. Для этого достаточно явиться в ближайшее отделение ДОСАФ и предоставить инструкторам следующий пакет документов:

  • Письменное заявление с просьбой о поступлении на курсы по вождению пассажирского транспорта;
  • Выписка из медицинского учреждения, свидетельствующая об отсутствии у будущего водителя патологий и психических расстройств;
  • Внутригражданский паспорт;
  • Текущую водительскую корочку (требуется для замены на права нового формата);
  • Чек об оплате единой пошлины.

При этом, для каждого типа самоходной техники автошкола предусматривает свои теоритические и практические курсы. А потому знать, сколько категорий водительских прав всего существует, очень важно для каждого автолюбителя.

Алгоритм получения прав достаточно прост.

  • Достигнуть установленного нормой закона возраста.
  • Пройти обучение для необходимой категории. В данный момент готовиться самостоятельно нельзя — необходимо обязательно воспользоваться услугами автошколы.
  • Сдать теоретический и практический экзамены (выполнить соответствующие упражнения на автодроме и/или в городе) в ГИБДД.
  • Получить новую пластиковую карту, подтверждающую Ваши права.

При этом есть некоторые нюансы:

  • Владельцы «C» должны для получения «B» и управления легким транспортом пройти обучение в автошколе. Также можно открыть «A», обладая «B», и управлять легкими машинами.
  • Категорию «D» нельзя освоить тем, кто не имеет стажа от одного года при вождении ТС категории «B», «C» или «D1». Еще один год потребуется, чтобы человек, имеющий право вождения по категории «D», мог быть аттестован для «DE». Также вождение с прицепом требует годового стажа для «B» и «C».
  • Если водитель обучался на ТС с АКПП, то для управления транспорта с МКПП потребуется пересдача экзамена в ГИБДД. Для прохождения аттестации следует сдать экзамен на автодроме.

Выводы

В данный момент водители могут использовать один из четырех видов водительских удостоверений, которые выдавались в разное время. Однако в течение ближайших нескольких лет все должны будут в обязательном порядке перейти на новый формат документов, содержащий 16 категорий и подкатегорий.

Новый документ должен будет содержать информацию о том, какой водительский стаж у владельца удостоверения, а также отметку «Медицинская справка обязательна» (для тех, кто обязан чаще других проходить медицинский осмотр в связи с проблемами со здоровьем).

Новые права признаются за пределами России, так как соответствуют общемировым требованиям и нормам Венской Конвенции.

Сколько путевых листов должно быть. Лист надо выписывать на каждое транспортное средство. Можно составить документ по собственной форме. В таком случае безопаснее составить один лист и в нем записывать данные о двух водителях, если они поочередно управляют машиной в рейсе.

Это позволит избежать лишних вопросов налоговиков на проверке в случае, если не сойдутся данные в листах напарников на один автомобиль. В документе указывают номер из системы нумерации, которая действует в организации (п. 12 Порядка, утвержденного приказом № 152).

Как часто надо оформлять лист. Делать это необходимо каждый день до начала первого рейса, если в течение смены у водителя несколько поездок. Реже можно лишь в случае, когда продолжительность рейса больше рабочего дня или смены.

С 1 марта 2019 года отменили правило о том, что срок действия путевого листа не может превышать одного месяца (п. 3 приложения к приказу Минтранса от 21.12.18 № 467). Оно позволяло компаниям выдавать листы именно с такой периодичностью.

Теперь же все зависит от длительности рейса и рабочей смены водителя. Если они не больше суток, то оформлять документы требуется ежедневно. Водители обязаны отдыхать от управления автомобилем не меньше, чем по 15 минут.

Чтобы машина реже останавливалась, в дальние рейсы отправляют двух водителей, и они поочередно управляют автомобилем. В таком случае им можно оформить один путевой лист на двоих либо на каждого (п. 11 Порядка).

Если выданы отдельные листы напарникам, то дату, время и показания одометра надо записывать тому из них, который управлял машиной на выезде с парковки (п. 15 Порядка). Это касается любой стоянки и во время рейса, и по его окончании.

Когда нужно проводить медосмотры водителей. Компания обязана обеспечить медосмотр водителя до выезда в рейс и после возвращения к месту парковки (п. 2, 4, 5 Порядка, утв. приказом Минздрава от 15.12.14 № 835н).

Удостоверить, что сотрудник в состоянии безопасно управлять автомобилем, может только медицинский работник (письма Минздравсоцразвития от 23.12.15 № 14-1/2106496, Минтруда от 07.12.15 № 14-2/В-1013).

Врач лично осматривает водителей, проверяет их артериальное давление и др. Если все в порядке, то в путевом листе врач проставит подпись и штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" (п. 16 Порядка, утвержденного приказом № 835н).

Врач не обязан проставлять какие-либо дополнительные оттиски. Например, медработники часто используют личную печать врача. На путевых листах она не требуется.

Чтобы не было путаницы, из правил заполнения путевых листов убрали требование проставлять штамп медицинского работника (п. 6 приложения к приказу № 467). Теперь рядом с датой осмотра достаточно записи или штампа о состоянии водителя и личной подписи врача.

Налоговики считают отметки о медосмотре доказательством реальности перевозки, а именно что водитель действительно был способен отправиться в рейс. Инспекторы требуют отметки на каждый выезд водителя со стоянки или парковки независимо от продолжительности рейса. Иначе контролеры могут снять расходы.

Пока непонятно, как компании организовать медицинский осмотр перед началом смены водителя в многодневном рейсе. Еще в 2017 году Президент поручил разработать порядок для автоматизированного дистанционного медицинского контроля водителей (подп. «л» п.

1 поручения Президента от 25.10.17 № Пр-2165ГС). Но до сих пор такого порядка не разработали, а показаний тахографа недостаточно, чтобы заменить медосмотр. Ведь врач обязан измерить не только пульс и давление, но и температуру и провести тест на состояние алкогольного или токсического опьянения (п. 10 Порядка, утвержденного приказом № 835н).

Пока нет поправок в законе, проводить медосмотры дистанционно нельзя. Водители не вправе провести замеры самостоятельно и считать, что они прошли медосмотр. Даже если в последующем их показатели заверят врачи и проставят штамп, путевые листы будут оформлены неверно.

Если не провести медосмотр водителя, инспекторы могут оштрафовать компанию на 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП, решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.04.18 № А62-10652/2017). Штрафы можно снизить либо вовсе отменить.

Кто обязан проводить технический контроль автомобилей. Компании должны ставить в путевых листах отметки о предрейсовом или предсменном техническом контроле автомобиля (приказ Минтранса от 08.08.18 № 296).

Но это правило обязаны соблюдать только те, кто перевозит пассажиров по договорам перевозки и фрахтования, грузы по договорам перевозки или использует машины для личных нужд. А именно перевозит любое имущество или людей помимо водителя.

Когда сотрудник просто перегоняет пустую машину или отвозит документы на легковом автомобиле, проводить контроль и ставить отметку в путевом листе не обязательно. Но сам путевой лист оформляйте на каждую поездку без исключений (письмо Минтранса от 28.09.18 № 03-01/21740-ИС).

Таблица категорий прав

Провести осмотр автомобиля может контролер, аттестованный в транспортной инспекции (п. 14.3 приложения к приказу Минтранса от 28.09.15 № 287). К примеру, водитель, мастер. Но, если аттестованных сотрудников в штате нет, ставьте отметку в сервисном центре.

Там обязаны проверить не только исправность, но и внешний вид машины. К примеру, на отсутствие специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб (подп. 8 п. 10 Порядка, утв. приказом Минтранса от 08.08.18 № 296).

Ведь, если на автомобиле компании будут обозначения спецслужб, оштрафуют на 500 тыс. руб. (ст. 12.4 КоАП). Если с автомобилем все в порядке, контролер в путевом листе запишет: "контроль технического состояния транспортного средства пройден".

Без отметок о техосмотре налоговики также могут не поверить, что машину можно было отправить в поездку. Тогда они выяснят реальность перевозки товаров и материалов. Если подтвердят, что автомобиль не передвигался по маршруту, то снимут не только расходы на топливо, но и на приобретение груза, который перевозил автомобиль.

Отметка о предрейсовом техосмотре в путевом листе. Образец

Удачи на дорогах!

  1. Дата получения прав на определенную категорию (подкатегорию).
  2. Дата окончания срока их действия.
  3. Ограничения в управлении ТС одной категории (подкатегории).
  4. Общие ограничения для всех категорий транспорта, особые отметки и стаж.

Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть