Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом с Приложениями. 2019 год. Информация по состоянию на 03.01.2019 г. Скачать

ДОПОГ 2019 основные изменения

К сожалению в 2019 году нельзя было опубликовать изменения в ДОПОГ ранее, поскольку некоторые изменения в терминологии не содержались в проектах поправок. опубликованных на сайте ЕЭК ООН. Имея на руках официальное издание ДОПОГ на русском языке теперь с уверенностью можно сказать, что термин «информационное табло» в ДОПОГ 2019 был заменен термином «большой знак опасности», а вместо сокращения КСГМГ в ДОПОГ 2019 используется сокращение КСМ.

Менять или не менять, вот в чем вопрос. 

Такой вопрос в отношении письменных инструкций автомобильные перевозчики задают начиная с ДОПОГ 2011 каждый нечетный год. 

В ДОПОГ 2009 были введены письменные инструкции единого образца, который не зависит от перевозимого груза. Эти инструкции должны передаваться перевозчиком экипажу транспортного средства на языке(ах), на котором(ых) каждый член экипажа может читать и который(е) он понимает, до начала рейса.

Все бы хорошо, но образец письменных инструкций менялся каждый раз, когда переиздавались приложения к ДОПОГ. Все уже устали от этой ситуации и на заседании рабочей группы WP.15 уже открыто было высказано, что письменные инструкции в ДОПОГ 2019 не будут изменены.

Казалось бы все должны вздохнуть с облегчением и ездить со старыми письменными инструкциями (соответствующими образцу, приведенному в разделе 5.4.3 ДОПОГ 2017) дальше. 

Но не тут-то было. Беда в том, что в ДОПОГ 2019 уже не используется понятие «Информационное табло». Вместо него используется понятие «Большой знак опасности». И по этой причине в письменных инструкциях на русском и украинском языках изменилась шапка в таблице на 2-й и 3-й страницах письменных инструкций в которой содержались слова «информационные табло».

Внимание!

Содержание письменных инструкций по мере внесения изменений в ДОПОГ также постоянно претерпевает небольшие изменения. Эти изменения произошли и в 2019 году. Водителей постоянно следует снабжать обновленными письменными инструкциями в соответствии с положениями пункта 1.4.2.2.6 и раздела 5.4.3 ДОПОГ. И 2019 год не стал исключением в случае письменных инструкций на русском и украинском языках.

Стоимость оформления

Транспортировка опасных грузов может производиться автомобильным транспортом и не только. Их перевозят по железной дороге, воде и воздуху.

Классы опасности. Подкласс 1.4 | Справочник логиста | TRANS.RU

Контроль выполнения пунктов соглашения возлагается на ООН. Помимо документов, описывающих порядок действий при транспортировке ОГ, существует система ГОСТов, регламентирующая их упаковку, а также, маркировку самих грузов и транспорта, на котором они перевозятся.

Развитие промышленности способствует появлению новых химических веществ, классифицируемых, как опасные и требующих пересмотра норм упаковки и доставки, поэтому правила транспортировки ОГ корректируются раз в несколько лет.

Основные изменения коснулись следующих пунктов:

  1. В перечень ОГ добавили группу полимеризующихся веществ, что внесло корректировки в список опасных грузов 4 класса.
  2. С 2019 года допустили перевозку ОГ в мягкой таре, при условии соответствия конечной упаковки стандартам ДОПОГ.
  3. Откорректировали формы большей части сопроводительных документов. Повысили требования к заполнению информации о некоторых категориях грузов в сопроводительных документах.
  4. Автотранспорту, перевозящему ОГ с маркировкой 3077 и 3082 с 2019 года разрешили проезжать через тоннели всех категорий, в том числе, класса Е.
  5. Повысили требования к транспортным средствам для перевозки ОГ.
  6. Усовершенствовали систему проверки знаний водителей и консультантов по вопросам обеспечения безопасности перевозки ОГ.
  7. Откорректировали маркировку ОГ и правила установки знака опасности удушья от газа, а также, транспортных пакетов и газовых баллонов.
  8. Ввели обязательное требование наличия антиблокировочной тормозной системы на ТС грузоподъемностью от 3,5 тонн.

Для того чтобы четко понимать объем и смысл всех корректировок, которые произошли в соглашении, необходимо досконально изучить ДОПОГ в редакции 2017 года.

Также, с 07.01.2018 года вступил в силу приказ №900 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению госуслуги по выдаче свидетельства о допуске ТС к перевозке ОГ».

Новый регламент МВД конкретизирует следующие моменты:

  • список необходимых для получения госуслуги документов;
  • состав административных процедур, очередность, требования к качеству и срокам их исполнения;
  • нормы контроля за предоставлением госуслуги и алгоритм оспаривания решений должностных лиц, ответственных за ее предоставление;
  • ситуации, в которых предоставление госуслуги может быть приостановлено или отклонено.

Не все нарушения регламентируются КоАП РФ.

Есть сферы деятельности, в которых несоблюдение правил попадает под статьи УК РФ. В частности:

      1. Статья 189 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконный экспорт материалов, которые могут быть применены для создания оружия массового уничтожения.
      2. Статья 222 УК РФ относится к незаконному хранению, перевозке и распространению огнестрельного оружия, а также запчастей и патронов к нему.
      3. Статья 237 УК РФ карает за намеренное утаивание информации о нарушениях правил хранения и утилизации опасных отходов, которое приводит к загрязнению экологии и наносит вред здоровью людей.
      4. Статьи 250, 252 и 254 УК РФ определяют наказание за загрязнение земли, водоемов, создание предпосылок для аварий, приводящих к выбросу опасных веществ в морскую акваторию.
Уголовная ответственность за такие нарушения не всегда окупается штрафом. Зачастую участники преступной халатности или сговора с целью наживы получают вполне реальные сроки.

Бизнес по перевозке ОГ достаточно прибыльный и зачастую хозяева транспортных компаний начинают заниматься им не удосужившись вникнуть в суть нормативных документов. Но незнание законов не освобождает от ответственности. Об этом надо помнить и перевозчикам, и держателям опасных грузов.

О том, как происходит процедура по получению или выдаче лицензии на перевозку ОГ говорится в Приказе Минтранса РФ № 179 от 04.07.2011 г. Сам процесс нельзя назвать быстрым, так как в нем задействованы различные учреждения.

По этой причине определяется несколько обязательных этапов:

  1. Написание заявления. Образцы смотрите ниже:
    Бланк заявления на получение лицензии_автомобильный транспортБланк заявления на получение лицензии_внутренний водный транспорт
    Бланк заявления на получение лицензии_авиа
    Бланк заявления на получение лицензии_жд транспорт
  2. Подача документов (указаны ниже).
  3. Проверка документов.
  4. Выполнение электронного регистрирования заявления.
  5. Спустя 10 дней выносится решение об отказе или положительный ответ, после которого выполняется согласование маршрута.

Первая инстанция, в которую следует идти, планируя получение лицензии, является Росавтодор. Именно там заносят данные в реестр лицензий по ТС. Региональные подразделения не уполномочены это выполнять.

Узнавая где получить разрешение, следует определить, где находится ближайшее отделение Госавтонадзора. Второй шаг – оформление в Управлении Госавтонадзора.
Расчет максимального количества опасных грузов в соответствии с подразделом 1.1.3.6 ДОПОГ (правило 1000 пунктов)

Заявление о получении спецразрешения при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом

Срок действия лицензии до 3 лет. Для автомобилей он составляет 1 год, как и на лицензионную карту водителя.

Для продления процедура аналогична первичному оформлению, но с наличием уже имеющегося разрешения. При получении отказа документы разрешается подавать снова, но только после устранения причины, спровоцировавшей его.

Наиболее часто встречаемые причины отказов:

  • ошибки — несоответствие данных в документах. Случаются проблемы и со сбором документов. Чаще всего это происходит по неопытности заявителей;
  • другой минус, с которым может столкнуться человек при оформлении бумаг – отказ в проезде по определенной дороге. В таком случае следует разрабатывать новый маршрут.

Список документов зависит от типа груза, путей перемещения (авиаперевозки, жд, другие).

В основной набор входит:

  • заявление;
  • копия регистрационного свидетельства на ТС по транспортировке ОГ или договор по его аренде;
  • свидетельство на водителя о наличии полномочий на перевозку ОГ;
  • копия свидетельства допуска ТС на перевозку ОГ;
  • квитанция оплаченной пошлины.

Автотранспорт наиболее популярен благодаря своей мобильности, скорости, возможности отправки непосредственно от места нахождения отправителя и небольшими партиями. Минус заключается в риске кражи, аварий, влиянии погодных условий, других особенностей и требований к рейсам.

Более подробная информация о разрешении на перевозку опасных грузов автомобилями в новом Административном регламенте МВД РФ от 07.01.2018 г. и ДОПОГ  на перевозку опасных грузов (2017 г.), принятым к действию в РФ в 2019 году.

Вагоны, цистерны, контейнеры РЖД относятся к наиболее безопасным и выгодным с финансовой точки зрения способам перевозки ОГ. Они удобны с точки зрения формирования партий различного объема.

Так как поезда передвигаются по четко установленному расписанию, можно планировать точное время отправления, доставки. Минус в скорости, так как ж/д не отличается быстротой перевозки.

Документы, требующиеся при обращении соискателя лицензии для транспортировки по железной дороге:

  • копия приказа о мерах предотвращения аварии в чрезвычайной ситуации с ОГ и договора со сторонней организацией, которая специализируется на устранении возможных последствий;
  • копия приказа о назначении и ответственных должностных лиц, их стаже работы, образовании, прохождении специализированных курсов;
  • опись документов.

Для воздушного

По воздуху выполняются самые быстрые рейсы в мире, а география перевозок не ограничена. Минус в цене, безопасности среднего уровня и ограниченном перечне перевозимых грузов, особенно опасных. Также авиатранспорт не перевозит большие партии груза.

Дополнительные документы:

  • сертификат эксплуатанта;
  • предоставление списка годных к эксплуатации авиасредств с учетом дополнительного резерва в соответствии с расписанием, программой по выполнению регулярных и нерегулярных рейсов;
  • подтверждение соблюдения лицензиатом правил перевозок, обслуживания отправителей и получателей грузов соответственно ст. 102 Воздушного кодекса РФ.

Для водного

Водное сообщение обеспечивает большую скорость доставки, небольшую стоимость и перевозку не только большими, но и маленькими партиями.

Минус перевозки опасных грузов морским транспортом:

  • погодные условия;
  • расширенный перечень требований по упаковке;
  • оформление разрешительных документов на получение лицензии.

Кроме основных документов, есть список, касающийся водного вида деятельности:

  • копия приказа о назначении уполномоченного за соблюдением правил безопасности при перевозке ОГ, стаж работы капитаном более 5 лет (или помощника),копии диплома, дополнительного обучения;
  • список судов, которые предполагается использовать для перевозки ОГ;
  • копии плана по мера при утечке нефтепродуктов;
  • опись документов;
  • свидетельства о праве использовать государственный флаг, о соответствии судов международным требованиям, для речных ТС.

Важно! Приведенные дополнительные списки по документам нельзя назвать исчерпывающими. В каждом отдельном случае перечень корректируется.

Цена лицензии зависит от того, кто будет выполнять работу по сбору документов и предоставлению интересов соискателя лицензии в уполномоченных организациях.

Таблица 1. Стоимость государственной пошлины для получения лицензии на перевозку опасных грузов в России.

Вид транспортного сообщенияВодный (речной, морской)ВоздушныйЖелезная дорога
Срок действиябессрочная
Время выполнения45 дней
Первичное оформление, руб.7 500
Переоформление, руб.3 500
Зона действияРоссийская Федерация

Оборотная сторона Аварийной карточки


Российская Федерация
Перевозка опасных грузов
Система информации об опасности

Обозначение транспортных средств

1. Знак опасности по ГОСТ 19433-88;   2. Код экстренных мер при пожаре или утечке;   3. № ООН

В Коде экстренных мер (КЭМ) используются следующие цифры и буквы:

1

Применять сухие вещества. Воду не применять!

2

Применять водяные струи

3

Применять распыленную воду или тонкие струи

4

Применять пену

5

Предотвратить попадание веществ в сточные воды

Д

Дыхательный аппарат и защитные перчатки

П

Дыхательный аппарат и защитные перчатки только при пожаре

К

Полный защитный комплект одежды и дыхательный аппарат

Э

Необходима эвакуация людей

Оборотная сторона информационной карточки



Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3


Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6


Рис. 7


Рис. 8


Рис. 9


Рис. 10


Рис. 11


Рис. 12


Рис. 13


Рис. 14


Рис. 15


Рис. 16


Рис. 17

-

Назначение баллонов

Цвет окраски баллонов

Текст надписи
на баллоне

Цвет надписи
на баллоне

Цвет полосы
на баллоне

Для азота

Черный

Азот

Желтый

Корич невый

Для аммиака

Желтый

Аммиак

Черный

- - -

Для аргона очищенного

Черный

Аргон

Синий

Белый

Для аргона
сырого

Верхняя половина желтая, нижняя - черная

Сырой аргон

Черный

Белый

Для ацетилена

Белый

Ацетилен

Красный

- - -

Для водорода

Темно - зеленый

Водород

Красный

- - -

Для серо водорода

Белый

Серо водород

Красный

Красный

Для воздуха

Черный

Сжатый газ

Белый

- - -

Для сернистого ангидрида

Черный

Сернистый ангидрид

Белый

Желтый

Для гелия

Корич невый

Гелий

Белый

- - -

Для угле кислоты

Черный

Угле кислота

Желтый

- - -

Для кислорода

Голубой

Кислород

Черный

- - -

Для хлора

Защитный

- - -

- - -

Зеленый

Для фосгена

Защитный

- - -

- - -

Красный

Для всех остальных
негорючих газов

Черный

Наимено вание газа

Желтый

- - -

Для всех остальных
горючих газов

Красный

Наимено вание газа

Белый

- - -

Классы и подклассы
опасных грузов

Перечень грузов общего назначения,
запрещенных к совместной перевозке

1.

Легкогорючие.

2.1

Запрещений нет.

2.2

Продовольственные, хлебофуражные, парфюмерно-косметические, фармацевтические, домашние вещи.

2.3

Легкогорючие, минеральные, растительные и животные жиры.

3

Легкогорючие, продовольственные, домашние вещи, грузы, боящиеся намокания.

4.1
4.2

Легкогорючие, продовольственные.

4.3

Легкогорючие, продовольственные грузы, содержащие водные растворы.

5

Легкогорючие, минеральные и растительные жиры, мука, крахмал, комбикорм и другие порошкообразные грузы.

6

Продовольственные, хлебофуражные, парфюмерно-косметические, фармацевтические, домашние вещи.

7

Все грузы.

8

Продовольственные, легкогорючие изделия из камня, цемента, стекла, фарфора, чугуна, железа.

9.1

Легкогорючие.

9.2

Легкогорючие, продовольственные.

9.3

Продовольственные, хлебофуражные, парфюмерно-косметические, фармацевтические, домашние вещи.

9.4

Запрещений нет.

Специфика доставок

Перевозка опасных грузов по территории РФ автотранспортом регламентируется ДОПОГ и имеет некоторые особенности в маркировке и транспортировке:

  • особенности маркировки. Согласно ДОПОГ каждый груз имеет номер, состоящий из 4 цифр, который соответствует списку ООН. По этому номеру можно определить не только класс и группу перевозимого опасного вещества, но и тип упаковки, которая разрешена для перевозки данного ОГ. Код классификации определяет вид опасности, физические и химические свойства груза. Он может состоять из комбинации цифр и букв;
  • особо опасные грузы. В списке ООН более 3000 материалов, отличающихся по уровню опасности. В сравнении с радиоактивными веществами нефтепродукты кажутся абсолютно безобидными. Соответственно, грузы, представляющие наибольшую угрозу, классифицируются, как особо опасные. К оформлению, упаковке и транспортировки таких веществ предъявляют повышенные требования;
  • когда опасные грузы считаются безопасными
Понять опасен груз, или нет, можно сверившись со списком ООН, в котором регламентирован класс и степень опасности принятого к перемещению вещества. Перемещение некоторых грузов в ограниченных количествах может расцениваться как транспортировка НЕОПАСНЫХ материалов.

Ограниченным называется количество вещества, в котором опасный груз перестает считаться таковым. ДОПОГ регламентирует нормы и концентрации веществ, при которых они считаются неопасными.

Есть грузы, которые опасны независимо от количества, например, радиоактивный уран. Тем не менее даже в ограниченных количествах ОГ должны перевозиться с соблюдением правил безопасности.

Доплата водителям

Перевозка опасных грузов сопряжена с возможными рисками для здоровья, поэтому водителям положены компенсации:

  1. Размер дополнительных выплат зависит от класса опасности перевозимых грузов и рассчитывается как процент от оклада.
  2. Минимальная надбавка регламентирована ТК РФ и составляет 4%, но водитель может потребовать увеличение компенсации, если существует риск опасности для жизни.
  3. Максимальная сумма не ограничивается и зависит от работодателя.
  4. Средний процент надбавки, выплачиваемый индивидуальными предпринимателями, находится в диапазоне 4-5%.

Характер работы и условия ее оплаты прописываются в трудовом договоре. Процент доплаты рассчитывается после прохождения грузом аттестации, которая выявляет возможность нанесения ущерба здоровью.

5.1.2. Водитель, выделяемый для перевозки опасных грузов, обязан пройти специальную подготовку или инструктаж.

- изучение системы информации об опасности (обозначения транспортных средств и упаковок);

- изучение свойств перевозимых опасных грузов;

- обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при инцидентах;

- обучение действиям в случае инцидента (порядок действия, пожаротушение, первичные дегазация, дезактивация и дезинфекция);

- подготовку и передачу донесений (докладов) соответствующим должностным лицам о происшедшем инциденте.

5.1.4. Водитель, временно занятый на перевозках опасных грузов, обязан пройти инструктаж по особенностям перевозки конкретного вида груза.

5.1.5. Водители, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при поступлении на работу и последующие медицинские осмотры в соответствии с установленным графиком, но не реже одного раза в 3 года (Приказ Минздрава СССР от 29.09.

5.1.6. Водители, временно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при назначении их на данный вид перевозок и предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.

5.1.7. В транспортных документах (Приложение 7.12) должна быть сделана отметка о прохождении водителем, назначаемым на перевозку опасных грузов, специальной подготовки или инструктажа и медицинского контроля.

5.1.8. К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов.

- лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой "Перевозка ОГ";

- путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями раздела 2.6 и Приложения 7.11 настоящих Правил, с отметкой "Опасный груз", выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе "Особые отметки" N опасного груза по списку ООН;

- свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов (Приложение 7.12);

- аварийную карточку системы информации об опасности (Приложение 7.5);

- товарно - транспортную накладную;

- адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГАИ МВД России, расположенных по маршруту движения.

5.1.10. При перевозке опасных грузов водителю запрещается отклоняться от установленного и согласованного с ГАИ МВД России маршрута и мест стоянок, а также превышать установленную скорость движения.

5.1.11. В случае вынужденной остановки водитель обязан обозначить место стоянки знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем согласно Правилам дорожного движения и знаками, запрещающими остановку, предусмотренными настоящими Правилами (пункт 4.1.9).

5.1.12. При поломке автомобиля в пути следования и невозможности устранения на месте силами водителя технической неисправности водитель должен вызвать машину технического обеспечения перевозок и сообщить о месте своей вынужденной стоянки в ближайшие органы ГАИ МВД России.

- не допускать посторонних лиц к месту инцидента;

- сообщить о случившемся инциденте в ближайший орган ГАИ МВД России и при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь;

- вызывать аварийную бригаду (раздел 2.13);

- оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;

- в соответствии с указанием аварийной карточки принять меры по первичной ликвидации последствий инцидента;

- по прибытии на место происшедшего инцидента представителей органов ГАИ МВД России и здравоохранения проинформировать их об опасности и принятых мерах и предъявить транспортные документы на перевозимый груз.

5.1.14. За время движения по маршруту перевозки водитель обязан периодически осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного средства, а экспедитор - за креплением груза в кузове и за сохранностью маркировки и пломб.

5.1.15. Водителям транспортных средств, перевозящих опасные грузы, запрещается осуществлять заправку автомобилей топливом на автозаправочных станциях общего пользования. Заправка топливом этих транспортных средств осуществляется в соответствии с требованиями пункта 2.9.14 настоящих Правил.

5.1.16. При управлении транспортным средством с опасным грузом водителю запрещается

- резко трогать транспортное средство с места;

- производить обгон транспорта, движущегося со скоростью более 30 км/час;

- резко тормозить;

- двигаться с выключенным сцеплением и двигателем;

- курить в транспортном средстве во время движения (курить разрешается во время остановок не ближе чем в 50 м от места стоянки транспорта);

- пользоваться открытым пламенем (в исключительных случаях для приготовления пищи огонь можно разводить на расстоянии не ближе 200 м от стоянки транспорта);

оставлять транспортное средство без надзора.

Меры безопасности

Действующие правила перевозки опасных грузов автотранспортом предусматривают обеспечение следующих мер безопасности:

  1. Организация, предоставляющая услуги по доставке ОГ должна иметь лицензию. Для перевозки некоторых опасных веществ необходимо разрешение Минтранса РФ, а особо опасные материалы не могут быть приняты к транспортировке без визы МВД.
  2. Маршрут колонны, перевозящей ОГ:
    • должен проходить вдали от населенных пунктов, стратегических промышленных объектов, заповедников и зон отдыха
    • транспортировка опасных грузов в черте населенного пункта должна быть организована таким образом, чтобы спецтранспорт не проезжал вблизи от учебных, лечебных и дошкольных учреждений;
    • в некоторых случаях предусмотрено обязательное согласование маршрута по доставке ОГ с местным отделом ГИБДД
    • как правило, разрешение на использование утвержденного маршрута лимитировано по времени и действует не более 6 месяцев.
  3. ТС, перевозящее опасные вещества должно иметь:
    • окраску и маркировку, соответствующую классу перевозимого материала
    • наличие аварийных карточек с планом мероприятий по ликвидации последствий ДТП;
    • запас топлива должен обеспечивать возможность преодоления дистанции в 500 км без дозаправки
    • если есть потребность в перевозке груза на большее расстояние, необходимо наличие резервного топливного бака.

    Заправка ТС должна проходить согласно требованиям правил безопасности перевозки ОГ.

  4. ТС не оборудованное АБС (антиблокировочной системой) и устройством ограничения скорости не может быть допущено к транспортировке опасных материалов и веществ.
  5. Транспортировка особо опасных грузов должна производиться:
    • в сопровождении машины, снабженной световыми проблесковыми идентификаторами желтого и оранжевого цветов или патрульного автомобиля ГИБДД;
    • производить стоянки разрешается только в строго отведенных местах, вынесенных за границы населенных пунктов и удаленных минимум на 200 м от жилых построек.

6.7. Радиоактивные вещества

6.1.1. Исключен.

6.1.2. Технология и последовательность погрузки взрывчатых веществ на транспортные средства должны осуществляться таким образом, чтобы у грузополучателя их можно было разгружать без дополнительного перемещения в кузове транспортного средства.

6.1.3. Затаренные в бочки взрывчатые вещества должны перевозиться в лежачем положении бочек с ориентацией их вдоль продольной оси транспортного средства.

6.1.4. Перевозка взрывчатых веществ осуществляется при обязательном сопровождении транспортного средства ответственным лицом (экспедитором), выделяемым грузоотправителем - грузополучателем, имеющим право на охрану или производство работ с указанными взрывчатыми веществами.

6.1.5. Лицо, ответственное за перевозку взрывчатых веществ (сопровождающий экспедитор), должно находиться в кабине автомобиля, перевозящего взрывчатые вещества, а при движении колонной - в первом автомобиле.

6.1.6. При перевозке аммиачно - селитренных взрывчатых веществ (тротила и его сплавов с другими нитросоединениями, за исключением взрывчатых веществ, содержащих жидкие нитроэфиры, генсоген и ТЭН) в централизованных контейнерах должны соблюдаться требования ГОСТ 19747 - 74 "Транспортирование взрывчатых материалов в контейнерах. Общие требования".

6.1.7. Запрещается перевозка взрывчатых веществ на автоприцепах, автобусах общего назначения и автомобилях с пассажирами.

6.1.8. Перевозка взрывчатых веществ, содержащих жидкие нитроэфиры, при температуре окружающей среды ниже температуры их замерзания при продолжительности перевозки более 1 часа должна производиться на транспортных средствах, имеющих утепленные кузова.

6.1.9. При перевозке ящиков с порохом или снарядами они должны размещаться на расстоянии 0,5 м друг от друга и прочно закрепляться.

6.1.10. Запрещается проезд транспортного средства с взрывчатыми веществами на расстоянии ближе 300 м от очагов пожаров и ближе 80 м от "факелов" нефтегазовых промыслов.

6.1.11. Застигнутое грозой в пути транспортное средство с опасными грузами должно быть остановлено на расстоянии не менее 200 м от жилых строений или леса и не менее 50 метров от других стоящих транспортных средств.

В этих случаях обслуживающий персонал, кроме охраны, должен быть удален от транспортного средства на расстояние не менее 200 м.

6.1.12. Перевозка транспортных средств с взрывчатыми веществами на паромах через водные преграды должна осуществляться при отсутствии на пароме других транспортных средств и людей.

6.4.1. Вещества, выделяющие при соприкосновении с водой легковоспламеняющиеся газы, должны перевозиться в герметичной таре на транспортном средстве с закрытым кузовом.

В товарно - транспортной накладной на перевозку легковоспламеняющегося вещества обязательно делается пометка "Загорается от воды".

- натрий металлический и другие щелочные металлы упаковываются в герметично закупоренные железные банки, заполненные маловязким минеральным маслом или керосином, весом до 10 кг и в железные бочки весом до 100 кг;

- белый и желтый фосфор перевозится в воде в металлических запаянных банках, которые упаковываются в деревянные ящики;

- красный фосфор упаковывается герметически в металлические банки типа 1 или 3 - ГОСТ 5044-79 "Барабаны стальные тонкостенные для химических продуктов. Технические условия" (Стандарт СЭВ 3697 - 82). Вес банок не более 16 кг.

- банки для перевозки упаковываются в деревянные ящики или фанерные барабаны.Общий вес одного грузового места допускается не более 95 кг;

- кинолента, рентгеновская пленка и другие аналогичные грузы перевозятся в металлических коробках, уложенных в металлические ящики, общий вес упаковки до 50 кг;

- карбид кальция и другие аналогичные грузы упаковываются в железные барабаны. Вес упаковки должен быть не более 100 кг;

- аммониевый нитрат, никриновая кислота, мочевина азотнокислая, тринитробензол, тринитробензойная кислота или тринитротолуол, влажные с содержанием воды не менее 10% или пикромат циркория, влажный с содержанием не менее 20% воды, перевозятся в стеклянной таре.

6.4.3. Сера и нафталин в расплавленном состоянии могут перевозиться в автомобилях - цистернах.

- термоизоляцию для поддержания температуры внутри цистерны у стенок не менее 70 град. C;

- клапан, открывающийся внутрь или наружу под давлением от 0,2 до 0,3 кг/кв. см.

Клапаны на цистерне, используемые для перевозки расплавленной серы или нафталина, могут не быть, если цистерна рассчитана на рабочее давление в 2 кг/кв. см.

6.5.1. Окисляющие вещества и органические перекиси могут перевозиться в стандартной заводской упаковке.

6.5.2. При погрузке - разгрузке и перевозке окисляющих веществ и органических перекисей во избежание самовозгорания, пожара или взрыва необходимо избегать их засорения или смешивания с древесными опилками, соломой, углем, торфом, мучной пылью и другими органическими веществами.

- технические чистые перекиси диоктаноила и дикаприлила - не выше 10 град. C;

- перекись ацетил-циклогексансульфонила - -10 град. C;

- пероксидикарбонта диизопропила - 20 град. C;

- перпивалт третбутила - -10 град. C;

- с флегматизатором - 2 град. C;

- с растворителем - -5 град. C;

- перекись 3,5; 5-триметилгенсаноила в растворе с замедлителем (20%) - 0 град. C;

- технически чистая перекись бис-деканойна - 20 град. C;

- технически чистая перекись диперларгонила - 0 град. C;

- технически чистый пер-2-этилгенсаноат бутила - 20 град. C;

- пероксидикарбонат бис-этила-2-генсила с замедлителем или растворителем (55%) - 10 град. C;

- перизонитрат третичного бутила с растворителем (25%) - 10 град. C;

- обеспечивать температурный режим в соответствии с пунктом 6.5.3, независимо от температуры окружающей среды;

- предохранять кабину водителя от проникновения в нее паров перевозимых перекисей;

- обеспечивать контроль за температурным состоянием перевозимых грузов из кабины водителя;

- иметь соответствующую вентиляцию, не вызывающую нарушение заданного температурного режима;

- применяемые охлаждающие вещества должны быть невоспламеняемыми.

Не допускается использовать для охлаждения жидкий кислород или воздух. При использовании автомобилей (прицепов) - рефрижераторов для перевозки органических перекисей их холодильная установка должна работать независимо от работы двигателя автомобиля.

6.5.5. При перевозках легко разлагающихся перекисей на короткие расстояния разрешается применение специальных предохранительных упаковок с холодильными реагентами, обеспечивающими поддержание необходимого температурного режима в течение всего времени, затрачиваемого на перевозку и выполнение погрузочно - разгрузочных операций.

6.5.6. Перед загрузкой окисляющих веществ и органических перекисей кузова транспортных средств должны быть тщательно очищены от пыли и остатков ранее перевозимых в них грузов.

6.6.1. Ядовитые вещества принимаются к перевозке на автомобильном транспорте в заводской упаковке.

6.6.2. Перевозка особо опасных ядовитых и инфекционных веществ производится с вооруженной охраной. Допускается наличие невооруженной охраны только при внутригородских перевозках.

6.6.3. Перевозка синильной кислоты в летнее время (апрель - октябрь) производится с соблюдением мер защиты грузовых мест от воздействия солнечных лучей. При покрытии грузовых мест брезентом он должен располагаться на высоте не менее чем 20 см над перевозимым грузом.

6.6.4. Погрузочно - разгрузочные работы с ядовитыми веществами производятся с обеспечением надежной охраны, исключающей допуск в пункт погрузки (разгрузки) посторонних лиц.

- наличие вентиляции закрытых кузовов;

- предварительная обработка кузова транспортного средства дезинфицирующими растворами и дезодорантами, уничтожающими неприятные запахи.

В зимнее время допускается перевозка инфекционных веществ в открытых кузовах.

6.7.1. Перевозка радиоактивных веществ осуществляется в соответствии требованиям настоящих Правил и Правил ОПБЗ-83 (ОПБЗ - 94) и ПБТРВ-73 (ПБТРВ-94), а в случае международных перевозок - Правил МАГАТЭ.

6.7.2. Номенклатура радиоактивных веществ устанавливается Правилами безопасности при транспортировании радиоактивных веществ (ПБТРВ-73 (ПБТРВ-94)).

6.8.1. При перевозках свинцового шлака, содержащего серную кислоту, кузов транспортного средства изнутри должен покрываться слоем картона, пропитанного парафином или дегтем, а при перевозке указанного груза под брезентом не допускается его непосредственное соприкосновение с грузом.

6.8.2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки едких и коррозионных веществ, должны быть очищены от горючих остатков (солома, сено, бумага и т.п.).

- противокислотный фартук;

- суконный костюм;

- резиновые перчатки;

- очки или маска.

Работать с кислотами в одежде из хлопчатобумажной ткани без ее кислостойкой пропитки запрещается.

6.8.4. При производстве погрузочно - разгрузочных работ с щелочами используются те же защитные средства, что и при работе с кислотой, и костюм с кислостойкой пропиткой.

- горючие вещества и материалы (эфиры, нефтепродукты, сера коллоидная, динитроортокрезолат аммония, жмых, рыбная мука, смолы, стружка древесная, хлопок);

Штраф за деятельность без документов

Нарушение правил перевозки опасных грузов оборачивается крупными штрафами как для юридических так и для физических лиц. Мера административного взыскания регламентируется ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ.

Наказание может быть назначено за следующие нарушения:

      • водитель без ДОПОГ свидетельства;
      • ТС без разрешения на перевозку опасных грузов;
      • несоответствие конструкции ТС требования ДОПОГ;
      • отсутствие маркировки ТС, аварийных карт, средств ликвидации происшествий;
      • ТС без маршрутного листа, согласованного с ГИБДД;
      • ТС без путевого листа;
      • ТС с просроченным огнетушителем.
Статус контрагентаМера взыскания
ВодительШтраф от 2000 до 2500 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев
Должностное лицоШтраф от 20 000 до 25 000 рублей
Компания-ГрузоперевозчикШтраф от 400 000 до 500 000 рублей
Статус контрагентаМера взыскания
ВодительШтраф от 1000 до 1500 рублей
Должностное лицоШтраф от 10 000 до 15 000 рублей
Компания-ГрузоперевозчикШтраф от 150 000 до 250 000 рублей
  • штраф;
  • в некоторых случаях уголовная ответственность;
  • аннулирование разрешения.
В таком случае владелец документов должен в течение 7 дней вернуть лицензию в место выдачи. Если правила по лицензии, ДОПОГ на перевозку опасных грузов нарушены, согласно ст. 12.21.2 КоАП РФ также полагается штраф.

По ст. 27.13 КоАП РФ транспорт задерживается и направляется на штрафстоянку, но в некоторых случаях может быть конфискованным вместе с имуществом ответственного лица.

Таблица 2. Штрафы за выполнение деятельности по перевозке опасных грузов без лицензии.

 Вид транспорта Для водителя Для ответственного лицаДля юридического лица
 автотранспорт 100 – 1 500 5 000 – 10 000 150 000 — 250 000
 ж/д 100 — 300 300 — 500 3 000 – 5 000
 водный транспорт 300 — 500 500 – 1 000 5 000 – 10 000
 воздушный транспорт 500 – 1 000 1 000 – 2 000 10 000 – 20 000

Требования для перевозки опасных грузов и получения лицензии большие, сам процесс нельзя назвать простым, что особо сложно при первом обращении.

Определившись с направлением, следует узнать о требованиях по сбору документов, включая дополнительные. При возникновении сложностей и с целью ускорения процесса, можно воспользоваться помощью компаний, предоставляющих услугу оформления лицензии.

ТАБЛИЦА СОВМЕСТИМОСТИПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ И ГРУЗОВ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ Приложение 7.15 к Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

1.1. Настоящие Правила устанавливают на территории Российской Федерации порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, и обязательны для всех организаций, а также индивидуальных предпринимателей.

- технологические перемещения опасных грузов автомобильным транспортом внутри территории организаций, на которых осуществляется их производство, переработка, хранение, применение или уничтожение, если такие перемещения осуществляются без выхода на автомобильные дороги общего пользования, а также улицы городов и населенных пунктов, ведомственные дороги, разрешающие движение транспортных средств общего пользования;

- перевозки отдельных видов опасных грузов автотранспортными средствами, принадлежащими вооруженным силам, органам государственной безопасности и внутренних дел;

- перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза.

1.3. Международные перевозки опасных грузов, в том числе экспортно - импортные и транзитные перевозки опасных грузов по территории Российской Федерации, осуществляются с соблюдением норм и правил, установленных международными конвенциями и межправительственными соглашениями, участницей которых является Российская Федерация.

При осуществлении международных перевозок опасных отходов рекомендуется руководствоваться требованиями "Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении" от 22 марта 1989 г.

1.4. В целях настоящих Правил к опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.Перечень опасных грузов, перевозимых автомобильным транспортом, приведен в приложении № 7.3.

1 - взрывчатые материалы (ВМ);

2 - газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

3 - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

5 - окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);

6 - ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);

7 - радиоактивные материалы (РМ);

8 - едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);

9 - прочие опасные вещества.

Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико - химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы по ГОСТ 19433-88, приведены в Приложении 7.1.

1.6. К опасным грузам, требующим особых мер предосторожности при перевозке, относятся вещества и материалы с физико - химическими свойствами высокой степени опасности по ГОСТ 19433-88, далее по тексту "особо опасные грузы" (Приложение 7.2).

Перевозка "особо опасных грузов" осуществляется в соответствии с настоящими "Правилами" и с соблюдением специальных требований по обеспечению безопасности, утверждаемыми в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 372.

2.11.1. Совместная перевозка различных классов опасных грузов на одном транспортном средстве (в одном контейнере) разрешается только в пределах правил допустимой совместимости (представленных в таблице Приложения 7.14).

2.11.2. Совместная перевозка опасных грузов с грузами общего назначения на одном транспортном средстве (в одном контейнере) производится в соответствии с требованиями, изложенными в Приложении 7.14.

Меры безопасности

2.2.1. Международные перевозки по территории Российской Федерации опасных грузов 1-го и 6-го классов опасности, других классов, поименованных в Приложении № 7.16 настоящих Правил, а также опасных грузов независимо от класса опасности, перевозимых в цистернах, съемных контейнерах - цистернах, батареях сосудов общей вместимостью более 1000 литров, осуществляются по специальным разрешениям, выдаваемым Министерством транспорта Российской Федерации.

2.2.2. Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов выдается подразделениями ГАИ МВД России по месту регистрации транспортного средства после технического осмотра транспортного средства.

2.3.1. При перевозке автомобильным транспортом "особо опасных грузов" (см. п. 1.6 настоящих Правил) грузоотправитель (грузополучатель) должен получить разрешение на перевозку от органов внутренних дел по месту его нахождения.

2.3.2. Для получения разрешения на перевозку "особо опасных грузов" грузоотправитель (грузополучатель) подает в органы внутренних дел по месту приема груза к перевозке заявление, с указанием в нем наименования опасного груза, количества предметов и веществ, маршрута перевозки, лиц, ответственных за перевозку, и (или) лиц, охраняющих груз в пути следования.

- аварийная карточка системы информации об опасности (Приложение 7.5);

- маршрут перевозки, разработанный автотранспортной организацией и согласованный с грузоотправителем (грузополучателем) (Приложение 7.11);

- свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов (Приложение 7.13).

2.3.3. Отметку о разрешении транспортировки "особо опасного груза" производят на бланке маршрута перевозки (в правом верхнем углу), с указанием срока действия разрешения.Разрешение выдается на одну или несколько идентичных перевозок, а также на партию грузов, перевозимых по установленному маршруту, на срок не более 6 месяцев.

2.3.4. В соответствии с действующим законодательством разрешение на перевозку ядерных материалов и радиоактивных веществ выдается органами Госатомнадзора России.

2.3.5. Перевозка "особо опасных грузов" допускается при надлежащей охране и обязательно в сопровождении специально ответственного лица - представителя грузоотправителя (грузополучателя), знающего свойства опасных грузов и умеющего обращаться с ними.

Необходимость сопровождения специалистами других опасных грузов, не отнесенных к "особо опасным грузам", определяет грузоотправитель (грузополучатель). Сопровождающие лица и лица военизированной охраны выделяются грузоотправителем (грузополучателем).

В тех случаях, когда по договору перевозки грузов автомобильным транспортом сопровождение опасного груза возлагается на водителя автомобиля, последний должен быть проинструктирован грузоотправителем (грузополучателем) перед отправкой груза по правилам обращения и перевозки его.

- информационные таблицы для обозначения транспортных средств (приложение 7.4);

- аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий (Приложение 7.5);

- информационную карточку для расшифровки кода экстренных мер, указанных на информационной таблице (Приложение 7.6);

- специальную окраску и надписи на транспортных средствах.

2.8.2. Организация СИО в соответствии с требованиями настоящих Правил возлагается на автотранспортные организации, выполняющие перевозки опасных грузов, и грузоотправителей (грузополучателей).

Практические мероприятия по обеспечению СИО осуществляются автотранспортными организациями совместно с грузоотправителями (грузополучателями).

Информационные таблицы СИО изготавливаются организациями - изготовителями опасных грузов и представляются автотранспортным организациям для установки спереди и сзади транспортного средства на специальных приспособлениях (пункт 4.1.11).

- общий фон таблицы белый;

- фон граф "КЭМ" и "ООН №" оранжевый;

- рамка таблицы, линии разделения граф, цифры и буквы текста выполняются черным цветом;

- наименование граф (КЭМ, ООН №) и надпись в знаке опасности "Едкое вещество" выполняются белым цветом;

- рамка знака опасности наносится линией черного цвета толщиной не менее 5 мм на расстоянии 5 мм от кромок знака;

- толщина букв в графах "КЭМ" и "ООН №" равна 15 мм, а на знаке опасности не менее 3 мм;

- рамка и разделительные линии таблицы наносятся толщиной, равной 15 мм;

- написание буквенно - цифрового кода экстренных мер производится в любом порядке букв и цифр.

Аварийная карточка системы информации об опасности заполняется организацией - изготовителем опасного груза по единой форме (Приложение 7.5) и прилагается в дополнение к путевому листу.

Аварийная карточка должна находиться у водителя транспортного средства, перевозящего опасные грузы. В случае сопровождения опасного груза ответственным лицом - представителем грузоотправителя (грузополучателя) (см. п. 2.3.5) - аварийная карточка должна находиться у него.

Информационная карточка СИО (Приложение 7.6) изготавливается из плотной бумаги размером 130 мм на 60 мм. На лицевой стороне карточки дается расшифровка информационных таблиц, а на оборотной стороне приведены образцы знаков опасности по ГОСТ 19433-88.

Цифрами обозначен код экстренных мер (КЭМ) при пожаре и утечке, а также информации о последствиях попадания веществ в сточные воды.

Д - необходим ДЫХАТЕЛЬНЫЙ аппарат и защитные перчатки;

П - необходим дыхательный аппарат и защитные перчатки, только при ПОЖАРЕ;

К - необходим полный защитный КОМПЛЕКТ одежды и дыхательный аппарат;

Э - необходима ЭВАКУАЦИЯ людей.

2.8.3. В случае возникновения инцидента при перевозке опасных грузов мероприятия по ликвидации инцидента и его последствий осуществляются согласно указаниям, приведенным в аварийной карточке, или коду экстренных мер по информационной таблице СИО.

2.8.4. Полная идентификация перевозимого опасного груза осуществляется согласно нумерации по списку ООН, имеющейся в информационной таблице и аварийной карточке системы информации об опасности, а также в заявке (разовом заказе) на перевозку этого груза.

- при перевозке метанола транспортное средство (цистерна) окрашивается в оранжевый цвет с черной полосой и оранжевой надписью по обечайке "Метанол - яд!";

- при перевозке аммиака - цвет транспортного средства любой и подпись "Аммиачная вода. Огнеопасно";

- при перевозке веществ, выделяющих при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы, транспортное средство окрашивается в синий цвет и наносится надпись "Огнеопасно";

- при перевозке самовозгорающихся веществ нижняя часть транспортного средства (цистерны) окрашивается в красный цвет, верхняя - в белый и наносится надпись черного цвета "Огнеопасно";

- при перевозке легковоспламеняющихся веществ транспортное средство (цистерна) окрашивается в оранжевый цвет и наносится надпись "Огнеопасно";

- при перевозке веществ, поддерживающих горение, транспортное средство (цистерна) окрашивается в желтый цвет и наносится двойная надпись

    Огнеопасно-------------------------; Едкое вещество

- при перевозке едких веществ транспортное средство (цистерна) окрашивается в желтый цвет с черной полосой по обечайке, на которую наносится надпись желтым цветом "Едкое вещество".

2.8.6. Высота букв и надписей, наносимых на транспортные средства, перевозящие опасные грузы, должна быть не менее 150 мм, черного цвета, кроме случаев, оговоренных в пункте 2.8.5.

3.2.2. Автотранспортная организация при перевозке опасных грузов обязана произвести дооборудование и оснащение транспортных средств в соответствии с требованиями настоящих Правил, а также организовать специальную подготовку или инструктаж обслуживающего персонала, занятого на работах с опасными грузами, и обеспечить его средствами индивидуальной защиты.

Водители транспортных средств, кроме того, обеспечиваются информационными карточками СИО в соответствии с п. 2.8.2 настоящих Правил.

3.2.3. В случае возникновения аварии или инцидента в процессе перевозки первичная ликвидация их последствий до прибытия аварийной бригады и специальных служб осуществляется водителем и сопровождающим ответственным лицом в соответствии требованиям специальной подготовки или инструктажа, проводимых грузоотправителем (грузополучателем).

- слабоядовитые вещества (пестициды, изоцианиты, красители, масла технические, соединения меди, карбоната аммония, семена и плоды ядовитые, анодная масса);

- аэрозоли.

6.9.2. Вещества, перечисленные в пункте 6.9.1, перевозятся в соответствии общим требованиям настоящих Правил без применения системы информации об опасности.

Раздел "ПРИЛОЖЕНИЯ" загружен на отдельной странице:

7. ПРИЛОЖЕНИЯ к Правилам перевозки опасных грузов автотранспортом

5. ТРЕБОВАНИЯ К ВОДИТЕЛЯМ И ПЕРСОНАЛУ, ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ ПЕРЕВОЗКИ

2.5.1. За подбор лиц для сопровождения опасных грузов и их инструктаж ответственность несут руководители автотранспортных организаций.

- сопровождение и обеспечение охраны груза от места отправления до места назначения;

- инструктаж сотрудников охраны и водителей автомобилей;

- внешний осмотр (проверка правильности упаковки и маркировки груза) и приемка опасных грузов в местах получения груза;

- наблюдение за погрузкой и креплением груза;

- соблюдение правил безопасности во время движения и стоянок автомобилей;

- организация мер личной безопасности персонала, осуществляющего перевозку, и общественной безопасности;

- сдача грузов по прибытии на место назначения.

5.2.2. Персонал, сопровождающий транспортное средство, перевозящее опасный груз (экспедитор, охрана, дозиметрист и др.), обязан иметь свидетельство, удостоверяющее их право на сопровождение опасных грузов по данному маршруту. Свидетельство действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность сопровождающего.

5.2.3. Обслуживающий персонал, занятый на работах, связанных с хранением опасных грузов, должен пройти специальный инструктаж и обучение действиям по ликвидации последствий инцидентов.

5.2.4. К проведению погрузочно - разгрузочных работ с опасными грузами допускаются операторы со стажем работы не менее 3 лет на применяемом подъемно - транспортном оборудовании.

5.2.5. Оператор обязан соблюдать общие правила техники безопасности при выполнении погрузочно - разгрузочных работ, а также настоящие Правила.

5.2.6. Оператор, допущенный к работам с опасными грузами, обязан пройти специальную подготовку в объеме, приведенном в пункте 5.1.3 настоящих Правил, или специальный инструктаж по правилам погрузки и разгрузки данного вида опасного груза.

5.2.7. Операторы, постоянно занятые на работах с опасными грузами, должны проходить медицинский осмотр не реже одного раза в год.

5.2.8. Операторы, временно занятые на выполнении погрузочно - разгрузочных операций с опасными грузами, должны пройти медицинский осмотр при назначении на данный вид работ.

- в соответствии с требованиями, перечисленными в аварийной карточке, принять меры по ликвидации последствий инцидента;

- оказывать помощь в работе аварийной бригады.

5.2.10. В течение работы оператор обязан постоянно осуществлять контроль за техническим состоянием погрузочно - разгрузочной машины.

5.2.11. При проведении погрузочно - разгрузочных работ с опасными грузами оператору запрещается курить.

- строго выполнять требования, указанные маркировкой и предупредительными надписями, нанесенными на упаковку соответствующего груза;

- запрещается осуществлять бросание опасного груза с плеч и его волочение;

- в местах проведения погрузочно - разгрузочных работ запрещается курить;

- после окончания погрузочно - разгрузочных работ произвести обеззараживание рабочей одежды в соответствии с установленными требованиями.

- пройти предварительную подготовку по специальной программе (пункт 5.1.3);

- после завершения выполнения каждой из работ по ликвидации последствий инцидентов проходить, помимо плановых, дополнительные медицинские освидетельствования;

- содержать в полной технической исправности имеющиеся средства индивидуальной защиты, средства и имущество, предназначенные для ликвидации последствий инцидентов.

2.6. Выбор и согласование маршрута перевозки

Классы опасности. Подкласс 1.5 | Справочник логиста | TRANS.RU

2.6.1. Разработка маршрута транспортировки опасных грузов осуществляется автотранспортной организацией, выполняющей эту перевозку.

- при перевозке "особо опасных грузов";

- при перевозке опасных грузов, выполняемой в сложных дорожных условиях (по горной местности, в сложных метеорологических условиях (гололед, снегопад), в условиях недостаточной видимости (туман и т.п.));

- при перевозке, выполняемой колонной более 3-х транспортных средств, следуемых от места отправления до места назначения.

- вблизи маршрута транспортировки не должны находиться важные крупные промышленные объекты;

- маршрут транспортировки не должен проходить через зоны отдыха, архитектурные, природные заповедники и другие особо охраняемые территории;

- на маршруте транспортировки должны быть предусмотрены места стоянок транспортных средств и заправок топливом.

2.6.4. Маршрут транспортировки не должен проходить через крупные населенные пункты. В случае необходимости перевозки опасных грузов внутри крупных населенных пунктов маршруты движения не должны проходить вблизи зрелищных, культурно - просветительных, учебных, дошкольных и лечебных учреждений.

Классы опасности. Подкласс 1.6 | Справочник логиста | TRANS.RU

- разработанный маршрут перевозки по установленной форме в 3-х экз. (Приложение 7.11);

- свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов;

- для "особо опасных грузов" дополнительно - специальную инструкцию на перевозку опасного груза, представленную грузоотправителем (грузополучателем), и разрешение на транспортировку грузов, выданное органами МВД Российской Федерации по месту нахождения грузоотправителя (грузополучателя).

- при прохождении маршрута в пределах одного района, города - с подразделением Госавтоинспекции органа внутренних дел данного района, города;

- при прохождении маршрута в пределах одного субъекта Российской Федерации - с подразделениями ГАИ МВД, ГУВД, УВД данного субъекта Российской Федерации;

- при прохождении маршрута по автомобильным дорогам нескольких субъектов Российской Федерации - с подразделением ГАИ МВД, ГУВД, УВД соответствующих субъектов Российской Федерации.

2.6.7. Согласованный с подразделениями ГАИ МВД России маршрут транспортировки действителен на срок, указанный в разрешении. В случаях, когда такой срок не указан (за исключением случаев, указанных в п. 2.6.

2.6.8. В случае возникновения обстоятельств, требующих изменения согласованного маршрута, автотранспортная организация обязана согласовать новый разработанный им маршрут на перевозку опасных грузов в тех подразделениях ГАИ МВД России, где производилось согласование первоначального маршрута.

В этом случае автотранспортная организация оповещает о сроках проведения транспортировки и всех непредвиденных изменениях, возникших на пути следования опасного груза, соответствующие подразделения ГАИ МВД России, расположенные по маршруту.

2.6.9. Первый экземпляр согласованного маршрута перевозки хранится в ГАИ МВД России, второй - в автотранспортной организации, третий - находится во время перевозки груза у ответственного лица, а при его отсутствии - у водителя.

2.7. Принятие опасных грузов к перевозке

2.7.1. Принятие опасных грузов к перевозке и сдача их грузополучателю производится по весу, а затаренных - по количеству грузовых мест.

2.7.2. Принятие опасного груза к перевозке осуществляется автотранспортной организацией при предъявлении грузоотправителем паспорта безопасности вещества по ГОСТ Р 50587-93. "Паспорт безопасности вещества (материала).

Классы опасности. Подкласс 2.1 | Справочник логиста | TRANS.RU

2.7.3. При принятии опасных грузов к перевозке водитель должен проверить наличие на таре специальной маркировки, которая проводится в соответствии с ГОСТ 19433-88 и ДОПОГ. Расположение маркировки, характеризующей транспортную опасность на грузовой единице, даны в Приложении 7.9.

4.3. Требования, предъявляемые к средствам механизациипогрузочно - разгрузочных работ

2.9.1. Контроль за погрузочно - разгрузочными операциями опасных грузов на транспортные средства ведет ответственное лицо - представитель грузоотправителя (грузополучателя), сопровождающее груз.

2.9.2. Загрузка транспортного средства допускается до использования его полной грузоподъемности. При перевозке "особо опасных грузов" загрузка транспортного средства производится в объеме и порядке, оговоренных в специальных инструкциях, разрабатываемых организациями - изготовителями.

2.9.3. Погрузка, разгрузка и крепление опасных грузов на транспортном средстве осуществляются силами и средствами грузоотправителя (грузополучателя) с соблюдением всех мер предосторожности, не допуская толчков, ударов, чрезмерного давления на тару с применением механизмов и инструментов, не дающих при работе искр.

2.9.4. Погрузочно - разгрузочные работы с опасными грузами производятся при выключенном двигателе автомобиля, и водитель должен находиться за пределами установленной зоны погрузки - разгрузки, если это оговорено в инструкции грузоотправителя, исключением являются случаи, когда приведение в действие грузоподъемных или сливных механизмов, установленных на автомобиле, обеспечивается при работающем двигателе.

2.9.5. Погрузочно - разгрузочные операции с опасными грузами должны производиться на специально оборудованных постах. При этом может осуществляться погрузка - разгрузка не более одного транспортного средства.

2.9.6. Присутствие посторонних лиц на постах, отведенных для погрузки - разгрузки опасных грузов, не разрешается.

Классы опасности. Подкласс 2.2 | Справочник логиста | TRANS.RU

2.9.7. Запрещается производство погрузочно - разгрузочных работ с взрыво- и огнеопасными грузами во время грозы.

2.9.8. Погрузочно - разгрузочные операции с опасными грузами, осуществляемые ручным способом, должны выполняться с соблюдением всех мер личной безопасности привлекаемого к выполнению этих работ персонала.

2.9.9. Использование грузозахватных устройств погрузочно - разгрузочных механизмов, создающих опасность повреждения тары и произвольное падение груза, не допускается.

2.9.10. Перемещение бочек с опасными грузами в процессе погрузочно - разгрузочных операций и выполнения складских работ может осуществляться только по специально устроенным подкладкам, трапам и настилам.

2.9.11. Бутыли с опасными грузами, упакованные в соответствии с ГОСТ 26319-84 "Опасные грузы, поставляемые для экспорта. Упаковка" в ящиках, корзинах, барабанах или обрешетках при условии заполнения промежутков инертным прокладочным материалом, при выполнении погрузочно - разгрузочных операций должны перемещаться на специальных тележках.

Классы опасности. Подкласс 2.3 | Справочник логиста | TRANS.RU

В случае упаковки бутылей в корзины переноска их за ручки допускается только после предварительной проверки прочности ручек и дна корзины. Запрещается переносить бутыли на спине, плече или перед собой.

2.9.12. Места (посты) для погрузки, выгрузки и перегрузки опасных грузов, а также места для стоянки автомобилей выбираются с таким учетом, чтобы они были не ближе 125 метров от жилых и производственных строений, грузовых складов и не ближе 50 метров от магистральных дорог.

2.9.13. При гололеде территория постов погрузки - разгрузки опасных грузов должна быть посыпана песком.

2.9.14. Заправка автомашин, груженных горючими или взрывоопасными грузами, на АЗС общего пользования или ПАЗС производится на специально оборудованной площадке, расположенной на расстоянии не менее 25 м от территории АЗС, нефтепродуктами, полученными на АЗС в металлические канистры.

4.3.2. Подъемно - транспортное оборудование должно содержаться в полной технической исправности и отвечать требованиям противопожарной безопасности и правилам Госгортехнадзора, с подтверждением грузоподъемности кранов, лебедок и других грузоподъемных механизмов соответствующими документами, а также должны иметь надежное ограждение для предохранения грузов от падения.

4.3.3. Лебедки для подъема груза и устройства изменения вылета стрелы грузоподъемных машин, как правило, должны оборудоваться двумя тормозами, а при наличии одного тормоза нагрузка на лебедку не должна превышать 75% от ее номинальной грузоподъемности.

4.3.4. Электродвигатели, применяемые на грузоподъемных машинах, постоянно занятых на работах с опасными грузами, должны изготавливаться во взрывобезопасном исполнении.

4.3.5. Автопогрузчики и автокраны, работающие с опасными грузами 1, 2, 3, 4 и 5 классов, должны оборудоваться в соответствии требованиям раздела 4.1 настоящих Правил (кроме пунктов 4.1.6 и 4.1.9).

4.2. Требования, предъявляемые к таре и упаковке

2.12.1. Перевозка не очищенной после транспортировки опасного груза порожней тары производится в том же порядке, что и перевозка данного опасного груза, в соответствии требованиям настоящих Правил.

2.12.2. В товарно - транспортной накладной на перевозку порожней тары делается отметка красным цветом, какой опасный груз находился до этого в перевозимой таре.

2.12.3. Очистка порожней тары производится силами и средствами грузоотправителя (грузополучателя) с соблюдением мер безопасности и индивидуальной защиты.

2.12.4. Перевозка тары после ее полной очистки осуществляется на общих основаниях, как неопасный груз, при этом в товарно - транспортной накладной грузоотправителем (грузополучателем) делается отметка красным цветом "Тара очищена".

2.12.5. Работы по ремонту резервуаров и контейнеров, использующихся для перевозки опасных грузов, производятся только после анализа воздушной среды на содержание ранее перевозимых веществ (грузов).

4.2.2. Масса брутто каждого места и емкость первичной упаковки не должны превышать предельной массы и емкости, установленных в нормативной документации на опасные грузы.

Классы опасности 3 | Справочник логиста TRANS.RU

4.2.3. Упаковка опасных грузов должна соответствовать нормативной документации на продукцию, на конкретные виды (типы) тары и упаковки, а также требованиям ГОСТ 26319-84 и обеспечивать сохранность грузов при погрузке, разгрузке, транспортировании и хранении.

4.2.4. Материал, из которого изготовлены тара и прокладочные материалы, выбирается с учетом специфических свойств перевозимого груза и должен быть инертным либо иметь инертное покрытие по отношению к этому грузу.

4.2.5. Материал пластмассовой тары должен быть непроницаемым для содержимого, не поддаваться размягчению и не становиться хрупким под воздействием температур или старения.

4.2.6. Гофрированные и другие картонные ящики должны быть достаточно прочными и водоустойчивыми (сохранять при намокании механическую прочность). Перевозка опасных грузов в картонных ящиках, бывших в употреблении, запрещается.

4.2.7. Стеклянные бутыли (сосуды) должны иметь плотную закупорку и помещаться в прочные ящики, барабаны, обрешетки или быть упакованы в корзины с заполнением промежутков инертными прокладочными и поглощающими материалами. Горлышко бутыли не должно выступать за кромку обрешетки или корзины.

4.2.8. Металлическая тара, требующая герметичного закрытия, должна запаиваться или оборудоваться завинчивающимися пробками с прокладками и стопорами, иметь надписи, указывающие величины пробного давления и даты проведения последнего испытания (опробования).

Классы опасности 3 | Справочник логиста TRANS.RU

4.2.9. Баллоны для транспортировки жидкостей и газов с большим давлением паров должны отвечать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

4.2.10. Сосуды для перевозки жидкостей должны заполняться не полностью, заполнение сосудов перевозимыми жидкостями должно составлять 90% от полной их емкости (для водного аммиака и сжиженных углеводородных газов - 85%).

4.2.11. Тара (упаковка) с опасным грузом должна быть надежно закреплена в кузове автомобиля. При перевозке опасного груза в контейнерах размеры отдельных грузовых мест, порядок размещения и закрепления грузов внутри контейнера, а также другие вопросы, связанные с загрузкой и разгрузкой контейнеров, устанавливаются в соответствии с разделом 14 "Правил перевозок грузов автомобильным транспортом".

4.2.12. Помимо тары, предусмотренной настоящими Правилами, может быть использована дополнительная наружная тара, при условии, что она не противоречит требованиям, предъявляемым к таре. Когда используется такая дополнительная тара, на ней проставляются предписанные предупредительные надписи и манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-77 "Маркировка грузов".

4.2.13. Допускается совместная упаковка нескольких опасных веществ или их совместная упаковка с другими грузами, относящимися к различным классам, содержащими различные опасные вещества (таблица совместимости таких веществ представлена в приложении 7.14).

В этом случае внутренняя тара должна быть тщательно и эффективным образом отделена одна от другой в сборной таре, так как в случае аварии или разрушения внутренней тары могут произойти такие опасные реакции, как выделение опасного тепла, горение, образование смесей, чувствительных к трению или ударам, выделение воспламеняющихся или ядовитых газов.

При применении хрупкой тары и, особенно, когда эти сосуды содержат жидкости, важно избегать возможного образования опасных смесей и следует принимать в связи с этим все необходимые меры, как-то: применение достаточного количества соответствующего прокладочного материала, размещение сосудов во второй прочной таре, подразделение сборной тары на несколько секций.

4.2.14. Если растворы перечисленных в Приложении 7.3 веществ конкретно не указаны в перечне класса, к которому относятся растворенные вещества, они тем не менее должны рассматриваться как вещества, попадающие под действие настоящих Правил, если их концентрация такова, что они сохраняют опасность, присущую самим веществам;

в этом случае тара для этих растворов должна соответствовать требованиям, относящимся к классу таких веществ, причем имеется в виду, что нельзя использовать тару, которая не пригодна для перевозки жидкостей.

4.2.15. Смеси веществ, попадающих под действие настоящих Правил, с другими веществами следует рассматривать как вещества, на которые распространяются требования этих Правил, если они продолжают представлять собой опасность, присущую самому веществу, попадающему под действие Правил.

4.2.16. На каждом грузовом месте (упаковке) с опасными грузами должны быть нанесены изготовителем груза ясная маркировка, включающая знаки опасности по ГОСТ 19433-88 и ДОПОГ (Приложение 7.6) и манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-77 (Приложение 7.8).

- на упаковках, имеющих форму параллелепипеда (в том числе на контейнеры и пакеты), на боковой, торцевой и верхней поверхностях;

- на бочках - на одном из днищ и на обечайке с двух противоположных сторон;

- на мешках - в верхней части у шва с двух сторон;

- на кипах и тюках - на торцевой и боковой поверхностях.

На других видах тары знаки опасности наносятся в наиболее удобных и видимых местах.

4.2.18. Манипуляционные знаки наносятся после знаков опасности.

4.2.19. Если груз обладает более чем одним видом опасности, то на упаковку наносятся все знаки опасности, указывающие виды этих опасностей. Номер класса наносится на знаке основного вида опасности.

2.13. Ликвидация последствий аварий или инцидентов

2.13.1. Организации - грузоотправители (грузополучатели) разрабатывают планы действий в аварийной ситуации с вручением его водителю (сопровождающему) на каждую перевозку, выделяют для практической работы по ликвидации последствий аварий или инцидентов аварийные бригады и организуют с ними соответствующую подготовку.

2.13.2. В плане действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов устанавливается порядок оповещения, прибытия, действия аварийной бригады и другого обслуживающего персонала, перечень необходимого имущества и инструмента и технология их использования в процессе ликвидации последствий аварий и инцидентов.

2.13.3. В случае необходимости проведения ремонтных работ по устранению неисправностей тары с опасными грузами они осуществляются аварийной бригадой на специально отведенной для этой цели площадке (помещении), расположение которой определяется в плане мероприятий по ликвидации последствий аварий или инцидентов.

2.13.4. В случае дорожно - транспортного происшествия ответственное лицо за перевозку опасного груза руководит действиями водителя и лиц охраны (если они имеются), информирует подразделение ГАИ МВД России и при необходимости вызывает аварийную бригаду.

2.13.5. Аварийная бригада, прибывшая на место аварии или инцидента, в ходе ликвидации его последствий должна принять все меры предосторожности и индивидуальной защиты, перечисленные в аварийной карточке СИО (Приложение 7.5).

- обнаружение и удаление поврежденной тары или рассыпанного (разлитого) опасного груза;

- оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

- обеспечение в случае необходимости эвакуации водителей и обслуживающего данную перевозку персонала;

- проведение дезактивации, дезинфекции;

- обезвреживание спецодежды и средств индивидуальной защиты;

- оповещение грузоотправителя и грузополучателя о случившихся авариях или инцидентах.

3.2. Обязанности автотранспортных организаций

Классы опасности. Подкласс 4.1 | Справочник логиста TRANS.RU

3.1.1. Грузоотправитель опасных грузов при наличии договора представляет в автотранспортную организацию заявку на перевозку, а при отсутствии договора - разовый заказ на перевозку.

3.1.2. При принятии заявки автотранспортной организацией грузоотправитель должен представить товарно - транспортную накладную (4 экземпляра) и аварийную карточку системы информации об опасности (Приложение 7.

3.1.3. При подготовке опасного груза к перевозке грузоотправитель обязан: проверить целостность и исправность тары (упаковки), наличие маркировки и пломб, а также соответствие оборудования и технического оснащения погрузочно - разгрузочной площадки требованиям настоящих Правил.

3.1.4. На каждое транспортное средство (колонну транспортных средств) грузоотправитель обязан представить паспорт безопасности вещества (материала) по ГОСТ Р 50587-93.

3.1.5. При выполнении погрузочных (разгрузочных) работ средствами грузоотправителя (грузополучателя) необходимо соблюдение утвержденной в установленном порядке инструкции по технике безопасности и настоящих Правил.

3.1.6. В случае необходимости совместной перевозки различных классов опасных грузов с грузами общего назначения погрузка и закрепление их в кузове автомобиля должны производиться с учетом требований п. 2.7 настоящих Правил (Приложение 7.14).

3.1.7. Грузополучатель после окончания разгрузки опасных грузов должен очистить кузов автомобиля (контейнер) от остатков этого груза и при необходимости произвести дегазацию, дезактивацию или дезинфекцию транспортного средства (контейнера).


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть