Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Что значит обоюдное ДТП

Застрахованный водитель имеет право на возмещение ущерба по ОСАГО. Но такое право распространяется исключительно на невиновного страхователя. Значит, самым распространенным случаем считается автокатастрофа, в которой одно лицо является потерпевшим, а второе виновным.

Естественно потерпевшие должны обращаться в страховую компанию и ждать возмещения ущерба. Но иногда, оба водителя считают себя потерпевшими, а значит и в равной мере считаются виновниками. Следовательно, когда оба участника ДТП и сотрудник ГИБДД не способны установить виновность сторон, то она станет обоюдной.

Но даже здесь стоит различать степень виновности, поскольку в законе об ОСАГО и КоАП РФ подобных случаев не предусмотрено. Значит, по закону участники ДТП бывают виновны оба, но степень их причастности к происшествию разная.

Официального документа, в котором было бы прописано понятие обоюдной вины при аварии на дороге, не существует. По логике, обоюдное ДТП — это ситуация, когда в произошедшем происшествии есть та или иная степень вины обоих (или нескольких) водителей.

Двухсторонняя вина признается в следующих случаях:

  • определение чьей-либо виновности в силу каких-либо причин не представляется возможным;
  • при разборе обстоятельств дорожного инцидента отчетливо прослеживается вина каждого из водителей;
  • обе стороны аварии при оформлении европротокола письменно признают взаимную виновность.

ОСАГО подразумевает выплату пострадавшим только в том случае, если страхователь сам стал виновником ДТП. Если виновны два и более водителя, то такая вина называется обоюдной. Косвенным её подтверждением служит протокол об административном правонарушении, выписанный каждому из участников.

Однако установить степень вины в ДТП может только суд. А ДПС только фиксирует факт нарушения правил поведения на дорогах. Не является доказательством вины и извещение о ДТП, если оно заполнялось водителями, хотя отметка о виновности конкретных лиц в нем, как правило, присутствует.

Возмещение ущерба при ДТП по обоюдной вине по страховке ОСАГО

Многие считают, что если вина в совершённом ДТП лежит на обоих водителях, то каждый из них является одновременно и виновником, и потерпевшим – а потому ущерб никто никому не платит: обоюдная вина поглощается.

На самом деле это и близко не так. Вот что говорит на этот счёт п. 22 ст. 12  ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (обычно называемого просто «Закон об ОСАГО»):

  • «Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.
  • Страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшему несколькими лицами, соразмерно установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причиненного ему вреда любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред.
  • Страховщик, возместивший вред, совместно причиненный несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.
  • В случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях».
Обоюдная вина при ДТП

Схожую норму содержит и п. 2 ст. 1083 ГК РФ. Согласно её требованиям, возмещение уменьшается в том случае, если вред отчасти возник по причине грубой неосторожности самого потерпевшего. А при обоюдной вине, как уже можно было заметить, оба участника являются одновременно и потерпевшими, и виновниками причинённого вреда.

Таким образом, можно увидеть следующее:

  • Степень вины каждого из участников учитывается при расчете выплат.
  • Возмещение выплачивается только после решения суда.
  • Если судебного решения нет или если суд не смог определить степень вины, возмещение делится в соотношении 1:1 (или 1:1:1, если участвовало трое и т. д.).

А теперь посмотрим, как это выглядит практически.

Выплата 50 на 50.

Это самый распространённый вариант. Он используется как в случаях, когда до суда дело не дошло, так и тогда, когда суд приравнял друг другу степень вины обоих участников. В этом случае каждый из виновных получит лишь половину от той суммы, в которую вылился причинённый ему ущерб.

Пояснить это можно следующим примером. Допустим, в ДТП пострадали два автомобиля. Эксперт-оценщик сделал заключение, что ремонт одной машины обойдётся в 50 тысяч рублей, а другой – в 40 тысяч. Суд признал, что обоюдная вина обоих водителей равна. В этой ситуации страховые компании, с которыми были заключены договора по ОСАГО, заплатят:

  1. Первому водителю – 25 тысяч рублей.
  2. Второму – 20 тысяч.

Недостающие суммы на ремонт автовладельцам придётся изыскивать самостоятельно. Взыскать их со второй стороны не получится.

Но, предположим, разбит настолько дорогой автомобиль, что даже половина стоимости превышает размер выплат по ОСАГО. Как быть в этом случае? Здесь как раз можно обратиться в суд и взыскать недостающий размер со второго участника.

Сколько и кому выплачивает страховая компания при обоюдном ДТП, зависит от степени вины каждого из водителей, которую определяет суд. В компетенцию страховой компании (СК) не входит определение доли виновности участников аварии.

Степень вины может быть классифицирована следующим образом:

  1. Равная вина.

При таком раскладе страховые выплаты участникам инцидента осуществляются в равном процентном соотношении, т. е. 50% на 50% от нанесенного ущерба, если в дорожном происшествии участвовали 2 ТС, по 33.3% — если было 3 автомобиля и т. д. Определение равной степени виновности возможно при совокупном наличии таких условий:

  • нарушение ПДД обеими сторонами происшествия;
  • причинно-следственная связь между несоблюдением ПДД и произошедшим ДТП;
  • нарушение ПДД участниками аварии имеет приблизительно одинаковую тяжесть.

Например: водитель №1 проехал на красный свет и столкнулся с машиной водителя №2, который не имел право управлять автомобилем. Налицо нарушение ПДД со стороны обеих сторон, но причиной ДТП стало именно нарушение правил водителем №1. Следовательно, в данном случае нет обоюдной вины.

  1. Вина различной степени.

Как правило, при судебном разбирательстве суммируются все нарушения ПДД, которые были допущены и затем стали причиной аварии, отдельно по каждой стороне дорожного инцидента. Итогом становится решение о степени виновности участников ДТП в процентном соотношении.

Выплаты по ОСАГО за причиненный в результате дорожного инцидента ущерб осуществляются согласно действующему законодательству, а именно — Федеральному Закону (ФЗ) № 40-ФЗ. Ущерб, полученный при аварии, в которой виноваты оба водителя, возмещается исходя из этих же принципов.

12 статья ФЗ № 40 регламентирует основные моменты осуществления страховых выплат в результате ДТП с двухсторонней виной. Рассмотрим их подробней:

  1. при признании за участниками аварии взаимной вины, СК обязана произвести возмещение ущерба согласно степени виновности каждой из сторон инцидента;
  2. если потерпевшее ТС получило ущерб при аварии сразу от нескольких автомобилей, то сумма возмещения ущерба будет разделена между СК, где по ОСАГО застрахованы водители данных ТС (пропорционально степени вины);
  3. СК, которая провела выплату страхового возмещения, вправе выставить регрессное требование к виновнику дорожного происшествия в следующих ситуациях (ст. 14 ФЗ № 40-ФЗ):
    • в действиях виновного был умысел;
    • виновный был в состоянии какого-либо вида опьянения;
    • виновный не имел права управлять ТС, которое причинило ущерб пострадавшему или его имуществу;
    • виновный уехал с места происшествия;
    • виновный не был вписан в полис ОСАГО;
    • виновный использовал ТС вне страхового периода;
    • виновный при оформлении ДТП по европротоколу не передал СК извещение об аварии в 5-дневный срок;
    • виновный, оформивший аварию по европротоколу, начал ремонт или утилизацию своего ТС ранее 15-дневного срока с момента аварии;
    • виновный при оформлении полиса ОСАГО передал страховщику недостоверные сведения.
Все действия страховых компаний, связанные со страховыми выплатами при двухсторонней виновности водителей, должны осуществляться в соответствии с указанной статьей ФЗ. В ином же случае гражданин, независимо от степени вины, вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

Например, ДТП произошло по обоюдной вине: водитель № 1 превысил скорость, а водитель № 2 был пьян, нарушил разметку, и в результате произошла авария. Страховая виновного водителя № 2 обязана возместить потерпевшему водителю № 1 ущерб в доле, установленной судом.

Чтобы степень виновности и нанесенный ущерб при «обоюдке» были правильно оценены, чтобы правомерно и объективно была рассчитана страховая сумма возмещения, участники аварии должны четко соблюдать определенный порядок действий, который прописан в ПДД.

Водителям необходимо:

  1. Остановить автомобиль и не уезжать с места ДТП до приезда сотрудников ГИБДД.
  2. Выставить на дорожное полотно знак аварийной остановки и включить аварийные световые сигналы.
  3. При выходе из машины в темное время суток необходимо надеть куртку или жилет-накидку со светоотражающими элементами (п. 2.3.4 ПДД).
  4. Вызвать патруль ГИБДД и бригаду скорой помощи (при необходимости).
  5. Оказать первую помощь пострадавшим.
  6. Не убирать и не трогать осколки, детали от пострадавших ТС.
  7. Известить свою СК (по возможности), указав, что причиной происшествия стала двухсторонняя вина.
  8. Максимально полно зафиксировать обстоятельства аварии: выключить видеорегистратор (при наличии), чтобы в памяти устройства сохранилась запись момента ДТП и сфотографировать и (или) снять на видеокамеру телефона или иных устройств (при наличии) обстановку на месте происшествия.
  9. Опросить свидетелей, записать их показания и личные данные (при их согласии).
  10. Внимательно изучить протокол и схему дорожного происшествия, оформленные представителями ГИБДД. Если есть моменты, которые являются спорными, то это необходимо указать в протоколе, прежде чем подписывать. В протоколе должна быть отражена такая информация:
    1. Схема расположения ТС после аварии;
    2. Расстояния от точек отсчета;
    3. Описание нанесенных повреждений автомобилям участников инцидента;
    4. Описание травм, причиненных людям (при наличии);
    5. Объяснение сторон ДТП;
    6. Показания свидетелей.
  11. Детально изучить Постановление об административном правонарушении. В нем обязательно должны быть указаны конкретные статьи КоАП, которые были нарушены.

Соразмерность степени вины с выплатами

Итак, если на трассе произошла авария по обоюдной вине, то шофёр в обязательном порядке должен придерживаться следующей схемы:

  1. Он может покинуть машину, но не может ни на сантиметр сдвигать её. При этом он должен оставаться на месте произошедшего.
  2. До приезда инспекторов, владельцу авто нужно самому зафиксировать все доказательства, которые бы свидетельствовали о вине второго участника: сделать фотографии, снять видео, опросить свидетелей.
  3. Вызов инспекторов ГИБДД и оповещение своей страховой организации.
  4. Владелец авто обязательно должен проследить за тем, что инспектор записывает в составляемый протокол. Бывают случаи, когда протокол не соответствует действительности.
  5. Если водитель уверен в собственной невиновности, то ни при каких обстоятельствах он не должен брать вину за случившееся на себя.
  6. Когда будет оформлять протокол, шофёр обязан чётко проговорить все детали, добиваться того, чтобы все данные были занесены, проверять. Обязательно следить за тем, чтобы были прописаны все факты, доказывающие вину второй стороны. Возможно, ориентируясь на показания, водитель сможет добиться того, что его не признают вторым виновником аварии.
Если в ДТП имущество получило маленькие повреждения, то оптимально будет вызвать аварийного комиссара, оформить Европейский протокол и оформить все требуемые документы в страховую организацию. Даже при таком раскладе обе стороны получат свою компенсацию.

В 2018 году был установлен максимальный размер выплаты страховой при произошедшей обоюдной вине в пятьдесят тысяч. Если авария произошла по вине обоих шофёров, то каждому выплатят только половину по ОСАГО.

Ремонт машин после ДТП в случае вины обеих сторон, осуществляется в равной степени, а также соразмерно степени участия в катастрофе. Следовательно, ОСАГО выплачиваться по обоюдке будет лишь в случае доказанности факта равной причастности к происшествию.

Доказать невиновность разрешено с помощью справок и протокола составленных и заверенных на месте происшествия сотрудниками ГАИ. Еще решая вопрос об установлении степени причастности водителя к происшествию на дороге в судебном порядке, пригодятся зафиксированные фото и видеосъемка последствий автокатастрофы.

Но даже в ситуации, когда была установлена вина обоих водителей, обоюдная вина может оказаться разной.

Равная.

Такое возникает в тех случаях, когда оба участника ДТП в равной степени поспособствовали тому, чтобы произошла авария. Для установления такой степени вины необходимо:

  1. Наличие нарушений ПДД со стороны обоих водителей.
  2. Непосредственная связь допущенных нарушений с произошедшей аварией. Здесь классическим является пример с пьяным водителем, в которого врезался трезвый. Нарушил ли тот, кто употребил спиртное за рулём, Правила? Да, нарушил – и будет за это соответствующим образом наказан. Но связано ли его опьянение с произошедшей аварией? Если он двигался с установленной скоростью и не нарушал правил о манёврах – нет, он окажется невиновен в ДТП и получит полную компенсацию за повреждённую машину. В этом случае может не оказаться даже обоюдной вины.
  3. Действия водителей представляют собой нарушения Правил примерно равной тяжести.

Надо отметить, что для последнего пункта немалое значение имеет и количество нарушенных пунктов ПДД, и величина наказания за каждое нарушение, предусмотренная КоАП РФ. Такая методика спорная, однако на практике судами она применяется достаточно часто.

В этом случае на основании имеющихся материалов и – прежде всего! – заключения экспертизы судья смотрит, что конкретно нарушил каждый из водителей. Если число нарушенных пунктов и возможное административное наказание совпадают, степень вины следует признать равной.

Собственно говоря, именно равная степень вины чаще всего встречается при «обоюдке». Достаточно сложно доказать, что, к примеру, один виновен на 30%, а другой водитель – на 70%.

В каждом судебном процессе доказывание – это индивидуальный процесс, зависящий от конкретных обстоятельств дела. Однако в случае, если речь идёт о ДТП с обоюдной виной, есть несколько рекомендаций, которые пригодятся в любом случае.

Прежде всего, необходимо доказать, что нарушение Правил было совершено обеими участниками. Здесь в качестве доказательств следует использовать протоколы и справки ГИБДД, постановления, вынесенные по результатам дела.

Кроме того, нужно помнить, что суд принимает во внимание не только действия сторон, но и иные обстоятельства дела. В частности, участник процесса может, обосновывая свою позицию, сослаться на погоду в момент аварии и, как следствие, состояние дорожного полотна. Здесь как доказательство может быть использована справка из местного центра гидрометеорологии.

Наконец, следует помнить, что важны и профессиональные знания – поэтому не следует пренебрегать возможностью получить экспертное заключение: автотехническое, оценочное и т. д. Кроме самого заключения следует вызывать в суд и экспертов – особенно если у второй стороны есть возражения или дополнительные вопросы.

При этом надо учитывать, что никакие доказательства для суда заранее определённой силы не имеют – и суд исследует их все вместе, определяя степень вины по совокупности обстоятельств. В частности, даже документы из ГИБДД могут быть не приняты во внимание, если другие доказательства не подтверждают изложенные в них обстоятельства.

Для успеха в судебном заседании следует учитывать несколько рекомендаций:

  1. Доказывать обоюдную вину нужно, если сторона не согласна с позицией оппонента либо с заключением страховщика.
  2. Чтобы доказать «обоюдку», можно использовать материалы дорожной полиции, а также свидетельские показания и собранные лично аргументы (фото, видео и т. д.).
  3. Приводить иные обстоятельства дела, например, погодные условия. Если это был дождливый день, можно сослаться на состояние дорожного покрытия (придется представить справку из гидрометцентра).
  4. Желательно представить суду отчеты экспертов – о техническом состоянии авто, о размерах ущерба и т. д.

Здесь важно учитывать, что суд принимает решение, исходя из совокупности обстоятельств. Поэтому по ходу проведения процесса стороны решают, какие доказательства стоит приводить, а какие нет.

Правила дорожного движения, как и прочие законодательные акты РФ, не подразумевают юридического термина «обоюдная вина» в случае, если речь идёт о ДТП.

Действия каждого водителя рассматриваются отдельно и составляют свой состав преступления (правонарушения), что влечёт за собой определённые санкции и выплаты.

«Обоюдка» — это слово, которое используется правоохранительными органами (в частности, сотрудниками ГИБДД). Этот термин означает, что оба водителя виноваты в сложившемся происшествии.

Юридически такая ситуация означает, что каждый водитель получит свой протокол происшествия и будет проходить по отдельному делу в суде (при необходимости). Степень вины не влияет на сам факт того, будет ли признана обоюдка в том или ином случае, или нет.

Обоюдная вина может быть установлена или сотрудником ГИБДД, или же в судебном порядке, если вердикт инспектора кажется водителям незаконным. Страховая служба оспаривать акт работника дорожной службы или решение судьи не может.

Каждый протокол, который окажется на руках у обоих пострадавших водителей, обязательно должен содержать в себе информацию о том, какие именно правила дорожного движения были нарушены и какова ответственность за подобного рода нарушения. В документах словосочетание «обоюдная вина» фигурировать не будет.

Для того, чтобы поспособствовать быстрой фиксации правонарушения и правильному вынесению вердикта сотрудником ГИБДД, участникам дорожного движения, попавшим в ДТП, необходимо:

  1. После столкновения сразу же остановить машины. То, как они расположены, начиная от положения корпуса и заканчивая углом поворота колёс может помочь инспектору правильно установить вину той или иной стороны.
  2. Вызовите дорожную службу и займитесь фиксацией деталей самостоятельно. В первую очередь нужно остановить на дороге свидетелей или попросить прохожих, которые видели момент ДТП, выступить в их роли. После этого на мобильный телефон или камеру нужно сделать снимки места происшествия и обеих машин, на случай, если свою правоту придётся доказывать в суде, либо если второй виновник ДТП решит скрыться с места происшествия.
  3. Следующий шаг – уведомление страховщиков. Агент должен выехать на место происшествия после первого вызова, дабы оценить первичный ущерб и зафиксировать в своих документах факт ДТП. Таким образом вы увеличите свои шансы получить достойные выплаты.
  4. Ни в коем случае не соглашайтесь решить дело «полюбовно», без вызова инспектора ГИБДД, кроме тех случаев, когда ущерб минимален (царапина) и нет пострадавших (даже косвенно).
  5. После прибытия сотрудника дорожной службы, внимательно проследите за составлением протокола. Акцентируйте внимание на своей позиции по делу, но сделайте это вежливо и корректно. Добейтесь того, чтобы ваши пояснения были официально зафиксированы в протоколе. Привлекайте свидетелей.
Предположим, что сотрудником ГИБДД не зафиксирована обоюдная вина в ДТП. Выплата по ОСАГО в таком случае происходит только в счёт одного водителя. Что делать пострадавшей стороне?

Работники дорожной службы – не боги, и они тоже могут ошибаться. Закон предусмотрел погрешность в работе контролирующих служб, поэтому их действия можно оспорить, правда, в отличие от споров со страховой, такие дела рассматриваются уже административным судом.

Если в деле есть все признаки обоюдки, и вы можете это подтвердить доказательствами и показаниями свидетелей, но сотрудник ГИБДД оформил протокол неверно (со злым умыслом или без него), необходимо составить исковое заявление в суд.

Страховые выплаты при обоюдной вине

Выплата 50 на 50.

Отдельно нужно сказать, как платится КАСКО в том случае, если вина обоюдна. Здесь надо учитывать условия, на которых заключался страховой договор.

В том случае, если ДТП подпадает под условия страхового случая и нет оснований для отказа (например, состояния опьянения и т. д.), КАСКО будет выплачено полностью: при таком виде договора страховщик не интересуется степенью вины, он возмещает ущерб.

Но если вина водителя такова, что делает случай не страховым – он теряет право на возмещение по КАСКО. Однако это условие должно быть чётко прописано в договоре – и при необходимости его можно оспорить через суд.

Такое понятия и механизм предоставления страховых премий официально ввели с 1 сентября 2014 года.

Автомобилистам обращаться сразу же к страховщикам можно в таких случаях:

  • всех участников признали виновниками дорожно-транспортного происшествия;
  • вина сторон не установлена (не определили степень тяжкости содеянного).

Сроки выдачи денежных средств страховщиком колеблется в пределах пятнадцатидневного периода. Но при этом, документация о происшествии и запрос на выплату подаются не позднее десятидневного срока с момента происшествия.

Истечение этого периода сделает возможность получить предназначенную компенсацию незначительной.

Если же суд оказывается на стороне автомобилистов, то страховая компания производит выплату в полном размере, который предусмотрело судебное слушанье.

Также в обязательном порядке выплаты производятся в указанный срок, иначе СК получит штрафные санкции внушительных размеров.

Если виновники транспортного происшествия являются клиентами одной СК, то организация самостоятельно урегулирует финансовый вопрос между своими страхователями.

А если автомобилисты купили полиса в разных компаниях, то каждый обращается к своему страховщику.

Ранее водителя могли получить выплату как от своей СК, так и от страховщика другой стороны аварии. Но на данный момент такая практика считается неправомерной (реформа закона «Об ОСАГО» в 2014 году).

Для получения предусмотренной компенсации следует собрать пакет требуемой документации, как и при наличии виновников и потерпевших. Размер компенсации для себя вы сможете узнать лишь после судебного слушания.

Страховщик определяет сумму выплаты, руководствуясь достаточно большим количеством разнообразных факторов.

Участники дорожно-транспортного происшествия должны ранее и самостоятельно ознакомиться с этими аспектами, чтобы в дальнейшем они могли самостоятельно определить правильность вердикта страховщика, знать, когда есть объективные причины отказа по выплатам.

Закон «Об ОСАГО» регламентирует следующие весомые причины отказа по выплатам:

  • у одного из виновников нет оформленного полиса автогражданки;
  • автомобилист находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • автомобилисты или их страховщики обжаловали судебное постановление по их делу;
  • один из виновников покинул место происшествия, его личность не могут определить.

Если страховщик мотивирует свои действия абсолютно иными причинами, то есть повод сомневаться в объективности его отношения к ситуации, тогда можно обратиться к автоюристу или в суд.

Один из распространенных вопросов о происшествиях, в которых виноваты все участники: кто кому должен платить? Многие думают, что автолюбители обязаны сами решать проблему, раз каждый из них является не только потерпевшим, но и провокатором аварии.

В подобных ситуациях закон предусматривает выплаты по ОСАГО. Для их получения участникам происшествия нужно:

  • уведомить о ДТП свою страховую компанию и ближайшее отделение Госавтоинспекции;
  • попытаться собрать факты, подтверждающие, что вина другого водителя есть (или она больше), сделать фото/видео/аудиозаписи, опросить свидетелей и взять их контакты;
  • проконтролировать оформление протокола – не нужно сразу признавать себя единственным инициатором аварии, наоборот, стоит фиксировать внимание сотрудника на обстоятельствах, подтверждающих виновность другого автовладельца;
  • подавать иск в суд, если равное распределение вины не устраивает.

Иск также нужно подавать, если страховщик отказывает в компенсации. Обоюдная вина – не основание для отклонения запроса о выплате.

Равные суммы

Подобный вариант компенсации применяется, когда доказано, что оба водителя виноваты в аварии в равной степени. Признаками такой ситуации являются следующие факты:

  • несоблюдение правил каждым автолюбителем;
  • связь действий, не соответствующих ПДД, с происшествием;
  • степень тяжести каждого нарушения примерно одинаковая.
В последнем пункте учитывается количество нарушенных правил, а также суммы взысканий, установленные за каждое из них. Именно такой вариант определения обоюдной вины водителей чаще всего используется судебными органами.

Путем анализа представленных документов устанавливается, какие именно правила не были соблюдены. Если число нарушений и степень наказания за них примерно одинаковые, признается обоюдная виновность автолюбителей в равной степени.

Разные суммы

Подобный вариант применяется намного реже, только когда действительно можно доказать разную степень виновности путем изучения материалов дела.

Пример. Один автолюбитель передвигался на неисправном ТС и остановился на трассе. При этом он не включил аварийку и не поставил знак. Другой водитель ехал на скорости выше разрешенной и ударил стоящее авто, причинив вред не только машине, но и находящемуся в ней человеку.

В подобной ситуации можно установить, что:

  • оба автовладельца виновны в произошедшем – один превысил скорость, а второй нарушил правила аварийной остановки;
  • виновность первого водителя менее значительная – если бы второй двигался с положенной скоростью, он бы успел среагировать на сломанную машину даже без знака остановки.

Расчет компенсации

Итак, возмещение ущерба производится одним из двух способов.
  1. 50 на 50 – если стороны решили не составлять исковое заявление или если суд решил, что их вина одинакова. В данной ситуации каждый водитель получит вдвое меньше суммы установленного ущерба.
    Например, пострадали две машины. Эксперт оценил размер повреждений одной из них в 60 тыс. рублей, а другой – в 70 тыс. рублей. В этом случае первый водитель получить 30 тыс. рублей, а второй – 35 тыс. рублей.
  2. По степени вины. При наличии судебного постановления о неравной степени вины участников аварии СК делает выплаты, исходя из установленного Фемидой соотношения.
    Допустим, эксперт оценил размер повреждений так же, как в прошлом примере. При другом судебном решении (вина 1-го автовладельца составляет 10%, а второго – 90%) первому выплатят 54 тыс. рублей, а второму только 7 тыс. рублей.

Как и в любом другом страховом случае, СК может отказаться выплачивать компенсацию по полису. Возможность оспаривания зависит от законности действий компании.

Если страховая отказывает в выплате на законных основаниях, нужно устранить причину и вновь составить обращение. Например, дополнить пакет документов либо привести уважительные причины, почему были нарушены сроки или оставлено место происшествия.

Если получить деньги не удается, нужно:

  • направить в страховую досудебную претензию;
  • обратиться в суд.
Вопрос вины участников аварии и выплат им по страховому полису регулируется гражданским кодексом Российской Федерации.

По данному вопросу закон категоричен: страховые кампании обязаны осуществлять выплаты не по своему усмотрению, а в зависимости от степени вины того или иного субъекта.

На уровне теории эта система работает идеально, а вот на практике без решения суда установить, кто из водителей будет признан более виноватым в сложившейся ситуации, нереально. Кроме того, сами тяжбы по такого рода делам проходят достаточно сложно из-за того, что доказательной базы практически нет, и даже записи с видеорегистратора не всегда помогают.

фото 2

В любом случае стоит помнить, что и ГК, и Закон «Про ОСАГО» обязывают страховую службу выплатить компенсацию водителю, который попал в ДТП по вине другого участника дорожного движения.

Закон также обязывает инспектора ГИБДД в случае обоюдного ДТП оформить определённый пакет документов, а именно:

  1. Справка о том, что случилось дорожно-транспортное происшествие. Её обе стороны получают сразу же.
  2. Протокол ДТП. Водители имеют право на копию этого документа. Она необходим будет страховой службе, а также может пригодиться при подготовке к судебному заседанию, если возникнет необходимость.
  3. Постановление о свершённом правонарушении с аргументацией и ссылками на необходимые законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Не менее важна для закона и форма протокола. Водитель должен проконтролировать, есть ли в нём все необходимые для правильного видения дела данные.
  1. Равная вина.
  1. Равная.

В каких случаях признаётся?

В российском законодательстве термин «обоюдная вина» не закреплен. Он используется сотрудниками дорожной полиции и страховщиками, если все водители, участвовавшие в аварии, не соблюдали ПДД и были привлечены к административной ответственности путем составления протокола.

При этом следует помнить, что несоблюдение правил не всегда приводит к аварии.

  • Пример первый. Один автолюбитель проигнорировал запрещающий свет светофора и продолжил движение, в результате чего произошло ДТП. У второго участника нет страховки. Каждый из них нарушил отдельное правило. Но водитель без полиса не будет обвинен в аварии. Речь об «обоюдке» тут не идет.
  • Второй пример. Один автовладелец не уступил дорогу другому участнику дорожного движения, который, согласно ПДД, имел преимущество на данном участке. Второй же ехал с превышением скорости, ушел на встречку, проигнорировав двойную сплошную, не справился с управлением и столкнулся с машиной первого. В данной ситуации можно считать, что оба виноваты в ДТП.

Таким образом, «обоюдка» при ДТП по ОСАГО признается, если:

  • каждый из водителей допустил нарушение ПДД;
  • несоблюдение правил каждым автолюбителем привело к происшествию;
  • разбор обстоятельств аварии не позволяет понять, по чьей вине она произошла;
  • оба участника при составлении Европротокола признали свою вину.

Обоюдная вина в дорожно-транспортных происшествиях возникает в следующих случаях:

  1. Событие ДТП является следствием таких обстоятельств, при которых точно определить степень виновности участников не представляется возможным. Чаще всего это случается в зонах движения с нерегулируемыми условиями, например ДТП на парковках, стоянках и т.п.
  2. Результатом ДТП является такое стечение обстоятельств, при котором вина участников определена в точности, при этом именно их обоюдные действия стали причиной происшествия.
  3. Случаи, когда все стороны при оформлении ДТП согласились со своею обоюдной виновностью.

Как правило, речь об обоюдной вине возникает в следующих ситуациях:

  • Обстоятельства ДТП таковы, что определить, по чьей конкретно вине оно произошло, не представляется возможным. Как правило, такое бывает при малозначительных ДТП (например, задетая машина на стоянке).
  • Напротив, при административном разборе чётко видно, что именно конкретные действия каждой из сторон стали причиной аварии. Приведённый выше пример с обгоном относится именно к этой ситуации.
  • Обе стороны при оформлении по «Европротоколу» согласились, что виновны в аварии.

Кроме того, надо помнить, что даже в том случае, если есть вина обоих водителей, «обоюдки» может и не быть. Дело в том, что конкретную степень вины может определить лишь суд – и может случиться так, что:

  • Суд не смог разобраться в ситуации и по имеющимся доказательствам установить, по чьей конкретно вине произошло ДТП.
  • Оба водителя сочли ущерб малозначительным и просто не стали обращаться с исковым заявлением.

В обоих случаях получить хоть какие-то средства по ОСАГО вряд ли сможет хоть кто-то из участников ДТП.

Обоюдная вина признается, если правила нарушили минимум несколько участников и это было зафиксировано инспекторами ДПС или участники аварии признали вину добровольно и заполнили и подписали извещение.

Нарушение ПДД могло произойти по самым разным причинам, но результат один: повреждения были получены несколькими машинами одновременно.

Определить насколько каждый из участников ДТП виновен может только суд на основании изучения:

  • схемы ДТП;
  • справки;
  • извещения;
  • фотографий;
  • видеосъемки;
  • технической экспертизы.

Какую позицию может занять страховая компания

Если в ДТП отсутствуют пострадавшие, и то, у кого какая степень вины, у его участников не вызывает разногласий, они могут не вызывать сотрудников ГАИ, а воспользоваться одним из следующих путей:

  1. Самостоятельно оформить Европротокол (о порядке получения компенсации в случае оформления ДТП по Европротоколу читайте в отдельном материале).
  2. Оформить аварию в отделении ГИБДД.
  3. Не оформлять ничего в официальном порядке.
Воспользуйтесь нашим онлайн калькулятором для расчета ОСАГО онлайн - сравните цены в различных страховых компаниях. Сэкономьте от 1 498 до 3 980 руб., так как базовая ставка может отличаться на 20%. Не нужно идти в офис - вы получите страховой полис на ваш e-mail
Первый вариант не подойдет для случаев обоюдной вины, поскольку

Второй вариант имеет право на существование, однако в данном случае должны отсутствовать разногласия относительно вины, что на практике встречается нечасто.

Если же участники ДТП не планируют оформлять происшествие, поскольку каждый осознает свою вину, и уровень пострадавших при этом отсутствует, то на законных основаниях они могут просто разъехаться, и никакого наказания за это не предполагается.

Но в последнем случае важно обязательно написать расписку о том, что взаимные претензии отсутствуют. В противном случае можно оказаться виноватым в дорожно-транспортном происшествии на 100% , и за оставление места аварии утратить права.

  1. Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТПНезаконный метод – полный отказ в выплатах. В данном случае страховые службы пытаются избежать своих обязательств по договору страхования, ссылаясь на то, что не могут установить степень вины и, следственно, возмещение ущерба на данный момент невозможно. На практике такие дельцы лишь надеются на то, что они люди не станут идти с жалобой в суд. Любая судебная инстанция признает неправомочность такого рода отказа и прикажет осуществить выплаты.
  2. Спорный – попытка страховой компании сыграть на юридической малограмотности своих клиентов. В таком случае страховщики выплачивают обеим сторонам половину от суммы компенсации. Такое решение принимается из-за установившейся в некоторых регионах судебной практики, в которых подчёркивается невозможность определения степени вины в определённых делах с обоюдкой. Стоит помнить, что каждое дело по ДТП индивидуально, поэтому и от суда, и от страховой нужно требовать личного и юридически грамотного подхода к делу.
  3. Полностью законный – выплата, которая привязана к степени вины. Может произойти как без судебного разбирательства, так и с привлечением суда. При таком исходе стороны получают компенсацию, равную ущербу и своей вине.

Дело в том, что таким термином пользуются только инспектора ГИБДД или страховые компании. 

Таким термином принято называть ситуацию, когда в ДТП виновны оба ее участника.

Во время рассмотрения происшествия сотрудниками ГИБДД, каждый участник аварии получает постановление об административном правонарушении.

То есть, «обоюдной виной» или в просторечии, «обоюдкой» считается ситуация когда два водителя одновременно нарушили правила дорожного движения, в результате чего произошла чрезвычайная ситуация.

Когда речь идет об обоюдке, то не определяется ни виновник аварии, ни пострадавший.

Часто после такой аварии поврежденными остаются оба автомобиля. И поэтому становится понятным такой интерес водителей к вопросу выплаты материального ущерба при обоюдке.

В данном случае также производятся выплаты по ОСАГО (п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО). В соответствии с данным положением Закона, право на возмещение ущерба имеют оба участника происшествия. Рассчитывать на полную компенсацию ущерба не приходится, так как страховщики придерживаются порядка выплат 50 на 50.

То есть, если в аварии оба ее участника виноваты в произошедшем, каждому их них будет выплачена половина от причиненного ущерба.

Давайте рассмотрим следующий пример.

В аварии участвовало два водителя. Автомобилю первого водителя был нанесен ущерб на сумму 30 тысяч рублей, а второму – на 48 тысяч рублей. В том случае, если специалисты признают вину обоих участников ДТП, выплата ущерба будет производиться следующим образом: первый водитель получит 15 тысяч рублей, а второй – 24 тысячи рублей.

Не все водители соглашаются с таким положением дел, и это правильно. В соответствии с законодательством, степень вины каждого участника аварии не может быть одинаковой. Определить ее в период составления протокола довольно сложно, поэтому данный вопрос решается в суде.

Только суд может установить степень вины каждого лица, причастного к происшествию на дороге.

Страховые компании получают исполнительный лист, который составляется на основании постановления суда, и уже на его основании осуществляют страховые выплаты.

В соответствии с п. 2 ст. 1083 ГК РФ, выплаты должны осуществляться пропорционально степени вины каждого участника. Если суд не имеет возможности определить степень вины каждого водителя, она будет признана равной.

Часто, списывая все на свою большую занятость, суды не слишком заморачиваются по поводу определения степени вины каждого водителя. Именно поэтому, водители получают одинаковые компенсации.

В том случае, если у водителя есть опытный адвокат, он может добиться того, что выплаты составят 70, а то и 90 %. К сожалению, нанять хорошего адвоката может себе позволить не каждый.

Если оба участника получат по 50 % выплат, это уже хорошо. Потому что может возникнуть такая ситуация, когда судья не сможет определить степень виновности, или не сможет указать виновного и потерпевшего, и тогда никто из участников происшествия ничего не получит.

Соответственно с таким постановлением страховые компании откажут своим клиентам в выплате компенсации. Такое положение дел вполне устраивает страховщиков.

Обратите внимание! Если у вас будет возможность нанять профессионального адвоката, ваши шансы на выплату 50 %, а в лучшем случае, и 90 % компенсации, заметно возрастут.

В случае отказа страховщиков в выплате компенсации – подавайте заявление в суд, так как такие действия компании являются незаконными.

В целях доказать невиновность, водитель должен собрать необходимые документы и регистрационные материалы о происшествии. Попав в серьезное ДТП, где один или оба водителя покинули место катастрофы, не дождавшись сотрудников Госавтоинспекции, за подобное правонарушение последует административное наказание независимо от степени причастности в катастрофе водителя.

Избежать наказания возможно только в случае небольшого дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях владельцы машин вправе разойтись по мирному, а еще просто оформить Европротокол составив схему ДТП, а затем покинуть место происшествия не вызывая ГИБДД.

Такое часто случается на перекрестках – когда оба водителя клятвенно утверждают, что начали движение на зеленый свет, а в результате произошло столкновение.

Или другой очень распространенный случай, когда происходит наезд на неправильно припаркованное транспортное средство ночью. Казалось бы, виноваты оба – один нарушил скоростной режим в темное время суток, а другой – правила парковки.

Обстоятельства вины того или иного водителя может установить только суд, но в данном случае первый водитель, который превысил скорость движения, может быть признана виновным в ДТП, хотя и ко второму могут быть применены административные меры за неправильную парковку.

Все эти и другие подобные случаи относят к обоюдной вине, и степень виновности каждого водителя можно установить только в судебном порядке.

Если вы находитесь в сложном положении, и вам нужна помощь квалифицированного автоюриста, то вы можете обратиться за помощью, отправив запрос в конце статьи, мы поможем вам разобраться в запутанной ситуации.

  1. Равная вина.

Рассмотрим каждый из вариантов.

При оформлении автопроисшествия сотрудниками ГИБДД в протоколе обязательно прописывается, что вина обоюдна, и Постановление об административном правонарушении выписывается на каждого участника инцидента.
Иномарка

При этом прописывается, какие именно пункты ПДД были нарушены. Только при наличии указанных документов вина официально признается обоюдной. Напомним, что нарушение ПДД является административным правонарушением.

Условия, при которых это возможно сделать:

  • в аварии участвовали не более 2 ТС;
  • в аварии не пострадали люди;
  • ущерб нанесен только ТС, но не прочему имуществу физических или юридических лиц. Например, если в результате аварии с обоюдной виновностью автомобиль сбил дорожный знак, или торговую палатку около дороги, то в этом случае оформление европротокола будет недействительным;
  • все участники ДТП имеют действующий полис ОСАГО или полис «Зеленая карта» (для автомобилей с зарубежной регистрацией);
  • сумма ущерба не превышает 100 тысяч рублей (с 01.06.2018 года, ранее — 50 тысяч рублей).

В ситуации с ДТП по обоюдной вине страховые компании выплатят своим клиентам по 50% от максимальной суммы нанесенного ущерба, т. е. не больше 50 тысяч рублей, если ущерб будет оценен в 100 тысяч.

Оформление обоюдного ДТП по европротоколу при выполнении описанных выше условий является законным, ущерб подлежит компенсации страховыми компаниями в установленной законом пропорции 50/50. Оформление европротокола выполняется на бланке извещения о ДТП, который выдается СК при заключении договора обязательного автострахования и выдаче полиса ОСАГО.

Если все участники аварии признают свою вину и не предъявляют претензий к остальным, можно обойтись Европротоколом. Но важно помнить, что максимальная сумма выплаты при таком оформлении – 100 тыс. рублей.

В последнем случае будут подготовлены документы, которые нужно предоставить страховщику или суду. Это:

  • справка о ДТП – оба водителя получают по одному экземпляру;
  • протокол;
  • постановление о правонарушении – по одному экземпляру на каждого водителя (на их основании будет распределяться вина).

Какие последствия могут быть если водители покинули место ДТП по обоюдному согласию

В том случае, если вина в ДТП обоюдна, водителям нужно предпринять следующие действия:

  • Остановить машины и не трогать их с места до прибытия на место аварийных комиссаров от страховщика или сотрудников ГИБДД.
  • Самостоятельно зафиксировать как можно больше доказательств вины другой стороны. Для этого нужно сделать фотографии, найти свидетелей и записать их контактные данные, сохранить запись видеорегистратора, если он имеется и был включен, и т.д.
  • Вызвать ГИБДД и уведомить страховую компанию.
  • После прибытия на место инспектора нужно проследить, что он отражает в протоколе. Категорически не следует сразу же брать вину на себя: в итоге по результатам разбора на комиссии может получиться, что вся вина будет возложена на вас, а вторая сторона будет признана только пострадавшей. Необходимо при оформлении протокола как можно чётче проговаривать свою позицию, давать объяснения и добиваться их включения в протокол, обращать внимание инспектора на те обстоятельства, которые подтверждают вину другой стороны. При известном везении и незначительности вашего нарушения можно добиться того, что вас виновным в ДТП вообще не признают.
  • На административном разборе нужно придерживаться той же линии и подтверждать лишь то, что виноват второй водитель.
  • Если вы уверены, что вина второй стороны больше, чем ваша – нужно непременно обращаться в суд и добиваться там определения степени вины. Иначе, как было уже сказано, страховые компании выплатят обеим сторонам лишь половину суммы.

В том случае, если повреждения незначительны, люди не пострадали и спора о вине нет, можно воспользоваться «Европротоколом» и заполнить документы для страховой, вызвав лишь аварийного комиссара. Многие считают, что при таком способе оформления нельзя получить возмещение.

Однако на самом деле ничего такого в законе не сказано. Единственное, что нужно иметь в виду при оформлении по «Европротоколу» - это размер возмещения. По состоянию на 2017 год он составляет лишь 50 тысяч рублей. Следовательно, при обоюдной вине получить удастся не более 25 тысяч.

При наличии в дорожно-транспортном происшествии пострадавших или погибших виновнику будет грозить административная либо даже уголовная ответственность в зависимости от тяжести повреждений. Такие ситуации рассматривают уже суды по уголовным делам.

Конечно, за причиненный самому себе вред нести наказания не придется. Если серьезно пострадает только один водитель, то уголовное либо административное наказание полагается лишь второму виновнику участнику вне зависимости от степени его вины.

Если же пострадало лицо, которое не является виновником аварии, к примеру, пассажир, то наказание за причинение травм либо смерти по неосторожности будут нести все виноватые. При этом нужно помнить, что причиной происшествия должно быть нарушение водителем правил дорожного движения.
Обоюдная вина в ДТП – довольно неприятная ситуация, поскольку каждый виновник является одновременно и виновником, и пострадавшим, то есть, во-первых, он несет ущерб сам, а, во-вторых, отвечает за вред, нанесенный им другим, соответственно, получить выплату по ОСАГО в данном случае возможно, но она будет серьезно занижена.

Возмещение ущерба по ОСАГО при обоюдной вине в 2019 году

Каждый из участников аварии будет нести ответственность за те повреждения, которые были причинены в результате столкновения другим. Если водитель нарушил правила дорожного движения, в результате чего пострадавшему был причинен вред легкой или средней тяжести, санкция назначается по КоАП РФ.

  • принудительные работы до 3 лет с лишением прав до 3 лет;
  • тюремный срок до 4 лет с лишением прав до 3 лет.

Даже если у одного из инициаторов аварии нет страховки, вина все равно может быть признана обоюдной. Просто в таком случае тот водитель, который ездит без полиса, возместит всю сумму ущерба из своего кармана, а за второго заплатит страховая компания.

Юридическая консультация онлайн

Когда считается, что у автомобилиста нет ОСАГО:

  • полис просрочен даже на 1 день;
  • полис поддельный;
  • страховка не была приобретена.

Если случилось ДТП, водителям нужно предпринять следующие шаги:

  1. Как оформлять ДТП при «обоюдке»Остановите машины и не уходите с места аварии до прибытия сотрудников ГИБДД или аварийных комиссаров от страховщика.
  2. Самостоятельно зафиксируйте максимальное количество доказательств вины другого участника: сделайте фото, найдите свидетелей и запишите их контактные данные, сохраните запись видеорегистратора и т.д.
  3. Вызовите ГИБДД и уведомите страховую компанию.
  4. Проследите, что инспектор фиксирует в протоколе.
  5. Не берите сразу же вину на себя.
  6. При оформлении протокола чётко проговаривайте свою позицию, давайте объяснения и добивайтесь их включения в протокол. Обращайте внимание инспектора на обстоятельства, подтверждающие вину другой стороны. Возможно, что в результате разбора аварии вас вообще не признают виновным в ДТП.

В том случае, когда повреждения обоих машин незначительны, жертв и споров нет, вызывайте только аварийного комиссара, оформите «Европротокол» и заполните документы для страховой компании.

При таком способе тоже можно получить возмещение. В 2019 году максимальный его размер составляет 50 тысяч рублей. Таким образом, при обоюдной вине каждый участник ДТП получит не более 25 тысяч.

Если аварию оформляет инспектор ГИБДД, то должны быть составлены следующие документы:

  1. Справка о ДТП, которая выдаётся на руки каждому водителю.
  2. Протокол.
  3. Постановление о правонарушении с законодательной привязкой (КоАП РФ).

В протокол заносятся следующие данные:

  • расположение ТС после ДТП с включением схемы;
  • результаты замеров от контрольных точек до машин;
  • описание видимых повреждений на автомобилях;
  • объяснения участников аварии.

Оформить европротокол при обоюдной вине можно, если:

  • столкнулись не более двух машин;
  • вред причинен только двум транспортным средствам, люди и другие объекты не пострадали;
  • можно установить характер повреждений ТС.
расчеты с калькулятором и клавиатурой

Помните, что в случае составления европротокола максимальный размер компенсации составит 100 тыс. руб., а для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области лимит выше — 400 тыс. руб. Эту сумму разделят поровну, если суд не установит пропорциональное соотношение вины.

  1. Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТПАгентом службы по страхованию оценивается ущерб, который был нанесён автомобилю. Рассчитываться ущерб должен, опираясь на курс и себестоимость деталей для ремонта, актуальные на день проверки.
  2. Данные передаются в страховую службу, где ведущий юрист должен оценить степень вины каждого водителя, опираясь на протокол, выписанный инспектором ГИБДД.
  3. Вычисляются проценты выплат, которые должны зависеть от того, насколько виноват один водитель перед другим. Например, если страховщик всё же признает равную вину, тогда каждый субъект получит только 50 процентов от суммы ущерба, которую определил агент.
  4. Бумаги передаются на согласование потерпевшим сторонам. Выплаты могут производиться только по согласию обоих водителей. Если одного из них устраивает половина суммы, а другого нет, то судебные трения придётся пережить обоим.
  5. Если водители согласились с вердиктом страховой службы, то они могут получить выплату. Если же одна или несколько сторон выступили против, им необходимо обратиться в суд для того, чтобы он переоценил ситуацию и вынес свой вердикт по делу.

Любое ДТП может быть оформлено по традиционной и упрощенной схеме – Европротоколу.

По Европротоколу

Если вы видите, что задета только машина, а пострадавших в аварии нет, то вы можете предложить другим участникам заполнить извещение о ДТП, которое выдается всем страхователям. Это считается упрощенной процедурой, поскольку вызывать ДПС уже не нужно и получать справку о ДТП также.

Упрощенная процедура возможна только, если ущерб незначителен – до 100 тыс. рублей, а у других участников аварии есть полисы ОСАГО. Если дело было в столице, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской областях, выплата в рамках Европротокола может быть и в пределах обычной, а не уменьшенной страховой суммы по ст. 7 ФЗ-40 (до 400-500 тыс. рублей), но только если есть записи с камер с датчиком GPS/ГЛОНАСС.

7 статья ФЗ № 40. Страховая сумма

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей.

Подробнее о том, что является страховым случаем по ОСАГО, каков порядок действий участников и когда получать выплаты, можно узнать тут.

В извещении всегда указывается характер повреждений, все обстоятельства и схема ДТП, результаты освидетельствования на предмет опьянения, а также сведения обо всех участниках. В разделе «Примечания» обычно делается отметка о том, кто были виновником аварии. Извещение это очень подробный документ, который заполняется в двух экземплярах.

Оборотный лист подписывается тем водителем, который его заполнял. Если участников аварии было много и места для информации о них не хватило, то к извещению добавляется еще один лист. Если вина обоюдная, то на лицевой стороне фиксируется и эта важная деталь.

ВНИМАНИЕ! Если достигнуть договоренности о том, кто именно виновен не удалось, то оформление по упрощенной схеме невозможно. В этом случае участники аварии должны вызвать сотрудников ГИБДД.

С инспектором ГИБДД

Происходит по более сложной схеме. Оно требуется не только тогда, когда участники аварии вступили в спор по поводу вины, но и если в ДТП есть получившие травмы, ожоги или даже погибшие.

  1. Сразу после аварии нужно дождаться приезда сотрудника ГИБДД и оформления им факта ДТП.
  2. Составляется протокол осмотра места происшествия и постановление об административном правонарушении. Инспектор следит за тем, чтобы все следы ДТП сохранялись, и чтобы была обеспечена помощь пострадавшим.
  3. Переписываются данные и контакты участников аварии, а также берутся письменные объяснения.
  4. Обязательно составляется схема ДТП (это очень важно для определения степени вины). Аварии без жертв оформляются ДПС, а с жертвами – оперативно-следственной группой, которая всегда в этих случаях выезжает на место происшествия.
  5. В любом случае составляется справка о ДТП, которая понадобится потом для урегулирования убытков. Обычно это делается прямо на месте аварии, но по закону её можно забрать и в течение суток. Документ оформляется в соответствии с приказом МВД РФ № 154. Без предъявления справки, вы не сможете претендовать на выплату ущерба при ДТП, поэтому не стоит уезжать с места аварии не получив этот важный документ.
Стоит проконтролировать точность описания сложившейся ситуации, так как все это будет учитываться в суде и в случае ошибки возможно и ошибочное определение степени вины.

Если машина пострадала в аварии и потребуется, допустим, ремонт на 50 тыс. рублей, то страховщик заплатит с учетом процента вины своего клиента. Если он виновен наполовину, то и выплата составит 25 тыс. рублей.

Пострадавший в ДТП вправе писать заявление в любую страховую компанию из числа тех, кто выписал полисы для участников аварии (подробнее о том, как составить заявление в страховую компанию о возмещении по ОСАГО, можно узнать тут).

Учтите, что СК имеет право по ст.14 ФЗ-40 обратиться к виновникам с регрессным иском, чтобы компенсировать свои затраты. Это означает, что в течение полугода могут вызвать в суд и потребовать вернуть выплаченные потерпевшим деньги. Как показывает практика, регрессами страховщики почти никогда не пренебрегают.

Если виновники аварии решили не идти в суд для определения степени вины, то страховщики должны возместить ущерб в равных долях.

Подробнее о возмещении убытков после аварии и взыскание морального и материального ущерба с виновника ДТП можно узнать тут, а более детально о том, выплачивается ли страховка виновнику ДТП по ОСАГО, можно прочитать в этом материале.

денежные купюры

Размер ущерба по ОСАГО определяется исходя из:

  • характера повреждений;
  • размера лимита;
  • выбора процедуры урегулирования убытков (упрощенной или обычной);
  • а также степени вины каждого из участников ДТП.
К примеру, при причинении вреда здоровью будет применяться специальная таблица, где будет указано какой процент от лимита выплачивается в случае того или иного заболевания (подробнее об оценке причиненного легкого, среднего и тяжкого вреда здоровью вовремя возмещения морального ущерба при ДТП можно узнать тут, а более детально о том, как получить возмещение вредя здоровью по ОСАГО можно прочитать в этом материале).

Сумма на восстановительный ремонт автомобиля рассчитывается без учета износа. Все комплектующие требующие замены меняются только на новые, предусмотренные заводом-изготовителем или их достойные аналоги.

Только денежные выплаты возможны с учетом устаревания деталей, узлов и агрегатов. Определяет сумму выплат технический эксперт на основании формул Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт. Он же рассчитывает и показатель износа, который не может быть более 50%.

Как оформляется авария в случае вины обоих участников?

Главное правило на дороге говорит – не  бывает невиновных водителей в аварии. Один нарушает, другой – надеется на правильные действия всех водителей и не принимает мер предусмотрительности.

В связи с этим, основные рекомендации таковы:

  1. Быть внимательными.
  2. Не надеяться на то, что другие водители будут двигаться по правилам.
  3. Прежде чем совершить «правильный» маневр, необходимо убедиться, что он понятен другим участникам дорожного движения.
  4. При аварии не покидать места происшествия и совершить все предусмотренные законом действия.
  5. При несогласии с фактом или степенью вины оспаривать ее в судебном порядке.
  6. Не мириться с отказами страховщиков в выплате и добиваться ее через суд.

При возникновении спорных ситуаций на дорогах, рекомендуется обращаться к юристу или адвокату по ДДП. Не стоит, надеются на свои силы, решение споров в суде нужно доверять специалистам.

Не забудьте, если быть взаимовежливыми, то аварий на дорогах будет меньше.

Заключение

Обоюдная вина в ДТП приводит к иной процедуре урегулирования убытков по ОСАГО, чем мы привыкли. Потребуется установить степень вины каждого из участников аварии через суд, а это займет минимум несколько месяцев. В этом случае возможны споры между водителями и оспаривание результатов судебного процесса.

Без обращения в суд страховщик заплатит только половину суммы и её может не хватить для оплаты ремонта. Если вина в ДТП вообще не будет установлена, то получить возмещение по ОСАГО не удастся. Такие случаи хоть и редко, но все же случаются, например, если суд не смог принять решение о том, какова степень вины каждого из-за отсутствия справок и схем аварии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

7 (499) 938-51-93 Москва 7 (812) 467-38-65 Санкт-Петербург

Обоюдная вина в аварии – неприятная ситуация, так как каждый из участников является одновременно и потерпевшим, и виновным, то есть каждый, во-первых, сам несёт ущерб, во-вторых, должен отвечать за причинённый другим вред.

Поэтому будьте аккуратнее на дороге и никогда не нарушайте ПДД, чтобы не попасть в подобную ситуацию.

Напоследок, видео-бонус: 10 случаев жести в зоопарке. Опасность может поджидать даже там!

Обоюдная вина – это сложнодоказуемый юридический факт, но, безусловно, необходимый для правильного расчёта страховых выплат. Настаивайте на том, чтобы сотрудник ГИБДД правильно оформлял документы во время фиксирования ДТП, не забудьте получить на руки свою копию протокола и сразу же обратитесь в страховую службу, дабы не потерять время, и, при необходимости, обратиться в суд как можно раньше.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть