Разрешен ли обгон на регулируемых перекрестках в 2019 году

Как правильно выполнять обгон на перекрестке по главной дороге

Процесс обгона обязательно должен сопровождаться определенными действиями. Причем все таковые обозначены в законодательстве, в Правилах дорожного движения – которые утверждены.

Основные и наиболее существенные моменты которые нужно выделить особо:

  • п. 8.1 ПДД – перед началом осуществления процесса движения необходимо будет водителю подать соответствующие световые сигналы поворотниками либо рукой через окно – если светосигнальные устройства на авто по какой-то причине не работают;
  • при осуществлении маневра не должны создаваться аварийные ситуации, а также помехи остальным участникам дорожного движения;
  • п. 11.2 ПДД достаточно точно и подробно описывает перечень ситуаций когда процесс обгона попросту не может быть осуществлен:
    • если транспортное средство которое движется впереди уже начало объезд либо обгон, процесс перестроения либо другой маневр;
    • движущееся впереди транспортное средство осуществляет поворот по ходу движения обгоняющего;
    • следующее за водителем транспортное средство уже начало осуществлять процесс обгона.

Сам водитель по завершению обгона при перестроении на «свою» полосу не должен создавать помех. Важно помнить о необходимости осуществлять процесс обгона в соответствии с обозначенными выше правилам. В противном случае вероятно ДТП.

Очень важно следить за разметкой, а также сигналами светофора. Зачастую причиной ДТП становится не злой умысел и попытка намеренно нарушить правила дорожного движения.

А банальная невнимательность самого водителя. Не стоит садиться за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо при наличии проблем со здоровьем.

Важно отметить, что сам по себе обгон на перекрестке либо через сплошную и некоторые иные виды разметок подразумевает лишение прав.

Как следствие – лишение водительского удостоверения на более длительный срок. Аналогичным образом дела будут обстоять с употреблением наркотиков.

Мы обсудили вопрос, разрешен ли обгон на регулируемом перекрестке, но что насчет нерегулируемых? Обгон в данных зонах запрещён, если манёвр совершается на второстепенной дороге (согл. ст. 12.15).

На двухполосных дорогах обгонять транспортные средства можно, но:

  • В месте пересечения неравнозначных дорог.
  • Двигаясь по приоритетной дороге.

Когда на дороге со встречным и попутным направлениями имеются 2 и более полосы, обгон запрещён. Водитель может проводить только опережение, не выезжая на встречку.

Итак, обгон на регулируемых и нерегулируемых перекрёстках – сложный манёвр. Его следует производить, если водитель уверен, что не нарушает ПДД, не увеличивает риск аварии и полностью сосредоточен на дороге.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl Enter, чтобы сообщить нам.

Чтобы безопасно проехать перекресток и произвести на нем обгон необходимо соблюдать следующие правила:

  • перед подъездом к пересечению дорог водитель должен, ориентируясь на дорожные знаки, сигналы светофора или регулировщика, определить очередность движения и возможность совершения обгона;
  • если дорожная ситуация и действующие на перекрестке правила позволяют выполнить маневр, то необходимо включить левый указатель поворота, помогающий предупредить иных участников дорожного движения о совершении маневра;
  • следующий этап – опережение автотранспорта;
  • далее водитель обязан включить правый указатель поворота для обозначения маневра возврата в «свою» полосу движения и осуществить перестроение, не создавая помех для других транспортных средств.

«на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной».

Правило не исключает обгон на пересечениях проезжих частей, но сильно ограничивает его. Так, маневр разрешен только на нерегулируемых перекрестках при учете, что, выполняя его, Вы продолжаете движение по главной дороге. Это означает, что водитель нарушает ПДД в ситуациях, когда он обгоняет, передвигаясь по дороге:

  • второстепенной;
  • по главной, заканчивая второстепенной.

«В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог».

Важно: Если на перекрестке отсутствуют знаки приоритета, он считается равнозначным. Обгонять на пересечениях равнозначных дорог запрещено.

Перед описанием подробных правил обгона на том или ином виде перекрестка необходимо установить само понятие «Обгон».

В соответствии с пунктом 1.2 Правил движения обгоном является опережение одного или нескольких автотранспортных средств с выездом на встречную полосу движения.

В соответствии с данным определением обгон выполняется по следующей схеме:

  • водитель автомобиля показывает сигнал поворота налево перед выполнением маневра;
  • производится перестроение автомобиля на встречную полосу;
  • после указания поворота направо водитель перестраивается в ранее занимаемую полосу движения.

Если при выполнении обгона не требуется выезд на встречную полосу, то такой маневр называется опережением. К опережению предъявляются иные требования, так как данный маневр является менее опасным.

Ещё немного примеров

Т-образный перекрёсток – это слияние двух дорог в одной точке, где одной примыкает другая. Иногда такое присоединение по проекту дорожного строения осуществляется перпендикулярно, иногда под небольшим углом.

Проезд в обгон запрещен в таких местах только, если водитель движется по не главной дороге на нерегулируемом участке, а также тогда, когда перекресток является регулируемым.

Классический Т-перекресток.

Регулируемый со стоп-линией, проведенной поперечно Т-перекресток. Это значит водитель в любом случае обязан перед линией остановиться, пропустить авто, движущееся по главной.

Облагороженный зеленым газоном Т-перекресток.

Обгон запрещён при пересечении главной дороги второстепенной улицей. Такая ситуация характерна для заторов в часы пиковых периодов, когда автомобили движутся вплотную и водители часто об этом правиле забывают. Исключением становятся дороги с выделенными полосами для поворота.

Нельзя обгонять также не перекрёстке равнозначных дорог.

Ситуация характерна для второстепенных дорог небольших городов. Также это касается главных улиц небольших городов со множеством малозначимых отклонений. Любой из них равнозначен, а значит и обгон на них неправомерный.

Можно ли совершать обгон на перекрёстке
Запрет на обгон на регулируемом перекрёстке вызван отсутствием понятий главная и второстепенная дорога по известной модели. То есть правило аналогично равнозначным перекресткам.

Наказания: штраф или лишение прав

Исходя из всех нюансов, правильно выполнить обгон на пересечении проезжих частей практически невозможно. Необходимо не только учитывать все вышеупомянутые правила, но и успеть закончить маневр до начала сплошных разделительных полос.

«Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления…влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев».

Так, штраф за обгон на перекрестке в 2018 году составит 5000р либо лишение прав от 4 до 6 месяцев. В случаях, когда существует несколько вариантов наказания за нарушение правил дорожного движения, выбор в пользу одного из них делает сотрудник ГИБДД.

Лишение прав – более тяжелая форма взыскания, которая применяется при грубых или систематических нарушениях.

Важно: Лишить водительского удостоверения может только судья. Сотрудник ГИБДД таких прав не имеет, его полномочия ограничиваются передачей дела в суд.

«Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей».

Если инспектор решил дать ход Вашему делу, обратитесь за помощью к автоюристу. Судьи редко стают на сторону водителей в таких ситуациях, но с правильно построенной защитой Вы можете смягчить наказание, если не избежать его.
За несоблюдение правил обгона на различных видах перекрестков водитель автомототранспорта привлекается к административной ответственности в соответствии со статьей 12.5 КоАП (Административного Кодекса).
Штрафв размере 5 тыс. рублей
Лишение правна 4 – 6 месяцев

Вид наказания определяется сотрудником ГИБДД, который зафиксировал данный вид правонарушения. Основными принципами в определении наказания являются последствия того или иного действия водителя.

В виде штрафа в 5 тыс. рублейесли фиксация совершенного нарушения произведена автоматическими камерами
В виде лишения прав на 12 месяцевесли нарушение зафиксировано непосредственно сотрудником автоинспекции

Таким образом, каждому водителю рекомендуется строго соблюдать правила выполнения обгона на перекрестках. Не соблюдение правил может привести к негативным последствиям и гибели людей.

В 2018 году те, кто нарушил положения об обгоне на регулируемых перекрёстках, несут административную ответственность. Установлены следующие меры наказания в нарушителей:

  • Штраф в размере 5 000 рублей.
  • Либо лишение водительских прав на срок до 5 месяцев (ст. 12.15).

Причём данные меры применяются, если человек своими действиями не создал аварийную ситуацию.

При повторном нарушении права изымают на год, а если неправомерное действие зафиксировали с помощью технических средств, ещё и взимают 5 000 рублей.

В первую очередь важно понимать, что Правила дорожного движения, как и все правила техники безопасности, написаны кровью.

За каждым запретом стоят десятки человеческих жизней. И для того, чтобы уберечь других людей эти запреты закреплены законом и обеспечиваются серьезными мерами наказания.

Обгон – это маневр который изначально сопряжен с опасностью. Именно поэтому наказание за обгон довольно жесткое.

Отметим, что меры ответственности за правонарушения в области дорожного движения устанавливаются Кодексом об административных правонарушениях.

Важно отметить, что статьи которая наказывает именно за совершение обгона с нарушением правил нет. В данном случае действует норма установленная ст. 12.15 п. 4 КоАП РФ.

Поскольку обгон на регулируемом перекрестке запрещен правилами дорожного движения, то нарушителю грозит суровая ответственность.

штраф5000 р.
лишение правна 4-6 мес.
при фиксации автоматическими техническими средствами5000 р.
при остановке сотрудником ГИБДДлишение на год

Многие водители опасаются что нарушение зафиксированное камерой тоже может послужить основанием для лишения прав. Но суды на сегодня не лишают прав за нарушения, которые фиксируются в автоматическом режиме. В этом случае нарушителю грозят только штрафы.

Важно понимать, что проезд перекрестов — это маневр, который сам по себе довольно опасен. Именно поэтому стоит быть особенно внимательным к соблюдению правил при обгоне на перекрестке. Но при этом не стоит путать обгон с простым опережением.

Внимание! При совершении на перекрестке обгона сотрудники ГИБДД расценят маневр не просто как незначительную ошибку, а как грубое нарушение правил движения транспорта.

Такое нарушение приводит к назначению штрафа – 5000 рублей или автомобилист будет лишен права на управление ТС (ст.12.15 КоАП). Такой вариант наказания применяется в случаях, когда водитель не создает на дороге аварийных ситуаций.

При повторном нарушении водителя лишают права управлять автомобилями на год. Если нарушение было зафиксировано при помощи специальных технических средств, таких, как фото или видео, наказание назначается автоматически и представляет штраф в 5000 рублей по ст.12.15 КоАП.

К наказанию могут быть добавлены штрафы за совершенные заодно проступки. Невнимательному шоферу могут приписать недостаточное соблюдение дистанции, бокового интервала, сумма для уплаты в бюджет составит 1500 рублей (ст.12.15 ч.1 КоАП).

За грубые нарушения правил обгона, в том числе и на нерегулируемых перекрестках водитель может быть лишен права управления.
12.15 часть 4выезд на полосу встречного движения или трамвайные пути для совершения обгона, запрещенного знаками, разметкой или правилами
15.15 часть 5повторное совершение правонарушения, указанного в пункте 4 статьи 12.15). В данной ситуации лишить прав могут на срок до 12 месяцев
12.17 часть 2за игнорирование права преимущественного движения, имеющего автомобили со специальными сигналами

Таким образом, несоблюдение правил обгона на нерегулируемых перекрестках помимо административного наказания (штрафа и лишения прав) может привести к возникновению аварийных ситуаций, сопровождающихся не только порчей автомобиля, но и нанесением вреда жизни и здоровью людей (пассажиров, пешеходов).

Соблюдение правил, установленных Постановлением Правительства №1090, является залогом достижения максимальной безопасности при эксплуатации автомототранспортных средств.

Какое же наказание предусмотрено за несоблюдение правил выполнения обгона? В соответствии с действующей редакцией Административного Кодекса (КоАП) в качестве наказания может выступать административный штраф или лишение водительских прав на определенный срок.

Описание правонарушенияСтатья КоАПНаказание
Размер штрафа, руб.Срок лишения прав, месяцев
Нарушение требования о необходимости подачи светового сигнала перед совершением перестроения при выполнении обгона12.14 часть 1500
Обгон по обочине12.15 часть 11 500
Препятствие передвижению организованной колонны или занятие в ней места после обгона одного или нескольких ТС12.15 часть 11 500
Выезд на полосу, которая предназначается для движения во встречном направлении или трамвайные пути для выполнения обгона с нарушением правил12.15 часть 45 0004 – 6
Повторное нарушение правил по статье 12.15 часть 412.15 часть 55 000 (назначается только при фиксации правонарушения камерами слежения)12
Несоблюдение требований, которые устанавливаются дорожными знаками и/или разметкой12. 16 часть 1500
Не предоставление преимущества авто с включенными специальными сигналами12.17 часть 25001 – 3
Невыполнение требований о пропуске водителем транспорта, который относится к категории тихоходных12.15 часть 1.11 000 – 1 500
Все нарушения могут быть зафиксированы как сотрудниками Госавтоинспекции, так и установленными камерами.

В каких случаях можно совершить обгон на перекрестке по главной дороге вне населенного пункта

В городе автора есть ещё один сложный перекресток. Центральную дорогу пересекает небольшая улица. Перед съездом на главную дорогу с этой улицы по направлению к выезду из города находится железнодорожный переезд с дежурным. С другой же стороны по направлению в центр находится автозаправочная станция.

Согласно действующей редакции правил, приоритет имеют автомобили, которые выезжают на центральную магистраль с небольшой улицы по направлению из города, а также встречный поток транспорта, которые едут дальнейшим маршрутом вдоль железнодорожной ветки или в центр города.

Обгон здесь запрещён из-за наличия железнодорожного переезда и риска возникновения слепой зоны. Также на параллельной путям улице четко обозначен пешеходный переход, который является дополнительным препятствием для совершения обгона.

Прежде чем разбираться с правилами обгона на перекрестках, необходимо определить, что именно называется обгоном.

В соответствии с правилами движения обгон – это опережение движущегося впереди автомототранспортного средства с выездом на встречную полосу и обратным возвращением в занимаемую ранее полосу.

Правилами движения регулируются правила проезда перекрестком и правила совершения обгона.

В соответствии с пунктом 11.4 ПДД обгон на перекрестке можно совершить только в одной ситуации – при пересечении нерегулируемого перекрестка, если автомобильный транспорт движется по главной дороге.

Если машина двигается по главной дороге, обгон разрешён. Но такое возможно в основном только за чертой города. Но при наличии сплошной разметки перед перекрёстком пересекать её (а, значит, совершать обгон) запрещено.

Иногда главная дорога меняет своё направление в одну из сторон. Согласно п. 13.10 ПДД, водители, которые едут по приоритетным и второстепенным дорогам, должны ориентироваться на правила проезда перекрёстков с равнозначными дорогами.

Обгон на перекрёстке с несколькими пешеходными переходами

Если в зоне перекрестка, расположены один или несколько пешеходных переходов, о чем было сказано выше – запрещёны маневры опережения или объезда категорически. Водители, которые движутся в одном направлении, не имеют права так поступать.

При обгоне мозг должен реагировать с десятикратным ускорением, чего не удается добиться даже шоферам с профессиональным кодом. Приоритет отдают пешеходам, особенно тем, кто спешит на ближайшую остановку общественного транспорта.

Когда обгонять разрешено, а когда запрещено?

Итак, можно ли совершать обгон на нерегулируемом перекрестке. Правилами движения установлено, что:

  1. Обгон запрещается в следующих ситуациях:
    • автотранспорт, движущийся впереди, уже выполняет или намеревается (включил сигнал поворота) совершить обгон, то есть двойной обгон запрещен;
    • автомобиль, движущийся сзади, уже приступил к выполнению маневра;
    • автомобиль, совершающий обгон, не имеет возможности беспрепятственно (не создавая помех иным автотранспортным средства) вернуться на свою полосу движения.
  2. Обгон запрещен в следующих местах:
    • на перекрестках, являющихся регулируемыми;
    • на нерегулируемых перекрестках при движении автомототранспорта по второстепенной дороге;
    • на переездах с железнодорожными путями;
    • за 100 м до железнодорожного переезда;
    • на мостах;
    • на путепроводах;
    • на эстакадах (и под эстакадами);
    • в тоннелях;
    • в любых местах при недостаточной видимости;
    • в конце подъема на мост, эстакаду, путепровод и так далее;
    • на участках с опасными поворотами дороги.

Таким образом, обгон на нерегулируемом перекрестке запрещается правилами только в одном случае – при движении автотранспортного средства по дороге, не являющейся главной. Остальные ситуации рассмотрим более подробно.

Если автомобиль или иной вид транспорта движется по главной дороге на нерегулируемом перекрестке, обгон нельзя совершить только в следующих ситуациях:

  • при плохой видимости;
  • при наличии знака, запрещающего обгон;
  • при наличии на перекрестке сплошной линии дорожной разметки. Современные перекрестки, как правило, не имеют линий разметки, но если дорожная разметка нанесена, то обгон на нерегулируемом перекрестке по главной дороге через сплошную линию выполнять запрещено;
  • имеются какие-либо помехи для совершения беспрепятственного обгона.

Понятие «Обгон» подразумевает выезд автомототранспортного средства на встречную полосу движения. Поэтому обгон на перекрестке без регулирования осуществляется в соответствии с указанными правилами.

Обгон на перекрестке равнозначных дорог можно произвести, если:

  • зона видимости позволяет совершить данный маневр;
  • справа от автотранспорта нет помех для безопасного движения, так как пересечение равнозначных дорог производится по правилу «правой руки», то есть водитель должен уступить дорогу, любому транспортному средству, движущемуся справа;
  • не производится «двойной» обгон, запрещенный Правилами.

Без разметки

Если перекресток не оборудован дорожной разметкой, то обгон движущегося автотранспорта осуществляется в соответствии с действующими правилами.

В этой ситуации требуется руководствоваться:

  • общими правилами, разрешающими или запрещающими обгон в данной дорожной ситуации (наличие свободного пространства для маневра, зона видимости и так далее);
  • наличием/отсутствием знаков, разрешающих или запрещающих маневрирование;
  • движением по определенному виду дороги (главная или второстепенная).
Правилами не запрещается обгон при движении по дороге с односторонним движением. Возможность выполнения маневра определяется в соответствии с условиями видимости, наличием/отсутствием помех и так далее.

При движении вне пределов населенного пункта обгон на нерегулируемом перекрестке выполняется в соответствии с действующими правилами. Никаких дополнительных (разрешающих или запрещающих) аспектов не предусмотрено.

Обгон на перекрестке по главной дороге через сплошную прямо запрещается правилами дорожного движения. Стоит предварительно ознакомиться со всеми разделами ПДД прежде, чем свершать выезд на дорогу.

Дорога с железнодорожным переездом

Не менее осторожным необходимо быть при движении на трассе. Так как почти всегда процесс движения по таковой сопровождается большой скоростью.

Соответственно, ДТП во многих случаях просто смертельно. Особенно если имеет место обгон. Самые страшные ДТП имеют место как раз в случае, когда присутствует обгон и столкновение осуществляется лоб в лоб.

Именно поэтому необходимо предварительно ознакомиться со всеми нюансами, тонкостями такового маневра, как обгон.

Отдельно стоит отметить, что наказание за подобное нарушение достаточно сурово. В ряде случаев подразумевается даже лишение водительского удостоверения. Но стоит заметить, что сам процесс обгона часто путают с обычным опережением.

Сам процесс обгона характеризуется следующими действиями:

  • включение поворотника – сигнализирующего о начале осуществления маневра;
  • перестроение на полосу встречного движения;
  • после осуществления опережения автомобиль возвращается на основную свою полосу.
Причем наличие всех обозначенных выше признаков для классификации обгона строго обязательно.
Перекрёсток с пешеходными переходами

Важные моменты касательно осуществления обгона изучить водителю которые нужно будет заранее:

  • в населенном пункте;
  • вне населенного пункта;
  • на регулируемом перекрестке;
  • на нерегулируемом перекрестке.

В населенном пункте

На дорожном полотне населенного пункта каких-либо особых правил не существует. Действуют стандартные – которые допускают либо наоборот, запрещают осуществлять процесс обгона в каких-либо конкретных местах.

Важно хорошо знать правила дорожного движения. Это позволит не допустить многих проблем. В первую очередь штрафов, а также ДТП – которые влекут за собой серьезные финансовые последствия.

К основным правилам безопасного обгона можно отнести:

  • необходимо оценить скорость автомобиля, который движется впереди;
  • также важно проверить, насколько далеко находиться автомобиль на встречной полосе движения;
  • само дорожное покрытие также должно быть внимательно оценено водителем – так как на влажном, скользком велика вероятность потери управления;
  • важно адекватно оценивать динамическое возможности собственного автомобиля.

При этом в населенных пунктах, в городе нужно быть особенно внимательным при обгоне. Так как вероятность появления пешехода на дороге выше чем вне пределов населенного пункта.

Для начала необходимо определиться с тем, чем обгон отличается от опережения. Некоторые водители путают эти два понятия и зачастую не могут разобраться в том, какой именно маневр они совершают.

Обгон – это опережение транспортного средства, которое движется перед автомобилем. Но обгон всегда сопряжен с выездом на встречную полосу и последующим возвратом в свою полосу.

Перед началом обгона необходимо убедиться:

  • что разметка на дороге позволяет провести данный маневр;
  • что на полосе встречного движения нет автомобиля, который помешает проведению маневра;
  • что скоростной режим на этом участке дороги позволяет осуществить обгон.

После того как автомобиль, следующий с меньшей скоростью, остался позади, водитель обязан вернуться в свою полосу. В Правилах Дорожного движения вопрос обгона регламентирован в ст. 11

Также если водитель начал маневр обгона и увидел:

  • запрещающий знак «Обгон запрещен»;
  • удлиняющиеся полосы прерывистой разметки;
  • встречный автомобиль.

В любом из этих случаев водитель обязан сбросить скорость и вернуться в свой ряд не завершив маневр.

Проанализировав описанные ситуации, любой водитель понимает, что обгон более опасный маневр и требует человека за рулем неукоснительного соблюдения правил.

Если мы говорим именно об опережении транспортного средства, без выезда на встречку, то подобный маневр разрешен на любом перекрестке.

Штраф за обгон

Если говорить именно об обгоне, то на регулируемом перекрестке такой маневр запрещен.

Законодатель оказался весьма скуп на слова, регламентируя вопрос обгона на перекрестке. В п. 4 ст. 11 ПДД сказано что обгон запрещен на нерегулируемых перекрестках при движении по второстепенной дороге и на регулируемых перекрестках.

Но если дорога состоит из двух полос в каждом направлении и автомобиль в левом ряду обгоняет машину двигающуюся по правому, то этот маневр считается опережением. А значит он разрешен на регулируемом перекрестке.

Ответить на вопрос, разрешается ли обгонять медленно едущие впереди машины на Т-образном перекрестке, можно лишь тогда, когда водитель определит, какого именно типа таковой участок пути является.

Существует два варианта обустройства таких перекрестков:

  1. Регулируемый.
  2. Нерегулируемый.
  3. Неравнозначный.
  4. Равнозначный.

На первом всегда будут выставлены какие-то дорожные знаки, обязательно должен быть светофор. А если всего этого нет, то хотя бы нанесена регулирующая разметка на дорогу или регулярно в центре перекрестка дежурит постовой-регулировщик.

Последний метод регулирования движения служба ГАИ часто использует в местах массового и регулярного скопления участников дорожного движения.

На втором обычно нет никаких знаков или указателей, как ехать, можно ли обгонять. Водители здесь всегда смотрят по ситуации на дороге, затем только определяют, стоит ли обгонять.

При игнорировании данного правила, возникает большой риск столкновения с теми машинами, у которых имеется преимущество – они едут по главной дороге, им должны уступить дорогу водители с других дорог.

Третий и четвертый являются разновидностью скрестившихся дорог, которые сами по себе имеют разное значение приоритетности движения по ним. Неравнозначный перекрёсток имеет и главные и второстепенные пути.

Спорные моменты

До тех пор пока на перекресте работает исправный светофор он считается регулируемым.

Но в случае поломки светофора и до момента, пока его не починили или на перекресток не вышел регулировщик, данные перекресток будет считаться нерегулируемым. Значит к нему применяются уже другие нормы закона.

Несмотря на то, что по правилам можно обгонять на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге, не стоит забывать о том, что перед перекресток в большинстве случаев нанесена сплошная линия разметки. А по правилам пересекать ее запрещено.

Также светофор может мигать желтым сигналом в случае неисправности. В любом из этих случаев перекресток становится нерегулируемым.

А значит, при отсутствии запрещающих знаков и сплошной линии разметки обгон разрешен, при условии что автомобиль двигается по главной дороге в соответствии со знаками приоритета. Если знаков нет, то дороги считаются равнозначными и обгон запрещен.

Зачастую недобросовестные сотрудники ГИБДД пытаются убедить неопытных водителей в том, что если перекресток оснащен светофором, то он регулируемый.

И вот тут важно стоять на своем, поскольку п. 3 ст. 13 ПДД четко определяет в каком случае перекресток считается регулируемым.

Еще одно заблуждение касается регулируемых перекрестков. Некоторые водители убеждены, что включенный зеленый сигнал светофора приравнен к главной дороге. На деле это не так.

Также если водитель двигается через перекресток где нет знаков приоритета, то данный перекресток считается равнозначным и обгонять на нем запрещено.

Говоря о обгоне на нерегулируемом перекрестке, стоит помнить о том, что обгонять можно только двигаясь по главной дороге. Но зачастую есть перекрестки, где главная дорога идет не прямо, а поворачивает вправо или влево. Как же быть в таком случае, если нет запрещающих знаков и разметки?

Правило здесь действует довольно простое. Если главная дорога поворачивает, то оба участка главной дороги считаются равнозначными. То же правило касается второстепенных дорог.

В этом случае риск ДТП возрастает в раза, поскольку второй водитель, уверенный, что едет по главной, не ожидает обгона.

Спорные ситуации в связи с выполнением маневра «Обгон» чаще всего возникают на нерегулируемом равнозначном перекрестке.

Пересечение таких перекрестков производится в соответствии с правилом «уступи дорогу транспорту, движущемуся с правой стороны» (правило «правой руки»).

Разберем несколько ситуаций:

  1. К равнозначному нерегулируемому перекрестку приближаются два автомобиля, причем каждый из них планирует осуществить поворот налево. Приоритет в движении имеет водитель, у которого второе транспортное средство находится с левой стороны.
  2. Если равнозначный перекресток состоит не только из автодорог, но и трамвайных путей, то в первую очередь приоритет имеют трамваи, и только после этого проезд осуществляется по правилу «помеха справа».
  3. Преимущество в движении так же имеют транспортные средства, принадлежащие службам экстренной помощи (скорая помощь, пожарные автомобили и так далее), если на транспорте работает проблесковый маячок и включен соответствующий звуковой сигнал.

Не всегда ситуации с обгоном можно трактовать однозначно. Ниже рассмотрим спорные вопросы обгона на перекрестках. Как быть, если предусмотрено трехрядное движение или главная дорога после перекрестка уклоняется в сторону? Разберёмся подробнее.

Трехрядное движение

Здесь возможно несколько вариантов развития ситуации.

Дорожный знак 2.1 Главная дорога

Здесь два ряда предназначены для попутных потоков, а между второй и третьей полосами дороги проходит встречная разделительная полоса. Узнать, в каком направлении движутся автомобили помогут знаки 5.16 «Направление движения по полосам».

Обгон разрешён лишь при попутном движении автомобильных потоков. При отсутствии дорожной разметки обгон автомобилями в противоположном основному направлению движения возможен лишь после оценки безопасности маневров.

Также возможна ситуация, когда полосы условно разделены. К примеру, прямо движется только центральная полоса, а боковые предназначены для поворотов, о чем свидетельствуют стрелки на дороге. Здесь обогнать точно не получится, так как встречные или попутные автомобилисты просто не ожидают такого маневра.

Участники дорожного движения должны принимать во внимание равнозначность дорог независимо от ситуации. Таким образом обгон или опережение запрещён.

Особенностью ДТП после обгона ТС на перекрестках можно назвать следующий факт. У сотрудников ДПС не имеется однозначной позиции относительно того, кто из водителей является виновным в ДТП. На практике четкое определение оказывается затруднительным.

Не редкость, когда водитель, долгое время едущий по запретному для обгона участку за медленно движущимся автомобилем, вдруг решает его объехать и тотчас оказывается в поле зрения сотрудника ДПС, который до этого момента был совершенно незаметен.

В этом случае стараются вменить нарушение по ст. 12.15 п. 4, согласно которому шофера наказывают за то, что он выехал на полосу, которая только для встречных машин. Но к статье нет пояснений, поэтому стоит предположить, что при совершении маневра на соседнюю полосу могли выйти только колеса с одной стороны машины.

Справка! Если все же на вас составляется протокол, непременно укажите ее и в документе. Опишите, что непосредственно нарушение было допущено по завершению начатого по всем правилам маневра. Как правило, в суде такая позиция учитывается.

Запомните 3 описанные спорные ситуации при обгоне!

Есть всего три наиболее спорные ситуации, чаще всего возникающие при обгоне на регулируемых перекрёстках. Вокруг них и строится разбирательство между владельцем авто и сотрудниками ГИБДД.

Первая касается случаев, когда на перекрёстке есть возможность двигаться не в 2, а в 3 ряда. Это происходит, только если дорога обладает соответствующей шириной, благодаря чему может образоваться третий ряд, хотя он и не был предусмотрен предварительно.

Поскольку в таком случае ТС частично пересекает разделительную полосу (даже если она и стёрлась), такие действия трактуются как обгон. Если прежде в этом месте до светофора располагалась сплошная линия, водителю придётся доказать, что он не знал о первичном типе разделителя на этом участке. Иначе, ему выпишут штраф.

Вторая ситуация касается обгона, осуществляемого при езде по главной дороге, когда водитель для обгона поворачивает налево. Кажется, что это действие остаётся в рамках Правил. Однако в п. 13.10 ПДД указано, что дороги, пересекающиеся на таком перекрёстке, являются равнозначными. Значит, совершать обгон запрещено. Итог для нарушителя тот же – штраф.

Последняя ситуация – когда главная дорога изменяет траекторию с поворотом вправо. В этом случае также работает пункт ПДД, приведённый выше. Перекрёсток является равнозначным, если водитель решился провести данный маневр.

Заметив такую ситуацию, сотрудники ГИБДД чаще всего оформляют проток. Но водитель может оспорить такое нарушение, поскольку в этой зоне явно допущены ошибки или недоработки ПДД.

При наступлении первой ситуации водитель может апеллировать тем, что у него отсутствуют знания об этом участке и о наличие сплошной полосы. Плюс, ссылаться на то, что стёртость разметки не является его проблемой.

Хотя работники ГИБДД в протоколе укажут именно на нарушение с его стороны, водитель может зафиксировать в нём несогласие с таким выводом, аргументируя свою позицию. Затем административным разбирательством займутся судебные инстанции.

Последние две ситуации касаются случая, когда водитель обгоняет после выезда с главной дороги. Однако этот же маневр разрешено проводить на неравнозначных дорогах. В итоге, весомых доказательств собственной правоты не будет ни у одной стороны.

Разрешен ли обгон на т-образном перекрестке

Тип участкаПравило обгона – разрешено ли?Исключения из правил
РегулируемыйНельзяДопустимо при 2-х полосной (и более) дороге по ходу движения.
НерегулируемыйМожноПри перемещении по главной дороге
НеравнозначныйНельзя, если регулируется.
Можно, если нет знаков, светофоров, указателей и т.д.
При перемещении по главной дороге
РавнозначныйНельзя, если регулируется.
Можно, если нет знаков, светофоров, указателей и т.д.
Приоритет уступки при разъезде машин определяется методом «помеха справа»

Чтобы максимально снизить риски возникновения ДТП на Т образном перекрестке при обгоне, следует понимать, что по закону именно заезд на встречную полосу движения при объезде считается обгоном.

Двойной обгон

Если же машина объезжает медленный автотранспорт в пределах своей полосы – это называется опережением.

По главной

Учитывая, что участок скрещенных дорог может не регулироваться, автомобилисты ориентируются на следующее:

  1. Условные обозначения деления дороги на правую и левую стороны движения.
  2. Правила дорожного перемещения.
  3. Обстановка на дороге.
  4. Меняется ли главный путь своё направление сразу после перекрёстка. Если да, тогда вступает силу к руководству правило равнозначности дорог и «помехи справа» (п.13.10 ПДД).

Совершать опережение по главной дороге с заездом встречный поток и участок перекрестия нельзя, если перекресток регулируется следующими механизмами контроля:

  • светофором;
  • знаками;
  • табличками-указателями;
  • регулировщиком;
  • запрещающей разметкой.

Совершить объезд медленно движущейся машины можно в рамках своей линии езды, но только в случае, если перекрёсток не регулируется никакими способами из следующих вариантов:

  • светофорами;
  • регулировщиками;
  • запретными знаковыми установками;
  • запрещающей разметкой (сплошная – «1.1» или двойная сплошная – «1.3», линия).
Такие действия не классифицируются запрещающими. Здесь важно не создавать помеху для участников своего потока движения.

При повороте

Сотрудники автодорожной полиции ГИБДД могут оштрафовать и тогда, когда неправильно был сделан с поворотом. Особенно это касается тех водителей, что по второстепенной дороге, а затем обгоняют другие машины и сразу же сворачивают вправо или влево.

Эти действия практически всегда приводят к аварийным столкновениям, поэтому очень строго наказуемы.

Причем тут могут быть нарушено сразу нескольких правил:

  1. Неверно совершенный обгон.
  2. Пересечение сплошной линии разметки.
  3. Езда по встречной полосе потока движения.
  4. Неразрешенный выезд на главную дорогу с второстепенной.

Очень важно обратить внимание при обгоне с поворотом на такие детали:

  • скорость и присутствие транспорта на главной и второстепенной дорогах (в зависимости от того, где именно, на какой дороге находится обгоняющий);
  • наличие пешеходного перехода на пути к повороту;
  • наличие ж/д переезда или трамвайных путей на пути к повороту;
  • какие знаки на пути к перекрестку расположены;
  • какие дорожные знаки есть на самом перекрестке;
  • особенности разметки;
  • стоп-сигналы светофора (или регулировщика).

Поэтому успешность и законность обгонов на Т-перекрестке с заездом в поворот тоже зависит от типа перекрёстка.

Проделывать подобные маневры за пределами города тоже нужно внимательно, несмотря на то, что там может быть меньшей плотности движение.

Для этого могут пригодиться следующие рекомендации специалистов:

  1. Сначала следует присмотреться к перекрестку, определить, регулируемый он, или нет.
  2. После того, как водитель понял, что совершать действие можно, следует посмотреть в зеркало заднего видения, чтобы понять, не собирается ли проделывать то же самое мероприятие автомобилист сзади.
  3. Если путь свободен, тогда включается левый сигнал поворота.
  4. Совершается маневр, а сигнальные огни выключаются.
  5. После того, как в заднем зеркале будет видна обгоняемая машина, можно начинать выруливать на свою полосу.

При таком обгоне по встречной за пределами городской автодорожной инфраструктуры крайне важно отслеживать постоянно, чтобы обгоняемый водитель не создавал помех другим участникам – встречным машинам, при боковом разъезде с машинами своей полосы и т.д.

Сотрудники ДПС располагают достаточным арсеналом современных средств, чтобы суметь представить суду исчерпывающие доказательства виновности водителя.

К протоколу могут быть приложены показания свидетелей с места нарушения, а также фотографии и видеоматериалы. Если проступок автомобилиста зафиксировала дорожная камера, установленная на отдельном участке, дело автоматически передается для выставления штрафа в 5000 рублей по ст.12.15 КоАП.

Санкции

За несоблюдение правил выполнения обгона на перекрестках наступает ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях. В ряде случаев меры могут усилиться за счет отягчающих обстоятельств – любая степень опьянения, агрессивные действия или человеческие жертвы.

Базовый штраф – это 5000 рублей за выезд на встречную полосу на перекрёстке. При повторном нарушении сотрудник ГИБДД имеет право ходатайствовать о лишении прав минимум на полгода. Дополнительно может наступить ответственность за:

  • несоблюдение боковой или прямой безопасной дистанции между транспортными средствами – 1500 рублей;
  • нарушение проследования кругового перекрестка;
  • непредоставление приоритета;
  • обгон на пешеходном переходе и т. п.

Иногда наступает и уголовная ответственность. Это происходит после ДТП из-за нарушений правил обгона. В таком случае водителю грозит заключение или исправительные работы за оставление места ДТП, неоказание медицинской помощи пострадавшим, причинение вреда здоровью и даже за непредумышленное убийство, отказ от медицинского освидетельствования. К тому же, водителю грозит лишение прав на длительный срок по совокупности обвинений.

Заключение

Основные качества, которые следует развить водителю – внимательность, ответственность и собранность. Не стоит без необходимости превышать скорость и выполнять такие маневры, как обгоны ТС. Внимательное отношение к типу разметки и техническим элементам с запрещающими изображениями поможет не допускать опасных и аварийных ситуаций.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

7 (499) 938-51-93 Москва 7 (812) 467-38-65 Санкт-Петербург


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть