Установка тахографа на автобус, стоимость установки тахографов для автобусов

На какие автобусы необязательна установка записывающего устройства?

Пункт 3 постановления правительства РФ №579 от 23.07.2014 года утверждает перечень требований к ТС, которые используются для организованной перевозки детей:

  • Возраст ТС не должен превышать 10 лет с момента выпуска.
  • ТС должно быть оборудовано бортовым самописцем — тахографом.
  • Помимо тахографа на ТС должны быть установлены системы спутникового позиционирования ГЛОНАСС/GPS.

После принятия этого закона велись дискуссии о целесообразности оснащения школьных пассажирских ТС дорогостоящим оборудованием, требующим выделения дополнительных бюджетных средств (периодическая калибровка/поверка тахографа, изготовление личных карточек водителя и т.д.) Основным аргументом было то, что продолжительность перевозки редко превышает 4-5 часов.

В качестве контраргумента приводился именно «человеческий фактор». Перевозка детей практически всегда сопровождается шумом, что может спровоцировать водителя на сокращение времени в пути за счет превышения скорости либо проезда по более короткому, но не согласованному участку.

В результате на вопрос «нужно ли устанавливать тахографы на школьные автобусы» был дан однозначный положительный ответ.

Какие именно документы регламентируют оснащение техники регистрирующими устройствами? Необходимость оборудования автобусов тахографами определяется несколькими нормативными актами:

  • Федеральный закон № 196 «О безопасности дорожного движения». Ст. 20 этого закона определяет основные требования, которые выдвигаются к технике, задействованной в коммерческих грузопассажирских перевозках, в т.ч. обязательную установку бортовых самопищущих приборов на автобусы и микроавтобусы.
  • Ст. 11.23 КоАП также содержит требование, обязывающее использовать технику для коммерческой перевозки людей только при наличии исправного тахографа, конструкция которого соответствует принятым стандартам. Кроме того, в этой статье указываются размеры штрафов за езду без бортового самописца или с неисправным устройством.
  • Приказ №36 МинТранса РФ. В этом документе содержится перечень требований к конструкции тахографов, а также к порядку их установки (монтаж в сертифицированных организациях).

Кроме того, порядок оснащения транспортных средств тахографами регламентировался Приказом № 27 Министерства Транспорта РФ, но сравнительно недавно в этот документ были внесены изменения (приказ № 227, о котором будет рассказано ниже).

С 2002 по 2008 год не только в ряде европейских стран, но и в России заговорили о необходимости оснащения транспортных средств бортовыми самописцами, контролирующими соблюдение водителем режимов труда и отдыха.

В 2009 году правительством Российской Федерации было выпущено постановление под номером 720, утверждающее технический регламент о безопасности грузовых автомобилей, задействованных в коммерческих перевозках. Закон обязал оснастить специальными приборами машины, относящиеся к категориям M2, N2, M3, N3.

2010 стал годом принятия поправок и внесения изменений в постановление. Также была узаконена деятельность мастерских, обслуживающих водителей большегрузов и предлагающих свои услуги по установке, калибровке тахографов.

В 2009 году правительство обязало поставить в кабину автомобиля устройство типа ЕСТР. Однако уже на следующий год требования сменились: теперь самописец, установленный в машину, должен быть исключительно цифровым, с блоком криптозащиты.

Транспортные средства для личного использования не подлежат установке бортового самописца. Исключением являются случаи, когда автомобиль принадлежат компании и осуществляет коммерческую перевозку грузов по конкретному маршруту.

Начиная с 2015 года любой вид грузового транспорта, используемый для перевозки детских групп дошкольного и школьного возраста, должен быть оборудован тахографом. При этом является ли организация лагерем, школой или детским садом не имеет значения.

Небольшие автобусы, предназначенные для перевозки не более 13 человек и используемые организацией для регулярной транспортировки своих сотрудников, подлежат установке тахографа. Необходимость устанавливается ФЗ № 196 и №36.

Требования к эксплуатации

Со стандартами оснащения всех вышеперечисленных типов транспортных средств можно ознакомиться в законе Министерства транспорта №36, который в одном из своих положений устанавливает правила пользования бортового самописца на автобусе:

  • Прибор должен безотказно фиксировать данные о скорости транспорта и соблюдении графика работы на протяжении всего рабочего дня.

  • Тахограф должен обладать знаком одобрения международного типа и быть установлен в мастерской, допущенной к работе с тахографами.

  • На карте тахографа должны присутствовать исчерпывающие данные об организации, роде деятельности, маршруте и ответственном лице (водителе).

  • Должен быть цифровым и полностью исправным, без следов механического воздействия.

Также на момент 2016 года нормы монтажа и эксплуатации устанавливают следующие законы и положения:

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие магистральную перевозку грузов на коммерческой основе или регулярную перевозку сотрудников, должны оснащать транспортные средства бортовыми самописцами для контроля скоростного трафика и сбора данных о передвижении транспорта.

  • Положения ст. 11.23 кодекса об административных правонарушениях

Согласно данному положению, транспортное средство для грузоперевозок или транспортировок пассажиров должно быть оборудовано тахографом, обеспечивающим беспрерывную запись информации о ходе передвижения. Эксплуатация неисправного, бракованного или отключённого устройства приравнивается к нарушению.

На какие автобусы необязательна установка записывающего устройства?

  • Осуществляющие регулярные пассажирские перевозки (маршрутное такси) в городе или загородной черте.

  • Для международных перевозок, оборудованные бортовыми самописцами европейского образца.

  • Для государственного или военного предназначения, а также автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

  • Возрастом более 30 лет и не предназначенные для коммерческих перевозок.

  • Предназначенные для обучения вождению.

  • Сельскохозяйственного назначения.

  • Оснащенные тахографами старого образца.

  • Предназначенные для дорожных испытаний.

А также на технику специального назначения: строительные машины, медицинские комплексы, «дома на колёсах», телевизионные студии, бронированный транспорт, автолавки, пожарные грузовики, автобусы для ритуальных услуг и так далее.

Категории ТС, подлежащие оснащению бортовыми самописцами

Если вы всё ещё сомневаетесь, нужен ли вам тахограф, предлагаем ознакомиться с таблицей категорий транспортных средств, подлежащих обязательной установке бортового самописца:

Относятся транспортные средства, которые имеют массу до 12 тонн и используются для грузоперевозок в рамках коммерческого маршрута в городской или загородной черте.

Категория транспортных средств массой не больше пяти тонн, которые используются для перевозок более восьми пассажиров.

В случае если ваш автобус относится к одной из перечисленных категорий и не имеет уже установленного тахографа следует обратиться в специальную мастерскую.

  • Осуществляющие регулярные пассажирские перевозки (маршрутное такси) в городе или загородной черте.

  • Для международных перевозок, оборудованные бортовыми самописцами европейского образца.

  • Для государственного или военного предназначения, а также автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

  • Возрастом более 30 лет и не предназначенные для коммерческих перевозок.

  • Предназначенные для обучения вождению.

  • Сельскохозяйственного назначения.

  • Оснащенные тахографами старого образца.

  • Предназначенные для дорожных испытаний.

А также на технику специального назначения: строительные машины, медицинские комплексы, «дома на колёсах», телевизионные студии, бронированный транспорт, автолавки, пожарные грузовики, автобусы для ритуальных услуг и так далее.

Какой тахограф установить на автобус?

Выбор модели тахографа, предназначенного для оснащения транспортного средства, зависит от того, какие именно рейсы будет выполнять техника.

Для машин на любых внутрироссийских маршрутах обязательной является установка цифровых тахографов с блоком СКЗИ (криптографическим модулем). В первую очередь это такие модели как:

  • КАСБИ DT-20M
  • АТОЛ Drive 5
  • Continental VDO DTCO 3283
  • ШТРИХ-Тахо RUS и др.

Если же автобус выполняет международные рейсы, то его нужно оснащать прибором, соответствующим стандартам ЕСТР. Это:

  • Continental VDO DTCO 1381
  • Stoneridge SE 5000 и др.

Действующие нормативы обязуют оснащать бортовыми самописцами все транспортные средства, конструкция которых предусматривает 8 и более пассажирских мест. Сюда относятся автобусы категорий:

  • М2 (масса менее 5 тонн).
  • М3 (масса более 5 тонн).

Кроме того, обязательная установка тахографа на технику, которая применяется для организованной перевозки несовершеннолетних: школьные автобусы, транспортные средства детских оздоровительных лагерей, других детских учреждений и т.д.

Согласно принятому приказу Министерства транспорта РФ № 273 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами» и приказу Министерства транспорта РФ №470 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта РФ №36», в обязательном порядке с 1 июля 2014 года тахографы должны присутствовать на коммерческом транспорте, относящемся к категории M и N:

  • Пассажирские автомобили с количеством пассажиромест больше 8 и массой до 5 т (М2).
  • Пассажирские автомобили массой более 5 т (М3).
  • Школьные автомобили.

В отношении последней категории предусмотрено обязательное оснащение тахографами с модулем GPRS и системой мониторинга, позволяющей точно определить местонахождение транспорта в режиме онлайн и установить связь с водителем при необходимости.

В обязанности владельца коммерческого транспортного средства, задействованного в  пассажирских перевозках и относящегося к этим категориям, входит:

  • оборудование ТС бортовым самописцем установленного типа;
  • калибровка тахографа;
  • периодическая поверка тахографа.
  • защита тахографа от постороннего вмешательства путем его опломбирования.
Кроме того, владельцу ТС необходимо обеспечить своевременное изготовление индивидуальных карт для тахографа для всех водителей, которые будут управлять транспортными средствами, оборудованными бортовыми самописцами.

Требования к эксплуатации

Со стандартами оснащения всех вышеперечисленных типов транспортных средств можно ознакомиться в законе Министерства транспорта №36, который в одном из своих положений устанавливает правила пользования бортового самописца на автобусе:

  • Прибор должен безотказно фиксировать данные о скорости транспорта и соблюдении графика работы на протяжении всего рабочего дня.

  • Тахограф должен обладать знаком одобрения международного типа и быть установлен в мастерской, допущенной к работе с тахографами.

  • На карте тахографа должны присутствовать исчерпывающие данные об организации, роде деятельности, маршруте и ответственном лице (водителе).

  • Должен быть цифровым и полностью исправным, без следов механического воздействия.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие магистральную перевозку грузов на коммерческой основе или регулярную перевозку сотрудников, должны оснащать транспортные средства бортовыми самописцами для контроля скоростного трафика и сбора данных о передвижении транспорта.

  • Положения ст. 11.23 кодекса об административных правонарушениях

Согласно данному положению, транспортное средство для грузоперевозок или транспортировок пассажиров должно быть оборудовано тахографом, обеспечивающим беспрерывную запись информации о ходе передвижения. Эксплуатация неисправного, бракованного или отключённого устройства приравнивается к нарушению.

Требования к управлению автобусом, оснащенным тахографом, содержатся в Приказе №15 Министерства Транспорта РФ (20.08.04, с изменениями от 03.05.18), регламентирующем режим труда /отдыха водителей. Согласно этому приказу:

  • К рабочему времени относится не только время непосредственного управления автомобилям, но и время, затраченное на другие виды деятельности: подготовку к рейсу, обслуживание автомобиля, охрану груза.
  • При ежедневном учете продолжительность рабочего дня должна составлять не более 8 часов (пятидневная рабочая неделя) или 7 часов (шестидневная неделя).
  • При суммированном учете продолжительность рабочего дня может увеличиваться до 10-12 часов.
  • Первый промежуток непрерывной работы (в т.ч. вождения транспортного средства) не может превышать 4 часов (на международных маршрутах, где действуют правила ЕСТР – до 4,5 часов). Последующие промежутки времени, выделенные на вождение без перерыва, не могут превышать 2 часа каждый.
  • Минимальная продолжительность отдыха – 15 минут (меньший промежуток времени не будет зафиксирован самописцем).
  • Минимальная допустимая продолжительность отдыха между сменами — 12 часов.
Соблюдение режима труда и отдыха водителя контролируется по записям в памяти устройства. При обнаружении нарушения на водителя могут быть наложены штрафные санкции.

Тахографы на городские автобусы и технику на пригородных маршрутах

Ранее нормативная база предусматривала обязательную установку тахографов только на те автобусы, которые выполняли междугородние рейсы. Техника на пригородных маршрутах (официально утвержденных и имеющих протяжённость не более 50 км) и городские автобусы освобождались от установки бортовых регистрационных приборов.

Но с изменениями в законодательстве от 26.07.2017 года (Приказ № 227 Министерства транспорта Российской Федерации) теперь нужно оснащать тахографами и эту технику:

  • До 1 июля 2018 года самописцы должны быть установлены на автобусы и микроавтобусы, выполняющие пригородные рейсы.
  • 1 июля 2019 – граничный срок для оснащения регистрирующими устройствами всех автобусов, задействованных в регулярных пассажирских перевозках на городских маршрутах.

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26.07.2017 № 277 «О внесении изменений в приказы Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» и от 13 февраля 2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» вносит поправки в Приложение №2 Приказа Министерства Транспорта №36.

«- транспортных средств категории M2, M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112».

Также правки вносятся и в Порядкок оснащения транспортных средств тахографами (приказ Минтранса №273), а именно:

  • Транспортные средств категории M2, M3, осуществляющие пригородные регулярные перевозки должны быть оборудованы тахографами до 01 июля 2018г.
  • Для транспортных средств категории M2, M3, осуществляющих городские регулярные перевозки установлен срок установки тахографов до 1 июля 2019 года.
Что обеспечивает установка тахографа?
  • экономия ГСМ за счет уменьшения расхода топлива;
  • аккуратное вождение снижает износ транспортных средств, уменьшая расходы на их профилактику и ремонт;
  • наличие контрольного устройства делает невозможным не целевого использования транспорта водителем;
  • тахограф выполняет дисциплинирующую функцию, и в результате количество штрафов за нарушение ПДД значительно сокращается.

Кроме того, установка тахографа вместе с системами спутниковой навигации позволяет отлеживать движение автомобилей, принадлежащих предприятию,  в режиме реального времени.

Самостоятельная установка тахографа на пассажирский автомобиль или другое транспортное средство не допускается. Работы по монтажу, калибровке и пломбированию устройства должна осуществлять организация, зарегистрированная в ФБУ «Росавтотранс» и имеющая необходимые лицензии.

Риски при эксплуатации ТС без тахографа:

  • Основание для лишения лицензии.
  • Штрафные санкции за отсутствие прибора.
  • Долгосрочная задержка маршрута, включая внеплановые остановки и проверки на рейсе прямо с пассажирами.
  • Штрафные санкции за невыполнение обязательств по рейсу перед органами муниципальной власти.
  • Срыв расписания движения транспортного средства.
  • Упущенная выгода в связи с невыполнением условий договора в полной мере.

Куда обратиться для установки прибора?

Если вам необходимо оснастить автобус в Москве или Московской области в соответствии с требованиями законодательства, то обратиться можно в нашу компанию. У нас:

  • Есть все лицензии на работу с любым тахографическим оборудованием.
  • Собственный склад, исключающий необходимость заказывать устройство нужной модели и ждать доставки.
  • Опытные мастера, быстро и качественно выполняющие монтаж оборудования.
Установка тахографа "АТОЛ Drive 5"

Кроме того, установка тахографа на автобус – это еще и возможность сэкономить. Сотрудничая с нашей компанией, вы получаете гарантию на все выполненные нами работы, и при этом можете не беспокоиться о претензиях со стороны контролирующих органов.

Получить консультацию специалиста по установке тахографов Вы можете по телефону  8 (812) 900-20-81 или по бесплатному номеру 8 800 250 41 21.

5 проблем, которые решает тахограф

Перевозки пассажиров разных возрастных категорий и уникальных грузов являются трепетными процедурами, требующими большой компетенции как от водителя, так и от руководства. Требования правительства не являются формальностью, отягощающей работу транспортных компаний.

Положения законодательства несут за собой следующие цели:

  • Запись данных о превышении скоростного режима, смены маршрута и попытке взлома тахографа.

  • Дать возможность составить оптимальный и эффективный график работы и отдыха.

  • Ограничение возможности изменить направление движения или превысить скорость.

  • Расчёт заработной платы на основе сведений с устройства.

  • Снижение износа транспортного средства.

Что ждёт водителя или транспортную компанию в случае отсутствия тахографа?

Данные современных цифровых тахографов являются прямым доказательством соблюдения или нарушения скоростного режима, а также могут быть представлены в качестве весомого доказательства в проверяющих органах.

Для того чтобы получить наиболее полный ответ относительно степени наказания за отсутствие бортового самописца, следует обратить внимание на положение «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров» (Минюст № 1302). За отсутствие налагается крупный штраф как на физическое (водителя), так и на юридическое лицо (владельца транспортной компании или организации).

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что наличие тахографа на транспортном средстве не несёт за собой формальный характер, а является одним из механизмов регулирования деятельности транспортных компаний и водителей. Наличие бортового самописца даёт ответственному лицу множество преимуществ: от регулирования графика работы, до разработки оптимального маршрута передвижения

Узнать про тахографы еще больше:

Что ждёт водителя или транспортную компанию в случае отсутствия тахографа?

Согласно требованиям статьи 11.23 КоАП РФ к наказуемым деяниям относятся:

  • отсутствие на автобусе бортового регистрационного устройства;
  • езда с неисправным устройством;
  • управление техникой без индивидуальной тахографической карты.

Суммы штрафов составляют:

  • от 1 до 3 тыс. рублей для водителя;
  • до 10 тыс. рублей – для ответственного за нарушение должностного лица.
Кроме того, штраф в сумме до 3 тыс. рублей будет обязан выплатить водитель, допустивший нарушение режима труда и отдыха.

Сегодня на стадии согласования находится законопроект о внесении изменений в с ст. 11.23 КоАП РФ, расширяющий круг ответственных лиц и увеличивающий суммы штрафов. Согласно этому законопроекту:

  • За допущенное нарушение водитель может получить штраф в сумме от 3 до 5 тысяч.
  • Юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму от 20 до 50 тысяч.
  • Также в качестве санкции может применяться приостановка деятельности предприятия (на срок до 90 дней).

Анализ информации, приведённой выше, помогает разобраться, для чего нужен тахограф в автобусе. С одной стороны, наличие такого прибора дает возможность оптимизировать рабочее время водителя, снизив уровень аварийности.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть