Мультимодальные перевозки в 2019 году

Что это означает

В терминологии грузовых перевозок применение двух и более видов транспортных средств принято рассматривать как смешанный способ. Но в случае с мультимодальной схемой все обстоит не так просто.

К понятию мультимодальная перевозка грузов относят такой ее вид, когда в процессе участвуют несколько из разных видов транспорта:

  • водный;
  • воздушный;
  • железнодорожный;
  • автомобильный.

Сопутствующая перегрузка грузов, как правило, происходит в специализированных терминалах. Подрядчик, взявшийся за доставку груза, несет комплексную ответственность и взаимодействует с другими контрагентами, осуществляющими часть заказа.

С учетом возможных множественных стыковок по разным видам транспорта и пунктам перегрузки, процесс мультимодальной транспортировки – это сложный процесс организации с позиции планирования маршрута. Ведь оптимальный график с сокращением времени перегруза отражается как на сроках исполнения, так и на затратах на доставку.

Основные различия

Для упрощенного представления клиентами каждого способа транспортировки, специалисты составили структуру взаимодействия. Для мультимодальных перевозок она разделяется на следующие этапы:

  • заключение договора между заказчиком и компанией;
  • поиск оператором фирмы оптимального маршрута следования;
  • составление договора между компаниями (ЖД, морские, авиа и автотранспортные).

В данном случае клиент обращается в одну организацию, которая либо использует личный транспорт для выполнения перевозки на всех участках, либо договаривается с определенными фирмами на конкретных участках пути.

Структура интермодальной перевозки более простая, однако, все действия здесь выполняет клиент. Заказчику лично потребуется составить маршрут следования груза и договориться с определенными компаниями о передаче груза на определенном участке. Выглядит схема примерно так:

  • вы отправляете товар из одной точки по услугам организации;
  • договариваетесь о приеме груза в указанном пункте с другой фирмой;
  • получаете товар в указанной точке от последней компании.

В данном случае количество организаций варьируется от 2 и более. Мультимодальные услуги исключают необходимость постоянно искать нового оператора, что экономит ваше время и снижает риски.

Мультимодальные перевозки - что это значит

Ряд компаний в Санкт-Петербурге осуществляет перевозку ценных грузов в дальние регионы или страны морскими путями. В большинстве случаев это требует использования дополнительного транспорта, поэтому фирмы не рискуют самостоятельно подбирать маршрут и организации, доверяя дело профессионалам, которые предоставляют гарантии на груз.

Тем не менее, мультимодальные перевозки на порядок дороже, поэтому физические лица и владельцы малого бизнеса зачастую не могут позволить себе расходовать бюджет. Эффективным решением в данном случае станет самостоятельная проработка маршрута или обращение в компанию по логистике. Это также предусматривает дополнительные расходы. Правда, они меньше.

Виды грузоперевозок в зависимости от типа транспорта:

  • Автоперевозки. Используются для доставки товаров по сложной схеме, когда требуется забирать груз по пути у разных поставщиков. Только автотранспорт может беспрепятственно подъехать к грузоподъемным объектам, также забрать груз из крупногабаритного транспорта, доставить его по разным адресам и к разным получателям от одного заказчика.
  • Водным путем возможна доставка товара только при единой водной артерии между отправителем и получателем. Но, применяется она редко, так как артерии часто разные, особенно при перевозке товара с одного континента на другой.
  • Железнодорожная доставка груза осуществляется по железной дороге с перевалочным пунктом в порту, с которого от вагонов до склада товар далее доставляется автомобильным транспортом. Данный вид транспорта является самым дешевым, удобным. Подходит как для перевозки отдельных штучных товаров, так и крупногабаритных партий.
  • Авиаперевозки, приемлемы с целью доставки малогабаритных грузов и в короткие сроки.

Мультимодальные перевозки морем возможны при наличии единой водной артерии между получателем и отправителем

В чем отличия мультимодальных от интермодальных перевозок

Понятия «Интер» и «Мульти» не так легко разделить в грузовом потоке. В первом случае угадывается понятие «международный», а во втором – читается, что перевозки «комбинированные».

В то же время, оба названия прямо указывают, что перевозки легко укладываются в понятие смешанная грузовая перевозка.

Если изучить авторов по экономической литературе (к примеру, К.В. Холопов), то там понятие «Международная смешанная перевозка» дано в форме определения, при наличии двух условий:

  • применение не менее двух видов транспорта;
  • страна отправления и доставки не является одной страной.

На первый взгляд разница здесь не такая большая.

На самом деле по опыту грузовых перевозок отличия более сложные и выражаются в следующих особенностях:

  1. Содержание договора. В мультимодальной перевозке владелец груза заключает договор с оператором, осуществляющим доставку. Оператор с каждым из перевозчиков имеет договор, и остается согласовать только сроки транспортировки, перегрузки. В случае интермодальной модели заказчик напрямую связан с перевозчиками, включая организацию процесса, и взаимодействует с каждым из них. Полная ответственность лежит также на нем.
  2. Перевалка груза. Мультимодальная перевозка подразумевает не только использование разных видов транспорта, но и разную тару для груза. Интермодальная схема предполагает использование одной тары, например, контейнера, когда происходит только перевалка груза в оговоренных местах.

Каждый из видов имеет право на свое существование.

Выбор типа зависит от:

  • объемов грузов;
  • регулярности доставок;
  • удаленности региона;
  • не стоит забывать и про такую категорию, как негабаритные грузы.

В некоторых случаях формирование сборного груза удешевляет стоимость доставки. В то же время, крупные компании при больших объемах заинтересованы в скорости доставки, простоте отслеживания груза, гарантии его сохранности.

Возможные недостатки

Практика мультимодальных перевозок не демонстрирует системных сбоев в организации грузовых потоков. При этом система нормально работает как на грузах из Китая, так и на внутри региональных линиях.

Среди кратковременных сбоев выделяются:

  1. Многочисленные перегрузки. Это дает небольшой процент для повреждения или потере груза, в том числе в авариях, что легко компенсируется страхованием.
  2. Большое число посредников. Теоретически шанс вмешательства человеческого фактора увеличивается.

При необходимости совершения регулярных грузовых перевозок следует найти надежного подрядчика, выстроить проверенную схему доставки грузов. Это не только удовлетворит всех партнеров, но и позволит сократить расходы на доставку грузов.

Мультимодальные перевозки
Главной проблемой, которую отмечают специалисты, является перевалка груза в интермодальной перевозке. Чаще всего она выполняется с использованием контейнера, поэтому его редко подготавливают к смене транспортного средства.

Мультимодальные услуги предусматривают необходимость обеспечения подходящих условий для хранения товаров определенного типа на складе или во время перегрузки контейнера с сухопутного транспорта на морской. Отсутствие прямой обработки может значительно сказаться на сохранности груза.

Классификация

Все грузовые потоки грузов ввиду использования разных видов транспорта, выступают с позиции использования нескольких видов транспорта и в моно версии:

  1. Морские или водные перевозки. В редких случаях заказчик и получатель связаны одной водной артерией. В то же время, условий мультимодальности не выявляется, если доставку в порт Заказчик организовал своим транспортом.
  2. Железнодорожные мультимодальные грузовые потоки. Использование оператора, например, РЖД, является преимущественным. Вторым транспортом зачастую становится автотранспорт или водные виды. К таким перевозкам зачастую прибегают при перевозке негабаритных грузов, насыпных – зерно, уголь, лес.
  3. Авиа мультимодальные перевозки. Не имеют весомого процента на рынке. При необходимости их использования следует доверяться проверенным операторам, регулярно использующим воздушные суда. В противном случае пострадает не только цена на услугу, но возможные сокращения в сроках доставки не оправдаются. Крупные операторы не редко имеют свой автопарк, что позволяет проводить удобную и быструю перегрузку грузов.
  4. Использование автопоездов в чистом виде не часто попадает в мультимодальные. Такая схема предполагает забор груза у нескольких мелких поставщиков, с применением последующего объединения груза и доставки большегрузным транспортом. Успешным примером реализации является беспошлинная торговля в странах Европейского Союза, а также странах ЕАЭС. Хотя в последнем случае такие процессы только начинают свою практику.

Еще одним примером успешности мультимодальных перевозок стали пассажирские поездки автотранспортом. К примеру, далекий автобусный переезд редко проходит по прямому маршруту.

Нормальной стала практика пересадки пассажиров со сборных рейсов для дальнейшей поездки в Бресте, Варшаве, Ганновере и других транзитных городах. В последнее время получил развитие и транзит пассажиров в пригородном сообщении.

К примеру, собственных пассажиров авиаперевозчик доставляет на один из железнодорожных или автовокзалов в мегаполисе. Это позволяет расширить собственный рынок клиентов и географию обслуживаемых регионов.

Примеры компаний на рынке

Поиск компаний, оказывающих услуги по принципу мультимодальности, следует проводить не только среди отечественных компаний.

При выборе компании ориентируйтесь на такие простые критерии, как:

  • репутация;
  • скорость;
  • качество;
  • цена.

Иногда стоит обратить внимание на разумный баланс из приведенных показателей. Стоит разделять компании, которые имеют собственные логистические центры от логистических компаний, не занятых в транспортировке.

Также не самое хорошее решение – обращение в молодую компанию, не имеющую наработанных схем и надежных перевозчиков. В качестве примеров успешных компаний будут приведены компании с учетом нескольких критериев.

Таблица. Успешные компании на рынке мультимодальных перевозок.

Обоснованность выбора способов

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что крупные организации, имеющие обязательства перед партнерами, не могут позволить себе рисковать при перевозке товаров. Возможные проблемы при транспортировке не только приведут к потере денежных средств, но и ухудшат отношения с партнерами, а также понизят репутацию фирмы в глазах других компаний.

Пакет документов при заключении договора на транспортировку грузов

Это и есть интермодальная перевозка, весь используемый для перевозки орехов транспорт наёмный,  в процессе перемещения используется более  одного вида транспорта, все орехи шли по одному транспортному документу и организатор перевозки один,  мы.

Интермодальная перевозка (Intermodal transport) — последовательная перевозка грузов двумя или более видами транспорта в одной и той же грузовой единице или в автотранспортном средстве без перегрузки самого груза при смене вида транспорта.

В более широком смысле термин «интермодальность» применяется для описания системы транспортировки, предполагающей использование двух или более видов транспорта для перевозки одной и той же грузовой единицы или грузового автотранспортного средства в рамках комплексной транспортной цепи «от двери до двери» без погрузочно-разгрузочных операций.

(В окончательном сообщении Европейской комиссии СОМ (97) 243 термин «интермодальность» применяется для описания системы транспортировки, в рамках которой на комплексной основе используются по меньшей мере два различных вида транспорта с целью дополнения транспортной цепи «от двери до двери»).

Смешанный (комбинированный) транспорт или перевозки грузов в смешанном сообщении (Intermodal transport, combined transportation, multimodal transport) – использование при перевозке грузов (чаще всего генеральных) различных видов транспорта – морского, речного, железнодорожного, воздушного, автомобильного и обеспечение транспортировки по всей транспортной цепи.

Интермодальные перевозки представляют собой систему доставки грузов в международном сообщении (с использованием международных транспортных коридоров) по единому перевозочному документу и передачей груза с одного вида транспорта на другой в единой грузовой единице.

Основным элементом такой перевозки выступает интермодальная грузовая единица, которая допускает таможенное пломбирование на основе международных требований, исключающих доступ к грузу без срыва пломбы.

Основой современных интермодальных перевозок являются контейнеры международного стандарта ISO.Принципиально различные определения интермодальной перевозки были предложены ЮНКТАД (интермодальная перевозка — это перевозка грузов несколькими видами транспорта, в которой один из перевозчиков организует всю доставку, и в зависимости от деления ответственности за перевозку выдаются различные виды транспортных документов) и Общеевропейской конференцией министров транспорта стран ЕС (интермодальная перевозка осуществляется одним видом транспорта, но с перегрузкой опломбированного контейнера в пути следования).

В доктрине предложено более пространное определение интермодальной перевозки — это транспортно-технологическая система организации перевозок с использованием нескольких видов транспорта, при которой перевозка грузового места (груза в грузовом модуле) выполняется под ответственностью одного лица (оператора или перевозчика), по единому сквозному документу и единой сквозной ставке тарифа, по вариантам «от двери до двери» и «точно в срок», с освобождением грузоотправителя от участия в перевозочном процессе.

В принципе, интермодальная перевозка представляет собой смешанную комбинированную перевозку, но логистически организованную (предполагающую последовательно-центральную схему взаимодействия участников перевозочного процесса и высокую степень их интеграции).

В современном мире господствует концепция, что фундаментом эффективности международной торговли, экономического роста и устойчивого развития является интермодальность — интегрированное использование различных видов транспорта в одной транспортной системе.

Интермодальность определяется как неразрывное «соединение различных видов транспорта в один опыт непрерывного путешествия в ходе единого процесса сбыта и оказания услуги, воспринимаемых как единая коммерческая сделка.

Современная концепция развития европейского транспорта строится на интермодальном подходе (лозунг — «интермодальность должна стать реальностью»). Последнее заседание Комитета по транспорту и транзиту МКПП (Международного конгресса промышленников и предпринимателей), состоявшееся в сентябре 2006 г., было непосредственно посвящено вопросу развития интермодальных перевозок.

Перевозки мультимодальные
Комбинированная перевозка – смешанная перевозка, выполняемая без перегрузки груза. В этом случае груз перевозится на всём пути следования в одном и том же контейнере, съемном кузове.

Комбинированная перевозка – это интермодальная перевозка, в рамках которой большая часть рейса приходится на железные дороги, внутренний водный или морской транспорт.

Принцип мультимодальных и интермодальных перевозок един: перемещение груза осуществляется посредством комбинирования двух и более видов транспорта (авиа-ж/д, ввозным и автотранспортом). Это комбинированные способы доставки, которые используются, в основном, в международной логистике, реже — в региональной.

Мультимодальные перевозки отличает наличие единой транспортной накладной и единых тарифов при перемещении различными видами транспорта. Ответственность за груз лежит на одном перевозчике.

Перевозка относится к интермодальной, когда оформляется несколько перевозочных документов. В процессе перемещения груза участвует несколько компаний-перевозчиков,  ответственность за груз принимает на себя последовательно каждый перевозчик.

Страхование грузов при мультимодальных и интермодальных перевозках. ГЕЛАКСИ СТРАХОВАНИЕ

На грузоперевозки модального типа ставки фиксированы и устанавливаются изначально, еще перед отправкой товара. Каждый предприниматель желает сэкономить на расценках для осуществления своей деятельности, и многое зависит от логистической компании, выбранной им.

Задача компании – подобрать для каждого перевозчика грузов простой, удобный, экономичный и короткий маршрут, просчитать все возможные риски, связанные с порчей, кражей товаров. Ценные и скоропортящиеся грузы нужно доставить как можно быстрее, поэтому требуется подобрать самый короткий маршрут.

Каждый предприниматель старается воспользоваться выгодными по цене и качеству предложениями для осуществления своей деятельности. Очень важно подходить к такому делу грамотно, взвешенно, хладнокровно, просчитывать заранее все риски, возможные нюансы и задержки грузов на перевалочных пунктах по независящим причинам.

Компании, предлагающие сложные мультимодальные грузоперевозки, позиционируют себя как высокопрофессиональные, опытные и знающие организации, способные взять на себя всю ответственность за сохранность и доставку груза в надлежащем виде, строго к месту назначения.

Потребителям совершенно неважно, каким способом будет доставлен груз, важно то, чтобы до места назначения он дошел быстро и по приемлемой цене. И только специализированным компаниям, работающим в сфере транспортных услуг, известна вся глубина ответственности, возможных рисков по доставке грузов на дальние расстояния.

В случаях, когда доставить груз по упрощенной схеме и одним видом транспорта не представляется возможным, доставить груз таким способом – единственный вариант. Но он сложный, запутанный, малейшая ошибка руководителя может привести к неудачной перевозке товара. Такую ответственность взять на себя могут не многие компании.

Документальному оформлению следует уделить пристальное внимание. Это позволит не только избежать штрафных санкций, но и позволит защитить груз от ареста.Пакет документов формируется с учетом вида транспорта.

Перевозки жд

Однако основным документом является договор на перевозку груза. Этот документ не только подтверждает факт начала исполнения обязательств и законность погрузки, разгрузки груза, но и определяет сроки доставки, хранение при необходимости, и оплату.

При использовании отдельных видов транспорта также понадобятся:

  1. Железнодорожная перевозка: оформляется накладная, которая является основным документом. Первичными учетными документами в пути являются перевозочные документы: транспортная железнодорожная накладная или пассажирский билет (ст. 2, Устав железнодорожного транспорта, 10.01.2003 г., №18).
  2. Авиатранспорт:кодекс РФ от 19.03.1997 г., № 60, имеет статус Федерального закона) разграничивает понятия внутренней и международных перевозок. Оформляется накладная на груз. При необходимости оформляется договор воздушного чартера на один или несколько самолетов.
  3. Водный транспорт: с учетом международных нормативных документов, наряду с договором для сопровождения груза выдается коносамент, который имеет два экземпляра.

Пакет документов для перевозок автотранспортом определяет маршрут, характер груза.

Среди основных документов выделяют:

  1. Федеральный закон №87 (от 30.06.2003 г.) – «О транспортно-экспедиционной деятельности».
  2. Постановление Правительства №554 (от 08.11.2006 г.) – «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности».
  3. Постановление Правительства №1208 (от 30.12.2011 г.) – «Правила перевозки грузов авто…».

Дополнительно стоит доверить ознакомление с договором и пакетом документов юристу или узкому специалисту в сфере грузового транспорта.

В зависимости от типа транспорта, используемого на основном участке пути, выделяют: железнодорожные, водные (морские, речные), авиа- и автоперевозки.
  1. Автоперевозки попадают в категорию мультимодальных, когда используется сложная схема с забором груза у нескольких поставщиков мелким автотранспортом с последующей его консолидацией и дальнейшей доставкой более грузоподъемным транспортом.
    Или наоборот, когда основной путь товар проделывает в крупногабаритном транспорте, а на местах осуществляется адресная доставка разным получателям, заказчик при этом один.
    Такая схема считается одной из самых сложных. Чаще используется для экспорта продукции, например, в несколько стран ЕС, где таможенное законодательство более лояльное, чем в странах нашего региона.
    Для импорта мультимодальная автоперевозка используется редко, так как подразумевает несколько таможенных очисток. А у нас проще и дешевле растаможить сразу всю партию товара. С этой целью можно нанять своего представителя в таможне (брокера).
  2. Водные, они же контейнерные мультимодальные перевозки, в чистом виде встречаются очень редко, т.к. отправитель и получатель редко бывают связаны единой водной артерией.
    Самые популярные условия поставки товара на внешнеторговом рынке — это FOB.
    При экспорте это означает, что вы обязуетесь доставить товар в порт и осуществить погрузку на судно за свой счет, после чего ваша ответственность заканчивается, т.е. места для мультимодальности здесь просто нет.
    При импорте на условиях FOB вы заказываете и оплачиваете цену фрахта морем, портовые работы и стоимость контейнерных перевозок по ж/д или автоперевозку к месту таможенной очистки.
    Определяясь с генеральным подрядчиком, обратите внимание на стоимость именно отрезка пути от порта до таможни.
    Цена морского фрахта и погрузочно-разгрузочных работ напрямую зависит от судоходной линии и большинство операторов рынка способно предложить почти идентичные цены, ваша задача — им об этом напомнить.
    Цена же на транспортно-экспедиционное обслуживание может сильно отличаться, в зависимости от того, располагает ли генеральный перевозчик собственным автопарком тягачей.
  3. Виды мультимодальной перевозки грузов - ж.д. перевозкаМультимодальные железнодорожные перевозки подразумевают долгий путь товара по железной дороге после перевалки его в порту, доставку груза автотранспортом от склада до вагона или наоборот. Самолет с  ж.д. транспортом комбинируется в очень редких случаях.
    К мультимодальной ж.д. перевозке прибегают для транспортировки отдельных групп товаров (зерновых, насыпных, тарных и пр.) в больших индустриальных количествах с целью удешевления его конечной стоимости за счет более низкой цены ж.д. транспорта.
    При заказе такой перевозки следует уточнить у потенциального подрядчика, работает ли он непосредственно с собственниками и операторами подвижных составов, в противном случае главное достоинство мультимодальной железнодорожной перевозки, низкая цена, нивелируется дополнительными агентскими вознаграждениями.
  4. Мультимодальные авиапервозки целесообразнее заказывать у крупного оператора, работающего именно с авиатранспортом. С финансовой точки зрения применение мультимодальной авиапервозки выгодно при доставке мелкогабаритных грузов в сжатые сроки.
    Принимая решение о размещение заказа, уточняйте: агентом каких авиакомпаний является ваш будущий партнер. Если список обширный, значит у вас больше шансов на лучшую цену и оптимальный маршрут следования.
    Большой удельный вес на рынке авиаперевозок занимают крупные международные операторы, которые располагают и собственным автопарком. У них мы и рекомендуем размещать заказ на мультимодальную авиаперевозку.

Преимущества

При рассмотрении отдельных преимуществ, привлекательность мультимодальных перевозок обеспечивается за счет:

  1. Упрощения документооборота. К примеру, при необходимости доставки груза с участием нескольких посредников, документы готовит основной исполнитель, что снижает риск ошибки.
  2. Сокращения транспортных издержек. В масштабных компаниях транспортные расходы сокращаются за счет оптимизации сроков доставки, удельной составляющей на перевозки в стоимости товара.
  3. Сроков доставки. Подрядчик самостоятельно подберет маршрут с учетом сезона года, тарифных предложений.
  4. Сохранности груза. Использование преимущественно контейнеров в мультимодальных перевозках обеспечивает высокую сохранность груза. Сюда стоит отнести и налаженную работу в крупных портовых терминалах.

Интермодальные перевозки

Перевозки морские

Существуют различные трактовки понятия «интермодальные перевозки». Во многих источниках данный термин рассматривают как полный синоним «мультимодальных перевозок» и отождествляют с принятым в отечественной практике понятием «прямое смешанное сообщение».

Также распространенным является подход, согласно которому система интермодальных перевозок тождественна мультимодальной, но в отличие от последней оперирует не с грузом вообще, а с определенной укрупненной грузовой единицей (например, контейнером, контрейлером, паллетом). Таким образом, можно дать следующее понятие интермодальным перевозкам.

Интермодальная перевозка – это система организации перевозок несколькими видами транспорта, при которой доставка груза осуществляется в грузовом модуле «от двери до двери» под ответственностью одного перевозчика, по единому документу, по единой сквозной ставке.

Можно констатировать, что интермодальные перевозки – это сектор более широкого понятия мультимодальных перевозок.

Укрупненными грузовыми единицами (грузовыми модулями) при интермодальных перевозках могут быть грузовые контейнеры, трейлеры, лихтеры и др.

В зависимости от вида используемых грузовых модулей существуют различные интермодальные технологии перевозки: контейнерная, контрейлерная, лихтерная и т.п.

При создании систем интермодальных и мультимодальных перевозок должны соблюдаться следующие требования:

  • единообразный коммерческий и правовой режим;
  • комплексный подход к управлению финансовыми потоками в процессе организации перевозок;
  • координация действий всех перевозчиков, агентов, логисти¬ческих посредников, участвующих в транспортировке;
  • кооперация логистических посредников;
  • комплексное развитие инфраструктуры различ¬ных видов транспорта;
  • стандартизация грузовых модулей, подвижного состава и погрузочной техники;
  • достижение компромиссов между всеми участниками транспортно-логистического процесса;
  • формирование общего информационного пространства в рамках системы интермодальных перевозок.

Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть