Мокрый лизинг - в авиации, пример договора, для физических, юридическим лицам, воздушных судов, схема

Частные самолёты

Лизинг на закупку частного самолёта похож на ипотеку или автокредит. Основная сделка для небольшого личного или корпоративного самолёта может осуществляться следующим образом:

  1. Заёмщик предоставляет основную информацию о себе и ожидаемом самолёте кредитору.
  2. Кредитор оценивает стоимость самолёта.
  3. Кредитор выполняет поиск собственности[en] по регистрационному номеру самолёта, чтобы удостоверится, что приобретаемое имущество не обременено залогом, и узнать о наличии проблем в праве собственности. Во многих случаях полис титульного страхования защищает от каких-либо не обнаруженных дефектов в праве собственности.
  4. Затем кредитор готовит документацию для сделки:
    • Договор обеспечения[en][примечание 1], который укрепляет обеспечительный интерес[en][примечание 2] кредитора в самолёте так, что кредитор может вступить во владение им в случае неуплаты по кредиту.
    • Вексель, который делает заёмщика ответственным за любой непогашенный остаток по кредиту, не охваченный обращением взыскания на самолёт.
    • Если заёмщик считается менее кредитоспособным, оформляется поручительство от третьего лица (или из нескольких третьих лиц).
  5. При заключении сделки[en] оформляется кредитная документация, передаются денежные средства и право собственности.

Лизинг используется по причине высокой цены самолётов. Например, Boeing 737 Next Generation, используемый такими авиакомпаниями, как Southwest Airlines и Ryanair, в 2008 году оценивался в 58,5—69,5 млн долларов США[1] (хотя очень немногие авиакомпании на самом деле платят такую сумму[источник?]).

Коммерческие самолёты (которые эксплуатируют авиакомпании) приобретаются путём более сложных способов аренды и финансирования (путём получения новых займов или с привлечением заёмного капитала). Три наиболее распространённых схемы финансирования коммерческих самолётов — заём под обеспечение[en], операционный лизинг[en] и финансовый лизинг. Тем не менее, есть и другие способы оплатить самолёты[2]:

  1. Наличные[уточнить].
  2. Операционный лизинг и продажа / обратная аренда.
  3. Банковский кредит / финансовая аренда.
  4. Кредит по экспорту[примечание 3] гарантированной ссуды.
  5. Налоговый лизинг.
  6. Поддержка производителя.
  7. EETCs[en] (англ. enhanced equipment trust certificate) — доверительный (трастовый) сертификат на оборудование[примечание 4].

Эти схемы, в первую очередь, по налоговому и бухгалтерскому учётам, в частности по амортизации налоговых вычетов, процентов и эксплуатационных расходов, которые могут уменьшить налоговые обязательства для оператора, арендодателя и финансиста.

Кто предоставляет мокрый лизинг в сфере авиации

Компания «МКБ Лизинг»,  предоставляя мокрый лизинг, дает клиентам большой выбор авиационной техники и оборудования. Здесь можно взять новые и бывшие в употреблении самолеты различного назначения, оборудование для аэродромов, самолеты бизнес-класса и  вертолеты.

Компания сотрудничает как с отечественными производителями, так и с западными поставщиками транспорта.

Одна из крупнейших финансовых организаций лизинговая компания ВТБ 24 разработала программу лизинга для приобретения воздушного транспорта малых габаритов различного назначения.

Основные условия лизинга авиационной техники

Основные параметрыМКБ ЛизингВТБ 24ПроЛизингСервис
Коэффициент удорожания в год5,44%5% в год
Авансовый платеж10%30% от суммы финансирования10% от суммы
Срок договораДо 10 летДо 10 лет5-10 лет.
Сумма инвестицийОт 5 млн. рублей500тыс. – 500млн. рублейОт10 мл.рублей

Прямое кредитование

Так же, как и для частных самолётов, авиакомпания может просто взять обеспеченный или необеспеченный кредит для покупки коммерческих самолётов. В таких крупных сделках банковский консорциум[примечание 5] может коллективно обеспечить кредит для заёмщика.

В связи с тем, что стоимость коммерческих самолётов может составлять сотни миллионов долларов, большинство прямых кредитований покупок воздушных судов сопровождается обеспечительным интересом в авиации, предусматривающей возвращение самолёта в случае неуплаты.

Получить доступное частное необеспеченное финансирование на покупку самолёта сложно, если заёмщик не считается особенно кредитоспособным (например, официальный перевозчик с большим собственным капиталом и устойчивым денежным оборотом).

Тем не менее, некоторые правительства финансируют экспорт самолётов отечественного производства в рамках англ. Large Aircraft Sector Understanding (LASU). Это межштатное соглашение, предусматривающее финансирование авиационных закупок от 120 до 175 пунктов выше прайм-рейта на срок от 10 до 12 лет, а также возможность зафиксировать процентную ставку вплоть до трёх месяцев, предшествующих получению кредита.

Непосредственно владея своими самолётами, авиакомпании могут вычитать амортизационную стоимость для налогообложения или распределить амортизационные для повышения чистой прибыли. Например, в 1992 году Lufthansa установила в бухгалтерском учёте снижение стоимости самолётов в течение 12 лет, а не 10 (как ранее);

в результате снизились амортизационные расходы, что вызвало, по отчётам компании, рост прибыли на 392 млн DM. JAL сделали аналогичное регулирование в 1993 году, в результате чего прибыль компании выросла на 29,6 млн иен[4].

С другой стороны, до появления коммерческого лизинга воздушных судов в 1980-х годах компании, имеющие самолёты в частной собственности, были очень уязвимы к колебаниям рынка из-за необходимости брать на себя высокие кредиты на приобретение нового оборудования;

Преимущества

Плюсы  лизинга авиационного транспорта:

  1. Договор действует по всей территории России.
  2. Арендовать можно новый и бывший в употреблении воздушный транспорт.
  3. Индивидуальный график погашения суммы лизинговых платежей.
  4. Минимальный авансовый взнос.
  5. При подаче заявки на оформления требуется только два документа: финансовый отчет предприятия о доходах и расходах и копия бухгалтерского отчета.
  6. Страхование на высоком уровне у передовых страховых компаниях.
  7. Предоставление персонального менеджера для консультации и помощи при оформлении лизинга.
  8. Возвратный лизинг оборудования и авиатранспорта.
  9. Регуляция и контроль финансов предприятия.

Операционный лизинг

Лизинговые компании, производители и авиакомпании применяют несколько различных схем поставки авиационной техники в лизинг. Основными из них являются две: лизинг операционный и финансовый.

Коммерческая авиация часто арендуется через компании Commercial aircraft sales and leasing (CASL), две самые крупные из которых International Lease Finance Corporation (ILFC) и GE Capital Aviation Services (GECAS).

Операционный лизинг, как правило, краткосрочный (продолжительностью менее 10 лет), что делает его привлекательным, когда самолёт необходим для запуска проекта (предприятия) или для пробного расширения официального перевозчика.

Короткий срок операционного лизинга также защищает самолёты от износа, а это важный фактор во многих странах из-за часто меняющихся законов относительно шума и экологии. В некоторых странах, где авиакомпании могут быть признаны менее кредитоспособными (например, страны бывшего Советского Союза), операционный лизинг может быть единственным способом приобретения самолёта для авиакомпании[6].

При операционном лизинге авиационная техника амортизируется за время аренды не полностью и по истечении его срока может быть вновь сдана в аренду или возвращена арендодателю. С другой стороны, остаточная стоимость самолёта в конце срока аренды является важным фактором для владельца[7].

Собственник может потребовать, чтобы возвращённый самолёт прошёл техническое обслуживание оборудования по состоянию (например, C-check), как оно было предоставлено с тем, чтобы ускорить передачу следующему оператору.

В России срок поставки самолётов в операционный лизинг составляет, как правило, не более семи, иногда десяти лет. Базовые финансовые условия операционного лизинга предусматривают ежемесячную оплату заказчиком лизинговых платежей, размер которых устанавливается в зависимости от срока лизинга. После завершения срока лизинга воздушное судно возвращается лизингодателю.

Компетенция развития к 2020 году

Для полноценной конкурентоспособности отечественных лизинговых компаний требуется соблюдение таких пунктов:

  1. Создание зарубежных представительных компаний с полноценными функциями западных лизинговых предприятий.
  2. Модернизация отечественных моделей самолетов.
  3. Обеспечение поддержки государства в увеличении объемов экспорта отечественного авиационного оборудования и транспорта.
  • Отмена пошлин на имущество. В настоящее время налог на имущество отменен только для российского авиатранспорта.
  • Расширение субсидий для владельцев самолетов не только для финансовой аренды, как это практикуется сейчас, но и для операционного вида лизинга.
  • Предоставление гарантий на сумму, которая остается по истечению срока действия лизингового договора для увеличения продаж самолетов российских производителей
  1. Формирование тесного сотрудничества между ведущими лизинговыми компаниями.
  2. Совершенствование схем операционного лизинга в частности для самолетов отечественного производства.
  3. Вывод отрасли авиационного лизинга на международный уровень и создание конкурентоспособных программ.

Финансовый лизинг

Финансовый лизинг, известный также как «капитальный лизинг», является долгосрочным соглашением, в котором оператор приближается к эффективному «владению» самолётом. Он является более сложной сделкой в которой лизингодатель, обычно компания специального назначения (SPV) или товарищество, покупает самолёт через сочетание залога и финансирования путём выпуска новых акций, а затем сдаёт его в аренду оператору.

По американским и британским правилам бухгалтерского учёта финансовый лизинг, как правило, определяется как тот, в котором арендодатель получает практически все права собственности, или в котором приведённая стоимость минимальных арендных платежей в течение всего срока аренды превышает 90 % от рыночной стоимости самолёта.

Если лизинг устанавливается как финансовый лизинг, то он должен учитываться в качестве актива компании, в отличие от операционного лизинга, который влияет только на движение денежных средств компании[14].

Финансовый лизинг привлекателен для лизингополучателя, так как он может заявлять об амортизационных отчислениях в течение эксплуатационного срока службы самолёта, которые компенсируют налогообложение прибыли от аренды, и сбавляют проценты, выплачиваемые тем кредиторам, которые финансировали покупку.

Существуют различные формы финансового лизинга:

  • Доверительный трастовый сертификат (ETC)[en]: наиболее часто используется в Северной Америке. Кредитный инвестор покупает самолёт, а затем сдаёт его в лизинг оператору, при условии, что авиакомпания получит право собственности после полного исполнения договора лизинга. ETC размывает грань между лизингом и кредитованием под обеспечением[примечание 8], и в своих последних формах начали напоминать секьюритизационные договоренности.
  • Продлеваемый операционный лизинг (EOL). Хотя и напоминает финансовый лизинг, лизингополучатель обычно имеет возможность расторгнуть договор лизинга на определённых этапах (например, раз в три года); таким образом, лизинг можно также представить в качестве операционного лизинга. EOL квалифицируется как операционный лизинг, зависящий от времени прекращения прав и правил бухгалтерского учёта, применяемых в компании[15].
  • Американский кредитный лизинг: используется иностранными авиакомпаниями импортерами самолётов из Соединённых Штатов. В лизинге US, Корпорации внешней торговли (FSC)[en] которые покупают и арендуют самолёты, освобождаются от налогообложения при условии, что по меньшей мере 50 % этих самолётов произведены в США, и по меньшей мере 50 % от их длительности полётов (миль) за пределами США. Из-за обширной документации, необходимой для этого лизинга, он используется только для очень дорогих самолётов эксплуатируемых полностью за пределами США, такие как Boeing 747, закупленных для внутренних рейсов в Японии[16].
  • Японский кредитный лизинг: требует создания компании специального назначения (SPV) с целью приобретения самолёта, и по крайней мере 20 % акций компании должны принадлежать японским гражданам. Широкофюзеляжные самолётов передаются в лизинг на 12 лет, в то время как узкофюзеляжные самолёты на 10 лет. По данному виду лизинга авиакомпания получает налоговые вычеты в своей стране, и японские инвесторы освобождаются от налогообложения на их инвестиции. Японский кредитный лизинг предложен в начале 1990-х годов в виде реэкспорта валюты образующей торговый баланс Японии[17].
  • Гонконгский кредитный лизинг: в Гонконге, где налог на прибыль ниже по сравнению с другими странами, кредитный лизинг местным операторам является распространённым явлением. В таких сделках, в местном масштабе зарегистрированный как корпорация лизингодатель приобретает самолёты с помощью комбинации без права регресса долга, регресса долга и собственных средств (как правило, в пропорции 49:16:35), и, таким образом, имеет возможность претендовать на амортизационные отчисления, несмотря на несение ответственности только за половину стоимости. Высокий размер недополученных налогов ввиду данного вида лизинга могут быть зачтены вопреки прибыли от лизинга самолёта местному перевозчику. В связи с местным налоговым законодательством эти инвестиции устанавливаются как в товариществе с неограниченной ответственностью, где ответственность инвесторов ограничивается главным образом размером страховой премии и по контракту с оператором[18].
Финансовый лизинг представляет собой операцию по специальному приобретению самолёта у производителя в собственность лизинговой компании с последующей сдачей его авиакомпании во временное владение и пользование на срок, приближающийся по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации всей его стоимости.

В России самолёты поставляются авиакомпаниям в финансовый лизинг, как правило, на срок в 15 лет. По окончании срока лизинга права собственности на воздушное судно переходят авиакомпании-заказчику. Базовые финансовые условия предусматривают начальный аванс в размере до 10 % стоимости воздушного судна и последующие ежемесячные лизинговые платежи в размере, соответствующем международной практике, применяемой для финансирования подобных программ.

Дополнительно авиакомпания оплачивает расходы по техническому обслуживанию воздушного судна и его страхованию. При этом в течение срока финансового лизинга авиакомпания имеет право выкупа воздушного судна по согласованной стоимости.

Фактическое применение в России

До 2032 г планируется стремительные темпы развития авиационной отрасли. По данным исследования российского рынка динамика роста должна быть 4,5 % в среднем, что выше экономической отрасли на 1,5 % .

Мокрый лизинг сейчас запрещен в России и пока не применяется.  Он используется в России только для продвижения нового самолета SukhojSuperjet100, который может взять в аренду зарубежные компании.

Корпоративный трастовый лизинг

Банк Юты и Wells Fargo держат очень много самолётов «в трасте», чтобы защитить приватность истинных «хозяев» самолётов и «обеспечить америку учётом воздушных судов для неамериканских гражданских корпораций и физических лиц»[19][20][21][22].


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть