Международные морские перевозки грузов

Правовая сущность коносамента

С юридической точки зрения коносаментом признается:

  • 1) официальная квитанция судовладельца, подтверждающая, что товары, которые предположительно находятся в указанном виде, количестве и состоянии, отправлены в указанное место назначения на конкретном судне или, по крайней мере, получены под охрану судовладельца для цели отправки;
  • 2) меморандум договора перевозки, повторяющий в деталях условия договора, который фактически заключается до подписания коносамента;
  • 3) товарораспорядительный документ на товары, позволяющий покупателю распорядиться им путем передаточной надписи и предоставления коносамента.

Перевозчик по требованию отправителя может выдать последнему за его счет несколько экземпляров коносамента тождественного содержания, причем в каждом из них должно быть указано число оформленных экземпляров.

В самом коносаменте указывают количество выданных оригиналов. В дополнение к оригиналам перевозчик может выдать любое количество необоротных копий коносамента. Обычно изготавливают два и более экземпляров коносамента тождественного содержания, один из которых выдают отправителю, а другой сопровождает груз.

В зависимости от оформления различают чартерный, рейсовый, краткий и сквозной коносамент.

Когда компания или отдельное лицо фрахтует (берет внаем) судно у его владельца, на борту может оставаться незаполненное грузом пространство. Экспедитор вправе заключить соглашение с нанимателем судна о погрузке товаров на часть свободного пространства.

В таком случае контракт на перевозку заключается между экспортером и нанимателем данного судна, а не его владельцем. Чартерный коносамент, оформленный на этот рейс, должен содержать отметку "По чартер-партии", а контракт на перевозку – ссылку на контракт о найме данного судна.

Международные морские перевозки грузов

Рейсовый коносамент оформляется при морской перевозке товаров на судах, которые совершают рейсы по расписанию и для которых в месте назначения имеется зарезервированный причал. Таким образом, этот коносамент находит применение для регламентируемых перевозок, а не "разовых плаваний" без постоянного маршрута или расписания. Он может быть использован в тех же целях, что и обычный коносамент.

Краткий коносамент не содержит условий и сроков перевозки. Он не является контрактом на перевозку между судоходной компанией и экспортером или зарубежным покупателем. Краткий коносамент содержит ссылку на условия перевозки, которые могут быть указаны в каком-либо другом документе, например в "основном документе", т.е.

Сквозной коносамент используют при смешанных перевозках или когда сама морская перевозка разделена на стадии, которые осуществляют различные судовладельцы путем перегрузки.

В настоящее время в связи с широким распространением контейнерных перевозок товары все чаще транспортируют от места принятия под ответственность перевозчика до места доставки в одних и тех же контейнерах, но на различных видах транспорта.

Например, контейнер с товарами может быть доставлен на контейнерном грузовом автомобиле в морской порт и невскрытым погружен на судно, а затем перевезен в порт назначения, установлен на другой грузовик и доставлен по автомобильной дороге (по-прежнему невскрытым) к месту назначения.

При этом товар, хотя его и перевозят двумя или более видами транспорта, доставляют в соответствии с одним контрактом на перевозку, и перевозчик или экспедитор несет ответственность за него на протяжении всего пути.

Если морская перевозка составляет только часть общей перевозки и товары должны перевозиться другими наземными и морскими перевозчиками, может оказаться, что отправителю удобнее получить сквозной коносамент (коносамент на смешанные перевозки), чем заключать договоры с несколькими перевозчиками, которые должны перевозить груз на последующих стадиях перевозки.

Коносамент на смешанные перевозки FIATA, утвержденный Международной торговой палатой, является свидетельством того, что экспедиционное агентство действует в качестве доверителя, т.е. принимает на себя ответственность перевозчика за выполнение всего контракта на перевозку и за утрату или повреждение товара вне зависимости от того, где это произошло.

Грузоотправитель, выписывающий сквозной коносамент, имеет дело только с перевозчиком, который подписывает коносамент. Перевозчик предпринимает усилия для организации перегрузок с последующими перевозками.

Он взимает дополнительный фрахт, который если не подлежит предоплате, выплачивается при наступлении оговоренного события и регулируется правилами, которые разъяснялись ранее в отношении предварительно оплаченного фрахта.

Сквозные коносаменты часто содержат условие, которое освобождает от ответственности перевозчика, организующего последующие перевозки, или предусматривает, что перегрузка осуществляется на риск владельца либо что ответственность судовладельца прекращается после доставки товаров последующему перевозчику.

Коносамент на смешанные перевозки имеет следующие особенности:

  • – экспедитор берет на себя обязательство выполнять или организовывать перевозку товаров от места, где он берет их под свою ответственность, до места назначения;
  • – экспедитор передает товары в месте назначения только по представлению получателем подписанного экземпляра коносамента;
  • – коносамент на смешанные перевозки с момента оформления экспедитором является свидетельством того, что экспедитор принял от отправителя товары под свою ответственность.

Коносамент – это договор международных морских перевозок, заключаемый грузоперевозчиком и фрахтователем (грузоотправителем или грузополучателем). В нем прописаны права и обязанности сторон, описание груза и другие относящиеся к транспортировке определенного груза требования.

Положения в коносаменте определяются не только взаимными договоренностями, но и правилами морских грузоперевозок. В коносаменте должны быть условия, при которых груз должен быть доставлен. Указан срок и место его отправки и доставки.

Международные грузоперевозки осуществляются в соответствии с международным кодексом морской перевозки грузов и со следующими юридическими документами:

  • Гаагские правила.
  • Правила Гаага-Висби.
  • Габсбургские правила.

Помимо перечисленных выше документов, в 2009 году были разработаны новые «Роттердамские правила». Предполагается, что со временем они станут единым сводом правил для всех стран. Единая система упорядочит взаимоотношения, придя на смену прежним, устаревшим стандартам и правилам.

Все перечисленные выше положения, совместно с международным кодексом морских перевозок, создают единую систему правового регулирования и регламентирования международных грузоперевозок. На основании этих положений и документов в международной торговле выработаны законы, определены права и обязанности всех сторон: отправителя, перевозчика и получателя.

Что представляет собой коносамент

Основная проблема правового регулирования международных морских перевозок заключается в том, что в этой области отсутствует единая правовая система. Правила, разработанные в Гамбурге, Гааге и Йорке, хотя и существуют, но приняты не во всех странах, осуществляющих международную торговлю и перевозку грузов по морю.

Трудности правового регулирования транспортировки грузов и пассажиров морским путем создает и то, что в некоторых странах национальное законодательство имеет приоритет по отношению к международному праву. Это также создает путаницу.

Более того, использовать правила, установленные почти сотню лет назад, нецелесообразно, особенно учитывая те изменения в технике и международных отношениях, которые прошли с тех пор. Поэтому с 2009 года были разработаны новые правила и стандарты, прозванные «роттердамскими».

И хотя приняли и ратифицировали в основном развитые страны, создатели считают, что эти положения должны быть приняты и использоваться повсеместно. Но большинство стран, в том числе Россия, не спешат признавать их. Причина – не все положения в этом документе отвечают национальным интересам данных стран.

Существуют две формы использования морских судов: линейное и трамповое. Различие между ними заключается в методах применения водного транспорта.

Регламентирование перевозок по чартеру осуществляется за счет норм национального права, а перевозок по коносаменту за счет международных договоров.

Стоимость международных морских перевозок

Компания «Трансимпериал» предлагает своим клиентам самые выгодные тарифы на морские перевозки грузов. Цена морской доставки груза в большей степени зависит от параметров самого груза (масса, габаритные размеры), объема и количества используемых контейнеров, времени года, сроков доставки и протяженности маршрута.

Но, несмотря на это, многолетние партнерские отношения компании «Трансимпериал» с ведущими морскими линиями (Maersk, CMA&CGM, MSC, Evergreen, ZIM и др.) позволяют нам предоставлять услуги своим клиентам на наиболее выгодных условиях.

Вы всегда можете узнать стоимость перевозки Вашего груза либо воспользовавшись нашим онлайн-калькулятором, либо связавшись с менеджерами нашей компании любым удобным для Вас способом (телефон, онлайн чат, письмо на e-mail).

Этот документ был разработан и принят в мировой практике международных морских перевозок грузов еще в 1924 году в Брюсселе. С тех пор он был ратифицирован в более чем 74 странах мира, в том числе в Великобритании и Нидерландах. Позже в него вносились различные изменения и дополнения.

Гаагские правила, по-другому Брюссельская конвенция, были приняты для того, чтобы унифицировать форму и содержание коносамента, а также определить степень ответственности грузоперевозчика в случае нарушения условий договора.

В документе дается определение таким важным понятиям международных морских перевозок, как перевозчик, договор перевозки, грузы, судно и перевозка грузов. Максимальный штраф за нарушение условий договора, в соответствии с этими правилами, составляет всего 100 фунтов стерлингов за единицу груза, что по современным меркам очень мало.

Правила действуют по всему миру, независимо от того, ратифицировала их или не ратифицировала та или иная страна, если это указано в коносаменте. В остальных случаях они действуют только в тех странах и между теми участниками, которые приняли и ратифицировали Брюссельскую конвенцию.

Текст правил международных перевозок морским транспортом был разработан и распространен в 1968 году. В качестве основы для них послужила Брюссельская конвенция. Была увеличена сумма возмещения за ущерб, которую должен был оплачивать грузоперевозчик.

Была указана специально разработанная для этого валюта – золотой франк. Был урегулирован вопрос перевозки контейнеров и возмещения ущерба, если этот контейнер был поврежден или утрачен. Так, один контейнер был приравнен к единице груза.

Правила международных морских грузоперевозок были разработаны в 1978 году, так как предыдущие документы не охватывали всех проблем, связанных с регулированием взаимоотношений между перевозчиком и отправителем.

Гамбургские правила охватывали более широкий круг понятий и больше отвечали требованиям времени и сложившейся обстановке в международной торговле. Было уточнено, в каких случаях грузоперевозчик несет ответственность и когда с него эта ответственность будет снята.

В документе четко прописано, что грузоперевозчик отвечает за состояние груза только с момента его отправки до прибытия в порт назначения. Это дало возможность устранить проблему с определением ответственности за порчу товара, если она была произведена до или во время погрузки его на корабль.

Роттердамские правила были подготовлены Международным морским комитетом. В дальнейшем созданием документа занималась Комиссия ООН начиная с 2002 и по 2009 г.

11 декабря 2008 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла документ и призвала все страны, входящие в состав этой организации, рассмотреть вопрос о принятии и использовании этих правил.

Несмотря на то что эти правила достаточно новые и, по идее, должны отвечать требованиям времени, многие страны не стремятся их ратифицировать и вводить в правовую практику международных перевозок груза морским транспортом.

Три конвенции являются основой для правовой регламентации морских международных грузоперевозок.

К данным правовым документам относятся:

  • подписанные в Брюсселе Гаагские правила или «Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся коносамента» от 25.08.1924 г. Они затрагивают вопросы о транспортировке животных, палубных и опасных грузов. В области межнациональных перевозок документ применяется наиболее часто. Конвенция устанавливает, что перевозчик обязан обеспечить сохранность груза и привести судно в соответствующее состояние. При порче груза с перевозчика снимется ответственность, если груз поврежден по вине сотрудников судна (экипаж, капитан или иные служащие);
  • заключенные в Гамбурге 31.03.1978 г. Гамбургские правила или «Конвенция Организации объединенных наций по морской перевозке грузов». В данном акте пересмотрено значение перевозчика, разбив понятия исполнителя и стороны, которая заключает договор. В них увеличена область ответственности перевозчика (включен период времени от принятия груза до его передачи грузополучателю). Сюда включены некоторые случаи, когда с перевозчика снимется ответственность за перевозимый груз;
  • принятый в Брюсселе 23.02.1968 г. «Протокол изменений международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся коносамента» или Правила Висби. Данный акт лишь расширяет Гаагские правила и является его дополнением. Одним из основных введений было расширение границ применения Гаагских правил;
  • морской кодекс транспортировки навалочных грузов (МКМПНГ) – целью данного документа является обеспечение безопасности при погрузке и перевозке навалочных грузов. Он содержит информацию об опасностях, которые связаны с перевозкой данных грузов;
  • морской кодекс перевозки опасных грузов (МКМПОГ) – его основная задача заключается в сохранении максимальной безопасности. Он заключает в себе основные требования к компаниям, осуществляющим перевозку опасных грузов по воде, к сотрудникам корабля, к самому транспортному средству, а также к упаковке и маркировке.

На расчет цены перевозок морским транспортом влияет несколько факторов. Основные из них – параметры груза. Однако много других составляющих, которые влияют на тарифы. Ниже в таблице приведены данные факторы.

Таблица 2. Факторы, формирующие цену на транспортировку по воде.

Основные факторыДополнительные факторыНадбавкиСпецифические надбавки
 Характеристики груза (вес, габариты)Оплата только перевозки контейнераВалютнаяЛедовый сбор
 СезонОплата доставки контейнера на склад и в место отбытия, а также перевозкиТопливнаяСкладские услуги
РасстояниеОплата доставки контейнера со склада грузоотправителя, перевозки и доставки контейнера на склад грузополучателяОпасный грузПогрузочные работы
Вид транспортировки (между континентами, международная)Оплата перевозки и доставки контейнера на склад грузополучателяОбеспечение безопасностиРазгрузочные работы
Разновидность груза по международной классификации —Оформление документов —
Доп. услуги — — —

Примеры цен на международную перевозку приведены ниже в таблице.

Таблица 3. Цены на международную транспортировку грузов.

 Порт отправления Страна назначенияТип контейнера Цена (доллары)
 Владивосток Великобритания (порт Саутгемптон) Стандартный (20 футов) 4112
 Санкт-Петербург Вьетнам (порт Хошимин) Стандартный (20 футов) 1648
 Архангельск Аргентина (порт Буэнос-Айрес)Стандартный (40 футов) 3530
 Калининград Испания (порт Бильбао) Стандартный (40 футов) 5129
 Новороссийск Индия (порт Мандра) Рефрижераторный (20 футов) 4236
 Азов Таиланд (Бангкок) Рефрижераторный (40 футов) 2582

Морские перевозки грузов по России

Морские грузоперевозки – это наиболее распространенный и экономичный способ доставки грузов на большие расстояния. Все самые сложные виды грузоперевозок производятся по мировому океану, поэтому морские пути с каждым годом становятся все более безопасными.

Основные места, откуда производится регистрация товаров на таможенном контроле, находятся в:

  • Находке;
  • Чите;
  • Новосибирске;
  • Владивостоке;
  • Новороссийске;
  • Санкт-Петербурге;
  • Московской области.

Транспортировка грузов происходит по направлениям, которые проходят:

  • порт России на Черном и Балтийском море, также на Дальнем Востоке – в КНР, Ниже расположена карта маршрута из Дальнего Востока в Китай, из Китая в Санкт-Петербург:
  • юго-восточные страны Азии – порт РФ на Балтийском море и Дальний Восток. Карта данного пути расположена ниже:
  • порт на Балтийском море в Северную и Южную Америку. Ниже представлен пример на карте:

В России зарегистрировано 67 морских портов. Более 50% всего объема морских грузоперевозок приходится на нефть и нефтепродукты; уголь - 18%.

10 крупнейших портов России в порядке убывания:

  • Новороссийский морской торговый порт;
  • Морской порт Санкт-Петербург;
  • Морской торговый порт Усть-Луга;
  • Порт Индига (Ненецкий округ);
  • Восточный порт (Приморский край);
  • Туапсинский морской торговый порт (Краснодарский край);
  • Бухта Батарейная (Ленинградская область);
  • Морской торговый порт Оля (Астраханская область);
  • Морской порт Приморск (Санкт-Петербург);
  • Находкинский нефтеналивной морской торговый порт (Приморский край).

БАЗА ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ

Документы

К официальным бумагам, связанным с перевозками по воде относятся:

  1. Коносамент – включает задачи нескольких документов. Он выдается отправителю груза для указания на то, что груз получен для проведения морской транспортировки. Также он применяется, чтобы перевозчик имел право на распоряжение грузом. При оформлении подписываются три оригинала коносамента. Ниже представлен образец данного документа:
  2. Штурманская расписка – документ, необходимый для заверения того, что та или иная часть груза получена. Он подтверждает, что данный груз на самом деле существует и принят на борт. Данная бумага является промежуточной и не может быть официальным сопроводительным документом. Образец штурманской расписки:
  3. Чартерный коносамент – бумага, в которой применяются некоторые условия чартер-партии, с помощью использования ссылки. Образец чартерного коносамента:
  4. Аддендум – это приложение, которое содержит изменения к уже имеющемуся договору. Данная бумага вносит корректировки или расширяет содержание основного документа. Образец аддендума:
  5. Таймшит – документ, отражающий сведения о количестве времени, затраченного на погружение и разгрузку товаров. Образец данной бумаги представлен ниже:
  6. Морская накладная – бумага, свидетельствующая о наличии договора перевозки и погрузки товара. По данному документу транспортировщик товара обязуется доставить его получателю. Пример морской накладной расположен ниже:
  7. Коммерческий акт – документ, содержащий сведения о недостаточности перевозимого груза или его повреждении. Образец коммерческого акта:
  8. Сообщение о прибытии груза – оформляется в свободной форме. Его цель – сообщить о прибытии груза в заданное место.
  9. Извещение о проблемах в поставке груза – это запрос, составленный в свободной форме о том, что произошли проблемы во время поставки грузов.
  10. Сообщение о поставке груза – составленное в свободной форме сообщение о том, что произошла поставка груза.
  11. Извещение о проблемах в перевозке грузов – написанное в свободной форме сообщение о возникших проблемах во время перевозки груза.
  12. Грузовой манифест – документ, включающий список всех товаров, которые находятся на судне. Документ содержит подробную информацию о товарах, а также данные отправителя и перевозчика:
  13. Контейнерный манифест – бумага, отражающая сведения обо всех контейнерах, которые находятся на судне. Все контейнеры на судне находятся на специальном складе. Сокращенно он называется CFS. Образец данного манифеста представлен ниже:

Аренда судна. Виды арендных договоров

Транспортировка грузов производится согласно договору, который может быть разных видов.

Среди них стоит выделить:

  1. Договор транспортировки согласно коносаменту. Применяется при международных перевозках. На законодательном уровне регулируются правила морских перевозок, сроки, а также устанавливаются основные понятия, термины и обязанности. Нормативной базой, которая регулирует данный вопрос в России, является «Кодекс торгового мореплавания в РФ». Согласно данному кодексу выдачу коносамента возможно только после получения груза перевозчиком. Также данный акт устанавливает, какие реквизиты необходимо включить в договор.
  2. Рейсовый чартер – не существует конкретной формы документа, в связи с наличием большого количества его видов. Он наиболее распространен в международных рейсовых перевозках. Под данной формой взаимоотношений большинством государств понимается как разрешение на размещение груза в определенном месте судна за какую-то сумму. Такой договор может быть заключен через посредников.
  3. Тайм-чартер – бумага, содержащая сведения о передаче судна его владельцем какому-либо лицу за плату на какие-то цели. Цель указывается в договоре. По данному документу может быть нанято судно или нанято судно с экипажем. Срок действия тайм-чартера устанавливается сторонами по соглашению и может длиться годами. Образец данного договора представлен ниже:
  4. Бербоут-чартер – особый договор, по которому судно передается в аренду на определенное время, при чем контролирует судно фрахтователь. Капитан судна и экипаж являются работниками фрахтователя. В обязанности фрахтователя входит ремонт и обслуживание судна. Также он может сдавать свое судно другим лицам, однако под его ответственностью находится сохранность груза. Образец бербоут-чартера:
Помимо найма судна, существует еще и аренда. Договор аренды (фрахта) – чартер. Это документ, в соответствии с которым перевозчик обязуется перевезти груз, а поставщик или получатель обязуется его отправить и оплатить транспортировку.

При этом перевозчик и судовладелец может быть не одно и то же лицо. Содержание и структура договора регулируется не только правилами международных морских грузоперевозок, но и национальным законодательством. Существуют следующие виды арендных договоров:

  • Чартер-партия (рейсовый чартер). В таком договоре прописывается, что капитан и экипаж являются только служащими, а всю ответственность за транспортировку берет на себя не капитан корабля, а судовладелец. Именно он несет расходы на обслуживание судна, в том числе оплату работы экипажа и материальную ответственность за порчу или потерю груза, даже если это произошло не по его вине.
  • Тайм-чартер. При таком виде аренды ответственность за состояние груза несет фрахтователь (отправитель или получатель). Он оплачивает работу экипажа и несет все расходы по обслуживанию судна и транспортировке груза. При этом экипаж подчиняется не фрахтователю, а судовладельцу или капитану корабля.
  • Димайз-чартер. Аренда судна без экипажа. Ответственность за транспортировку и обслуживание судна полностью несет арендатор. Судовладелец не несет никакой ответственности, а только получает арендную плату.

Чартер и коносамент – это не один и тот же документ. Первый используется только в случае аренды судна, второй – при любых перевозках морским транспортом. Но оба документа должны составляться в письменной форме, и их содержание не должно противоречить законодательному регулированию международных морских перевозок: Конвенции (Гамбургским правилам) и международному праву.

Если порча или потеря груза будет обнаружена и при этом перевозчик не сможет доказать свою невиновность, то он должен будет понести наказание за причиненный ущерб. Такие дела рассматриваются в арбитражном суде.

долларах, евро, фунтах стерлингов или йенах. Сумма штрафа рассчитывается по валютному курсу. Минимальный размер штрафа 100 фунтов, но обычно на недобросовестного перевозчика налагается значительно более крупный штраф.

В случае если из-за действий грузоперевозчика погибли люди или был нанесен непоправимый ущерб окружающей среде, его может ждать уголовное наказание.

Обязанности грузоотправителя

В права и обязанности грузоотправителя входит подготовка груза к отправке и составление соответствующих сопроводительных документов. Также он осуществляет оплату услуг перевозчика или аренду судна.

Сначала отправитель заключает договор с получателем о поставке определенного груза. После этого он отправляется к перевозчику для заключения договора о транспортировке. В соответствии с принятыми правилами международных морских перевозок грузов, между ними должен быть составлен специальный договор – коносамент. В нем обязательно должны быть указанные следующие данные:

  • адрес и имя получателя груза;
  • адрес и имя отправителя;
  • наименование порта отправки;
  • наименование порта прибытия груза;
  • срок, в течение которого он должен быть доставлен;
  • состояние груза и тары (как и во что упакован, в каком состоянии находится, к какой категории грузов относится);
  • количество копий договора;
  • дата и место составления договора;
  • подпись перевозчика или какого-либо другого ответственного за перевозку груза.

В документе, по соглашению сторон, могут быть указаны условия, при наступлении которых допустимы задержки поставки. После того как груз будет поставлен на судно, ответственность за его состояние переходит на перевозчика.

Компании

В таблице приведены компании в России, производящие международную транспортировку.

Таблица 1. Компании России, занимающиеся международными перевозками по воде.,

 Наименование Адрес Сайт Контакты
 Евразия Лоджистик проспект Мира, д. 105, стр. 1, оф. 514, г. Москваeurasia-log ru  7(495)9896232
 Голден Прайд ул. Портовая, д. 62, г. Находка —  7 (4236) 629781
 Мегалогистика Спартаковская пл., д. 14, с. 4, г. Москваmegalogistika ru  7 (495) 204-21-04
 Мурманское морское пароходство ул. Коминтерна, д. 15, г. Мурманскmsco ru  7 (8152) 481049
 Тиксинский морской торговый порт ул.Ленинская, д. 1, г. Тикси —  7 (41167) 53496
 Амур-порт ул.Набережная, д. 7, г. Комсомольск-на-Амуре —  7 (42172) 321971
 Обь-Иртышское речное пароходство ул. Пароходская, д. 31, г. Тюмень —  7 (3452) 240942

Вы приобретаете надежного партнера и настоящего профессионала в своем деле

Вам будут предложены самые выгодные условия доставки, потому что у нас есть прямая налаженная связь со всеми ведущими морскими линиями

Вы в любое время сможете связаться с Вашим персональным менеджером в нашей компании и уточнить все вопросы на протяжении всей перевозки

Ваш груз будет доставлен по самому оптимальному маршруту и в самые кратчайшие сроки

Правовое регулирование

Грузоперевозчик обязан обеспечить доставку груза к месту, указанному в договоре, и в срок. Он обязан соблюдать правила международных перевозок морским транспортом. В соответствии с этими правилами в его обязанности входит:

  • Обеспечить условия для перевозки грузов в целостности и сохранности. Для этого его судно должно быть соответствующим образом оборудовано.
  • Обеспечить безопасность на морском транспорте для пассажиров и экипажа.
  • Содержать морское транспортное средство в хорошем состоянии, регулярно проводить техническое обслуживание и осмотр судна на наличии трещин в корпусе, пробоин и пр.
  • Не допускать утечки веществ при перевозке опасных грузов или нарушения условий их перевозки.

Степень ответственности за нарушение правил зависит от типа груза и вида договора найма судна и прописанных в нем услуг. Так, если это опасный груз, и в случае нарушения целостности тары может пострадать окружающая среда, погибнуть люди, то наказание будет суровым.

Ответственность за нарушение коносамента может быть снята в следующих случаях:

  • в случае пожара, при условии, что причиной возгорания послужил непредумышленный поджог или самовозгорание;
  • забастовка на судне;
  • политической нестабильности (война, революция) в стране, в которую должен быть доставлен груз;
  • нападения пиратов;
  • нарушение тары, которое было выявлено при поставке грузоотправителем на судно;
  • повреждение судна вследствие непредвиденных обстоятельств, например, если корабль сел на мель или был разбит во время шторма.
В первых принятых правилах международных морских грузоперевозок (Гаагские правила) в тексте документа присутствовало еще одно условие, при котором ответственность с грузоперевозчика могла быть снята. Это так называемая «навигационная ошибка».

Но так как с тех пор прошло более полувека и за это время навигационная корабельная техника значительно усовершенствовалась, применение этого правила оказалось под вопросом. Все больше специалистов по международному праву склоняются к тому, что «навигационная ошибка» является анахронизмом и должна быть упразднена.

Страхование

Основная опасность в морских перевозках заключается в транспортировке грузов. Поэтому особое место уделяется транспортному страхованию.

В седьмой главе Кодекса торгового мореплавания содержатся основные правила морского страхования. Отношения между страхователем и страховщиком регулируются заключенным между ними договором.

Большой популярностью пользуются международные морские перевозки. Однако их правовое регулирование усложнено множеством различных международных нормативных актов, правил, используемых документов. В России существует множество организаций, занимающихся данными перевозками.

Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть