Маневрирование – ПДД и как их понимать, ценные советы бывалых видео » АвтоНоватор

Какой обгон считается опасным

В соответствии с ПДД обгоном является опережение автомобиля, которое сопровождается выездом на полосу встречного направления и последующим возвращением в занимаемое ранее положение (статья 1 пункт 2).

Опережение автомобильного транспорта запрещено выполнять исключительно на пешеходных переходах и при условии снижения скорости или полной остановки опережаемой автомашины (статья 14.2).

Обгон запрещается выполнять на следующих участках дороги (статья 11.4):

  • на перекрестках, являющихся регулируемыми (перекресток является регулируемым, если приоритет движения автотранспорта определяется в соответствии с сигналами светофора или жестами регулировщика);
  • на перекрестках, являющихся нерегулируемыми при условии движения не по главной дороге (перекресток считается нерегулируемым, если приоритетность движения определяется водителями самостоятельно в соответствии с установленными дорожными знаками);
  • на пешеходных переходах вне зависимости наличия/отсутствия пешеходов на данном участке дороги;
  • на железнодорожных переездах и расстоянии в 100 м до него;
  • на мостах и под ними;
  • на эстакадах и под ними;
  • на путепроводах и под ними;
  • в тоннелях;
  • в конце подъема на мост, эстакаду, путепровод и так далее;
  • на опасных участках проезжей части.

Пунктом 11.2 Правил движения дополнительно устанавливаются ограничения обгона при наличии хотя бы одного из следующих условий:

  • автомобиль или иной вид транспортного средства, движущийся впереди, приступил к выполнению аналогичного маневра или сигнализирует о перестроении в левом направлении (включил указатель поворота);
  • автомобиль или иной вид транспорта, движущегося сзади, выполняет обгон;
  • при выполнении заключительной стадии обгона (перестроении на «свою» полосу для дальнейшего движения) будут созданы помехи другим автомототранспортным средствам.
Итак, обгон практически в любой ситуации является наиболее опасным видом маневрирования, но более существенная опасность может возникать при выполнении маневра на участках дороги с плохой видимостью или участках, относящихся к категории опасных.

Что обязан сделать водитель перед тем, как тронуться с места

Раздел 2 Правил регламентирует, что перед выездом в дорогу автомобилисту необходимо:

  • проверить наличие документов, предъявляемых по требованию сотрудников дорожной полиции (ВУ, СРТС, страховой полис ОСАГО, при необходимости – путевой лист или документация на перевозимый груз);
  • обеспечить надлежащее техническое состояние ТС, в частности, проверить, чтобы не было недостатков, указанных в “Перечне неисправностей и условий…”;
  • проверить наличие необходимых инструментов и материалов – аптечка, огнетушитель, светоотражающий жилет, ключ с торцевой головкой для замены колеса, знак аварийной остановки и др.;
  • пристегнуться ремнем безопасности (если автомобиль оборудован им), а также позаботиться о пристегивании всех пассажиров.

Как сказано в п. 6.1. Правил, сигналы (секции) светофоров могут быть:

  • круглыми (наиболее распространенный вариант);
  • в форме стрелок;
  • в форме силуэта пешехода или велосипеда;
  • Х-образные.
 красный запрещается движение
 зеленый можно ехать
 зеленый мигающий можно ехать, но с учетом того, что скоро (через пару секунд) включится желтый сигнал
 желтый сигнализирует о смене сигналов и воспрещает движение
 желтый мигающий сигнализирует о неработоспособности светофора и о необходимости руководствоваться знаками приоритета

Начало движения со светофора (если на нем производилась остановка) выполняется следующим образом:

  • проверяется, что перекресток регулируемый (то есть что желтый сигнал не мигает);
  • заранее занимается соответствующее крайнее положение (для поворота налево нужно занять крайнюю левую полосу, направо – правую, если иное не регламентировано знаками или разметкой);
  • включается поворотник или, если он не работает, подается сигнал рукой (п. 8.1. Правил) (кроме случаев, когда осуществляется движение прямо);
  • ожидается включение разрешающего сигнала;
  • начинается движение;
  • в случае поворота налево пропускаются встречные машины и те, которые поворачивают направо, а также пешеходы (п. 13.4. Правил);
  • при повороте направо пропускаются пешеходы, а также трамвай, если таковой осуществляет движение также на основной зеленый сигнал (п. 13.6. Правил).

При перестроении

Перестроение потребуется в случае необходимости занять какую-либо полосу для движения или последующего совершения маневра.
ДТП при обгоне на перекрестке

К примеру, водитель увидел знак 5.15.1., предписывающий осуществлять поворот направо только с крайней правой полосы. Если автомобилист находится в другом ряду, ему потребуется перестроиться.

Порядок следующий:

  • включение поворотника (или подача сигнала рукой, подробности далее);
  • использование зеркал заднего вида для пропуска ТС, движущихся попутно и не меняющих направление движения;
  • выключение поворотника и завершение маневра.

Если перестроение одновременно начали 2 ТС, преимущество будет иметь водитель, находящийся справа (п. 8.4. Правил).

В п. 18.3. Правил содержится главное требование – в пределах границ городов маршрутные ТС имеют приоритет при отъезде с обозначенного знаком 5.16. или 5.17. места остановки.

Соответственно, если впереди от остановочного павильона начинает движение троллейбус или автобус, необходимо снизить скорость и дать ему занять свою полосу. Только после этого можно начинать осуществлять маневр (обгон, опережение и др.).

Следует учитывать, что автолюбитель также обязан уступить дорогу и пешеходам, которые движутся к месту остановки маршрутного ТС (если посадка и высадка осуществляются со стороны проезжей части – п. 14.6. Правил).

Задним ходом

Основное требование перед началом движения задним ходом представлено в п. 8.12. Правил.

Перед включением задней передачи водителю необходимо:

  • убедиться в исправности задних зеркал и в безопасности совершаемого маневра;
  • если движение задом затруднительно из-за большого количества объектов или людей, следует прибегнуть к помощи иных лиц;
  • если есть возможность развернуться и двигаться передом, а не задом, ей (возможностью) всегда следует пользоваться;
  • также нужно проверить, не запрещено ли движение задом – в частности, данный маневр нельзя совершать на пешеходных переходах, в тоннелях, на ж/д переездах, в местах остановки маршрутных ТС и на перекрестках.

От обочины

В соответствии с п. 1.2. Правил, обочиной признается элемент автомобильной дороги, который непосредственно примыкает к проезжей части и находится на одном уровне с ней.

Определить обочину очень просто – она различается от основной проезжей части видом покрытия. Как правило, это грунт, а на основную проезжую часть кладут асфальт.

Останавливаться на правой обочине разрешается Правилами (см. п. 12.1.). Также можно останавливаться и на левой обочине, но и при условии, что остановка осуществляется:

  • в пределах населенного пункта;
  • на дороге, имеющей по 1-й полосе для каждого направления;
  • на дороге, не имеющей трамвайных линий посередине.
Кроме этого, по обочинам разрешено двигаться группам детей (днем и только в сопровождении взрослых лиц – аб. 2 п. 4.2. Правил). Также на обочине пешеходы могут ожидать маршрутное транспортное средство (п. 4.8. Правил).

Главное правило при начале движения от обочины – пропуск (не создание помех) иных участников дорожного движения и подача соответствующего сигнала поворота.

Важно, что при начале движения от обочины по полосе, непосредственно примыкающей к ней, пропустить нужно только попутные ТС, а при необходимости выехать на полосу, примыкающую к противоположной обочине – и встречные, и попутные (см. картинку).

С парковки

На основании п. 1.2. Правил, под парковкой или парковочным местом рассматривается специально оборудованная зона, являющаяся частью дороги и непосредственно примыкающая к тротуару или обочине, служащая для стоянки автомобилей на платной или бесплатной основе (по решению собственника).

Парковка обозначается информационным знаком 6.4., который может применяться совместно с информационными табличками, регламентирующими способ постановки ТС (8.6.1. – 8.6.9.).

При начале движения с парковки действует общее правило выезда с прилегающих территорий – то есть автомобилист должен уступить дорогу всем, кто находится на основной проезжей части – велосипедистам, гужевым повозкам, механическим ТС и др.

Требование, предусмотренное в п. 8.1. Правил, также действует – то есть необходимо подавать соответствующий сигнал о повороте.

Под изменением направления движения понимается разворот. Выполнять данный маневр необходимо, убедившись в отсутствии помех для других участников движения и в его безопасности.

Главное требование перед осуществлением разворота – необходимость включения левого сигнала поворота. Если сигналы не работают, следует подавать жесты руками (см. ниже).

Если водитель движется по многополосной дороге, для данного маневра нужно занять соответствующее крайнее местоположение (левое) (п. 8.5. Правил). Исключение – если знаки 5.15.1., 5.15.2. или разметка 1.18. гласят о необходимости осуществлять разворот с какой-либо полосы.

Водителю также следует обратить внимание на наличие попутных трамвайных линий, расположенных на одном уровне с дорогой (не выше и не ниже). Если нет 5.15.1. и 5.15.2., то разворот нужно осуществлять именно с попутной трамвайной линии.

Дальнейший порядок действий зависит от того, где совершается маневр – вне перекрестка или в его пределах:

  • в 1-м случае уступить дорогу нужно попутному трамваю и встречным ТС (п. 8.8. Правил);
  • во 2-м случае все зависит от того, какой перекресток – регулируемый или нерегулируемый, поэтому уступать нужно всем тем, кому уступается дорога согласно правилам проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков при повороте налево (к примеру, при развороте на светофоре нужно уступать встречным машинам и трамваю, если для него горит основной зеленый сигнал).

При подъеме

Крутые подъемы и спуски обозначаются, соответственно, предупреждающими знаками 1.14. и 1.13.

Каких-либо особых предписаний относительно порядка движения на подъемах и спусках Правилами не установлено. Единственное, на что следует обратить внимание – ситуация, когда встречный разъезд на подъеме или спуске затруднен (например, при наличии узкой проезжей части).

Предупреждающие и запрещающие знаки

Перед въездом на опасный участок дроги устанавливается один из следующих знаков, предупреждающий об определенных обстоятельствах:

  • опасные повороты. Знак помимо опасности предупреждает о резком повороте (или нескольких поворотах) направо или налево. Обгон в зоне действия данного знака запрещается, если недостаточна видимость в одном или нескольких направлениях, если на проезжей части имеется сплошная (двойная сплошная) линии разметки или установлен специальный знак, запрещающий выполнение обгона;
  • крутой спуск (подъем). На знаках дополнительно указывается информация о размере спуска (подъема) в процентном соотношении. Возможность выполнения обгона на данных участках дороги регулируется дополнительно установленными знаками и дорожной разметкой. Однако следует помнить, что в конце подъема обгон запрещается при любых обстоятельствах (то есть даже при отсутствии дублирующего данное правило знака);
  • скользкая дорога. Обгон на участке проезжей части, обозначенной таким знаком, выполняется в соответствии с иными дорожными знаками, так как конкретных запретов и ограничений на данный вид маневрирования в правилах нет;
  • неровная дорога. Такой знак устанавливается на проезжей части, если имеются ямы, выбоины, волнистость и так далее. Прямых запретов на обгон на данном участке дороги не существует, поэтому каждый водитель должен самостоятельно определять возможность выполнения маневра;
  • выброс гравия. Знак устанавливается на проезжей части, на которой из-под колес возможен выброс щебня, гравия и тому подобных веществ. Обгон на данном участке проезжей части совершается в соответствии с дополнительно установленными знаками;
  • прочие опасности. Знак установлен для привлечения внимания водителей к опасному участку дороги, если не один из вышеперечисленных знаков не описывает вид предполагаемой опасности. Данный знак не запрещает выполнение обгона, но предупреждает водителей о необходимости дополнительно оценивать дорожную ситуацию.

В отличие от предупреждающих опасность знаков на дороге могут быть установлены и запрещающие знаки, при наличии которого выполнение маневра обгон недопустимо ни при каких условиях.

К которым относятся:

  • обгон запрещен всем видам автомототранспортных средств;
  • обгон запрещается выполнять исключительно грузовым автомобилям с массой более 3,5 т.

Действие запрещающих знаков не распространяется на обгон тихоходных видов транспорта, которые должны быть обозначены следующим знаком:

  • велосипедов;
  • мопедов;
  • гужевых повозок;
  • мотоциклов без бокового прицепа.

Зона действия знака начинается непосредственно после места его установки и заканчивается:

  • на ближайшем перекрестке дорог;
  • после знака, отменяющего запрет на выполнение обгона;
  • после знака, снимающего все наложенные на определенный участок проезжей части ограничения, в том числе и обгон.

Перед выполнением обгона следует помнить перечень мест, в которых данный маневр запрещается.

Такие места обозначаются следующими дорожными знаками:

  • светофорное регулирование. Знак устанавливается при приближении к регулируемому перекрестку;
  • перед пересечением второстепенной дороги с главной дорогой на нерегулируемом перекрестке устанавливается знак «Уступи дорогу». Это означает, что и выполнение обгона на данном перекрестке запрещается;
  • зона пересечения проезжей части с пешеходным переходом обозначается следующим дорожным знаком:
  • при приближении к железнодорожному переезду на расстоянии в 150 м, 100 м и 50 м от него устанавливаются следующие знаки:

Зона заперта обгона при приближении к железнодорожному переезду начинается после проезда знака с двумя полосами.

Жесты руками

Обгон запрещен при движении по второстепенной дороге

П. 8.1. Правил обязывает автолюбителей подавать сигналы поворотниками при выполнении соответствующих маневров (поворот налево, направо, разворот, съезд или начало движения от обочины и др.).

Однако поворотники могут отсутствовать или быть неисправными – например, по причине перегоревшей лампочки. В таком случае, следует открыть водительское или пассажирское окно и приготовиться к подаче жестов рукой.

Для сигнализирования рукой об осуществлении поворота влево следует:

  • либо полностью вытянуть из водительского окна левую руку, не согнутую ни под каким углом;
  • или же попросить пассажира вытянуть в пассажирское окно правую руку, согнутую в локте под 90-градусным углом вверх (см. картинку).

Сигнал об осуществлении правого поворота подается в аналогичном порядке:

  • вытянутая водителем в свое окно левая рука, согнутая в локте на 90 градусов;
  • или вытянутая пассажиром правая рука, не согнутая ни под каким-либо углом.

Если необходимо уведомить других участников езды о торможении, необходимо поднять левую или правую руку (неважно) вверх.

Маневр на опасном повороте

Итак, в большинстве случаев опасный обгон на дороге производится в зоне действия знаков «Опасный поворот».

Однако следует учитывать, что:

  • вне границ населенного пункта знаки, обозначающие опасные повороты устанавливаются в 150 м – 300 м от начала участка проезжей части;
  • в населенных пунктах такие знаки устанавливаются на расстоянии 100 м – 50 м от опасного участка.
Поскольку правилами запрещается обгон непосредственно на опасных поворотах, то водитель может совершить маневрирование после установленного знака и закончить обгон до начала опасного участка проезжей части.

Для более безопасного маневрирования на опасном повороте могут быть установлены специальные зеркала, позволяющие правильно оценить дорожную ситуацию в обоих направлениях движения и только после этого принять решение о возможности/отсутствии возможности выполнения рассматриваемого маневра.

Что обязан сделать водитель перед тем, как тронуться с места

При начале движения ТС запрещено выполнять следующие действия:

  • начинать движение, не убедившись в соответствии ТС Основным положениям по допуску транспортных средств…;
  • вводить других участников автомобильного движения в заблуждение сигналами поворота – например, поочередно включать то левый, то правый поворотник или включать левый поворотник, а поворачивать при этом направо;
  • выполнять разворот в местах, где это запрещено соответствующим знаком или п. 8.11. Правил – то есть на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах, эстакадах, в местах остановки городского транспорта и др.;
  • выполнять движение задним ходом на перекрестках и там, где запрещен разворот;
  • осуществлять поворот таким образом, при котором автомобиль окажется на полосе встречного движения (п. 8.6. Правил).

Штрафы и другие наказания

Суть нарушенияНормативная регламентация по КоАПВозможные санкции
Неисполнение требования п. 2.3.1. Правил, регламентирующего необходимость проверки соответствия ТС перед началом движения Основным положениям по допуску…Ст. 12.5.Как правило, предупреждение или штраф 500 рублей, однако может быть и лишение (в случае наличия ксенона, незаконных устройств для подачи звуковых сигналов и др.)
Неисполнение требования п. 2.1.2. ПравилСт. 12.6ст. 12.29Штраф на водителя 1000 рублей, на каждого непристегнутого пассажира – предупреждение или 500 рублей
Неисполнение требования аб. 2 п. 2.7. ПравилЧ. 1 ст. 12.8Штраф 30000 лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет
Начало движения на красный сигнал светофораЧ. 1 ст. 12.12Штраф 1000 рублей
Нарушение правил маневрирования, например, выезд с обочины и не пропуск ТС, пользующихся преимуществомЧ. 3 ст. 12.14Предупреждение или штраф 500 рублей
Неподача сигнала поворотником в случаях, когда это необходимо согласно ПравиламЧ. 1 ст. 12.14.Предупреждение или штраф 500 рублей
Непропуск отъезжающего от места остановки маршрутного ТСЧ. 1 ст. 12.17Предупреждение или штраф 500 рублей
Итак, при начале движения автомобилист должен убедиться, что он предоставил приоритет тем транспортным средствам, которые его имеют согласно положениям Правил.

Уступать дорогу нужно практически всегда при начале движения – например, от обочины, с парковки или стоянки, на спуске, при перестроении и др.

За несоблюдение Правил движения, в том числе и правил выполнения обгона, водитель привлекается к административной ответственности в соответствии со статьей 12 КоАП.

Штрафомв 5 000 рублей, если правонарушение зафиксировано при помощи камер фото или видео фиксации, установленных вдоль проезжей части
Лишением правдо 12 месяцев, если правонарушение фиксируется непосредственно сотрудниками Госавтоинспекции

Таким образом, при выполнении обгона рекомендуется строго соблюдать все правила и предварительно оценивать возможность безопасного маневрирования.

Столкновение автомобилей при выполнении одним из них обгона может привести не только к повреждению движимого имущества, но и причинению вреда здоровью (жизни) водителей и пассажиров.

Советы ПДД: начало движения, маневрирование в стороны

Главные правила такта и безопасности мы усвоили, теперь поговорим про другие нюансы. Например, не только автомобилям вы должны уступать при совершении маневра, но и пешеходам, всадникам, велосипедистам и другим участникам, если вы пересекаете их траекторию, и им разрешается двигаться в этот момент.

Как уже было сказано, в ПДД начало движения – маневрирование, а значит, все описанное выше тоже касается этой ситуации. Вы должны всем уступить, потому что на невыгодной скорости внедряетесь в поток, что может вызвать неоправданные торможения других водителей, их гневные возгласы и возмущенные сигналы.

Такую же реакцию может вызвать перестроение на перекрестке, даже разметка запрещает это делать, это места особой опасности, поэтому там лишние движения нежелательны вдвойне. Исключение – круговое движение, там перестраиваться можно.

Золотое правило «помеха справа» у многих на слуху, но редко кто его помнит во время движения, отсюда много неожиданных аварий. В перестроении или поворотах вы можете участвовать не один, поэтому следите за правым крылом авто и проезжей частью с его стороны, оттуда тоже могут осуществлять маневр, и вы обязаны уступить тому участнику.

ДТП при движении по главной дороге

В данном случае синий автомобиль выполняет поворот налево, а черный автомобиль выполняет разрешенный обгон синего на перекрестке. Кто же виноват в описанной ситуации?

Пункт 8.1 относится к водителю синего автомобиля, а пункт 11.2 к водителю черного.

Так вот, если во время обгона на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге произойдет ДТП, то теоретически в нем могут быть виноваты оба водителя, т.к. синий создал помеху другому участнику движения (пункт 8.1), а черный выполнял обгон автомобиля, который подал сигнал поворота налево (пункт 11.2).

1. Водитель синего автомобиля вообще не подает сигнал поворота или включает его только после того, как черный уже начинает обгон. В этом случае виноват только синий.

2. Водитель синего автомобиля включает сигнал левого поворота заблаговременно, но несмотря на это водитель черного автомобиля начинает обгон. В этом случае виновным могут назначить только черного.

Как видите, в основном все зависит от действий водителя синего автомобиля. Поэтому запомните, что при повороте налево, во-первых, следует заблаговременно включать сигнал поворота, а во-вторых, непосредственно перед маневром смотреть в левое зеркало заднего вида.

Также хочу обратить внимание, что эти меры предосторожности нужно соблюдать при любом повороте налево, независимо от того, едите Вы по главной дороге или второстепенной, по регулируемому перекрестку или по нерегулируемому, поворачиваете на перекрестке или вне него. И после рассмотрения следующих ситуаций Вы поймете, почему.

1. Водитель синего автомобиля отделается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей (статья 12.14 пункт 11).

2. Что касается водителя черного автомобиля, то за нарушение пункта 11.2 ПДД наказания в настоящее время не предусмотрено.

3. Говоря об оплате ремонта автомобилей, попавших в ДТП, следует заметить, что платить за него будут оба водителя. Конкретные пропорции определит судья.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть