Карта предприятия для тахографа ЕСТР

Обозначения на приборе

Эксплуатация устройства осуществляется путём выведения на экран пиктограмм, обозначение которых можно понять без знания иностранных языков.

По состоянию на 2019 г. расшифровка обозначений, показанных на дисплее, едина для всех устройств:

  1. Соотношение использующейся карты с выполняющимися действиями.
  2. Режим, в котором находится тахограф.
  3. Продолжительность действия.
  4. Отображение оборудования, которое анализируется.
  5. Редкие, специфические случаи.
  6. Сведения о различных ситуациях, случающихся в пути следования транспортного средства.
  7. Определение времени.
  8. Комбинированная пиктограмма, обозначающая различные ситуации.
  9. Отображение используемой карты.
  10. Метод и время вождения.
  11. Описание документа, подготовленного к распечатке.
  12. Наименование события показанного на дисплее.
  13. Возможные неисправности, которые могут произойти в процессе эксплуатации тахографа.

Зная эти знаки, разобраться в условных обозначениях по силам даже новичку, ни разу не сталкивавшемуся в данным прибором.

Общие сведения

Карты водителя, автопредприятия, мастерской можно получить в организациях-изготовителях, включенных в соответствующие перечни, опубликованные на официальном сайте Росавтотранс, в разделе «Система тахографического контроля РФ». Образцы заявлений на выдачу (обновление) карт опубликованы в том же разделе.

Для правильного использования тахографа и тахографической карточки нужно досконально разобраться, как работают эти устройства:

  • Тахограф – это бортовой самописец, который в обязательном порядке устанавливается на транспортные средства, задействованные в коммерческих перевозках (как грузовых, так и пассажирских). К таким ТС относятся грузовые автомобили категорий N2/N, автобусы категорий М2/М3. Его основное значение – регистрация параметров перемещения автомобиля (расстояние, скорость), а также фиксация времени, проведенного водителем за рулем для исключения переутомления от переработки. Кроме того, тахограф может выполнять распечатку этой информации по запросу сотрудников ДПС ГИБДД в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
  • При работе на автомобиле, оборудованном тахографом, каждый водитель использует индивидуальную тахографическую смарт-карту. Карточка оснащается чипом, на который записывается информация о работе водителя. Кроме того, на карте размещается фотография и личные данные ее владельца (для идентификации), а также информация о сроке действия самой карты.

Для эксплуатации автомобилей, осуществляющих коммерческие перевозки наличие исправного тахографа, прошедшего сертификацию и калибровку, является обязательным. При осуществлении движения каждый водитель обязан использовать только личную тахографическую чип-карту.

Езда с чужой карточки приравнивается к управлению ТС без карты тахографа и наказывается штрафом до 3 тысяч рублей для самого водителя, и до 10 тысяч – для транспортных компаний (владельцев автомобиля).

Карты тахографа — это носители информации, которые требуются для соответствующих приборов цифрового типа (прежние, аналоговые тахографы работали с шайбами).

Сами эти приборы необходимы на двух категориях транспортных средств, а именно на грузовых автомобилях, вес которых превышает 3,5 тонны и автобусах, в которых обустроено восемь посадочных мест либо любое большее их количество.

При этом они нужны лишь в том случае, если такое транспортное средство принадлежит организации, а ведет его сотрудник, работающий в компании на основании норм трудового права.

Функция тахографа — отслеживать, чтобы право водителя на отдых не было нарушено, и чтобы его рабочий день не был чрезмерно длительным. Водителю, который сам владеет транспортным средством, тахограф не требуется.

Что это такое

Этот носитель снабжен чипом для запоминания информации и предназначен для помещения в слот тахографа. Возможно размещение двух карт в двух слотах, когда в поездке участвуют два сменных водителя.

Карты для тахографов СКЗИ и ЕСТР имеют одинаковый формат (длину и ширину). В то же время использование носителя одного типа в приборе иного типа не допускается.

Как подключить тахограф самому

Первое, что бросается в глаза когда держишь в руках руководство по эксплуатации тахографа это надпись «Инструкция для мастерской». Таким образом, производитель ещё раз подчёркивает запрет на самостоятельную установку и подключение устройства.

Данное условие прописано в требовании ФЗ № 99 от 04.05.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ст. 13. Кроме этого документа, характеристика дублируется в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2012г. № 313 «Положение о лицензировании».

Помимо этого, подключить прибор самостоятельно не получится, так как для этого необходим уникальный код доступа к СКЗИ, хранящийся в ФСБ и предоставляющийся по официальному запросу. Сделать этого без лицензии на занятие аналогичной деятельностью не получится.

Как пользоваться картой предприятия тахографа?

Перед самым началом работы на остановленном транспорте необходимо вставить карту в свободный слот тахографа, так чтобы чип находился сверху, а указательная стрелка была направлена вперед. При движении автотранспорта данная карточка также может вставляться в свободный слот устройства.

В дальнейшем идет любая процедура применения карты, которая определяется инструкцией производителя самого тахографа.

Запрещено использовать данный документ после окончания его срока действия, указанного на нем.

Кроме этого, карточка всегда должна содержать в порядке: быть чистой, сухой, не подвержена ультрафиолетовому излучению и электромагнитному полю. 

Карту предприятия можно вставить в любой свободный слот устройства. При этом чип карты должен находится сверху, а указательная стрелка должна указывать вперед. Щелчок будет обозначать то, что карты зафиксирована.

После этого происходит процесс идентификации, а затем открывается текстовое меню. Дальнейшие инструкции следует проводить в соответствии с инструкциями тахографа. Важно: карта предприятия может использоваться лишь в момент стоянки транспортного средства!

В большинстве случаев, условия хранения и эксплуатации карты определяются тем предприятием, коему она принадлежит. Однако есть общие правила, которым важно следовать, чтобы обеспечить долгую жизнь карте.

Карта выдается сроком на 5 лет. Заявление о замене карты необходимо отправить не менее чем за 15 дней до окончания срока действия карты. Карты весьма ломкие, поэтому их запрещено сгибать, сворачивать и производить иные формы физического воздействия над ними. Контактные поверхности карты должны всегда оставаться сухими и чистыми.

Цены на карты для тахографов можно узнать - Здесь!

Карты подвержены негативному влиянию солнечного света и электромагнитного изучения, поэтому следует предохранять их от данных факторов. Специалисты предлагают переносить информацию с карты на внешние носители через каждые 56 дней, дабы избежать возможной потери данных.

Основное правило использования тахографа состоит в том, что он должен быть на тех устройствах, для которых это предусмотрено законом.

Какие-либо действия по отношению к тахографу может осуществлять только мастерская, которая имеет полномочия на их совершение. Иным субъектам запрещено вносить коррективы в работу тахографа.

Этот запрет относится как к водителям, так и сотрудникам компании, эксплуатирующей транспортное средство, так и к другим мастерским помимо уполномоченных.

Указывается, что водитель должен установить один рулон внутрь принтера устройства и располагать двумя резервными в салоне.

Установлено правило, согласно которому водитель обязан предоставлять доступ к прибору сотрудникам ГИБДД, которым дается право его проверять. Он обязан выполнить для них распечатку с тахографа.

Водитель должен установить карту в начале смены, не извлекать ее на маршруте и извлечь по завершении смены. Не допускается использование карты, получившей повреждения, либо запачканной.

Карта тахографа для водителя строго индивидуальна. Пользоваться ею может только владелец, другому лицу ездить по карте данного лица запрещено.

Карты тахографа для тахографов ЕСТР (европейских) и СКЗИ (российских) имеют один и тот же размер (и длину, и ширину).

Корректное использование тахографа предполагает вождение транспортного средства с включенным прибором и установленной в него индивидуальной чип-картой водителя. Большая часть тахографов, сертифицированных для использования в РФ, имеет сходную конструкцию, потому разобраться, как пользоваться тахографом с картой водителя, относительно несложно.

Обратите внимание! Здесь приводятся рекомендации, общие для большинства моделей. У тахографов некоторых марок элементы интерфейса или пункты меню могут отличаться. Потому перед началом работы стоит потратить некоторое время для их изучения, чтобы в дальнейшем обладать актуальной информацией и свободно ориентироваться в деталях.

Последовательность действий водителя при эксплуатации автомобиля, оборудованного тахографом, такова:

  1. В начале смены водитель устанавливает индивидуальную смарт-карту в слот тахографа. Карта устанавливается в положении «чипом вверх» до характерного щелчка. После установки карты для ее активации вводится pin-код.
    Обратите внимание! Если pin-код несколько раз будет введен неправильно, карта блокируется. Для разблокировки карты используется PUK-код, который входит в комплект документации к тахографиеской карте водителя.
  2. Если экипаж транспортного средства состоит из двух человек, то второй водитель выполняет аналогичные действия: устанавливает индивидуальную карту во второй слот тахографа и активирует ее, вводя pin-код.
  3. При активации пластикового ключа на экране тахографа отображается личная информация о водителе (ФАМИЛИЯ и инициалы). Если эта информация отсутствует – скорее всего, карта установлена неправильно или не до конца. До начала движения необходимо обязательно скорректировать положение карты, установив ее правильно.
  4. Если пластиковый ключ не считывается или автоматически выдается обратно, то в большинстве случаев это свидетельствует о ее неисправности. Согласно действующим нормативам, неисправная карта должна быть заменена в кратчайший срок даже в том случае, если во время обнаружения поломки экипаж находится в рейсе.
  5. В течение времени необходимого на ремонт тахографа/замену карты информация о движении транспортного средства фиксируется вручную на тахографиеской ленте. Каждая запись заверяется личной подписью водителя.
  6. После активации личной карты в тахограф вносится информация о деятельности водителя до начала движения. Если водитель отдыхал, выбирается режим «ОТДЫХ», если выполнял другую работу — режим «РАБОТА». Эти данные используются для контроля режима труда и отдыха водителя и исключения переработки. При охране груза/транспортного средства в ряде моделей допускается выбор режима «ГОТОВНОСТЬ».
  7. У некоторых моделей тахографов перед началом введения информации необходимо подтвердить «РУЧНОЙ ВВОД». Если отказаться от подтверждения, то информация будет записана некорректно: на распечатке при этом будут отображаться исключительно знаки вопроса, что гарантированно приведет к проблемам при анализе показаний тахографа сотрудниками ДПС.
  8. В ряде случаев режимы могут фиксироваться автоматически. Так, когда в автомобиле включено зажигание, тахограф фиксирует рабочий режим вне зависимости от того, находится ли транспортное средство в движении. Информация о текущем режиме выводится на экран тахографа в виде пиктограмм.
  9. В начале движения транспортного средства тахограф переходит в режим «ВОЖДЕНИЕ» (об этом свидетельствует пиктограмма в виде руля на экране). Это режим поддерживается тахографом до момента остановки транспортного средства. Стоит помнить, что задать режим «Вождение» вручную невозможно – он выбирается устройством только автоматически.
    Обратите внимание! Если начать движение без установленной/активированной карты водителя для тахографа, устройство выведет на экран текстовое предупреждение («УПРАВЛЕНИЕ БЕЗ КАРТЫ») со звуковым сигналом. Информация о нарушении будет записана в память тахографа.
  10. После того как автомобиль будет остановлен, водитель проверяет индикацию текущего режима на экране тахографа. Переход в режим «ОТДЫХ» осуществляется либо автоматически, после отключения зажигания, либо путем нажатия на соответствующую кнопку.

Для соблюдения требований нормативных документов (приказ Минтранса №15) важно оптимально чередовать работу и отдых. Первый промежуток работы не должен превышать 4 часов, последующие – не больше 2 часов.

При выполнении международных рейсов режимы труда и отдыха считаются по-другому: максимальное время вождения составляет 4 1/2 часа – затем обязательно должен следовать перерыв не менее 45 минут. Время перерыва (в течение которого запрещается выполнять вождение и другую работу) можно делить на части – в этом случае продолжительность первого перерыва не может быть меньше 15 минут, а второго – меньше 30 минут. Максимальное время вождения за день не должно превышать 9 часов (дважды в неделю – 10 часов).

После завершения рабочей смены водитель обязан извлечь карту из тахографа. Для этого достаточно нажать соответствующую кнопку.

Инструкция по эксплуатации

Инструкция по эксплуатации тахографа, установленного на фуре, грузовике или автобусе должна быть в каждом автомобиле. Это условие не регламентируется российским законодательством.

Но мотивировать его можно тем, что наказание за неумение пользоваться тахографом расценивается как нарушение следующих требований:

  1. Ст. 12.5 п.1 КоАП РФ «управление ТС при наличии неисправности или условия, запрещающего его эксплуатацию».
  2. Ст. 11.23 КоАП РФ «Управление ТС или выпуск на линию без установленных средств технического контроля…».
Таким образом, если инспектор ДПС или любое другое лицо, уполномоченное осуществлять данную проверку, остановит автомобиль и выяснится, что водитель-новичок не обучен работе с тахографом.

Он имеет законные основания применять в отношении его, собственника или лица, ответственного за выход машины за пределы гаража, любое из представленных мер наказания. Поэтому настоятельно рекомендуется возить в бардачке инструкцию по эксплуатации прибором.

В качестве примерного ознакомления с данным руководством ниже приведён пошаговый механизм осуществления действий водителя, начиная с выезда из гаража:

  1. Внешний вид цифрового тахографа «DTCO 1381» по версии 1.3u на примере которого будет показан весь мануал.
  2. Карта водителя вставляется в слот № 1 до упора, при этом нужно немного подталкивать её по направлению движения. В случае необходимости, карта второго водителя вводится во второй слот, расположенный правее. Располагаться она при этом должна так, чтобы чип «смотрел» вверх.
  3. В процессе ввода водительских карт, на экран будут выводиться следующие обозначения.
  4. Появляется строка, запрашивающая согласие на ручной ввод данных. Если это необходимо нужно нажать «Да» или наоборот. Обычно это требуется в случае если режим занятости ранее не регистрировался на карте. В данном случае его нужно вписать в архив, подтвердив самостоятельный ввод сведений.
  5. В данном случае обязательно нужно установить режим «Отдых» в конце своей смены. В противном случае, устройство автоматически будет продолжать запись как в рабочем режиме.
  6. Вариант выводящихся на экран алгоритмов при отказе от ручного ввода сведений.

Наиболее распространённые ошибки в использовании тахографа при передвижении по территории России, происходят следующим образом. Извлекая карту из слота, водитель не должен забывать переводить запись в режим отдыха.

Выполнить последующие действия, наступившие после отдых и смены напарника, достаточно просто:

  1. Вставить карту.
  2. Выбрать ручной ввод режима отдыха.
  3. После того как данные обновились начать движение.

С картой СКЗИ

Общий принцип действий водителя при работе с цифровым устройством, использующим карты описан выше.

Однако, кроме этого необходимо подчеркнуть ещё ряд нюансов, встречающихся на некоторых типах тахографов, знание которых является обязательным:

  1. После того как карта введена в слот, необходимо ввести пин-код. Ошибочное введение кода несколько раз подряд блокирует её. Разблокировка может быть выполнена только вводом второго пароля, именуемого «PUK-код», выдающегося вместе с конвертом в котором была помещена карта в момент выдачи.
  2. Следует учитывать, что водительские карты имеют определённый срок действия, поэтому за этим нужно следить и заблаговременно получать новую.
  3. После того как карта вставлена и введён код, на дисплее должна появиться Ф.И.О. водителя. Если этого не произошло, нужно удостовериться что она вошла в слот полностью.
  4. При заведённом двигателе, запись всегда будет вестись как в рабочем режиме. Проверить текущее состояние можно на дисплее устройства.
  5. После того как двигатель остановлен, некоторые приборы автоматически переходят в режим «Отдых», другие требуют ручного переключения.
  6. Закончив движение, водитель вынимает свою карту, нажав на клавишу.

Следует учитывать, что ряд манипуляций строго запрещён и может привести к сбору ошибочных сведений или выходу из строя прибора.

Наиболее распространённые ошибки представлены далее:

  1. Управлять ТС без вставленной и активированной водительской карты.
  2. Вставлять её в процессе движения автомобиля. Данное требование касается как первого, так и второго водителя.

В случае начала движения без карты, устройство подаст предупреждающий звуковой сигнал и выведет на дисплей следующую запись: «Управление без соответствующей карты».

Без СКЗИ

Принцип работы с евротахографом идентичен. В нём, как и ранее, используется личная карта водителя, обеспечивающая индивидуальный контроль за автомобилем вовремя его вождения. Различия между СКЗИ (средства криптографической защиты информации) и ЕСТР (европейский стандарт тахографии) заключаются в том, что  на первом устройстве сведения записываются на уникальный блок СКЗИ.

Он в свою очередь зашифрован по современной технологии и подлежит сертификации в ФСБ, согласно указанному ранее ФЗ № 99. Использоваться данный прибор может только на территории РФ.

Второй, предназначен для осуществления, как международных, так и внутрироссийских перевозок. Однако, для подтверждения законности его использования на территории РФ необходимо иметь карту допуска для осуществления рейсов между странами.

Данный вопрос наиболее актуален, так как согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08. 2013г. № 273 «Об утверждении порядка оснащения ТС тахографами» и следующему за ним Приказу от 13.02.2013г. № 36 п. 1 «Об утверждении требований к тахографам…» с 01.01.2018 г.. Использовать устройства типа ЕСТР для перевозок только по России запрещено.

Если 2 водителя

Если в процессе использования задействовано 2 водителя, у каждого из них должна иметься личная карта, на которую записывается его режим работы. Процедура активации идентификатора напарника осуществляется одновременно с первой.

При этом если один человек находится за рулём, второй в это время отдыхает и наоборот. Эти сведения обязательно должны быть отображены на тахографе.

Распечатка данных с тахографа

Одна из ключевых функций тахографа – распечатка хранящейся в памяти информации о режиме водителя или о движении транспортного средства. Для этого в самом устройстве должен быть установлен рулон бумаги для распечатки, кроме того, в кабине водителя должны храниться минимум 2 запасных рулона.

Для распечатки данных может использоваться термобумага европейского типа или бумага отечественного производства. Первая разновидность обладает повышенной стойкостью к влаге, выцветанию и температурным воздействиям.

Для того, чтобы тахограф можно было использовать с целью распечатки хранящейся в памяти информации, должны быть соблюдены такие требования:

  1. Исправность внутреннего термопринтера устройства.
  2. Наличие в устройстве необходимого запаса бумаги соответствующего типа.
  3. Обучение водителя процедуре распечатки данных с тахографа.

Кроме того, желательно, чтобы у водителя была при себе инструкция по эксплуатации установленной на ТС модели регистрирующего устройства – при необходимости это позволит быстро разобраться в его дополнительных функциях.

Как снять тахограф

Самостоятельное снятие цифрового современного тахографа может понадобиться только в случае его полного удаления в транспортного средства. Чаще всего это происходит в случае продажи или утилизации автомобиля.

Основная разница между использующимися ранее аналоговыми (шайбовыми) и современными заключается в том, что каждое устройство в момент установки блока СКЗИ регистрируется в ФСБ, потому после того как оно удалено с автомобиля – водитель обязан сдать его в специализированные компании.

Следует добавить, что за это собственник тоже должен будет заплатить определённую сумму.

Если без снятия тахографа не обойтись, снять его достаточно просто.

Принцип установки сконфигурирован аналогично установке магнитолы:

  1. Пластиковый корпус расположен в металлическом кожухе (чаще всего).
  2. Подключение проводки осуществляется с задней стороны.
Прибор передаёт сведения о маршруте в режиме Глонасс, потому даже элементарное снятие электропитания (отключение АКБ), отобразится в его работе. Исходя из этого, выполнение любых ремонтных работ в процессе рейса может осуществляться только при согласовании с собственником ТС.

При этом следует учитывать, что вскрытие устройства своими руками и нарушение целостности пломб, может быть расценено как попытка получить сведения, касающиеся государственной тайны РФ, а в отношении лица, совершившего данные действия будет возбуждено уголовное дело по ст. 283 УК РФ.

Несмотря на то, что эксплуатация тахографов российскими водителями практикуется уже более 10 лет, в данном направлении ещё масса недоработок. Это касается не только законодательных нюансов, но и самих устройств.

Объясняется это тем, что некоторые комплектующие приборов отличаются низким качеством, так как созданы на базе карт для кассовых аппаратов. Это приводит к тому, что в процессе постоянных температурных перепадов, вибрации и возможных скачков в электропитании они часто приходят в негодность.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть