Калибровка тахографа: узнать стоимость услуги

Обязательность контроля

При рассмотрении Приказа Министерства транспорта № 273 от 21 августа 2013 года прослеживается четкая разбивка по использованию приборов разных систем:

  • коммерческие перевозки внутри страны – используется тахограф с блоком криптозащиты информации СКЗИ российского производства;
  • международные коммерческие перевозки – проводятся после оборудования ТС устройствами с системой ЕСТР.

Однако организациям, эксплуатирующим грузовые автомобили и другой коммерческий транспорт, следует детально изучить Федеральный закон (ФЗ) о «Безопасности дорожного движения» № 196 в редакции от 26 июля 2017 года (статья 20, ч.1, абзац 9). Так, предусмотрено пошаговое изменение законодательства.

Какие предъявляются требования по оборудованию тахографами, и до какого года, удобно представить в следующей последовательности:

  • грузовики свыше 3,5 т при перевозке опасных грузов (N2и N3) – до 1 апреля 2014 года;
  • автобусы категорий M2 и М3, а также грузовики свыше 15 тонн при междугородных перевозках неопасных грузов – с 01 июля 2014 года;
  • грузовики класса N3 свыше 15 тонн всех типов – с 1 сентября 2014 года;
  • грузовики класса N2 всех типов – 1 апреля 2015 года.

После проведенного оснащения с 1 января вступили особые требования по замене приборов старого образца.

Анализируя вышеупомянутый закон, в гл. 1 ст. 1 «Цель и сфера ФЗ» можно найти официальное объяснение необходимости периодичной поверки:

  1. Становление правовых основ и обеспечения единства измерительных средств.
  2. Защита прав и правовых основ граждан, общественности и государственного строя от негативного последствия в результате недостоверных результатов, полученных от измерительных приборов.
  3. Обеспечивается гражданская потребность для получения объективного, достоверного и сопоставимого результата измерительных приборов, применяющихся для защиты жизнедеятельности и здоровья населения.
  4. Развитие научно-технического прогресса и экономического развития страны.
  5. Осуществлению работ, обеспечивающих безопасные условия и охрану труда.
  6. Соблюдением контроля и надзора со стороны государственных структур.
  7. Обеспечению безопасного движения по российским дорогам.
Все эти приведённые доводы закона, так или иначе применимы к измерительным приборам, использующимся на ТС, предназначенных для транспортировки грузов и перевозки пассажиров.

Методика

Вышеназванная ст. 13 ФЗ 102 п. 5 переадресует процедуру осуществления поверки устройств, условия к выполняемым действиям, заполнение свидетельства к государственным структурам, на которые наложены полномочия заниматься данной деятельностью.

Последние, в свою очередь руководствуются Приказом Минпромторга № 1815 от 02.07.2015г. «Утверждение проведения поверки».

Из п. 17 данного документа можно взять сведения, касающиеся организации в которой прибор может пройти поверку:

  1. В контрольно-поверочном пункте организаций изготовителей.
  2. Мастерских, выполняющих ремонт и текущее обслуживание.
Однако, данные условия подходят не для всех средств, если есть поверка у аналогового тахографа, то допускаются оба варианта.

Для устройств с блоком СКЗИ возможен только второй вариант, так как НКМ содержит в себе криптографическую пиктограмму, находящуюся под контролем ФСБ, в соответствии с ФЗ № 99 «Лицензирование видов деятельности» от 04.05.2011г. ст. 12 «Перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия».

Данные сведения дублируются Постановлением Правительства от 16.04.2012г. «Положение о лицензировании» № 313.

В каких случаях проводится проверка?

Хотя в Приказе Министерства транспорта № 36 от 13.02.2013г. «Утверждение требований к тахографам…» в разделе № 5 «Осуществление контроля работы устройств», в п.1 прописано, что контроль осуществляется специалистами, имеющими допуск и предприятиями в которых зарегистрировано ТС, в любое время проверить прибор имеют право и представители ГИБДД.

При этом они руководствуются «О дополнительных мерах обеспечивающих безопасность дорожного движения».

Спорные вопросы при проверке тахографов инспектором ГИБДД возникают периодически. Основными из них можно назвать следующие:

  1. Почему, из-за того что в устройстве закончилась лента составляется протокол?
  2. Аналогичная ситуация происходит когда карта водителя не вставлена в слот. Разве это законно?
  3. Разве отсутствие свидетельства о поверке карается штрафом?

Эти и другие вопросы постоянно становятся причиной раздора между водителями и сотрудниками полиции, реже – работниками Роструда.

Объяснить их можно тем, что по требованию инспектора, необходимо предоставить распечатку, по которой он может проверить информацию, касающуюся не только устройства, но и стиля вождения, например превышения скорости, фиксирующиеся в памяти прибора.

При каждом выезде из гаража, автомобиль должен проверяться компетентными сотрудниками. В данном случае, это  требование описано в п.10 вышеназванного Приложения № 5 Приказа № 36.

Там есть следующая информация: «Контроль за наличием знака поверки на устройстве и (или) свидетельства и соответствующей надписи, в формуляре или паспорте прибора с подписью лица ответственного за результата, а так же осуществлять проверку сроков действия сопутствующих документов».

Независимо от принадлежности к системам разных стандартов, любой тахограф – аналоговый или цифровой, включает в себя следующие компоненты:

  1. Измеритель скорости. Показатели датчика скорости отсчитывают километры пути, пройденные без остановки с фиксацией максимальной скорости.
  2. Бортовое устройство. В соответствии с заданным алгоритмом, с учетом данных скорости и пройденного расстояния, высчитывается режим труда и отдыха водителя.
  3. Аккумуляторный блок. Обеспечивает процесс измерения независимо от состояния бортовой сети транспортного средства.

При организации перевозок пассажиров и грузов получили распространение контрольные приборы двух различных систем. Блоки СКЗИ и ЕСТР не только отличаются по принадлежности к разным стандартам, но имеют ограничения по использованию.

Ограничением по использованию являются не только страны Европейского союза, но и государства – члены Таможенного союза. Технической особенностью является крипто защита информации, полученной на всем протяжении работы прибора.

В конструкции с блоком СКЗИ присутствуют дополнительно:

  • ГЛОНАСС-приемник;
  • блок памяти для автономной записи;
  • хронометр.

Приборы стандарта ЕСТР отвечают требованиям качества ISO. Основное отличие заключается в шифровании информации через датчик скорости. Изменить поступающую информацию практически невозможно.

Архивация информации проводится на время до 90 суток. Линейка устройств системы ЕСТР небольшая, в то время как российские приборы более многочисленны с учетом несложности дооборудования устройств блоком СКЗИ. Наиболее известные модели представлены в таблице.

Таблица 1. Тахографы разных систем для транспортных средств.

 Приборы с блоком СКЗИ Приборы европейского стандарта ЕСТР
 DRIVE 5 (Smart) VDO 1381
 Меркурий ТА-001 EFAS 4
 Штрих-Taxo RUS SMSE 5000
 Efas V2 RUS
 ТЦА-02 НК
 VDO DTSO 323
 Касби DT-20M

C 1 июля 2016 года не допускается использование аналоговых устройств, информация с которых не может быть зашифрована посредством криптозащиты. Это предполагает возможность фальсификации записей.

При этом в некоторых европейских странах на внутренних перевозках до сих пор используются аналоговые тахографы в объеме до 40% рынка.

При определении необходимости установки контрольного прибора, следует рассмотреть категории транспортных средств (ТС), которым не требуется установка такого оборудования.

Независимо от того, совершаются перевозки по России или с выездом в сопредельные государства, тахограф не потребуется:

  • оперативным транспортным средствам;
  • на транспорт, используемый для обучения;
  • на транспорт, подведомственный ФСБ или другим спецслужбам, а также любая военная техника;
  • ТС для перевозки пассажиров в городском или пригородном цикле, включая троллейбусы;
  • машинам с узким функциональным назначением – сельскохозяйственные, коммунальные, строительные ТС и имеющие схожие характеристики;
  • машинам с регистрацией в Гостехнадзоре, читай – трактора.

В некоторых случаях пользователи приравнивают установленные устройства GPS навигации к тахографам. Первые обычно используют для контроля пройденного расстояния или соблюдения маршрута с целью проверки расхода топлива.

Распространение такой формы контроля получило:

  • в сельском хозяйстве;
  • в бюджетных организациях;
  • в других случаях.
Еще одной категорией, где тайна передвижений не будет раскрыта, являются ТС возрастом более 30 лет или только проходящим дорожные испытания до ввода в эксплуатацию.

Не требуется замена оборудования с установленными приборами изначально, включая тахографы до 8 ноября 2013 года. Более полный перечень удастся получить при изучении Приложения №2 приказа № 36 Министерства транспорта (от 13.02.2013 г.).

Для установки оборудования следует выбирать только проверенные мастерские. Среди основных требований выделяют:

  • наличие лицензии ФСБ для установки блока СКЗИ;
  • наличие сертификата Министерства транспорта на выполнение работ;
  • использование поверенного оборудования при установке тахографа;
    проведение работ только обученным и допущенным к работам персоналом.

Бывают ситуации, когда калибровка тахографа должна быть выполнена в срочном порядке, то есть без привязки к законодательно установленной периодичности. Такая проверка проводится, если:

  1. Осуществлялась замена прибора контроля, выполнялись какие-либо ремонтные работы или производилась установка устройства на другой автомобиль.
  2. Номер транспортного средства был изменен. В этом случае, независимо от того, какая периодичность калибровки тахографа предписана, проверку необходимо выполнить в течение недели с момента присвоения нового номера.
  3. Производился ремонт и установка новых шин. Необходимость проверки контроллера, вне зависимости от установленной периодичности калибровки тахографа, в данном случае объясняется изменением показателей давления и размера окружности колес.
  4. Нарушена пломбировка или пломбы отсутствуют вовсе.
  5. Присутствуют значительные погрешности в измерениях. К примеру, соответствующая проверка, независимо от регламентированной периодичности калибровки тахографа, должна быть произведена, если часы устройства спешат или отстают более чем на 20 минут.
  6. Произошло изменение показателя характеристического коэффициента.

В каждом из перечисленных выше случаев эксплуатация транспортных средств без осуществления калибровки тахографа, независимо от установленной периодичности, является незаконной. На владельца автомобиля может быть наложен штраф.

Самостоятельное проведение процедуры калибровки тахографа запрещено. Выполнять соответствующие работы могут только специалисты в сертифицированных центрах. Мастерская Доминант обладает всеми необходимыми техническими возможностями, позволяющими производить калибровку тахографа в соответствии с установленной периодичностью.

В случае необходимости наш специалист приедет на территорию клиента и выполнит проверку на месте. Мы дарим скидки до 15% постоянным и крупным заказчикам.

Чтобы уточнить стоимость услуг, периодичность калибровки тахографа, а также задать другие возникшие вопросы, обращайтесь по телефону в Москве 7 (495) 211-24-05.

Метрологическая поверка тахографа

Как говорилось ранее, процедура необходима для осуществления более точной работы устройства и правильности его показаний.

Согласно названому ранее приказу № 1815 от 02.07.2015г. первичная поверка может производиться в организации производителе, до момента его введения в эксплуатацию (п.15).

Помимо этого, можно назвать ещё ряд особенностей, касающихся выполнения данного мероприятия:

  1. П.13 – результат является действительным в течение всего интервала между поверками.
  2. П.14 – срок очередного прохождения определяется до даты, указанной в свидетельстве.
  3. П.18 – периодическая поверка должна делаться для каждого устройства, использующегося на ТС.
  4. П. 19 — собственники должны предоставлять измерительный прибор ранее указанного срока, при следующих обстоятельствах:
    • срыв пломб;
    • выполнение повторной настройки и регулировки, сопрягающегося со срывом пломбы;
    • при появлении сомнений в точности показаний;
    • при механическом повреждении или ударном или ином воздействии.
  5. П.21 – в случае длительного простоя устройства.

Замена европейских устройств

Перевозчики, работающие по лицензии, разрешающей перевозки только в России, обязаны использовать приборы с криптозащитой. Это касается и аналоговых, цифровых приборов иностранного производства.

ЕСТР разрешены только при выдаче лицензии на международные перевозки.  В таком случае владельцы ТС должны соблюдать правила эксплуатации в соответствии с Европейским соглашением.

Цифровой тахограф (ЕСТР) визуально похож с российским. Сведения поступают с датчика скорости, а активация происходит одновременно с включением ключа зажигания. После этого сразу фиксируются данные о работе, отдыхе.

При необходимости данные можно просматривать на спидометре или в контроллере ТС. Записывается информация в цифровой карте водителя или во встроенной памяти. Считывать записи рекомендуется через каждые 28 дней с ключа водителя и раз в 30 дней с прибора. Всю информацию перевозчик обязан хранить в течение года.

Периодичность процедуры

Процедура обязательной проверки СКЗИ должна проходить каждые 3 года. Приказ Минтранса от 13 февраля 2013 № 36, п. 90 является основанием к этому. На это влияет и необходимость замены цифровой подписи.

Выполняя нужную процедуру, следует помнить о необходимости копирования информации и хранения ее в течение 1 года. Только по истечении срока ее можно удалить.

Для самописцев европейского образца, проверка выполняется раз в 5 лет, соответственно выданной лицензии.

Регулирование периодичности очередных поверок, осуществляется на основании Приказа агентства техрегулирования и метрологии, вступившим в силу 25 декабря 2015г. № 1658 «Утверждение категорий измерительных средств».

В соответствии с ним, приведён список устройств ряда тахографов отечественного производства, которые должны быть обеспечены подготовленными свидетельствами для утверждённых типов измерительных средств и выданы обратившимся к ним юридическим лицам. Ознакомиться с ним можно в таблице, приведённой далее.

Таблица 1. Перечень тахографов.
МаркаПроизводствоРегистрационный номер в Госреестре измерительных средствМетодика поверки измерительных средствИнтервал между поверками, лет
Drive 5ООО «Атол Драйв»62918-15651-15-53 МП7
DTCO VDO 3283Производственный филиал ООО «Континентал Аутомотив»62919-15651-15-51 МП7
ТЦА-02НКООО «Измеритель-авто»62921-15651-15-52 МП7
ШТРИХ ТахоRUSООО «НТЦ Измеритель»62922-15651-15-55-МП7
Drive SmartООО «Атол драйв» 62923-15651-15-54-МП7
Касби DT-20М «Калужский завод телефонной аппаратуры» 62922-15651-15-55-МП7
Меркурий ТА-001ООО «Астор Трейд»62917-15651-15-56-МП7

Всего в документ внесена 61 позиция отечественных измерительных приборов, из которых 7 приходится на тахографы.

Из последней графы видно, что для всех устройств действует одинаковая периодичность проведения поверки, в то время как методика её осуществления может несколько отличаться.

Владельцы прибора контроля должны учитывать, что после его установки автомобиль можно эксплуатировать без проверки в течение следующего времени:1 года, если на транспортном средстве установлен аналоговый тахограф.2 лет, если речь идет о приборе ЕСТР.3 лет, если это цифровая модель контроллера со СКЗИ.

По прошествии допустимого срока транспортное средство должно пройти соответствующую проверку. Как уже отмечалось выше, ее дата зафиксирована в памяти устройства в соответствии с требуемой периодичностью калибровки тахографа.

При несоблюдении указанного срока транспортное средство считается неисправным, а на его владельца могут быть наложены штрафные санкции за несоблюдение правил, предписанных Министерством транспорта РФ.

Удалённый осмотр

Выполнить поверку удалённым или дистанционным способом невозможно так как это является нарушением действующего законодательства.

Помимо того, что заниматься аналогичной деятельностью уполномочены только специализированные организации, для этого понадобится снятие устройства, что чревато нарушением ст.283 УК РФ «Получение сведений, являющихся государственной тайной».

Единственный вариант который может ускорить процесс осуществления поверки составляет предварительную запись по телефону или через интернет. В этом случае, мастерской сообщается информация о модели устройства и дате последнего прохождения сверки.

Результатом будет то, что сразу после того как заказчик прибывает в организацию, тахограф демонтируется, к тому же не придётся ждать составления договора, так ка он готовится заранее. Такой сюжет многие сервисы и называют дистанционным.

Требования

Основным требованием, которому должен удовлетворять евро тахограф, это законность его использования.

Это требование выражается в следующих пунктах:

  • прибор имеет сертификат и допущен для использования по стандарту ЕСТР, что указано на номерной табличке прибора;
  • калибровка прибора и его опломбированность подтверждена табличкой устанавливающей мастерской;
  • для проверки прибора выдается карта доступа, а водитель имеет именную карту водителя.

Для правильного использования прибора требуются не только документы для установки и эксплуатации, но и соблюдение норм ЕСТР. При этом следует учитывать, что эти нормы по охране труда несколько шире, чем национальное законодательство.

Цена услуги

Внешний вид документа может отличаться в зависимости от компании, выдавшей его.

Однако, сведения, прописанные в нём везде идентичны, за исключением некоторых факторов:

  1. Наименование организации.
  2. Модель измерительного устройства.
  3. Методика поверки.

Метрологическое исследование тахографа с блоком СКЗИ, ценой практически не отличается от калибровки. Её величина варьируется в диапазоне от 2 000 до 3 000 руб., в зависимости от мастерской в которой она выполняется.

При выполнении работ цена с установкой зависит не только от стоимости прибора. Напрямую затраты связаны с моделью автомобиля.

К примеру:

  • подготовленное к установке устройства ЕСТР транспортное средство, потребует всего 5 тыс. руб. вложений;
  • не подготовленный автомобиль придется частично переоборудовать и доукомплектовывать. Нередко затраты возрастают до 7 раз.

В перечень работ необходимо включать, в отдельных случаях, замену панели приборов или спидометра, установки отдельных датчиков. Но в подготовленной мастерской все эти вопросы решаемы.

Наряду с соблюдением трудового законодательства и международных норм, исчерпывающие меры позволят транспортной компании выйти в лидеры на рынке перевозок.

Одновременно сократятся и издержки, что повлияет и на стоимость оказываемых услуг. В любом случае главное помнить, что установка тахографа – это мера по повышению безопасности дорожного движения.

Так нужно ли менять в 2019 году

Основными причинами для замены ранее установленных приборов с 1 января 2019 являются сроки, указанные в приведенном Федеральном законе.

Сюда подпадают устройства:

  • тахографы ЕСТР при установке в заводских условиях до 1 апреля 2014 года;
  • приборы европейского образца при монтаже сервисными центрами до 11 марта 2014 года.

Если с позиции, до какого времени действителен ранее установленный прибор, все становится понятным, то конфликт двух разных законодательств остается.

Здесь следует рассмотреть другие нормативные документы:

  1. К примеру, Технический Регламент «О безопасности колесных средств» ТР ТС 018/2011 устанавливает обязательные требования по характеристикам и конструкции измерительных приборов (глава 3, п.п. 7 и 8, глава 4 пункт 14, приложение 10, пункт 65).
  2. В то же время, пункт 3 (статья 4) ФЗ о техническом регулировании (с изменениями на 29.07.2017 года) называет требования нормативных актов низшего уровня только рекомендательными.
  3. Поэтому, приказы Министерства транспорта №№ 36, 273 носят, скорее, необязательный характер. Напомним, что в этих документах указывается на необходимость использования блока СКЗИ.

В случае, к примеру, приобретения ТС с заводским тахографом, не отображенным в списках по приказу №36 (Минтранс), сомневаться в необходимости замены не приходится.

Некоторую самостоятельность в вопросе, менять ли тахограф европейский на российский, имеет непосредственно перевозчик. Постоянно менять тахограф ЕСТР на СКЗИ не представляется возможным.

Скорее всего, требуется четко определить направление использования коммерческого транспорта: внутри страны или используемое в международных перевозках. И если международные перевозки детей проводятся без замены транспорта, то в грузовых перевозках на разных рынках следует чаще прибегать к логистическим услугам.

Еще одним примером практики замены приборов на отечественный тип СКЗИ является изменение в деятельности компании. Если заключается соглашение только на отечественные перевозки, весь парк компании потребуется переоснастить приборами другого формата.

Срок действия и ответственность за нарушения

В регулярном использовании транспортного средства следует периодически проводить контроль состояния прибора:

  • правильность подключения;
  • повреждения корпуса или пломбы;
  • исправность работы прибора;
  • работу с использованием личной карты водителя.
Не стоит откладывать ремонт или визит в сервисную станцию при появлении любых отказов в работе измерителя. Длительность использования фото карты водителя ограничена сроком в 3 года.

Для самих регистрирующих устройств установлены другие нормы поверки (ФЗ № 102, ст. 13 с изменениями, Приказ Министерства транспорта№ 1658 от 25.12.2015 г.), которые представлены в таблице.

Таблица 2. Периодичность метрологической поверки.

Объект поверкиУстановленная периодичность
(с декабря 2015 года)
Тахограф любого производителя 7 лет
или при каждой второй замене блока СКЗИ
Блок СКЗИ,
в том числе с момента активации
4 года
3 года

При несоблюдении отмеченной периодичности подтверждения годности прибора к измерению наступает административная ответственность на должностных лиц или компанию. Размер наказания согласно со статьей 19.19 административного Кодекса приведен в таблице.

Таблица 3. Размер штрафа за нарушение эксплуатации тахографа.

 Объект наказания Мера наказания, тыс. руб.
 Должностное лицо 20-50
 Юридическое лицо 50-100
Важно! При этом следует учитывать, что контроль использования приборов осуществляется при утверждении результатов ежегодной проверки за истекший год.

Так что незамеченными не останутся даже отдельные прошедшие периоды незаконной эксплуатации оборудования. При осуществлении перевозок стоит позаботиться и о соблюдении режима труда и отдыха. Иначе поводов получить наказание будет намного больше.

Штраф за отсутствие свидетельства

Как сказано ранее, контроль за правильным использованием измерительных приборов в дороге накладывается на сотрудников полиции. В случае обнаружения нарушений они вправе составить в отношении виновника административный протокол, фиксирующий причину.

Согласно ст. 11.23 КоАП «Управление ТС или его выпуск на линию без тахографа или с неработающим устройством. Нарушение РТО». При этом протокол может быть составлен как на водителя, так и на лицо, ответственное за его выезд за пределы гаража (должностное или собственник).

 Часть ст. 11.23 КоАП Статус нарушителя Сумма штрафа,  руб.
 Ч.1 для граждан 1 000 — 3 000
 Ч.1 для должностных лиц 5 000 — 10 000
 Ч.2 для лиц, управляющих ТС 1 000 — 3 000

Таким образом, за нарушения, связанные с эксплуатацией могут понести ответственность как исполнители, так и заказчики, в лице владельцев автомобилей.Исходя из всего ранее сказанного, можно сделать заключение что, поверка тахографа является важным этапом его эксплуатации.

Если в момент установки устройства свидетельство о её прохождении выдаётся автоматически, то в дальнейшем за сроками необходимо следить, так как это может стать причиной дополнительных расходов, понесённых на уплату штрафов.

Причём нарушения могут фиксироваться не только сотрудниками полиции, но и специалистами Роструда или Ространснадзора.

Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть