Транспортный налог на авто старше 10 и 25 лет в России

Транспортный налог на авто старше 25 лет

Ставки в 2019 году делятся на базовые (федеральные) и местные (региональные). Налогоплательщики обязаны применять региональный тариф. И только в случае отсутствия такового пользоваться базовой таблицей. Обратите внимание на следующие особенности:

  • базовые ставки определены ст.361 НК РФ;
  • они разделены по видам траспортных средств: тариф за легковую машину будет иным, чем за грузовик, и уж тем более отличным от какой-нибудь яхты, хотя они могут быть зарегистрированы в одном регионе;
  • тариф дается в расчете на одну лошадиную силу мощности машины за редким исключением, поэтому расчет платежа осуществляется путем умножения ставки на мощность;
  • для легковых автомобилей, включенных в перечень Минпромторга, введен дополнительный коэффициент, это небезызвестный налог на роскошь, увеличивающий размер платы за транспорт.

Объект налогообложения

Базовая ставка налога

(в рублях) на 1 л/с

Легковые автомобили

До 100 л/с. (до 73,55 кВт) включительно    

2,5

От 100 л/с. до 150 л/с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

3,5

От 150 л/с. до 200 л/с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

5

От 200 л/с. до 250 л/с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

7,5

От 250 л/с. (свыше 183,9 кВт)

15

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя

Не больше 20 л/с. (до 14,7 кВт) включительно 

1

От 20 л/с. до 35 л/с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

2

От 35 л/с. (свыше 25,74 кВт)

5

Автобусы с мощностью двигателя

Не больше 200 л/с. (до 147,1 кВт) включительно

5

До  200 л/с. (от 147,1 кВт)

10

Грузовые автомобили

До 100 л/с. (до 73,55 кВт) включительно  

2,5

От 100 л/с. до 150 л/с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

4

От 150 л/с. до 200 л/с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

5

От 200 л/с. до 250 л/с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

6,5

От 250 л/с. (свыше 183,9 кВт)

8,5

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

2,5

Снегоходы, мотосани

Не больше 50 л/с (до 36,77 кВт)

2,5

От 50 л/с (больше 36,77 кВт)

5

Катера, моторные лодки и иные плавсредства

Не выше 100 л/с (до 73,55 кВт)

10

От 100 л/с (сверх 73,55 кВт)

20

Яхты и парусно-моторные суда

Не выше 100 л/с (до 73,55 кВт)

20

От 100 л/с (сверх 73,55 кВт)

40

Гидроциклы

Не выше 100 л/с (до 73,55 кВт)

25

От 100 л/с (сверх 73,55 кВт)

50

Прочие транспортные средства

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

20

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели

25

Самолеты, имеющие реактивные двигатели

20

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

200

Если легковой автомобиль стоит более 3 миллионов и его модель включена в список Минпромторга, то владельцу придется заплатить дополнительную сумму при уплате налога на транспорт.

Увеличение платежа произойдет за счет повышающего коэффициента. Организации – хозяину такого авто при расчете налога нужно умножить полученную сумму на коэффициент, который зависит от цены легковушки и времени ее эксплуатации.

Будьте внимательны, в этом году:

  1. введен единый тариф для машин стоимостью от 3 до 5 миллионов;
  2. некоторые легковушки исключили из перечня Минпромторга.
Перечень Минпромторга два раза в год обновляется, поэтому прежде чем начислять дополнительные деньги, сверьтесь с ним как следует.

Каждый регион вправе утверждать свой размер налога на транспорт. Но делать это нужно в ограниченных пределах. НК РФ диктует, что местный тариф не может увеличивать или уменьшать базовую ставку более чем в 10 раз.

Кроме того, есть еще одно правило при уплате транспортного налога. Он рассчитывается по тарифу той местности, где базируется головной офис предприятия или по месту жительства ИП (ст.83 НК РФ).

Например, компания находится в Москве, а грузовиком она пользуется исключительно в области, где у нее расположены, предположим, склады. Так вот платить за грузовичок придется по ставкам Москвы.

Транспортный налог является строго установленным федеральными законами обязательством, который должны погашать все граждане Российской Федерации, имеющие в собственности самоходную технику и авто. Платить налоги должны не только обычные люди, но также коммерческие предприятия и государственные учреждения, не освобожденные от этого федеральным законом. Сумма определяется налоговым органом на основании предоставленных документов.

Объекты, облагаемые налогом – это легковые авто, мотоциклы, автобусы, грузовой транспорт, яхты, моторные лодки, снегоходы, катера, мотосани и другая техника, прошедшая регистрацию. Не обязаны платить сбор собственники следующих приспособлений:

  • Суда, ходящие по рекам или морям.
  • Весельные лодки или оборудованные мотором до 5 л.с.
  • Тракторы и комбайны, задействованные в с/х целях.
  • Воздушный транспорт, принадлежащий медицинским учреждениям и службам.
  • Установки на плаву, используемые для бурения шельфа.

Нет необходимости платить транспортный налог государственным органам исполнительной власти, у которых на балансе есть автомобили. Освобождаются от регулярного внесения средств физические лица и организации, обладающие машинами, числящимися в розыске, при условии предоставления документов, подтверждающих факт угона.

Будет налог на машину старше 20 лет базовым или в разы больше — устанавливается исключительно законодательством того субъекта, в котором сейчас зарегистрировано ТС. В одном субъекте могут вообще освободить от платежей, а в соседнем регионе собственникам аналогичного авто начислят максимально возможный налог.

Для владельцев более старых ТС актуален другой вопрос: облагается ли налогом автомобиль старше 25 лет? И здесь не все так однозначно. Платежи зависят от географии регистрации. Приведем пример Воронежской области, в которой согласно местному законодательству, освобождены от налога легковые авто старше 25 лет с двигателем до 100 л. с.

или республики Алтай, где для легковушек отечественного производства с двигателем мощностью не более 90 л. с. действует почти минимальная ставка налога – всего 5 рублей за одну лошадиную силу. А вот в Москве для аналогичного транспорта ставка равна 7 руб. за 1 л. с., а в Нижнем Новгороде её размер составляет уже 25 руб. за л. с.

Сравним указанные льготы с московскими и нижегородскими нормами, где зарегистрировано больше всего автомобилей и установлены максимально возможные ставки налога. Так, налог на грузовой автомобиль 1999 г.

выпуска мощностью 400 л. с. в Москве составит 28 тыс. руб. (400 л. с. x 70 руб/л. с.), в Нижнем Новгороде — 34 тыс. руб. (400 л. с. x 85 руб/л. с.), а в Приморье — только 12 тыс. руб. (400 л. с. x 30 руб/л. с.).

Во многих субъектах России местными властями, имеющими полномочия для принятия таких законов, от уплаты транспортного налога освобождаются общественные организации инвалидов и другие категории льготников.

Большинством регионов также освобождены сельхозпроизводители. В Красноярском крае — изготовители оборудования для инвалидов, а в Липецкой области такая льгота актуальна для тракторных производств. В Московской области налог в половинном размере дозволено уплачивать производителем детского питания.

В Нижегородской области транспортный налог по половинной ставке начисляют за монтаж на ТС газобаллонного оборудования. Для предоставления этой льготы в налоговый орган достаточно предъявить справку о том, что такое оборудование было установлено.

В Кабардино-Балкарии организации не вносят платежи по неисправным либо законсервированным транспортным средствам. Для этого в налоговый орган нужно представить справку из Госавтоинспекции МВД России.

Размеры налоговых ставок приведены в п. 1 ст. 361 НК РФ. Причем налоговые ставки на дорожный налог на машину старее 10 лет устанавливаются в непосредственной зависимости от мощности двигателя, категории ТС в расчете на 1 л.с.

В Письме Минфина России от 3 декабря 2009 г. N 03-05-06-04/401 отмечено, что законодательные органы власти субъектов РФ самостоятельно принимают решения об установлении на территории субъекта конкретных размеров налоговых ставок, увеличивая или уменьшая их относительно ставок, указанных в ст.

Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление налоговых ставок в отношении каждой категории ТС, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска авто.

Это значит, что транспортный налог на старые автомобили старше 10 лет в России устанавливается субъектом РФ, в котором зарегистрировано ТС.  Если такого закона нет, то рассчитывается налог по ставкам, указанным в п.1 ст.361 НК РФ.

Так что, автолюбители, помните, что транспортный налог на машину старше 10 лет может регулироваться не только Налоговым кодексом, но и законами субъекта, в котором зарегистрировано ваше авто.

Правила начисления налога

Регулирует размер, временной промежуток для внесения средств, порядок и льготную категорию граждан законодательство, а именно Налоговый кодекс РФ. Вносятся деньги плательщиком по месту нахождения транспорта в сроки, установленные нормативными актами субъекта России. В процессе подсчета используется специальная формула, которая выглядит следующим образом:

  1. Для обычных граждан (физлица). Ставка налога х Налоговая база х (Количество месяцев владения/12) х Повышающий коэффициент = Размер налога
  2. Для юридических лиц. ¼ Налоговой базы х Налоговая ставка = Транспортный налог

У юрлиц способ расчета немного другой, так как они регулярно на протяжении всего года вносят авансовые платежи, которые в итоге вычитаются из полученной суммы. Подсчеты проводятся каждый налоговый период.

Влияют на тарифную ставку такие показатели, как мощность мотора, данные техосмотра, регион и длительность эксплуатации транспортного средства. Нормы экологического права предусматривают повышение обязательного сбора с владельцев личных авто, если возраст их «железного коня» больше 10 лет.

Если транспорт был модернизирован, переоборудован и урон окружающей среды от этого снизился, то об этом, для снижения налога, необходимо сообщить в Госавтоинспекцию.

Интересная информация! Транспортный налог существовал не всегда, его ввели только в 2013 году. Расходуется он преимущественно на защиту экологии от вредных выбросов в атмосферу и ремонт дорог. Возмещение вреда окружающей среде также компенсируется через дорожные сборы, акциз на производство авто и бензин.

Налог с продажи старых машин

Налоговые сборы для владельцев старых дорогостоящих автомобилей зависят от возраста транспортного средства:

  • Старше 10-15 лет – коэффициент 2. Если автомобиль стоит свыше 15 млн руб. – коэффициент повышается до 3.
  • Для машин, которым больше 20-25 лет – коэффициент 3.

Что означает повышающий коэффициент? На него нужно умножить ставку по транспортному налогу.

Возраст автомобиля считают не с даты покупки, а с даты выпуска.

Исчисление указанных выше сроков начинается с даты выпуска ТС, а не с момента его покупки владельцем. Окончательный размер зависит также от стоимости одной л. с. в регионе регистрации. Пример расчета налога на авто 2019 г. в.

, мощностью 100 л. с., ценой в 3 млн рублей, зарегистрированное в г. Москве, где цена одной лошадиной силы 25 рублей: (25х100)Х1.1=2750 рублей. Налог на автомобиль старше 5 лет при цене в 5 млн составит уже 5000 рублей.

Размер налога на авто возрастом до 10 лет остается без изменений кроме ситуаций, когда стоимость ТС от 10 до 15 млн рублей. В таком случае повышающий коэффициент будет равен 3, что можно наблюдать в таблице выше.

Законом определены категории граждан, чей автомобиль старше 10 лет облагается налогом, уменьшенным в 2 раза. Это пенсионеры, инвалиды, участники ВОВ, многодетные семьи, ликвидаторы ЧАЭС, ветераны боевых действий.

Как уже упоминалось ранее, определение размера и условий начисления ТН полностью отданы в региональные органы власти, поэтому размеры и количество льгот будет варьироваться от региона к региону. Так, в Кабардино-Балкарии ТН не распространяется на авто возрастом более 10 лет с момента выпуска и мощностью до 100 л. с.

Старше 25 лет

Налоговая ставка за автомобиль возрастом старше 25 лет с даты выпуска полностью отменена в таких регионах РФ как:

  • Тверь (ТС до 1970 года выпуска);
  • Мурманск (налог на машину старше 30 лет отсутствует);
  • Воронеж (мощность ТС до 100 л. с.);
  • Ингушетия (авто до 1994 г. в. и мощностью не более 90 л. с.);
  • Хабаровск (ТС, выпущенные до 1991 года, а также транспортные средства, полученные в качестве награды от предприятий и организаций);
  • Санкт-Петербург (авто до 1990 г. в. и мощностью не более 80 л. с.).

Данные льготы относятся только к ТС, которые поставлены на учет в соответствующем регионе, вне зависимости от региона эксплуатации.

Особенности налогообложения на старые авто

Возраст авто (лет)Доп. ставка
1-3в 0,5 раза
5-10в 1,75 раза
10-15в 2 раза
Больше 15в 3 раза

Транспортный налог на старые автомобили 2019 году, если их возраст составляет больше 15 лет, увеличивается троекратно из-за того, что они абсолютно не соответствуют экологическим нормам. В то время как машины 10-15 лет лишь частично удовлетворяют установленным положениям.

Оплата официальных взносов в казну осуществляется в национальной валюте страны, то есть рублях. Это обязательное требование закона и положений Налогового кодекса. Это касается не только «дорожного» сбора, но и всех других аналогичных платежей.

Приобретая подержанную машину, новому собственнику необходимо быть готовому к постоянным расходам, в том числе и к повышенному обязательному сбору в налоговую службу. Этот налог является компенсацией за износ дорог и причинение вреда экологии.

И хотя постоянно рассматривается вопрос о его отмене, это не значит, что водителям не будут предложена альтернатива. Потери бюджета от такого решения возместятся за счет повышенного акцизного сбора на топливо.

Льготники

Есть категории граждан, которые могут воспользоваться льготой на транспортный налог на автомобили старше 10 лет. Пенсионеры, инвалиды, ветераны ВОВ и боевых действий, ликвидаторы ЧАЭС и члены многодетных семей платят пошлины за ТС в уменьшенном размере.

Актуальные суммы субсидий нужно запрашивать в отделении Федеральной налоговой службы в регионе проживания автовладельца. В некоторых регионах владельцы автомобилей вообще не платят налоговые сборы, если машина попадает под определённые условия. Это жители:

  • Петербурга (ТС до 1990 г., не более 80 л.с.).
  • Воронежа (ТС до 100 л.с.).
  • Хабаровска (ТС до 1991 г.).
  • Ингушетии(ТС до 1994 г., до 90 л.с.).
  • Твери (ТС до 1970 г.).

Неважно, где эксплуатируется легковушка. Если транспортное средство зарегистрировано в одном из этих регионов – собственник всё равно не будет платить пошлину.

В федеральном законодательстве не закреплена отмена транспортного сбора за автомобили старше 30 лет, но в Мурманске – единственном регионе – собственники таких машин не облагаются налогом.

Размер выплаты по возрасту машины

КоэффициентСтоимость авто (млн)Возраст (лет)
k13-52-3
k33-51-2
k53-5От 1
k25-10До 5
k310-15До 10
k3Больше 15До 20

Некоторые ошибочно предполагают, что транспортный налог на авто старше 10 лет уменьшается в два раза, но это весьма распространенное заблуждение. С увеличением пробега машины, обязательный сбор также постепенно возрастает.

Но если есть предположение, что налоговая служба провела неправильные расчеты и в отправленном уведомлении указана завышенная сумма, оспорить ее можно. Для этого необходимо обратиться лично в ближайшее отделение, предоставив оплаченную квитанцию и документы, подтверждающие снятие с учета авто или доказательство права на льготу. В этом случае налог на машину старше 10 лет может быть отменен или уменьшится.

Что влияет на сумму налога на автомобиль

Полный список моделей автомобилей, которые облагаются повышенной ставкой налога, можно посмотреть на сайте Минпромторга. Для подробной информации представлена отдельная статья про повышающий коэффициент при расчете транспортного налога.

Ответ на вопрос «Нужно ли платить налог при продаже автомобиля?» четко дан в НК РФ. При совершении сделки с ТС, которое было во владении более 3 лет, никаких выплат в бюджет не производится. Но при совершении сделки продажи ТС возрастом до 3 лет данные о таком договоре указываются в ежегодной декларации. При учете декларации ФНС решает вопрос о необходимости назначения выплат в бюджет.

Плюсы и минусы

В России, для автовладельцев плюсов от налога на старые машины нет, в этом случае выигрывает только государство. Федеральный бюджет значительно пополняется от организаций, на балансе которых есть дорогие раритетные автомобили или от состоятельных россиян, которые могут себе позволить иметь в гараже дорогой подержанный автомобиль и платить за него повышенный налог.

Для среднестатического населения – пенсионеров и малоимущих – от налога на старые автомобили только минусы. Люди ездят на таких авто из-за того, что не могут себе позволить купить и содержать новую машину.

Прежде чем повышать транспортный налог для этой категории людей и вводить экологический сбор – нужно изучить реальную экономическую ситуацию и тщательно проработать налоговые условия.

Помните, возраст автомобиля считают с даты его производства, а не покупки. Повышенный коэффициент за возраст транспортного средства платят только владельцы дорогих иномарок, но возможны изменения в законодательстве. В шести регионах России владельцы не платят транспортный налог на старые машины.

Обязательный сбор в отношении авто старше 25 лет

Транспортный налог на старые автомобили, которым уже более 25 лет, не потребуется платить в Воронеже, Мурманске, Твери, Ингушетии и Санкт-Петербурге. А вот в Москве во внимание принимается в первую очередь мощность мотора, и подсчеты проводятся по общим правилам. Поэтому в отношении ретро решающим фактором зачастую является регион регистрации.

Право не платить обязательный сбор на авто старше 25 лет в государственную казну у юридических лиц есть только в Кабардино-Балкарии. Подоходный налог при продаже таких транспортных средств рассчитывается по общим правилам.

Налоговые льготы

Транспортный налог на автомобиль старше 10 лет могут не платить владельцы определенных машин. Льгота регулируется фискальным законодательством, субсидии выделяются из регионального или федерального бюджета для некоторых категорий граждан:

  1. Участники Великой Отечественной воны и других военных действий.
  2. Граждане с присвоенным званием «Герой России» или Советского союза.
  3. Инвалиды или ветераны ВОВ, военные пенсионеры.
  4. Категории граждан освобожденных от налогаРодители или другие законные представители (опекуны или попечители) ребенка с инвалидностью.
  5. Ликвидаторы последствий на ЧАЭС и другие приравненные к ним категории граждан.
  6. Инвалиды 1 и 2 группы.
  7. Многодетные семьи с детьми до 18 лет (только одно транспортное средство).

Власти регионов вправе ввести дополнительные субсидии на местах, поэтому сборы в разных субъектах Российской Федерации отличаются. И если льгота распространялась на определенную категорию граждан в одной области, совсем не обязательно, что расчет в другой будет идентичным.

В случае с социально незащищенными гражданами, от налога освобождаются авто, приобретенные за счет органов опеки и после получения удостоверения инвалида. 3 группа не претендует, так как люди, которые могут самостоятельно о себе позаботиться, являются полностью дееспособными.

Сумма транспортного налога на старые авто не установлена четко, так как подсчитывается индивидуально. Во внимание принимается целый ряд факторов, в том числе мощность двигателя, региона регистрации, наличие или отсутствие льгот у собственника.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть