Европротокол при ДТП: правила оформления в 2019 году

При каких условиях оформляется европротокол при ДТП

В целом принципы оформления европротокола мало менялись за последние несколько лет, а вот размеры выплат регулярно увеличивают.

В 2019 году самостоятельно оформить аварию участники ДТП могут при следующих условиях:

  • в ДТП нет потерпевших
  • в ДТП участвуют только два транспортных средства
  • в ДТП повреждения получили только автомобили-участники, вред имуществу, в том числе дорожных знакам и прочим объектам инфраструктуры, не причинен
  • обе машины застрахованы по ОСАГО или международной системе «Зеленая карта»
  • оба водителя вписаны в действующие страховые полисы
  • страховые полисы должны быть с собой — если хоть один лежит дома, то надо вызывать гаишников
  • по предварительной оценке, нанесенный автомобилям ущерб не превышает максимальную сумму страховой выплаты
  • оба водители согласны оформить ДТП без вызова сотрудников ГИБДД, самостоятельно заполнить бланки по упрощенном процедуре оформления
  • водители не имеют разногласий по поводу обстоятельств ДТП и его виновника
  • хотя бы у одного участника ДТП есть техническая возможность зафиксировать ДТП и его обстоятельства на фото- или видеокамеру

Если автомобиль одного или обоих водителей зарегистрирован не в РФ, то «Европротоколом» можно воспользоваться в случае, если гражданская ответственность водителя(-ей) застрахована по системе «Зеленая карта».

Практически все поправки, внесенные в процедуру оформления европротокола, были приняты с оглядкой на сумму выплат.

Прежде всего, при любой аварии необходимо сначала соблюсти простые и необходимые меры предосторожности!

Согласно ПДД (и здравому смыслу), после удара сразу нужно остановить машину, включить аварийную сигнализацию  убедиться в том, что выйти на дорогу безопасно, надеть светоотражающий жилет и установить на дороге знак аварийной остановки.

В городе «треугольник» ставят не ближе 15 метров до машины, за городом — 30 метров. Убедиться, что в другом автомобиле никто не пострадал. Как можно скорее необходимо сфотографировать и снять на видео обстановку на месте аварии, расположения машин и их повреждения.

Помимо самих автомобилей в кадре должно быть видно объекты дорожной инфраструктуры — знаки, линии разметки, пешеходные переходы, светофоры и прочее. Лучше сфотографировать/снять также состояние дорожного полотна  и тормозной путь на дороге.

После детальной съемки с разных ракурсов машины стоит убрать с проезжей части, пока в них еще кто-нибудь не влетел.

Далее водители оформляют бланк извещения о ДТП, которые выдаются в страховой компании вместе с полисом ОСАГО или доступны для скачивания в интернете. Желательно — каждый своей ручкой. Исправления запрещены, поэтому необходимо быть внимательным.

В статье 11.1 «Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции» ФЗ №40 «Закона об ОСАГО», говориться что оформить ДТП без вызова ГИБДД по Европротоколу можно при наличии следующих обстоятельств:

  • Если в ДТП вред был причинён только автомобилям, т.е. без пострадавших;
  • ДТП произошло в результате столкновения двух автотранспортных средств, гражданская ответственность владельцев, которых застрахована по ОСАГО, т.е имеется действующий полис ОСАГО;
  • Обстоятельство причиненного вреда имуществу (автомобилю), в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывает разногласий у водителей, при этом все они зафиксированы в Европротоколе, бланк которого заполнен водителями причастных к ДТП транспортных средств, в соответствии с правилами (см. ниже).
  • Размер страхового возмещения, положенный потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его автомобилю, не может превышать 100 тысяч рублей. Если же владелец транспортного средства, которому был нанесен ущерб, считает, что такая компенсация не позволит ему в полной мере произвести ремонт автомобиля, то к оформлению ДТП нужно привлечь сотрудников ГИБДД.
В связи с вышесказанным, водителю, попавшему в ДТП нужно объективно проанализировать случившееся, и определить подходят ли пункты выше к текущей ситуации, и если есть расхождения, то лучше Европротокол не оформлять, а вызвать сотрудников ГИБДД.

Извещение о ДТП заполняется при любой аварии, где причинен вред:

  • имуществу других физических или юридических лиц;
  • жизни и здоровью людей, включая пассажиров транспортного средства.

Оформление по Европротоколу возможно:

  • если в ДТП участвовало 2 автомобиля;
  • нет пострадавших;
  • оба водителя застрахованы по ОСАГО;
  • причинен вред только автомобилям-участникам;
  • между участниками нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП и причиненного ущерба;
  • сумма ущерба не больше 50 000 рублей (в рамках пилотного проекта для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей — не больше 400 000 рублей, при условии фиксации аварии на устройства, поддерживающие ГЛОНАСС).
Если все критерии выполнены, водители могут приступать к заполнению Европротокола.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  1. Авария произошла на территории России.
  2. В ДТП попало только два автомобиля. Это требование описано в подпункте “б” пункта 1 статьи 11.1 №40-ФЗ.
  3. Согласно подпункту “а” пункта 1 статьи 11.1 того же Федерального закона, европротокол можно оформлять, если в аварии повреждены только машины, при этом личные вещи водителей или пассажиров, а также городское имущество (например, дорожные заграждения или светофор) не пострадали, нет травм у людей.
  4. Оба водителя – владельцы полисов ОСАГО, действующих на момент происшествия. Если один из участников ДТП является иностранцем, то, согласно пункту 1.1 статьи 11.1 №40-ФЗ, у него должна быть оформлена “Зеленая карта” (международный страховой полис для автомобилистов).

Водители автомобилей, ставших участниками ДТП, могут самостоятельно (по европротоколу) оформить ДТП без участия ГИБДД. Однако это возможно не во всех случаях. Законом 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлены условия, при одновременном соблюдении которых можно оформить ДТП без сотрудников ГИБДД.

По европротоколу оформить ДТП можно только в случаях, когда:

  1. в результате ДТП не причинен вред жизни или здоровью людей, а вред причинен только транспортным средствам (ТС), участвовавшим в ДТП;
  2. ДТП произошло в результате столкновения двух ТС (включая ТС с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по полису ОСАГО;
  3. обстоятельства повреждения ТС в результате ДТП и (или) характер и перечень видимых повреждений ТС:
    • не вызывают разногласий у участников ДТП и зафиксированы в извещении о ДТП либо
    • вызывают разногласия у участников ДТП, но зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих получение в некорректируемом виде на основе сигнала ГЛОНАСС информации о ДТП, либо с использованием соответствующего установленным требованиям программного обеспечения и переданы в автоматизированную систему обязательного страхования.

Перечисленные выше условия являются актуальными в 2019 году.

С 1 июня 2018 года в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях была введена возможность оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД даже при наличии разногласий участников ДТП. С 1 октября 2019 года возможность оформления ДТП по европротоколу введена и на территориях остальных субъектов РФ.

Обращаем внимание на то, что при оформлении документов о ДТП без участия ГИБДД размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его автомобилю, в том числе при наличии разногласий у водителей, не может превышать 100 000 рублей.

Страховое возмещение потерпевшему может быть осуществлено в пределах 400 000 рублей. Но для этого должны быть выполнены два условия:

  • должны отсутствовать разногласия у водителей относительно обстоятельств ДТП и (или) характера и перечня видимых повреждений ТС;
  • страховщику должны быть предоставлены данные о ДТП, которые зафиксированы установленными законом способами.
Указанные выше суммы 100 тысяч рублей и 400 тысяч рублей являются максимальными для конкретных ситуаций оформления по европротоколу. Это означает, что страховая компания выплатит потерпевшему возмещение, соответствующее причиненному вреду, но не более указанных сумм (даже если реальный ущерб окажется больше).

Если участники ДТП не зафиксировали обстоятельства причинения вреда автомобилям установленными способами, то это обстоятельство не может являться основанием для отказа в страховом возмещении. Но размер возмещения в таком случае не может превышать 100 000 рублей.

Следует иметь в виду следующее. Если при обсуждении обстоятельств и последствий аварии возникают какие-либо сомнения по поводу обстоятельств ДТП и его последствий (например, нет уверенности, что ущерб не превышает 100 тысяч рублей), появляется неуверенность в определении виновника, существуют разногласия между участниками ДТП, а также сомнения относительно документов второго участника ДТП и (или) иные сомнения, то оформление по европейскому протоколу проводить не надо, а надо вызывать сотрудников ГИБДД и оформлять ДТП в общем порядке.

Видеоинструкция по оформлению Европротокола при ДТП

Извещение о ДТП состоит из трех листов — двух бланков для участников и Инструкции по заполнению документа. Лицевая часть второго бланка — самокопирующаяся. При заполнении первого экземпляра Европротокола, информация отпечатывается на втором. Если документ скачан из интернета, потребуется заполнить оба экземпляра вручную.

Вот основные правила, диктующие автолюбителю как самостоятельно составить Европротокол без ГИБДД, чтобы получить страховку:

  1. Вносить сведения в поля документа необходимо шариковой ручкой, чтобы на втором листе оставался четкий отпечаток.
  2. Писать разборчиво, лучше печатными буквами.
  3. Обязательно заполнение обеих страниц бланка для каждого водителя.
  4. Все исправления должны быть заверены подписями.

Для оформления ДТП по Европротоколу используется только один комплект Извещений. Неважно, кто из водителей его представит.

Подать документы по ДТП, оформленном без ГИБДД, в страховую компанию должны оба участника. У виновника на это есть 5 рабочих дней, у пострадавшего — 15 календарных, за вычетом выходных и праздников. Договор между страхователем и страховщиком может предусматривать иные сроки извещения для виновного водителя.

Однако следует учитывать, что страховая компания сама определяет, кто виноват в аварии, и её мнение может отличаться от решения водителей-участников. Поэтому рекомендуем обратиться к страховщику как можно быстрее.

Регламент Европротокола позволяет пострадавшей стороне требовать возмещение ущерба как в своей страховой фирме, так и в компании виновника ДТП. Спровоцировавший аварию предоставляет материалы своему страховщику, и многих в этой ситуации беспокоит, что будет с виновником ДТП, если Европротокол составлен неправильно.

Такие тревоги оправданы — неверное составление документов чревато отказом страховой компании от выплаты страхового возмещения. В этом случае пострадавший водитель может обратиться в суд с иском к виновнику.

Европротокол – это определенный документ, который позволяет участникам дорожного происшествия оформить ДТП без привлечения инспекторов Государственной автомобильной инспекции. Фиксирование дорожного происшествия путем составления данного документа значительно сокращает время оформления аварии.

В настоящее время возможность фиксирования дорожно-транспортного происшествия путем составления Европротокола регламентируется следующими правовыми актами:

  1. Федеральным законом Российской Федерации №40 от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
  2. Федеральным законом РФ №223 от 21 июля 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  3. Положением Центробанка России №431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
  4. Постановлением Правительства России №1090 от 23 октября 1993 года «О Правилах дорожного движения».
  5. Постановлением Правительства России №1414 от 24 ноября 2018 года «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090».
На основании пункта 2.5 Постановления Правительства России №1090 от 23 октября 1993 (редакция 04 декабря 2018) «О Правилах дорожного движения» участники аварии обязаны немедленно остановить автомобиль и включить аварийную сигнализацию.

Далее необходимо проверить всех участников происшествия на наличие травм и при необходимости вызвать скорую помощь.

В случае отсутствия раненых и погибших на основании пункта 2.6.1. Правительственного Постановления №1090 водитель, предварительно зафиксировав с помощью видео- или фотосъемки все детали дорожно-транспортного происшествия, должен переместить автомобиль, если он мешает проезду другого транспорта.

Далее необходимо выставить знак аварийной остановки и пообщаться со второй стороной происшествия.

При общении необходимо узнать желание второго участника оформить Европротокол и проверить наличие у каждой стороны необходимых документов.

При наличии у пострадавших разногласий, касающихся получения возмещения более 100 000 рублей или отсутствия

полиса ОСАГО

хотя бы у одного водителя, составление Европротокола невозможно. Соответственно, для оформления необходимо вызвать инспектора ГАИ.

При соблюдении всех условий участниками аварии должны быть заполнены специальные бланки Европротокола.

При оформлении дорожной аварии без привлечения уполномоченных сотрудников ГИБДД автомобилист должен знать, на какую сумму денежного возмещения сможет рассчитывать.

Так, в пункте 4 статьи 11.1 закона Российской Федерации сказано, что при составлении Европротокола максимальная сумма возмещения причиненного вреда составляет максимально 100 000 рублей.

В случае оформления инцидента, произошедшего в городах федерального значения, таких, как Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область, на основании пункта 5 статьи 11.1 закона №40 максимальная сумма возмещения может составлять 400 000 рублей.

Однако данные положения действительны до конца сентября 2019 года. С 1 октября пункт 5 статьи 11.1 утрачивает свою законную силу.

В старой редакции Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ максимальный размер возмещения пострадавшей стороне не превышал 100 000 руб.

По новым правилам, отраженным в новой редакции закона (п. 4 статьи 11.1), предельный размер выплат – 400 000 руб.

Кроме того, согласно тому же подпункту закона, если раньше европротокол можно было использовать, только если у участников ДТП не было разногласий, то теперь наличие спорных мнений не учитывается.

По новым правилам оформление европротокола частично происходит в специальном приложении “Европротокол.ДТП” (п. 6 ст. 11.1 №40-ФЗ). Водитель может заранее его установить и зарегистрироваться, в этом случае при происшествии не нужно будет тратить на это время.

На сегодняшний день максимальная сумма компенсации, причитающейся пострадавшей в ДТП стороне, составляет100 000,00 рублей.

Такое ограничение действует для всех регионов, в т.ч. для Москвы и Санкт-Петербурга, а также прилежащих к ним Московской и Ленинградской областей.

Однако для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, при оформлении аварии без уполномоченных лиц, лимит может быть составлен и 400 тыс. рублей, при условии фиксации обстоятельств ДТП одним из следящих способов:

  • с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
  • с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

Участники ДТП по взаимному согласию могут оформить происшествие без участия сотрудников ГИБДД, но только в случае наличия условий, позволяющих произвести такое оформление (перечень этих условий приведен выше). О том, как действовать в такой ситуации, мы расскажем ниже.

Первое, что надо сделать, это осмотреть место ДТП, степень механических повреждений автомобилей и оценить величину ущерба. Также надо оценить обстоятельства, связанные с дорожно-транспортным происшествием.

При нахождении на проезжей части водители и другие лица должны соблюдать меры предосторожности.

В случаях ДТП, произошедших вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости, водители должны быть одеты в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала (так называемые аварийные жилеты).

На данном этапе одним из ключевых моментов является общение со вторым участником ДТП. Надо попытаться прийти к единому мнению относительно того, кто является виновником аварии. Если согласия достичь не удается, то, скорее всего, придется вызывать ГИБДД.

Если же разногласий нет, то можно начать оформление по европейскому протоколу. При этом надо иметь в виду, что при таком способе оформления ДТП максимальная выплата по ОСАГО составит 100 тысяч рублей.

На данном этапе надо обязательно попытаться зафиксировать повреждения автомобилей любыми возможными способами, в том числе с помощью фото- или видеосъемки.

Для проведения фото- и видеосъемки установлены Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 N 1002. В соответствии с этими правилами фото- или видеосъемка должна быть выполнена в течение не более 60 минут после ДТП и включать изображения:

  • государственных регистрационных знаков автомобилей участников ДТП или идентификационных номеров (VIN) (в случае если государственные регистрационные знаки на автомобилях отсутствуют);
  • мест повреждения автомобилей;
  • взаимного расположения автомобилей участников ДТП с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам;
  • государственного регистрационного знака ТС свидетеля ДТП (при наличии).
В автомобилях может быть установлено устройство вызова экстренных оперативных служб, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения ТС, а также передачу сообщения об автомобилях при ДТП (так называемая система Глонасс).

Что делать после составления документа

Действия при ДТП
Действия при ДТП

Многие водители после того как попали в аварию, находятся в стрессовом состоянии, и не могут вспомнить что нужно делать в соответствии с правилами закона. Но если вы наткнулись на данную статью, это уже отлично, ведь мы написали порядок шагов, которые должны выполнить стороны ДТП, и выглядит он следующим образом:

  1. Заглушить двигатель и не допустить движения ТС. Не имеет значение где произошло ДТП и к каким последствиям оно привела, остановитесь, и выйдите из машины, чтобы лично оценить масштабы происшествия.
  2. Выставите знак аварийной остановки. В соответствии с пп. 7.2 п. 7 ПДД РФ он должен быть выставлен на расстоянии:
    1. не менее 15 м от ТС – при остановке на территории населенного пункта;
    2. не менее 30 м от ТС – при остановке вне территории населенного пункта.
  3. Проведите фото и видео фиксацию ДТП. Максимально подробно зафиксируйте обстоятельства ДТП на фото или видеокамеру вашего смартфона или другого специального устройства. Нужно запечатлеть общую панораму места ДТП, также отснимите все повреждения, причиненные обоим транспортным средствам, тормозной путь (при наличии), гос. номера автомобилей, а также разбросанные обломки деталей если есть.
  4. Запишите контактные данные свидетелей ДТП. Обязательно нужно взять, номер телефона, домашний адрес и ФИО свидетелей, а также по возможности запишите их показания на листок бумаги с их подписью. Данная информация понадобиться если разногласия возникнут уже после того как обе стороны покинули место ДТП, а в процессе оформления бумаг в страховой возникли спорные вопросы. Вот тут и пригодятся показания свидетеле. Даже в случае если дело дойдет до суда.
  5. Заполнить извещение о дорожно-транспортном происшествии (это и есть Европротокол).
  6. После выполнения шага 5 данного списка, и подписи на нем обеих сторон ДТП, можно освободить место происшествия, завершив оформление ДТП по «Европротоколу», уже в офисе вашей страховой компании.

Итак, если вы являетесь потерпевшей стороной, то необходимо в течении 5-ти рабочих дней с даты ДТП, направить страховой компании, следующий пакет документов:

  • Заявление на возмещение материального ущерба, причиненного в результате ДТП;
  • Копию паспорта заверенную в установленном порядке;
  • Если оформлением занимается представитель потерпевшего (выгодоприобретателя), то нужна нотариальная доверенность на такие полномочия;
  • Реквизиты расчетного счета выгодоприобретателя (потерпевшего), они понадобятся страховщику для перечисления страхового возмещения, если же выплата будет производиться в «натуральном виде», то необходимо заявление на организацию и оплату восстановительного ремонта поврежденного автомобиля на станции технического обслуживания;
  • Согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя)), не достигшего возраста 18 лет;
  • Извещение о ДТП (бланк Европротокола), заполненный по правилам описанным выше, важна лицевая сторона бланка, где стоят подписи виновника и потерпевшего, а также схема ДТП, оборотная сторона заполненная виновником нужна лишь в том случае если страховой компании потерпевшего было представлено оба экземпляра Европротокола;
  • Документ, подтверждающий право собственности на поврежденное транспортное средство, либо право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица.
В случае если у вас имеется информация на электронных носителях (карта памяти, флешка и т.п.), подтверждающая невиновность заявителя, ее также стоит передать страховщику.

Теперь поговорим о действиях виновной стороны ДТП, тут также в течении пяти дней со дня аварии, нужно направить оформленный бланк Европротокола страховой компании. Это можно сделать, посетив офис страховщика лично, либо направив на их почтовый адрес письмо с документами, с уведомлением о вручении.

Помимо этого, собственник виновного ТС без соответствующего письменного разрешения от страховой, не должен приступать к восстановительным работам или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП и в течении 5 рабочих дней со дня получения требования от страховщика об обязанности предоставить автомобиль для проведения осмотра или независимой технической экспертизы.

Если не соблюдать данную процедуру, то в последствии страховщик может предъявить виновнику ДТП, регрессивный иск, в случае удовлетворения которого последнему придется оплатить пострадавшей стороне все восстановительные работы по ремонту ТС.

Сразу после аварии многие водители, находясь в состоянии стресса, попросту забывают о том, что им нужно сделать, чтобы не нарушить требования законодательства. Тем не менее порядок действий, которые должны выполнить стороны ДТП, предельно прост и выглядит следующим образом:

  1. Прекратить движение. Вне зависимости от того, где произошла авария и какие последствия она повлекла за собой, остановитесь, покиньте транспортное средство и лично оцените масштаб происшествия.

  2. Установить знак аварийной остановки. В соответствии с пп. 7.2 п. 7 ПДД РФ он должен быть выставлен на расстоянии:
    • не менее 15 м от ТС – при остановке на территории населенного пункта;
    • не менее 30 м от ТС – при остановке вне территории населенного пункта.
  3. Зафиксировать следы произошедшего ДТП. Для этого воспользуйтесь средствами фото- и видеосъемки, в качестве которых может выступать камера мобильного телефона или специализированное устройство (например, фотоаппарат или видеокамера при их наличии). Сфотографируйте (или снимите на видео) общую панораму места ДТП, повреждения, причиненные обоим автомобилям, имеющиеся следы торможения, номерные знаки ТС, а также обломки деталей.

    Также вы можете зафиксировать повреждения с помощью приложения «АльфаСтрахование Мобайл». Этот способ является значительным преимуществом для вас, т.к. вы сможете оформить страховое событие в приложении «АльфаСтрахование Мобайл», и в дальнейшем вам не нужно будет обращаться лично в офис компании.


  4. Получить контакты свидетелей ДТП (Ф. И. О., домашний адрес, телефон). Если есть возможность, заручитесь их письменными показаниями. В случае возникновения спорных вопросов на стадии оформления документов уже после того, как обе стороны аварии покинут место происшествия, показания свидетелей могут существенно упростить процедуру расследования и помочь пострадавшей стороне получить все причитающиеся ей выплаты.

  5. Заполнить бланки извещения о ДТП

  6. После того как вы освободили место происшествия, завершили оформление ДТП по «Европротоколу» , участники аварии могут разъехаться, а вы можете завершить оформление страхового события по прямому возмещению убытка уже через приложение «АльфаСтрахование Мобайл».
Несмотря на то что для оформления дорожного происшествия разрешено не привлекать уполномоченных сотрудников Госавтоинспекции, участниками дорожного инцидента должен быть соблюден ряд определенных условий.

Обстоятельства, обязательные для одновременного соблюдения, регламентируются пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона Российской Федерации №40. Так, для возможности оформления Европротокола должны быть соблюдены все следующие обстоятельства:

  1. В ходе дорожного инцидента нет пострадавших и погибших лиц, а вред причинен только автотранспортным средствам.
  2. В дорожно-транспортном происшествии участвовало два автомобиля; при этом обязательным условием является наличие у владельцев транспортных средств полиса обязательного страхования автогражданской ответственности.
  3. Участники дорожного инцидента не имеют разногласий по поводу произошедших обстоятельств, характера и перечня причиненных повреждений. При этом все обстоятельства должны быть зафиксированы в бланке Европротокола в соответствии с действующим законодательством и подтверждены подписью каждого из участников дорожно-транспортного происшествия.

Если участниками аварии не соблюдено хотя бы одно из вышеперечисленных условий, то составлять Европротокол запрещено, а для оформления дорожного инцидента необходимо вызвать уполномоченного инспектора Госавтоинспекции.

Одним из важных нововведений в части составления Европротокола при возникновении дорожного происшествия в 2019 году стало исключение из списка обязательных условий установления виновника аварии.

Так, в пункте 5 Федерального закона Российской Федерации №40 сказано, что разногласия между участниками, касающиеся страхового возмещения до 100 000 рублей, не являются основанием для обязательного оформления дорожного инцидента должностным инспектором Государственной автоинспекции.

Однако при наличии разногласий и в случае желания составления Европротокола участниками происшествия также должны быть соблюдены определенные условия.

Так, хотя бы у одной стороны ДТП транспортное средство должно быть оборудовано глобальной навигационной спутниковой системой ГЛОНАСС, которая позволяет в некорректируемом виде передавать необходимую информацию в единую информационную базу РСА.

При его отсутствии составить Европротокол можно при наличии хотя бы у одного участника аварии специального программного обеспечения, которое позволяет провести фотосъёмку дорожно-транспортного происшествия и также передать некорректируемую информацию в базу РСА.

С 1 октября 2019 года все автовладельцы, которые попали в ДТП, смогут оформить аварию без привлечения уполномоченных инспекторов ГИБДД, при этом на основании пункта 6 статьи 11.1 Федерального закона Российской Федерации №40 сделать это можно будет в электронном виде.

Для получения данной возможности автомобиль участника дорожного происшествия должен быть оборудован специальной глобальной навигационной спутниковой системой ГЛОНАСС, или в мобильном телефоне гражданина должно быть загружено специальное программное обеспечение, позволяющее отправлять некорректируемую информацию в базу РСА.

При этом стоит отметить, что использование данных средств позволит автомобилистам по всей стране получить максимальную сумму денежного возмещения, равную 400 000 рублей, в то время как оформление бумажного протокола позволить получить максимально 100 000 рублей.

Кроме того, на основании информации, представленной на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации, нововведения в области оформления дорожно-транспортного происшествия позволят оформлять Европротокол с помощью Портала государственных услуг.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

В каких ситуациях можно оформить европротокол при ДТП без участия полиции

В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.

  • Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
  • В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только двум транспортным средствам (включая транспортные средства с прицепами к ним), т. е. в результате столкновения нет пострадавших, погибших и не причинен вред иному имуществу.
  • Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. Если же ни одна сторона не считает, что именно ее действия стали причиной ДТП, для урегулирования спорного вопроса потребуется помощь сотрудников полиции.
  • Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей. В том случае, если владелец авто, которому был нанесен ущерб, считает, что такая компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме, к регистрации ДТП придется привлечь сотрудников полиции.

Отвечая на вопрос о том, при каких случаях европротокол не оформляется, руководствуйтесь приведенной выше информацией. Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют хотя бы одному из перечисленных условий, фиксировать аварию придется в общем порядке.

Если одно из транспортных средств, ставших участником ДТП, зарегистрировано на территории иностранного государства, а его владелец не имеет полиса ОСАГО или КАСКО, но при этом является обладателем международного страхового полиса «Зеленая карта», оформить ДТП также можно самостоятельно, с применением упрощенной схемы.

Как заполнить европротокол

Европротокол при ДТП составляется на особом бланке установленной формы, носящем название «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Он состоит из двух листов: основного и дополнительного (вкладыша, на который копируется вся информация, вносимая на первый лист).

На лицевую сторону первого листа нанесены две колонки, каждую из которых водители авто заполняют самостоятельно. После заполнения лицевой стороны основной бланк отделяется от дополнительного – каждый из них обладает одинаковой юридической силой, поэтому совершенно неважно, какому водителю достанется оригинал, а какому – копия.

Правила оформления европротокола при ДТП включают следующие требования, соблюдение которых минимизирует риск возникновения проблем при рассмотрении документов в страховой компании:

  • при заполнении бланка используйте простую шариковую ручку – надписи карандашом или гелевой ручкой могут смазаться или стереться, что в дальнейшем сделает их нечитаемыми;
  • заполняйте бланк разборчивым почерком или печатными буквами;
  • старайтесь избегать появления в документе помарок и исправлений – впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП;
  • заполнить необходимо все предусмотренные бланком графы и поля.

Чтобы узнать, как заполнить европротокол при ДТП, ознакомьтесь с нижеприведенной инструкцией.

  1. Заполняется лицевая сторона. На этой стадии необходимо:
    • указать сведения о месте и дате происшествия. Здесь необходимо указать точный адрес места ДТП, а в том случае, если авария случилась на трассе, зафиксировать ее наименование и номер километра, на котором произошло столкновение. При фиксации даты и времени ДТП также стоит быть предельно внимательным и записывать его время с точностью до минуты;
    • зафиксировать информацию о количестве поврежденных автомобилей (2) и отсутствии пострадавших людей (0) . Очевидно, что при оформлении ДТП с использованием европротокола ТС, которым причинен ущерб, не может быть более двух, а людей, получивших травмы, не должно быть вообще. В противном случае сторонам ДТП придется дождаться сотрудников полиции;
    • вписать данные свидетелей происшествия (если таковые имеются) ;
    • указать точные данные поврежденных транспортных средств, их собственников, а также лиц, находившихся за рулем в момент столкновения;
    • внести сведения о страховой компании, застраховавшей ответственность собственника ТС на дату ДТП, а также указать номер страхового полиса и срок его действия;
    • описать перечень поврежденных деталей и узлов авто. На этой стадии стоит быть предельно внимательным, ведь любая, даже незначительная на первый взгляд царапина может свидетельствовать о наличии более серьезных повреждений, требующих выполнения сложного ремонта или полной замены детали авто;
    • составить схему ДТП. Единых правил ее создания не существует, но, отвечая на вопрос о том, как нарисовать схему ДТП, стоит отметить, что нужно стремиться сделать предельно понятный рисунок, анализ которого не вызовет никаких дополнительных вопросов. Подготовка схемы осуществляется в следующей последовательности:
      • на лист бумаги наносится положение участка дороги, на котором произошла авария, с указанием наименования соседних улиц и номеров домов, расположенных поблизости (в том случае, если неподалеку имеются иные ориентиры, например торговые центры, библиотеки и пр., на схеме стоит отметить и их), светофоров, дорожных знаков и разметки и т. п.;
      • на подготовленное изображение участка местности схематично наносится положение автомобилей в момент ДТП (как правило, ТС изображаются в виде прямоугольников) с обозначенным на них кодом «А» или «В» (в соответствии с кодом, указанным в извещении на стадии описания ТС); направление езды обозначается стрелками, место удара – символом Х;
      • под графическим изображением необходимо дать расшифровку всех условных обозначений, использованных при создании схемы;
      • в графе 15, при необходимости, можно указать сведения, отсутствующие в пункте 16.

    Если лицевая сторона полностью заполнена, схема нарисована и у участников нет разногласий (в т. ч. виновности), водители ставят свои подписи в пунктах 15 и 18 и разрывают страницы извещения для самостоятельного оформления оборотной стороны.

  2. Заполняется обратная сторона. Здесь каждый участник аварии подробно описывает свое видение сложившейся ситуации, а также указывает, под чьим управлением находилось ТС в момент аварии (собственника или иного лица). В графе «Примечания» вы можете записать сведения о наличии дополнительной информации о ДТП, полученной в ходе ведения фото- и видеосъемки (в том числе и при помощи видеорегистратора).

  3. Если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников.

Бланк Европротокола состоит из одного двустороннего листа.

На первой стороне указывается информация о месте и времени происшествия, количество пострадавших, проведении медицинского освидетельствования, привлечении инспекторов ГИБДД, данные свидетелей, если они имеются.

Далее заполняется правая колонка транспортного средства «А», где указываются данные автомобиля, его владельца, контактные данные, данные о страховщике и страховом полисе обязательного автострахования, месте удара, полученные повреждения у данного транспорта.

В средней колонке проставляются галочки в отношении транспорта «А» и «В» в соответствии с обстоятельствами происшествия. Также составляется схема дорожного происшествия, и проставляются подписи каждого участника.

На обратной стороне бланка расписываются обстоятельства происшествия, указывается лицо, которое управляло автомобилем (собственник или иной гражданин, допущенный к управлению).

При участии иных участников в пункте 4 указываются их данные. Также в пункте 5 указываются повреждения, отличные от повреждений, полученные транспортными средствами.

Ниже указывается информация, касающаяся возможности самостоятельного передвижения автомобиля. В пункте 7 также могут быть вписаны особые примечания, в том числе касающиеся имеющихся у сторон разногласий.

В конце страницы проставляется подпись заполнявшего, ее расшифровка, а также дата составления документа.

Заполнение формы Европротокола
Заполнение формы Европротокола

Графа 1: Указать место аварии: точный адрес с номером дома или адресные ориентиры, а также точные координаты места

Графа 2: дата происшествия и время

Графа 3: два [поврежденных автомобиля]

Графа 4: нет [пострадавших]

Графа 5: не проводилось [освидетельствование на опьянение]

Графа 6: нет [ущерба другому имуществу или другим ТС]

Графа 7: данные свидетелей, если имеются

Графа 8: ДТП оформлено без участия инспектора ДПС

Графа 9: данные собственника ТС

Графа 10: данные водителя ТС в момент ДТП

Графа 11: данные страховой компании, номер полиса и срок действия

Графа 12: номер полиса каско, если имеется

Графа 13: рисунок в виде стрелочки, показывающей место первоначального удара

Графа 14: перечисление видимых повреждений и их тип [царапины, сколы, вмятины и пр.]

Графа 15: замечания по повреждениям, уточнение о возможном наличии скрытых повреждений

Графа 16: отмечаем пункты, перечисляющие возможные обстоятельства ДТП. Особые обстоятельства указываются в пункте «Иное». Вписываем количество выбранных пунктов.

Графа 17: Рисуем схему ДТП с отображением проезжей части с дорожной разметки, расположением обоих автомобилей, с названиями улиц и номеров домов, со стрелками, указывающими направление движения всех участников столкновения, дорожными знаками и прочими объектами инфраструктуры

Графа 18: Оба бланка заверяются подписями обоих водителей

Если разногласий между водителями нет, то на этом оформление аварии заканчивается. Если они не согласны друг с другом, то необходимо передать данные об аварии страховщикам при помощи техники.

Правила оформления документа:

  1. Записи в обеих колонках рекомендуется делать шариковой ручкой с пастой синего или чёрного цвета, лучше всего — одной и той же.
  2. Автомобилисты заполняют «свои» колонки, не вмешиваясь в действия другой стороны; то же касается оборотной стороны.
  3. На обеих лицевых сторонах подписывается, дважды, каждый водитель: непосредственно под информационным блоком и под заголовком «Согласен». На обороте ставит подпись только заполнявший её автомобилист.
  4. Вносить корректировки в уже заполненные бланки допускается, с условием заверения правок каждый из водителей (нужны дополнительные подписи).
Лицевую форму Извещения о ДТП водители оформляют сообща на месте аварии, чтобы избежать противоречий об обстоятельствах происшествия. Если в этой части документа присутствуют исправления, они должны быть заверены подписями обоих водителей. На лицевой стороне протокола размещены 18 пунктов.

Пункт 1. Место ДТП. Указывается адрес, по которому произошло столкновение, — город, улица, ближайший дом. Например: гор. Москва, ул. Шолохова, д. 18. Если авария произошла на перекрестке, указывается пересечение улиц.

Пункт 2. Дата ДТП вносится в формате: ДД.ММ.ГГГГ ЧЧ:ММ, где ЧЧ:ММ — время происшествия.

Следующие пункты Извещения о ДТП должны быть заполнены согласно критериям Европротокола. При несоответствии необходимо вызывать полицию.

Пункт 3. Количество поврежденных ТС — 2.

Пункт 4. Количество раненных и погибших (п. 4) — ставятся прочерки или нули.

Пункты 5 и 6. Проставляются галочки «Нет» в пункте о проведении освидетельствования на состояние опьянения (п. 5), а также разделах по материальному ущербу другим транспортным средствам и другому имуществу (п. 6).

Пункт 7. Указываются свидетели происшествия — Ф.И.О., адрес, телефон, при их наличии. Если свидетели — пассажиры из автомобиля участника, их фамилии следует подчеркнуть для уточнения. При отсутствии — ставится надпись «нет свидетелей».

Мобильное приложение «ДТП. Европротокол»

В идеале приложение должно упростить жизнь водителям и контроль — страховщикам. Например, у водителей есть разногласия, а они все равно оформляют ДТП без полиции, а данные и фото отправляют в общую систему.

Но с приложением не все так однозначно, использовать его нужно с осторожностью. Вместо того чтобы упростить жизнь, оно может внезапно ее усложнить.

В самом приложении, есть подсказки, как и что делать чтобы отправить данные в АИС ОСАГО, но помните, что в любом случае мобильное приложение не освобождает вас от обязанности заполнить Европротокол на бумажном носителе.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть