В каких случаях разрешен обгон справа в 2019 году

Понятия обгона и опережения

По статистике чаще всего ДТП возникают из-за маневров, выполненных не по правилам. По сути, обгон не запрещен, но выполняться должен безопасно и на разрешенном участке дороги.

Обгон – выезд на встречную полосу, и возвращение на ранее занимаемый участок дороги, с целью опережения ТС. Такой маневр считается очень опасным. Он требует определенного опыта, чтобы водитель мог правильно оценить ситуацию и не создать аварийную остановку.

Правила обгона 2019: сплошная, тихоходы, препятствия и штрафы
Совершайте обгон только на разрешенном участке дороги

Опережение – обгон транспортных средств, без необходимости выезда на встречную полосу. Так как водитель не выезжает на встречку, а также не совершает дополнительных манипуляций, маневр считается менее опасным.

По правилам ПДД обгон запрещен на:

  • пешеходном переходе;
  • железнодорожных путях;
  • эстакадах;
  • а также в конце участков подъема.
Если обгон совершен неправильно, автолюбитель может заплатить штраф и лишиться прав.

"Обгон" – опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.

"Обгон" – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

1. Обгон - это частный случай опережения. Т.е. любой обгон является опережением (понятие опережения приведено ниже в тексте этой статьи), но не любое опережение является обгоном.

2. Обгон обязательно связан с выездом на полосу встречного движения.

3. Обгон обязательно связан с возвращением на ранее занимаемую полосу.

Чтобы лучше понять суть этого понятия, приведу несколько примеров обгона и несколько примеров маневра, который не является обгоном.

1. Двухполосная дорога. Автомобиль выполняет опережение, выезжая при этом на левую половину дороги.

2. Трехполосная дорога. Автомобиль выполняет опережение, выезжая при этом на среднюю полосу дороги.

3. Четырех и более полосная дорога. Автомобиль выполняет опережение, выезжая при этом либо на левую половину дороги, если нет разметки, либо на встречную полосу, если разметка есть. Такой обгон наказывается лишением прав как при наличии разметки, так и при ее отсутствии.

"Опережение" – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Как я уже писал выше, обгон является частным случаем опережения. Тем не менее, не все опережения являются обгонами.

Примеры маневра, не являющегося обгоном

1. Опережение в пределах одной полосы, т.е. опережение автомобиля без пересечения горизонтальной разметки, если такая разметка на дороге присутствует.

2. Опережение в пределах правой половины дороги, т.е. опережение автомобиля без выезда на полосу встречного движения (как на дорогах с разметкой, так и без разметки).

3. Опережение транспортного средства с выездом на полосу встречного движения, но без возвращения на сторону попутного движения.

Согласно новым правилам обгон рассматривается как опережение машины по встречной полосе, после чего водитель возвращается на свою полосу. Опережение понимается как езда, в ходе которой машина обгоняет другое авто, при этом, не выезжая на полосу, отведенную для встречного движения.

Если осуществляется выезд из полосы или ряда, который занимал автомобиль, при этом направление движения сохраняется, то осуществляется перестроение. Опережать автомобиль можно почти в любой момент времени, при этом для обгона предусмотрена масса ограничений.

Опережать и обгонять ТС запрещается:

  • на пешеходном переходе;
  • переезде ж/д транспорта;
  • регулируемых и нерегулируемых перекрестках;
  • в тоннелях, эстакадах;
  • на подъеме;
  • на участках, где видимость плохая.

ПДД гласят:

  • опережение с правой стороны разрешается;
  • обгонять автомобиль безрельсового типа разрешено только с левой стороны;
  • обгон справа, равно как обгон по обочинам – запрещается;
  • если выполняется обгон справа, как перестроение на правую сторону для продолжения движения, при условии, что она относится к участку дороги, где двигаются авто в одном направлении и при опережении машины – разрешается.

12 июля 2017 года в законодательство были внесены коррективы, согласно которым введены новые правила относительно обгона транспортного средства. закрепляется, что при передвижении по дороге, которая обладает двусторонним типом движения, не разрешается продолжать движение по встречной полосе, когда полосы разделены при помощи разделительной полосы, трамвайной линией и прерывистой линией.

Как правильно совершать обгон

Чтобы объезд был совершен правильно, необходимо оценить ситуацию на дороге, а именно:

  • удостовериться, не будете ли вы создавать помеху для других автомобилистов;
  • убедиться, что пространства между транспортными средствами достаточно;
  • посмотреть, не собираются ли водители, движущиеся за вами, также совершать маневр;
  • перед выездом со своей полосы уменьшить ступень передачи, переключиться на ближний режим, если у вас горит дальний свет, и включить сигнальные огни, обозначающие поворот;
  • по завершении маневра – возврат в свой поток на свободное место, с включением соответствующих сигналов фар.

Увеличивать скорость при совершении данного маневра допустимо в пределах нормы продиктованной дорожными знаками.

Правила обгона 2019: сплошная, тихоходы, препятствия и штрафы
Важно учесть все важные факторы перед совершением маневра

Обгон других ТС должен выполняться с учетом анализа разных факторов:

  • ширины участка дороги;
  • расстояния между машинами, а также между вашим ТС и авто на встречной полосе;
  • скорости движущихся автомобилей.

Помимо этого, очень важно помнить и обращать внимание на:

  • дорожные знаки;
  • сигналы светофоров или регулировщика;
  • погоду и видимость.

Избежать наказания можно в таких случаях:

  1. Прерывистая разметка. ПДД разрешают объезд в местах, где есть прерывистая линия, но маневр необходимо закончить до начала сплошной полосы.
  2. На узкой дороге. Маневр разрешен, если разметки нет вовсе или она стерта, а также при отсутствии знака 3.20 “Обгон запрещен”, и уверенности, что манипуляции водителя не создают аварийной ситуации.
  3. Если на дороге есть препятствие, мешающее движению, а правая полоса занята или отсутствует, объезд по левой полосе с пересечением сплошной разрешен.
Правила обгона 2019: сплошная, тихоходы, препятствия и штрафы
Тихоходов тоже нужно обгонять по правилам
Знание данных пунктов поможет автомобилисту.

Если встречная полоса отделена разделительной/прерывистой линией разметки или трамвайными путями (1.1;1.3;1.11) то объезд запрещен.

Если вы не успели обогнать на прерывистой разметке, и пришлось завершать обгон, возвращаясь в свой поток на сплошной линии, необходимо:

  1. Зафиксировать участок дороги на фото. Важно, чтобы на снимке были запечатлены все важные детали.
  2. Рассчитать протяженность разметок. Если она менее 100 метров, то ваше нарушение можно считать вынужденной мерой.
  3. Необходимо установить точку, где вы нарушили и место самой разметочной линии.
  4. Не стоит указывать в протоколе, что вы согласны или не согласны с нарушением, вместо этого опишите произведенные замеры и укажите наличие фотографий.
Если вышеуказанные советы не помогли, и по новым правилам вы совершили правонарушение “обгон через сплошную”, можно сослаться на ст. 2.1 КоАП.
Обгон и опережение в обновленных правилах дорожного движения

Штрафы за неправильный объезд предусматривают наказание в виде лишения прав сроком до 6 месяцев и взысканием в размере 5 тыс. руб. При повторном нарушении права могут забрать на год.

Правила обгона 2019: сплошная, тихоходы, препятствия и штрафы
Неправильный обгон не только страшен штрафом, но и опасен для жизни

Обычный выезд на встречку или трамвайные пути наказывается штрафом 1 – 1,5 тыс. руб.

Естественно можно оспорить вменяемое нарушение, благодаря прорехам в законодательстве и состоянию российских дорог. Причинами для отмены могут послужить:

  • отсутствие разметки или практически полностью стертая полоса;
  • установка дорожного знака в месте, откуда его видно плохо;
  • выезд на сплошную или обгон, совершенные с целью предотвращения ДТП.
Теперь вы знаете, как совершить обгон через сплошную, не нарушив новые правила 2019 года. Перед маневром стоить помнить, что вы подвергаете опасности не только себя, но и окружающих автомобилистов.

Самого нарушения, которое именуется обгон с правой стороны не предусмотрено. По этой причине некоторые водители подают жалобы, указывая на то, что практика таких маневров достаточно распространена. В случае, когда водитель пойман во время самого нарушения, то ему вменяется такое деяние, как перемещение машины по обочине.

  • Запрещается езда по тротуарам и обочинам, что приравнивается к административному типу правонарушения. Штраф назначается в размере 1500 рублей.
  • Если во время разбирательства инспектора ГИБДД устанавливают, что осуществлялось не только движение по обочине, но и  опережение не по правилам, то штраф за обгон будет равен 5000 рублей.
  • При проезде водителем по трамвайным путям штраф назначается в размере 5 тысяч рублей, кроме того могут лишить водительского удостоверения на срок до полугода.

Водитель в любой ситуации должен помнить о безопасности своей и других участников движения. С осторожностью выполняется двойной обгон, обращать внимания на установленные знаки, соблюдать предписанные правила.

  • убедиться в том, что проезжая часть справа в полной мере свободна от автомобилей, нет припаркованных авто в той части дороги;
  • обращать внимания на знаки, щиты и плакаты, где содержится информация об участке дороги, по которому осуществляется движение;
  • перед совершением маневра убедиться в том, что действие не приведет к образованию аварийной ситуации для тех, кто едет позади;
  • взять во внимание погоду, которая действует на момент совершения маневра;
  • соблюдать дистанцию между автомобилями, которая закреплена в правилах движения.
Когда требуется осуществить перестроение, то перед этим нужно немного сбавить скорость и перейти на пониженную передачу, кроме того рекомендуется провести оценку действующей ситуации. Нужно знать, как вести себя в ситуации, когда проводится обгон с правой стороны другими участниками передвижения.

Не нужно совершать резких движений и издавать звуковых сигналов, то есть дать возможность нарушителю закона совершить маневр. Если водитель совершает действия, которые препятствуют остальным участникам совершать маневры, то он привлекается к административной ответственности.

Немного о правилах

Не совсем понятно, разрешен или запрещен такой маневр как опережение. Опираясь на пункт правил в ПДД, можно говорить о 2 вариантах опережения, которые не противоречат закону.

  • Автомобиль движется, не меняя полосу движения. Чтобы опередить другое транспортное средство, авто просто увеличивает скорость;
  • Машина выезжает на соседнюю полосу, предусмотренную разметкой. Такое опережение допускается осуществлять слева и справа. Но при этом не предусматривается выезд на встречку.

Действующие правила дорожного движения подтверждают, что обгон и опережение не являются тождественными понятиями. Если обгонять можно исключительно с левой стороны, то опережение возможно как слева, так и справа.

Обгоном не является маневр, который предусматривает опережение ТС без пересечения имеющейся дорожной разметки. Также нельзя считать обгоном ситуацию, где машину опережают по правой стороне, но при этом обгоняющий не выходит на встречку.

Это актуально, если маневр совершается на двухполосной дороге, где одна полоса направлена в каждую из сторон. По одной полосе совершить опережение сложно, тут в основном осуществляют обгон. Если полос больше, тогда лучше опережать авто, то есть не оказываться на встречной полосе движения.

Часто начинающие автомобилисты интересуются, можно ли совершать обгоны с правой стороны или нет. Что будет, если обгонять по обочине или на перекрестке, при повороте налево и пр. Вопросов очень много, потому постараюсь на основные из них ответить.

Предлагаю рассмотреть ситуации, когда обгон допускается осуществлять, и когда его совершать нельзя. Без привязки к тому, справа он выполняется, или слева.

ПДД предусматривает запрет на обгон, если:

  • впереди идущее ТС, которое нужно обогнать, включило поворотник и собирается поворачивать влево;
  • машина впереди сама обгоняет иное ТС или обходит препятствия;
  • позади вас авто осуществляет обгон;
  • имеются запрещающие знаки;
  • на дороге наблюдается плохая видимость;
  • дорога четырехполосная;
  • маневр совершается на пешеходном переходе;
  • движение осуществляется по сложному участку дороги.

При этом осуществлять обгон можно, если перед ТС двухполосная дорога и имеется разметка прерывистого типа. Либо это дорога с 3 полосами и такой же разметкой. Тут можно двигаться по полосе разгона. В выезде на встречную полосу нет необходимости.

Обгоны следует совершать максимально быстро, поскольку любой выезд на встречку сопряжен с определенными рисками.

Как в 2017, так и в 2018 году положения в ПДД про обгон или опережение не поменялись. Согласно пункту 10.4, если авто находится за пределами населенных пунктов, ему следует осуществлять движение по крайней правой от него полосе. Левая предназначена только для осуществления обгона.

Если движение происходит в населенном пункте, тогда передвигаться можно в любой из полос. Изменения происходят при необходимости повернуть, развернуться, обогнать или остановиться. Но при наличии на дороге больше 2 полос, движение по ним допускается исключительно при сильной загруженности транспортными средства.

Обгонять справа нельзя, а опережать можно. Это основа, которую знает каждый водитель. И он должен понимать, что за нарушение этого правила обязательно последует штраф. Хотя в ПДД про эту основу ничего не говорится.

Как наглядно показывает практика, по правой стороне обгоны обычно осуществляются при помощи тротуаров и обочин. А все нюансы езды по тротуару мы с вами обсуждали в предыдущей статье. В Пункте 9.9 действующих правил четко указано, что такие маневры запрещены.

Есть несколько моментов, которые вам следует знать относительно обгонов справа. А именно:

  • Проезжать по обочинам и тротуарам допускается мопедистами и велосипедистам возрастом более 14 лет в случае отсутствия отведенных для них дорожек;
  • Если машина движется по средней полосе и нужно совершить обгон впереди идущего ТС, допускается перестроение в правую полосу и опережение;
  • Если машина притормаживает на перекрестке, подавая сигнал левым поворотником, тогда ее допускается объезжать по правой стороне;
  • При аналогичной ситуации, но в случае сильной загруженности, нужно оставаться в своей полосе, и только после поворота ТС впереди можно двигаться дальше;
  • Если есть возможность объехать ТС по правой стороне, лучше этого не делать при ограниченной видимости.

Есть ряд наглядных видео, как и в каких случаях можно или нельзя обходить транспортное средство впереди вас. Тут нужно детально изучать ПДД, опираться на разметку, а также думать о безопасности других участников движения. Иначе наказание вас будет ждать в обязательном порядке.

Актуальные штрафы

Отталкиваясь от всего сказанного ранее можно с уверенностью заявлять о том, что такого понятия как обгон справа в природе и в ПДД не существует. А потому и наказать водителя, приписав ему обгон с правой стороны, не возможно.
  • В тех ситуациях, когда автомобилист выезжает на тротуары и обочины, к примеру, маневр точно не является разрешенным. За него предусматривает наказание в виде денежного штрафа. Он составляет сейчас 1500 рублей;
  • Если нарушитель не оплатит его в указанные сроки, тогда долг отдается судебным приставам. В этой ситуации все равно придется заплатить штраф. Плюс начислят еще 200% от размера штрафа;
  • Если же сотрудник ГИБДД увидит, что машина не просто выехала на обочину, но еще и опередила иные ТС, тогда штраф автоматически увеличивается до 5 тысяч рублей;
  • Аналогичный размер штрафа предусмотрен для ситуаций, когда водитель обходит другое авто по правой стороне, и это происходит в зоне нерегулируемого пешеходного перехода;
  • Повторив подобные правонарушения, водитель уже простым штрафом не отделается. У него вполне на законных основаниях заберут права. Срок лишения в такой ситуации составит 1 год;
  • Объезд ТС при помощи пешеходных, велосипедных дорожек и тротуаров карается 2000 рублей штрафа.

Водитель должен быть предельно внимательным и обязательно соблюдать правила дорожного движения. Они создавались не для того, чтобы ГИБДД могли штрафовать и собирать деньги. Это правила, написанные, увы, кровью миллионов людей. Нарушая ПДД, вы сами создаете огромную угрозу для здоровья и жизни всех участников движения.

В вопросе обгона, перестроения и опережения по правой стороне в действительности нет ничего сложного. Нужно лишь разобраться в понятиях, не путать их и следовать действующему закону на дорогах. Тогда ни о каких штрафах или лишении прав переживать не придется.

Удачи вам на дорогах! Не нарушайте!

Правила обгона гласят, что зачастую с правой стороны он выполняется по тротуарам или обочинам. Если говорить о том, в каких случаях запрещен, то можно отметить, что запрет закрепляется в пункте 9.9 ПДД.

Если в таком случае водитель попадает в зону внимания инспектора ГИБДД, то к нему применяются штраф. При этом мера наказания применяется за совершение двух нарушений одновременно – это совершение маневра, который запрещен, а также езда по обочине.

Послабления в таком случае распространяются ни лиц, которые управляют мопедами и велосипедами. Они могут водить средства по обочинам, когда отсутствуют специально для этого предназначенные дорожки.

Правила выполнения обгона регулируются главой 11 Правил движения автомобильного транспорта.

Прежде чем приступать к выполнению рассматриваемого маневра водитель обязан убедиться в его безопасности, а именно предварительно определить (статья 11.1):

  • свободна ли полоса, на которую потребуется совершить выезд при маневрировании;
  • не будет ли создано помех иных участникам движения, причем как в попутном, так и во встречном направлении;
  • если ли возможность по завершении обгона вернуться в свою полосу для продолжения дальнейшего движения.

В связи с данными аспектами водитель не может приступать к выполнению маневра «Обгон», если (статья 11.2):

  • автомобиль или иной вид транспорта, движущийся впереди, подает сигнал поворота перед выполнением аналогичного маневра;
  • автотранспорт, так же движущийся впереди, уже приступил к обгону иных авто или объезду препятствия, возникшему на пути следования;
  • транспорт, который приближается сзади, выполняет обгон.

Пунктом 11.4 документа так же установлены специальные зоны, в которых выполнением маневра запрещается.

Кроме указанных зон выполнять обгон нельзя в зоне действия следующих дорожных знаков:

  • обгон запрещен (3.20). Данным дорожным знаком запрещается обгон всего транспорта за исключением гужевых повозок, двухколесных мотоциклов, не оборудованных боковым прицепом, мопедов и тихоходных ТС, оснащенных специальным предупреждающим знаком;
  • обгон запрещен только грузовым автомобилем (3.22). В зоне действия данного дорожного знака запрещается выполнение маневра «Обгон» всем автомобилям, масса которых превышает 3,5 т. Исключения в данной ситуации отсутствуют.

Зона действия рассматриваемых дорожных знаков начинается непосредственно за знаком и заканчивается:

  • на ближайшем перекрестке;
  • в конце населенного пункта, если в жилой зоне отсутствуют перекрестки;
  • после знаков, отменяющих введенный запрет на обгон. Такими знаками являются 3.21 и 3.23;
  • после знака, отменяющего запрет на любые ограничения, введенные ранее (3.31);
  • по истечении промежутка проезжей части, если совместно с запрещающим знаком установлена дополнительная информация табличка.
Как правило, все дорожные знаки дублируются линиями дорожной разметки.

Выполнять обгон запрещено, если на проезжей части нанесена разметка следующих видов:

  • сплошная линия;
  • двойная сплошная линия.

Далее разберемся более подробно, в каких ситуациях и как совершается обгон.

На перекрестке

Можно ли обгонять на перекрестке? При ответе на данный вопрос предварительно следует выяснить, какой перекресток находится перед водителем.

Все перекрестки, согласно ПДД подразделяются на два вида:

  • регулируемые. На таких перекрестках приоритетность движения определяется сигналами светофора или жестами регулировщика;
  • нерегулируемыми. На перекрестках отсутствуют светофоры и регулировщики, а очередность проезда автотранспорта определяется водителями самостоятельно в соответствии с установленными перед перекрестком дорожными знаками (неравнозначные нерегулируемые перекрестки, на которых одна дорога является главной, а другая – второстепенной) или правилом «помеха справа» (равнозначные нерегулируемые перекрестки).

Особенности обгонов

Причина этого очевидна, автомобиль не смещается на встречную полосу, по которой могут ездить и ТС с противоположным направлением движения, а, напротив, уходит вправо.

Поэтому такой маневр с формальной точки зрения требуется назвать именно опережением. В соответствии с правилами дорожного движения данное действие в некоторых случаях будет разрешено.

Правая полоса не занята автомобилямиИначе говоря, при перестроении на нее машина не помешает движению какого-либо транспортного средства
При совершении перестроенияАвтомобиль не заедет на территорию, где ему двигаться запрещено, включая пешеходные дорожки, тротуары, обочины и т.п., по которым допускается исключительно движение мопедов
На дорожное полотноНе нанесена сплошная линия разметки, которая сделает подобное движение недопустимым, также не установлены знаки, запрещающие перестраиваться на полосу справа
Чтобы осуществить опережениеНет необходимости ускоряться до показателя, запрещенного на данной трассе указаниями дорожных знаков
Нет необходимости ускоряться до показателя, запрещенного на данной трассе указаниями дорожных знаковВидимость на данном участке такова, что не мешает опережению в частности вследствие надлежащих погодных условий и отсутствия поворотов вблизи
В итоге теоретически более не исключаемое опережение справа на практике выполняется довольно редко, хотя при исполнении всех перечисленных правил ему ничего не мешает.

Запрещен или нет маневр с текущих условиях, водитель определяет самостоятельно. Но ему желательно учитывать, что при ДТП вина чаще всего возлагается именно на инициатора обгона. Существует особый случай, при котором объезд авто справа был разрешен и ранее.

Если на перекрестке передний автомобиль встал на полосе, с которой позволен поворот налево, готовясь к данному маневру, то следующее по той де полосе авто, которое собирается двигаться прямо, может перестроиться на полосу и затем справа, объехав готовящийся к повороту и стоящий на месте автомобиль, вернуться на прежнюю полосу.

Если говорить про классическую формулировку, то разрешен обгон впереди движущегося ТС, но при этом он рассматривается как один из опасных маневров. Он требуется от водителя определенного уровня подготовки. Рекомендуется выполнять действия при этой разновидности маневров:

  • изначально включить левый сигнал поворота, чтобы обратить внимание другие водителей на то, что человек собирается поменять траекторию движения;
  • запустить сниженную передачу, чтобы сохранить запас мощности во время маневра;
  • использовать зеркала, расположенные в центре и с боков авто;
  • оценить дистанцию между машинами, двигающимися впереди и их скорость;
  • при отсутствии помех водитель начинает набор скорости и выезжает на полосу, предназначенную для встречного движения.

Выполнить такое действие с правой стороны значительно сложнее. Если говорить про такой обгон в черте города, то справа могут располагаться пути для движения трамваев, которые рассматриваются как сплошная линия. Обгон справа по путям разрешается в некоторых случаях:

  • чтобы разгрузить дорогу;
  • при сильной заполненности полос.

Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть