Утилизационный сбор. Утилизационный сбор 2019. Утилизационный сбор в России.

Видео про утильсбор на автомобили в России

С 2012г. все граждане Российской Федерации обязаны погашать утилизационный сбор в ПТС один раз за время пользования автомобилем с момента его выпуска и до утилизации.

Все собранные суммы денежных средств направляются государством на реализацию комплекса мероприятий, которые обеспечивают экологическую безопасность окружающей среды, охрану здоровья людей от негативных последствий, связанных с увеличением количества автомобилей.

Утилизация авто

Какой автомобиль принимается для утилизации.

Немало споров можно услышать о сборе на утиль авто: что такое, какова его суть? Специалисты объясняют, что денежные суммы, которые поступают благодаря уплате сбора, в последующее время являются гарантией ликвидации машины, соблюдая экологические нормы.

То есть, Иными словами, такой платеж должен взыматься только один раз за период эксплуатации ТС и оплачивать его должен либо завод-изготовитель, либо владелец. По этой причине было принято решение на законодательном уровне считать субъектом утилизационного сбора каждого покупателя, приобретающего автосредство.

После того, как автовладелец погасит УС, в ПТС автосредства будет поставлена печать. Что может означать штамп такого образца? Это подтверждение факта погашения долга автовладельцем перед государством по данному налогу.

Если обратиться к действующему в РФ закону об отходах, становиться понятным, что обязанность погашать утильсбор наступает для граждан при таких условиях:

  • автосредство покупается за границей, а затем ввозится на территорию РФ;
  • машина покупается у особ, которые не обязаны по закону платить размер утилизационного взноса, или же тех, кто не стал его оплачивать, нарушив законодательство.

Иными словами, оплатить утильсбор потребуется всего один раз за время существования транспортного средства.

Именно из-за нечеткости трактовки круга особо, которые должны уплатить утильсбор и возникают всевозможные споры специалистов автосферы по поводу корректности данного закона.

Также нередко обнаруживаются попытки ухода от платежа со стороны компаний-производителей автотранспортных средств. Автомобили продаются автосалонами без соответствующей отметки о погашении данного налога производителем.

Пытаются не платить бюджету и те особы, которые занимаются перекупкой автомобилей на первичном и вторичном рынке. Поэтому важно проявить бдительность, заглянув внутрь паспорта авто при его покупке.

Уплата утильсбора

Отметка про уплату утилизационного сбора.

Мнение эксперта

Сергей Александрович

Независимый эксперт в сфере оценки после ДТП, юрист в автоправе со стажем.

Получить бесплатную помощь!

При покупке подержанного авто обязательно обратите внимание, есть ли в ПТС печать об утилизационном сборе.

Что она может означать? Только то, что данный вид налоговых платежей погашен, и уплачивать его новому владельцу авто не придется.

Если такого штампа нет, попросите продавца уплатить налог или снизить стоимость автомобиля на сумму неуплаченного платежа.

Чтобы понимать как, кем и когда уплачивается утилизационный сбор, нужно изучить механизм расчета такого налога. Тогда и сам сбор будет уплачен в нужном объеме, своевременно.

расчет утилизационного сбора

Ставка утилизационного сбора.

Приведем формулу, по которой считается размер утилизационного сбора:

  • ∑УС – представляет собой обозначение суммы УС;
  • БС – является базовой ставкой;
  • К – коэффициент расчетов суммы: можно уточнить с помощью Перечня размеров УС, который был утвержден Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26.12.13г.

Но какая базовая ставка берется во внимание при выполнении подобных расчетов? Это значение определяется категорией автомобиля, на который рассчитывается утилизационный сбор.

Категория транспортного средстваОбъем базовой ставки, рублей
легковые авто для некоммерческого использования20 000
коммерческие легковушки, грузовики, автобусы150 000
Коэффициент расчета суммы определяется годом изготовления ТС и его основными эксплуатационными характеристиками: размером, весом, объемом мотора.

Прежде чем ответить на вопрос, кто обязан вносить денежные средства, а кто освобождается от совершения платежа, следует упомянуть, что данный вопрос регулируется ФЗ №89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления».

В рамках утверждённого норматива, утилизационный сбор представляет собой разовую выплату в доход государства, которая взимается с владельца транспортного средства во время его приобретения для:

  • обеспечения экологической безопасности;
  • охраны здоровья человека в связи с вредным воздействием выделений, которые появляются во время использования транспорта.

Если сказать просто, то средства, уплачиваемые гражданином в рамках сбора, поступают для организации его утилизации в будущем, согласно действующим экологическим стандартам.

В пункте 3 ст. 24-1 ФЗ -98 указано, что гражданин должен уплатить сбор в следующих случаях:

  • если транспортное средство ввозится из-за рубежа. К примеру, автомобиль был куплен в Германии, а доставить его необходимо в Россию;
  • в случае приобретения автомобиля у лица, по закону освобождённого от уплаты утилизационного сбора, либо не оплатившего его в назначенном порядке.

Платёж за утилизацию взимается единоразово за весь период существования автомобиля:

  • оплачивать его обязан изготовитель, если это российская компания;
  • один из владельцев транспортного средства.

В среднем, для физических лиц, утилизационный сбор составляет 2 тыс. рублей, а если возраст транспортного средства превышает 3 года, сбор составляет 3 тыс. рублей.

Введение утилизационного сбора на автомобили с 1 сентября 2012 года

В сравнении с физическими лицами, для юридических компаний предусмотрен свой порядок уплаты взноса и свои тарифы. Предприятиям необходимо кроме основной стоимости, оплатить повышающий коэффициент. Иными словами, размер сбора для компаний очень значительный.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Пример отметки про уплату утилизационного сбора
Пример отметки про уплату утилизационного сбора

В паспорте авто в разделе «особые отметки» проставляется отметка (красный штамп на фото выше) о том, что утилизационный сбор уплачен. Отсутствовать такая отметка может только в таких случаях:

  1. Автомобиль отечественный и паспорт на него выдан до 01.09.2012 года или автомобиль импортный, но ввезен в страну также до указанной даты. Беспокоится, в таком случае не стоит, поскольку в отношении таких автомобилей отсутствует обязанность производить уплату утилизационного сбора.
  2. Автомобиль приобретен за границей и самостоятельно ввезен на территорию РФ. В таком случае уплата утилизационного сбора является обязанностью покупателя, который осуществляет ввоз авто в Россию.

Нужно знать на что обращать внимание при покупке автомобиля! Если владелец автомобиля имеет основания для неуплаты утилизационного сбора, отметка об этом вместе с указанием таких оснований должна содержаться в паспорте автомобиля.

В паспортах автомобилей российского производства, которые выдавались в период с 01.09.2012 года по 31.12.2013, отметка о том, что утилизационный сбор уплачен не ставилась. В паспортах, выданных в этот период, наоборот проставлялась отметка о том, что обязательства утилизировать авто приняты.

Если вы собственник такого автомобиля необходимо удостовериться в том, что в период выдачи вам паспорта производитель состоял в реестре организаций, которые принявших обязательства по утилизации в последующем своей продукции и не был из нее исключен.

Утилизационный сбор в России в 2019 году

За неуплату утилизационного сбора законодательство не предусматривает никаких санкций. Однако, приобретая автомобиль, следует обратить внимание на отметку об уплате сбора в его паспорте. Если она отсутствует, без установленных законом оснований, это значит, что хозяин транспортного средства каким-то образом избежал уплаты сбора и обязанность по его уплате ляжет на вас, в случае если вы приобретете авто. В такой ситуации у вас есть только два выхода:

  • Отказаться от предстоящей сделки;
  • Снизить цену на приобретаемое авто.

Приобретение автомобиля на российском рынке или за рубежом связано с определенными расходами. Одним из видов доп. платежей, введенных с 2012 года, является утилизационный сбор. Вопросов у автомобилистов в связи с этим нововведением много.

Впервые вопрос о том, что значит утилизационный сбор и зачем он нужен, поднялся в 2012 году. Президент РФ внес изменения в 5 главу Федерального закона №89. Он был дополнен статьей 24.1. В ней указывались лица, обязанные оплачивать сбор, цели и задачи, сроки внедрения, категории ТС и т. д.

Последние новости о введении нового утилизационного сбора активно обсуждались внутри страны и за рубежом. Импортеры волновались о повышении цен для покупателей за счет увеличения базовой ставки, коэффициента сбора.

Говоря простым языком, утилизационный сбор - это платеж в пользу государства, который должен выплачивается при покупке автомобиля. Используется же этот платеж спустя некоторое время, когда нормальная эксплуатация становится невозможной и требуется его утилизация.

Что представляет собой утилизационный сбор

Утилизационный сбор является обязательным платежом граждан и организаций в пользу государства. Он предназначен для того, чтобы обеспечить безопасную в плане экологии утилизацию автомобилей.

В соответствии с бюджетным законодательством данный сбор причислен к неналоговым доходам федерального бюджета. Поэтому сведений о нём в Налоговом кодексе РФ мы не найдём. Они содержатся в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления».

Взимание такого платежа имеет перед собой особую цель — обеспечение экологической безопасности. Соответственно, полученные средства в дальнейшем направляются на экологически грамотную утилизацию автомобилей.

Утилизационный сбор является разовым. Он уплачивается только один раз, причём независимо от того, в руках скольких владельцев находился автомобиль.

Закон Об отходах № 89-ФЗ от 24.06.1998 года с момента вступления его в силу в 2012 году ввел для российских граждан обязанность платить сбор за утилизацию.

Согласно этому закону, утилизационный сбор – это платеж, взимаемый в пользу государства единоразово. Целью его взимания, является обеспечение экобезопасности окружающей среды, а также охрана здоровья людей от негативного влияния транспорта в период его эксплуатации. Взимается данный платеж с покупателя, который приобретает транспортное средство.

Предполагается, что средства поступившие от уплаты сбора в последующем, обеспечивают утилизацию автомобиля, как того требуют экологические нормы.

Кто может не платить данный вид налога

После того, как утилизационная пошлина оплачивается владельцем авто, в паспорте на автотранспортное средство ставить соответствующая отметка. Но есть ли такие особы, которые могут вообще не платить подобный налог на авто? Законодательство РФ определило круг лиц, которые имеют право не оплачивать сбор.

Опишем такие случаи более подробно:

  1. Человек является владельцем механического средства передвижения, возраст которого превышает 30 лет.
    Но при этом автосредство не должно предназначаться для коммерческого пользования, а его мотор и части кузова непременно должны быть оригинальными.
  2. Авто является собственностью дипломатического посольства, международной организации или их сотрудников/ их семей.
    При таком обстоятельстве оплачивать утильсбор нет необходимости, но если же машина продается лицу без такого статуса, ему вскоре придется погасить платеж в бюджет на утилизацию авто.
  3. ТС оказалось на территории Российской Федерации, так как ее владелец участвует в программе переселения соотечественников из-за границы.
    При этом автосредсво должно являться личным имуществом такого гражданина, участника программы.

Мнение эксперта

Наталья Алексеевна

Если транспортное средство б/у приобретается у человека, участника программы переселения, это значит, что новый владелец обязан уплатить в бюджет сумму налога на утилизацию.

Это касается и покупки авто у представителя дипломатической миссии. Проверяйте перед оформлением сделки, есть ли соответствующая отметка в ПТС.

Закон предусматривает возможность не проводить уплату утилизационного сбора в таких случаях:

  1. ТС старше 30 летнего возраста. В таком случае необходимо наличие двух условий:
  • Автомобиль должен быть предназначен не для коммерческого использования;
  • На автомобиле должны быть установлены оригинальные двигатель и кузов.
  1. Автомобиль принадлежит дипломатическим посольствам, международным организациям, а также их сотрудникам или их семьям.
  2. Автомобиль попал на территорию России по программе переселения соотечественников из-за границы в качестве личного имущества таких граждан, участников программы.

Если автомобиль будет приобретен у лиц, указанных выше, в этом случае уплачивать утилизационный сбор придется покупателю.

Вопрос о том, за кем закрепляется обязательство по внесению данного сбора, сводится к тому, каким образом автомобиль был приобретен и оказался в России.К примеру, рядовой гражданин, приобретающий ТС, должен оплатить сумму сбора в следующих случаях:

  1. При импорте автомобиля из-за пределов страны и дальнейшем прохождении всех процедур, связанных с импортом.
  2. Приобретая автомобиль у лица, избежавшего данного взноса в обход закона, либо у освобожденного от уплаты УС (например, консульства или иностранной компании).

Величина сбора равняется базовой ставке, помноженной на коэффициент, который складывается из целого ряда параметров.

В сегодняшний день в России сумма базовой ставки УС составляет:

  • 20 тысяч рублей – для автомобилей легкового типа, применяемых в личных целях;
  • 150 тысяч рублей – для коммерческого автотранспорта и спецтехники.
С начала 2014 года утилизационный сбор является обязательным для всех остальных видов транспорта, в том числе квадроциклов, что однозначно также привело к повышению цен на них. нужно проследить за тем, чтобы после оплаты в ПТС поставили печать об утилизации.

Оплата утилизационного сбора — это обязанность производителя или одного из собственников ТС. Согласно закону, юридическое или физическое лицо оплачивает утилизационный сбор в следующих ситуациях:

  1. При ввозе автомобиля из-за рубежа.
  2. При производстве ТС на территории РФ.
  3. При покупке ТС у собственника, ранее не оплатившего сбор.

6. Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:

ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;

с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;

которые произведены, изготовлены организациями, принявшими на себя (в порядке и на условиях, которые определены Правительством Российской Федерации) обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств;

которые ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза. Утилизационный сбор в отношении транспортных средств, предусмотренных настоящим абзацем, не уплачивается при соблюдении условий, определенных Правительством Российской Федерации;

которые указаны в части 1 статьи 12 2 Федерального закона от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны до 1 апреля 2016 года.

Думаю, расшифровывать каждый из подпунктов более подробно не имеет смысла. Этот пункт пригодится нам в дальнейшем при рассмотрении нового Федерального закона.

Еще один интересный вопрос: "Кто должен платить утилизационный сбор?".

3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;

осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;

приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым, третьим и седьмым пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

1. Утилизационный сбор должны уплачивать лица, которые ввозят транспортные средства из-за границы. Например, если Вы решите купить автомобиль в Германии, а затем перегнать его на родину, то в дополнение к таможенным пошлинам Вам придется уплатить и утилизационный сбор.

То же самое касается и организаций, которые ввозят в Россию автомобили, произведенные за рубежом.

2. Также утилизационный сбор будет уплачиваться и лицами, которые производят автомобили на территории РФ. Например, речь идет о расположенных на территории РФ автозаводах.

3. Этот пункт, пожалуй, самый интересный. Вам придется заплатить утилизационный сбор, если Вы покупаете автомобиль:

  • У участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников.
  • У дипломатического представительства или консульского учреждения, международной организации.
  • Помещенный под таможенную процедуру свободной таможенной зоны до 1 апреля 2016 года.
  • У лица, которое в нарушение установленного порядка не уплатило утилизационного сбора.

7. Паспорта транспортных средств выдаются только на транспортные средства, в отношении которых уплачен указанными в пункте 3 настоящей статьи лицами утилизационный сбор или принято предусмотренное абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи обязательство, и транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается в соответствии с абзацами вторым - четвертым, шестым и седьмым пункта 6 настоящей статьи.

Это, в свою очередь, приведет к тому, что автомобиль будет невозможно поставить на учет, т.е. его невозможно будет использовать.

Полный перечень ставок на утилизационный сбор 2019 в рублях

Виды и категории транспортных средств

 

Сумма утилизационного сбора в рублях РФ

До 3-х лет с даты выпуска

Старше 3-х лет с даты выпуска

Утилизационный сбор на легковой автомобиль (категории B, в т. ч на электромобиль):
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

28400

106000

с рабочим объемом двигателя:
не более 1000 куб. сантиметров

28400

106000

свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров

44200

165200

свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров

84400

322400

свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров

114600

570000

свыше 3500 куб. сантиметров

181600

700200

ввозимые физическими лицами для личного пользования вне зависимости от объема двигателя

3400

5200

Утилизационный сбор на грузовой автомобиль (категории B, C в т. ч. седельный тягач, рефрижератор, фургон, самосвал)
полной массой не более 2,5 тонны

124500

132000

полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

198000

309000

полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

247500

396000

полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

273000

684000

полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

331500

1036500

полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

364500

1509000

полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

718500

1770000

Утилизационный сбор на специальный транспорт (на шасси грузового автомобиля категории «С»)
специальные транспортные средства кроме автобетоносмесителей (бетономешалок на базе шасси)

247500

1500000

автобетоносмесители (бетономешалки на базе шасси)

742500

1950000

Утилизационный сбор на автобусы (категории D)
с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров

148500

150000

с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

148500

150000

с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров, но не более 5000 куб. сантиметров

297000

450000

с объемом двигателя свыше 5000 куб. сантиметров, но не более 10000 куб. сантиметров

396000

660000

с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров

495000

780000

Утилизационный сбор на самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (карьерные самосвалы)
полной массой свыше 50 тонн, но не более 80 тонн

3360000

7668000

полной массой свыше 80 тонн, но не более 350 тонн

6195000

7920000

полной массой свыше 350 тонн

9165000

9900000

Утилизационный сбор на шасси колесных транспортных средств
шасси грузовых автомобилей полной массой не более 3,5 тонны

198000

309000

шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

247500

396000

шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

273000

684000

шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

331500

1036500

шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

364500

1509000

шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

718500

1770000

шасси автобусов полной массой не более 5 тонн

396000

660000

шасси автобусов полной массой свыше 5 тонн

495000

780000

Утилизационный сбор на автогрейдеры
массой не более 10 тонн

480000

1275000

массой свыше 10 тонн, но не более 14 тонн

630000

1650000

массой свыше 14, но не более 17 тонн

900000

2430000

массой свыше 17 тонн

1200000

3555000

Утилизационный сбор на бульдозеры
массой не более 10 тонн

600000

1800000

массой свыше 10 тонн, но не более 24 тонн

1050000

5250000

массой свыше 24 тонн, но не более 35 тонн

1260000

8250000

массой свыше 35 тонн, но не более 50 тонн

1500000

10500000

массой свыше 50 тонн

2250000

15000000

Утилизационный сбор на экскаваторы
легкие (массой менее 17 тонн при мощности силовой установки менее 170 л.с.)

600000

2550000

средние (массой не менее 17 тонн и не более 32 тонн при мощности силовой установки не менее 170 л.с. и не более 250 л.с.)

900000

3750000

тяжелые (массой более 32 тонн при мощности силовой установки более 250 л.с)

1200000

6075000

Утилизационный сбор на перегружатели колесные (в т.ч. экскаваторы погрузчики)
легкие (массой менее 15 тонн при мощности силовой установки менее 100 л.с.)

375000

11490000

средние (массой не менее 15 тонн и не более 16,5 тонны при мощности силовой установки не менее 100 л.с. и не более 150 л.с.)

495000

18795000

средние (массой не менее 16,5 тонны и не более 22 тонн при мощности силовой установки не менее 100 л.с. и не более 150 л.с.)

600000

18795000

тяжелые (массой более 22 тонн при мощности силовой установки более 150 л.с)

660000

24135000

Утилизационный сбор на катки дорожные
легкие (массой менее 4 тонн)

105000

480000

средние (массой не менее 4 тонн и не более 10 тонн)

255000

1095000

тяжелые (массой более 10 тонн)

330000

1455000

Утилизационный сбор на погрузчики
массой не более 4 тонн

150000

900000

массой свыше 4 тонн, но не более 8 тонн

300000

1500000

массой свыше 8 тонн, но не более 13,5 тонны

600000

2550000

массой свыше 13,5 тонны, но не более 16,5 тонн

675000

3000000

массой свыше 16,5 тонны, но не более 22 тонн

750000

4500000

массой свыше 22 тонн, но не более 34 тонн

1050000

5250000

массой свыше 34 тонн

2175000

10500000

Утилизационный сбор на краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств
легкие (массой менее 17 тонн при мощности силовой установки менее 170 л.с.)

1725000

6645000

средние (массой не менее 17 тонн и не более 32 тонн при мощности силовой установки не менее 200 л.с. и не более 250 л.с.)

3405000

14325000

тяжелые (массой более 32 тонн при мощности силовой установки более 250 л.с.)

4545000

35715000

Утилизационный сбор на краны- трубоукладчики
массой не более 25 тонн

1500000

4500000

массой свыше 25 тонн, но не более 35 тонн

2400000

7500000

массой свыше 35 тонн, но не более 50 тонн

3150000

10500000

массой свыше 50 тонн

3750000

15000000

Утилизационный сбор на прицепы
массой более 10 тонн

150000

1050000

Утилизационный сбор на машины для содержания дорог (прочие самоходные дорожные и коммунальные машины), за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств
легкие (массой менее 5 тонн при мощности силовой установки менее 100 л.с.)

420000

1635000

средние (массой не менее 5 тонн и не более 15 тонн при мощности силовой установки не менее 100 л.с. и не более 220 л.с.)

615000

2475000

тяжелые (массой более 15 тонн при мощности силовой установки более 220 л.с.)

705000

2895000

Утилизационный сбор на машины для лесного хозяйства
легкие (массой менее 12 тонн)

1200000

7500000

средние (массой не менее 1 2 тонн и не более 17 тонн

2175000

9000000

тяжелые (массой более 17 тонн)

2700000

10500000

Утилизационный сбор на транспортные средства типа «форвардер»
легкие (массой менее 12 тонн)

1200000

7500000

средние (массой не менее 12 тонн и не более 17 тонн)

2175000

9000000

тяжелые (массой более 17 тонн)

2700000

10500000

Утилизационный сбор на погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства
Легкие (массой менее 12 тонн)

1200000

1500000

Средние (массой не менее 12 тонн и не более 17 тонн)

2175000

6750000

Тяжелые (массой более 17 тонн)

2700000

9000000

Утилизационный сбор на мотовездеходы, квадроциклы, снегоболотоходы
С объемом двигателя не более 299 куб. сантиметров

60000

105000

С объемом двигателя не менее 300 и не более 1500 куб. сантиметров

105000

195000

Утилизационный сбор на снегоходы
С объемом двигателя не более 299 куб. сантиметров

60000

105000

С объемом двигателя не менее 300 куб. сантиметров и не более 1500 куб. сантиметров

105000

195000

Утилизационный сбор на тракторы сельскохозяйственные колесные
Мощностью силовой установки не более 30 л.с.

60000

270000

Мощностью силовой установки более 30 л.с. и не более 60 л.с.

75000

330000

Мощностью силовой установки более 60 л.с. и не более 90 л.с.

105000

450000

Мощностью силовой установки более 90 л.с. и не более 130 л.с.

225000

1050000

Мощностью силовой установки более 130 л.с. и не более 180 л.с.

375000

1500000

Мощностью силовой установки более 180 л.с. и не более 220 л.с.

450000

2250000

Мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 280 л.с.

570000

3000000

Мощностью силовой установки более 280 л.с. и не более 340 л.с.

750000

3300000

Мощностью силовой установки более 340 л.с. и не более 380 л.с.

1005000

3750000

Мощностью силовой установки более 380

1350000

6000000

Утилизационный сбор на тракторы сельскохозяйственные гусеничные
Мощностью силовой установки не более 100 л.с.

225000

1050000

Мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 200 л.с.

375000

1500000

Мощностью силовой установки более 200 л.с.

1350000

4200000

Утилизационный сбор на комбайны зерноуборочные
Мощностью силовой установки не более 160 л.с.

360000

1320000

Мощностью силовой установки более 160 л.с. и не более 220 л.с.

540000

1980000

Мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 255 л.с.

750000

2640000

Мощностью силовой установки более 255 л. с. и не более 325 л. с.

975000

3300000

Мощностью силовой установки более 325 л. с. и не более 400 л. с.

1275000

4488000

Мощностью силовой установки более 400 л. с.

1800000

6819000

Утилизационный сбор на комбайны кормоуборочные
Мощностью силовой установки не более 295 л. с.

750000

1914000

Мощностью силовой установки более 295 л. с. и не более 401 л. с.

1380000

3960000

Мощностью силовой установки более 401 л. с.

2160000

7920000

Утилизационный сбор на машины сельскохозяйственные самоходные
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки не более 100 л. с.

300000

1500000

Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 300 л. с.

1200000

4500000

Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 300 л. с.

2400000

6000000

Косилки самоходные

600000

2199000

2. Действие положений статьи 241 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на колесные транспортные средства, на которые паспорта транспортных средств выданы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.





Идентификационный код <1>

Виды и категории самоходных машин и прицепов к ним <2>, <3>

Коэффициент расчета размера утилизационного сбора <4>

  

новые самоходные машины и прицепы к ним <5>

самоходные машины и прицепы к ним, с даты выпуска которых прошло более 3 лет <5>

I. Автогрейдеры

(классифицируемые по кодам 8429 20 001 0, 8429 20 009 1, 8429 20 009 9) <6>

A01

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

3,2

8,5

A02

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 140 л.с.

4,2

11

A03

мощностью силовой установки не менее 140 л.с. и менее 200 л.с.

6

16,2

A04

мощностью силовой установки не менее 200 л.с.

8

23,7

II. Бульдозеры

(классифицируемые по кодам 8429 11 001 0, 8429 11 002 0, 8429 11 009 0, 8429 19 000 1, 8429 19 000 9) <6>

B01

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

4

12

B02

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 200 л.с.

7

35

B03

мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 300 л.с.

8,4

55

B04

мощностью силовой установки не менее 300 л.с. и менее 400 л.с.

10

70

B05

мощностью силовой установки не менее 400 л.с.

15

100

III. Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры

(классифицируемые по коду 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0) <6>

C01

мощностью силовой установки менее 170 л.с.

4

17

C02

мощностью силовой установки не менее 170 л.с. и менее 250 л.с.

6

25

C03

мощностью силовой установки не менее 250 л.с.

8

40,5

IV. Перегружатели колесные

(классифицируемые по кодам 8429 59 000 0) <6>

D01

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

2,5

76,6

D02

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 125 л.с.

3,3

125,3

D03

мощностью силовой установки не менее 125 л.с. и менее 150 л.с.

4

125,3

D04

мощностью силовой установки не менее 150 л.с.

4,4

160,9

V. Катки дорожные

(классифицируемые по кодам 8429 40 100 0, 8429 40 300 0) <6>

E01

мощностью силовой установки менее 40 л.с.

0,7

3,2

E02

мощностью силовой установки не менее 40 л.с. и менее 80 л.с.

1,7

7,3

E03

мощностью силовой установки не менее 80 л.с.

2,2

9,7

VI. Погрузчики фронтальные

(классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51) <6>

F01

мощностью силовой установки менее 50 л.с.

1

6

F02

мощностью силовой установки не менее 50 л.с. и менее 100 л.с.

2

10

F03

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 200 л.с.

4

17

F04

мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 250 л.с.

4,5

20

F05

мощностью силовой установки не менее 250 л.с. и менее 300 л.с.

5

30

F06

мощностью силовой установки не менее 300 л.с. и менее 400 л.с.

7

35

F07

мощностью силовой установки не менее 400 л.с.

14,5

70

VII. Краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств

(классифицируемые по коду 8426 41 000) <6>

G01

мощностью силовой установки менее 170 л.с.

11,5

44,3

G02

мощностью силовой установки не менее 170 л.с. и менее 250 л.с.

22,7

95,5

G03

мощностью силовой установки не менее 250 л.с.

30,3

238,1

VIII. Краны-трубоукладчики, краны гусеничные

(классифицируемые по кодам 8426 49 001 0, 8426 49 009 1) <6>

G04

мощностью силовой установки менее 130 л.с.

10

30

G05

мощностью силовой установки не менее 130 л.с. и менее 200 л.с.

16

50

G06

мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 300 л.с.

21

70

G07

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

25

100

IX. Прицепы

(классифицируемые по кодам 8716 20 000 0, 8716 31 000 0, 8716 39 500 1, 8716 39 500 9, 8716 39 800 5, 8716 39 800 8, 8716 40 000 0) <6>

Н01

Грузоподъемностью более 10 тонн

1

7

X. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств

(классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 000 0) <6>

I01

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

2,8

10,9

I02

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 220 л.с.

4,1

16,5

I03

мощностью силовой установки не менее 220 л.с.

4,7

19,3

XI. Машины и оборудование для лесного хозяйства

Машины и оборудование для лесного хозяйства

(классифицируемые по коду 8436 80 100) <6>

J01

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

8

50

J02

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 300 л.с.

14,5

60

J03

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

18

70

Транспортные средства типа «форвардер»

(классифицируемые по кодам 8704 22 910 1, 8704 22 990 1, 8704 23) <6>

J04

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

8

50

J05

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 300 л.с.

14,5

60

J06

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

18

70

Погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства

(классифицируемые по кодам 8427 20 190, 8427 90 000, 8701 94 100 1, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 95 100 1, 8701 95 500 0) <6>

J07

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

8

10

J08

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 300 л.с.

14,5

45

J09

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

18

60

XII. Мотовездеходы, снегоболотоходы

(классифицируемые по кодам 8703 21 109, 8703 21 909, 8703 10, 8703 31 109 0, 8704 90 000) <6>

K01

с объемом двигателя менее 300 куб. сантиметров

0,4

0,7

K02

с объемом двигателя не менее 300 куб. сантиметров

0,7

1,3

XIII. Снегоходы

(классифицируемые по коду 8703 10) <6>

L01

с объемом двигателя менее 300 куб. сантиметров

0,4

0,7

L02

с объемом двигателя не менее 300 куб. сантиметров

0,7

1,3

XIV. Тракторы колесные

(классифицируемые по коду 8701 91, 8701 92, 8701 93, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 94 900 0, 8701 95 100 9, 8701 95 500 0, 8701 95 900 0, 8701 20 109 0, 8701 20 909 0, 8709) <6>

M01

мощностью силовой установки не более 30 л.с.

0,4

1,8

M02

мощностью силовой установки более 30 л.с. и не более 60 л.с.

0,5

2,2

M03

мощностью силовой установки более 60 л.с. и не более 90 л.с.

0,7

3

M04

мощностью силовой установки более 90 л.с. и не более 130 л.с.

1,5

7

M05

мощностью силовой установки более 130 л.с. и не более 180 л.с.

2,5

10

M06

мощностью силовой установки более 180 л.с. и не более 220 л.с.

3

15

M07

мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 280 л.с.

3,8

20

M08

мощностью силовой установки более 280 л.с. и не более 340 л.с.

5

22

M09

мощностью силовой установки более 340 л.с. и не более 380 л.с.

6,7

25

M10

мощностью силовой установки более 380 л.с.

9

40

XV. Тракторы гусеничные (классифицируемые по коду 8701 30 000 9) <6>

N01

мощностью силовой установки не более 100 л.с.

1,5

7

N02

мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 200 л.с.

2,5

10

N03

мощностью силовой установки более 200 л.с.

9

28

XVI. Комбайны зерноуборочные

(классифицируемые по коду 8433 51 000) <6>

O01

мощностью силовой установки более 25 л.с. и не более 160 л.с.

2,4

8,8

O02

мощностью силовой установки более 160 л.с. и не более 220 л.с.

3,6

13,2

O03

мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 255 л.с.

5,5

17,6

O04

мощностью силовой установки более 255 л.с. и не более 325 л.с.

6,5

22

O05

мощностью силовой установки более 325 л.с. и не более 400 л.с.

8,5

29,92

O06

мощностью силовой установки более 400 л.с.

12

45,46

XVII. Комбайны силоуборочные самоходные

(классифицируемые по коду 8433 59 110) <6>

P01

мощностью силовой установки не более 295 л.с.

5

12,76

P02

мощностью силовой установки более 295 л.с. и не более 401 л.с.

9,2

26,4

P03

мощностью силовой установки более 401 л.с.

14,4

52,8

XVIII. Машины сельскохозяйственные самоходные

(классифицируемые по кодам 8424 82, 8433 20 100 0) <6>

Q01

опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 120 л.с.

2

10

Q02

опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 120 л.с. и не более 300 л.с.

8

30

Q03

опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 300 л.с.

16

40

Q04

косилки самоходные

4

14,66

XIX. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья

(классифицируемые по коду 8704 10) <6>

R01

мощностью силовой установки менее 650 л.с.

22,4

51,12

R02

мощностью силовой установки не менее 650 л.с. и менее 1750 л.с.

41,3

52,8

R03

мощностью силовой установки не менее 1750 л.с.

61,1

66

Кто освобождается от сбора?

Утилизационный сбор на автомобили в Беларуси был введен с 1 марта 2014 года Указом Президента республики.

Ставки сбора, идентичны российским, если, пересчитать их по курсу в национальной валюте. Основные правила уплаты, а также круг лиц, обязанных уплате утилизационного сбора, идентичен российскому.

К списку льготников, освобожденных от уплаты сбора в белорусском законодательстве, в сравнении с российским, добавлены беженцы, а также те, кто получил разрешение, постоянно жить в республике Беларусь.

Непосредственно за неуплату сбора законом ответственности не предусмотрено. Но если в ПТС нет отметки об утилизационном сборе (либо об уплате, либо об основании освобождения от неё), то автомобиль не может быть зарегистрирован в органах ГИБДД.

В соответствии с законом собственник обязан зарегистрировать транспортное средство:

  • до истечения срока действия транзитного номера, который выдаётся на 20 суток;
  • в течение 10 дней после приобретения.

Если же он данное действие не выполнит, то ему грозит административный штраф за управление незарегистрированным транспортным средством. Такой штраф составляет от 500 до 800 рублей. Но даже уплата штрафа не освобождает от обязанности заплатить утильсбор и зарегистрировать автомобиль.

В случае ввоза транспортного средства из-за границы возможна следующая ситуация. Если в течение 3 лет таможенные органы обнаружат факт неуплаты сбора, либо его неполной уплаты, то они направят Вам соответствующее извещение.

В п.3 ст.24.1 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» определяются 2 взимателя сбора за утилизацию:

  • Федеральная таможенная служба ‒ при ввозе спецтехники на российскую территорию из других стран;
  • Федеральная налоговая служба ‒ с производителей, работающих на территории России, а также лиц, купивших здесь спецтехнику у продавцов, не заплативших сбор.

Законодательство обязывает плательщика самому представлять нужные документы и переводить деньги на счет Федерального казначейства по кодам:

  • 182 1 12 08000 01 6000 120 ‒ за самоходные машины, прицепы, выпущенные в РФ;
  • 182 1 12 08000 01 2000 120 ‒ за колесные транспортные средства.

Законодательно определены случаи, когда владелец транспортного средства может быть освобождён от уплаты утилизационного взноса. К таким ситуациям можно отнести следующие случаи:

  1. Транспортному средству более тридцати лет, но при соблюдении условий: автомобиль не должен использоваться в коммерческих целях и у него должны быть оригинальные запчасти – рама, кузов, двигатель.
  2. Авто находится в распоряжении дипломатического представительства или консульства, включая сотрудников и их семей.
  3. Автомобиль был ввезён в России, как личное имущество граждан, являющихся участниками программы добровольного переселения соотечественников из зарубежных стран.
В первом случае, сбор не подлежит уплате вообще, а в двух последующих будет взиматься с покупателя.
Что такое утилизационный сбор на автомобили

Для юрлиц предусмотрен свой порядок уплаты взноса и тарифы.

В паспорт транспортного средства или в ПТС ставится специальная отметка, которая указывает об оплате обязательного сбора. В отдельных случаях, данная отметка может отсутствовать. Это возможно в следующих случаях:

  • если ПТС выдан до 01.09.2012 года, либо автомобиль был ввезён в Россию до установленной даты;
  • при приобретении транспортного средства в другом государстве с последующей доставкой до РФ.

В первом случае переживать не стоит, поскольку, обязанность по уплате сбора не возникает. Во втором случае, обязательства по оплате сбора несёт покупатель, как лицо, которое осуществляет ввоз автомобиля на территорию России.

Необходимо помнить, что если в ПТС автомобиля, с которого сбор не взимается, должны быть указаны основания для освобождения от этой выплаты.

Бывают ситуации, когда ПТС на автомобиль отечественного производства был оформлен с 01.09.2012 по 31.12.2013 года включительно. Тогда в ПТС может стоять другая отметка – о принятии обязательств по утилизации.

Чтобы исключить возможные трудности в будущем, потребуется убедиться, что на момент выдачи ПТС, получатель был исключен из реестра организаций, уплачивающих средства на будущую утилизацию транспортного средства.

При отсутствии такой метки в ПТС, по оговоренным в законе основаниям, считается, что владелец транспортного средства умышленно избежал внесения утилизационного сбора. В этом случае, оплату должен будет произвести покупатель транспортного средства.

Для расчёта взноса используется стандартная формула

, где:

  • ∑УС – размер утилизационного сбора;
  • БС – базовая ставка;
  • К – коэффициент расчёта суммы.

Тариф или коэффициент устанавливается согласно утверждённому Перечню размеров утилизационного сбора. Данный список был утверждён Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года. Базовый показатель для разных групп автомобилей определяется по-разному:

  • легковые автомобили, не предназначенные для коммерческого использования – 20 тыс. рублей;
  • грузовые машины, автобусы и легковые автомобили коммерческого использования – 150 тыс. рублей.

К примеру, коэффициент для автомобиля старше трёх лет и весом до 2,5 тонн составляет 0,88. Это значит, сумма утилизационного взноса равна 20 000,88 рублей.

Помочь в определении суммы сбора, подлежащей к уплате, поможет специальный калькулятор для физических лиц. Данный инструмент работает в режиме онлайн. Для расчёта достаточно ввести все параметры автомобиля и получить итоговую сумму.

В некоторых случаях граждане и организации освобождаются от уплаты утилизационного сбора:

  • автомобиль был привезен на территорию РФ переселенцами в качестве личного имущества по программе добровольного переселения соотечественников из иных государств,
  • автомобиль находится в эксплуатации больше 30 лет у физического лица, не имеет коммерческого использования,
  • автомобиль приобретается в собственность диппредставительств, консульств, международных организаций, а также их сотрудников и членов их семей,
  • ПТС был выдан до 1 сентября 2012 года,
  • машина ввозится в РФ на срок до 6 месяцев.
Если лица, указанные в пунктах 1 и 3 решат продать машину, покупателю придется оплачивать сбор самостоятельно.

В четвертом случае оплачивать ничего не нужно, так как на такие машины обязанность по уплате сбора не распространяется.

📢

В пятом случае машину можно не регистрировать в ГИБДД, соответственно не оплачивать сбор.

Важно. Освобождение от оплаты не происходит по умолчанию. Если авто ввозится из-за границы, необходимо обратиться в таможенную службу и предоставить документы, дающие такое право. В результате государственный орган должен будет проставить специальную отметку об освобождении от оплаты.

От уплаты освобождаются автовладельцы в таких случаях:

  • ТС возрастом более 30 лет. Автомобиль не должен быть источником дохода, использоваться как коммерческий. На нем должны быть установлены оригинальные запчасти — двигатель, рама, кузов.
  • Машина является собственностью переселенцев, участвующих в программе добровольного возвращения на Родину из-за границы.
  • Автомобиль используется в качестве средства передвижения дипломатического представителя, его семьи, сотрудников дипмиссии.
  • В ПТС стоит штамп об утилизационном сборе, то есть производитель или предыдущий владелец внесли плату до продажи автомобиля.

Законом РФ штрафов за неуплату утилизационного сбора не предусмотрено. Но автовладельцы таких машин не смогут поставить их на учет, а передвижение на незарегистрированном автомобиле наказывается штрафом 5000 р., лишением прав на несколько месяцев.

С импортеров автомобилей неуплаченные взносы взимаются через суд после обнаружения факта неуплаты и отправки предупредительного письма о подаче иска.

Освобождение от сбора

Освобождение от уплаты утилизационного сбора осуществляется в зависимости от некоторых характеристик транспортного средства, а также предусмотрено для отдельных категорий владельцев.

Конкретные основания освобождения прямо предусмотрены законом.

Ввоз машины в Российскую Федерацию физическим лицом при соблюдении одновременно следующих условий:

  • машина является личным имуществом лица;
  • данное лицо относится к одной из следующих категорий: участники программы по переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, беженцы, вынужденные переселенцы.

Ввоз в Российскую Федерацию транспортного средства, собственником которого является:

  • дипломатическое представительство / консульское учреждение;
  • международная организация;
  • сотрудник такого представительства / учреждения / организации;
  • член семьи сотрудника.
Ввоз автомобилей на территорию свободной экономической зоны. В России таковой является Калининградская область. Освобождение по данному основанию производится только в случае, когда с даты выпуска машины прошло менее трёх лет.

«Возраст» автомобиля составляет 30 лет и более, но при этом важно, чтобы:

  • автомобиль не использовался при осуществлении предпринимательства;
  • имел оригинальный двигатель, кузов и раму.

При продаже транспортного средства, в отношении которого сбор не уплачивался по первым двум основаниям, обязанность внесения платежа переходит к покупателю. Что касается третьего основания, то его действие прекращается после вывоза авто с территории свободной экономической зоны.

В отношении каких транспортных средств подлежит оплате?

Закон 2012 года включил в себя перечень категорий ТС для оплаты утилизационного сбора, а именно:

  • легковые, повышенной проходимости;
  • электроавтомобили;
  • автобусы;
  • грузовые.

С полуприцепов утилизационный сбор не взимается.

Перечень категорий транспортных средств, за которые необходимо уплачивать сбор, утвержден постановлением Правительства РФ №1291 от 26 декабря 2013 года » Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и прицепов к ним». В перечень входят:

  • транспортные средства, выпущенные в обращение на территории РФ, категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории,
  • транспортные средства, выпущенные в обращение на территории РФ, категорий N1,N2,N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанной категории,
  • специальные транспортные средства, выпущенные в обращение на территории РФ, категорий M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G,
  • транспортные средства, выпущенные в обращение на территории РФ, категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категории G,
  • шасси колесных транспортных средств категорий N1,N2,N3,M2,M3,
  • прицепы категории O4.
Несколько лет назад, в 2016 году утилизационный сбор также стали взимать и на самоходные транспортные средства, но при этом ввозные пошлины на них сократили.

Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС).

В случае, если для различных видов самоходных машин предусмотрен один и тот же код ТН ВЭД ЕАЭС и разные коэффициенты расчета размера утилизационного сбора и при этом наименование самоходной машины не соответствует ни одному из разделов настоящего перечня, расчет размера утилизационного сбора осуществляется по большему коэффициенту.

В случае, если в документе об оценке соответствия самоходной машины или прицепа требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) или технического регламента Таможенного союза «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» (ТР ТС 031/2012) указан код ТН ВЭД ЕАЭС, отличный от кода, по которому в соответствии со статьей 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза указанный товар классифицирован таможенными органами, в целях исчисления и уплаты утилизационного сбора применяется код ТН ВЭД ЕАЭС, по которому товар классифицирован таможенными органами.

В случае, если в документах о подтверждении соответствия код ТН ВЭД ЕАЭС указан в соответствии с ранее действующей редакцией, утилизационный сбор уплачивается на основании таблиц соответствия кодов ТН ВЭД ЕАЭС на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций.

Примечание. Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении самоходных машин и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт самоходной машины и других видов техники, изготовленных (достроенных) на базе самоходных машин либо прицепов, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между размером утилизационного сбора, подлежащим уплате в отношении таких самоходных машин либо прицепов, и размером утилизационного сбора, ранее уплаченным в отношении самоходных машин либо прицепов, на базе которых была осуществлена достройка.

Каков размер утилизационного сбора?

Произвести расчет данного сбора можно с помощью такой формулы:

∑ УС = БС × К, где:

∑УС – сумма утилизационного сбора;

БС – базовая ставка;

К – коэффициент расчета суммы установленный Перечнем размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года.

Определение базовой ставки зависит от категории авто:

  • Легковые авто не используемые в коммерческих целях – 20 000 рублей;
  • Автобусы и грузовые авто, а также используемые в коммерческих целях грузовые авто – 150 000 рублей.

Коэффициент расчета суммы определяется исходя из даты выпуска и других параметров: габаритов, веса и объема двигателя.

На примере это выглядит так: произведенный в России легковой автомобиль, возраст которого больше трех лет, вес меньше 2,5 тонн будет иметь коэффициент равный 0,88.

УБ = БС * К,

БС — базовая ставка,

К — расчетный коэффициент.

Коэффициент К зависит от возраста авто, его типа, массы и предназначения. Закреплен законодательно специальным постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 года.

Базовая ставка зависит от категории транспортного средства. Для транспортных средств категории М1 — используемых для перевозки пассажиров и имеющих не более 8 мест для сидения она составляет 20000₽, для транспортных средств остальных категорий — М2, M3, N1, N2, N3 и автоприцепов БС составляет 150000₽.

УБ = 20000₽*1,65=33000₽.

Если легковая машина старше 3 лет, для нее коэффициент К равен 6,15.

УБ = 20000₽*6,15=123000₽.

В результате подержанные машины компаниям совсем невыгодно импортировать из-за границы. Но это для компаний!

K = 0,17 — для нового автотранспорта,

K = 0,26 — для автомобилей старше 3 лет.

Заметим, что данные коэффициенты одинаковы для всех типов двигателей. Но распространяются они только на легковые авто. Если например, гражданин решит ввезти тягач, данные коэффициенты на них не распространятся.

для нового авто УБ = 20000₽*0,17=3400₽,

для подержанного авто (старше 3 лет) УБ = 20000₽*0,26=5200₽.

Вполне приемлемые суммы — совсем немного по сравнению с тем, что платят импортеры-юрики.

Размер утилизационного сбора вычисляется путём умножения двух показателей: базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретных видов транспортных средств.

Базовая ставка зависит от категории транспортного средства:

  • для легковых автомобилей она составляет 20 тысяч рублей;
  • для грузовых автомобилей, а также автобусов, троллейбусов и иных пассажирских транспортных средств — 150 тысяч рублей.

Коэффициенты для расчёта суммы утилизационного сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2018 г. N 300. Коэффициент для конкретной машины определяется рядом факторов:

  • её категорией;
  • годом выпуска;
  • рабочим объёмом двигателя;
  • массой (для грузовиков);
  • целью ввоза в Россию.

В таблице приведены размеры коэффициентов для легковых автомобилей.

0,26

0,17

Легковые автомобили с рабочим объёмом двигателя (в кубических сантиметрах):новые автоавто старше 3 летавто на базе шасси 2017 г.в.
до 10001,656,151,42
от 1001 до 20004,215,692,21
от 2001 до 30006,324,014,22
от 3001 до 35005,7328,55,73
более 35009,0835,019,08
В случае ввоза гражданами для личного пользования (независимо от объёма двигателя) 

0,17

 
 

20 000 × 4,2 = 84 000 (рублей).

4. Порядок взимания утилизационного сбора, в том числе порядок его исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм этого сбора, а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.

Какая ответственность, если он не уплачен?

  • дипломатические представительства и иностранные компании, а также их работники и члены семей;
  • лица, участвующие в специальных программах, например, переселение соотечественников из-за границы, и их транспортные средства;
  • владельцы ТС, произведенных более 30-ти лет назад, и сохранившие оригинальные несущие детали кузова.
Если вы не относитесь к одной из данных категорий граждан, а утилизационный сбор по какой-то причине не оплачен, могут возникнуть серьезные проблемы. Первой и самой главной станет проблема невозможности постановки на учет ТС.

Платить УС все равно придется, а затягивание решения данной проблемы чревато штрафными санкциями, а при повторном обнаружении и лишением права управления автомобилем сроком до 90 дней, в соответствии со статьей 12.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Как рассчитывается и пример расчета

На сайте ФНС создана страница об утилизационном сборе. На ней разъяснены аспекты его исчисления и уплаты, предоставления необходимых документов.

Для определения суммы сбора базовую ставку умножают на коэффициент, который определен для каждого типа машин. Чем она тяжелее, тем больше денег придётся заплатить.

Расчет утилизационного сбора осуществляется по формуле: БС * К. Сколько составляет окончательная сумма именно в вашем случае, можно узнать самостоятельно.

БС — базовая ставка, К — коэффициент расчета, устанавливаются законодательно.

Например, БС для легковых автомобилей = 20 тыс.руб.; для грузовых, автобусов и легковых коммерческих машин — 150 тыс.руб. Коэффициент зависит от возраста авто, массы, предназначения: для легкового автомобиля старше 3 лет — 0,26;

20 000*0,17 = 3 400 рублей.

150 000*1,42 = 213 000 рублей.

С помощью этой формулы удобно производить бухгалтерский учет платежей с большого количества транспортных средств. Физическим лицам лучше воспользоваться онлайн-калькулятором, где нужно ввести параметры авто и потом получить окончательную сумму.

Ставки утилизационного сбора в 2018 году для физических лиц остались на прежнем уровне, для юридических лиц повысились в пределах 15%.

Можно ли вернуть утилизационный сбор?

Говорить о восстановлении утилизационного сбора можно только в тех случаях, когда данный платеж был совершен в связи с ошибкой, например, в случае повторной оплаты. Конечно такие ситуации являются редкостью, однако и о них следует рассказать.

Для получения денежных средств необходимо обратиться с заявлением в соответствующие органы, получившие сбор, а именно:

  1. Таможенная служба – в случаях с импортированными ТС.
  2. Налоговая инспекция – для российских автомобилей.

ВАЖНО! Гражданину РФ дается 3 года для обращения за ошибочно уплаченным УС.

При себе владелец авто должен иметь паспорт гражданина РФ, ПТС на транспортное средство, документ с доказательством оплаты УС прежним владельцем и квитанцию. Не лишним будет подготовка копий данных документов заранее.

Ситуации повторной уплаты утилизационного сбора хоть и редко, но все-таки встречаются (если сбор уплачен предыдущим собственником или компанией-производителем). В этом случае обращаться нужно в орган, который принял уплату сбора:

  • Для автомобилей, ввезенных из-за границы – таможенный орган;
  • Для автомобилей, которые произведены на территории РФ – налоговая служба;

Для того, чтобы вернуть ошибочно уплаченный сбор в органы таможни или налоговые органы, нужно предоставить заявление о возврате утилизационного сбора.

Кроме заявления нужно собрать небольшой пакет документов, который должен включать:

  • Паспорт собственника транспортного средства (заранее необходимо снять копии с основных его страниц);
  • Платежные документы, подтверждающие уплату сбора (к ним можно отнести приходные ордера или платежные поручения);
  • Документ, который подтверждает излишнюю уплату сбора, должен предоставляться обязательно.

Уполномоченный орган в течение 30 дней (имеются в виду календарные дни) должен принять решение по вашему заявлению относительно возврата утилизационного сбора, или дать мотивированный отказ в его возвращении.

Важно

Срок, в течение которого можно обратиться за возвратом излишне уплаченных сумм утильсбора, составляет 3 года с того момента, как он был уплачен. Средства, уплаченные в качестве сбора, не подлежат индексации и поэтому возвращаются в том же размере, в котором они были уплачены, без начисления каких бы то ни было комиссионных, платежей или индексаций.

Возврат производится только путем перечисления средств на указанный в заявлении банковский счет.

Возможность возврата утилизационного сбора возникает в двух случаях:

  • уплата или взыскание суммы сбора «с излишком»;
  • ошибочная уплата или взыскание сбора (например, если сбор уже был уплачен в отношении приобретённого транспортного средства).

Для этого необходимо обратиться с письменным заявлением в один из следующих органов:

  • таможенная служба: в случае, если сбор взимался при ввозе транспорта в Россию;
  • налоговая служба: в случае, если сбор был уплачен российским производителем или приобретателем автомобиля.

Вместе с заявлением нужно представить:

  • паспорт (оригинал и копию второго и третьего листа);
  • квитанцию об уплате сбора;
  • документ, подтверждающий ошибочную уплату сбора либо уплату сверх установленного размера;
  • копию доверенности: при подаче заявления представителем физического или юридического лица;
  • свидетельство о праве на наследство: в случае подачи заявления наследником лица, уплатившего сбор.

Организации и индивидуальные предприниматели могут также приложить к заявлению копии свидетельств о государственной регистрации и о постановке на учёт в налоговом органе. Но данные документы подавать необязательно. Если их не будет, государственный орган сам запросит необходимые ему сведения у должностных лиц.

На подачу заявления отведено 3 года со дня уплаты утильсбора. Сотрудники таможенной или налоговой службы обязаны рассмотреть Ваше заявление и принять по нему решение в течение 30 календарных дней.

Принятое решение направляется заявителю. Затем служба передаёт платёжное поручение в Федеральное казначейство. На основании него денежная сумма, подлежащая возврату, перечисляется на банковский счёт плательщика сбора.

Где фиксируется отметка

В ПТС, выпущенных с 1 сентября 2012 по 31 декабря 2013, можно встретить отметки «Приняты обязательства по утилизации» с номером соответствующем реестре, которые не нуждаются в расшифровке. Данная запись гласит о том, что изготовитель берет на себя ответственность по переработке данного автомобиля, а соответственно, покупатель уже не должен вносить данный платеж отдельно.

В данной ситуации необходимо проверить, включен ли данный производительно в реестр компаний, участвующих в утилизации. Если компания, принявшая на себя ответственность, более не состоит в данном списке, владельцу автомобиля следует иметь в виду, что при постановке ТС на учет в ГИБДД возникнут проблемы.

Отметка об уплаченном сборе проставляется в ПТС на лицевой стороне в виде штампа. Ее можно найти в разделе «С особыми отметками» слева на странице.

Также там может быть проставлена отметка об освобождении от сбора, так как некоторым категориям лиц и организаций его выплачивать не нужно.

Необходимость уплаты сбора закреплена в законе «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ (статья 24.1)». Оплата производится в пользу таможенной (ФТС) или налоговой (ФНС) служб:

  • ФТС — при ввозе автомобиля из-за границы,
  • ФНС — во всех остальных случаях.

Отметку в ПТС также ставят эти службы после проведения оплаты и предоставления документов.

Сбор оплачивается как правило юридическими лицами — импортерами или автопроизводителями, но в некоторых случаях обязанность по оплате ложится на плечи физиков.

Рассмотрим вариант оплаты сбора в ФНС физическим лицом.

Согласно закону, сроки уплаты сбора для физических лиц не устанавливаются. Автовладелец ставит машину на учет только по факту его внесения, до этого момента пользоваться транспортным средством нельзя.

НДС с утилизационного сбора не взимается. В декларацию вносится в составе суммы, потраченной на приобретение транспортного средства или как актив для перепродажи, учитывается в составе МПЗ.

Когда утилизационный сбор уплачен, владелец обязан проследить за постановкой особой отметки в ПТС. Для этого нужно предоставить квитанцию об оплате в ГИБДД перед постановкой ТС на учет.

Повышение с 1 апреля 2018 года

УБ = БС * К,

Согласно постановлению правительства, вступившему в силу 1 апреля 2018 года, коэффициенты утилизационного сбора были повышены. Для некоторых категорий весьма значительно. Например, расчетный коэффициент К для новых авто с объемом двигателя от одного до двух литров вырос на 90%, до трех литров — почти на 50%.

Но изменения коэффициента коснулись только юридических лиц. Для физиков, которые самостоятельно ввозят авто для личных нужд, сбор рассчитывается по прежним ставкам:

  • 0,17 за тс моложе 3 лет,
  • 0,26 за тс старше 3 лет.

Помимо повышения коэффициентов появилось еще несколько нововведений:

  • теперь отдельно прописаны коэффициенты для автомобилей на базе шасси 2017 года выпуска,
  • появилась отдельная группа седельных тягачей.
С 1 апреля 2018 года размер утилизационного сбора значительно поднялся. Это связано с тем, что постановлением Правительства от 19 марта 2018 года № 300 была произведена индексация коэффициентов для расчёта сбора.

Поскольку наиболее распространёнными являются легковые автомобили, уточним степень повышения сбора на них

Легковые авто с рабочим объёмом двигателя (в см3):Коэффициент для расчётаПроцент повышения
до 01.04.2018с 01.04.2018
до 10001,421,6514,00%
от 1001 до 20002,214,247,00%
от 2001 до 30004,226,333,00%
от 3001 до 35005,735,730
более 35009,089,080
Ввозимые гражданами для личного пользования0,170,170
Легковые авто с рабочим объёмом двигателя (в см3):Коэффициент для расчётаПроцент повышения
до 01.04.2018с 01.04.2018
до 10005,36,1514,00%
от 1001 до 20008,2615,6947,00%
от 2001 до 300016,1224,0133,00%
от 3001 до 350028,528,50
более 350035,0135,010
Ввозимые гражданами для личного пользования0,260,260

Как видно из таблицы, максимальный рост утилизационного сбора постигнет автомобили с объёмом двигателя от 1 до 2 литров (а это большая часть автомобилей, используемых в нашей стране): сбор вырастет почти на 50%.

Для авто с объёмом двигателя до 1 литра платёж вырастет незначительно: на 14 %. Если объём двигателя составляет более 3 литров, а также в случае ввоза машин в Россию физическими лицами сумма сбора останется прежней.

Заключение

В текущем году утилизационный сбор на некоторые автомобили значительно увеличился, что может сказаться на их ценах. Теперь мы разобрались, кому, в каких случаях и в каком размере нужно уплачивать данный сбор.

Светлана Савельева

Я люблю хорошие автомобили. И моя работа отвечает моим интересам. Работаю юристом в автосалоне. Делюсь с Вами своими знаниями на этом сайте.

Кого закон обязал оплачивать утильсбор

На онлайн-калькуляторе можно рассчитать сумму обязательного платежа, указав в нужных полях данные автомобиля.

Прежде всего, плательщик должен понимать, что факт оплаты должен быть зафиксирован в обязательном порядке. В подтверждение уплаты, в ПТС автомобиля обязательно должны быть сделаны пометки о внесение платежа, сразу после поступления средства. Данный штамп будет необходим для проведения последующих сделок купли-продажи автомобиля.

Если отметка отсутствует, то причин может быть сразу несколько:

  • Первой и самой главной является то, что владелец получил ПТС до 2012 года.
  • Вторая причина – это освобождение владельца от уплаты сбора. Важно то, что отметка ставится даже в том случае, когда хозяин транспортного средства освобождён от обязательного платежа с указанием причины. Это говорит о том, что при проведении сделки купли-продажи стоит внимательно проверять наличие данной отметки и не стоит верить продавцу на слово.

Оплата производится после того, как гражданин провел сделку и рассчитал сумму взноса, обязательную к внесению. Для этого потребуется заполнить квитанцию и указать там действующий КБК. Средства зачисляются в федеральный бюджет.

Дополнительно на размер коэффициента влияние окажут такие показатели, как:

  • год выпуска машины,
  • размер,
  • масса,
  • объёма двигателя.

Бывает, что средства взимаются ошибочно, то есть в другом периоде времени он уже был уплачен производителем или бывшим владельцем. В этом случае, необходимо подать заявку в тот орган, куда перечислялись средства:

  • ПТС,
  • паспорт заявителя,
  • квитанция об уплате сбора,
  • документ, удостоверяющий ошибочный сбор средств.

Решение о возврате средств или об отказе, выносится не позже 30-ти календарных дней. За возвратом сбора, можно обратиться не позже 3-х лет с даты его уплаты. Комиссия за произведенную уплату не возвращается, а сами средства зачисляются путём перевода на банковский счёт обратившегося лица.

  • Когда автомобиль приобретается за рубежом и ввозится в Россию;
  • Если автомобиль приобретается у лиц, которых закон освобождал от уплаты утилизационного сбора, либо тех, которые не стали его уплачивать в нарушение законодательства.

Проще говоря, уплата утилизационного сбора за весь период существования автомобиля проводится один раз. Уплатить ее должен либо производитель транспортного средства, если автомобиль изготовлен в России, либо один из его собственников.

Правила возврата

Периодически мне рассказывают о случаях, когда утилизационный сбор был излишне начислен по ошибке. Как такое возможно?  Да всё просто: прежний владелец авто или компания-производитель ранее уже оплатили УС, но по какой-то причине в ФНС или ФТС его не «увидели». В такой ситуации достаточно обратиться в организацию, принявшую сбор:

  • ФНС – если авто произведено на территории России;
  • ФТС – если машина ввезена в страну из-за границы.
Решение о возврате утилизационного сбора
Решение о возврате утилизационного сбора

К  заявлению приложите копии:

  • Паспорта владельца (основных страниц).
  • ПТС (копия оригинал).
  • Квитанции об оплате утилизационного сбора, платежного поручения или ордера.
  • Подтверждение ошибочности взыскания УС.
На принятие решения о возврате утилизационного сбора органам ФНС или ФТС дается 30 календарных дней. Помните, что возможен и отказ: например, при некорректно оформленных документах.

Заявить о возврате ошибочно взысканного утилизационного сбора можно в течение 3 лет с даты его уплаты. Сумма не подлежит индексации, комиссионные платежи не возвращаются. Способ возврата — перевод на счет заявителя в банке.

Чтобы при полном износе автомобиля можно было погасить расходы на его ликвидацию соответствующим предприятием, сбор на утилизацию был введен на законодательном уровне в РФ. Правительство определило круг лиц, которые обязаны заплатить в бюджет данный платеж, после чего в паспорте автомобильного средства ставиться соответствующая пометка.

Причем оплата должна осуществляться всего один раз за все время существования/пользования автомобилем: с момента его схода с конвейера на заводе-изготовителе и до момента его утилизации на фабрике соответствующей специализации.

Возврат уплаченного утильсбора

Заявления о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.

На деле нередко случаются случаи неоднократной оплаты УС: сначала платеж совершает производитель авто, затем повторно оплачивается одним из собственников. При таком положении дел можно вернуть повторную уплату, обратившись в орган, принимающий второй платеж.

Опишем возможные варианты, исходя из ситуаций:

  • для пригнанных из-за рубежа авто – таможенный отдел;
  • для автомобилей, изготовленных в пределах границ РФ – налоговая служба.

Мнение эксперта

Сергей Александрович

Независимый эксперт в сфере оценки после ДТП, юрист в автоправе со стажем.

Получить бесплатную помощь!

При обращении в налоговую или таможню потребуется составить заявление на возврат ошибочно уплаченного сбора на утилизацию машин.

Помимо такой бумаги, потребуется еще следующие документы:

  1. Паспорт автособственника.
    Предварительно не забудьте, сделать ксерокопии основных страниц документа.
  2. Платежные квитанции для подтверждения факта оплату сбора.
    Это может быть приходный ордер, платежное поручение. Предоставление квитанции обязательна для всех категорий лиц, которые хотят вернуть лишне оплаченные деньги за УС.
После подачи документов уполномоченный орган за 30 календарных дней должен подготовить решение по предъявленному заявлению касательно правомерности возвращения утильсбора. При существовании на то законных оснований, при недостаче каких-либо из указанных выше документов, уполномоченный орган может отказать в возврате денежных средств, подготовив письменный отказ с объяснением мотивов своего решения.

Обратиться к уполномоченному органу для возврата лишне уплаченного УС можно только на протяжении 3-х лет с момента совершения лишней оплаты. Также отметим, что индексации такой платеж не подлежит, поэтому человеку вернут именно ту сумму, которую он оплатил, и ни копейкой более.

Возврат денежных средств за утильсбор осуществляется путем перечисления средств на указанные в заявлении реквизиты банковского счета. Иных путей получить возвращенную сумму денег не предусмотрено, поэтому при отсутствии банковского счета у автовладельца придется обратиться в банк.

Отметим, что процедура открытия банковского счета для физического лица может осуществляться в любом коммерческом банке за довольно короткое время. Главное, иметь при себе паспорт в оригинале для удостоверения личности.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть