Единая методика расчета ущерба по ОСАГО

С какого периода вступила в силу

Сама методика вычисления обозначается в Положении Банка РФ №432-П от 19.09.14 г. Наименование его прямо отражает состав самого документа — «О единой методике определения размеров расходов».

В состав данного положения входит более десятка различных глав и статей. Каждая содержит максимально подробно и доступно изложенную информацию.

Несмотря на то, что данный документ был принят относительно недавно (в конце 2014 года) сам обозначенный там метод расчета использовался достаточно давно.

Подобного рода законопроект позволяет существенно сократить процедуру выяснения стоимости и снизить количество судебных исков.

Все это в совокупности существенно снижает нагрузку на суды. Данный документ решает одновременно сразу большое количество задач.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО была принята соответствующим Положением Банка РФ №432-П от 19.09.14 г. и вступила в законную силу 17.10.2014 г.

Именно с этого момента применение данной методики стало обязательным как для страховых компаний, так и для независимых экспертов.

Конечно, данный документ был принят сравнительно недавно, но по сути, он отражает методику, которая использовалась уже давно. Документ дал лишь данной методике обязательный характер.

Например, если возник спор между владельцем транспортного средства и сервисным центром, который осуществлял ремонт машины, то данная методика не является обязательной и несет лишь рекомендательный характер.

Конечно, условия данной методики можно указать в ходе судебного разбирательства, но она не является обязательной, и суд может ее не учесть.

Особенности процедуры

Российским союзом автостраховщиков (РСА) упрощён расчёт ущерба по ОСАГО. ЕМРУ во многом облегчила и стабилизировала задачи, а именно:

  • обеспечила прозрачность отношений между владельцами авто и страховыми компаниями;
  • сделала единой экономическую модель ОСАГО;
  • уменьшила число судебных разбирательств;
  • привела к единству расчётов;
  • сократила протяжённость цикла до выплат по ДТП.

Процедура обеспечила страховым компаниям большую надёжность. Правом применения рассматриваемой методики владеют разные структуры. Среди них:

  • представители официальных страховых компаний;
  • эксперты частной практики с соответствующей аттестацией и лицензией;
  • экспертные организации (государственные и независимые) при наличии сертификата;
  • лицензированные судебные специалисты, прошедшие аттестацию (автоэксперты).
Процедура ЕМРУ включает первичный осмотр ТС специалистами, дополнительное обследование экспертами с формированием соответствующего акта. Оценка ущерба может рассчитываться онлайн при помощи специального калькулятора, однако точку в этом вопросе может поставить лишь экспертная комиссия.

Инструкции по установлению причинённого ТС вреда описываются в главе 1 ЕМРУ. В ней раскрывается суть доказательств в процессе проверки транспортного средства. Объясняются особенности первичных и дополнительных обследований. Единая система расчёта ущерба по ОСАГО определяет порядок фиксации повреждений, а именно:

  • правил проведения осмотра;
  • обследования основы и покрытия кузова и соответствующих повреждений;
  • прогнозирования способов и объёма ремонтных мероприятий.

В главе 4 рассмотрен аналогичный алгоритм расчёта комплектующих изделий (агрегатов, узлов, деталей). Верная констатация характера повреждений – залог того, что определение стоимости ущерба ОСАГО будет максимально точным.

Что в себя включает

Единая методика- довольно обширный и большой документ, но желательно, чтобы с ней ознакомились все владельцы транспортных средств.

Методика содержит следующую информацию:

  • процесс установления повреждений и порядок определения их характера;
  • порядок изучения обстоятельств страхового случая;
  • порядок осуществления расчета суммы ущерба;
  • способы расчета остаточной стоимости транспортного средства до его повреждения и после повреждения;
  • порядок составления и утверждения справочников, которыми предусматривается стоимость запасных частей транспортных средств.

Единая методика также имеет различные приложения, которые являются ее неотъемлемой частью.

В приложениях можно найти следующую информацию:

  • порядок фотографирования места происшествия;
  • различные типовые определения и характеристики;
  • коэффициенты ,другие показатели и многое другое.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что единая методика ОСАГО –довольно большой документ, необходимый для правильной организации работы страховых компаний.

После принятия данного документа значительно снизилось число судебных разбирательств, что свидетельствует об эффективности действия этой методики.

Само Положение №432-П от 19.09.14 г. включает в себя большое количество разделов.

глава №1процедура установления наличия, характера повреждений
глава №2порядок исследования различного рода обстоятельств, по которым произошел страховой случай, предусмотренный ОСАГО
глава №3каким образом осуществляется расчет средств, необходимых на приобретение деталей для выполнения ремонта
глава №4как именно осуществляется расчет стоимости изделий, которые подлежат замене, но при этом имеют существенный износ
глава №5как определяется остаточная стоимость автомобиля в случае его полной или же частичной гибели
глава №6как рассчитывается остаточная стоимость транспортного средства до нанесения ему повреждений
глава №7как составляются справочники и, впоследствии, утверждаются по запасным частям для автомобилей (общий для всех марок)

Особенную важность имеют различного рода приложения к данному закону. Требования данных нормативно-правовых документов следует выполнять в обязательном порядке, без исключения.

приложение №1какие требования предъявляются к процедуре фотографирования
приложение №2различного рода типовые определения, а также всевозможные характеристики нанесенных транспортному средству повреждений
приложение №3увеличенные показатели значений времени, необходимого для осуществления кузовных работа для приведения в надлежащее состояние конкретных марок автомобилей
приложение №4перечень рынков в границах Российской Федерации, на ценовую политику которых ориентируются страховые компании при вычислении стоимости запчастей и сами составители данного документа
приложение №5дается определение коэффициентов дельта Т и дельта L, которые позволяют учесть влияние на износ деталей машин различных марок, а также пробег, срок эксплуатации
приложение №6коэффициенты, позволяющий установить дополнительный индивидуальный износ на различного рода детали, комплектующие
приложение №7перечисляется номенклатура всех деталей, которые считаются составителям документа износу полностью не подверженными
приложение №8полные данные среднегодовых пробегов с учетом региональной расположенности, в тысячах километров
приложение №9значение коэффициента Кв, он позволяет учесть при вычислении износ автомобиля на момент возникновения страхового случая (дорожно-транспортного происшествия)
приложение №10значение коэффициента Коп, он позволяет учесть степень нанесения механических повреждений автомобилю в момент возникновения ДТП
При этом необходимо помнить, что рассматриваемый документ составители планируют редактировать. Это предусмотрено в связи с изменением стоимости запасных частей, а также по причине наличия множества иных важных факторов.

Редактирование части, включающей в себя перечень стоимости различных деталей автомобилей, в следующий раз планируется на середину 2019 года. Именно поэтому имеет место некоторая заниженность стоимости ремонта, определяемого страховыми компаниями.

Правила страхования КАСКО в ВСК представлены в статье: КАСКО в ВСК.

Как узнать скидку по ОСАГО по водительскому удостоверению, смотрите по скриншотам.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что единая методика ОСАГО -довольно большой документ, необходимый для правильной организации работы страховых компаний.

Расчёт расходов на ремонт авто

Особенности определения величины трат на восстановление работоспособности ТС описывается в главе 3 ЕМРУ. Предлагаются алгоритмы вычислений для расходов по статьям:

  • приобретение запчастей: бампер, фары и т. д.;
  • покупка материалов: абразивного сырья, краски, грунтовки и пр.;
  • оплата работы специалистов.

После подсчёта расходов по каждому из направлений определяется общая сумма, округляемая до сотен рублей. Используется единая база цен, разработанная РСА. В ней учитываются комплектующие элементы ТС моложе 2002 года.

По отношению к другим автомобилям принимаются во внимание среднерыночные цены. Поняв, как рассчитывают ущерб по ОСАГО, важно помнить, что стоимость многих запчастей и комплектующих агрегатов определяется с учётом региональных расценок.

Износ комплектующих

Этот вопрос раскрывается в главе 4, где конкретизируется, как рассчитать износ автомобиля на дату ДТП. Выясняются степень амортизации деталей, подлежащих замене, и актуальные рыночные цены на запчасти, чтобы вычесть из них остаточную стоимость. Используемые материалы не учитываются.

На степень амортизации оказывает влияние время использования, пробег, характеристики отдельных деталей (например, остаточная глубина рисунка протектора). Именно эти факторы учитываются в специальной формуле, по которой рассчитывается степень изнашивания запчастей и автомобиля в целом.

Если ТС ремонту не подлежит, учитываются уцелевшие детали и их стоимость. Методике осуществления этого процесса посвящена глава 5 методики. Годные остатки, которые могут реализовываться для дальнейшей эксплуатации, должны быть работоспособными, не иметь повреждений, изменений конструкции, следов восстановления.

Минтранс разработал проект, по которому производится единый расчёт ущерба при ДТП по ОСАГО, в соавторстве с РСА. Цена автомобиля до аварии имеет большое значение. Порядок её определения раскрывается в главе 6 документа.

Это необходимо для установления степени целесообразности ремонта (не обойдётся ли он дороже, чем до ДТП). Предлагается способ вычисления среднерыночных цен на приобретение аналогичного ТС. Если такое авто стоит дешевле, водитель получает деньги на него.

Какие вопросы решаются

При помощи использования рассмотренного выше документа можно решить достаточно большое количество вопросов, напрямую связанных с оценкой автомобиля после аварии.

Наиболее существенными моментами являются следующие:

  • учет износа автомобиля;
  • коэффициенты;
  • расчет стоимости ущерба;
  • другие.
Данный момент рассматривается в главе №4 положения №432-П.

Причем из всего раздела можно выделить два наиболее важных момента:

  • формула для расчета износа деталей, агрегатов и узлов;
  • формула для расчета износа шин.

И_ки=100×(1-е^((_t×T_ки _L L_ки)))

Ики — обозначает износ какой-либо детали в процентах, учитывается множество факторов;

Е — представляет собой основание натурального логарифма, значение его составляет 2.72;

Δт — обозначает коэффициент, который отражает процент влияния на износ какого-либо комплектующего изделия;

Тки — длительность непрерывной эксплуатации какого-либо комплектующего изделия;

Δl — определяет величину износа какой-либо детали с учетом величины пробега транспортного средства;

Lки — величина пробега ТС на момент возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Коэффициенты

Рассматриваемая методика осуществления расчетом имеет очень большое количество нюансов. Имеется достаточно обширный перечень коэффициентов, позволяющих максимально точно осуществить расчет стоимости износа.

Наиболее важными коэффициентами, для которых были сформированные специальные разделы, являются следующие:

  • ΔT и ΔL — позволяет учесть величину влияния на износ автомобиля и срок его эксплуатации (в приложении №5 представлена обширная таблица, в ней перечислены марки автомобилей);
  • в приложении №6 определяются специальные коэффициенты — они позволяют осуществлять учет дополнительного износа на всевозможные комплектующие и узлы (для тех, состояние которых оценивается достаточно высоко);
  • приложение №9 — освещается коэффициент Кв, он позволяет учет срок эксплуатации ТС на момент возникновения повреждения.

Процедура оценки стоимости материального ущерба, который был нанесен в результате возникновения ДТП, включает в себя использование простой формулы.

Свр=Рр Рм Рзч,

Свр — вычисляемая сумма, необходимая для осуществления ремонта;

Рр — какие расходы необходимо будет учитывать при проведении ремонта транспортного средства;

Рм — учитывается перечень всех необходимых материалов;

Рзч — всевозможные расходы на запасные части, которые будут использованы взамен поврежденных.

Полученный на выходе результат в обязательном порядке должен быть округлен до сотен рублей.

Другие

Одним из самых важных коэффициентов, который максимально влияет на стоимость ремонта, является КоАП. Он позволяет учесть полный объем всех имеющихся в наличии механических повреждений.

В приложении №10 отражается информация о данном коэффициенте. Она представлена в табличной форме. Перечень различных коэффициентов достаточно обширен. Стоит внимательно разобраться со всеми ними.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО в 2019 году

В 2019 году выплаты и ремонтные работы по договору ОСАГО производятся без учета коэффициента износа запасных частей. Порядок расчета был изменен в мае 2017 года. Кроме того, денежную выплату законодатели сохранили в качестве крайней меры, сделав преимущественным натуральный вариант возмещения путем произведения ремонта на аккредитованных станциях технического обслуживания.

Изменения в ФЗ № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. были внесены в 2017 году.

В 2019 году возмещение стоимости ремонта осуществляется без учета износа запасных частей независимо от формы (денежное или натуральное). В подавляющем большинстве случаев восстановление производится на СТО, с которой у страховой компании заключен договор. Денежная компенсация ремонтных работ встречается только в виде исключения:

  • стоимость ремонта превышает 400 тысяч рублей;
  • пострадало иное имущество;
  • страховая компания не имеет возможности отправить пострадавшее транспортное средство в автосервис;
  • ДТП оформлено по европротоколу без вызова ГИБДД, сумма ущерба по нему выше 100 тысяч рублей;
  • автомобиль полностью уничтожен и не подлежит восстановлению;
  • в качестве страхователя выступает международная компания.
При разработке методики союзом РСА и Минтранса официальным автором ЕМРУ является Центробанк. Методика закреплена в обширном нормативном документе (положении), подписанном главой финансового института.
  • расшифровку используемых терминов;
  • особенности констатации характера повреждений и обстоятельств, приведших к ним;
  • последовательность производимых расчётов повреждений и формулы для них;
  • нормы отчётности;
  • справочные материалы.

Эти сведения способствуют точному подсчёту размера выплат на ремонт. В ЕМРУ имеется информация о более чем 67 марках автомобилей. Методика Центробанка для расчётов по ОСАГО содержит 7 глав плюс 10 приложений, в которых подробно освещается порядок расчёта, содержится сопутствующая информация. Приводятся необходимые для учёта нанесённого вреда коэффициенты.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда №58 от 26 декабря 2017 г. к реальному ущербу относится утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. Компании, предоставляющие страховые услуги, обязаны выплачивать пострадавшей стороне полагающиеся за это финансовые компенсации.

Еще относительно недавно, суды, если потерпевшему не хватало денег на ремонт, принимали его сторону, так как истец предоставлял чеки и квитанции, которые подтверждали произведенные затраты.

Но позже, Верховный суд дал разъяснения, после которых отстоять свои права на полную компенсацию не получится ни у кого, так как в соответствии с внесенными поправками в Закон об ОСАГО, ущерб определяется экспертами-техниками, которые внесены в специальный реестр.

Новая методика расчета полученного ущерба по ОСАГО от Центробанка (ЦБ РФ) с октября 2014 года начала свое действие и содержит в себе следующую информацию:

  • Порядок установления и наличия характера повреждений;

  • Порядок исследования обстоятельств ДТП;

  • Порядок расчета расходов на материалы, запчасти и работу;

  • Порядок расчета износа;

  • Порядок расчета стоимости годных остатков;

  • Определение стоимости ТС до аварии;

  • Порядок формирования и утверждения средней стоимости материалов, запчастей и часов.

Как же работает эта методика в 2019 году? Рассмотрим пример: Водитель попал в ДТП не по своей вине, после чего он обращается в страховую виновника, которая в свою очередь предлагает страховое возмещение вреда.

Обратите внимание: С 28 апреля 2017 года владельцам легковых транспортных средств больше не предоставляется возможность выбора между денежным и натуральным возмещением. Со вступлением в силу поправок в закон об ОСАГО страховое возмещение предполагает только организацию и оплату восстановительного ремонта пострадавшего авто.

ч. 15.1 ст. 12 ФЗ № 40

«Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется… путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре)».

Страховщик производит расчет стоимости ремонта автомобиля по осаго согласно указанной методике с учетом износа поврежденных деталей, узлов и агрегатов транспортного средства.

Согласно ч. 16.1 ст. 12 Федерального закона N 40 на возмещение вреда, причиненного легковому авто, вместо ремонта начисляется денежная выплата в следующих случаях:

  • Авто не подлежит ремонту;

  • Потерпевший погиб;

  • Потерпевший является инвалидом;

  • Здоровью потерпевшего был причинен вред тяжелой или средней тяжести;

  • Если затраты на ремонт превышают 400000 руб. или максимальную сумму страховой выплаты;

  • Если ни одно СТО в списке страховщика не соответствует требованиям ремонта для конкретного ТС;

  • По соглашению между потерпевшим и страховщиком.

Как изменилась ситуация после введения новой методики

Оформление автогражданки обязательно для всех владельцев транспортных средств. Именно с ее помощью можно восстановить имущественный ущерб, полученный в ДТП.

До 2014 г. метод расчета компенсационной выплаты у разных страховщиков отличался, что в свою очередь влияло и на итоговую сумму. Это провоцировало огромное количество спорных моментов. В итоге Центральный Банк РФ разработал единую методику расчета ущерба по ОСАГО, чтобы на корню пресечь недовольство водителей и упростить контроль над деятельностью страховых компаний.

Хотя положения по ЕМРУ были приняты в сентябре 2014 г., в силу они вступили только с 17.10.14 г., после внесения поправок в основной «Закон об ОСАГО» (ФЗ №40 от 25.04.02 г.).

Страховщики начали применять на практике новые рекомендации только с 1 декабря 2014 г. Связано это с Российским союзом автостраховщиков, который задействовал базы по ценам запчастей (положение № 432-П) на основные марки авто именно с 01.12.14 г.

Воспользуйтесь нашим онлайн калькулятором для расчета ОСАГО онлайн - сравните цены в различных страховых компаниях. Сэкономьте от 1 498 до 3 980 руб., так как базовая ставка может отличаться на 20%. Не нужно идти в офис - вы получите страховой полис на ваш e-mail

При разработке ЕМРУ использовался опыт в автостраховании зарубежных стран. В 2003 г. уже была создана пробная версия правил и рекомендаций по расчетам ущерба. Почти 10 лет ушло на то, чтобы она превратилась в проект, претендующий на утверждение.

В 2012 г. была создана специальная комиссия для аттестации технических автоэкспертов. И 2 года были потрачены, чтобы отстоять Единую базу цен на автозапчасти у чиновников. Все обошлось благополучно, и резолюция не была наложена на проект.

Распределение обязанностей при создании ЕМРУ было следующим:

  1. Разработка проекта – Минтранс.
  2. Доработка и внесение коррективов, а также создание электронной базы цен на запчасти – РСА.
  3. Превращение проекта в законодательно-нормативное положение – Центробанк.

После аварии необходимо составить акт осмотра транспортного средства (обычно этот документ составляется экспертами при участии людей, которые попали в аварию).

Акт осмотра ТС должен включать в себя следующую информацию:

  • Причина проведения осмотра транспортного средства (в нашем случае это будет ДТП).
  • Точная дата начала и окончания осмотра ТС.
  • Точный адрес. Если авария произошла возле какого-либо дома — название улицы и номер дома, если авария произошла на перекрестке — названия улиц, если авария произошла вдали от каких-либо населенных пунктов — название трассы, номер километра и направление движения.
  • Полная информация о собственнике, а также информация о человеке, который находился за рулем во время аварии (ведь в общем случае за рулем может находиться не владелец авто, а какой-либо другой человек, например, друг владельца автомобиля).
  • Информация о транспортном средстве — комплектация, начало эксплуатации, пробег и так далее.
  • Информация о повреждениях, которые возникли до ДТП. Следует указать не только все старые повреждения, но и указать вид повреждений, их расположение и так далее. Если был произведен ремонт или менялись запчасти — этот факт также необходимо отразить в акте.
  • Информация о повреждениях, которые возникли вследствие ДТП. Следует указать не только все имеющиеся повреждения, но и указать вид повреждений, их расположение и так далее.
  • Если для проведения дополнительной экспертизы бралась какая-либо деталь на анализ, этот факт необходимо отразить в акте.
  • Также следует указать в акте текущее состояние автомобиля. Если автомобиль был эвакуирован — следует отразить в акте информацию о том, куда и как было эвакуировано транспортное средство.
Несмотря на некоторые недостатки после введения методики рассматриваемого типа количество судебных исков по поводу невыплаты средств страховыми существенно снизилось.

Сегодня процедура вычисления величины ущерба приведена к общему знаменателю. Что существенно упрощает процедуру получения средств. Но оптимальным решением все равно будет являться ремонт на СТО страховой компании.

Где купить КАСКО со скидкой, рассказывается в статье: КАСКО скидки.

Какие нужны документы для ОСАГО в РЕСО, смотрите перечень.

Где лучше страховаться по ОСАГО, узнайте из информации.

Выводы

Страховая компенсация по ОСАГО полагается владельцам тех автомобилей, которым причинён ущерб в результате аварии либо иных непредвиденных ситуаций. Особенности повреждений и величина компенсации за них вычисляется по единой разработанной методике с использованием специальных формул.

Такой способ позволил избежать разночтений, возникавших при использовании нескольких альтернативных методик, что нередко приводило к судебным разбирательствам. Снижением их количества подтверждается эффективность ЕМРУ.

Какие имелись предпосылки для использования?

До декабря 2014 г. страховые компании использовали 5 способов подсчета нанесенного в ДТП ущерба. И только два варианта из них были разработаны властями, остальные были позаимствованы страховщиками из зарубежных разработок и переделаны под свои нужды.

Страховые выплаты у рядом расположенных СК могли отличаться в несколько раз. Естественно это несоответствие сумм раздражало водителей. Они стали «охотиться» на страховщиков с приемлемой (более дорогой) формулой расчета ущерба по ОСАГО.

Суд почти всегда принимает сторону страхователя в делах о недоплате по автострахованию. Несмотря на это в 2012 г. Пленум ВС издал предписание №17 от 28.06.12 г. Согласно ему суд должен учитывать в таких делах ФЗ №2300-1 «О защите прав потребителей».

Эта ситуация спровоцировала целую волну исковых заявлений от автовладельцев против своих страховщиков. Так за один только 2013 г. было подано свыше 600 тыс. исков, большая часть которых была выиграна.

Чтобы урегулировать отношения между страховщиками и страхователями и была создана ЕМРУ.

Установление размера выплат — основная формула

Единая методика расчета ущерба содержит информацию о том, как правильно рассчитать размер страховой компенсации.

Для расчетов используется следующая формула:

  • РК = СР СМ СД.
  • РК — это общий размер компенсации.
  • СР — это стоимость ремонта.
  • СМ — это стоимость материалов.
  • СД — это стоимость деталей, которые подлежат замене.
  • При расчете этих показателей учитывается среднерыночная стоимость деталей, материалов и ремонтных работ. Максимальная степень отклонения от среднерыной стоимости может составлять не более 10%.
  • При расчете стоимости работ (СР) и материалов (СМ) учитывается дата и регион аварии.
  • Расчет СР и СМ происходит на основании нормативов, указанных в приложении №3.
  • Учитываются только те повреждения, которые были нанесены вследствие ДТП. Если, например, машину кто-либо поцарапал до ДТП, то страховая компания не будет давать деньги на закрашивание царапины.
  • Также следует помнить, что при расчете стоимости деталей (СД) следует учитывать износ. Для этого необходимо расчитать поправочный коэффициент по специальной сложной формуле; после этого нужно от единицы отнять этот коэффициент, а получившийся результат следует умножить на параметр СД.

    Следует понимать, что поправочный коэффициент будет всегда меньше единицы, поэтому полную рыночную стоимость поврежденной детали вам не вернут.

    И это справедливо — ведь со временем многие детали изнашиваются, а если вы попали в аварию, то страховая компания должна лишь компенсировать рыночную стоимость старой детали.

  • Если общий размер компенсации превышает стоимость нового автомобиля той же марки и модели, то страховая компания выдаст деньги не на ремонт, а на покупку нового автомобиля. Зачастую этот подход используется, когда повреждений так много, что гораздо дешевле купить новую машину, чем ремонтировать старую.

Чтобы вычислить общую стоимость ремонта по формуле Единой методики, необходимо сложить суммы расходов на:

  • Детали взамен поврежденных (с учетом износа);

  • Материалы;

  • Проведение ремонтных работ.

Тем не менее стоит принимать во внимание, что хотя максимальная сумма возмещений на сегодняшний день составляет 400 000 рублей, но на практике выплаты составляют гораздо меньшую сумму. Если вы попали в такую ситуацию, то предлагаем вам свою профессиональную юридическую помощь. Мы поможет вам разобраться в ситуации, отстоять свою позицию и выиграть дело.

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.

Получить консультацию автоюриста

Когда можно использовать единую методику расчета ущерба по ОСАГО?

Единую методику расчётов ущерба могут использовать следующие лица:

  • Страховые компании и их официальные представители, которые имеют право проводить осмотр поврежденных транспортных средств.
  • Сертифицированные экспертные организации (в том числе независимые).
  • Частные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.
  • Судебные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.

Законом четко очерчен круг лиц, которые обязаны использовать в своей практике Положения 432-П, 433-П и каталог цен на запчасти РСА. К ним относят:

  • Независимые сертифицированные эксперты.
  • Все технические эксперты, входящие в госреестр специалистов.
  • Штатные специалисты СК.
  • Автоэксперты, работающие в органах суда.
Составлять техотчет осмотра поврежденного ТС вправе лицо, имеющее соответствующий сертификат и входящее в госреестр специалистов.

Список таких людей есть на сайте РСА. Он регулярно обновляется. НА сайте РСА есть вся необходимая информация об экспертах:

  1. Ф.И.О.
  2. Локация.
  3. Название места работы.
  4. Реестровый номер.
  5. Сроки аккредитации.
  6. Контактная информация.

Попасть в этот список могут не все, а только люди, отвечающие следующим требованиям:

  • Стаж от 1 года.
  • Высшее техническое образование.
  • Каждые 5 лет прохождение курсов по повышению квалификации.

Все это прописано на законодательном уровне приказом Минтранса № 277.

Воспользуйтесь нашим онлайн калькулятором для рассчета КАСКО онлайн в 16 страховых компаниях. Скидка до 50% от стоимости полиса для аккуратных водителей. Гарантия точной цены!

Какова структура ЕМРУ?

ЕМРУ представляет собой документ, с помощью которого можно рассчитать стоимость страховой компенсации. В ЕМРУ содержатся следующие сведения — определение основных терминов, алгоритмы расчетов, формулы для расчетов, справочные материалы, правила составления экспертных отчетов и так далее. С помощью этих сведений можно точно установить размер страховой выплаты на ремонт.

Единая методика расчета ущерба содержит информацию обо всех основных автомобилях, которые можно встретить в Российской Федерации (общее количество автомобильных марок — более 67 штук, а сам список периодически обновляется).

Методика имеет следующую структуру:

  • 7 основных глав, которые содержат основную информацию о расчете страховой компенсации по ОСАГО.
  • 10 приложений, которые содержат некоторую дополнительную информацию (поправочные коэффициенты, список деталей, для которых устанавливается нулевое значение износа, размер среднегодового пробега автомобилей и так далее).
  • Также существует специальная электронная база данных, которая содержит информацию о среднерыночной стоимости деталей. Называется эта база данных БЦЗ.
ТипНомерКраткое названиеИнформация
Глава основного закона1Порядок определения повреждений ТССодержит общие сведения о ЕМРУ. Также здесь указывается, что ЕМРУ была создана для того, чтобы с ее помощью можно было бы рассчитать сумму страховой компенсации при повреждении любого ТС. Здесь же оговариваются некоторые основные понятия (доказательство, обследование ТС, результат обследований), которые используются для расчета страховых выплат. Здесь же указывается информация о том, что все обследования делятся на первичные (их осуществляет аварийный комиссар или техник страховщика) и дополнительные (их осуществляет судебные и независимые эксперты).
2Исследование обстоятельств ДТПЭта глава оговаривает вопрос изучения обстоятельств ДТП. Обстоятельства аварии изучаются при помощи специальных экспертиз, с помощью которых можно установить ключевые детали аварии (на основании этих сведений в дальнейшем можно установить виновника аварии, степень виновности, тип нарушений, которые привели к аварии, объем нанесенных повреждений и так далее). Обычно для исследования обстоятельств аварии проводится 2 экспертизы. Первая экспертиза представляет собой экспертно-сопоставительный анализ документации, которая была составлена после ДТП. Вторая экспертиза — это научно-экспертный анализ ДТП, с помощью которого можно установить характер и тип нанесенных повреждений; на основании этих данных можно составить компьютерную модель, с помощью которой можно установить виновника аварии. Если одна из сторон не согласна с выводами предыдущих экспертиз, она может провести дополнительную экспертизу, чтобы уточнить некоторые детали, которые могут иметь значение при рассмотрении дела.
3Определение уровня расходов на ремонтСодержит ряд алгоритмов, с помощью которых можно рассчитать итоговую стоимость ремонта транспортного средства. Здесь оговариваются такие статьи расходов — покупка новых автозапчастей (мотор, фары, бампер и так далее), покупка материалов (краска, грунтовка, абразивные материалы и так далее) и услуги техников.
4Определения уровня износа при покупке новых деталейДанная глава содержит сведения, на основании которых можно рассчитать износ старых деталей. Дело в том, что многие детали со временем портятся, поэтому при определении уровня компенсации следует из полной стоимости каждой новой детали вычесть остаточную стоимость старой детали (с учетом износа).
5Определение стоимости уцелевших деталей, если ТС уничтоженоВ данной главе расписывается методика, с помощью которой можно рассчитать стоимость некоторых запчастей при условии, что ТС полностью уничтожено (при этом существует возможность повторного использования этих неповрежденных деталей). Дело в том, что нанесенные повреждения могут быть такими сильными, что машину будет практически невозможно починить, однако при этом некоторые детали могут быть исправными. На основании данных, указанных в этой главе, можно рассчитать стоимость этих исправных запчастей.
6Определение стоимости ТС до поврежденияСодержит информацию о том, как с помощью методики рассчитать стоимость транспортного средства до аварии. С помощью этих сведений можно понять, а имеет ли вообще смысл заниматься восстановлением транспортного средства. Дело в том, что иногда повреждения могут быть такими сильными, что ремонт транспортного средства не имеет смысла (например, стоимость машины до аварии может быть намного ниже стоимости ремонта). Также в этой главе указывается методика расчета среднерыночной стоимости нового автомобиля, который аналогичен поврежденному. Если оказывается, что новая машина стоит намного дешевле ремонта поврежденной машины, то человеку просто вручают деньги на покупку нового транспортного средства (ведь подсчитать стоимость машины до аварии в большинстве случаев довольно трудно).
7Порядок утверждения справочников для расчета средней стоимости поврежденных деталейВ этой главе содержится список источников, с помощью которых техник или страховщик смогут подсчитать стоимость новых деталей. Дело в том, что при расчете ущерба используется множество параметров, которые могут меняться (например, рыночная стоимость деталей). В качестве нормативных документов, содержащих необходимую информацию, используются некоторые постановления Центробанка, электронная база запчастей, ценовые нормативы и некоторые другие документы, которые не противоречат ЕМРУ.
Приложение к закону1Фотосъемка ДТП и поврежденного автомобиляСодержит информацию о том, как и в каких случаях необходимо зафиксировать последствия аварии на фото- или видеоаппаратуру. Эта информация пригодится как в случае оформления стандартного протокола с привлечением сотрудников ГИБДД, так и в случае оформления европротокола без участия сотрудников автоинспекции. Также эти сведения могут пригодиться в случае судебного разбирательства.
2Типовые повреждения ТССодержит информацию, с помощью которой можно значительно упростить процедуру классификации нанесенных повреждений. Также в этом приложении указывается, что всего существует 32 характерных повреждения.
3Затраты на восстановление кузова некоторых транспортных средствВ этом пункте содержится информация, на основании которой можно рассчитать стоимость затрат на ремонт неметаллических кузовов некоторых транспортных средств. Дело в том, что кузов некоторых иностранных и отечественных машин делают не из металла, а из некоторых других материалов (например, из специального пластика), поэтому необходима дополнительная методика для расчета ремонта такого кузова.
4Товарные рынки и границы экономических регионовСодержит информацию о том, к каким экономическим регионам относятся те или иные области (всего 13 регионов). Дело в том, что расчет среднерыночной стоимости деталей производится с учетом экономического региона (ведь, например, цена детали в Санкт-Петербурге может значительно отличаться от цены такой же детали во Владивостоке).
5Размер поправочных коэффициентов для определения степени износаПри расчете степени износа используются 2 специальных коэффициента (в зависимости от типа и марки транспортного средства). В этом приложении можно узнать размер этих коэффициентов, чтобы верно подсчитать степень износа.
6Размер поправочных коэффициентов для определения степени износа очень старых деталейВ некоторых случаях значения 2 поправочных коэффициентов (используются для расчета степени износа) могут быть уменьшены. В этом приложении указываются сведению о том, в каких конкретно случаях это может произойти; также здесь указывается степень уменьшения этих поправочных коэффициентов.
7Список деталей, для которых устанавливается нулевое значение износаДля некоторых поврежденных деталей устанавливается нулевое значение износа. В этом приложении представлен список этих деталей (тормозные диски, рулевые колеса, наконечники рулевой тяги и так далее).
8Справочник среднегодовых пробегов ТС (с учетом регионов)При расчете стоимости ремонта также учитывается пробег автомобиля. В этом приложении можно узнать среднегодовой пробег транспортных средств (учитывается тип ТС и регион проживания).
9Понижающий коэффициент K, с помощью которого можно учесть время эксплутации ТССтоимость страховой выплаты может быть немного уменьшена в зависимости от того, какое количество времени транспортное средство находится в эксплуатации. В этом приложении указывается размер этого понижающего коэффициента (размер коэффициента зависит от типа транспортного средства и срока эксплуатации).
10Дополнительный коэффициент K, с помощью которого можно учесть характер механических поврежденийСтоимость страховой выплаты может быть изменена в зависимости от характера механических повреждений. В этом приложении указывается размер поправочного коэффициента, а сам коэффициент зависит от степени механических повреждений.
№ пп
Глава
1
Порядок определения повреждений и их характера
2
Исследование обстоятельств ДТП
3
Расчет расходов на материалы, запчасти и работы
4
Расчет размера износа запчастей, идущих под замену
5
Расчет годных остатков, если ТС конструктивно уничтожено
6
Определение прайса ТС до получения повреждений
7
Утверждение справочников с учетом экономических регионов
№ пп
Приложение
1
О фотографировании
2
О типовых характеристиках и определениях повреждений
3
О трудозатратах при восстановлении геометрии
4
Об экономических регионах
5
О коэффициентах Дельта Т и L, влияющих на износ
6
О коэффициентах особо изношенных элементов
7
О нулевом износе отдельных узлов и агрегатов
8
Справочник среднегодовых пробегов ТС
9
О временном понижающем коэффициенте K
10
О техническом коэффициенте механических повреждений К

Роль базы РСА

В Единой методике расчета ущерба по ОСАГО используются электронная база цен на запчасти РСА. На официальном сайте союза есть специальный калькулятор, где водители могут рассчитать стоимость будущего ремонта. Цифры будут примерные, так как база обновляется только 2 раза в год.

Для расчета стоимости запчастей нужно будет заполнить 4 категории:

  1. Привязка сведений к дате.
  2. Выбор одного из 13-ти экономических регионов страны (они отличаются от привычного разграничения на федеральные округи).
  3. Марка транспортного средства.
  4. Номер запчасти, подлежащей замене (можно указывать несколько наименований сразу). Эту информацию можно уточнить в онлайн-каталогах автопроизводителей, достаточно ввести свой VIN.

Кем и когда применяется

Руководство применяется в случае попадания в ДТП водителей, застраховавших свою автогражданскую ответственность.

Четыре категории специалистов, которые обязаны применять универсальный способ расчетов:

  1. Представители страховщика, которые проводят осмотр ТС.
  2. Эксперты, имеющие лицензию.
  3. Аттестованные компании.
  4. Судебные эксперты.

По результатам исследования водитель получает на руки заключение, необходимое для выплаты компенсации.

Как говорилось уже выше, единая методика является обязательной для урегулирования правоотношений между страховой компанией и клиентом.

Это — довольно хороший способ разрешения возможных конфликтов и споров. А как используется единая методика ОСАГО?

Это – довольно хороший способ разрешения возможных конфликтов и споров. А как используется единая методика ОСАГО?

Приложения

Дополняют Положение №432-П 10 приложений. Одни из них разработаны для экспертов, другие для обычных водителей. В таблице ниже приведен перечень.

Номер приложенияО чемНазначение
1 Про фотографирование объектов Правила фотофиксации автомобиля при ДТП. Важно при оформлении европротокола и в случаях невозможности предоставить ТС для экспертизы.
2 О повреждениях ТС Указаны описания 32 повреждений. Помогают правильно составить отчет эксперту.
3 О трудозатратах при определении геометрии кузова Указаны ограничения от автопроизводителей при ремонте пластиковых деталей кузова.
4 Об экономических регионах страны Трудозатраты по регионам.
5 Коэффициенты, влияющие на износ (Дельта L и Т) Для экспертной оценки.
6 Коэффициенты изношенных элементов Для экспертной оценки.
7 Нулевой износ технических узлов Перечень деталей, износ которых не учитывается.
8 Справочник годового пробега ТС Поможет проверить правильность расчетов СК.
9 Временной понижающий коэффициент К Для экспертной оценки.
10 Коэффициент механических повреждений К Для экспертной оценки.

ЕМРУ была принята только в 2014г., хотя автострахование в стране практикуется с 2002 г. Ее введение навело порядок: теперь расчеты ущерба у всех страховщиков проводятся по одной схеме и суммы существенно не отличаются, снизился поток исковых заявлений против страховщиков, предоставление услуги ОСАГО снова стало рентабельным.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть