Знак ребенок в машине: перевозка детей по ГОСТу

Новое в законодательстве об опознавательных знаках

В перечень последних нововведений, принятых в прошлом году, входит ряд обязательных предупреждающих знаков, призванных оповещать других участников дорожного движения о наличии определённых условий.

Так, законодатель обязывает водителей сигнализировать при помощи специальной таблички о том, что:

  • установлена шипованная резина;
  • в автомобиле перевозится груз, входящий в разряд крупногабаритных или опасных;
  • водитель не имеет соответствующего стажа вождения;
  • управляющий автомобилем имеет проблемы со слухом.

За отсутствие обязательных табличек на заднем или переднем стекле авто, к водителю может быть применена административная санкция в виде штрафа в размере 500 рублей. В лучшем случае сотрудником ГИБДД будет вынесено только предупреждение.

В рамках рассматриваемого вопроса следует отметить, что ст. 12.23 КоАП РФ предусматривает ответственность водителя за неправильную перевозку несовершеннолетних. В случае нарушения ПДД ему грозит штраф в размере 3 тыс. рублей.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на автобусы, предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет (далее - детей) по автомобильным дорогам общей транспортной сети Российской Федерации (далее - автобусы), и устанавливает специальные требования к автобусам, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей.Раздел 1. (Измененная редакция, Изм. N 2).

Знак «Ребёнок в машине» по ПДД

Законодатель чётко регламентирует внешний вид и размеры опознавательного знака «Перевозка детей». Это жёлтый квадрат с красным обрамлением (толщиной в 10 раз меньше стороны), внутри которого изображены два чёрных силуэта людей (как на дорожном знаке 1.23).

Регламентирован и точный размер. Для установки на переднее стекло — квадрат 25х25 см, на заднее — квадрат 40х40 см.

Законодатель не обязывает водителей легковых транспортных средств устанавливать на свой автомобиль знак «Ребенок в машине». Его обязательное наличие регламентировано правилами ПДД только для водителей автобусов, и если есть определённые условия.

При возникновении у водителя любых сомнений по поводу правомерности выписывания штрафов и их размеров, необходимо в первую очередь обратиться к действующим ПДД и законодательству. Ведь санкция может быть наложена только в случае нарушения правовой нормы, установленной законодателем.

В рассматриваемой ситуации, водители легковых автотранспортных средств не наделены обязанностью установки специальной таблички в случае перевозки детей. Современные модели подобных авто не предусматривают перевозку более 8 человек.

Другое дело – управляющий автобусом, который попадает под действие нормы, регулирующей организованную перевозку несовершеннолетних граждан. В случае отсутствия таблички, размер и внешний вид которой установлен правилами ПДД и ГОСТа, правонарушитель может быть привлечён к административной ответственности.

Штраф за отсутствие опознавательного знака составляет 500 рублей. Второй вариант наказания за данное нарушение - предупреждение. Указанный штраф можно оплатить с 50-процентной скидкой.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:ГОСТ Р 41.14-2003 (Правила ЕЭК ООН N 14) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении приспособлений для крепления ремней безопасностиГОСТ Р 41.

Начинающий водитель

16-2005 (Правила ЕЭК ООН N 16) Единообразные предписания, касающиеся: I. Ремней безопасности и удерживающих систем для пассажиров и водителей механических транспортных средств; II. Транспортных средств, оснащенных ремнями безопасностиГОСТ Р 41.

29-99 (Правила ЕЭК ООН N 29) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты лиц, находящихся в кабине грузового транспортного средстваГОСТ Р 41.

36-2004 (Правила ЕЭК ООН N 36) Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкцииГОСТ Р 41.52-2005 (Правила ЕЭК ООН N 52) Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств малой вместимости категорий М и М в отношении их общей конструкцииГОСТ Р 41.

80-99 (Правила ЕЭК ООН N 80) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сидений крупногабаритных пассажирских транспортных средств и официального утверждения этих транспортных средств в отношении прочности сидений и их крепленийГОСТ Р 41.

89-99 (Правила ЕЭК ООН N 89) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Транспортных средств в отношении ограничения их максимальной скорости; II. Транспортных средств в отношении установки устройств ограничения скорости (УОС) официально утвержденного типа; III.

Устройств ограничения скорости (УОС)ГОСТ Р 50844-95 Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические требованияГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году.

Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Раздел 2. (Измененная редакция, Изм. N 2).

Раздел 3. (Исключен, Изм. N 2).

В каких случаях устанавливается знак «Дети» на автобус по ГОСТу

Согласно государственному стандарту, опознавательная табличка должна быть установлена в рамках, действующих ПДД.

В результате последних правовых новаций, знак «Осторожно дети» в автобусе устанавливается во всех случаях, когда осуществляется организованная перевозка несовершеннолетних пассажиров. Эта императивно-правовая норма закреплена в п. 22.6 ПДД. По ГОСТу установка знака «Перевозка детей» обязательна как спереди, так и сзади автобуса.

Организованная перевозка детей должна соответствовать нескольким обязательным признакам:

  • автобусом, который не относится к маршрутному автотранспорту;
  • численность несовершеннолетних пассажиров не может быть менее 8 человек;
  • отсутствие с детьми родителей.

Во всех других случаях, перевозка несовершеннолетних не попадает под действие этой статьи и не обязывает водителя использовать опознавательные метки на своём транспорте.

Фактически это правило обязательно для перевозчиков, организующих перевозку несовершеннолетних на заказных автобусах, в рамках детских экскурсий, доставки в летние лагеря и т. п. На управляющих личными легковыми автомобилями, частными такси, маршрутными автобусами, рассмотренные правовые нормы не распространяются.

Основные требования по организации групповой перевозки детей

4.1а Автобусы для перевозки детей должны соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к транспортным средствам категорий М и М по ГОСТ Р 52051 с учетом требований настоящего стандарта.(Введен дополнительно, Изм. N 2).

4.1 Показатели массы

4.1.1 Определение массы снаряженного автобуса осуществляют по ГОСТ Р 41.36 и ГОСТ Р 41.52.(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.1.2 Полную конструктивную массу автобуса определяют при принятии следующих ограничений:- масса ребенка - 40 кг;- масса взрослого пассажира, сопровождающего детей, - 75 кг;- масса ручной клади - 5 кг на одного ребенка;- масса перевозимого багажа - 5 кг на одного ребенка;- масса - 20 кг.

4.2 Планировка пассажирского помещения

4.2.1 Рекомендуемые варианты размещения сидений для перевозки детей (далее - сиденья) в автобусе приведены в приложении А.(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.2.2 В автобусе должны быть предусмотрены только места для сиденья.

4.2.3 Сиденья должны быть обращены вперед по ходу автобуса.

4.2.4 (Исключен, Изм. N 2).

Изображение знака

4.2.5 В автобусе должны быть предусмотрены отсек в задней части и (или) полки над окнами или другие места для размещения ручной клади и (или) багажа, рассчитанные по норме не менее 0,1 м и не менее 20 дм на каждое место пассажира.

Для варианта конструкции автобуса, предназначенного, в том числе, для перевозки детей, имеющих нарушения опорно-двигательных функций, в автобусе должно быть предусмотрено специальное место для размещения не менее двух кресел-колясок (далее - КК) в сложенном состоянии. Это место может быть совмещено с отсеком для размещения багажа.(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.2.6 (Исключен, Изм. N 2).

4.2.7 В пассажирском помещении автобусов при наличии полок для ручной клади над окнами ширина полок должна быть не менее 30 см, а высота свободного пространства над ними - не менее 20 см. Полки должны иметь наклон в направлении стенок автобусов, к которым они прилегают.

Величина наклона, измеренная от горизонтальной поверхности, должна быть не менее 10°.Конструкция полок должна исключать падение с них ручной клади при движении автобуса.(Измененная редакция, Изм. N 2).

Знак Начинающий водитель

4.3 Сиденья (приложение Б)

4.3.1 Для сидений, расположенных в одном направлении, расстояние между передней поверхностью спинки сиденья и задней поверхностью спинки впереди расположенного сиденья, измеренное по горизонтали в интервале от горизонтальной плоскости, касательной от поверхности подушки сиденья, до горизонтальной плоскости, расположенной на высоте 55 см над участком пола для ног сидящего ребенка , должно быть не менее 60 см.

4.3.2 Ширина подушки одноместного сиденья должна быть не менее 32 см.

4.3.3 Ширина свободного пространства одноместного сиденья, измеренная в каждую сторону от средней вертикальной плоскости места для сидения по горизонтали вдоль спинки сиденья на высоте от 20 до 60 см над несжатой подушкой сиденья, должна быть не менее 17 см.

4.3.4. Ширина подушки двух- и многоместных нераздельных сидений должна быть определена с учетом величин и , указанных в 4.3.2 и 4.3.3.

4.3.5 Глубина подушки сиденья должна быть не менее 35 см.

4.3.6 Высота подушки сиденья в несжатом состоянии относительно уровня пола , на котором расположены ноги сидящего ребенка, должна быть такой, чтобы высота горизонтальной плоскости, касательной к поверхности подушки сиденья, над этим участком составляла от 35 до 40 см.

4.3.7 Сиденье, обращенное к перегородке, должно иметь свободное пространство перед ним по ГОСТ Р 41.36 и ГОСТ Р 41.52.(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.3.8 Край сиденья, который обращен к проходу, должен иметь подлокотник или поручень. Высота расположения подлокотника или поручня от подушки сиденья должна составлять (18±2) см.

4.3.9 В автобусе должно быть предусмотрено не менее одного сиденья для взрослого пассажира, сопровождающего детей.Расположение сидений должно позволять взрослым пассажирам осуществлять контроль за детьми во время движения автобуса.

4.3.10 Сиденья для перевозки детей в отношении их прочностных свойств должны быть испытаны по методике, приведенной в ГОСТ Р 41.80, при испытательных нагрузках:- 1180 Н, приложенной к спинке сиденья на высоте 0,75 м над базовой поверхностью.

Смещение центральной точки приложения нагрузки должно составлять не менее 100 мм и не более 400 мм;- 3140 Н, приложенной к спинке сиденья на высоте 0,45 м над базовой поверхностью. Смещение центральной точки приложения нагрузки должно составлять не менее 50 мм.(Введен дополнительно, Изм. N 2).

4.4 Вход и выход

4.4.1 Автобусы по ГОСТ Р 41.52 должны иметь одну дверь, а автобусы ГОСТ Р 41.36 - не менее двух служебных дверей, предназначенных для входа и выхода.Дверь (или одна из дверей) должна располагаться в непосредственной близости от рабочего места водителя.(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

4.4.2 (Исключен, Изм. N 2).

4.4.3 Для служебной двери, предназначенной для входа и выхода детей:- высота первой ступеньки от уровня дороги должна быть не более 25 см. Для обеспечения указанной высоты, в случае необходимости, должна быть установлена убирающаяся ступенька (подножка), отвечающая требованиям ГОСТ Р 41.

36 или ГОСТ Р 41.52, либо применена система опускания и (или) наклона пола;- высота последующих ступенек должна быть не более 20 см;- глубина ступенек должна быть не менее 20 см.(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.4.4, 4.4.5 (Исключены, Изм. N 2).

4.4.6 Поручни или ручки в проходах служебных дверей, предназначенных для выхода детей(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.4.6.1 Проходы должны быть оснащены поручнями или ручками с обеих сторон.

4.4.6.2 Поручни или ручки должны быть расположены таким образом, чтобы обеспечивать ребенку возможность держаться за них, стоя на дороге у служебной двери или на любой ступеньке.(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.4.6.3 Высота расположения поручней или ручек должна составлять от 60 до 110 см от поверхности дороги или от поверхности каждой ступеньки.

4.4.6.4 Глубина расположения (по горизонтали) поручней или ручек для ребенка, стоящего на дороге, по отношению к внешнему краю первой ступеньки, не должна превышать 30 см.

Знак "Перевозка детей"

4.4.6.5 Глубина расположения (по горизонтали) поручней или ручек для ребенка, стоящего на какой-либо ступеньке, не должна превышать 30 см по отношению к внутреннему краю этой же ступеньки.

4.4.7 В случае регулярных перевозок детей с нарушениями опорно-двигательных функций и передвигающихся в в боковой или задней части автобуса должна быть предусмотрена дверь, используемая для доступа в автобус детей в .

4.4.8 Размеры проема двери, указанной в 4.4.7, должны быть не менее, см: высота - 150, ширина - 90.

4.4.9 Устройства для доступа в автобус детей, передвигающихся в , должны отвечать требованиям ГОСТ Р 50844.

4.5 Требования безопасности

4.5.1, 4.5.2 (Исключены, Изм. N 2).

4.5.3 Рабочее место водителя не должно иметь каких-либо глухих перегородок, отделяющих его от пассажирского помещения.

4.5.4 (Исключен, Изм. N 2).

Знак "Перевозка детей"

4.5.5 Автобус должен быть оборудован устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях.

4.5.6 Автобус должен быть оборудован освещением проемов служебных дверей, позволяющим водителю видеть вход и выход детей в(из) автобус(а) в любое время суток.

4.5.5, 4.5.6 (Измененная редакция, Изм. N 2).

4.5.7 Водитель, находящийся на своем сиденье, должен контролировать процесс входа детей в автобус и выхода из него в зоне уровня дороги до поверхности пола автобуса. Если непосредственная обзорность является недостаточной, то должны устанавливаться устройства (система "видеокамера-монитор", система зеркал, другие оптические устройства), позволяющие осуществлять такой контроль.

4.5.8 Конфигурация подушки и спинки сиденья, а также материал их обивки, должны обеспечивать безопасность проезда детей, в том числе при торможении и поворотах автобуса.

Знак "Перевозка детей"

4.5.10 Устройства, обеспечивающие безопасность перевозки в автобусе детей с нарушениями опорно-двигательных функций, как в , так и на сиденьях, должны отвечать требованиям ГОСТ Р 50844.

4.5.11 Материал покрытия пола автобуса и ступеней не должен быть скользким.

4.5.12 Багажный отсек по 4.2.5 должен быть оборудован устройствами, препятствующими смещению багажа и КК в сложенном состоянии при движении автобуса.Перегородка багажного отсека должна выдерживать статическую нагрузку 200 Н на 100 кг массы багажа и (или) КК. Испытания проводятся по методике ГОСТ Р 41.29 (испытание С).

4.5.13 При наличии форточек боковых окон пассажирского помещения их высота по отношению к общей высоте окна не должна превышать 25%. Форточки должны располагаться в верхней части окна.

4.5.11-4.5.13 (Измененная редакция, Изм. N 2).

4.5.14 (Исключен, Изм. N 2).

4.5.15 В каждом поперечном ряду сидений должна быть предусмотрена сигнальная кнопка "Просьба об остановке".Сигнальные кнопки должны устанавливаться на внутренней боковине автобуса под нижней кромкой окна.

4.5.16 Рабочее место водителя должно быть оборудовано звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей.

4.5.17 Рабочее место водителя должно быть оборудовано внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой.

4.5.18 Максимальная скорость автобуса для перевозки детей не должна превышать 60 км/ч.Автобус, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60 км/ч, должен быть оборудован УОС, отвечающим требованиям ГОСТ Р 41.89.(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.5.19 Спереди и сзади автобуса должны быть установлены опознавательные знаки "Перевозка детей" в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации.

Рекомендации по перевозке ребёнка в автомобиле

Далеко не каждый водитель знает, как выглядит опознавательный знак «Перевозка детей» в соответствии с действующими правилами ПДД, и где его устанавливать. Многие уверены, что наклейки в виде жёлтого треугольника или ромба, которые часто идут в комплекте с фирменными креслами и автолюльками и есть законодательно принятый стандарт.

На самом деле, две эти таблички не имеют ничего общего со стандартом. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №333, перевозчику запрещено перевозить несовершеннолетних при отсутствии соответствующего опознавательного знака, поскольку такая поездка подпадает под понятие «организованная».

Стоит отметить, что подобные таблички не дают никакого преимущества перед другими участниками дорожного движения. Они лишь привлекают внимание, оповещают о наличии в авто или автобусе маленьких пассажиров, сигнализируют водителям других автомобилей быть предельно осторожными, держать дистанцию и аккуратно совершать манёвры.

Дети в автокреслах

Долгое время считалось, что самое безопасное место – сзади за водителем. Эта теория объяснялась тем, что в случае опасности, водитель инстинктивно уводит столкновение от себя, соответственно, наибольший удар приходится на противоположную сторону.

По мнению же многих автовладельцев, для обеспечения наибольшей безопасности достаточно установить детское автокресло на задний ряд сидений. Безусловно, такое положение позволит снизить нагрузку при лобовом столкновении, но от ДТП с боковым ударом или переворачиванием авто, никто не застрахован.

Благодаря появлению современных краш-тестов, специалистам удаётся моделировать различные ситуации ДТП, тем самым — получать наиболее точные данные, в том числе — о безопасности пассажиров, находящихся в разных местах салона автомобиля.

Последние исследования доказали, что лучшее место для перевозки малышей и подростков – среднее место заднего ряда. Именно это место снижает риск травмирования на 15–25% в большинстве ДТП.

Результаты тестов легко объяснить техническими особенностями легкового автомобиля:

  1. Центровая часть заднего ряда подвержена наименьшему давлению в результате деформации кузова.
  2. При этом речь идёт не только о боковых столкновениях. В случае лобового удара или переворачивания авто, основную нагрузку на себя принимают как раз боковые части крыши и кузова. Но не все автомобили, даже современные их модели, оснащены нужными ремнями в этом месте.

В то же время нельзя забывать о качественной автолюльке или кресле для маленького пассажира, которое надёжно фиксирует сидящего в нём малыша. К сожалению, многие родители пренебрегают данным правилом, экономя на покупке хорошего удерживающего устройства, или не пристёгивают детей, объясняя это неудобством для них.

Специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил при перевозке детей в автомобиле:

  • для установки детского удерживающего устройства выбирать центральное место заднего пассажирского сидения — оно лучше всего защищено от боковых ударов;
  • Ребенок в автокреследля перевозки младенцев и малышей до года — использовать специальную автолюльку, установленную против движения;
  • перед каждой поездкой проверять надёжность крепления автокресла;
  • не пренебрегать ремнями безопасности и пристёгивать ими ребёнка;
  • кресло должно соответствовать возрасту и весу ребёнка, а также техническим особенностя м салона машины;
  • отказаться от бескаркасных моделей детских удерживающих устройств — в связи с последними новациями, за их использование можно получить денежный штраф;
  • соблюдать скоростной режим и дистанцию во время движения;
  • исключить агрессивные методы вождения;
  • отключить подушки безопасности в месте перевозки маленького пассажира;
  • установить на заднее стекло автомобиля табличку, свидетельствующую о наличие несовершеннолетнего в машине.
Знак "Перевозка детей" на автобусах

Начинающие водители не могут перевозить пассажиров на мотоциклах и мопедах.

Обратите внимание, ограничение на перевозку пассажиров распространяется не только на двухколесные транспортные средства, но и на мотоциклы с коляской, а также на трехколесные мопеды.

ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое). ВАРИАНТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ СИДЕНИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое)

Рисунок А.2 - Планировка пассажирского помещения при размещении пяти сидений в ряду

Рисунок А.3 - Планировка пассажирского помещения при размещении шести сидений в ряду

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное)

(Измененная редакция, Изм. N 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ В (Исключено, Изм. N 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ Г(информационное)

[1] Правила дорожного движения Российской Федерации.

Текст документа сверен по:официальное изданиеМ.: ИПК Издательство стандартов, 1998

Редакция документа с учетомизменений и дополнений подготовлена АО "Кодекс"

Специалисты назвали лучшее детское автокресло

Современный рынок предлагает потребителям огромный выбор детских удерживающих устройств — от бюджетного до премиум-класса. Специалисты краш-тестов и опытные родители уверены, что экономить на автомобильном кресле для ребёнка не стоит.

Ведь оно отвечает сразу за несколько показателей:

  1. Безопасность при перевозке.
  2. Комфорт для маленького пассажира.
  3. Удобство использования для родителей.

Поэтому выбирая оптимальную модель удерживающего автомобильного устройства для своего ребёнка, важно адекватно оценивать несколько важных параметров:

  • безопасность;
  • комфортность;
  • эргономичную и эстетическую привлекательность.

По мнению экспертов, детское автомобильное кресло Recaro Zero.1 Elite, помимо своего привлекательного внешнего вида, соответствует всем стандартам качества и способно обеспечить максимальную безопасность и комфортность маленькому пассажиру во время поездки.

Сидение вращается на 360 градусов, что позволяет устанавливать его против движения, как рекомендуется при перевозке младенцев. Эффективная боковая поддержка обеспечит наибольшую безопасность во время возможного столкновения.

В качестве удобного дополнения производитель предусмотрел съёмную переноску. Главная её особенность – совместимость с адаптерами многих современных моделей колясок.

Усадив ребёнка в соответствующее требованиям ГОСТ, автокресло, остаётся вопрос о наклейке на машину. Стоит ли устанавливать специальную опознавательную табличку «Ребёнок в машине» на легковой автомобиль – решать водителю.

Закон не обязывает оснащать подобные авто специальными опознавательными знаками подобного типа. Хотя в большинстве развитых стран ПДД предусматривают императивные нормы для водителей легковых авто с детьми.

Кроме того, по результатам социологических опросов, наличие подобной наклейки заставляет большинство водителей внимательнее относиться к автомобилю со знаком, менять манеру вождения, исключать опасный обгон, держать дистанцию.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть