Характеристика договора перевозки грузов железнодорожным транспортом

Правовые основы договора перевозки груза

Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.

Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

  • железнодорожному транспорту;

  • морскому транспорту;

  • воздушному транспорту;

  • автомобильному транспорту;

  • внутреннему водному транспорту.

Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

  • Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

  • Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

  • Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

  • Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.

Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.

При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.

Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:

  • является реальным договором  (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);

  • является возмездным  договором (по договору взимается плата за перевозку);

  • является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);

  • заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).

В правовом отношении перевозки регулируются в основном: Гражданским Кодексом, Воздушным кодексом, Кодексом внут­реннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплавания (КТМ РФ), транспортным уставом железных дорог, а также некоторыми подзаконными нормативно-правовыми актами.

Договор перевозки представляет собой со­глашение, по которому перевозчик берет на себя обязанность доставить предоставленный ему отправителем груз в назначенный пункт и выдать его получателю, а отправитель гру­за оплачивает за перевозку груза оговоренную плату.

Предметом договора является погрузка, доставка, хранение, выгрузка и выдача груза. В качестве сторон договора выступают:

  • перевоз­чик — автопредприятие, транспортная организация, железная дорога, пароход­ство, юридическое лицо, которое имеет лицензию на исполнение пере­возок;
  • грузоотправитель — физи­ческое или юридическое лицо;
  • грузополучатель — лицо, которому отправлен груз.
Договор перевозки гру­зов предусматривает взимание провозной платы, которая устанавливается соглашением сторон или определяется та­рифами, утвержденными в порядке, установленном транспортными кодексами и уставами.

Понятие, виды и форма договора перевозки

Выполняя обязательства перевозки, перевозчик должен доставить груз или пассажира в конкретный пункт назначения, а отправитель груза или пассажир обязаны внес­ти провозную плату. Перевозки классифицируются по раз­личным признакам.

В зависимости от вида транспорта перевозки бывают:

  • автомобильные,
  • воздушные,
  • железнодорожные,
  • морские,
  • реч­ные.
а) перевозки в мест­ном сообщении (осуществление перевозки одним видом транспорта и в границах одной транспортной организации — железной дороги, речного пароходства);

б) перевозки в прямом со­общении — не­сколько перевозчиков одного вида транспор­та осуществляют по одному документу;

в) перевозки в смешанном прямом сообщении осуществляют несколько перевоз­чиков разными видами транспорта (воздушным транспортом и железной дорогой). На морском транспорте различаются:

  • перевозки в малом каботаже. Это когда перевозка осуществляется между двумя портами России, находящимися в одном море;
  • перевозки в большом каботаже. Перевозка между двумя портами Российской Федерации, которые располагаются в раз­ных морях;
  • перевозки в заграничном сообщении. Осуществление перевозок в порты других стран или из них.

а) внутренние воздушные перевозки – когда пункты от­правления, назначения и промежуточных посадок находятся на территории России;

б) международные воздушные перевозки – когда пункты отправления и назначения находятся на терри­тории двух стран или на территории одной страны, но предусмотрена посадка на территории другой.

Автомобильным транспортом производятся пере­возки во внутреннем и в международ­ном сообщении.

Также виды договоров перевозки различаются в зависимости от того, что перевозится:

  • перевозки грузов;
  • перевозки багажа;
  • перевозки пассажиров;
  • перевозки почты.
Договор должен быть заключен в письменной форме в виде единого документа, оформляющего перевозку груза. Таким документом чаще всего является транспортная накладная, а на мор­ском транспорте — коносамент.

Моментом заклю­чения договора принято считать момент, когда вручается груз с сопроводительными документами. Срок договора — это время, за которое груз должен быть доставлен. Он считается соблю­денным, если груз был выгружен или подан под разгруз­ку до истечения времени доставки.

Для договора перевозки груза предусмотрена письменная форма.

При заключении договора перевозки груза  составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Накладная является перевозочным грузосопроводительным документом. Эта накладная является доказательством факта заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.

Коносамент представляет собой товарораспорядительный документ. Коносамент относится к  ценной бумаге, которая удостоверяет вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки.

Порядок заключения договора перевозки

Заключение такого договора подтверж­дается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или другого документа на груз, который предусмотрен соот­ветствующим транспортным кодексом или уставом.

Перевозочными документами считаются необходимые при перевозке грузов документы, оформленные в соответствии с установленными правилами. В случае воздушной перевозки соответствующий договор удостоверяется грузовой накладной.

Ее форму устанавливает специально упол­номоченный орган в области гражданской авиации. Перевозка автомобильным и железнодорожным транспортом осуществляется на основании транспортной накладной, которая оформляется на весь маршрут следования груза.

Основанием заключения договора перевозки являются предпосылки организационного характера. К таким предпосылкам относятся: заказы грузоотправителей; договоры об организации перевозок (навигационные, годовые и другие); админист­ративно-плановые акты, предусмотренные законом.

Основные разделы договора перевозки груза

Предмет договора

Здесь приводятся условия договора, без которых документ не может быть заключенным. Нужно обязательно указать действия, производимые отправителем, перевозчиком и получателем груза, указанного в договоре или приложении к договору.

Должен быть указан пункт назначения груза, место передачи груза перевозчику и требования к используемому транспорту. Также необходимо указать, кто и за чей счет осуществляет погрузку и выгрузку груза, и порядок его выдачи получателю.

Обязанности сторон

Грузоперевозка жд

Указываются обязанности перевозчика по определению количества транспортных средств, сроках подачи их под погрузку, а также сроках доставки груза в пункт назначения. Приводятся обязанности отправителя по подготовке груза к перевозке, его погрузке и разгрузке, сроках принятия груза в пункте назначения и оплате перевозки.

Этот раздел содержит сведения о размере платы за перевозку груза, ее сроках и форме оплаты.

Установленную в этом разделе договора ответственность стороны несут дополнительно к той ответственности, которая установлена законодательством Российской Федерации, в число которого входят транспортные уставы и кодексы.

Перечисляются обстоятельства непреодолимой силы, которые могут препятствовать исполнению заключенного договора (война и военные действия, восстания, землетрясения, наводнения, эпидемии, акты органов власти).

В заключительных положениях договора содержатся сведения о сроках его вступления в силу, о способах разрешения соров и разногласий, о внесении изменений и дополнений. Также сообщается о количестве экземпляров договора.

Здесь указываются юридический и фактический адрес сторон договора. а также полные банковские реквизиты по которым происходит оплата.

Как исполняется договор перевозки

Моментом исполнения договоров перевозки является выдача перевезенного груза в указанном отправителем месте.

Однако исполнение такого договора состоит не только в самой передаче груза, но и включает в себя некоторые подго­товительные действия, которые необходимы для того, чтобы получатель груза мог принять груз.

К таким действиям относится объявление и уведомление о прибытии груза. Так, станция выгрузки должна известить грузополучателя о времени подачи вагонов с грузами под выгрузку не позже чем за два часа до их подачи. Уведомление посылается обычно в день прибытия груза, но не позднее 12 часов следующего дня.

Если перевозчиком не будет послано уведомление, то он лишится права на получение платы за простои вагонов при выгрузке грузов грузо­получателем, а также права на плату за хранение груза в просроченные дни до посылки уведомления или объявления о прибытии груза.

Так как уведомление о прибывших грузах не является основной работой перевозчика, а всего лишь дополнительной операцией, то за каждое уведомление грузополучателя о прибывших грузах взимается сбор.

Цена договора перевозки груза

Цена в договоре перевозки равна плате за перевозку груза.

Плата за перевозку транспортом общего пользования прописывается в договоре в соответствии с тарифами, которые утверждаются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления.

Особенности различных видов договора перевозки

Договор перевозки железной дорогой оформляется накладной, являющейся главным пе­ревозочным документом. На всем пути следования груза она сопровождает его, а на станции назначения вместе с грузом выдается грузополучателю.

Накладная имеет важное юридическое значение: 1) это обязательная письменная форма договора; 2) доказательство факта заключения договора и воплощение его содержания; 3) устанавливает законность лица на предъявление исков и претензий к транспортной компании при ненадлежащем исполнении договора перевозки.

Договор воздушной перевозки предусматривает наличие перевозчика — зксплуатанта, обладающего лицензией на осуществление перевозки багажа, грузов, пассажиров или почты. Таким эксплуатантом может быть физическое или юридическое лицо, которое имеет право собственности (или иное право) на воздушное судно и использует его для полетов. У него должен быть особый сертификат для совершения полетов.

Договор морской перевозки грузов зак­лючается:

  1. с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных трюмов. В таком случае заключается договор фрахто­вания судна или чартер, по которому одна сторона (судовладелец) предоставляет другой стороне (отправителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких суден на один или несколько рейсов для перевозки багажа, грузов и пассажиров;
  2. без каких-либо условий, когда договор оформляется коносаментом. Его обычно составляют в двух экземплярах, один из которых остается перевозчику, а другой получает отправитель в качестве основания для получения груза. На основании погрузочных документов коносамент составляет перевозчик, подписывает его капитан судна и выдает отправителю.

Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать вывод, что договор перевозки груза представляет собой документ, которым регулируются права, обязанности, а также ответственность сторон, участвующих в процессе перевозок конкретных грузов.

Бухгалтерский учет

Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента).

Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.

Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п.

Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 "Расходы на продажу".

Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг).

Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Налог на добавленную стоимость

Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.

Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).

Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.

Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

Дебет 68, субсчет "НДС", Кредит 19

- принят к вычету НДС.

ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

г. ________________                                                                                                                   "___" ___________ 20__ г

1.1. ТЭУ – транспортно-экспедиционные услуги. К транспортно – экспедиционным услугам относятся: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные работы и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно – финансовые услуги, таможенное оформление грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза по истечении расчетного срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, доупаковка либо переупаковка груза, обслуживание и ремонт вагонов и универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора (Федеральный Закон РФ «о внесении изменений в главу 21 части второй налогового кодекса РФ от 19.11.2010)

1.2. Заявка на перевозку (далее Заявка) – совокупность данных, предоставленных Клиентом Экспедитору, включающих в себя: планируемый период перевозки, наименование грузоотправителя/грузополучателя, станции и дороги отправления/назначения, наименование и количество вагонов и/или груза, род подвижного состава, плательщики провозных платежей за груженые рейсы, период действия Заявки и другие данные.

1.3. Груз – разрешенный к перевозке железнодорожным транспортом груз, согласованный Сторонами в порядке, предусмотренном настоящим Договором.

1.4. Перевозчик – юридическое лицо, принявшее на себя по Договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить вверенный ему  груз из пункта отправления в пункт назначения, а так же выдать груз получателю.

1.5. Вагоны (крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, транспортеры и т.д.) – железнодорожный подвижной состав, принадлежащий перевозчику и/или третьим лицам на правах собственности или ином праве.

1.6. Контейнер – единица транспортного оборудования многократного применения, принадлежащая перевозчику и/или третьим лицам на правах собственности или ином праве.

1.7. Автомобиль (грузовой автомобиль различных модификаций, автомобильный фургон, грузовой автомобиль с полуприцепом, с низкорамным либо модульным прицепом, автопоезд) – единица транспортного оборудования многократного применения, предназначенная для перевозки коммерческих грузов и принадлежащая перевозчику и/или третьим лицам на правах собственности или ином праве.

Грузоперевозка жд образец договора

1.8. Судно (корабль, баржа, паром и т.д) – это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях перевозки грузов навалом, контейнеров, автомобилей, вагонов, контейнеров, в том числе судно смешанного (река — море) плавания, принадлежащее перевозчику и/или третьим лицам на правах собственности или ином праве.

1.9. Мультимодальные перевозки — это транспортировка грузов по одному договору, но выполненная несколькими, по меньшей мере двумя видами транспорта.

2.1. По настоящему Договору Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг (ТЭУ), связанных с перевозкой грузов автотранспортом, морским транспортом, железнодорожным транспортом, авиатранспортом, либо смешанным мультимодальным транспортом, а также выполнить иные виды ТЭУ по организации перемещения внутренних, импортных, экспортных и транзитных грузов в международном и внутрироссийском сообщении.

 2.2. Клиент вправе поручить, а Экспедитор оказать дополнительные виды услуг, если они будут указаны в Заявке на перевозку, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора.

2.3. Клиент обязан представить Экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей, предусмотренных настоящим Договором.

2.4. Экспедитор обязан сообщить Клиенту по факсу или по электронной почте об обнаруженных недостатках в полученной информации, а в случае неполноты информации - запросить у Клиента необходимые дополнительные данные.

2.5. В случае непредставления Клиентом необходимой информации Экспедитор вправе не приступать к исполнению своих обязанностей до момента предоставления такой информации.

3.1. В соответствии с п. 2.1 и 2.2 настоящего Договора Экспедитор предоставляет Клиенту транспортно-экспедиционные услуги в соответствии и на условиях настоящего Договора.

3.2. Для организации указанных услуг Клиент оформляет Заявку на перевозку по форме, представленной в Приложении №1, которое является неотъемлемой частью настоящего Договора. Заявка Клиента, принятая к исполнению Экспедитором, является основанием для оказания услуг по настоящему договору и проведения взаимных расчетов в рамках настоящего договора.

3.3. Заявка на перевозку содержит данные о грузополучателе, роде груза, его количестве и весе, местах / терминалах / станциях отправления и назначения, виде отправки и стоимости перевозки согласованной Сторонами, а также перечень дополнительных услуг, таких как страхование груза, сопровождение груза, прием груза со склада грузоотправителя и транспортировка к месту погрузки, погрузо-разгрузочные работы, а также слежение за проследованием транспорта по маршруту.

3.4.1. Производить расчет стоимости услуг, связанных с перевозкой грузов, по письменным запросам Клиента. Согласованные условия ТЭУ и расчетные ставки подтверждаются Сторонами путем обмена письмами и оформлением Заявки на перевозку, являющиеся неотъемлемой частью Договора;

3.4.2. На основании Заявок Клиента разрабатывать и информировать последнего об оптимальных маршрутах перевозки заявленных грузов;

3.4.3. Выставлять Клиенту счета на оплату согласованной в Заявках стоимости услуг, а также счета на доплату и на возмещение расходов, понесенных Экспедитором в интересах Клиента, включая расходы за задержку транспортных единиц (автомобилей/вагонов/контейнеров/судов и т.д), возникших по вине Клиента.

3.4.4. После оплаты Клиентом выставленного Экспедитором счета на согласованную в Заявке стоимость услуг сообщать Клиенту требования (инструкции для заполнения перевозочных документов: по оплате тарифа и охраны, выполнению таможенных формальностей, индивидуальный переменный код перевозки, и другие данные), необходимые для беспрепятственного продвижения автомобилей/вагонов/контейнеров/судов и т.д., и подлежащие обязательному выполнению Клиентом.

3.4.6. По запросу Клиента организовывать страхование груза;

3.4.7. Консультировать Клиента по организационным, коммерческим, правовым и др. вопросам, связанным с перемещением его грузов и оплатой через Экспедитора.

3.4.8. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей третьих лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает Экспедитора от ответственности перед Клиентом за исполнение настоящего Договора.

Перевозка жд транспортом

3.4.9. Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до момента предоставления Клиентом надлежащего обеспечения исполнения обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных в интересах Клиента расходов.

3.5.1. Направлять Экспедитору в сроки, достаточные для согласования с задействованными структурами, но не позднее, чем за 15 дней до даты передачи груза Экспедитору, Заявки на ТЭУ по согласованной с Экспедитором форме в письменном виде, подписанные уполномоченным лицом, переданные посредством электронной, факсимильной или иной связи, позволяющей установить, что документ исходит от Клиента.

3.5.2. Информировать Экспедитора об особых свойствах груза (опасность, негабаритность и прочие), требующих особых условий перевозки.

3.5.3. Оплачивать выставленные Экспедитором счета в течении 3-х (трех) календарных дней с даты их издания и предоставления Клиенту посредством электронной почты, если иное не указано в Заявке.

3.5.4. Строго выполнять инструкции Экспедитора. Клиент несет ответственность, предусмотренную (п. 6.5) настоящего Договора, за ненадлежащее использование кодов и подкодов, переданных Экспедитором в его распоряжение.

3.5.5. Предъявлять к перевозке грузы в таре и упаковке, предохраняющей груз от порчи и повреждений в пути следования и во время перевалки/перегруза;

ТТН

3.5.6. Если не согласовано иное, сообщать Экспедитору в течение 2-х рабочих дней после осуществления отгрузки грузовладельцем, полную отгрузочную информацию с предоставлением копии транспортной накладной.

3.5.7. Оформлять транспортные накладные и другие транспортно-экспедиторские документы на согласованные с Экспедитором объемы и направления, согласно инструкций Экспедитора.

 3.5.8. Ежемесячно, до 25–го числа каждого месяца, предоставлять Экспедитору подписанные Акты об оказанных услугах и Акты сверки взаиморасчетов за предыдущий месяц.

3.5.9. Производить необходимые платежи в соответствии с разделом 4 настоящего Договора;

3.5.10. Для предъявления в налоговые и таможенные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями Перевозчика представлять документы, подтверждающие перевозку грузов под таможенным контролем.


Помогла статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться
Отправить
Класснуть